Научная статья на тему 'Роль этикета в нравственном воспитании курсантов вузов войск Национальной гвардии'

Роль этикета в нравственном воспитании курсантов вузов войск Национальной гвардии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
552
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / КУРСАНТЫ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / ЭТИКЕТ / EDUCATION / THE STUDENTS / MORAL EDUCATION / WORK / ETIQUETTE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демина Ольга Валерьевна

В статье рассматриваются вопросы нравственного воспитания военнослужащих войск Национальной гвардии Российской Федерации. Показана роль этикета в формировании профессиональных качеств личности будущего военного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article the questions of moral education of servicemen of national guard troops of the Russian Federation. The role of etiquette in the formation of professional qualities of personality of a future military specialist.

Текст научной работы на тему «Роль этикета в нравственном воспитании курсантов вузов войск Национальной гвардии»

УДК 37.035.7

Демина Ольга Валерьевна

кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры военной педагогики и психологии

Пермский военный институт войск Национальной гвардии Российской

Федерации, Пермь, Россия 614112, Пермь, Гремячий Лог, 1, + 7 (342) 270-39-84 e-mail: [email protected]

РОЛЬ ЭТИКЕТА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ

Olga V. Demina

Candidate of Pedagogical Sciences, Lecturer of the Department of Military Pedagogy and Psychology

Perm Military Institute of Troops of the National Guard of the Russian Federation

1, Gremyachy Log, 614112, Perm, Russia e-mail: [email protected]

THE ROLE OF ETIQUETTE IN MORAL EDUCATION OF STUDENTS OF UNIVERSITIES OF NATIONAL GUARD TROOPS

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы нравственного воспитания военнослужащих войск Национальной гвардии Российской Федерации. Показана роль этикета в формировании профессиональных качеств личности будущего военного специалиста.

Ключевые слова: воспитание, курсанты, нравственное воспитание, творчество, этикет.

Abstract. The article the questions of moral education of servicemen of national guard troops of the Russian Federation. The role of etiquette in the formation of professional qualities of personality of a future military specialist.

Key words: education, the students, moral education, work, etiquette.

Новые социально-экономические условия жизни и высокие требования к духовно-нравственному, интеллектуальному и физическому развитию личности военнослужащего ставят сегодня перед системой высшего военного образования сложные задачи [5]. Именно образование призвано передать будущим специалистам войск Национальной гвардии Российской Федерации

© Демина О.В., 2017

эталонные основы общества (знания, умения, навыки, нравственные ценности, опыт взаимодействия и построения жизненного мира), поскольку современному миру нужны эрудированные военные специалисты с творческим складом мышления, глубоко понимающие свой военно-профессиональный долг и обладающие высоким уровнем общей культуры.

Сегодня как никогда значимо утверждение в обществе нравственности, соответствующих ценностей, норм поведения.

Феномен нравственности предстает в таких формах, как личностные свойства (моральные качества), общественные нормы поведения и оценочные понятия (мужество, справедливость). Нравственные ценности должны выступать регулятором поведения каждой личности. Необходимо воспитывать у военнослужащих разных категорий внутреннюю способность и потребность выступать на благо общества, государства, учитывая при этом, что благо то, что заключает в себе определенный смысл. Потребность делать добро, общее благо должно быть сильнее, чем материальные потребности. Стремление профессионально выполнить долг, поступить по совести (и другие нравственные поступки) определяются путем соотнесения их с идеалом добра или рекомендуемого поведения, принятого обществом. Нравственные ценности мотивируют не только отдельные поступки, но и общую линию поведения, выступая высшим ориентиром личности.

Общие предписания не всегда помогают человеку найти правильное жизненное или профессиональное решение, особенно в критических конкретных ситуациях. Он сам решает, как поступить, и определяет, что является нравственным [3, с. 99].

В войсках Национальной гвардии Российской Федерации сложилась стройная система воспитания всех категорий военнослужащих и гражданского персонала. Особое внимание уделяется воспитанию курсантов, поскольку именно будущие офицеры являются основой сильных войск Национальной гвардии. Главная задача военных вузов в воспитании будущих военных специалистов заключается в том, чтобы каждый из обучаемых усвоил моральные требования (правила поведения). В условиях вуза необходимо начать с этической теории: объяснить курсантам суть основных нравственных ценностей, выступающих ядром духовного мира личности, показать применение их на практике.

