Научная статья на тему 'Нравственный аспект в формировании личностных образований как основное направление научной школы'

Нравственный аспект в формировании личностных образований как основное направление научной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДИСЦИПЛИНА И ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ / ГУМАННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОНФЛИКТ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / MORAL EDUCATION / DISCIPLINE / HUMANISTIC PERSON-CENTERED ATTITUDE / CO-OPERATIVE CONFLICT RESOLUTION CULTURE / CONFLICT / INTERPERSONAL RELATIONS / ENVIRONMENTAL LITERACY AND CULTURE / HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогожникова Раиса Анатольевна

В статье отражены основные направления экспериментальной деятельности научной школы Р.А. Рогожниковой «Нравственный аспект в формировании личностных образований». Проблема актуальна, ибо во всех сферах жизнедеятельности нужен человек с нравственной устойчивостью личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рогожникова Раиса Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the main lines of the experimental work devoted to “The problem of moral aspect in the process of personality components formation” by R.A. Rogozhnikova’s school of thought. The problem in question appears to be of current importance as any sphere of human activity requires the person with high moral standards.

Текст научной работы на тему «Нравственный аспект в формировании личностных образований как основное направление научной школы»

РАЗДЕЛ 1. НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕБЕНКА

УДК 37.034

Рогожникова Раиса Анатольевна

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ПГГПУ, профессор кафедры военной педагогики и психологии ПВИ войск Национальной гвардии РФ

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 6140990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 238-63-44 e-mail: pedagog@pspu.ru

НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ КАК ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ

ШКОЛЫ

Raisa A. Rogozhnikova

PhD, Professor, Department of Pedagogy, Perm State Humanitarian-Pedagogical University, Professor, Department of Military Pedagogy and Psychology, Perm Military Institute of National Guard Forces of the Russian Federation

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: pedagog@pspu.ru

THE MORAL ASPECT IN THE PROCESS OF PESONALITY COMPONENTS FORMATION AS THE MAIN LINE OF THE SCHOOL

OF THOUGHT

Аннотация. В статье отражены основные направления экспериментальной деятельности научной школы Р.А. Рогожниковой «Нравственный аспект в формировании личностных образований». Проблема актуальна, ибо во всех сферах жизнедеятельности нужен человек с нравственной устойчивостью личности.

Ключевые слова: нравственное воспитание, дисциплина и дисциплинированность, гуманное отношение к человеку, конфликтологическая культура, конфликт, межличностные отношения, экологическая культура, здоровый образ жизни.

© Рогожникова Р.А., 2017

Abstract. The article presents the main lines of the experimental work devoted to "The problem of moral aspect in the process of personality components formation " by R.A. Rogozhnikova's school of thought. The problem in question appears to be of current importance as any sphere of human activity requires the person with high moral standards.

Key words: moral education, discipline, humanistic person-centered attitude, co-operative conflict resolution culture, conflict, interpersonal relations, environmental literacy and culture, healthy lifestyle.

Вопросы воспитания нравственности во все времена были актуальными. Еще Сократ в V в. до н.э. говорил: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, изводит учителей...».

В век научно-технического прогресса и информационных технологий проблема нравственного воспитания личности актуальна как никогда.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. Подрастающему поколению свойственна эмоциональная, волевая и духовная незрелость. По мнению людей старшего возраста и молодых людей, для современной молодежи в целом характерны моральный релятивизм, цинизм, равнодушие к идеалам.

Эту точку зрения разделяют 64 % молодых людей и 70 % представителей старшего поколения. Большинство молодых россиян вынуждены признать, что их успех в жизни во многом зависит от умения вовремя закрыть глаза на собственные принципы и согласиться с тезисом, что современный мир жесток и, чтобы добиться успеха в жизни, иногда приходится переступить моральные принципы и нормы.

Игнорирование вопросов духовно-нравственного воспитания приводит к тем ужасающим последствиям, свидетелями которых мы являемся: мировому экстремизму и терроризму, всплескам молодежного негативизма, разрушению семьи, все увеличивающемуся количеству детей-сирот, росту детской преступности.

Безусловно, воспитание нравственности - трудный процесс, требующий объединения сил семьи, общества, государства. И, конечно, огромный вклад в формирование нравственной личности вносят образовательные организации. Важно социально необходимые требования превращать во внутренние стимулы личности.

