УДК 378.6 ББК 74.58 Щ-98
Щуров Евгений Андреевич, кандидат юридических наук, доцент Краснодарского университета МВД России, e-mail [email protected]
ГОТОВНОСТЬ К САМООБРАЗОВАНИЮ КАК ОСНОВА САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ
ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
(рецензирована)
В статье рассматривается готовность к самообразованию как основа саморазвития личности курсантов в процессе практико-ориентированной подготовки в вузе.
Ключевые слова: самообразование, личность, принципы, педагогические условия, показатели, саморазвитие, направленность, компетентность.
Shchourov Eugenii Andreevich, Candidate of Law, associate professor of the Krasnodar University of MIA of Russia, e-mail: [email protected]
READINESS TO SELF-EDUCATION AS A BASIS FOR SELF-DEVELOPMENT OF
CADETS IN THE PRACTICE-ORIENTED TRAINING IN HIGH SCHOOL
(reviewed)
The article deals with the willingness to self- education as a basis for self-development of cadets in the practice-oriented training in high school.
Keywords: self -education, identity, principles, pedagogical conditions, performance, self-development , direction, competence.
На современном этапе перед вузами МВД России ставится задача подготовки специалиста широкого профиля, стремящегося целенаправленно, самостоятельно углублять, расширять свои знания. В связи с этим, становится актуальной проблемой - формирование готовности курсантов к самообразованию. Значимость исследуемой проблемы определяется ориентацией высшего образования на создание условий для максимального раскрытия возможностей каждой личности, ее профессионального саморазвития, подготовку сотрудников полиции обладающих собственным, неповторимым стилем деятельности, развитым самосознанием, духовно-творческим потенциалом, направленностью на постоянную саморазвитие через самообразование.
При реализации данной задачи особое внимание следует уделять готовности курсантов к самообразованию. В психолого-педагогической литературе «готовность» раскрывается в физиологическом, психологическом, аксиологическом, профессиональном, временном аспектах. Исследователь Д.Н. Узнадзе, анализируя состояние готовности к деятельности, определяет ее как установку, конкретное состояние целостного субъекта, определенную психофизиологическую организацию, направленность на удовлетворение актуальной потребности [1, с. 184]. Готовность к профессиональной деятельности характеризуется как состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека (дыхательной, сердечнососудистой, мышечной, эндокринной), обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий. Н.Д. Левитов под готовностью к профессиональной деятельности понимает психическое состояние, предстартовую активизацию человека, включающую осознание индивидом своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия; прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей [2, с. 51].
Готовность является фундаментальным условием успешного выполнения любой
деятельности (П.Я. Гальперин [3], В.В. Давыдов [4] и др.). Она заключается в сохранении эмоционально-положительного фона, улучшении внимания, памяти, способствует осуществлению быстрых рациональных действий. Готовность, тем самым, способствует быстрому и правильному использованию знаний, опыта, личностных качеств, обеспечивает их контроль, перестройку деятельности при появлении препятствий. Любому нашему физическому действию предшествует готовность его совершить, когда наши желания и потребности будут выступать источником энергии к предстоящему действию, что наиболее важно при профессиональном саморазвитии курсантов в практико-ориентированной подготовки в вузе.
Как существенный элемент целостного понятия «профессиональное саморазвитие» -готовность к самообразованию курсантов имеет следующие элементы: личностный и функциональный, позволяющие охарактеризовать готовность к самообразовательной деятельности на опережающей основе как личностное образование и функциональное состояние личности. Следовательно, готовность к самообразованию личности на протяжении всей жизни как мобилизационное потенциальное состояние личности, предшествующее выполнению этой деятельности, основано на положительном отношении к деятельности и осознании своих способностей к ней [6, с. 103]. Следовательно, структура готовности курсантов к самообразованию характеризуется в нашем исследовании как потенциальное многоуровневое состояние личности, состоящее из мотивационного, когнитивного, деятельностного и оценочного компонентов.
