Научная статья на тему 'Ценностные ориентации в саморазвитии личности курсантов в процессе подготовки в вузе МВД России'

Ценностные ориентации в саморазвитии личности курсантов в процессе подготовки в вузе МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
591
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МИРОВОЗРЕНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / НАПРАВЛЕННОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / VALUE ORIENTATION / PEDAGOGICAL CONDITIONS / SELF-DEVELOPMENT / ORIENTATION / COMPETENCE / WORLDVIEW

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щуров Евгений Андреевич

В статье рассматриваются ценностные ориентации в саморазвитии личности курсантов в процессе подготовки в вузе МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щуров Евгений Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value orientations in self-development of cadets personality in the process of preparation in high school of the Ministry of the Interior of Russia

The article considers the value orientation in self-development of cadets personality in the process of preparation in high school of the Ministry of the Interior of Russia.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации в саморазвитии личности курсантов в процессе подготовки в вузе МВД России»

Щуров Евгений Андреевич

кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России (e-mail: e.a.mvd@inbox.ru)

Ценностные ориентации в саморазвитии личности курсантов в процессе подготовки в вузе МВД России

В статье рассматриваются ценностные ориентации в саморазвитии личности курсантов в процессе подготовки в вузе МВД России.

Ключевые слова: ценностные ориентации, педагогические условия, мировозрение, саморазвитие, направленность, компетентность.

E.A. Schurov, Master of Law, Assistant Professor, Deputy Head of a Chair of Criminalistics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: e.a.mvd@inbox.ru

Value orientations in self-development of cadets personality in the process of preparation in high school of the Ministry of the Interior of Russia

The article considers the value orientation in self-development of cadets personality in the process of preparation in high school of the Ministry of the Interior of Russia.

Key words: value orientation, pedagogical conditions, worldview, self-development, orientation, competence.

Сущностными характеристиками саморазвития сотрудников полиции в процессе обучения в вузе МВД России являются смысложизненные ориентиры и ценности, которые направлены на формирование потребности в профессиональном саморазвитии и осознанное развитие личностных качеств и профессиональной компетентности.

При профессиональной самореализации курсантов важнейшим организационно-педагогическим условием является формирование ценностных ориентаций. В настоящее время проблема ценности приобретает огромное значение. Это объясняется тем, что процесс обновления всех сфер общественной жизни обусловил появление новых явлений, как положительных, так и отрицательных. Развивающийся научно-технический прогресс, индустриализация и информатизация всех сфер современного общества порождает рост негативного отношения к истории, культуре, традициям и ведет к девальвации ценностей в современном мире.

Для подготовки кадров системы МВД одной из значимых задач является формирование ценностных ориентаций курсантов посредством целостной организации процесса образования и самообразования на основе

гуманистических ценностей и принципов общекультурного развития личности. Вуз МВД России - это специфическое учебное заведение, в котором курсанты одновременно с учебой несут службу в нарядах и караулах, постигают основы патрульно-постовой службы, участвуют в охране общественного порядка. Специфика подготовки курсантов в ведомственных вузах заключается в четко определенной сфере профессиональной деятельности будущих выпускников, в прогнозируемости потребности в кадрах правоохранительных органов. Вуз МВД, являясь сложной социально-педагогической системой, способен обеспечить выполнение социального заказа только при эффективном управлении, профессиональной компетентности сотрудников полиции. Все это предопределяет создание особых условий для профессионального саморазвития курсантов. С одной стороны, система профессионального образования в вузе МВД объективно включает в себя ряд взаимообусловленных подсистем: общекультурного развития и воспитания, профессионального обучения и самообразования, самовоспитания и самосовершенствования личности. С другой стороны, специальная организация в вузе единого образовательного процесса направляется на конкретизацию и

325

преобразование ведущих значимых мотивов, целей и потребностей курсантов. Для этого требуется педагогическое влияние на их ценностные ориентации и профессиональные установки.