Педагогика призвана отвечать на запросы времени. Обращение к опыту гуманной педагогики особенно актуально, так как общество и государство

остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственное развитие личности.

Изучение нами проблемы свидетельствует о том, что вне целенаправленного педагогического воздействия нравственное воспитание личности не происходит. Проблема осложняется еще и тем, что многие педагоги не готовы к формированию у личности нравственных качеств. Как правило, в воспитании превалируют нерезультативные формы и методы педагогического воздействия. Воспитательные меры осуществляются в основном изолированно, диктуются ситуацией и чаще всего связаны с негативными проявлениями в поведении отдельных школьников, студентов.

Тем не менее в стране имеется положительный опыт нравственного воспитания личности. Созданы уникальные экспериментальные площадки для реализации творческих идей.

Категория «личность» хотя и относится к числу базовых психологических понятий, но изучается всеми общественными науками, в том числе педагогикой.

Наш концептуальный подход в толковании личностных образований как интегративных рассматривает их в структурном единстве когнитивной, эмоциональной и волевой сфер личности, которые являются основными компонентами отношения.

Основными проблемами исследовательской деятельности нашей научной школы являются тесно связанные между собой

проблема дисциплинированности личности и проблема конфликта.

Проблема дисциплины приобретает особую актуальность в связи с формированием самоценной личности, свободной в своей жизнедеятельности и самореализации. На современном этапе с расширением прав и свобод человека разработка данной проблемы требует нового подхода. В нашем исследовании проблема воспитания дисциплинированности личности рассматривается с позиции этического трактования этого качества как результата ценностного отношения к человеку. Соединяя в себе нравственную свободу и социальную ответственность личности, дисциплина в демократическом обществе отражает его гуманистическую направленность на человека как высшую ценность; благодаря воспитанию дисциплинированность становится новообразованием личности. В своем развитии она проходит несколько этапов - от элементарного соблюдения норм до дисциплины как естественной свободы личности, принявшей необходимое как личностно ценное.

Основные идеи проблемы дисциплины отражены в авторских монографиях: «Дисциплина, свобода, гуманизм», «Профессиональная компетентность будущего учителя по формированию дисциплинированности школьника», «Путь к самодисциплине», «Дисциплина и гуманизм в педагогическом процессе».

Другая ведущая проблема научной школы - проблема конфликта, его предупреждение и разрешение.

Так как конфликт является фактором общественного и индивидуального развития, важно сформировать личность, которая была бы ориентирована в конфликтных ситуациях на их конструктивное разрешение, на сотрудничество.

В условиях современной социальной ситуации, породившей острую напряженность, данные нравственные качества личности должны воспитываться только на основе ценностного отношения к человеку.

Вместе с тем многие педагоги не всегда владеют необходимыми знаниями и умениями по формированию нравственных качеств. Поэтому профессиональному образованию мы уделяем особое значение.

Нужно отметить, что профессиональное образование имеет свои особенности. В период обучения каждого студента строится собственная система ценностей о профессиональной деятельности. Будущий специалист должен понимать, что характер трудовой деятельности диктует неразрывное единство профессиональных и нравственных качеств. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы, как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты труда. Важно, чтобы во внутреннем мире студента возрастал индивидуальный смысл, приобщенный к общечеловеческим ценностям. Будущие специалисты должны осознавать главный ценностный аспект, когда человек воспринимается как абсолютная ценность, как мера всех вещей на земле.

Учитывая это, аспирантам предлагались темы для исследования по формированию у студентов - будущих специалистов личностных образований, в основе которых лежит нравственность.

Вклад каждого молодого исследователя научной школы в решение данных проблем имеет большое значение для педагогической науки.

Так, группа аспирантов (Наталья Анатольевна Дзараева, Оксана Олеговна Лямова, Анна Валерьевна Старкова) проводили научный эксперимент в медицинском вузе, формируя нравственную ориентацию на человека у будущих врачей.

Н.А. Дзараева защитила кандидатскую диссертацию на тему «Воспитание дисциплинированности у студентов 1-2 курсов медицинского вуза в педагогическом процессе как фактор формирования их конфликтной компетентности». Ценность данного исследования заключается в том, что определено с этической точки зрения понятие «конфликтность», разработаны критериальные показатели измерения уровня конфликтности студентов-медиков; определено содержание уровней данного качества личности и выявлена динамика развития качества. Разработанная автором модель процесса воспитания данных личностных образований и выявленные условия эффективного функционирования модели позволили установить зависимость между процессом воспитания дисциплинированности у студентов-медиков и процессом формирования их конфликтности. Определена зависимость между уровнями этих нравственных качеств. На основе исследований написана монография «Дисциплинированность и конфликтная компетентность врача».

