Научная статья на тему 'Специфика формирования мотивации профессионального самообразования курсантов вузов МВД'

Специфика формирования мотивации профессионального самообразования курсантов вузов МВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТЬ / МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ / САМООБРАЗОВАНИЕ / NEED / MOTIVE / MOTIVATION / INTRINSIC AND EXTRINSIC MOTIVATION / SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подпорин Игорь Васильевич

В статье рассматриваются особенности мотивации как фактора активности курсантов вузов МВД в процессе самообразования. Автор отмечает, что мотивация как одна из составляющих структур личности позволяет обосновать основные движущие векторы учебной деятельности. В работе определены такие понятия как внутренняя мотивация, обусловленная потребностями личности, а также внешняя мотивация, обусловленная стимулами, направленными извне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of formation of motivation of professional self-education in students of higher schools of the inistry of Internal Affairs

The paper considers the features of motivation as a factor of the activity of students of higher schools of the MIA in the process of self-education. The author notes that the motivation as one of the components of personality structure allows substantiation of the main drivers of educational activity. The paper defines such consepts as intrinsic motivation due to the needs of an individual, as well as extrinsic motivation due to incentives directed from outside.

Текст научной работы на тему «Специфика формирования мотивации профессионального самообразования курсантов вузов МВД»

УДК 378.14 ББК 74.580 П 44

И.В. Подпорин,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Деятельность УВД в особых условиях» Краснодарского университета МВД РФ, г. Краснодар, тел.: 8-918-399-49-79, e-mail: alexandr01.87@mail.ru

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД

( Рецензирована )

Аннотация. В статье рассматриваются особенности мотивации как фактора активности курсантов вузов МВД в процессе самообразования. Автор отмечает, что мотивация как одна из составляющих структур личности позволяет обосновать основные движущие векторы учебной деятельности. В работе определены такие понятия как внутренняя мотивация, обусловленная потребностями личности, а также внешняя мотивация, обусловленная стимулами, направленными извне.

Ключевые слова: потребность, мотив, мотивация, внутренняя и внешняя мотивация, самообразование.

I.V. Podporin,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Department"The activities of the DIA in specific circumstances" of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs, Krasnodar, ph.: 8-918-399-49-79, e-mail: alexandr01.87@ mail.ru

PECULIARITIES OF FORMATION OF MOTIVATION OF PROFESSIONAL SELF-EDUCATION IN STUDENTS OF HIGHER SCHOOLS OF THE INISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

Abstract. The paper considers the features of motivation as a factor of the activity of students of higher schools of the MIA in the process of self-education. The author notes that the motivation as one of the components of personality structure allows substantiation of the main drivers of educational activity. The paper defines such consepts as intrinsic motivation due to the needs of an individual, as well as extrinsic motivation due to incentives directed from outside.

Keywords: need, motive, motivation, intrinsic and extrinsic motivation, self-education.

На современном этапе развития нашего государства, профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел протекает в условиях повышенных требова-

ний к правовым и нравственным сферам их личности. Негативные проявления в сфере правоохранной деятельности, определенные трудности в реализации задач борьбы с

правонарушениями непосредственно связаны с размытием нравственного смысла деятельности.

Осуществление своего профессионального долга в условиях низкой оплаты труда осложняет мотивацию, способствует падению престижа профессии, ведет к росту коррупции среди сотрудников всех уровней, обуславливает снижение нравственной устойчивости сотрудников органов внутренних дел. К этому добавляется непосредственное взаимодействие с криминальной средой.

Данная проблематика вызывает неподдельный научный интерес в данной предметной области, поскольку разнообразие объективных и субъективных факторов развития личности будущих сотрудников в процессе профессиональной подготовки, различия в функциональных обязанностях и условиях службы требуют разносторонней научной методической разработки данной проблематики.

Данные анализа служебной деятельности курсантов показали, что в настоящее время существует высокая потребность в разработке путей и средств формирования более конкретных элементов моральной, нравственной культуры.

Одними из важнейших характеристик личности курсантов, обучающихся в вузах МВД России, являются профессиональная и нравственная ориентированность. Данный аспект рассматривается как вид ценностных ориентаций, имеющих определенную динамику развития в процессе профессионального обучения.