Ценностные ориентации личности как универсальная категория играют ключевую роль в профессиональной культуре сотрудника правоохранительных органов. В последние годы данная проблема стала объектом исследования в философии, психологии, педагогике, социологии, вне рамок которых немыслимо построение современной системы высшего образования. Вместе с тем, несмотря на то, что понятию ценностных ориентаций личности отводится одно из центральных мест, само понятие требует уточнения. Поэтому необходимо рассмотрение подходов к исследованию ценностных ориентаций личности на основе базисных принципов, имеющих общенаучный статус.

Роль ценностных ориентаций личности курсантов, их значение в системе профессиональной деятельности сотрудников МВД России заключаются в том, что они выступают регулятивной основой выбора необходимого сценария деятельности в зависимости от условий ее осуществления на современном этапе. Своеобразие направлений деятельности, возложенных государством на органы внутренних дел, важнейшим из которых является борьба с преступностью, определяет требования к сотруднику полиции и, как следствие, цели, формы и содержание профессиональной подготовки кадров системы МВД России.

Особенности профессиональной деятельности сотрудников системы внутренних дел Российской Федерации заключается в том, что она осуществляется в интересах жизнеобеспечения общества посредством специальных морально-психологических механизмов, а ее форма и содержание определяются государством в зависимости от условий и тенденций общественного развития. В этой связи специфичность профессиональной деятельности сотрудника системы МВД России определяется: познавательным характером деятельности, требующим не только решения сложных мыслительных задач, но и организации практического их осуществления; наличием у сотрудников системы МВД России властных полномочий, определяющим условием применения которых являются правомерность и целесообразность, что в значительной степени зависит от ценностных личностных качеств сотрудника, уровня его профессиональной подготовки; экстремальным характером деятельности в условиях современной криминальной среды.

Ценности не подлежат логической проверке и обоснованию; это интеллектуально и эмоционально воспринимаемые данные, побуждающие людей к их сохранению, и обладанию ими, деятельностью на их основе. Проблеме изучения ценностей уделялось внимание в педагогических исследованиях (С.Т. Шацкий [1], А.С. Макаренко [2], В.А. Сухомлинский [3], Ш.А. Амонашвили [4], Е.В. Бондаревская [5], Д.И. Жанбуршина [6], А.В. Мудрик [7] и др.). В педагогике ценности выступают как нравственный принцип воспитания, как условие для формирования нравственных отношений с окружающими людьми, как средство саморазвития.

В системе психологического знания «ценности» рассматриваются как ориентир нравственного развития личности, сознательного отношения к себе, обществу, труду, природе и выступают одним из главных мотивов саморазвития (А. Маслоу [8], К. Роджерс [9], А. Адлер [10], А.Н. Леонтьев [11], Э. Фромм [12], И.С. Кон

[13] и др.).

Для философии ценности представляют объекты интересов личности, позволяющие осознать и осмыслить личностную значимость в повседневной жизни ориентиров развития

[14]. В социологии в рамках ценностной проблематики приоритет отдается основе социализации личности, поддержанию нормативного порядка в обществе, идеалам как главным двигателям жизнедеятельности личности в социуме [15]. Анализ научных источников позволил определить понятие «ценности» как отношения, имеющие для будущего сотрудника полиции определенный личностный смысл в жизни, связанный с успешным опытом профессиональной деятельности. Ценности являются ориентиром нравственного и профессионального саморазвития и осмысленного взаимодействия с окружающими.

