Научная статья на тему 'Самообразование как средство профессионального развития организатора воспитательной работы с осужденными'

Самообразование как средство профессионального развития организатора воспитательной работы с осужденными Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / СТРУКТУРА САМООБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОСУЖДЕННЫМИ / ОРГАНИЗАТОР ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серебряник Е.В.

В данной статье раскрыта роль самообразования как значимого средства профессионального развития сотрудника уголовно-исполнительной системы. Обращено внимание на сущность самообразования и профессионального саморазвития, представлена четырехкомпонентная структура самообразования организатора воспитательной работы с осужденными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самообразование как средство профессионального развития организатора воспитательной работы с осужденными»

УДК 343.83

Самообразование как средство профессионального развития организатора воспитательной работы с осужденными

Е.В. СЕРЕБРЯНИК - доцент кафедры юридической психологии и педагогики ВИПЭ ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент

В данной статье раскрыта роль самообразования как значимого средства профессионального развития сотрудника уголовно-исполнительной системы. Обращено внимание на сущность самообразования и профессионального саморазвития, представлена четырехкомпонентная структура самообразования организатора воспитательной работы с осужденными.

Ключевые слова: самообразование; структура самообразования; профессиональное развитие; профессиональное саморазвитие; воспитательная работа с осужденными; организатор воспитательной работы с осужденными.

Self-education as a way of professional development of organizer of educational work with convicts

E.V. SEREBRYANIK - Associate Professor of the Department of Legal Psychology and Pedagogy of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, PhD. in Pedagogics, Associate Professor

This article reveals the role of self-education as a significant way of professional development of employees of the penal system. Attention is drawn to the essence of self-education and professional self-development, there is represented a four-component structure of self-education of the organizer of educational work with convicts.

Keywords: self-education; structure of self-education; professional development; professional self-development; educational work with convicts; the organizer of educational work with convicts.

Современный этап развития уголовно-исполнительной системы страны задает серьезные ориентиры в области совершенствования воспитательной работы с осужденными. На уровне деятельности конкретного сотрудника к ним относятся внедрение новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, обеспечение ресоциализации осужденных, поиск и внедрение новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной педагогической помощи каждому осужденному, и др. Многообразие и сложность поставленных задач определяют необходимость активизации всех имеющихся у организатора воспитательной работы с осужденными личностных ресурсов и средств, которые обеспечили бы ему постоянное профессиональное развитие.

Воспитание человека, совершившего преступление, заключается прежде всего в изменении социально-нравственных ори-ентаций и установок личности, усвоении им одобряемых обществом ценностей, что в конечном итоге способствует его более успешной социализации. В связи с таким социально-педагогическим характером воспитательной работы с осужденными к ее субъекту предъявляется требование не только высокой квалификации, но и личностной зрелости.

Среди средств, привлекаемых сотрудником исправительного учреждения для обеспечения своего профессионально-личностного роста, особое место занимает самообразование. Самообразование следует рассматривать в двух аспектах. Во-первых, это образовательный процесс, представляющий собой единство и целостность процессов самообучения, самовоспитания, саморазвития, включающий управление субъектом собственными потребностями, усвоение новых социокультурных норм, овладение новыми способами действий и обогащение своих способностей, формирование готовности проявить их в деятельности. Во-вторых, самообразование выступает как самоуправляемая образовательная деятельность сотрудника, направленная на его непрерывное профессиональное и лич-

ностное саморазвитие в целях совершенствования готовности к педагогическому обеспечению процесса исправления и ре-социализации осужденных.

В.А. Сластенин довольно емко отразил сущность профессионального саморазвития как процесс интеграции профессиональной подготовки и внутреннего движения, личностного становления человека. Профессиональная подготовка задает содержание, формы и схемы профессиональной рефлексии, а внутреннее движение обеспечивает энергию, реализацию, личностный смысл профессионального саморазвития. По мнению В.А. Сластенина, процесс профессионального саморазвития - это единство двух частей (личного и профессионального). В нем профессиональное пространство является одной из сфер реализации личности педагога, а личное пространство - источником проблематизации и обновления профессиональной деятель-ности1.

Для более углубленного изучения взаимосвязи процессов самообразования и саморазвития необходимо рассмотреть структуру самообразования организатора воспитательной работы с осужденными. В нее могут быть включены четыре компонента: личностный, гностический, операционный, управленческий. Личностный компонент является первичным, определяет общую направленность и содержание самообразования воспитателя осужденных. Каждый компонент структуры обусловливает развитие остальных трех. Характеристики всех компонентов самообразования (личностные характеристики, знания, умения), являясь необходимыми его предпосылками, в то же время сами совершенствуются в ходе осуществления самообразовательной деятельности2. Это обеспечивает профессиональное саморазвитие, профессиональный рост воспитателя осужденных.

