Научная статья на тему 'Самообразование студентов как фактор готовности к организации учебного времени'

Самообразование студентов как фактор готовности к организации учебного времени Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2182
391
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВРЕМЯ / ФАКТОРЫ / ПОКАЗАТЕЛИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / САМООБРАЗОВАНИЕ / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TIME / FACTORS / CHARACTERISTICS / EFFECTIVENESS / READINESS / INDEPENDENT WORK / SELF-EDUCATION / SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY / COGNITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойко Кристина Юрьевна

В статье дано обоснование необходимости формирования у студентов готовности к самообразованию в процессе организации учебно-воспитательного времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-education of students as a factor of readiness for the organization of school hours

In the article grounds the necessity to produce the readiness for self-education by the students themselves in the process of the teaching and educational time organizing.

Текст научной работы на тему «Самообразование студентов как фактор готовности к организации учебного времени»

Бойко Кристина Юрьевна

аспирант кафедры культурологии Краснодарского государственного университета культуры и искусств _(тел.: 89284024369)

Самообразование студентов как фактор готовности к организации учебного времени

В статье дано обоснование необходимости формирования у студентов готовности к самообразованию в процессе организации учебно-воспитательного времени.

Ключевые слова: время, факторы, показатели, эффективность, готовность, самостоятельная работа, самообразование, самообразовательная деятельность, познавательная деятельность.

K.Ju. Boyko, Post-graduate of a Chair of Culturology of Krasnodar State University of Culture and Art; tel.: 89284024369.

Self-education of students as a factor of readiness for the organization of school hours

In the article grounds the necessity to produce the readiness for self-education by the students themselves in the process of the teaching and educational time organizing.

Key words: time, factors, characteristics, effectiveness, readiness, independent work, self-education, self-educational activity, cognitive activity.

Образовательный процесс в высшей школе протекает в рамках определенного регламента организации времени обучения. Принципиально важно с позиций личностно-ориентированной педагогики, чтобы студент выступал не только как объект педагогического руководства, но прежде всего как субъект самостоятельной познавательной деятельности. В связи с этим обратимся к теоретико-эмпирическим исследованиям самообразования студентов как фактора готовности к организации учебного времени.

Кардинальные изменения, происходящие во всех сферах жизни российского общества, порождают новые вопросы в проблемном поле самообразования личности. Проблема формирования самостоятельной деятельности впервые получила свое теоретическое обобщение в трудах П.И. Пидкасистого [1]. Вместе с тем, его теория создавалась в рамках когнитивной парадигмы в обучении и раскрывает в основном организационную сторону самостоятельной деятельности в процессе обучения. Необходимость изменения системы профессиональной подготовки стимулирует и актуализирует педагогические исследования в области разработки моделей нового образования [2]. В работах этих авторов указывается на то, что государственная политика модернизации российского образования направлена на коренное изменение качества образования, что обусловлено необходимостью подготовки специалистов, ориентированных не только на выполнение своих обязанностей, но и на постоянное

саморазвитие, самосовершенствование, самообразование.

Исследование самообразования в контексте организации учебного времени студентов предполагает толкование ключевых терминов, характеризующих этот феномен. Рассмотрим понятийно-категориальный аппарат понятия «самообразование». Исследуя образование как процесс и результат воспитания и обучения, добавляя слово «сам», получаем образование, которое совершается «самим человеком». Именно такой смысл содержится в толковании, данном в словаре С.И. Ожегова: «Самообразование - приобретение знаний путем самостоятельных занятий, без помощи преподавателя» [3, с. 470].

Самообразование в практике обучения вуза представляет собой вид учебной деятельности, содержание которой направлено на самореализацию личности. Исследователи [4] отмечают, что самообразовательная деятельность основана на междисциплинарных научных основах и интегрированных качествах личности, включающих саморефлексию, самооценку, самоидентификацию и способности человека к выработке умений и навыков самостоятельно обретать актуальные знания и трансформировать их в практическую деятельность. В связи с этим студентов следует научить умению самостоятельно регулировать свое учебное время, ориентироваться в профессиональной и любой другой информации, обучить их мыслить, сформировать установку на самообразование.

