Научная статья на тему 'О теоретической модели подготовки курсантов к педагогической профилактике подростковых девиаций'

О теоретической модели подготовки курсантов к педагогической профилактике подростковых девиаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
353
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ПРОФИЛАКТИКА / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / PEDAGOGICS / PREVENTION / DEVIANT BEHAVIOR / DIDACTIC MODEL / CULTURAL AND LEISURE ACTIVITY / TECHNOLOGICAL APPROACH / SOCIOCULTURAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чанышев Руслан Ильмирович

В статье раскрываются научные основы предупреждения и профилактики девиантного поведения подростков, обосновывается теоретическая модель подготовки курсантов к работе по профилактике подростковых девиаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чанышев Руслан Ильмирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the theoretical model of cadets training for pedagogical prevention of juvenile deviance

The article reveals the scientific basis of preparation of experts for the prevention of deviant behavior of teenagers, the theoretical model of training cadets to work to prevent teen deviations is substantiated.

Текст научной работы на тему «О теоретической модели подготовки курсантов к педагогической профилактике подростковых девиаций»

Чанышев Руслан Ильмирович

преподаватель-методист факультета профессионального обучения и дополнительного профессионального образования Казанского юридического института МВД России (e-mail: [email protected])

О теоретической модели подготовки курсантов

к педагогической профилактике подростковых девиаций

В статье раскрываются научные основы предупреждения и профилактики девиантного поведения подростков, обосновывается теоретическая модель подготовки курсантов к работе по профилактике подростковых девиаций.

Ключевые слова: педагогика, профилактика, девиантное поведение, социокультурная деятельность, дидактическая модель, культурно-досуговая деятельность, технологический подход.

R.I. Chanyshev, Teacher-methodologist of the Faculty of Professional Training and Additional Professional Education of the Kazan Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]

On the theoretical model of cadets training for pedagogical prevention of juvenile deviance

The article reveals the scientific basis of preparation of experts for the prevention of deviant behavior of teenagers, the theoretical model of training cadets to work to prevent teen deviations is substantiated.

Key words: pedagogics, prevention, deviant behavior, sociocultural activity, didactic model, cultural and leisure activity, technological approach.

Рассмотрению проблемы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних посвящено немало работ отечественных и зарубежных исследователей (М.А. Алемаскин, В.М. Андреева, Б.Н. Алмазов, В.А. Бачинин, Л.М. Васинцева, В.Ф. Габдулхаков, Я.И. Гилинский, Г.И. Забрянский, Ф.К. Зиннуров, И.А. Кузнецова, Л.И. Кундозерова, С.М. Милинис, Г.М. Миньковский, А.С. Новоселова, А.П. Полу-эктов, В.И. Силенков, К.Н. Тараленко, Г.Г. Чаны-шева, Н.И. Шибанова и др.).

Проблема предупреждения преступности несовершеннолетних отражена в исследованиях Ю.М. Антоняна, Е.Г. Багреевой, Б.А. Базыровой, В.Н. Герасимова, С.А. Завражина, К.К. Кусни-денова, Д.В. Майорова, Т.М. Чапурко и др.; индивидуальную профилактику правонарушений изучали И.А. Макаренко, Л.Л. Каневский и др.

Отдельные вопросы профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями на современном этапе раскрыты в работах

A.Р. Аксаровой, Г.Г. Бочкаревой, Ф.К. Зиннурова, О.Г. Ковалева и др., а также в диссертационных исследованиях последних лет (И.А. Кузнецова,

B.В. Кузьминов, И.А. Макаренко, Т.И. Помыткина, А.И. Савиных, В.П. Санников, Е.В. Фогель и др.).

Содержанию и технологии профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел

посвящены исследовательские работы таких авторов, как И.А. Колесников, В.Н. Котляр, А.И. Мищенко, Ю.А. Морозов, В.И. Постов, Н .Е. Щуркова и др.

Проблемы теоретической и практической подготовки к профессиональной деятельности рассмотрены в трудах Б.Г. Ананьева, А.П. Ан-друник, В.В. Журавлева, Л.В. Кондрашовой, Е.М. Федорова, А.Г. Чирикова и др.

