Научная статья на тему 'Основные направления экспериментальной деятельности научной школы «Нравственный аспект в формировании личностных образований»'

Основные направления экспериментальной деятельности научной школы «Нравственный аспект в формировании личностных образований» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
463
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ШКОЛА / НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / ДИССЕРТАНТ / ДИСЦИПЛИНА / ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ / КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИНТЕГРАТИВНОЕ ЛИЧНОСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГУМАННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ / SCIENTIFIC SCHOOL / POSTGRADUATE / DISCIPLINE / SELF-DISCIPLINE / CONFLICT / CO-OPERATIVE CONFLICT RESOLUTION CULTURE / INTEGRAL PERSONAL FORMATION / ECOLOGICAL EDUCATION / HUMANE ATTITUDE TO A PERSON / SOCIAL ACTIVITY / HEALTHY LIFESTYLE / MORAL ASPECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогожникова Раиса Анатольевна

В статье представлена деятельность диссертантов научной школы по специальностям 13.00.01 «Общая педагогика», «История педагогики и образования» и 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования». Руководитель научного направления доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ПГГПУ Рогожникова Раиса Анатольевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рогожникова Раиса Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the research of postgraduates of the scientific school in specialities 13.00.01 «General Pedagogics», «The History of Pedagogics and Education» and 13.00.08 «Theory and Methods of Professional Education». The head of the scientific school is Doctor of Pedagogical Science, the Professor of Pedagogics Department of the Perm State Humanitarian Pedagogical University R.A. Rogozhnikova.

Текст научной работы на тему «Основные направления экспериментальной деятельности научной школы «Нравственный аспект в формировании личностных образований»»

РАЗДЕЛ 1. НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ

1.1. НАУЧНАЯ ШКОЛА «НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ»

УДК 378

Рогожникова Раиса Анатольевна

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

Пермь, Россия, [email protected]

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ «НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ»

Raisa A. Rogozhnikova

PhD, Professor Department of Pedagogy

Perm State Humanitarian-Pedagogical University, Perm, Russia, [email protected]

MAIN AREAS OF EXPERIMENTAL PERFORMANCE SCIENTIFIC SCHOOL «MORAL ASPECTS IN THE FORMATION OF PERSONAL EDUCATION»

Аннотация. В статье представлена деятельность диссертантов научной школы по специальностям 13.00.01 - «Общая педагогика», «История педагогики и образования» и 13.00.08 - «Теория и методика профессионального образования». Руководитель научного направления -доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ПГГПУ Рогожникова Раиса Анатольевна.

Ключевые слова: научная школа; научное направление; диссертант; дисциплина; дисциплинированность; конфликт; конфликтологическая культура; интегративное личностное образование; экологическое воспитание; гуманное отношение к человеку; социальная активность; здоровый образ жизни; нравственный аспект.

Abstract. The article presents the research of postgraduates of the scientific school in specialities 13.00.01 - «General Pedagogics», «The History of Pedagogics and Education» and 13.00.08 - «Theory and Methods of Professional Education». The head of the scientific school is Doctor of Pedagogical Science, the Professor of

© Рогожникова Р.А., 2014

Pedagogics Department of the Perm State Humanitarian Pedagogical University R.A. Rogozhnikova.

Key words: scientific school; postgraduate; discipline; self-discipline; conflict; co-operative conflict resolution culture; integral personal formation; ecological education; humane attitude to a person; social activity; healthy lifestyle; moral aspects.

Научное сообщество нуждается в постоянных контактах, обмене информацией, взаимной оценке трудов, а следовательно, в формировании научных школ. Научные школы - это социальный феномен, который позволяет решать комплекс задач научной деятельности по какому-то направлению в их единстве и взаимообусловленности. Одним из многочисленных определений термина «научная школа» является следующее: это направление в науке, объединившее интересы группы исследователей. Иначе говоря, существует такая система: «научное направление - научная школа».

Категория «личность» хотя и относится к числу базовых психологических понятий, но изучается всеми общественными науками, в том числе педагогикой. Существует много различных теорий воспитания и развития личности, и в каждой из них проблема рассматривается по-своему. Проведение теоретических исследований в данной научной области имеет свою историю. Наш концептуальный подход в толковании личностных образований как интегративных рассматривает их в структурном единстве когнитивной, эмоциональной и волевой сфер личности, которые являются основными компонентами отношения. Уровень сознания определяется во многом тем, в какой мере личность обдумывает свои действия и поступки, как согласуются личные интересы с общественными. Эмоциональный компонент отношения обусловлен тем, что эмоции снабжают мотив необходимой энергией для осуществления деятельности. Волевой компонент проявляется в поступках, которые являются человеческими этическими условиями жизни «другого» человека.