Проблему конфликта в системе «врач - пациент» изучала Анна Валерьевна Старкова. Она проанализировала причины развития конфликтных ситуаций в стоматологической практике. В ходе исследования проанализированы судебно-медицинские экспертизы по материалам гражданских и уголовных дел в отношении врачей-стоматологов за период с 2008 по 2012 г. Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы: рост правового сознания населения ведет к увеличению количества предъявляемых исков к врачам-стоматологам; нравственная индифферентность части врачей-стоматологов является причиной возникновения конфликтов в системе «врач - пациент». Врачам-стоматологам важно осваивать конфликтологические компетенции, способствующие конструктивному разрешению конфликтных ситуаций на досудебном уровне.

Как уже было отмечено, одним из основных современных направлений развития системы высшего образования является гуманистическая направленность образования. В этих условиях проблема воспитания у студентов-медиков гуманного отношения к человеку приобретает особую актуальность. Несмотря на соответствующие декларации, повседневная врачебная практика содержит в себе многочисленные примеры бездушного отношения к больному человеку. Важно решать проблему воспитания у будущего врача гуманного отношения к человеку. В частности, к больному, который как никто другой нуждается во внимательном, щадящем отношении. Эта проблема явилась основой кандидатской диссертации Оксаны Олеговны Лямовой, которая была успешно защищена.

Выявлены сущность, структура и содержание понятия «гуманное отношение к человеку», уточнены возможности учебных дисциплин в развитии у студентов-медиков данного нравственного отношения. Разработанная автором модель процесса воспитания гуманного отношения к человеку у будущих врачей внедрена в учебно-воспитательный процесс Пермского медицинского университета имени академика Е.А. Вагнера, Ижевской государственной медицинской академии, Башкирского государственного медицинского университета.

Другое направление в исследовании научной школы - проблема нравственности военнослужащего. Многие исследователи как в прошлом, так и в настоящем, подчеркивали, что целостное развитие личности военного специалиста - это не только формирование у него основ профессионализма, но и приобщение к духовной составляющей культуры.

Воспитанию нравственной культуры курсантов военного вуза посвящены диссертационные исследования адъюнктов Пермского военного института войск Национальной гвардии Российской Федерации: Р.В. Стрельцова, Д.А. Давыдова, А.А. Васильева, О.В. Деминой, А.Я. Хусаинова, Н.Н. Габбасова.

В воспитательной работе офицера с личным составом особую значимость приобретает конфликтологическая культура. Условия для воспитания данного образования рассмотрены в диссертации Романа Вячеславовича Стрельцова

«Профессиональная подготовка курсантов военного вуза к воспитанию у личного состава конфликтологической культуры». Работа была успешно защищена в Чувашском государственном педагогическом университете имени И.Я. Яковлева. На основе исследования была создана рабочая учебная программа дисциплины «Конфликтологическая культура». Программа была внедрена в учебный процесс Пермского и Новосибирского институтов войск Национальной гвардии РФ. Положения и результаты диссертационного исследования также внедрены в деятельность Московского научного центра Международного исследовательского института.

Подготовка курсантов военного вуза к воспитанию у личного состава конфликтологической культуры может быть успешной только в том случае, если сами будущие офицеры имеют высокий уровень данного нравственного образования.

Проблеме предупреждения и разрешения конфликтов в коллективах курсантов военного вуза посвящено завершенное диссертационное исследование Дениса Александровича Давыдова. Было выявлено, что курсанты, как правило, не стремятся к конструктивному разрешению существующих между ними противоречий. Их отношения в конфликте сопряжены с агрессивностью, низкой толерантностью, эмоциональной

неуравновешенностью. Конкуренция носит деструктивный характер. Нередко возникают напряженные ситуации между командиром и подчиненным, которые также не разрешаются конструктивно. Как у курсантов, так и у некоторых офицеров искажены представления о межличностном общении в армии, конфликте и конфликтности. Курсанты не способны прогнозировать поведенческие реакции, динамику развития конфликтов, возможные пути их предупреждения. Разработанная Д.А. Давыдовым модель воспитательного процесса, направленного на формирование у будущих офицеров умений предупреждать и разрешать конфликты, выявленные условия ее реализации обеспечили позитивную динамику в данном процессе.