Исследователи предлагают выделить следующие группы ценностей, которые носят мировоззренческий характер: а) общечеловеческие ценности; б) социальные ценности; в) профессионально-культурологические ценности (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров, К.М. Хору-женко [16] и др.). Ценности общечеловеческие являются общими для всех людей, для всего человечества как социальной суперсистемы, они выработаны в результате обобщения многовекового опыта социокультурного развития мира. К числу общечеловеческих ценностей относят право на жизнь, труд, образование, личную неприкосновенность и безопасность, равноправие, свободу, собственность, любовь к детям, почитание старших, заботу о близких,

326

предпринимательство, патриотизм, честность и др. Механизм реализации ценностей общечеловеческих требует признания их приоритета перед ценностями любых социальных и политических структур [16]. Социальные ценности также являются важнейшим элементом культуры, обеспечивающим общую стратегическую линию такой регуляции человека в обществе. На основе социальных ценностей вырабатываются социальные нормы (свобода, равенство, братство, мир, честь, социальная справедливость, гражданский долг и др.). Категорию социальных ценностей ввел в социологию М. Вебер [17].

Будущие сотрудники полиции уже в процессе обучения должны получить необходимые компетенции для работы в социокультурной среде, которая сегодня представляется неоднородной, противоречивой. Группа социальных ценностей имеет большое значение, т.к. они составляют базу профессионального саморазвития сотрудника полиции и включают: приверженность идеям демократии, нацеленность на создание демократических отношений в системе отношений в группе, коллективе; гражданскую зрелость и общественную активность (действенный патриотизм); сформиро-ванность профессиональной этики; бережное отношение к общечеловеческим и социальным ценностям; уважительное отношение к законам, правам человека; чувство профессионального долга; ответственное отношение к межличностным отношениям, к судьбе друзей, родных, других людей; соблюдение этики межличностных, межнациональных отношений; профессиональную самоотверженность [18].

Социальные ценности органически связаны с профессионально-познавательной группой ценностей, в них входят: знание сущности культурных ценностей, включенных в профессиональную деятельность сотрудника системы МВД, умение и стремление их сохранить и приумножить, владение профессиональной культурой, знаниями и умениями, необходимыми для эффективного общения.

Важнейшей сферой профессионального саморазвития являются правовые ценности. Уже в процессе обучения курсанты вузов системы МВД России должны уяснить, что в сфере правовых отношений, где основными участниками являются личность, общество и государство, ценности можно рассматривать как субъектно-субъектные связи, которые обладают сложной многоуровневой структурой, сущность которой заключается в единстве значимого и должного, средства и цели, сущего и идеала [19].

Ценностные ориентации способствуют тому, что курсанты в процессе подготовки в вузе осознают сущность правоохранительной деятельности, основанной на праве, которое обладает такими свойствами, как стабильность, строгое определение типовых масштабов поведения. Поэтому в цивилизованном обществе именно право является одним из главных инструментов, способных обеспечить организованность общественной жизни, дисциплины, нормальное функционирование всего общественного организма, действенность социального управления.

Право имеет и собственную ценность, которая в современном обществе приобретает доминирующее значение. Самым общим образом собственную ценность права можно определить как выражение и олицетворение правом социальной свободы и активности людей на основе упорядоченных отношений и в соответствии со справедливостью, необходимостью согласования воли и интересов различных слоев населения, социальных групп. Следовательно, право является уникальной социальной ценностью, поскольку оно воплощает цельный сплав фундаментальных устоев цивилизованной организации жизни общества [20].

При профессиональном саморазвитии курсантов вузов МВД аспект правовых ценностей -это конкретные социально-правовые явления, правовые средства и механизмы, которые являются базовыми при практико-ориентирован-ной подготовке. Это безопасность человека в конфликтных ситуациях, определенность и гарантированность прав; обеспечение истины, правды при решении юридических вопросов; фундаментальные прирожденные права человека, основополагающие демократические правовые принципы; особые правовые средства и юридические механизмы, обеспечивающие ценность права, гарантированность прав, институты, выражающие оптимальное соотношение нормативного и индивидуального регулирования, и т.д.

Формирование системы ценностей происходит в течение всей жизни человека, но наиболее активным периодом является период подготовки в вузе. Именно в практико-ориен-тированной подготовке заключается педагогическая проблема профессионального саморазвития курсантов на основе ценностных ориентаций.