Высокие идеи служения людям могут быть реализованы только в том случае, если личность научится видеть рядом человека, ценить и уважать его, стремиться к тому, чтобы такое уважение было общей нормой. Формирование нравственной ориентации на человека лежит в основе ценностного отношения к человеку, которое особенно важно сегодня, когда в обществе остро ощущается дефицит доброты, сочувствия, элементарного внимания к человеку.

Основными проблемами исследовательской деятельности нашей научной школы являются тесно связанные между собой проблема дисциплины и дисциплинированности личности и проблема конфликта. Эти проблемы актуальны как для общества в целом, так и для образовательных учреждений. Проблема дисциплины приобретает особую актуальность в связи с формированием самоценной личности, свободной в своей жизнедеятельности и самореализации. На современном этапе с расширением прав и свобод

человека, в условиях эволюции современных философских, психологических и педагогических воззрений, в соответствии с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек, разработка данной проблемы требует нового подхода. В нашем исследовании проблема воспитания дисциплинированности личности рассматривается с позиции этического трактования этого качества как результата ценностного отношения к человеку. Основные идеи проблемы дисциплины отражены в авторских монографиях [6; 7; 8; 9].

Так как конфликт является фактором общественного и индивидуального развития, важно сформировать личность, которая, несмотря на острую социально-психологическую напряженность во всех сферах жизни, была бы ориентирована в конфликтных ситуациях на их конструктивное разрешение, на сотрудничество. Решение данных проблем должно осуществляться на основе нравственного отношения к человеку. Так, в монографии Г.Е. Григорьевой и Р.А. Рогожниковой «Конфликт в подростковом коллективе» [2] рассматриваются особенности межличностных и групповых конфликтов в коллективе подростков. Выделены уровни конфликтности подростков, представлена модель воспитательного процесса, направленного на формирование у школьников умений предупреждать и разрешать конфликты в ученическом коллективе средней общеобразовательной школы. Подробно описана экспериментальная работа, проведенная с целью апробации модели. Педагогический процесс, который формирует нравственное отношение к окружающему миру, к людям, к самому себе, обеспечивает нравственную ориентацию на человека как высшую ценность, что повышает уровень, как дисциплинированности личности, так и уровень ее конфликтологической культуры.

В этом научном русле защищена кандидатская диссертация Дзараевой Натальи Анатольевны на тему «Воспитание дисциплинированности у студентов 1-2 курсов медицинского вуза в педагогическом процессе как фактор формирования их конфликтной компетентности». Под дисциплинированностью понимается интегративное качество личности, определяющее нравственное отношение человека к людям и проявляющееся в выполнении общепринятых норм поведения. Конфликтность личности - это интегративное качество, отражающее нравственное отношение человека к людям в условиях конфликта, в основе которого лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные и субъективные, в различной степени осознанные противоречия. Ценность данного исследования заключается в том, что определено с этической точки зрения понятие «конфликтность», разработаны критериальные показатели измерения уровня конфликтности студентов-медиков, позволяющие определить содержание уровней данного качества личности и выявить динамику ее развития. Разработанная автором модель процесса воспитания дисциплинированности как фактора формирования конфликтной компетентности студента медицинского вуза

и выявленные условия эффективного функционирования модели позволили установить зависимость между процессом воспитания дисциплинированности у студентов-медиков и процессом формирования их конфликтности как нравственных качеств, а также определить зависимость между уровнями дисциплинированности и конфликтности студентов. Результаты исследования могут быть использованы в учебных курсах «Педагогика», «Конфликтология», «Педагогическая деонтология» в организации образовательного процесса в медицинских и педагогических вузах. Диссертационное исследование легло в основу монографии Р.А. Рогожниковой, Н.А. Дзараевой и В.О. Гридиной «Дисциплинированность и конфликтная компетентность врача» [10].

Несмотря на значительный интерес ученых и полученные результаты, по-прежнему не решена в достаточной степени проблема воспитания дисциплинированности у курсантов военных вузов.

