Научная статья на тему 'Ценности и ценностные ориентации в профессиональном саморазвитии курсантов вузов МВД России'

Ценности и ценностные ориентации в профессиональном саморазвитии курсантов вузов МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
514
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT / VALUES / VALUE ORIENTATIONS / PRACTICE-ORIENTED PREPARATION / LEGAL CULTURE / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карабаш Дмитрий Васильевич, Щуров Евгений Андреевич

В статье рассматриваются ценности и ценностные ориентации курсантов в профессиональном саморазвитии в вузе МВД России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Values and value orientations in professional self-development of cadets of higher education institutions of the Ministry of the Interior of Russia

In the article values and value orientations of professional self-development of cadets in higher education institution of the Ministry of the Interior of Russia are considered.

Текст научной работы на тему «Ценности и ценностные ориентации в профессиональном саморазвитии курсантов вузов МВД России»

Карабаш Дмитрий Васильевич

кандидат педагогических наук,

начальник кафедры деятельности ОВД в особых условиях Краснодарского университета МВД России (тел.: +78612583754)

Щуров Евгений Андреевич

кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России (тел.: +78612583181)

Ценности и ценностные ориентации в профессиональном саморазвитии курсантов вузов МВД России

В статье рассматриваются ценности и ценностные ориентации курсантов в профессиональном саморазвитии в вузе МВД России.

Ключевые слова: профессиональное саморазвитие, ценности, ценностные ориентации, прак-тико-ориентированная подготовка, правовая культура, профессиональная деятельность.

D.V. Karabash, Master of Pedagogics, Head of a Chair of Activity of Department of Internal Affairs in Special Conditions of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583754;

E.A. Schurov, Master of Law, Assistant Professor, Deputy Head of a Chair of Criminalistics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.:+78612583181.

Values and value orientations in professional self-development of cadets of higher education institutions of the Ministry of the Interior of Russia

In the article values and value orientations of professional self-development of cadets in higher education institution of the Ministry of the Interior of Russia are considered.

Keywords: professional self-development, values, value orientations, practice-oriented preparation, legal culture, professional activity.

Проблема профессиональной зрелости сотрудников полиции - важнейший аспект практико-ориентированной подготовки специалистов вузов МВД России, особенно учитывая то, что сегодняшние курсанты являются свидетелями кардинальной смены ценностей и ориентиров жизни. В условиях модернизации системы подготовки кадров в ведомственных вузах представляется необходимым по-новому взглянуть на процесс, закладывающий ценностные установки в сознание обучаемых, ориентированных на постоянный профессиональный рост и саморазвитие.

В процессе подготовки курсантов вузов МВД России важно осознание ими того, что стать успешным человеком в условиях быстро меняющейся экономической, политической обстановки, требований рынка труда к сотрудникам полиции сможет тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет навыками

саморазвития как личностного, так и профессионального, навыками самостоятельной работы и общения, обладает способностью адаптироваться к новым условиям, быть мобильным специалистом. В связи с этим возникает проблема совершенствования теоретической и практической подготовки курсантов, способных продуктивно решать задачи, связанные с социализацией, адаптацией к современным реалиям жизни в обществе, имеющих четкие ценностные ориентации. Профессиональное саморазвитие сотрудников полиции предполагает наличие у них сформированной профессиональной направленности на осуществление данного вида деятельности, способности к профессиональному саморазвитию и сформированных ценностных ориентаций.

Проблема профессионального саморазвития курсантов вузов МВД России на основе формирования ценностных ориентаций не была

236

предметом специального исследования, однако в философии, психологии и педагогике накоплен определенный опыт для более глубокого ее изучения. Основы процесса развития человека, дающие подходы к пониманию саморазвития, отражены в трудах отечественных ученых [1]. Исследования развития личности в процессе получения высшего образования представлены в работах А.А. Вербицкого [2], Е.Л. Горбатюк [3], Т.Л. Журавлевой [4] и др. Ученые сходятся в том, что под развитием понимается «процесс и результат целенаправленного изменения системы, наиболее общей закономерностью которого является ее переход из состояния развития в саморазвитие» [5, с. 35].

Одним из направлений профессионального саморазвития в вузе является формирование ценностных ориентаций. Реализуемость ценностей правовой культуры находит отражение в правовом сознании и представлениях о праве. Без этого оставались бы в стороне такие важные проблемы, как роль сознания человека в правовой сфере, межличностные отношения, а также связь между правом и моралью. «Ценность дается сознанию вместе с ее носителями, она переживается как особое свойство предмета. Закон, например, сам по себе не ценность культуры, но он может выступать в качестве носителя тех или иных ценностей» [6, с. 23]. Если бы право не ориентировалось на эти ценности, то и само оно бы не являлось таковым.