Личностный компонент в самообразовании организатора воспитательной работы с осужденными занимает ведущее место, обеспечивает стремление осуществлять профессиональное самообразование, а также возможности личности в достижении

высоких результатов образовательной деятельности. Данный компонент предполагает, прежде всего, осознание субъектом воспитательной работы личной и социальной значимости непрерывного образования и самообразования, наличие устойчивых познавательных интересов в области теории уголовно-исполнительного права, пенитенциарной психологии, пенитенциарной педагогики и других смежных отраслей знания, наличие потребности в самообразовании. Наиболее значимо для повышения уровня организации воспитательной работы с осужденными проявление потребности в самообразовании в мотивах профессионально-трудового плана, когда имеется уверенность в том, что результаты самообразовательной деятельности будут внедрены в реальный процесс труда и профессионального совершенствования. Кроме того, важны также мотивы духовного плана, связанные с пониманием роли самообразования как средства самореализации личности, повышения ее культурно-образовательного уровня. Возникновение таких мотивов обусловлено пониманием личностью сущности и особенностей воспитательной работы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, требований, которые предъявляются к ней, при выраженном стремлении в будущем осуществлять этот вид профессиональной деятельности.

В силу специфики воспитательной работы с осужденными существенная часть информации, с которой работает ее организатор, поступает в процессе взаимодействия с разными людьми (осужденными, их родственниками, сотрудниками различных отделов и служб учреждения, представителями общественности и др.). В связи с этим в личностный компонент самообразования необходимо включить следующие профессионально важные качества: нравственно-этические - гуманность, доброжелательность, чуткость, терпимость, ответственность; эмоционально-волевые - эмпатию, преобладание положительных эмоций, целеустремленность, организованность, упорство в достижении намеченной цели, самообладание, способность находить пути преодоления трудностей в профессиональной деятельности; коммуникативные - коммуникабельность, социальную смелость, владение техникой речевой деятельности. Для самообразовательной деятельности воспитателя осужденных особое значение имеют гибкость и оперативность мышления, любознательность, креатив-

ность, способность к анализу и пониманию социально-педагогических явлений - интеллектуальные характеристики личности, а также положительное отношение к учению, самостоятельность, критичность, трудолюбие.

Гностический компонент обеспечивает теоретическую базу самообразовательной деятельности, представляя собой усвоенную сотрудником систему научно-практических знаний. Во-первых, он содержит общеобразовательные знания - усвоенные еще в период обучения факты, понятия, законы, принципы, суждения о мире и человеке, составляющие фундамент образованности личности. Во-вторых, в содержание гностического компонента входят профессиональные знания - сведения из дисциплин гуманитарного, социального и экономического, информационного, профессионального циклов, составляющие суть профессии организатора воспитательной работы с осужденными и определенные соответствующим государственным образовательным стандартом. Профессиональные знания организатора воспитательной работы с осужденными характеризуют его теоретическую подготовленность по следующим дисциплинам профессионального цикла: теория государства и права, конституционное право России, административное право, муниципальное право, гражданское право, налоговое право, международное право, уголовное право, уголовно-исполнительное право, криминалистика, криминология, воспитательная работа с осужденными, правовое регулирование и организация режима, правовое регулирование и организация надзора, обеспечение безопасности, семейное право, пенитенциарная психология, пенитенциарная педагогика, пенитенциарная криминология, трудовое право, организация исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних осужденных, ресоциализация и социальная адаптация в уголовно-исполнительной системе, организация трудовой адаптации осужденных и др. В силу интегрированности и полифункциональности профессиональной деятельности воспитателю осужденных необходимо осваивать и обновлять знания из разнообразных смежных областей.

В-третьих, гностический компонент включает знания в области самообразования, необходимые для осуществления этого вида деятельности: знание о сущности самообразования, его функциях, структуре, формах и источниках, методике (о построении

программы самообразования, рациональной организации своего времени, способах работы с источниками и др.). Наконец, особое место в данном компоненте самообразования занимает понимание сущности и целей воспитательной работы с осужденными. Этот элемент является определяющим в формировании профессиональной мотивации самообразования.