Определение готовности к профессиональной деятельности, выявление ее специфических показателей нашли отражение в работах Е.В. Бондаревской, В.А. Демина, Н.Н. Нечаева, А.В. Хуторской и др.

Вопросы моделирования подготовки курсантов к профилактической работе с подростками девиантного типа проанализированы в работах Ф.К. Зиннурова [1]. Педагогическое моделирование является связующим звеном педагогической теории и практики. М.И. Махмутов, Ю.С. Тюнни-ков и другие считали, что педагогическая теория рассматривается как инструмент моделирования. Она может быть взята непосредственно как модель (т.е. как целевая идея) или может быть только источником ее формирования.

Поэтому теоретическая модель подготовки курсантов юридических вузов к работе с подростками девиантного типа может рассматри-

251

ваться с разных сторон. Моделирование как метод исследования получил в настоящее время широкое распространение в различных научных областях и направлениях. Моделирование - это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Наличие отношений частичного подобия позволяет использовать модель в качестве заместителя или представителя изучаемой системы. Создание моделей - действенное средство проверки истинности и полноты теоретических представлений в различных отраслях знаний.

При этом следует различать модель и технологию. В.С. Смирнова считает, что термин «моделирование» пришел в педагогику из области технического знания. Благодаря моделированию педагогический процесс становится технологичным. В процессе и посредством моделирования создается педагогическая технология, обеспечивающая развитие участников педагогического процесса. Педагогическую технологию можно рассматривать как последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, этапов педагогического процесса, действий и состояний его участников.

Разрабатывая модель формирования готовности курсанта к реализации воспитательных функций, В.С. Смирнова [2] дает обоснование целевому, содержательному, технологическому и методическому компонентам. Целевой компонент содержит цель процесса формирования готовности курсанта к реализации воспитательных функций. Содержательный компонент определяет направленность процесса на конкретные стороны готовности. Технологический компонент включает основные требования к исследуемому процессу и внутреннюю логику его организации. Методический - формы, методы, приемы, средства формирования готовности курсанта к реализации воспитательных функций.

Основной целью разработанной модели является осознанное, целенаправленное применение будущими офицерами основных компонентов готовности к реализации воспитательных функций, сформированной у них в образовательном пространстве военного вуза, в своей профессиональной деятельности.

Другой исследователь - И.И. Мельников [3] -выявил особенности подготовки курсантов к военно-управленческой деятельности. Им разработана модель подготовки курсантов к военно-управленческой деятельности(цели, принципы, содержание, формы организации, методы, средства), которая определяется содержанием и характером современной военно-профессио-

нальной деятельности (субъект и объект управления, экстремальность деятельности, тактика действий, средства вооруженной борьбы, современные средства управления и навигации и др.) в условиях изменения оборонных задач.

И.И. Мельников показывает, что поэтапная подготовка курсантов к военно-управленческой деятельности в образовательной и профессиональной деятельности, овладение курсантами системой естественнонаучных, гуманитарных, общетехнических, специальных знаний в области управления требуют использования конкретных методов обучения. Автор доказывает, что качество подготовки специалистов во многом зависит как от правильно поставленной цели, проектирования, отбора и структурирования содержания образования, так и от способов достижения поставленных целей, т.е. методов обучения.

Д.В. Кащеев [4] доказывает, что сущность профессионального воспитания курсантов заключается в определенной педагогической системе, в которой выступают в единстве профессиональное воспитание и обучение курсантов, обеспечивающие физическое развитие последних и их психофизическую подготовку к правоохранительной деятельности, формирование профессионально важных качеств, высокой нравственности и культуры поведения. Содержанием профессионального воспитания являются целевой, содержательный, методический, научно-педагогический и организационный компоненты; при этом автором выявлены комплекс педагогических условий и пути совершенствования профессионального воспитания курсантов в процессе физической подготовки: организация и использование комплексно-целевой программы для профессионального воспитания курсантов и обогащения комплекса профессионально важных качеств; целенаправленная работа преподавателей физической подготовки по воспитанию нравственных, физических и психофизических качеств курсантов, повышению мотивации к учебно-тренировочной деятельности во время учебных занятий и внеучебное время (спортивно-массовая работа).