Диссертация Пунина Артема Владимировича на тему «Воспитание дисциплинированности как нравственного качества личности у курсантов военных вузов» отражает основополагающие идеи проблемы дисциплины. Соединяя в себе нравственную свободу и социальную ответственность личности, дисциплина в демократическом обществе отражает его гуманистическую направленность на человека как высшую ценность; благодаря воспитанию дисциплинированность становится новообразованием личности курсанта; в своем развитии она проходит несколько этапов - от элементарного соблюдения норм до дисциплины как естественной свободы личности, принявшей необходимое как личностно ценное; психологическим механизмом формирования дисциплинированности и готовности к ее воспитанию является нравственная ориентация командира и курсанта на интересы «другого человека». Дисциплинированность как проявление нравственного отношения к человеку есть ядро формирующейся дисциплины. Понятия «дисциплина» и «дисциплинированность» тесно связаны. С точки зрения внешней, социально-такое отношение выступает как «дисциплина», с точки зрения субъективной, внутренней, индивидуальной это явление предстает как «дисциплинированность». И дисциплина, и дисциплинированность выступают прежде всего как нравственные образования, ибо объектом является человек.

Копысов Евгений Александрович, работая над диссертационным исследованием на тему «Подготовка курсантов военных вузов к воспитанию у личного состава дисциплинированности как ценностного отношения к человеку», своим участием в конференциях разных уровней, а также публикациями в научных журналах внес определенный вклад в развитие проблемы дисциплины. Исследование способствует повышению уровня готовности будущих офицеров к воспитанию у подчиненных данного интегративного нравственного качества личности.

Проблема дисциплины разрабатывается и в других аспектах. Демина Ольга Валерьевна защитила диссертацию на тему «Воспитание дисциплинированности как профессионально значимой ценности у курсантов

военных вузов» [3]. В диссертации анализируются трудности работы в данном направлении, которые определили актуальность настоящего исследования на государственном, социально-педагогическом, теоретико-методологическом и методико-технологическом уровнях. На основе системного, аксиологического и деятельностного подходов была разработана и реализована система воспитания у курсантов военного вуза дисциплинированности с учетом социального заказа общества, требований силовых структур, закрепленных в нормативных документах, программах, стандартах. Система включает функциональный, содержательный, технологический блоки и характеризуется целостностью, устойчивостью, гибкостью, а также взаимосвязанностью ценностно-ориентировочного, операционно-регламентирующего и оценочно-корректирующего компонентов, которые интегрируются в каждом блоке системы. Выявлены специфические принципы и педагогические условия реализации системы. Диссертанткой разработаны научно-методические рекомендации по воспитанию у курсантов военных вузов дисциплинированности как профессионально значимой ценности.

В условиях современной социальной ситуации, породившей острую социально-психологическую напряженность, закономерно, что проблема предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов актуальна для школы. Многие педагоги далеко не всегда владеют необходимыми умениями для их разрешения и не могут сформировать эти умения у школьников. Лишь незначительное число учащихся получают помощь школьного психолога или учителя в случае возникновения коллизий со сверстниками. Это обусловлено тем, что формирование у школьников умений предупреждать и конструктивно разрешать конфликты остается проблемой, недостаточно разработанной в педагогической теории и практике воспитания. В связи с этим кандидатская диссертация на тему «Предупреждение и разрешение конфликтов в подростковом коллективе», которую защитила Григорьева Галина Евгеньевна, внесла существенный научный вклад в решение проблемы [1]. Объектом исследования выступал процесс воспитания подростков в классном коллективе, предметом - воспитательный процесс, ориентированный на формирование у подростков умений предупреждать и конструктивно разрешать межличностные и групповые конфликты в классном коллективе средней общеобразовательной школы. Исходя из задач исследования, автор разработала классификацию конфликтов, возникающих в образовательном процессе; раскрыла особенности подростковых конфликтов; определила понятие «конфликтность»; выделила уровни конфликтности подростков; определила закономерности и принципы организации воспитательного процесса, ориентированного на формирование умений предупреждать и разрешать конфликты в подростковом коллективе; разработала модель воспитательного процесса по формированию умений предупреждать и разрешать конфликты в коллективе учащихся подросткового возраста и определила условия функционирования модели; провела экспериментальное исследование

эффективности созданной модели. Также было выявлено влияние самостоятельности личности подростка на формирование у него умений предупреждать и конструктивно разрешать конфликты.

