Научная статья на тему 'К вопросу о содержании процесса социального становления личности курсантов вузов МВД России'

К вопросу о содержании процесса социального становления личности курсантов вузов МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД / СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ЦЕННОСТИ / SOCIALIZATION / YOUTH / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA / SOCIAL NORMS AND VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьменко Ирина Сергеевна

В статье автор анализирует содержание процесса становления личности курсанта в образовательных организациях МВД России. Рассматривает сущность социализации как процесса усвоения индивидом социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Интересны выводы автора по поводу основных особенностей социализации личности курсантов в процессе их обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьменко Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question about content of process of social formation of the personality of cadets of higher educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia

In article the author analyzes content of process of formation of the personality of cadet in educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia. Considers essence of socialization as a process of assimilation by the individual of social norms and values necessary for its successful functioning in this society. Conclusions of the author concerning the main features of socialization of the personality of cadets in the course of their training are interesting.

Текст научной работы на тему «К вопросу о содержании процесса социального становления личности курсантов вузов МВД России»

В статье автор анализирует содержание процесса становления личности курсанта в образовательных организациях МВД России. Рассматривает сущность социализации как процесса усвоения индивидом социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Интересны выводы автора по поводу основных особенностей социализации личности курсантов в процессе их обучения.

Ключевые слова: социализация, молодежь, образовательные организации МВД, социальные нормы и ценности.

I.S. Kuzmenko, Adjunct of a Chair of Philosophy and Sociology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583516.

To a question about content of process of social formation of the personality of cadets of higher educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia

In article the author analyzes content of process of formation of the personality of cadet in educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia. Considers essence of socialization as a process of assimilation by the individual of social norms and values necessary for its successful functioning in this society. Conclusions of the author concerning the main features of socialization of the personality of cadets in the course of their training are interesting.

Key words: socialization, youth, educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia, social norms and values.

Кузьменко Ирина Сергеевна

адъюнкт кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России _(тел.: +78612583516)

К вопросу о содержании процесса социального становления личности курсантов вузов МВД России

Одним из элементов российской системы образования выступают образовательные учреждения МВД, обладающие своими специфическими чертами и особенностями, обусловленные ведомственной и институциональной принадлежностью. К образовательным учреждениям МВД России относятся университеты, академии, институты, школы и суворовские училища [1].

К особенностям функционирования образовательного учреждения органов внутренних дел относится то, что, с одной стороны, обучаемые с первых дней пребывания в учебном заведении, считаются сотрудниками полиции, их учебная и служебная деятельность строго регламентирована законами, приказами, инструкциями, распоряжениями, распорядком дня. С другой стороны, неслужебная деятельность старшекурсников практически не регламентирована нормативными документами, но и на эту деятельность накладываются определенные ограничения.

Образовательное учреждение органов внутренних дел может рассматриваться в качестве социального института, функционирующего по принципам авторитарной системы, имеющего четко структурированную систему подразделений с жесткой регламентацией, иерархией и

подчиненностью, системой морального и материального поощрения и санкций за некачественное исполнение учебных программ и служебных обязанностей. Становится очевидным, что социализация молодежи, обучающейся в образовательных учреждениях органов внутренних дел, отличается от социализации в системе гражданского образования. Образовательные учреждения МВД во многом позволяют преодолеть негативные тенденции современной российской системы образования -повысить уровень правовой культуры курсантов и слушателей, их духовной культуры, расширить научно-теоретические представления в области борьбы с преступностью, усилить потенциал взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества.

Как справедливо отмечает В.Е. Шинкевич, образовательное учреждение органов внутренних дел, формируя определенный уровень притязаний личности, вынуждает ее принимать систему ценностей, сложившуюся в ведомственном вузе, независимо от собственной системы ценностей молодого сотрудника полиции и его предрасположенности на освоение профессии сотрудника органов внутренних дел [2, с. 8-15].

329

Интеграция в глобальное информационное пространство в контексте стремительного развития информационно-компьютерных технологий, экспансия массовой потребительской культуры изменяют характер социализацион-ного процесса, значительно актуализируют его стихийную и неформальную составляющие, лишая инициативы семью и образовательные учреждения. В этой сложной ситуации происходит социализация и будущих сотрудников полиции, для успешной интеграции которых в систему МВД необходимо усиливать влияние традиционных агентов социализации. В этой связи на первый план выходят образовательные учреждения МВД, которые значительным образом отличаются от гражданских образовательных учреждений. Выполняя роль агента социализации будущих сотрудников полиции, данные учебные заведения функционируют по принципам авторитарной системы, имеют четко структурированную систему подразделений с жесткой регламентацией, иерархией и подчиненностью, системой морального и материального поощрения и санкций. Все это позволяет в значительной мере преодолеть дис-функционально-дезорганизационные аспекты, свойственные социализации молодежи в современных условиях общества риска. Однако преодолеть проблемы, связанные с еще одним ключевым агентом социализационного процесса - семьей, значительно сложнее, здесь помогающую роль нередко выполняют семейные династии сотрудников правоохранительных органов, когда ребенок в семье с детского возраста осваивает (на примере родителей) соответствующие модели поведения и своеобразное нормативно-ценностное пространство. Следует подчеркнуть, что одной из конечных целей социализации будущих сотрудников полиции выступает формирование нравственных ценностей и идеалов, значительно осложненная новой информационно-коммуникационной средой.