Среди важных условий моделирования подготовки Д.В. Кащеев называет следующие: совершенствование системы начальной профессиональной подготовки курсантов с активизацией учебно-тренировочного процесса на усвоение моральных и нравственных норм, служебной этики поведения, уставного порядка и дисциплины; педагогический такт, достаточную эрудицию, высокую методическую и физическую подготовленность преподавателя физической

252

подготовки, сочетание физических упражнений с убеждением; диагностику и учет индивидуальных особенностей курсантов и особенностей коллектива (учебной группы) как условие индивидуализации образовательного процесса; своевременность воспитывающего воздействия, при этом нельзя оставлять без внимания случаи малейшего нарушения дисциплины или безнравственного поступка курсанта на территории учебного заведения и за его пределами; создание субъект-субъектных отношений на учебно-тренировочных занятиях между курсантами и преподавателями, обеспечивающих уважительное отношение к личности, ее ценностям, мнениям, выбору решений; моделирование на учебно-тренировочных занятиях ситуаций, приближенных к реальным экстремальным условиям, возникающих в оперативно-розыскной и служебно-боевой деятельности и требующих самостоятельного выбора, нравственно-волевых решений, поступков, творческой активности.

В ходе исследования Д.В. Кащеевым сконструирована и структурная схема профессионального воспитания курсантов, в которой отображается процессуальная сторона формирования модели, состоящая из следующих блоков: 1) цель - профессиональное воспитание курсантов средствами ФП; 2) задачи: воспитание высокой нравственности в профессиональной деятельности и повседневной жизни; развитие физических и психофизических качеств; укрепление и сохранение здоровья; усвоение специальных физкультурных знаний; 3) закономерности, в которых цель и содержание определяются потребностями общества и государства; результат профессиональной готовности зависит от степени развития сознания, мышления и культуры поведения курсанта; 4) основополагающие принципы профессионального воспитания в процессе физической подготовки: принципы воспитывающего обучения, гуманизма, единства общей и специальной подготовки, систематичности воспитательных воздействий; 5) методы профессионального воспитания средствами физической подготовки: моделирование профессиональных ситуаций в процессе учебно-тренировочных занятий; словесный, воздействующий на сознание (лекции, беседы, консультации); метод убеждения, упражнения (тренировки), состязательности, критики, поощрения, наказания; 6) критерии оценки: отношение к учебно-тренировочным занятиям, успеваемость, качество выполнения служебных обязанностей, стремление к самосовершенствованию; 7) диагностика и

прогнозирование процесса профессионального воспитания, выявляющие следующие его уровни: недопустимый, критический, допустимый и оптимальный.

Интересное исследование провел РВ. Стрельцов [5]. На основе анализа теоретического и практического опыта при организации подготовки курсантов военного института ВВ МВД России к воспитанию у личного состава конфликтологической культуры он определил следующие детерминанты: эффективность деятельности будущих офицеров по воспитанию у подчиненных конфликтологической культуры обусловлена уровнем их готовности к данному виду профессиональной деятельности; подготовка курсантов к воспитанию у личного состава данного личностного образования более эффективна, если начинать ее с первого курса; профессиональная подготовка курсантов военного вуза является средством формирования у них готовности к воспитанию конфликтологической культуры, если в теоретический и практический аспекты педагогического процесса ввести конфликтологические компоненты, направленные на формирование указанной готовности.

Целевой блок у Р. В. Стрельцова отражает главный образовательный результат реализации теоретической модели - более высокий уровень подготовки курсантов к воспитанию у подчиненных конфликтологической культуры. Мотивационный блок заключается в осознании необходимости в подготовке курсантов военного вуза к воспитанию у личного состава данного интегративного образования. Содержательный блок предполагает совершенствование содержания, реализуемое в наполнении ряда учебных дисциплин знаниями о конфликтологической культуре и введении в образовательный процесс элективной дисциплины «Конфликтологическая культура», а также обогащение воспитательного процесса в форме информационно-воспитательной работы конфликтологическим содержанием. Процессуальный блок, включающий учебный и воспитательный процессы, должен обеспечить применение в педагогическом процессе современных активных методов, форм, технологий, а также совершенствование войсковой стажировки. Готовность будущего офицера к процессу воспитания у личного состава конфликтологической культуры отражает результативный блок. Компонентами готовности являются мотивационно-ценностный (наличие ценностных ориентаций), когнитивный (наличие знаний о методах, формах, средствах воспитания конфликтологической культуры) и

253

операционный (умение творчески использовать знания и умения по воспитанию у подчиненных конфликтологической культуры).