278

Следует учитывать, что самообразование является связующим звеном между ступенями специально организованного обучения. В контексте организации учебного времени образовательный процесс - это «непрерывный, восходящий и целостный» процесс [5, с. 3]. Самообразование - это, прежде всего, средство поиска и усвоения опыта, позволяющее человеку осуществлять собственное воспитание, образование, развитие и профессиональную подготовку [6, с. 5]. А.Я. Айзенбергом самообразование рассматривается как «целенаправленная систематическая познавательная деятельность, управляемая самой личностью, служащая для совершенствования ее образования», а так же как «непрерывное продолжение общего и профессионального образования, благодаря которому актуализируются и расширяются знания, восполняются пробелы в духовном развитии человека». Ученый полагает, что самообразование ведет к качественным изменениям в духовном мире личности, возникновению новых структур ее психической деятельности, что оказывает воздействие на мировоззрение, убеждения, позволяет творчески применять теоретические принципы в повседневной практике [7].

В отечественной педагогической литературе самообразование трактуют как «вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующийся ее свободным выбором и направленный на удовлетворение потребностей в социализации, самореализации, повышении культурного, образовательного, профессионального и научного уровней, получение удовольствия и наслаждения» [8, с. 53]; определяют самообразование как «высшую форму удовлетворения познавательной потребности, интересов, основанную на высокой сознательности и организованности под влиянием мотивов большой силы, на высоком уровне отношений человека к жизни, познанию; самообразование - самостоятельная познавательная деятельность, направленная на приобретение субъективно значимых знаний» [9, с. 80-81]; это самостоятельное приобретение учащимися знаний с учетом наличествующих интересов и склонностей из различных источников дополнительно к тем, которые получены в стационарных или заочных учебных заведениях» [10, с. 6-7]; сравнивают самообразование с самостоятельной работой, протекающей без детального руководства со стороны [11, с. 15]; как «самостоятельный направленный поиск в целях удовлетворения повышенного устойчивого интереса к познанию в определенной области человеческой деятельности» [12, с. 2]; как интегрированное качество, включающее самостоятельное овладение знанием и образование себя, т.е. личностное строительство [13, с. 176-177].

Согласно данным психологов, любая деятельность человека вызывается желанием удовлетворить свои потребности - духовные, общественные, витальные, образовательные и т.п. Самообразовательная деятельность личности также обусловлена соответствующей потребностью. Эта потребность в психологии названа потребностью в знаниях, которая может быть соотнесена с одной из ведущих в сфере духовных потребностей. Самообразование открывает один из способов удовлетворения данной потребности путем самостоятельного получения знаний.

Самообразование как вид деятельности обладает рядом признаков [14, с. 38-39]. Во-первых, это систематическая учебная деятельность при минимальной организации образовательного процесса или при полном отсутствии руководства им со стороны преподавателей, которая может происходить вне стен учебных заведений. При этом признается, что роль преподавателя постепенно сводится к функциям «ускорителя» учебного процесса, организации времени и формированию готовности у студентов самоорганизации. Во-вторых, это деятельность, связанная с коммуникацией в самом широком смысле, направленная на получение любых новых знаний, навыков и любой систематизированной информации. В-третьих, в процессе самообразования индивид самостоятельно решает, в какой степени сочетать собственные предпочтения с требованиями и возможностями окружающей среды и окружения, долгосрочных временных процессов с ситуативными, внутренними и внешними факторами. В конечном счете, самообразование предстает как решение на индивидуальном уровне основных коллизий образования.

Близкими по содержанию терминами, относительно самообразовательной деятельности, представляются понятия «самостоятельность», «самостоятельная работа», «самостоятельная познавательная деятельность», указывающие на готовность человека к саморазвитию и содержащие в своих трактовках определенные качественные характеристики самообразования. Здесь также присутствуют дидактические установки: формирование навыков самостоятельной деятельности и самостоятельного мышления, развитие внимания, волевых качеств, активности, необходимость творческого подхода к процессу усвоения знаний, умение организовывать свое учебное время и т.д.

Основной характеристикой личности в процессе самообразования представляется самостоятельность. Самостоятельность характеризует деятельность без участия и помощи со стороны, без внешнего побуждения, в виде стремления и умения ставить перед собой

279

задачи, целенаправленно, сосредоточенно совершать продуктивную работу, проявлять инициативу в новых ситуациях решения. В этом смысле самостоятельность может быть принята и как свойство личности, и как способность, и как показатель активности человека [15, с. 82-83]. Основной формой планирования своего учебного времени, организации познавательной самостоятельности студентов в вузе является самостоятельная работа, которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, по его заданию в специально предоставленное для этого время. Самостоятельная работа в учебном процессе развивает познавательные способности студентов, умение организовать свое время, содействует выработке практических умений и навыков, повышает культуру умственного труда и делает приобретаемые знания осмысленными и глубокими [16, с. 75].

