Научная статья на тему 'Информационные и коммуникационные технологии в нравственном воспитании военнослужащих войск Национальной гвардии Российской Федерации'

Информационные и коммуникационные технологии в нравственном воспитании военнослужащих войск Национальной гвардии Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / ВОЙСКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИИ / РАЗВИТИЕ / КУЛЬТУРА / MORAL EDUCATION / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY / A SOLDIER OF THE NATIONAL GUARD TROOPS OF RUSSIA / DEVELOPMENT OF CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стрельцов Роман Вячеславович

В статье представлены основные положения «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Рассматриваются вопросы, связанные с применением информационных и коммуникационных технологий в нравственном воспитании военнослужащих. Раскрыты цель, задачи и содержание нравственного воспитания военнослужащих войск Национальной гвардии Российской Федерации с применением информационных и коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стрельцов Роман Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the main provisions of the concept of spiritually-moral development and education of the person citizen of Russia. Discusses issues associated with the use of information and communication technologies in the moral education of servicemen. Disclosed purpose, objectives and content of moral education of servicemen of National Guard troops of the Russian Federation with the use of information and communication technologies.

Текст научной работы на тему «Информационные и коммуникационные технологии в нравственном воспитании военнослужащих войск Национальной гвардии Российской Федерации»

РАЗДЕЛ 2. НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 378.1

Стрельцов Роман Вячеславович

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры конструкций автобронетанковой техники факультета (технического обеспечения)

Пермский военный институт войск Национальной гвардии Российской

Федерации, Пермь, Россия 614112, Пермь, Гремячий Лог, 1, +7 (342) 270-39-84 e-mail: Streltsov86@rambler.ru

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Roman V. Streltsov

Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer of the Department of Structures of Tank-Automotive Equipment Department (Technical Support)

Perm Military Institute of Troops of the National Guard of the Russian Federation

1, Gremyachy Log, 614112, Perm, Russia e-mail: Streltsov86@rambler.ru

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE MORAL EDUCATION OF SERVICEMEN OF NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. В статье представлены основные положения «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Рассматриваются вопросы, связанные с применением информационных и коммуникационных технологий в нравственном воспитании военнослужащих. Раскрыты цель, задачи и содержание нравственного воспитания военнослужащих войск Национальной гвардии Российской Федерации с применением информационных и коммуникационных технологий.

Ключевые слова: нравственное воспитание, информационные и коммуникационные технологии, военнослужащий, войска Национальной гвардии России, развитие, культура.

Abstract. The article presents the main provisions of the concept of spiritually-moral development and education of the person citizen of Russia. Discusses issues associated with the use of information and communication technologies in the moral education of servicemen. Disclosed purpose, objectives and content of moral

© Стрельцов Р.В., 2017

education of servicemen of National Guard troops of the Russian Federation with the use of information and communication technologies.

Key words: moral education, information and communication technology, a soldier of the National Guard troops of Russia, development of culture.

«Все наше достоинство - в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в котором мы - ничто. Постараемся же мыслить достойно - в этом основа нравственности», - говорил когда-то Блез Паскаль. Нравственно-этическое развитие является вратами к устойчивому прогрессу на абсолютно любом уровне управления. А что есть прогресс - как не применение современных информационных и коммуникационных технологий [3].

Одной из острых проблем современного российского общества является проблема нравственного воспитания молодежи, этому посвящено много исследований, написано достаточно научных трудов, однако данная проблема остается весьма актуальной. Многие задаются вопросом, как научить любить Родину, национальную культуру, традиции своего народа. В.А. Сухомлинский говорил: «Особая сфера воспитательной работы - ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед - пустоты души, бездуховности, безнравственности... Настоящий человек начинается там, где есть святыни души.» [Цит. по: 1; 4].

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Реализуются данные ценности по основным направлениям:

- становление духовно-нравственного стержня личности;

- развитие системы духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения;

- применение методик и педагогических технологий, устраняющих разрыв между обучением и воспитанием.

Данные ценности необходимо учитывать и при воспитании военнослужащих.

Воспитание военнослужащих - это целенаправленная и планомерная деятельность государства и общества, ведомственных, общественных и иных организаций, а также органов военного управления и должностных лиц по формированию и развитию личности военнослужащих в соответствии с определенными требованиями, обеспечение готовности военнослужащих к выполнению задач в интересах обороны и безопасности государства.