Этикет, в том числе и воинский этикет, характеризует важнейшую грань нравственной культуры военнослужащего: именно он помогает ответить на вопросы, как нужно поступить в определенной ситуации, каким образом вести себя в обществе. Значит, в системе высшего военного образования необходим сбалансированный подход в деле нравственного воспитания, при котором теоретическая сторона обязательно дополняется и завершается нормативно-прикладной: практическим освоением конкретных принципов, правил и норм воинского этикета. Командный состав военных вузов войск национальной гвардии должен осознавать, что воспитательная работа сегодня направлена на

то, чтобы нормы и правила «вошли в быт, привычки, стали моральной ценностью, феноменом культуры» [4, с. 390].

С первых дней обучения в военном вузе курсанты изучают этические и эстетические нормы, установленные в различных сферах деятельности, в том числе в военной. Командиры разных уровней формируют комплекс знаний и умений, нравственные позиции, нормы и ценности. Так, например, служебный этикет курсанты рассматривают в трех основных звеньях: начальник -подчиненный, подчиненный - начальник, в отношениях воинов, равных по званию и должности.

Определяющим здесь являются отношения в звене начальник -подчиненный. В ходе воспитательных мероприятий курсанты осознают: основу таких отношений определяют воинские уставы. При этом в уставных указывается, прежде всего, что делать, а не как делать. На последний вопрос и отвечают правила этикета.

Служебный этикет во многом соприкасается с вопросами стиля руководства, научной организацией труда, культуры управленческой деятельности, авторитета командира. Его область охватывает в основном форму поведения и поступки руководителя по отношению к подчиненным в различных жизненных обстоятельствах. К концу обучения курсанты должны уяснить, что отношения командира к подчиненным отличаются строгой и справедливой требовательностью, заботой, простотой и общительностью. При этом данные качества нужно проявлять в умелой форме, иначе требовательность выльется в грубость, принципиальность - в упрямство, а общительность - в панибратство.

Наиболее ярко в нравственном воспитании курсантов проявляется этикет руководителя. Интериоризация ценностей служебной деятельности происходит в момент общения: форма обращения командира к подчиненному, его манеры, культура речи. Необходимо донести курсанту, что хороший командир тот, с которым «хочется посоветоваться» [1].

В управленческой деятельности очень важна культура проведения совещаний и вызова подчиненных. Этикет требует быть предельно внимательным к обсуждаемым вопросам, вежливо выслушивать выступающих, быть кратким в выступлениях, беречь свое время и время подчиненных. Последнее во многом определяет культуру проведения совещаний. Служебный этикет неукоснительно требует, чтобы регламент соблюдался всеми, и пример в этом отношении должен подавать сам руководитель.

Высоким проявлением культуры командира, начальника является его выдержка. Особенно необходима она в конфликтных ситуациях. Именно в такие моменты особенно отчетливо проявляются человеческие качества командира, происходит рост или, наоборот, падение его авторитета. Брань, оскорбления недопустимы, какой бы ни была вина подчиненного.

В служебных отношениях немаловажное значение имеет внешность руководителя. Здесь имеются в виду личное обаяние, умение держаться, правильная речь, аккуратность в одежде. Эти качества, не являясь основным

96

показателем в оценке человека, тем не менее способствуют его авторитету и успеху в служебной деятельности.

В целом во время обучения курсанты должны осознать, что в отношениях начальник - подчиненный проявляются уважение к человеку, отсутствие панибратства и подобострастия, высокомерной снисходительности. Именно это является теми границами, теми мерами, которые не позволяют переходить рамки разумного во взаимоотношениях военнослужащих.

Также с первых дней обучения в военном институте курсанты рассматривают особенности этикета подчиненного, который заключается в осознанных, высоконравственных, эстетически выразительных поступках по отношению к командирам, начальникам и по отношению к самому себе. Данные качества базируется на исполнительности, уважении к старшим по званию, товарищеской дисциплине и дисциплинированности.

Важным показателем соблюдения воинского этикета является беспрекословность в выполнении приказов. Нарушение подчиненным этого «золотого правила» военной этики и нравственности может привести к тяжелым последствиям, особенно в боевой обстановке.