Уже в процессе обучения курсанты вузов системы МВД России должны уяснить, что в сфере правовых отношений, где основными участниками являются личность, общество и государство, ценности можно рассматривать как субъектно-субъектные связи, а формирование ценностных ориентаций - основа профессионального саморазвития, т.к. разрушение межсубъектных отношений и превращение одного из субъектов ценностного отношения в объект приводит к нарушению культурно-ценностных связей, создает отчуждение, антикультуру, основанную на антиценностях.

Профессиональное саморазвитие курсантов ориентировано на то, что ценности не сводятся к одному основанию: к целям или идеалу. Ценность обладает сложной многоуровневой структурой, сущность которой заключается в единстве значимого и должного, средства и цели, сущего и идеала. Так, в концепции Н.О. Лосского в состав и структуру ценности включены бытие и идеал, иерархично расположенные, а эволюция сущего к «абсолютной полноте жизни» [7, с. 287] и определяет ценность в качестве основания, ядра саморазвития.

Профессиональное саморазвитие немыслимо без сохранения уникальности ценностей каждой личности. Курсанты, как будущие специалисты правоохранительной деятельности, должны четко представлять, что право обладает такими свойствами, благодаря которым возможно ввести в социальную жизнь всеобщую, стабильную, строго определенную по содержанию, гарантированную государством систему типовых масштабов поведения, функционирующую постоянно и непрерывно во времени. И потому в цивилизованном обществе именно право является одним из главных инструментов, способных обеспечить организованность общественной жизни, дисциплины, нормальное функционирование всего общественного организма, действенность социального управления. Иными словами, право в идеале - это ценность упорядоченной социальной свободы, справедливости, консенсуса. В этом своем качестве право может предоставлять простор для свободы, для активности в поведении, для саморазвития и самореалиазции.

Право является уникальной социальной ценностью, поскольку оно воплощает цельный сплав фундаментальных устоев цивилизованной организации жизни общества, их нормативных требований, причем таких, которые, казалось бы, отличаются известной несовместимостью или, во всяком случае, разнородностью, отдаленностью друг от друга [8, 9, 10, 11]. Положение о том, что право обладает собственной ценностью, имеет важное научное и практическое значение в профессиональном саморазвитии курсантов вузов МВД. Это положение направлено на то, чтобы в условиях прогрессивного социально-политического строя, все более утверждающегося гражданского общества социально-политические институты ориентировались на правовые основы. Формулирование правовых основ фиксируется в основополагающих демократических правовых принципах (ответственность за вину, презумпция невиновности и др.), являющихся принципами и профессионального саморазвития.

Профессиональная деятельность сотрудников полиции системы МВД состоит, в том числе, и в целенаправленном формировании гуманистического сознания индивида, группы и общества на основе индивидуальной системы ценностей. По мнению ряда ученых, индивидуальная система ценностей представляет собой определяющий фактор жизненных устремлений человека, направленных на профессиональное саморазвитие [1]. Деформация или разрушение моральных принципов, нравственных норм,

237

ценностных ориентиров ведут в конечном счете к дезинтеграции. Отсюда то огромное значение, которое приобретает исследование проблемы формирования индивидуальной системы ценностей личности в профессиональном саморазвитии, ибо она связана с фундаментальными вопросами человеческого бытия, поскольку все предметы и явления окружающего мира способствуют или препятствуют достижению поставленных целей. Человек не просто познает предметы и явления действительности, но и оценивает их с точки зрения своих стремлений, своих потребностей и интересов. В зависимости от оценок, от имеющихся представлений постепенно формируется определенная направленность интересов, а следовательно, и деятельность личности. Наряду со сказанным, большинство исследователей выступают за радикальность необходимых изменений в системе образования, исходя из того, что они (изменения) должны затронуть содержание образования, его целевую ориентацию. К.К. Колин [12] предлагает три основополагающие цели новой философии образования, которая ориентирована на личностное и профессиональное становление и развитие обучаемых:

формирование целостного миропонимания и нового научного мировоззрения людей будущего, которое было бы адекватным последним достижениям фундаментальной науки;

формирование у людей научных представлений об основных тенденциях и закономерностях стремительного изменения современного мира, а также развитие у них способностей прогнозировать будущее и принимать решения в условиях неопределенности;

воспитание у людей такого уровня духовности и нравственности, который мог бы стать основой стратегии дальнейшего безопасного развития цивилизации в условиях продолжающегося роста населения планеты, истощения природных ресурсов, нарастания экологических проблем, появления новых видов оружия массового поражения и опасных технологий.

Ряд авторов включают саморазвитие в понятие «личностная зрелось», которая, как считают Н.В. Бордовская и А.А. Реан [13, с. 167], основана на следующих базовых составляющих, вокруг которых группируются множество других:

ответственность, терпимость, саморазвитие, положительное мышление, положительное отношение к миру (этот компонент присутствует во всех предыдущих).

