УДК 378.6: 355.13
Хусаинов Артур Ямильевич
адъюнкт адъюнктуры
Пермский военный институт войск Национальной гвардии Российской
Федерации, Пермь, Россия 614112, Пермь, Гремячий Лог, 1, + 7 (342) 270-39-84 e-mail: [email protected]
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА КАК НРАВСТВЕННОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
Artur Ya. Khusainov
Adjunct
Perm Military Institute of Troops of the National Guard of the Russian Federation
1, Gremyachy Log, 614112, Perm, Russia e-mail: [email protected]
THE METHODOLOGICAL APPROACHES OF THE PROCESS OF EDUCATION DISCIPLINE OF STUDENTS OF THE MILITARY INSTITUTION AS A MORAL PERSONALITY
Аннотация. В статье раскрыты методологические подходы процесса воспитания дисциплинированности у курсантов военного вуза как нравственного качества личности. Данный процесс способствует совершенствованию подготовки будущих офицеров к воспитанию данного нравственного качества у личного состава. Решение проблемы основано на реализации системно-деятельностного подхода к воспитанию, который способствует формированию нравственной ориентации на человека.
Ключевые слова: методологические подходы, воспитание дисциплинированности, курсанты военного вуза, нравственное отношение к человеку, системно-деятельностный подход, личностный, деятельностный, ценностный, гуманистический и комплексный подходы.
Abstract. In the article the methodological approaches of the process of education discipline of students of the military institution as a moral personality. This process contributes to improve the training of future officers to the education of the moral qualities of the personnel. The solution is based on the realization of systemic-activity approach to education, which contributes to the formation of moral orientation to the person.
© Хусаинов А.Я., 2017
Key words: methodological approaches, the discipline, the cadets of a military Academy, moral relation to man, a system-activity approach, personality-oriented, activity, axiological, humanistic, and integrative approaches.
Определяя пути совершенствования подготовки специалистов военных вузов, следует одним из приоритетных направлений считать процесс воспитания у курсантов дисциплинированности как нравственного качества личности.
На современном этапе с расширением прав и свобод человека, в условиях эволюции современных философских, психологических и педагогических воззрений, в соответствии с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек, разработка данной проблемы требует нового подхода.
Проведенный нами анализ проблемы позволяет выделить ряд современных научно-педагогических подходов к процессу воспитания у курсантов военных вузов дисциплинированности. Наиболее значимыми, по нашему мнению, являются личностный, деятельностный, ценностный, гуманистический и комплексный подходы.
Личностный подход подразумевает опору на личностные качества (направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения).
Данный подход признает главной ценностью саму личность обучающегося, его личностно-субъективные качества как основание организации учебного процесса. Давая определение данному подходу, И.С. Якиманская пишет: «Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность человека, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования»1. Личностно-ориентированный подход призван гуманизировать учебно-воспитательный процесс, наполнить его высокими морально-духовными переживаниями, утвердить принципы справедливости и уважения, максимально раскрыть потенциальные возможности личности, стимулировать ее к развитию.
Воспитывая «человеческое в человеке», педагог неизбежно обращается к сфере ценностей. Они подразделяются на общие (общечеловеческие, общественные) и личные. Гуманистическая педагогика пыталась создать условия, благодаря которым общезначимое становилось личным.
Реализация личностного подхода к воспитательному процессу предполагает соблюдение следующих условий: 1) в центре воспитательного процесса находится личность курсанта, т.е. воспитательный процесс является антропоцентрическим по целям, содержанию и формам организации; 2) организация воспитательного процесса основывается на субъект-субъектном
1 Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. - 1995. - № 2. - С. 13.
взаимоотношении его участников, подразумевающем равноправное сотрудничество и взаимопонимание командно-педагогического состава и курсантов на основе диалогового общения; 3) воспитательный процесс подразумевает сотрудничество и самих курсантов в решении воспитательных задач; 4) воспитательный процесс обеспечивает каждой личности возможность индивидуально воспринимать мир, творчески его преобразовывать, широко использовать субъектный опыт в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок; 5) задача педагогов и командиров заключается в стимулировании, поддержке, активизации внутренних резервов развития личности курсантов.
Деятельностный подход определяет возможность личностного развития только в рамках той или иной деятельности, субъектом которой он становится, и связывает происходящие изменения личности с изменениями в его деятельности. Данный подход к воспитанию выделяется в силу того, что деятельность как преобразование людьми окружающей действительности служит основой, средством и решающим условием развития личности. Чтобы подготовить воспитанников к самостоятельной жизни, необходимо в меру возможности вовлекать их в разнообразные виды социально и нравственно значимой деятельности.
В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью обучаемого в общем контексте его жизнедеятельности - направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности личности.
Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность воспитанников и воспитателей по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с младшими товарищами. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода. Воспитательный процесс предполагает проектирование, конструирование и создание ситуаций воспитывающей деятельности.