Сформировавшаяся социокультурная среда, основанная на информационно-компьютерных технологиях (особенно в крупных российских городах), «ядром» которой выступает массовая потребительская культура, вступает в конфликт с традиционными нравственными ценностями и идеалами сотрудников правоохранительных органов, передававшимися от поколения к поколению в нашей стране. В этих условиях постепенно теряют эффективность традиционные механизмы формирования нравственных ценностей и идеалов курсантов МВД России и, соответственно, возникает риск проявления дисфункционально-дезоргани-зационных тенденций в данном процессе. Именно поэтому учебные заведения, занимающиеся подготовкой курсантов МВД, должны

быть нацелены, в частности, на формирование их научного мировоззрения. Мы будем понимать под мировоззрением устойчивую систему научных знаний, убеждений и взглядов на окружающий мир, на различные явления природы и общества, на всю объективную действительность. Однако следует отметить, что с начала 1990-х г. данной проблеме не уделялось должного внимания в силу как объективных, так и субъективных причин, основными из которых явились: социально-экономическая нестабильность в стране; неопределенность духовных ориентиров; ослабление влияния на процесс формирования научного мировоззрения системы образования в вузах МВД России. Выходом из сложившейся ситуации может явиться осуществляемая в системе МВД России коренная реформа, в том числе и целенаправленная, четко орга-низованная и спланированная работа по формированию мировоззренческих знаний, убеждений, ценностей, идеалов у будущих специалистов правоохранительных органов в ведомственных вузах МВД России [3, с. 3-4].

Закономерным и обоснованным выглядит факт того, что в Указе Президента России о реформировании системы МВД, документах МВД России особый упор делается на формирование у сотрудников правоохранительных органов основополагающих мировоззренческих ценностей: гражданственности, государственности, патриотизма; развитие профессионально-значимых качеств: верности Присяге, служебному долгу, личной ответственности, самоотверженности, готовности к самопожертвованию, честности и нравственной чистоплотности, справедливости, неподкупности, объективности, так как в последние годы, когда ослабли государственные институты, проявились нестабильность, неопределенность во всех сферах общества и, особенно, в духовной, были ослаблены или даже утрачены эти фундаментальные мировоззренческие ценности, следствием чего явились коррупция, взяточничество, круговая порука, пьянство и иные проявления девиантного поведения.

Значимым для понимания сути изучаемой нами проблемы выступает исследование A.M. Люлюка «Организационно-педагогические условия развития воспитательной системы вуза МВД», в котором автор указывает на специфику воспитательной системы вуза МВД: структурированность организации социального опыта курсантов, ежегодное значительное обновление переменного состава, сочетание двух временных перспектив: долговременного развития и циклической составляющей, отражающей ежегодные циклы учебно-профессиональной подготовки курсантов. Автор обращает внимание на процесс формирования

330

ценностных ориентаций курсантов, идущий в трех направлениях: значимость ценностей либерально-гуманистического толка (уникальность и неприкосновенность человеческой личности) снижается; приверженность ценностям авторитаризма может усиливаться; значимость патриархально-патерналистских ценностей возрастает [4].

А.М. Люлюк указывает на следующие особенности воспитательной системы вуза МВД РФ: обособленность процессов организации социального опыта в рамках воспитательной системы; структурированность всех сторон организации социального опыта; преодоление физических трудностей; публичность организации быта и жизнедеятельности в вузе МВД, организация системы воспитательной работы и всей системы жизнедеятельности как ряда последовательных этапов; наличие различия в статусе курсантов, находящихся на разных этапах обучения, степень символической насыщенности мероприятий, связанных с переходом курсантов от одного обучения к другому).

Возможности использования организационных форм и средств для управления развитием воспитательной системы вуза МВД имеют сложный характер. С одной стороны они ограничены уровнем профессиональной рефлексии педагогического коллектива, с другой - они имеют избирательное влияние на формирование отдельных характеристик воспитательной системы вуза.

