УДК 159.922-057.875 Гаранина Жанна Григорьевна
кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева
САМООБРАЗОВАНИЕ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Garanina Zhanna Grigoryevna
PhD in Psychology, Professor, Psychology Department, Mordovian State University
SELF-EDUCATION IN THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF FUTURE PROFESSIONALS
Аннотация:
В статье анализируется проблема профессионального и личностного саморазвития будущих специалистов. Подробно рассматривается такой фактор саморазвития, как самообразование, направленное на повышение профессиональной компетентности и самосовершенствование личности. Приводятся результаты экспериментального исследования особенностей профессионального саморазвития студентов. Выделяются гностические и конативные компоненты, влияющие на успешность протекания данного процесса. Делаются выводы о роли самообразования в процессе саморазвития.
Ключевые слова:
профессиональное саморазвитие, самообразование, саморегуляция, психологическая компетентность, самоотношение, самоконтроль.
Summary:
The article analyzes the problem of professional and personal self-development of future specialists. The author considers in details such a factor of self-development as self-education, aimed at improving of professional competence and self-cultivation. The paper presents results of the experimental studies concerned with the professional self-development of students, on the basis of which gnostic and connotative components influencing the success of the process are distinguished. The conclusion deals with the role of the self-education in the process of personal and professional self-development of future professionals.
Keywords:
professional self-development, self-education, self-concept, psychological competence, self-attitude, self-control.
Необходимым условием повышения эффективности профессиональной деятельности современных специалистов является способность к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию профессиональных качеств. В связи с этим представляется актуальным исследование проблемы профессионального саморазвития, особенностей и факторов, влияющих на данный процесс в период профессиональной подготовки будущих специалистов.
Личностное и профессиональное саморазвитие рассматривается нами как целостная саморазвивающаяся система, основанная на деятельностном преобразовании личностью себя, порождаемая потребностями в самоизменении и личностном росте и осуществляющаяся в ходе саморегуляции своего поведения и деятельности, направленной на достижение личностно и профессионально значимых целей [1].
Важнейшим условием саморазвития является практическая деятельность, направленная на самоизменение, саморегуляцию своего поведения, самосовершенствование своих профессиональных и личностных качеств. Одним из видов такой деятельности является самообразование, позволяющее специалистам осуществлять гностическую деятельность, направленную на получение знаний о профессии, самостоятельное развитие профессиональных умений и навыков.
Теоретический анализ проблемы самообразования показывает, что данный процесс рассматривается в рамках различных методологических подходов как целенаправленная, самостоятельная, познавательная, практико-ориентированная деятельность по расширению имеющихся знаний и формированию современных компетенций в одной или нескольких областях человеческой жизнедеятельности, самосовершенствованию личности в течение всей жизни.
В контексте акмеологического подхода под самообразованием понимается стремление к достижению человеком профессионализма в своей деятельности (А.А. Деркач, А.К. Маркова, Ю.А. Ша-лаков и др.). Профессиональное самообразование анализируется в аспекте профессионального саморазвития личности, в основе которого лежит мотивация самосовершенствования. По мнению Ю.А. Шалакова, профессиональное самообразование является частью профессионального самосовершенствования, сущность которого состоит в сознательном формировании, развитии и совершенствовании профессионально важных качеств и в целом профессиональной компетенции [2].
ПСИХОЛОГИЯ
Самообразование как важнейший метод осуществления процесса саморазвития посредством воздействия на самого себя, работы над собой рассматривается А.П. Какаровой [3]. Под самообразованием она понимает систематическую самостоятельную учебную деятельность личности, повышающую уровень знаний о своих психических свойствах, состояниях, процессах, а также возможности их контролирования. Р.Р. Сагитова вводит понятие самообразовательной компетенции и определяет ее как интегрированную характеристику личности, включающую в себя знания, умения, способы и опыт самообразования, а также личностные качества, проявляющиеся в потребности, способности и готовности к реализации данного вида деятельности, направленной на достижение личностной, профессиональной, социальной самореализации человека [4].
Обобщение рассматриваемых подходов позволяет трактовать самообразование как гностический инструмент личностно-профессионального саморазвития, который обеспечивает накопление когнитивных ресурсов, повышение уровня знаний, умений и навыков, формирование профессиональной компетентности специалистов на всех стадиях профессионального развития. В свою очередь развитие когнитивных способностей с помощью гностической самообразовательной деятельности способствует повышению интеллектуального уровня личности в целом, а на стадии профессионального становления - развитию профессионального интеллекта и способностей специалиста.
Для изучения особенностей профессионального саморазвития будущих специалистов нами проводилось экспериментальное исследование, в котором принимали участие студенты 1-4-го курсов дневного и заочного отделения, проходящих профессиональное обучение по специальности «Психология» ФБГОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарева» в возрасте 18-21 год.
Для исследования процесса саморазвития использовались следующие методы: авторская анкета, опросник «Способность к саморазвитию» И.В. Зверевой, тест «Готовность к самопознанию и саморазвитию» Т.М. Шамовой, тест «Оценка самоконтроля в общении» М. Снайдера, опросник «Стиль саморегуляции поведения студентов» В.И. Моросановой, тест-опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантелеева, тест коммуникативных умений Л. Михельсона (в переводе и адаптации Ю.З. Гильбуха).