Важным аспектом в процессе профессионально-нравственной ориентированности курсантов является процесс самообразовательной деятельности.

Вместе с тем, процесс самообразовательной деятельности, организуемый в целях их личностного развития, включающий последовательный сбор, переработку и ин-

терпретацию профессионально значимой информации, выступает сопутствующим образовательной деятельности. В результате у курсантов возникает опыт овладения новыми операциями, реализуемый ими в направлении личностного саморазвития.

Таким образом, формирование готовности к самообразовательной деятельности курсантов позволяет развить теорию самообразования в аспекте достижения высокого качества обучения по различным направлениям практико-ориентированной деятельности.

Теоретический анализ показал, что существуют причины, замедляющие общий ход формирования готовности курсантов к самообразовательной деятельности: недостаточное владение курсантами умениями самообразовательной деятельности, традиционный характер педагогического взаимодействия, низкая личностная мотивация.

В данном контексте, важно рассмотреть основы формирования позитивной мотивации и потребности курсантов в профессионально ориентированной самообразовательной деятельности в процессе обучения в вузе МВД России.

Необходимо также отметить, что проблема мотивации и мотивов в теории обучения является одной из ключевых. Так, В. Н. Мясищев утверждает: «Результаты, которые до-стигаетчеловеквсвоей жизни, лишьна 20-30% зависят от его интеллекта, а на 70-80% - от мотивов, которые у этого человека есть» [1; 3].

Говоря о результатах процесса обучения, следует отметить, что единственной возможностью ориентировать курсантов на самообразование - сделать так, чтобы они сами захотели этого.

Начало разработке проблемы мотивации самообразования положили такие исследователи как А.К. Громцева, А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов, Б.Ф. Райский, М.Н. Скаткин, Г.Н. Сериков

и др. Ими были исследованы отдельные мотивы, намечены цели по изучению состава, структуры, иерархии мотивов самообразования, выделению признаков мотивации самообразования в целом.

Проведя анализ исследований отечественных учёных, мы выделили ключевую мысль о том, что мо-тивационная система личности - это система непосредственной регуляции жизнедеятельности человека, высшим уровнем которого является сознательно-волевой компонент. Взгляды на сущность мотива и мотивации в работах ученых характеризуются как совокупность факторов, определяющих поведение, как совокупность мотивов, как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность [2].

Существует точка зрения, что мотивацию следует рассматривать в контексте трёх параметров: направленности, интенсивности и устойчивости. Направленность связана с выбором деятельности, на которую обучающиеся тратят свои силы, интенсивность подразумевает, что обучаемые могут прилагать неодинаковые усилия в зависимости от потребности в них. Продолжительность отражает устойчивость мотивации во времени и в противовес единичному выбору между разными способами поведения.

Вместе с тем, следует учитывать, что мотивы самообразования отражают уровень осознанности личностью субъективной ценности знаний [3].

В свою очередь, мотивация трактуется как система мотивов или стимулов, побудителей человеческого поведения и деятельности. По нашему мнению, мотивация — это процесс психической регуляции, влияющий на направление деятельности курсанта и количество энергии, мобилизуемой им для выполнения образовательной деятельности. Именно мотивация помогает понять проявление упорства и на-

стойчивости, с которой курсант осуществляет выбранные действия, преодолевает препятствия на пути к избранной цели.

Таким образом, мотивация учебной деятельности будущих офицеров детерминирует проявление ими учебной активности, настойчивости, усердия в овладении учебным материалом. В основе направленности личности, показывающей стремление курсанта к самообразованию, лежат его потребности в обучении, стремлении приобрести больше знаний, поставить перед собой цель и достигнуть её. Особенность человеческих потребностей — их фактическая ненасыщенность, поэтому нельзя удовлетворить потребность в самообразовании раз и навсегда, она постоянно должна подкрепляться.