М.В. Чемодуров [6] доказывает, что курсанты военного вуза должны прежде всего проходить специальную адаптацию к условиям образовательной среды. Адаптация будущих специалистов к учебно-профессиональной деятельности должна обеспечиваться за счет повышения их профессиональной мотивации и перевода профессиональной компетентности в субъектную потребность и цель учебно-профессиональной деятельности. Эффективность данного процесса может быть значительно повышена при условии обеспечения осознания курсантами ценностей профессиональной деятельности специалиста; учебно-профессиональная деятельность курсантов военного вуза ориентирована на формирование межпредметных компетенций специалиста; организованы выявление, формирование и диагностика личностных новообразований, способствующих адаптации курсантов к учебно-профессиональной деятельности; обеспечивается создание специальной адаптивной образовательной среды вуза.

А.Н. Ширяевым [7] была разработана структурно-функциональная модель профессиональной подготовки курсантов. Модель содержит совокупность взаимосвязанных структурных компонентов: целевой (совокупность иерархических взаимосвязанных целей); мотиваци-онно-ценностный (мотивационно-ценностные потребности к усвоению профессиональных служебно-боевых знаний и способов их применения, овладению умениями их использования в СБД, стремлению к саморазвитию, самосовершенствованию и самовоспитанию; эмоциональной устойчивости к преодолению трудностей в СБД подразделений спецназа); содержательный (система профессиональных служебно-боевых знаний, опыта деятельности и опыта отношений, усвоение которой обеспечивает формирование готовности курсантов к СБД в подразделениях СпН); процессуально-деятельностный (совокупность организационных форм, методов, средств, направленных на формирование готовности курсанта к СБД в подразделениях СпН); оценочно-рефлексивный (совокупность критериев, показателей, уровней эффективности процесса формирования готовности курсанта к СБД в подразделениях СпН).

К.А. Кунаш [8] тоже была разработана структурно-функциональная модель, но эта модель уже ориентирована на формирование готовности курсантов к профилактической работе с несовершеннолетними правонарушителями

и рассматривается автором как целостная система, под которой понимается некоторое целое, состоящее из взаимосвязанных элементов, причем порядок связи этих элементов образует внутреннюю структуру системы, а характер ее взаимодействия с окружающими условиями - ее функционирование. Данная структурно-функциональная модель формирования готовности курсантов к профилактической работе представляет систему взаимосвязанных структурно-функциональных блоков, состоящих из совокупности элементов: целевой (цель, задачи, принципы), содержательный (функции, механизмы, содержание), процессуальный (педагогические условия, этапы, формы, методы и приемы), оценочно-результативный (результат и критерии его оценки, уровни) блоки и системообразующие связи между ними.

Целевой блок модели обеспечивает ориентацию на максимальное личностное и профессиональное развитие будущих сотрудников ФСИН. Важнейшим его элементом является цель, сформулированная автором как формирование готовности курсантов к профилактической работе с несовершеннолетними правонарушителями.

К принципам формирования готовности курсантов к профилактической работе с несовершеннолетними правонарушителями мы относим: принцип гуманизма, принцип целостности, принцип непрерывности, принцип единства учебной, практической и исследовательской деятельности курсантов.

Содержательный блок включает в себя функции, механизмы, содержание подготовки курсантов к профилактической работе с несовершеннолетними правонарушителями.

Процессуальный блок включает педагогические условия, этапы, формы, методы и приемы подготовки курсантов к профилактической работе с несовершеннолетними правонарушителями. Процессуальный блок реализуется через взаимосвязанные и взаимообусловленные этапы формирования готовности курсантов к профилактической работе: предварительный, формирующий, итоговый.