Проблема предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов актуальна и для армии. Завершенное диссертационное исследование Давыдова Дениса Александровича на тему «Предупреждение и разрешение конфликтов в коллективе курсантов военного вуза» выявило сущностные характеристики конфликтов, особенности конфликтного взаимодействия курсантов военных вузов. Была создана классификация конфликтов, возникающих у будущих офицеров. Исследование показало, что курсанты, как правило, не стремятся к конструктивному разрешению существующих между ними противоречий. Их отношения в конфликте сопряжены с агрессивностью, низкой толерантностью, эмоциональной неуравновешенностью. Конкуренция носит деструктивный характер. Нередко возникают напряженные ситуации между командиром и подчиненным, которые также не разрешаются конструктивно и тем самым усугубляют психологический климат в коллективе. Как у курсантов, так и у некоторых офицеров искажены представления о межличностном общении в армии, конфликте и конфликтности. Курсанты не способны прогнозировать поведенческие реакции, динамику развития конфликтов, возможные пути их предупреждения. Разработанная Д.А. Давыдовым модель воспитательного процесса, направленного на формирование у будущих офицеров умений предупреждать и разрешать конфликты, выявленные условия ее реализации обеспечили позитивную динамику в данном процессе.

Распад федеративных государств, возрастание числа самостоятельных субъектов Федерации обострили проблему межнациональных отношений в регионах России. Эта проблема отразились и на многонациональных коллективах курсантов военных вузов. Курсанты не всегда способны предупреждать конфликты в сфере межнациональных отношений. Зачастую избираются деструктивные способы урегулирования разногласий, проявляется неуважение к курсантам других национальностей, оскорбляются национальные чувства. Военный вуз должен дать необходимые знания о национальной культуре, истории, традициях. Эти знания, безусловно, будут способствовать формированию умений предупреждать межнациональные конфликты. С учетом значимости проблемы была сформулирована тема диссертационного исследования Васильева Александра Александровича - «Предупреждение межнациональных конфликтов в коллективе курсантов военных вузов». Автором разработаны теоретические и методические основы организации воспитательного процесса в военных вузах, ориентированного на формирование у курсантов умений предупреждать межнациональные конфликты. Соответствующая модель воспитательного процесса учитывает этапы формирования данных умений, уровни конфликтологической культуры личности в межнациональном общении, которые формируются на том или

ином этапе воспитания. Определены методологические подходы и принципы организации воспитательного процесса и выявлены условия функционирования модели. Предполагается разработка спецкурса, ориентированного на ознакомление с культурой, историей, обычаями, традициями различных наций, что будет способствовать установлению взаимосвязи военнослужащих разных национальностей.

Сегодня малоизученным остается вопрос о конфликтологической культуре как интегративном личностном образовании и способах ее воспитания с целью гармонизации межличностных отношений. Почекаева Ирина Сергеевна защитила кандидатскую диссертацию на тему «Воспитание конфликтологической культуры старшеклассников» [5]. В силу своих особенностей ранний юношеский возраст является благоприятным для воспитания более высокого уровня данного интегративного личностного образования. Учитывая отсутствие научно обоснованных разработок по воспитанию конфликтологической культуры, в исследовании была поставлена цель: разработать и теоретически обосновать технологию процесса воспитания конфликтологической культуры как интегративного личностного образования старшеклассника. В связи с целью исследования было уточнено содержание понятия «конфликтологическая культура»; определены структурные компоненты данного образования; разработаны критерии и показатели для выделения уровней сформированности конфликтологической культуры старшеклассников; создана диагностическая программа для определения ее уровней; разработана, экспериментально проверена и определена эффективность предложенной автором технологии. Данная технология включает в себя: этапы процесса воспитания конфликтологической культуры старшеклассников (демонстрационный, ритуальный, стереотипный, осознанный выбор, самоактуализация); содержание процесса воспитания конфликтологической культуры старшеклассников; методы и формы воспитания; уровни конфликтологической культуры школьников («элементарный», «формальный», «конформный», «уровень соблюдения нейтралитета», «достаточный», «оптимальный»).