Исследование процесса саморазвития на всех стадиях первичного профессионального обучения показало, что среди студентов всех курсов данный процесс протекает достаточно интенсивно. С помощью анкетирования было выявлено, что 80 % всей выборки испытуемых активно занимаются саморазвитием. Динамика изменений показала, что особенно интенсивно данный процесс осуществляется на первом и втором курсах, что объясняется резкими изменениями, происходящими в условиях и образе жизни испытуемых, связанными с переходом от школьного обучения к вузовскому. На старших курсах процесс саморазвития протекает менее интенсивно, его осуществляют 70 % респондентов. При этом позитивно оценивают свое самоизменение за период обучения в вузе 100 % студентов 2-4-го курсов.
Анкетирование позволило выявить практические способы саморазвития, используемые будущими специалистами. Анализ полученных результатов показывает, что подавляющее большинство опрошенных студентов в процессе саморазвития используют различные способы самообразования, такие как чтение научной и художественной литературы (92 %), просмотр научно-популярных фильмов (21 %), что помогает им получать новые знания, расширять кругозор, развиваться духовно. К этой же категории относится получение второго высшего образования (8 %), что также способствует профессиональному саморазвитию будущих специалистов. Четверть опрошенных отмечают такой важный способ саморазвития, как общение с окружающими людьми, что позволяет развивать практические навыки взаимодействия, необходимые в жизни и будущей профессии.
Среди выявленных способов саморазвития можно также отметить приемы волевой саморегуляции, к которым студенты относят занятия спортом (16 %) и контроль собственных эмоций (10 %). Вместе с тем удельный вес волевого компонента относительно невелик, что говорит о преобладающей роли самообразования в процессе личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов.
По результатам исследования уровня саморазвития с помощью опросника «Способность к саморазвитию» И.В. Зверевой было выявлено, что средний показатель выраженности саморазвития у студентов всей выборки составляет 35 баллов, что соответствует неопределенному уровню, т. е. у большинства студентов не выработалась упорядоченная система саморазвития. Исследование готовности к самопознанию и саморазвитию по тесту «Готовность к самопознанию и саморазвитию» Т.М. Шамовой показало, что средний уровень готовности к самопознанию составляет 4,9, а готовности к саморазвитию - 4,5. Полученные данные показывают, что готовность к самопознанию в среднем выражена выше, чем готовность к саморазвитию, и в целом для всей выборки данные показатели свидетельствуют о высоком уровнем сформированности мотиваци-онной готовности к самопознанию и саморазвитию.
Корреляционный анализ позволил установить взаимосвязи между такими компонентами саморазвития, как готовность к самопознанию и саморазвитию, а также между уровнем саморазвития и личностными особенностями испытуемых, определяющими успешность самоизменения, среди которых мы выделили такие качества, как самоотношение, саморегуляция, самоконтроль. Кроме того, исследовались взаимосвязи между особенностями личностно-профессионального саморазвития и психологической компетентностью будущих психологов.
Готовность к саморазвитию значимо связана с саморегуляцией (r = 0,547), самоотношением (r = 0,423) и психологической компетентностью (r = 0,418). Выявленные взаимосвязи можно объединить в действенно-практический блок саморазвития, определяющий успешность осуществления профессиональных коммуникативных задач. Выявлены также статистически значимые (на 1 %-м уровне) взаимосвязи между уровнем саморазвития и самоотношением (r = 0,468).
Такой конативный компонент саморазвития, как саморегуляция, на высоком уровне значимости связан с самоотношением (r = 0,782) и готовностью к саморазвитию (r = 0,418). Полученные результаты объединяются вокруг саморегуляции, где она тесно связана с самоотношением и психологической компетентностью (r = 0,423). Выявлены также значимые положительные взаимосвязи между таким профессионально важным качеством будущих психологов, как психологическая компетентность, и готовностью к саморазвитию (r = 0,479), саморегуляцией (r = 0,443) и уровнем самоконтроля в общении (r = 0,707).
Полученные взаимосвязи можно объяснить тем, что готовность к саморазвитию определяется наличием развитой системы саморегуляции, которая ориентирует будущих специалистов на саморазвитие своих личностных и профессиональных качеств. Лица с развитой системой саморегуляции обладают сформированными волевыми качествами, определяющими их умение осуществлять самостоятельную познавательную деятельность, направленную на повышение своей профессиональной компетентности. Самообразование при этом играет немаловажную роль, поскольку позволяет совершенствовать профессиональные знания и умения.
Таким образом, самообразование занимает значительное место в структуре профессионального саморазвития, поскольку обеспечивает накопление когнитивных ресурсов, повышение уровня знаний, умений и навыков и формирование профессиональной компетентности будущих специалистов.
Ссылки:
1. Гаранина Ж. Г. Структура и уровни личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов.// Фундаментальные исследования. 2013. № 6 (часть 1). С. 179-183.
2. Шалаков Ю.А. Влияние профессионального самообразования на эффективность деятельности офицера налоговой полиции : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2000. 20 с.
3. Какарова А.П. Активизация саморазвития личности учащегося средствами психолого-педагогического сопровождения [Электронный ресурс]. URL: school_akme_vestnik_akme_akme_2009_kakarova_aktivi-
zaciya_sredstvami_psicho_soprovozh (дата обращения: 17.03.2015).
4. Сагитова Р.Р. Формирование самообразовательной компетенции студентов вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2011. 22 с.