Формирование готовности курсантов к профилактической работе с несовершеннолетними правонарушителями заключается в реализации разработанной модели, наполнении ее содержанием на основе выявленных педагогических условий, выборе эффективных форм, методов и средств обучения и воспитания в соответствии с современными целями высшего профессионального образования.

К педагогическим условиям процесса формирования готовности курсантов к профи-

254

лактической работе с несовершеннолетними правонарушителями мы отнесли: общетеоретическую правовую, психолого-педагогическую, криминологическую подготовку; специальную психолого-педагогическую подготовку; применение активных методов обучения; проектную деятельность курсантов; включение курсантов в различные организационные формы самообразовательной деятельности; внедрение педагогического практикума в программу производственной практики в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Таким образом, анализ последних научных исследований и личный опыт подготовки курсантов к работе с подростками девиантного типа позволяет сделать выводы о том, что эта подготовка должна учитывать ряд дидактических принципов:

1. Принцип системности предполагает выделение целостной системы знаний и структурных компонентов, обнаружение связей между ними; определение способа регулирования системы; изучение механизмов функционирования и развития системы.

2. Принцип междисциплинарности предполагает рассмотрение вопросов профилактики и коррекции девиантного поведения и путей ее преодоления в соответствии с содержанием основных курсов базового учебного плана.

3. Принцип адекватности, т.е. соответствие содержания психофизиологическим особенностям курсантов.

Эффективность функционирования такой модели процесса подготовки курсантов юридического института МВД России к работе с подростками девиантного типа определяется:

1) организацией единого образовательного пространства путем интеграции учебной и воспитательной деятельности, пронизанной идеей подготовки курсантов к работе с подростками девиантного типа;

2) развитием положительной мотивации, направленной на осознание курсантами необходимости работы с трудными подростками как личностного образования;

3) организацией педагогического процесса с учетом собственной истории жизни курсанта, сформированных ценностных ориентаций, которые оказывают определяющее влияние на процесс приобщения будущего офицера к воспитанию у личного состава установок на работу с трудными подростками;

4) применением в образовательном процессе современных методов, форм, технологий, эффективно способствующих формированию готовности будущего офицера к воспитанию у личного состава конфликтологической культуры;

5) субъект-субъектными отношениями в системах «преподаватель - курсант», «офицер (командир) - курсант», «курсант - курсант».

В состав теоретической модели подготовки курсантов юридического вуза к работе с подростками девиантного типа должно входить три основных блока: целевой, содержательно-процессуальный и результативно-оценочный.

Первый из них - целевой - представлен требованиями социального заказа по подготовке соответствующего специалиста и вытекающими из них целями и задачами. В связи с тем, что в адаптации курсанта к учебно-профессиональной деятельности интегративную роль играет цель его подготовки, степень ее достижения выражает представление о результате становления и развития курсанта как профессионала - юриста, психолога, педагога. Цель в конкретных условиях формируется в виде задачи. Следовательно, достижение обозначенной выше цели - формирование профессионально-адаптированной личности выпускника юридического вуза - возможно при решении ранее обоснованных задач по формированию профессиональной направленности, профессиональной компетентности, рефлексивных способностей, профессионального поведения.

Второй блок модели - содержательно-процессуальный - должен быть представлен системой методологических, теоретических, методических, технологических знаний, системой форм и методов активизации учебно-профессиональной деятельности курсантов. Процессуальная сторона адаптации курсантов заключается в представлении опыта, подлежащего усвоению в виде системы познавательных и практических задач, а также применении специальных дидактических процедур его усвоения (выбор организационных форм, методов, средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности, имитационных моделей изучаемых процессов, учебно-деловых игр и т.п.). Создание условий для адаптации личности курсанта к учебно-профессиональной деятельности предоставляет также воспитательный процесс юридического вуза, в котором значительная роль отводится центральной фигуре образовательного процесса - профессорско-преподавательскому составу и офицерам курсового звена факультета. Их приоритетная роль в воспитании курсантов в ходе учебно-профессиональной деятельности обусловлена рядом объективных обстоятельств, а выбор форм, методов воспитательной работы осуществляется на основе глубокого и всестороннего изучения индивидуально-психологических особенностей и качеств личности обучающихся.