Операционный компонент обусловливает эффективность протекания процесса самообразования, поиска, усвоения и переработки теоретической и эмпирической социально-правовой, социально-педагогической информации, а также реализации профессиональных знаний в практической деятельности по организации воспитательной работы в исправительном учреждении. Операционный компонент характеризуется комплексом умений, которые целесообразно объединить в три группы: умения, связанные с операциями умственных действий; умения работать с источниками профессионально ориентированной информации; умения применять профессиональные знания в практической деятельности.

Самообразование невозможно без сформированных операций умственной деятельности - умений в конкретном видеть общее, из общего выделять конкретное, осуществлять мыслительные операции анализа и синтеза, систематизировать, классифицировать. Они выступают тем основанием, на котором базируются умения двух других групп.

В самообразовании велика роль умений работать с источниками. Ввиду многообразия источников профессионально ориентированной информации данная группа включает обширный перечень умений.

Прежде всего к ним относятся умение ориентироваться в классификации источников; умение подбирать необходимую литературу, работать с каталогами и библиографией; умение пользоваться пособиями и справочным материалом (словарями, справочниками, таблицами и др.); умение пользоваться банком компьютерной информации; владение разными типами чтения (сплошное, повторное, беглое, ознакомительное, фрагментарное и т.д.); культура восприятия информации (в том числе ненаучной) из различных источников, которая предполагает отбор значимого материала, установление взаимосвязей вычлененных частей, группировку материала, определение своей позиции по отношению к полученному знанию. В состав рассматри-

ваемой группы умений входят и коммуникативные: умение слушать, отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе дискуссии, избегать конфликтов в процессе совместной деятельности, сотрудничать в самообразовании. Еще одной составляющей группы умений работать с источниками информации является владение различными приемами фиксации прочитанного и услышанного (составление плана, аннотации, тезисов, выписок, конспектирование, реферирование, цитирование, рецензирование). Поскольку ценным источником самообразования для сотрудника, осуществляющего воспитательную работу с осужденными, является профессиональная деятельность, необходимыми умениями выступают умение анализировать практику и опыт воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях, использовать методы социально-педагогического исследования для сбора и анализа информации о процессе исправления осужденных.

Профессиональная деятельность требует от организатора воспитательной работы с осужденными не столько накопления знаний, сколько умения их применять на практике. Для профессионального совершенствования наиболее значимы умения, позволяющие специалисту гибко реагировать на постоянно изменяющиеся условия действительности и осуществлять свою работу в сложных, нестандартных ситуациях. Именно поэтому в структуру самообразования следует включить отдельную группу умений - умения применять профессиональные знания в практической деятельности. В нее входят: умение анализировать социально-педагогические процессы и явления, понимать и переживать конкретные социально-педагогические ситуации; умение творчески перерабатывать, интегрировать имеющиеся знания о способах, методах, техниках воспитательной работы; умение реализовать комплексное социально-педагогическое знание в соответствии с ситуацией.

Управленческий компонент обеспечивает организацию сотрудником своей образовательной деятельности, ее регулирование. Управленческий компонент самообразования составляют умения выдвигать и реали-зовывать задачи самообразования, выбирать источники и формы самообразования, планировать данную деятельность, распределять время, создавать благоприятные условия, а также умения по самооценке, самоанализу, самоконтролю процесса и ре-

зультатов самообразовательной деятельности. Развитие в данном процессе умений самоуправления позволяет устранить слабые стороны в деятельности воспитателя осужденных, оптимально использовать время, улучшить организацию труда, обеспечить запланированные результаты, а также освободить время для отдыха и самосовершенствования.

Самооценка включает суждения специалиста о себе, своих качествах, достоинствах, недостатках, потенциальных возможностях, а также о социальной значимости и эффективности деятельности, которой он занимается. От самооценки зависят взаимоотношения с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, тем самым она влияет на эффективность деятельности сотрудника и дальнейшее развитие его личности.

Самоконтроль представляет собой свободное, сознательное, лишенное внешнего принуждения регулирование своего поведения. Самоконтроль укрепляет волевую и духовную сферы личности, обеспечивает удержание себя в рамках принятых и внутренне одобренных правил3.

Самоанализ социально-педагогической деятельности предполагает изучение сотрудником состояния и результатов собственной работы (в сопоставлении с исходными данными, поставленными задачами, намеченным планом деятельности и др.), установление причинно-следственных взаимосвязей между элементами социально-педагогических явлений, определение путей дальнейшего ее совершенствования. Анализ собственной деятельности, в том числе самообразовательной, помогает организатору воспитательной работы осознать возникающие у него трудности в работе, найти грамотные пути их преодоления.