Большое значение имеют вежливость и тактичность подчиненного по отношению к своему командиру. В отличие от такта командира такт подчиненного включает в себя еще предупредительность и почтительность. Руководитель - это, как правило, старший по возрасту человек. Поэтому подчиненный в совместной работе возьмет на себя наиболее трудную физическую часть этой работы, уступит ему место, пропустит вперед и т.д. Предупредительность не имеет ничего общего, как это иногда думают, с угодливостью, так как она идет от добрых побуждений и нацелена в конечном итоге на интересы общего дела.

В условиях воинской деятельности характерным показателем в отношениях подчиненных к начальникам является соблюдение субординации. Нравственно-этические отношения субординации вытекают из сущности военной организации, где действия людей должны подчиняться единой воле. Необходимо личным примером доказывать курсантам, что в строгой подчиненности заключается одна из особенностей взаимоотношений в воинском коллективе. Подчиненность не унижает достоинства человека, не является посягательством на его независимость [2].

Уважение к командирам - не просто правило хорошего тона. Чувство это глубоко социальное. Прививая его, командиры формируют гражданина, горячо и сознательно любящего Родину, воспитывают сознание воина-защитника, человека-коллективиста, который в минуту смертельной опасности способен пожертвовать своей жизнью ради жизни командира, сознавая, что этим он спасает жизнь многих.

Обучаясь военному делу, курсанты каждодневно вступают в отношения «воинов, равных по званию и должности». Нравственное воспитание в этом случае должно быть направлено на то, чтобы каждый курсант всегда был готов помочь своим товарищам, взять, если нужно, на себя самую трудную и ответственную работу. Правильно используемые этикетные формы

способствуют установлению атмосферы взаимного доверия, общей ответственности за выполнение задач боевой подготовки.

Также в служебном этикете огромную роль играет речь, являющаяся важнейшим элементом общечеловеческой культуры, ярким показателем воспитанности человека.

В ходе проведения занятий по дисциплине «Русский язык и культура речи» курсанты останавливаются на некоторых внешних сторонах речевой культуры. Это прежде всего интонация, жесты, выражение лица, глаз. Будущим офицерам внушают, что интонация порой бывает точнее самих слов, а иногда способна изменить их смысл. Равнодушие, грубость или угроза чаще всего проявляются именно через интонацию.

Жесты, мимика, выражение глаз - вспомогательные средства в языковом общении, усиливающие эмоциональность и живость речи. Но здесь важно проявлять чувство меры. Поэтому, разговаривая, необходимо следить за собой. Нужно избавляться от вредных привычек активно жестикулировать, гримасничать и т.д.

Этикет подсказывает курсантам, что есть ряд неписаных правил, которые следует соблюдать в разговоре, особенно в беседе один на один. Во-первых, принято смотреть друг другу в глаза. Взгляд при этом должен быть внимательным, доброжелательным и спокойным. Во-вторых, всегда ценится умение слушать. В-третьих, крайне неэтично прерывать собеседника, но если это приходится сделать, то обязательно нужно извиниться. Все это является показателем высокой нравственной культуры военнослужащих войск Национальной гвардии.

Таким образом, роль этикета в нравственном воспитании курсантов вузов войск Национальной гвардии многогранна. Именно знание и исполнение норм и правил благотворно влияют на служебно-боевую деятельность. Забота о воплощении их в жизнь войск - одно из важных средств формирования культуры воинской деятельности, повышения культуры управления.

Список литературы

1. Вагнер И.В. Воспитание и социализация студенческой молодежи в процессе высшего профессионального образования // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 3. Педагогика. Психология. - 2012. -№ 1. - С. 42.

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2013. - 58 с.

3. Загрекова Л.В. Духовно-нравственное воспитание - базовая основа современного образования детей и молодежи // Наука и школа. - 2011. - № 5.

4. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 45.

5. Никандров Н.Д. Духовно-нравственное воспитание как задача современной системы образования // Современное образование как открытая система: колл. моногр. / под ред. Н.Г. Ничкало, Г.Н. Филонова, О.В. Суходольской-Кулешовой. - М.: Ин-т науч. и пед. информ. РАО: Юнити-дана: Юркомпани, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.