В то же время, существует мнение, что потребности - это определенная система побуждений, как осознанных, так и неосознанных, которые характеризуются относительной устойчивостью и постоянством, тогда как отдельные мотивы могут быть временными, образованиями. Следовательно, многие мотивы не связаны с наличными потребностями человека. Так, например, в служебной практике сотрудников полиции, требования, приказ и другие факторы действительности, отражаясь в сознании, могут стать мотивами вопреки существующим потребностям личности.

Наиболее четко и определенно вопрос о соотношении мотивов и потребностей решается А.Н. Леонтьевым [4]. Он считает, что за мотивом всегда скрывается проблема потребностей в ее реальности. Однако, в понятии «потребность» мотив находится скрыто.

В то же время, мотивы деятельности несут в себе содержательную характеристику потребностей. Потребность - только предпосылка деятельности, но сама по себе она еще не придает деятельности определенную направленность. Реальная

же направленность деятельности вызывается предметом, отвечающим потребности, то есть мотивом. Формирование мотивов идет вместе с формированием потребностей. Иными словами, потребность является внутренним побудителем любой деятельности. Она отражает нужду субъекта в некотором объекте. Потребность определяет цель деятельности и выражается в идеальном образе того объекта, который может ее удовлетворить.

Известно, что самообразование связано с познавательной потребностью, это «высшая форма удовлетворения познавательной потребности, интересов, основанная на высокой сознательности и организованности под влиянием мотивов большой силы, на высоком уровне отношений человека к познанию; самообразование - самостоятельная познавательная деятельность, направленная на приобретение субъективно значимых знаний» [5].

Следует отметить, что одним из важнейших факторов самообразовательной деятельности курсантов является познавательный процесс.

В свою очередь, одним из важнейших элементов познавательного процесса является внимание. Именно с него начинается формирование готовности курсантов к самообразованию. При выявлении сущностных характеристик данного процесса нами было отмечено, что распределение внимания одновременно на несколько объектов оказывается важным для многих видов деятельности. Успешный результат зависит от индивидуальных особенностей нервной системы личности, от способности, опыта работы, тренированности в данном виде деятельности. Согласно исследовательским данным, личности, обладающие подвижностью нервных процессов, имеют способность без труда переключать своё внимание с одних объектов на другие. Для такой категории людей раздражители являются стимулирующим

фактором, тогда как для личностей со слабой нервной системой воздействие отвлекающих раздражителей ведёт к ухудшению показателей выполняемой работы.

Подобные эксплицитные данные оказываются весьма существенными при организации самообразовательной деятельности, т.к. она относится к сложным видам труда, требующего выполнения многообразных, различных по структуре и технике действий.

Необходимо отметить тот факт, что мотивация самообразования представляет собой систему мотивов, побуждающих личность целенаправленно и самостоятельно овладевать знаниями, организовывать свою познавательную деятельность по личной инициативе. Потребность в самообразовании у обучающихся в вузах МВД возникает тогда, когда у них начинают формироваться идеалы и жизненные планы.

Следует также обратить внимание на то, что, в процессе обучения в вузах МВД учебная деятельность характеризуется двумя типами мотивов -познавательным мотивом и мотивом достижения. Познавательный мотив - основа учебно-познавательной деятельности, которая возникает и развивается при взаимодействии профессорско-преподавательского состава и курсантов.

Познавательный мотив обеспечивает успешную теоретическую подготовку, приобретение необходимого объёма теоретических знаний, овладение умениями и навыками практической деятельности. Четко сформулированные цели и задачи самостоятельной работы, ее грамотное планирование и организация, достаточный и необходимый объем времени, качественное содержание учебно-практического материала и высокий уровень методического обеспечения формируют у курсантов внутреннюю уверенность в достижении высоких результатов, стремление соответствовать задан-

ному уровню. В связи с этим особое значение приобретает второй тип мотива - достижения успеха.