Следует учитывать, что курсанты учебных заведений МВД России - особый объект воспитательно-педагогического воздействия, а сами учебные заведения обладают значительным потенциалом формирования коллективного мировоззрения, так как курсанты, обучающиеся здесь, постоянно взаимодействуют в учебно-воспитательной, служебной, внеслужебной сферах, и это коллективное мировоззрение может воздействовать на индивидуальное мировоззрение курсанта как позитивно, так и негативно (в зависимости от приоритетных установок и позиций в коллективе), что, с одной стороны, способствует, а с другой -затрудняет формирование значимых для личности и общества мировоззренческих знаний, убеждений, идеалов, ценностей, истинного понимания индивидуумом эквивалентности сторон отношения «Человек - Мир».

Необходимо принимать во внимание ряд характерных черт и особенностей высших учебных заведений МВД России, в частности -сильный разрыв между школьным и академическим образованием, раннее столкновение с негативной стороной человеческого бытия, опасность деформации личности. Поэтому модель процесса социального становления

личности курсантов вузов МВД России должна строиться с учетом этих положений.

Особую проблему представляет научно-управленческий анализ содержания личности курсанта - его духовного мира, индивидуального сознания, а более конкретно - сложившейся системы представлений, понятий, идей, знаний, взглядов, убеждений, которые обусловливают понимание окружающего мира, происходящих в нем событий, отношения к учебной деятельности, к своим товарищам. Сюда же относятся и те мнения, настроения, влечения, желания, то есть менее устойчивые явления, которые могут вытекать из взглядов и убеждений, а также вызываться и случайными обстоятельствами, возникать стихийно как непосредственная реакция на происходящие события. Сложность заключается в том, что глубоко личностные переживания, мысли, чувства человека крайне сложно замерять и анализировать, при этом человек обычно не стремится «выставлять их напоказ» [5]. Именно поэтому могут возникать определенные проблемы при работе с курсантами, которые должны решаться с использованием научных знаний и информации о социально-типичных педагогических случаях.

При работе с курсантами также следует учитывать несколько обстоятельств. Так, ведущим слагаемым содержания личности курсанта являются его нравственные качества, моральный облик выражается в его отношении к другим людям, к деятельности (игре, учебе, труду), к самому себе, в степени соответствия поведения предъявляемым требованиям. Нравственность курсанта определяется его сознательностью, а также понятиями и представлениями о нормах морали, требованиях устава вуза МВД России, степенью превращения этих норм и требований в личностные взгляды и убеждения, характером его поведения и деятельности.

Профессиональные качества, являющиеся одним из слагаемых содержания личности курсанта, характеризуют уровень его профессиональной подготовленности и готовности к обучению в вузах МВД России. К таким качествам относятся быстрота ума, сообразительность, находчивость, наблюдательность, внимательность, смелость, решительность, инициативность, нервно-психическая устойчивость и другие, которые в единстве с профессиональными знаниями, навыками и умениями составляют личный жизненный опыт курсанта, способствуют успешному профессионально-личностному становлению.

Как показало социологическое исследование курсантов, 85% из них имеют конкретный идеал, с которого они стремятся брать пример, на него хотят быть похожими. Многие курсанты в

331

качестве своих идеалов называют выдающихся полководцев: А.В. Суворова (22%), Г.К. Жукова (25%), И.С. Конева (6%), исторических и литературных героев (14%), своих родителей (12%), родственников (5%), командиров (1%).

В качестве идеала может выступить и собирательный образ, воплощающий в себе все лучшие черты: ум, волю, честь и достоинство, справедливость, профессионализм. Как показало социологическое исследование, 11% курсантов имеют собирательный образ. Однако 4% курсантов вообще не имеют идеала.

Устойчивый идеал является важным мотивом, характеризующим целеустремленность курсанта. Он регулирует и направляет деятельность, поведение и развитие личности, оказывает большое влияние на формирование нравственных и профессиональных качеств, вызывает стремление к самосовершенствованию, к оценке своих действий и поступков с точки зрения их соответствия идеалу.

В результате социологического исследования курсантов вузов МВД становится очевидным наличие размытых, весьма противоречивых идеалов и связанных с этим нравственных ценностей. Например, в число выдающихся людей всех времен и народов они отнесли Петра I и Ленина (первый создал великую Российскую империю, а второй - ее разрушил), Наполеона и Сталина (агрессора, напавшего на Россию и Верховного главнокомандующего советскими войсками, отразившего нападение другого агрессора - Гитлера).

Определенная деформация нравственных ценностей и идеалов нынешних курсантов МВД очевидна, так как сложно представить, чтобы русский офицер, кадет, юнкер начала XX века в качестве значимых личностей стал упоминать врагов России. В данном случае определенная деформация нравственных ценностей находит свое воплощение в специфических идеалах.