Мотивацию самообразования трактуют как: познавательную потребность, основанную на высокой сознательности и организованности под влиянием мотивов большой силы, на высоком уровне отношений человека к жизни, познанию, направленную на приобретение субъективно значимых знаний» [7, с. 3-4]; систему мотивов, побуждающих личность целенаправленно и самостоятельно овладевать знаниями, организовывать свою познавательную деятельность по личной инициативе [8, с. 40].
В работах отечественных ученых разработана классификация мотивов самообразования [9, с. 87]: широкие, социально-значимые мотивы; мотивы, связанные с побудительными силами познавательного интереса, непосредственно не обусловленного жизненными планами обучающихся; мотивы, обусловленные стремлением к самосовершенствованию личности. Определена эффективность развития самообразовательной деятельности, которая заключается в следующих аспектах [10, с. 68]: непрерывное формирование мотивов с позиций
профессиональной компетентности будущих специалистов; учебная задача, содержащая целый комплекс мыслительных и практических действий, должна способствовать изменению и совершенствованию навыков и умений самообразовательной деятельности обучаемых; позиция обучаемых рассматривается как комплексная характеристика психологических режимов самообразовательной деятельности, и активно используются субъект-субъектные отношения в рамках педагогики сотрудничества; преимущественное применение коллективно-груп-повых форм обучения, содержащих большие возможности стимуляции познавательной самостоятельности и использования контекстного обучения.
В процесс профессионального саморазвития курсантов нами были определены следующие условия развития позитивной мотивации самообразования: интерес к формам и методам обучения; создание ситуаций успеха; актуальность и практическая значимость предметного содержания; постоянное обновление содержания учебных дисциплин; оптимальное соотношение теории и практики в содержании обучения. Опираясь на имеющиеся исследования в данной области, мы рассматриваем мотивацию самообразование при профессиональном саморазвитии курсантов как систему мотивов, потребностей и целей, побуждающих личность целенаправленно и самостоятельно овладевать знаниями, умениями и навыками, организовывать свою познавательную деятельность по личной инициативе.
Профессиональное саморазвитие личности курсантов осуществляется на протяжении всего периода практико-ориентированной подготовке в вузе на основе
формирования профессионально значимых личностных качеств. Ряд исследователей [11] определяют профессионально значимые личностные качества как «проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, способностей и навыков, а также для достижения общественно приемлемой эффективности в профессиональном труде». Эти особенности, по мнению ученых, включают в себя свойства: интеллектуальные (мышление), нравственные (поведение), эмоциональные (чувства), волевые (способность к самоуправлению), организаторские (механизм деятельности). А.К. Маркова к профессионально значимым качествам относит направленность личности, мотивы и цели включения человека в данную трудовую деятельность, потребности в творчестве в ходе труда, профессиональные притязания, удовлетворенность трудом, профессионально самосознание, профессиональные способности, профессиональное сознание, профессиональное мышление. Отмечено, что данные качества являются как предпосылкой труда, так и его результатом, так как они изменяются у человека в ходе труда [12].
Говоря о профессионально значимых личностных качествах, как о важнейшей составляющей профессионального саморазвития, авторы [13] утверждают, что это устойчивая интегральная совокупность общих, специальных и частных свойств специалиста, обуславливающих его способность к продуктивному осуществлению профессиональной деятельности. Сюда включены: психофизиологические свойства, профессиональная направленность (ценностно-мотивационная сфера), профессиональные компетенции (способность реализовывать профессиональные знания и умения в социально-профессиональных условиях).
Ученые [14] выделяют следующие группы профессионально значимых (важных) качеств: абсолютные свойства (необходимые для выполнения деятельности на минимально допустимом или нормативно заданном уровне); относительные (определяют возможность достижения субъектом деятельности высоких количественных и качественных показателей); мотивационная готовность (компенсирует недостаточный уровень развития профессионально значимых (важных) качеств; анти профессионально значимые (важные) качества (свойства личности, выступающие как профессиональные противопоказания к той или иной деятельности).