Исследовались и межнациональные конфликты в армии. Курсанты не всегда способны предупреждать конфликты в сфере межнациональных отношений. Зачастую избираются деструктивные способы урегулирования разногласий, проявляется неуважение к курсантам других национальностей, оскорбляются национальные чувства. Военный вуз должен дать необходимые знания о национальной культуре, истории, традициях. Эти знания, безусловно, будут способствовать формированию умений предупреждать межнациональные конфликты. С учетом значимости проблемы выполнялось диссертационное исследование Александра Александровича Васильева «Предупреждение межнациональных конфликтов в коллективе курсантов военных вузов». Автором разработаны теоретические и методические основы воспитательного процесса, ориентированного на формирование у курсантов умений предупреждать межнациональные конфликты. Соответствующая модель воспитательного процесса учитывает этапы формирования данных умений, уровни конфликтологической культуры личности в межнациональном общении. Выявлены условия функционирования модели. Спецкурс,

ориентированный на ознакомление с культурой, историей, обычаями, традициями различных наций, будет способствовать конструктивному общению военнослужащих разных национальностей.

К сожалению, по-прежнему не решена в достаточной степени проблема дисциплины в курсантских коллективах военных вузов.

Диссертационное исследование Артура Ямильевича Хусаинова на тему «Воспитание дисциплинированности как нравственного качества личности у курсантов военных вузов» отражает основополагающие идеи проблемы дисциплины.

Психологическим механизмом формирования дисциплинированности и готовности к ее воспитанию является нравственная ориентация командира и курсанта на интересы «другого человека». Дисциплинированность как проявление нравственного отношения к человеку есть ядро формирующейся дисциплины. Понятия «дисциплина» и «дисциплинированность» тесно связаны. С точки зрения внешней, социальной, такое отношение выступает как «дисциплина», с точки зрения субъективной, внутренней, индивидуальной это явление предстает как «дисциплинированность». И дисциплина, и дисциплинированность выступают прежде всего как нравственные образования, ибо объектом является человек.

Проблема дисциплины разрабатывается и в других аспектах. Ольга Валерьевна Демина защитила диссертацию на тему «Воспитание дисциплинированности как профессионально значимой ценности у курсантов военных вузов». На основе системного, аксиологического и деятельностного подходов была разработана и реализована система воспитания у будущих офицеров данного нравственного качества личности. Система включает функциональный, содержательный и технологический блоки. Выявлены специфические принципы и педагогические условия реализации системы. Диссертанткой разработаны соответствующие научно-методические рекомендации. Диссертация защищена в Челябинском государственном педагогическом университете.

Концепция национальной безопасности РФ ставит перед военным образованием одну из важнейших задач - совершенствование подготовки офицерских кадров к педагогическому взаимодействию с подчиненными на основе гуманного отношения к личности военнослужащего. Эту проблему решает в своем исследовании адъюнкт Николай Наильевич Габбасов. Выявлены представления курсантов о гуманном отношении к человеку. 99,4 % курсантов считают отношение к себе со стороны офицерского состава не достаточно гуманным. Это, безусловно, негативно влияет на формирование готовности будущих офицеров к гуманному взаимодействию с личным составом. Предполагается, что гуманистический стиль общения в системах «преподаватель - курсант», «командир - курсант», «курсант - курсант» будет способствовать формированию субъект-субъектных отношений с подчиненными.

Профессиональная компетентность педагогов по формированию нравственных личностных образований, безусловно, будет способствовать

более успешному процессу воспитания как у студентов, так и школьников нравственной ориентации на человека.

Важнейшим направлением научной школы является школьная проблематика. В частности, недостаточно разработана в педагогической практике проблема конфликтов в подростковом коллективе. В связи с этим выполнена и защищена кандидатская диссертация Галины Евгеньевны Григорьевой на тему «Предупреждение и разрешение конфликтов в подростковом коллективе». Исходя из задач исследования, автор разработала классификацию конфликтов, раскрыла особенности подростковых конфликтов, определила понятие «конфликтность», выделила уровни конфликтности подростков. Разработана и реализована модель воспитательного процесса по формированию умений предупреждать и разрешать конфликты в коллективе подростков. Галина Евгеньевна экспериментально доказала эффективность модели. В монографии «Конфликт в подростковом коллективе» убедительно доказано, что формирование нравственных отношений к окружающему миру обеспечивает нравственную ориентацию на человека, что повышает уровень конфликтологической компетентности.