Эмпирическими исследованиями доказано, что самостоятельная работа является действенным средством самообразования личности, если ее содержание носит индивидуально-творческий характер, если студенты осознают цель самостоятельной работы и стремятся к ее достижению. Результативность самостоятельной работы во многом зависит от грамотного планирования своего учебного времени, составления индивидуальных заданий для обучаемых, методики использования этих заданий, системы контроля и отчетности по ним, организации учебного и свободного времени, аудиторной и внеаудиторной работы.

Специалист, не научившийся работать самостоятельно, не воплотит в действительность возникшие у него идеи и проекты: «лишь то реально принадлежит человеку, что он добыл своим собственным трудом» [17, с. 28]. Именно самостоятельная работа активизирует мышление, развивает собственные взгляды и подходы к решению той или иной проблемы. Следовательно, одной из важнейших задач в условиях готовности студентов к организации учебного времени является правильная, рациональная организация самостоятельной работы студентов. Исследования, проводимые под руководством Р.А. Низамова, показали, что результативности самостоятельной работы в условиях активизации учебной деятельности студентов мешают в основном две группы причин, которые имеют место в деятельности высших учебных заведений: зависящие от самого студента (недостаток трудолюбия, воли, настойчивости, общей подготовленности, способностей; отсутствие навыков самостоятельной работы и др.) и зависящие от преподавателя [18, с. 18].

Такое личностное качество студентов, как самостоятельность часто связывают со способностью самостоятельно работать. Самосто-

ятельная работа, которая является частью учебно-воспитательного процесса, представляет учебную деятельность, осуществляемую без непосредственного руководства. В педагогической науке самостоятельную работу всестороннее и глубоко рассматривал К. Д. Ушинский, который с позиций самостоятельности и активности обосновал пути и средства ее организации с учетом возрастных особенностей [19].

Большое внимание учеными было уделено характеристике самообразования. Так, ряд ученых считают, что природа самообразования обусловлена следующими характеристиками [20, с. 28]: процесс самообразования - это своеобразный познавательный акт, сопровождающийся различными видами коммуникации (в зависимости от мотивов и целей познания) и психологическими реакциями; потребность в самообразовании и его результаты можно отнести к ценностному сознанию, критерии которого сугубо индивидуальны, но в то же время определяются другими людьми в процессе коммуникативного взаимодействия; направление самообразовательной стратегии индивида зависит от той социальной общности, к которой он принадлежит, в которой взаимодействует на данный момент; самообразование представляет собой естественную составляющую «закона социального порядка», так как происхождение знания и восприятие знания индивидом являются неотъемлемыми характеристиками любого человеческого сознания.

Следующие доминантные признаки самообразования выделяет М.Г. Кузьмина: самообразование может иметь место только на основе глубоких перспективных внутренних мотивов; отдельные случаи поиска ответов на интересующие человека вопросы под влиянием каких-либо побуждений нельзя еще считать самообразованием; приобретение знаний как дополнительная к основному занятию познавательная деятельность; самообразование протекает на основе самодеятельности личности в соответствии с ее индивидуальными особенностями; самообразование осуществляется без детального руководства со стороны [21, с. 6].

Кроме того, признаками самообразования являются: внешняя характеристика - максимальное включение субъекта самообразования во все сферы общественной деятельности; внутренняя характеристика - преемственность всех элементов, плавные переходы от низших ступеней к высшим; временная характеристика -процесс всей жизни; пространственная характеристика - место не ограничено; количественная характеристика - включает подрастающее и все старшее поколение; функциональная характеристика - субъект самообразования способен стать оппонентом своего учителя и превзойти

280

его; характеристика развития - в процессе самообразования непрерывно происходит обновление содержания, совершенствование его форм и методов [22, с. 13].

Следовательно, готовность к самообразованию - важная составляющая организации учебного времени в процессе обучения студентов. Учеными рассматриваются компоненты, определяющие такую готовность. К наиболее существенным компонентам готовности студентов к самообразованию относят [14]: глубокие и прочные общеобразовательные, политехнические и профессиональные знания, используемые в качестве фундамента самостоятельной познавательной деятельности; действенные мотивы, побуждающие личность к непрерывному образованию; развитые навыки самостоятельного овладения знаниями и умениями (чтение, слушание и др.); сформированные операции умственной деятельности (анализ, сравнение, причинно-следственные связи и др.), видения проблем и выбора путей их решения; умения самоорганизации познавательной деятельности (планирование, сбор источников познания, организация рабочего места, самоконтроль, саморегуляция деятельности, самоучет).