В соответствии с руководящими документами система воспитания военнослужащих представляет собой важнейшее средство формирования здорового морального духа войск. Она строится на основе многовековых воинских традиций, на патриотизме и уважительном отношении к народам и народностям многонационального российского государства, на признании

РАЗДЕЛ 2. НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

общечеловеческих ценностей, лучших образцов отечественной и мировой культуры.

Основной целью воспитания военнослужащих является формирование и развитие у них качеств гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности. Достижение данной цели включает комплексное решение многих задач, одной из которых является формирование у военнослужащих готовности к защите Родины, верности военной присяге.

Перейдем непосредственно к применению информационных и коммуникационных технологий в нравственном воспитании военнослужащих.

Воспитывая нравственную личность военнослужащего, необходимо применять информационные и коммуникационные технологии. Воспитательные мероприятия с применением информационных технологий не только расширяют и укрепляют приобретенные знания, но и в большой степени увеличивают творческий и интеллектуальный потенциал военнослужащих.

Цель:

- формирование нравственной культуры и гражданской позиции;

- актуализация труда по нравственному просвещению.

Задачи:

- расширение спектра информационных форм и методов работы по нравственному воспитанию военнослужащих;

- рост эффективности и качества процесса обучения и воспитания за счет реализации средств ИКТ;

- углубление межпредметных связей за счет применения современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из всевозможных предметных областей.

Ожидаемые результаты:

- нравственное воспитание за счет применения возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;

- развитие коммуникативных способностей;

- развитие информационной культуры, умений обрабатывать информацию.

Можно предположить, что результативность работы по воспитанию нравственных ценностей будет значительнее, если применять в своей деятельности все дидактические возможности информационных и коммуникационных технологий.

Применение информационных технологий позволяет решить следующие задачи: приобщение, воспитание, привлечение внимания, глубокое усвоение, закрепление пройденного материала.

Преимущества использования ИКТ:

- доступность тиражирования видео- и звукового материала;

- неограниченная возможность пополнения базы данных;

- большие возможности обмена опытом, представляемые современными технологиями;

- доступность иллюстративного материала;

- доступность используемой компьютерной программы Microsoft Office PowerPoint [5].

Ну и конечно, как ни что иное информационные и коммуникационные технологии реализуют золотое правило дидактики, сформулированное Яном Амосом Коменским: «...все должно быть представлено внешним чувствам, насколько это возможно, именно: видимое - зрению, слышимое - слуху, обоняемое - обонянию, вкушаемое - вкусу, осязаемое - осязанию, если же что-нибудь может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то и представлять этот предмет одновременно нескольким чувствам» [2].

Из психологии известно, что зрительные анализаторы обладают значительно более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо - только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, по данным психологических исследований, более осмысленна, лучше сохраняется в памяти. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость.

Использование информационных технологий в практической работе по воспитанию нравственных качеств военнослужащих носит комплексный характер. Сегодня казармы военнослужащих оснащены мультимедийным оборудованием. Мультимедиа - многофункциональные компьютеры с программными и аппаратными средствами, позволяющие воспроизводить звуковую и видеоинформацию. Трансляция с помощью ИКТ фильмов по отечественной военной истории, проведение лекций, тематические вечера и викторины позволяют оказывать значительное влияние на нравственное воспитание военнослужащих.

Таким образом, нравственное воспитание военнослужащих с использованием средств ИКТ представляет собой процесс формирования у них системы ценностных ориентаций, включающих общечеловеческие ценности, государственные ценности и ценности военной службы.

Список литературы

1. Вяткин Л.Г., Ольнева А.Б. Корифеи педагогической мысли. -Астрахань, 2003. - С. 21-22.

2. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 2007. - С. 68-73.

3. Педагогический энциклопедический словарь / науч. ред. О.Д. Грекулова. - М., 2003.

4. Рогожникова Р.А. Профессиональная компетентность будущего учителя по формированию дисциплинированности школьника. - Пермь, 1996. -152 с.

5. Стрельцов Р.В., Федоров Р.Ю. Информационные и коммуникационные технологии как средства обучения курсантов военных вузов внутренних войск МВД России // Евразийский союз ученых (ЕСУ). -2015. - № 9 (18). - С. 50-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.