Конфликты в среде школьников будут конструктивно разрешаться, если у детей будет сформирована конфликтологическая культура как интегративное личностное образование. Ирина Сергеевна Почекаева защитила кандидатскую диссертацию на тему «Воспитание конфликтологической культуры старшеклассников». В исследовании была поставлена цель: разработать и теоретически обосновать технологию процесса воспитания конфликтологической культуры как интегративного личностного образования старшеклассника. В связи с целью исследования было уточнено содержание понятия «конфликтологическая культура», определены структурные компоненты данного образования, разработаны критерии и показатели для выделения уровней сформированности конфликтологической культуры старшеклассников. Экспериментально доказана эффективность предложенной автором технологии.

Одной из важнейших характеристик личности школьника является активность в освоении социальной действительности. Гульсина Гелусовна Тютина исследует проблему воспитания социальной активности младших подростков во внеурочной деятельности. Проблема чрезвычайно актуальна, ибо данный процесс способствует формированию у школьников полноценного опыта решения познавательных, коммуникативных, нравственных задач, а также личностному саморазвитию. Диссертантка, опираясь на собственный педагогический опыт, обосновывает роль информационно-коммуникационных технологий, которые существенно расширяют возможности воспитательной среды.

Нравственный аспект в экологическом воспитании школьников изучала в диссертационном исследовании Ольга Геннадьевна Трегубова. Защищена кандидатская диссертация на тему «Воспитание экологической культуры в условиях образовательной среды школы». Моральная ответственность за сохранение биосферы подразумевает внедрение системы экологического

образования в процесс обучения. Диссертантом выявлены противоречия на основе анализа научной литературы и изучения современного состояния работы по данному направлению. Опытно-экспериментальным путем была доказана эффективность разработанной автором системы воспитания экологической культуры подростков в условиях непрерывного экологического образования.

Сегодня малоизученным остается вопрос воспитания у школьников основ здорового образа жизни. Нацеливая будущего педагога на гуманное отношение к растущему человеку, важно подготовить студентов к охране здоровья ребенка.

Елена Алексеевна Шистерова успешно защитила диссертацию на тему «Подготовка студентов педагогического колледжа к воспитанию у младших школьников основ здорового образа жизни». Было изучено состояние проблемы формирования готовности будущего учителя к данной деятельности. Разработаны технологические основы совершенствования подготовки учителей с учетом уровней сформированности основ здорового образа жизни у учащихся начального звена. Монография «Теория и методика педагогической валеологии», написанная на основе исследований, включает систему взаимосвязей физического, психического и социального здоровья ребенка, повествует о самоценности детства как особого периода развития личности.

В русле научной школы работают магистранты кафедры. Так, Елена Олеговна Борщевская успешно защитила магистерскую выпускную работу на тему «Воспитание у подростков дисциплинированности как нравственного отношения к человеку в учреждении дополнительного образования детей». Проведенное исследование подтвердило важность решения актуальной педагогической проблемы. С учетом особенностей данной деятельности и, в частности, особенностей художественно-эстетического направления, были выявлены условия процесса воспитания у подростков данного нравственного качества.

Нелли Николаевна Путина работает над проблемой воспитания у подростков ценностного отношения к человеку в процессе социальной деятельности в условиях дополнительного образования. Будет обобщен, систематизирован и осмыслен собственный опыт работы.

Деятельность нашей научной школы нашла отражение в публикациях: в монографиях, учебно-методических пособиях, статьях в изданиях ВАК и в изданиях, входящих в Международную систему научного цитирования SCOPUS. Молодые ученые принимают активное участие в международных, российских и региональных научно-практических конференциях, выступают рецензентами и оппонентами диссертационных исследований.

Приветствуя научное самоопределение, мы проектируем исследовательскую деятельность каждого члена нашего сообщества как важную часть общего.

В заключение следует отметить, что проблема формирования нравственно устойчивой личности актуальна во всех сферах жизнедеятельности: в политике, экономике, медицине, образовании, экологии, социальной жизни общества, ибо ее решение определяет отношение к человеку - как близкому, так и «далекому».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.