Таким образом, рассуждая о перспективах и стратегиях формирования нравственных ценностей и идеалов курсантов вузов МВД посредством информационного пространства, мы можем отметить следующее.

Перспективы формирования нравственных ценностей и идеалов курсантов вузов МВД на современном этапе могут быть признаны неоднозначными. Массовая культура, Интернет (в том числе стремительно развивающийся «мобильный»), информационные технологии, виртуализация реальности создают мощный социокультурный «заряд», который невозможно преодолеть только инструментами системы образования и воспитания в учебных заведениях МВД России. Данную систему представляется целесообразным развивать как значимую конкурентную среду в социокультурном

пространстве в целях воздействия на структуру личности курсантов. Однако дать однозначных гарантий успешности такого воздействия на сегодняшний день не представляется возможным. Это подтверждают данные эмпирических социологических исследований курсантов учебных заведений МВД России, свидетельствующие об определенной деформации нравственных ценностей и идеалов опрошенных.

Относительно стратегий формирования нравственных ценностей и идеалов курсантов вузов МВД стоит принять во внимание следующие:

воспитательную, образовательную работу необходимо связывать с позитивными историческими примерами (история России и СССР), при этом необходимо вдумчиво подходить к подбору исторического материала, на котором стоит акцентировать внимание; сосредоточить курсантов на традициях отечественной культуры, культурном наследии и людях, прославивших Россию;

усилить взаимодействие с ветеранскими, патриотическими организациями, организовывать волонтерские движения курсантов в целях выработки и укрепления нравственных ценностей и идеалов;

создавать значительное число интернет-ресурсов патриотической, воспитательной направленности, конкурентоспособных в сравнении с интернет-ресурсами, пропагандирующими установки и ценности массовой культуры (качество исполнения, контент, графика и т.д.), использовать имеющуюся и создавать новую продукцию масс-медиа, кинематографа патриотической направленности, использовать практики совместного просмотра курсантами данной культурной продукции;

по-возможности исключить из системы воспитания и обучения курсантов учебных заведений МВД России элементы, способные актуализировать у них чувства агрессии, вражды, ненависти;

развивать и пропагандировать позитивные семейные связи и отношения курсантов, акцентировать внимание на семейных традициях сотрудников правоохранительных органов, подкрепляя это историческими примерами из российского и советского прошлого;

проводить регулярный мониторинг педагогического состава учебных заведений МВД России на предмет соответствия требованиям и нормам морали, нравственности.

Указанные элементы стратегии формирования нравственных ценностей и идеалов курсантов учебных заведений МВД России способны выступить в качестве противовеса мощному информационно-коммуникационному воздействию в условиях глобализации и информатизации современного социума.

332

1. Миронченко С.Ю. Правовые и организационные основы подготовки кадров органов внутренних дел в условиях реформы системы государственной службы Российской федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М, 2008.

2. Шинкевич В.Е. Мобилизация как интегральная основа формирования профессиональных качеств обучаемых в образовательных учреждениях силовых институтов России: опыт и проблемы (по материалам социологических исследований специфики профессиональной подготовки сотрудников в учебных заведениях органов внутренних дел): автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Барнаул, 2007.

3. Астапенко В. С. Формирование научного мировоззрения курсантов МВД России: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Воронеж, 2011.

4. Люлюк А.М. Организационно-педагогические условия развития воспитательной системы вуза МВД: автореф. дис. . канд. пед. наук. Кострома, 2006.

5. Нарыков Н.В. Права и обязанности человека в системе социальных норм // Общество и право. 2012. № 2(39).

1. Mironchenko S.Yu. Legal and organizational bases of training of law-enforcement bodies in the conditions of reform of system of public service of the Russian Federation: auth. abstr. ... Master of Law. M., 2008.

2. Shinkevich V.E. Mobilization as an integrated basis of formation of professional qualities of trainees in educational institutions of power institutes of Russia: experience and problems (on materials of sociological researches of specifics of vocational training of employees in educational institutions of law-enforcement bodies): auth. abstr. ... Dr of Sociology. Barnaul, 2007.

3. Astapenko V.S. Formation of scientific outlook of cadets of the Ministry of the Interior of Russia): auth. abstr. ... Dr of Pedagogics. Voronezh, 2011.

4. Lyulyuk A.M. Organizational and pedagogical conditions of development of educational system of higher education institution of the Ministry of the Interior: auth. abstr. ... Master of Pedagogics. Kostroma, 2006.

5. Narykov N.V. The rights and duties of the person in system of social norms // Society and law. 2012. № 2(39).

333

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.