Признание того, что личность курсанта проявляется и формируется в деятельности, еще не есть реализация деятельностного подхода в воспитании. Подход требует специальной работы по формированию деятельности будущего офицера, переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения. Основной задачей здесь является максимально полное использование развивающих возможностей учебно-познавательной и общественно полезной деятельности, что и составляет путь активного формирования личности через деятельность. Это в свою очередь требует, чтобы педагог обучал
воспитанников целеполаганию и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Ценностный подход рассматривает объективную реальность как результат человеческого самоутверждения, а личность - как уникальную ценностную систему, в которой постоянно возникает возможность самоопределения и самоактуализации. Мир при таком подходе - прежде всего реальность, освоенная человеком, превращенная в содержание его деятельности, сознания, личностной культуры. В настоящее время переосмысливается проблема дисциплины и дисциплинированности с учетом ценностных оснований педагогического процесса. Подход подчеркивает первостепенную важность ценностной составляющей воспитательного взаимодействия педагогов и воспитанников.
Именно ценностные ориентации определяют отношение личности к окружающему миру и самой себе. Воспитание в системе педагогической аксиологии строится как процесс освоения ценностей, их интериоризации. Он включает несколько этапов: предъявление ценности; первичное оценивание ценности и обеспечение эмоционально положительного отношения к ней; выявление смысла и значения ценности; принятие осознанной ценности; включение принятого ценностного отношения в реальные условия действия и общения; закрепление ценностного отношения в деятельности и поведении.
Главный механизм воспитания - это функционирование воспитательной системы учебного заведения, в рамках которой происходит всестороннее развитие воспитанника. Необходимо создать гуманную, демократическую воспитательную систему, ориентированную на человека как на высшую ценность. Хотя при этом необходимо учитывать тот факт, что создание воспитательной системы требует высокого профессионализма, упорного труда, основанного на взаимном уважении и терпении.
Использование ценностного подхода в процессе воспитания дисциплинированности курсантов предполагает обогащение образовательного процесса нравственным аспектом. Воспитательный процесс в военном вузе необходимо выстроить таким образом, чтобы в его рамках будущий офицер мог осознать социальное функционирование ценностей, увидеть вариативность ценностей профессиональной деятельности, соотнести их с культурными нормами, дать рефлексивную оценку собственным ценностным представлениям и ориентациям.
Гуманистический подход требует гуманного отношения к личности; уважения ее прав и свобод; предъявления посильных и разумно сформулированных требований; уважения к его позиции даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; уважения права человека быть самим собой; доведения до сознания конкретных целей воспитания; ненасильственного формирования личностных качеств; отказа от телесных и других наказаний, унижающих честь и достоинство; признания права на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.).
Самоактуализация - это реализация себя в деятельности, в отношениях с людьми, в полнокровной «хорошей» жизни на выбранном и изменяющемся жизненном пути. Это состояние означено у К. Роджерса понятием «полноценно функционирующий человек». Педагоги должны возбудить собственные силы человека по решению его проблем. Не навязывать ему готового решения, а стимулировать его собственную работу по личностному изменению и росту, которые никогда не имеют пределов. Целью обучения и воспитания должно быть не приобретение знаний как набора знаний, фактов, теорий, а изменение личности в результате самостоятельного учения. Задача воспитания - дать возможность развития, саморазвития личности, способствовать поиску своей индивидуальности. Учение, в котором заинтересован обучающийся, где есть не просто накопление фактов, а изменение человека, его поведения, его Я-концепции.
Комплексный подход подразумевает единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного взаимодействия. При использовании данного подхода упор делается на формировании целостной личности, а не на отдельных ее качествах. Комплексный подход основан на принципе всестороннего и гармонического развития личности и обосновывает, с одной стороны, целостность личности как взаимосвязанное взаимодействие всех ее сторон (интеллектуальной, эмоциональной, волевой, действенно-практической), с другой - целостность педагогического процесса как развитость всех его компонентов, скоординированность взаимодействия всех его участников.
Комплексный подход предполагает воздействие на воспитанников по трем направлениям - на сознание, чувства и поведение. Заданные качества личности, в частности, дисциплинированность курсанта, формируются через систему конкретных воспитательных дел, которые должны иметь комплексный характер, требующий одновременного осуществления задач умственного, физического, нравственного, эстетического и трудового и тому подобного воспитания в органически целостном процессе.
Комплексный подход рассматривает процесс воспитания как систему. Воспитание может быть успешным лишь тогда, когда будут учтены внешние и внутренние факторы и взаимосвязи: условия жизни, которые содействуют становлению определенного образа жизни в рамках различных регионов (традиции, нравы, обычаи ближайшего окружения школы, национальные особенности, особенности природной среды); средства массовой информации и пропаганды; уровень развития и условия жизни коллектива, непосредственно влияющие на личность; индивидуальные и личностные особенности воспитанника.
Таким образом, мы рассмотрели ряд наиболее значимыми, по нашему мнению, современных научно-педагогических подходов к процессу воспитания у курсантов военных вузов дисциплинированности как нравственного качества личности.