255

Третий блок - результативно-оценочный -должен быть представлен критериями и показателями, оценками уровня развития процесса подготовки курсантов к работе с трудными подростками. Судить о степени подготовленности курсанта к выполнению определенного направления будущей профессиональной деятельности позволяют следующие критерии и раскрывающие их показатели: мотивационная готовность к профессиональной деятельности (мотивы учебной, познавательной и профессиональной деятельности); профессионально-ценностные ориентации курсантов (ценности профессиональной деятельности); профессиональные способности (качество усвоения

профессиональных знаний, умений и навыков, прочность их усвоения, качество выполнения творческих заданий и работ при решении профессионально ориентированных задач), профессионально-рефлексивные способности (анализ учебно-профессиональных действий; оценка собственного профессионального образа), коммуникативные и организаторские способности (коммуникативные свойства и особенности профессионально-личностного взаимодействия). В процессе исследования нами были выделены четыре уровня подготовки курсантов к работе с подростками девиантного типа - высокий, средний, низкий и критический.

1. Зиннуров Ф.К. Педагогическая профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях социокультурной среды: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2012.

2. Смирнова В.С. Модель формирования готовности курсантов к реализации воспитательных функций в образовательном пространстве военного вуза // Теория и практика общественного развития. URL: www. teoria-practica.ru

3. Мельников И. И. Подготовка курсантов к военно-управленческой деятельности в условиях решения новых оборонных задач: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2005.

4. Кащеев Д. В. Профессиональное воспитание курсантов вузов МВД России в процессе физической подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2005.

5. Стрельцов Р.В. Модель процесса подготовки будущих офицеров к воспитанию у личного состава конфликтологической культуры // Теория и практика общественного развития. URL: www.teoria-practica.ru

6. Чемодуров М.В. Педагогические условия адаптации курсантов военного вуза к учебно-профессиональной деятельности (на материале подготовки специалистов по защите информации): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2009.

7. Ширяев А.Н. Формирование готовности курсантов к служебно-боевой деятельности в подразделениях специального назначения внутренних войск: автореф. дис. . канд. пед. наук. Чита, 2013.

8. Кунаш К.А. Формирование готовности курсантов Института Федеральной службы исполнения наказаний к профилактической работе с несовершеннолетними правонару-щителями: автореф. дис. . канд. пед. наук. Новокузнецк, 2007.

1. Zinnurov F.K. Pedagogical prevention and correction of deviant behavior of teenagers in conditions of a socio-cultural environment: auth. abstr. ... Dr of Pedagogics. Kazan, 2012.

2. Smirnova VS. The model of formation of readiness of cadets to the implementation of educational functions in educational space of a military high school //Theory and practice of social development. URL: www.teoria-practica.ru

3. Melnikov I.I. Cadet training to militaryadministrative activity in the conditions of the solution of new defensive tasks: diss. ... Master of Pedagogics. Kazan, 2005.

4. Kascheev D.V. Professional education of students of universities of the Ministry of the Inteior of Russia in the process of physical training: auth. abstr. ... Master of Pedagogics. Barnaul, 2005.

5. Streltsov R.V. Model of process of training of future officers to educate personnel conflictological culture // Theory and practice of social development. URL: www.teoria-practica.ru

6. Chemodurov M.V. Pedagogical conditions of adaptation of cadets of military higher educational institutions to the educational and professional activity (on the material of training specialists in information security): auth abstr. ... Master of Pedagogics. Kursk, 2009.

7. Shiryaev A.N. The formation of readiness of cadets to the service and combat activity in the special forces of internal troops: auth abstr. ... Master of Pedagogics. Chita, 2013.

8. Kunash K.A. The formation of readiness of students of Institute of Federal service of execution of punishment to preventive work with juvenile offenders: auth abstr. ... Master of Pedagogics. Novokuznetsk, 2007.

256

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.