Для выявления диапазона проявлений ценностных ориентаций в условиях развития и саморазвития личности обратимся к анализу категории «мировоззрение». Термин «миро-

327

воззрение» традиционно используется как философское понятие, означающее совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющих отношение к окружающей действительности, и характеризующее видение мира в целом и место человека в этом мире [21]. Следовательно, мировоззрение представляет собой систему субъективных образных представлений о жизни.

Выбору той или иной мировоззренческой ценности способствует такой феномен, как ориентация - необходимый компонент любой сферы жизнедеятельности: труда, познания, общения, творчества, который может быть рассмотрен как процесс (действия от замысла до результата) и как результат (достигнутый уровень знаний в определенной области) [22]. Ориентация личности на выбор мировоззренческих ценностей осуществляется осознанно и способствует принятию на их основе жизненно важных решений [23]. Осознание и смысл способствуют интеграции идеального и реального «Я», формированию жизненных ценностей и возможности их реализации [21]. Ориентация личности на ту или иную ценность является системообразующим стержнем жизненного мира человека, учитывающим ее приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, имеющую сложный и многоуровневый характер. Осознание мировоззренческих ценностей порождает ценностные представления, а на основе их создаются ценностные ориентации, которые, в свою очередь, и представляют собой осознаваемую часть системы личностных смыслов.

В психологических исследованиях ценностные ориентации рассматриваются как: потребности личности [8]; личностный смысл [11]; установки личности на жизненные ценности;

смысловые ценности;

отношение личности к жизненным ценностям; внутренняя позиция личности; направленность личности на жизненные ценности;

понимание смысла жизни человеком [10] и др. В то же время ряд авторов полагают, что ценностные образования являются базой для формирования системы личностных смыслов. Формирование и развитие системы личностных смыслов и ценностных ориентаций носит взаимосвязанный характер [23]. Кроме того, ценностно-мировоззренческие ориентации в контексте профессионального саморазвития курсантов представляют собой задачи развития ценностных качеств личности; предъявление и осознание ценностей; становление индивидуального стиля жизни; профессиональное саморазвитие; позитивное изменение личности; способность интериоризации личностно значимых качеств в личностное достояние; развитие способностей; ценностное отношение и др. Ценностно-смысловые ориентации как устойчивые свойства личности формируются и развиваются также в процессе трудовой деятельности [23].

Следовательно, в контексте профессионального саморазвития курсантов в качестве интегрированной категории ценностные ориентации понимаются как система личностно значимых свойств, качеств и идеалов, которые являются для личности приоритетными и жизненно значимыми ориентирами деятельности в условиях практико-ориентированной подготовки в вузе МВД России и представляют собой особые психологические образования, составляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности в качестве ее элементов, способствующих развитию конкурентоспособной личности.

1. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения. М., 1980. Т. 1, 2.

2. Макаренко А. С. О воспитании молодежи: сб. избр. пед. произведений/ред. Г.С. Макаренко. 2-е изд. М., 1951.

3. Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1973.

4. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 2001.

5. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д, 2000.

6. Жанбуршина Д. И. Ценностное отношение человека к миру в контексте практически-духовного освоения действительности //

1. Shatsky S.T. Selected pedagogical works. Moscow, 1980. T. 1, 2.

2. Makarenko A.S. On the education of youth: coll. of sel. works / ed. by G.S. Makarenko. 2nd ed. Moscow, 1951.

3. Sukhomlinsky V.A. On education. Moscow, 1973.

4. Amonashvili Sh.A. Reflections on humane pedagogy. Moscow, 2001.

5. Bondarevskaya E.V. Theory and practice of personality oriented learning. Rostov-on-Don, 2000.

6. Zhanburshina D.I. Valuable man's relation to the world in the context of practical spiritual understanding of reality // Problems of formation

328

Проблемы становления и развития ценностных ориентаций учителя на рубеже XXI века. Тула, 1997. С. 214-215.