В контексте профессионального саморазвития курсантов нами были определены профессиональные требования к личности сотрудника полиции:
- психологические качества (стремление к высоким индивидуальным стандартам; отрицание привилегий и покровительства; повышенное чувство справедливости и моральной обязанности; выраженное самоуважение, уверенность в себе и своих силах; умеренная чувствительность к реакциям других; отсутствие потребности в зависимости; умение при необходимости проявить лидерские качества; оптимизм; уверенность в своих способностях справиться с проблемами и стрессами в своей жизни; активное критическое отношение к высказываниям окружающих; недоверчивость и некоторая скрытность; экстравертированность и социальная спонтанность; внимание и интерес к текущим общественным и политическим событиям; эмоциональная уравновешенность; отсутствие необоснованной ситуативной и личностной тревожности и др.);
- коммуникативные качества и умения (способность располагать к себе людей, вызывать у них чувство доверия; способность к быстрому установлению контактов с новыми людьми; умение быстро найти нужный тон, целесообразную форму общения в зависимости от психологического состояния и индивидуальных особенностей собеседника; умение дать объективную оценку действиям других людей; способность разумно сочетать деловые и личные контакты с окружающими; умение согласовывать свои действия с действиями других лиц; умение отстаивать свою точку зрения);
- интеллектуальные качества (умение выбрать из большого количества информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи; способность схватить суть основных взаимосвязей, присущих проблеме; способность принять правильное решение при недостатке
необходимой информации, ее противоречивости и при отсутствии времени на ее осмысление; способность рассмотреть проблему с нескольких различных точек зрения; способность к созданию целостного факта по малому количеству признаков);
- особенности памяти (память на внешность и поведение человека, способность точно воспроизводить информацию в нужный момент; с п особность легко запоминать словесно-логический материал (термины, цифры, фамилии); память на физическую форму предметов; внимание и наблюдательность; способность быстро переключать внимание с одного вида деятельности на другой; с пособность длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители; с пособность подмечать изменения в окружающей обстановке, не сосредотачивая сознательно на них внимание);
- волевые качества (с пособность брать на себя ответственность в сложных ситуациях; с пособность объективно оценивать свои достижения, силы и возможности; упорство в преодолении возникающих трудностей; эмоциональные особенности: (уравновешенность и самообладание в конфликтных ситуациях, эмоциональная устойчивость при принятии ответственных решений);
- свойства самоорганизации (способность к быстродействию в условиях дефицита времени; быстрая реакция на внезапное зрительное впечатление посредством определенных движений; умение выстроить эффективный план действий; умение проектировать время; способность к интенсификации профессиональной деятельности).
Указанные профессионально значимые личностные качества согласуются с результатами исследований ученых [15]. Вместе с тем, особую значимость имеет сформированные ценностные ориентации, готовность к самообразованию на протяжении всей жизни, связанные с личностным потенциалом, его нравственными качествами, составляющими основу профессионального саморазвития.
Специфическими особенностями формирования профессионально значимых качеств сотрудников полиции [16] являются: строгая правовая регламентация; властный, обязательный характер полномочий сотрудников; экстремальный, нестандартный характер деятельности; процессуальная самостоятельность и персональная ответственность.
Таким образом, как свидетельствует практика, многообразие встречающихся проблем и жизненных ситуаций в деятельности сотрудника полиции создает объективные предпосылки к проявлению личностных качеств, готовности к самообразованию, формированию потребности профессионального саморазвития, вне которого немыслимо совершенствование профессионального мастерства и личности.
Литература:
1. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установок. Тбилиси: ТГУ, 1966. 386 с.
2. Левитов Н.Д. Психология труда: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1963. 128 с.
3.Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Поэтапное формирование как метод психологических исследований // Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: АПН, 1978. 370 с.
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теорет. и эксперим. психол. исслед. М.: Педагогика, 1986. 239 с.
5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 448 с.
6. Холина Л.И., Инкина О.Н. Организация самообразовательной деятельности студентов на основе современных технологий // Сибирский педагогический журнал. 2005. №3. С. 101-113.
7. Райский Б.Ф. О комплексном подходе к формированию у школьников готовности к самообразованию // Самообразование школьников и развитие их личности. Волгоград: ВГПИ, 1978. 345 с.
8. Седова Н.Е. Как стать образованным человеком : кн. для старшеклассников.
Петропавловск-Камчатский: Дальневосточ. кн. изд-во Камчат. отд-ние, 1991. 222 с.
9.Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. М.: Просвещение, 1983. 153 с.