Конфликтологическая культура приобретает особую значимость в воспитательной работе офицера с личным составом. В военных вузах есть все условия для подготовки курсантов к воспитанию у военнослужащих данного интегративного личностного образования, ведущими специфическими характеристиками которого являются: наличие научных знаний о сущности конфликтологической культуры; способность осуществлять внутреннюю саморегуляцию в конфликте; проявление данного личностного образования в практике предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов с целью гармонизации межличностных отношений. Эта идея легла в основу диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему «Профессиональная подготовка курсантов военного вуза к воспитанию у личного состава конфликтологической культуры», которая была защищена

Стрельцовым Романом Вячеславовичем [11]. На основе исследования была создана рабочая учебная программа дисциплины «Конфликтологическая культура», которая была внедрена в качестве программы дисциплины по выбору для использования в учебном процессе с курсантами военного вуза в Пермском военном институте ВВ МВД России и Новосибирском военном институте ВВ МВД России. Положения и результаты диссертационного исследования внедрены в научную и практическую деятельность Московского научно-внедренческого центра Международного исследовательского института.

Проблема конфликтов изучается и в системе «врач - пациент». Анализирует причины развития конфликтных ситуаций в стоматологической практике Старкова Анна Валерьевна. В ходе исследования проанализированы судебно-медицинские экспертизы по материалам гражданских и уголовных дел в отношении врачей-стоматологов за период с 2008 по 2012 г. Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы: рост правового сознания населения ведет к увеличению количества предъявляемых исков к врачам-стоматологам; в основном претензии пациентов основаны на неудовлетворенности проведенным стоматологическим лечением; нравственная индифферентность, присущая немалой части врачей-стоматологов, недооценка ими моральных аспектов в практике врачевания является распространенной причиной возникновения конфликтов в системе «врач - пациент». В связи с этим появляется необходимость в совершенствовании системы подготовки врачей-стоматологов в вузах страны, в частности, в необходимости освоения конфликтологических компетенций, способствующих конструктивному разрешению конфликтных ситуаций на досудебном уровне.

Часто аспиранты имеют свои научные интересы, и не считаться с этим нельзя. Они также работают в русле нашей концепции. Шистерова Елена Алексеевна [12] защитила кандидатскую диссертацию на тему «Подготовка студентов педагогического колледжа к воспитанию у младших школьников основ здорового образа жизни». Цель исследования состояла в разработке теоретических и технологических основ организации педагогического процесса, обеспечивающего эффективную подготовку студентов педагогического колледжа к данному направлению воспитательной деятельности с учащимися начальной школы. Было изучено состояние проблемы формирования готовности будущего учителя к воспитанию у детей младшего школьного возраста основ здорового образа жизни; определена сущность готовности педагога к воспитанию у детей основ ЗОЖ; разработаны технологические основы совершенствования подготовки будущих учителей начальной школы с учетом уровней сформированности основ здорового образа жизни у учащихся начального звена. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработано содержание спецкурса «Теория и методика воспитания ЗОЖ у младших школьников» и лабораторного практикума,

усилено валеологическое содержание базовых учебных дисциплин и педагогической практики. Материалы исследования находят применение в педагогическом процессе других профессиональных средних педагогических образовательных учреждений г. Перми, научно-исследовательской деятельности, в системе повышения квалификации учителей. Содержание монографии Е.А. Шистеровой и Р.А. Рогожниковой «Теория и методика педагогической валеологии» ориентировано на государственные стандарты высшего педагогического образования. Книга включает систему знаний о взаимосвязях физического, психического и социального здоровья человека и общества, об охране здоровья, о самоценности детства как особого периода развития личности [13].

Во многих российских и международных документах предусматривается создание системы непрерывного экологического образования. Моральная ответственность за сохранение биосферы подразумевает внедрение системы экологического образования в процессе обучения. В представленной к защите кандидатской диссертации Трегубовой Ольги Геннадьевны на тему «Становление экологической культуры младших подростков в условиях непрерывного экологического образования» убедительно обоснована актуальность исследования, выявлены противоречия, основанные на анализе научной литературы и изучении современного состояния работы по воспитанию у младших подростков экологической культуры. Определив этапы воспитания экологической культуры у школьников и выяснив возможности учебных дисциплин естественнонаучного и гуманитарного профилей в развитии экологической культуры подростков, диссертантка выявила педагогические условия, необходимые для формирования данного личностного образования. Опытно-экспериментальным путем была доказана эффективность разработанной автором системы воспитания экологической культуры младших подростков в условиях непрерывного экологического образования за счет преемственности этапов ее реализации с соответствующими уровню развития данного интегративного образования подростка содержанием, методами и формами.