7. Мудрик A.B. Социализация человека: учеб. пособие для вузов М., 2004.

8. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики / пер. с англ. А.М. Татлыбаевой; ред., вступ. ст. и коммент. Н.Н. Акулиной. СПб., 1999.

9. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / пер. с англ. М.М. Исе-ниной. М., 1994.

10. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов, учителей: пер. с нем. М., 2002.

11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2004.

12. Фромм Э. Душа человека. М., 2010.

13. Кикоть В.Я. Система образования МВД России. Вчера. Сегодня. Завтра //Профессионал. 2008. № 1. С. 2-6.

14. Дробницкий О. Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей // Проблема ценности в философии. М.; Л., 1966.

15. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологического исследования. М., 1999.

16. Хоруженко К.М. Культурология: энциклопедический словарь. Ростов н/Д, 1997.

17. Вебер М. Избранное. Образ общества: пер. с нем. М., 1997.

18. Багдасарьян Н.Г., Кансузян Л.В., Немцов A.A. Инновации в ценностных ориентациях студентов // Социологические исследования. 1995. № 4. С. 125-129.

19. Олейников B.C. Теоретические основы нравственно-правового воспитания сотрудника органов внутренних дел России: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1993.

20. Давыдов П.П. Педагогические основы совершенствования правового воспитания курсантов высших политических училищ: дис. ... канд. пед. наук. М., 1980.

21. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С. А. Кузнецова. СПб., 2000.

22. Фельдштейн Д. И. Психологические основы формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте: авто-реф. дис. ... д-ра психол. наук. Душанбе, 1969.

23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.

and development of value orientations of teachers at the turn of the XI century. Tula, 1997. P. 214215.

7. Mudrik A.V. Man socialization: study aid for high schools. Moscow, 2004.

8. Maslow A.G. Farthest limits of the human psyche / transl. from English by A.M. Tatlybaeva; ed., introd. art. and comment. by N.N. Akulina. St. Petersburg, 1999.

9. Rogers K. Looking for psychotherapy. Becoming human / transl. from English by M.M. Isenina. Moscow, 1994.

10. Adler A. Practice and theory of individual psychology: lectures to introduce psychotherapy for physicians, psychologists, teachers: transl. from German. Moscow, 2002.

11. Leontiev A.N. Activity. Consciousness. Personality: study aid. for students of high school. Moscow, 2004.

12. Fromm E. The human soul. Moscow, 2010.

13. Kykot V. Ya. Education system of the Russian Interior Ministry. Yesterday. Today. Tomorrow // Professional. 2008. № 1. P. 2-6.

14. Drobnitsky O.G. Some aspects of the problem of values // The problem of values in philosophy. Moscow; Leningrad, 1966.

15. Derkach A.A. Methodology applied bases of acmeological research. Moscow, 1999.

16. Khoruzhenko K.M. Culturology: encyclopedic dictionary. Rostov-on-Don, 1997.

17. Weber M. Favorites. Image of society: transl. from German. Moscow, 1997.

18. Bagdasarian N.G., Kansuzyan L.V., Nemtsov A.A. Innovations in the value orientations of students // Case studies. 1995. № 4. P. 125129.

19. Olejnikov V.S. Theoretical foundations of moral and legal education of the employee of the Interior of Russia: diss. ... Dr of Pedagogics. St. Petersburg, 1993.

20. Davydov P.P. Pedagogical basis for improvement of legal education cadets of higher political schools: diss. ... Master of Pedagogics. Moscow, 1980.

21. Great dictionary of the Russian language / ed. by S.A. Kuznetsov. St. Petersburg, 2000.

22. Feldstein D.I. Psychological bases of formation of moral personality traits in adolescence: auth. abstr. ... Dr of Psychology. Dushanbe, 1969.

23. Rubinstein S.L. Fundamentals of general psychology. St. Petersburg, 2000.

329

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.