10. Шахбазова ЯЭ. Технологическое обеспечение формирования мотивации самообразовательной деятельности студентов: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград: ВГПУ 2002. 161 с.
11.Деркач А.А. Акмеология: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2003. 256 с.; Курдюмов Г.М. О формировании личностных качеств будущих специалистов // Высшее образование в России. 1994. №2. С. 103-105.
12.Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 122 с.
13.3еер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.; Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 122 с.
14. Богословский В.В., Маркелова В.А. Некоторые профессионально значимые свойства личности мастера производственного обучения // Проблемы совершенствования подготовки мастеров производственного обучения для средних профтехучилищ. М.: 1980. С. 52-62; Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: МГУ 1987. 209 с.; Курдюмов Г.М. О формировании личностных качеств будущих специалистов // Высшее образование в России. 1994. №2. С. 103-105.
15. Журавлева ТЛ. Активизация профессионального саморазвития слушателей Вузов МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1998. 19 с.; Олейников B.C. Нравственно-правовая система воспитания сотрудников органов внутренних дел. СПб., 1997. 171 с.
16.Романов В.В., Кроз М.В. Психологическая оценка при профессиональном отборе кадров для прокуратуры // Вопросы психологии. 1994. №3. С. 94.
References:
1. Uznadze D.N. Experimental foundations of psychology units. Tbilisi: TSU, 1966. 386p.
2 . Levitov N.D. Psychology of labour: textbook. M.: High school, 1963. 128 p.
3. Halperin P.Y., Zaporozhets A.V., Karpova S.N. Gradual formation as a method of psychological research // Actual problems ofpsychology. M.: APS, 1978. 370 p.
4 . Davydov V.V. Problems of developmental education: experience of theor. and experimentalpsychol. research. M.: Pedagogy, 1986. 239 p.
5 . Lomov B.F. Methodological and theoretical problems ofpsychology. M.: Nauka, 1984.
448 p.
6. Kholina L.I. Organization of self- educational activity of students on the basis of modern technologies // Siberian pedagogical magazine. 2005. № 3. P 101-113.
7. Rayski B.F. About an integrated approach to the formation of schoolchildren's readiness for self -education // Self- education of pupils and their personal development. Volgograd: VSPI, 1978. 345 p.
8. Sedova NE. How to become an educated man: book senior schoolchildren. Petropavlovsk-Kamchatsky: Far East publ. House, Kamchatka Branch, 1991. 222 p.
9. Gromtseva A.K. Formation of readiness to self-education of schoolchildren. M.: Prosveshchenie, 1983. 153 p.
10. Shakhbazova J..E Technological support of the formation of motivation to self-educational activity of students: diss. ... Cand. Of Ped. Volgograd, 2002.161 p. 11. Derkach A.A. Acmeology: textbook. SPtb.: Peter, 2003. 256 p. ; Kurdiumov G.M. On the formation of the personal qualities of future specialists // Higher Education in Russia. 1994. № 2. P. 103-105.
12. Markova A.K. Psychology of professionalism. M., 1996. 122 p.
13. Zeer E.F. Psychology of professions: textbook for students. M.: Academic Project; Ekaterinburg: Business Book, 2003. 336 p.; Markov A.K. Psychology of professionalism. M., 1996. 122 p.
14. Bogoslovski V.V., Markelova V.A. Some professionally important qualities of a person f a master of inservice training // Problems of improving the training of trainers for secondary vocational schools. M, 1980. P. 52 - 62; Ivanova E.M. Fundamentals of psychological study of
professional activity. M.: MSU, 1987. 209 p.; Kurdiumov G.M. On the formation of the personal qualities of future specialists //Higher Education in Russia. № 2. 1994. P. 103-105.
15. Zhuravleva T.L. Activation of professional self-development of students of high schools of MIA of Russia: abstr. of dis. Cand. of Ped. Sptb., 1998.19 p.; Olejnikov VS. Moral and legal system of education of co-workers of the Interior. SPtb., 1997. 171 p.
16. Romanov V.V., Kroz M.V. Psychological assessment in professional personnel selection for prosecutors // Questions of psychology. 1994. № 3. P.94.