В контексте приводимых рассуждений представляют интерес результаты опроса курсантов ВИПЭ ФСИН России. В исследовании приняли участие 44 обучающихся третьего курса юридического факультета (специальность 031001 - Правоохранительная деятельность, специализация - воспитательно-правовая, профиль подготовки - организация воспитательной работы с осужденными). Общей целью анкетирования являлось изучение особенностей самообразования будущих организаторов воспитательной работы с осужденными на определенном этапе профессиональной подготовки в вузе. Анализ полученных данных позволяет проследить, насколько осу-

ществляемая курсантами самообразовательная деятельность ориентирована на их профессиональное развитие.

Эмпирическое исследование показало, что респонденты:

- в целом положительно относятся к самообразованию (71%);

- все вовлечены в данный процесс (100%);

- осознают значение самообразования для профессионального роста сотрудника уголовно-исполнительной системы (87%);

- руководствуются при осуществлении самообразования в основном мотивами духовного (56%), профессионального (38%) и морального плана (25%);

- задумываются о сущности, структуре и способах самообразования (100%);

- в качестве направлений (областей) знаний, по которым осуществляется самообразование, указывают дисциплины профессионального цикла (около 50%);

- в определенной мере владеют умениями самообучения и самоуправления.

Однако при этом настораживают следующие выявленные в ходе исследования показатели самообразования курсантов:

- довольно большая часть опрошенных отрицательно и безразлично относится к самообразованию (29%);

- систематическое самообразование характерно только для 20% респондентов, 58% занимаются самообразованием от случая к случаю, 22% - довольно редко;

- самообразование значительной части опрошенных не имеет профессиональной направленности (около 60%);

- наблюдается недостаточное понимание сущности самообразования, недостаточные степень осознания структуры и основных способов самообразования, знание источников самообразования организатора воспитательной работы с осужденными;

- умения самообучения и самоуправления у большей части респондентов (более 70%) представлены на довольно низком уровне - ответы на соответствующие вопросы неполные, неопределенные (например, в вопросе о знаниях, умениях и личностных качествах, важных для самообразования, респонденты выбирали только один вариант ответа из трех возможных, не называли конкретные знания, умения и личностные качества).

Безусловно, выводы описанного эмпирического исследования не могут быть распространены на всех обучающихся по данной специальности прежде всего потому, что выборка охватывает только курсантов третьего

курса, фактически находящихся на начальном этапе обучения дисциплинам профессионального цикла (включая дисциплины специализации). Полученные низкие показатели по отдельным характеристикам в определенной мере закономерны (например, в части включенности обучающихся в самообразовательную деятельность и профессиональной направленности их самообразования).

Вместе с тем приведенные данные выступают основанием поиска путей повышения эффективности педагогической помощи курсантам в их самообразовании (о необходимости помощи высказались 74% респондентов). Представляется, что такая помощь должна быть систематичной и охва-

тывать различные взаимосвязанные сферы педагогического взаимодействия в образовательном процессе ведомственного вуза: процесс обучения дисциплинам профессионального цикла, организация научно-исследовательской работы обучающихся, организация учебной и производственной практики, воспитательный процесс.

Таким образом, роль самообразования в профессиональном развитии организатора воспитательной работы с осужденными трудно переоценить. Для эффективной его реализации необходимо обеспечить систематическое педагогическое руководство еще на этапе профессиональной подготовки специалиста в вузе.

I ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Сластенин В.А. Профессиональное саморазвитие учителя // Известия РАО. 2000. № 3. С. 80-88.

2 См.: Наумченко И.Л. Самостоятельный учебный труд студентов. Саратов, 1983; Прокопюк В. Самообразование учителей в контексте гуманистической парадигмы развития человека: Дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1998.

3 См.: Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Слов. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М., 1999; Психология: Слов. / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.

1 Sm.: Slastenin V.A. Professional'noe samorazvitie uchitelja // Izvestija RAO. 2000. № 3. S. 80-88.

2 Sm.: Naumchenko I.L. Samostojatel'nyj uchebnyj trud studentov. Saratov, 1983; Prokopjuk V. Samoobrazovanie uchitelej v kontekste gumanisticheskoj paradigmy razvitija cheloveka: Dis. ... d-ra ped. nauk. SPb., 1998.

3 Sm.: Vishnjakova S.M. Professional'noe obrazovanie: Slov. Kljuchevye ponjatija, terminy, aktual'naja leksika. M., 1999; Psihologija: Slov. / Pod obshh. red. A.V. Petrovskogo, M.G. Jaro-shevskogo. M., 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.