Практика свидетельствует, что саморазвитие не может носить негативный характер, поскольку всегда направлено на достижение перспективной личностной цели - самореализации. Рассматривая профессиональные стратегии саморазвития сотрудников полиции, которые формируются и развиваются в процессе прак-тико-ориентированной подготовки в вузе МВД, можно предположить, что к ним применимы характеристики молодого профессионала, который определяет персональные пути саморазвития. Сюда следует отнести стремление изучить самого себя, свои профессиональные возможности, желание соответствовать вызовам сложной современной действительности; овладение арсеналом знаний, умений, навыков и способностей, которые на основе саморазвития будут способствовать конкурентоспособности и профессиональному росту. Различные стратегии саморазвития, характерные для курсантов вузов МВД, отражают не только вышеназванные параметры, но и базируются, в первую очередь, на личностных особенностях профессионального «Я», уже приобретенном профессиональном опыте, который отражается в индивидуальных эффективных профессиональных моделях поведения сотрудников полиции, в их ценностных ориентациях. Исследователи отмечают, что «актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию и самореализации представляют огромную ценность сами по себе. Они - показатель личностной зрелости и одновременно условие ее достижения... С выраженным стремлением к саморазвитию связаны и профессиональные успехи, достижение профессионального "акме", а также и его профессиональное долголетие.» [11, с. 173].

Таким образом, на передний план при рассмотрении проблем формирования ценностных ориентаций в профессиональном саморазвитии курсантов вузов МВД России выдвигается развитие личности, ее жизненно важных интересов, т.е. совокупности потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности прогрессивного ее саморазвития.

1. Карабаш Д.В. Модель формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов вузов МВД России // Общество и право. 2011. № 5.

2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.

1. Karabash D.V. The model of formation of value-ideological, cultural identity students of universities of the Ministry of the Interior of Russia // Society and law. 2011. № 5.

2. Verbitsky A.A. Active learning in higher school: the contextual approach. M., 1991.

238

3. Горбатюк Е.Л. Возможности личностного саморазвития студента технического вуза в поисковых подходах к обучению: авто-реф. дис.... канд. пед. наук. Хабаровск, 1999.

4. Журавлева Т.Л. Активизация профессионального саморазвития слушателей вузов МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1998.

5. Андреев В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития. Казань, 2000.

6. Ковалева И.В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца XIX - начала XX веков. Великий Новгород, 2002.

7. Лосский Н.О. Ценность и бытие. М., 1994.

8. Горлинский И.В. Технология педагогического процесса в образовательных учреждениях МВД России. М., 1997.

9. Даничев Н.В. Формирование правовой культуры офицера: на материале военного института ВВ МВД России: дис. ... канд. пед. наук. Новосибирск, 2005.

10. Дутов Ю.И. Формирование правовой культуры курсантов образовательных учреждений МВД России: дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2006.

11. Канунникова Н.Г. Правовое воспитание сотрудников органов внутренних дел в условиях реорганизации МВД России: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999.

12. Колин К.К. Философия образования на пороге века: новые приоритеты // Международное сотрудничество. 1999.

13. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учеб. для вузов. СПб., 2000.

3. Gorbatyuk E.L. The possibilities for personal development of a student of a technical university in search approaches to teaching: auth. abstr. ... Master of Pedagogics. Khabarovsk, 1999.

4. Zhuravleva T.L. Activation of professional self-development listeners universities of the Ministry of the Interior of Russia: auth. abstr. ... Master of Pedagogics. SPb., 1998.

5. Andreev V.I. Pedagogy: study course for creative self-development. Kazan, 2000.

6. Kovaleva I.V. The values of legal culture in the views of the Russian society of the late XIX -early XX centuries. Velikiy Novgorod, 2002.

7. Lossky N.O. Value and genesis. M., 1994.

8. Gorlinsky I.V. Technology of educational process in educational universities of the Ministry of the Interior of Russia. M., 1997.

9. Danichev N.V. Formation of legal culture of the officer on the materials of the military Institute of the Ministry of the Interior of Russia: auth. abstr. ... Master of Pedagogics. Novosibirsk, 2005.

10. Dutov Yu.I. Formation of legal culture of cadets of educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia: auth. abstr. ... Master of Pedagogics. Voronezh, 2006.

11. Kanunnikova N.G. Legal education of employees of internal Affairs bodies in the conditions of the reorganization of the Ministry of the Interior of Russia: diss. ... Master of Law. M., 1999.

12. Kolin K.K. Philosophy of education on the threshold of the century: new priorities // International cooperation. 1999.

13. Bordovskaya N.V., Rean A.A. Pedagogy: textbook for universities. SPb., 2000.

239

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.