Особое значение в развитии интереса курсантов к самообразованию имеет внутренняя и внешняя мотивация. Внутренний мотив -это состояние удовольствия, радости и удовлетворения от процесса выполнения самостоятельной образовательной деятельности. Внутренние мотивы носят личностно значимый характер, обусловлены познавательной потребностью и удовлетворением от процесса познания и приобретения новых знаний. Для внутренней мотивации характерны проявление высокой познавательной активности, прежде всего, в процессе самостоятельного изучения учебного материала. В процессе самостоятельного познания курсант получает эмоциональное удовлетворение. Внешняя мотивация обуславливается внешними стимулами. Внешние стимулы, постоянно вносимые преподавательским составом, изменяют мотивацию самообразования, повышают её познавательную активность. К таким стимулам можно отнести такие, как: привлечение дополнительной литературы по изучаемой дисциплине; показ новейших достижений в области науки и техники; практическая работа на учебных тренажёрах; показ значимости изучаемого материала и его перспективу и т.д. Преподаватель должен постоянно осуществлять стимулирование учебной деятельности, побуждая курсантов к сознательным действиям, ориентировать их на активную мотивационную подготовку к самообразованию. Поэтому основная задача педагогических стимулов - развитие мотивов, соответствующих целям и сущности самообразования.

Таким образом, рассматривая мотивацию и потребности в формировании готовности курсантов к самообразовательной деятельности, отметим, что познавательные по-

требности, побуждающие самообразование, формируются в активной личностно значимой самостоятельной деятельности.

В ходе проведённого нами исследования были выявлены курсанты с различным уровнем мотивации. Выявив исходный уровень развития мотивации, в дальнейшем мы можем спрогнозировать развитие самообразовательных умений. Разная направленность в развитии личности предопределяет не линейное ее формирование. Грамотно выстроенная система учебно-воспитательного процесса позволяет повысить уровень мотивации курсантов к обучению. В противном случае может произойти возврат на более низкий уровень, снизится интерес к определённым областям знаний.

Опираясь на работы Ю.К. Ба-банского, Е.П. Ильина [2], мы рассматриваем учебно-воспитательный процесс в общей структуре как единицу, целью которой является возбуждение у курсантов состояния мотивации к самообразованию.

Мотивация курсантов к самообразованию является одним из компонентов психологической готовности к саморазвитию, самообучению, а процесс формирования у курсантов такой мотивации обусловлен закономерностями психологического развития личности.

Изучая умственную работу личности в процессе учебной деятельности, мы пришли к выводу, что курсант может овладеть определённым количеством знаний в достаточной степени, но при этом не стремиться к познанию нового, не стремится связать теорию с практикой и не проявляет положительного эмоционально-волевого отношения к приобретению знаний. Положительное отношение к обучению является залогом к стремлению заниматься самообразованием. Зарождение активности должно происходить в сознании курсанта. Огромное значение в этих условиях играет его внутренняя позиция,

стремление к овладению знаниями по собственной инициативе. Положительное эмоционально-волевое отношение и высокая степень мотивации к учебной деятельности играют важную роль в формировании готовности к самообразованию,

что позволяет даже при низком уровне владения познавательными умениями, осуществлять обучение на достойном уровне при условии проявления высокого уровня эмоционально-волевого отношения и мотивации.

Примечания:

1. Мотивация личности (феноменология, закономерности и механизмы формирования): сб. науч. трудов / под ред. А.А. Бодалева. М., 1982.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: учеб. пособие. Питер, 2003. 512 с.

3. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб: Питер Ком, 1998. 688 с.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

5. Райский Б.Ф. О комплексном подходе к формированию у школьников готовности к самообразованию // Самообразование школьников и развитие их личности. Волгоград: ВГПИ, 1978. 345 с.

References:

1. Motivation of a personality (phenomenology, laws and mechanisms of theformation): Coll. Scien. works / ed. by A.A. Bodaleva; Academy ped. SciencesUSSR - Moscow, 1982. P. 120.

2. Ilyin E.P. Motivation and motives: Textbook. Peter, 2003. P. 512.

3. Rubinstein S.L. Fundamentals of General Psychology / S.L. Rubinstein. SPb.: PeterKom, 1998. P. 688.

4. Leontev A.N. Activities. Consciousness.Personality / A.N. Leontiev. M.: Politizdat, 1975. P. 304.

5. Raisky B.F.On an integrated approach to the formation of readiness of schoolchildren to self-education / B.F.Raisky // Self-education of schoolchildren and developmentof their personality. Volgograd: VGPI, 1978. P. 345.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.