Как уже было отмечено, одним из основных современных направлений развития системы высшего образования является гуманистическая направленность образования. В этих условиях проблема воспитания у студентов-медиков гуманного отношения к человеку приобретает особую актуальность. Несмотря на соответствующие декларации, повседневная врачебная практика содержит в себе многочисленные примеры бездушного отношения к больному человеку. Настоятельная необходимость в решении проблемы воспитания у будущего врача гуманного отношения к человеку, в частности к больному, который как никто другой нуждается во внимательном, щадящем отношении, явилась основой диссертационного исследования Лямовой Оксаны Олеговны. Диссертация принята к защите. О.О. Лямова выявила сущность, структуру и содержание понятия «гуманное отношение

к человеку», уточнила возможности учебных дисциплин в развитии у студентов-медиков данного нравственного отношения. Определены критерии и показатели сформированности интегративного личностного образования, разработана модель процесса воспитания гуманного отношения к человеку у будущих врачей и выявлены условия ее эффективной реализации. Разработанная автором модель внедрена в учебно-воспитательный процесс Пермской государственной медицинской академии имени академика Е.А. Вагнера, Ижевской государственной медицинской академии, Башкирского государственного медицинского университета.

Преобразования в России предопределяют становление личности, одной из важнейших характеристик которой является активность в освоении социальной действительности. Тютина Гулъсина Гелусовна исследует проблему воспитания социальной активности младших подростков во внеурочной деятельности. Проблема чрезвычайно актуальна, ибо данный процесс способствует формированию у школьников полноценного опыта решения познавательных, коммуникативных, нравственных задач, а также личностному саморазвитию. Диссертантка, опираясь на собственный педагогический опыт, обосновывает роль информационно-коммуникационных технологий, которые существенно расширяют возможности воспитательной среды.

Деятельность научной школы нашла отражение в публикациях. Издано 9 монографий, более 30 учебно-методических пособий, опубликовано около 70 статей в изданиях ВАК и в изданиях, входящих в международную систему научного цитирования SCOPUS. Молодые исследователи принимают активное участие в международных, российских и региональных научно-практических конференциях.

Приветствуя научное самоопределение, мы проектируем исследовательскую деятельность каждого члена нашего сообщества как важную часть общего.

Список литературы

1. Григорьева Г.Е. Предупреждение и разрешение конфликтов в подростковом коллективе средней общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Пермь, 2003. - 23 с.

2. Григорьева Г.Е., Рогожникова Р.А. Конфликт в подростковом коллективе: моногр. - Пермь: РИГ НОУ ПГТИ, 2004. - 186 с.

3. Демина О.В. Воспитание дисциплинированности как профессионально значимой ценности у курсантов военных вузов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2014. - 22 с.

4. Дзараева Н.А. Воспитание дисциплинированности у студентов 1-2 курсов медицинского вуза в педагогическом процессе как фактор формирования их конфликтной компетентности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Пермь, 2003. - 25 с.

5. Почекаева И.С. Воспитание конфликтологической культуры старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ижевск, 2010. -20 с.

6. Рогожникова Р.А. Дисциплина и гуманизм в педагогическом процессе: моногр. - Пермь: Книга, 1997. - 258 с.

7. Рогожникова Р.А. Дисциплина, свобода, гуманизм: моногр. - Пермь. Книга, 1994. - 119 с.

8. Рогожникова Р.А. Профессиональная компетентность будущего учителя по формированию дисциплинированности школьника: моногр. - Пермь. Книга, 1996. - 154 с.

9. Рогожникова Р.А. Путь к самодисциплине: моногр. - Пермь: Книга, 1999. - 137 с.

10. Рогожникова Р.А., Дзараева Н.А., Гридина В.О. Дисциплинированность и конфликтная компетентность врача: моногр. - М.: Медицинская книга: Изд-во ИТМА, 2005. - 320 с.

11. Стрельцов Р.В. Профессиональная подготовка курсантов военного вуза к воспитанию у личного состава конфликтологической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Чебоксары, 2013. - 22 с.

12. Шистерова Е.А. Подготовка студентов педагогического колледжа к воспитанию у младших школьников основ здорового образа жизни: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Пермь, 2002. - 23 с.

13. Шистерова Е.А., Рогожникова Р.А. Теория и методика педагогической валеологии: моногр. - Пермь: АНО «Координационный центр непрерывного гуманитарного образования», 2002. - 198 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.