В контексте готовности студентов к организации учебного времени отметим взаимосвязь понятий «самообразование» и «самостоятельная познавательная деятельность». Исследователи указывают, что самообразование является одной из форм самостоятельной познавательной деятельности и предполагает владение умениями самостоятельной познавательной деятельности [23, с. 81]. Самостоятельная работа может иметь разный характер, но лишь те умения, с помощью которых обучающиеся не просто воспринимают имеющиеся знания, а по своей инициативе их расширяют, овладевают новыми, являются самообразовательными.

Аспекты рассмотрения понятия «познавательная самостоятельность» в трудах ученых различны и ее рассматривают:

а) как качество личности, выражающееся в способности обучаемого самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность и осуществлять ее для решения новой познавательной проблемы [24];

б) как потребность и умение студентов овладевать знаниями и способами деятельности, готовность решать познавательные задачи без непосредственной помощи, определять цели деятельности и своевременно их корректировать [25];

в) как готовность своими силами продвигаться в овладении знаниями [26];

г) как интегральное качество личности [27, с. 44].

Таким образом, опираясь на существующие исследования, мы рассматриваем готовность студентов к организации учебного времени как интегральное качество личности, характеризующееся стремлением и умением без посторонней помощи овладевать знаниями, способами деятельности и творчески применять их для решения познавательных задач в оптимальные временные сроки на основе организации своей учебной деятельности.

1. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальные исследования. М.: Педагогика, 1980.

2. Краевский В. В. Общепедагогические и дидактические характеристики целостного учебно-воспитательного процесса // Теоретические основы обучения в советской школе. М.: АПН, 1989; Селевко Г. Самостоятельность в учении // Сельская школа. 2006. № 1.

3. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1984.

4. Айзенберг А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. М.: Высш. шк., 1986; Гершунский Б. С. Концепция самореализации в системе обоснования ценностей и целей образования // Педагогика. 2003. № 10; и др.

5. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога: учеб.-метод. пособие / под ред. Ю.М. Забродина. М., 1994.

6. Сериков Г.Н. Самообразование: совершенствование подготовки студентов. Иркутск: Изд-во ИГУ, 1992.

7. Фельдштейн Д. И. Психологические проблемы образования и самообразования современного человека. М.: Мир психологии, 2003. № 4.

8. Щуклина Г. И. Самообразование как социологическая проблема: дис. ... канд. философ. наук. Екатеринбург, 1995.

9. Райский Б.Ф. Подготовка к самообразовательной деятельности // Народное образование. 1977. № 7.

10. Колбаско И. И. Подготовка студентов к педагогическому самообразованию и к руководству самообразовательной работой учащихся. Минск: МГПИ, 1976.

11. Кузьмина М.Г. К вопросу о понятии «самообразование» // Формирование у учащихся стремления к самообразованию. Волгоград: ВГПИ, 1976.

12. Закиров Г. С. Самообразование учащихся. Казань, 1976.

13. Князева М.Л. Ключ к самосозиданию. М., 1990.

281

14. Ключарев Г.А. Самообразование взрослых / Г.А. Ключарев, Е.И. Пахомова, Е.Н. Ко-фанова // Общественные науки и современность. 2003. № 4.

15. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов: учеб. пособие. М.: Знание, 1994.

16. Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников. Минск, 1975.

17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998.

18. Низамов Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд-во Казанского университета, 1975.

19. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. М.: Педагогика, 1950. Т. 2.

20. Шахова И.Н. Социальная природа самообразования: социологический анализ // Образование и наука. 2001. № 2(8).

21. Кузьмина М.Г. Использование различных форм внеурочной работы для воспитания у учащихся потребности в самообразовании: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1968.

22. Суслонова С.А. Формирование самообразовательной деятельности студентов в образовательном процессе вуза: дис. . канд. пед. наук. Архангельск, 2009.

23. Райский Б.Ф. Руководство самообразованием школьников: из опыта работы / Б.Ф. Райский, М.Н. Скаткин. М.: Просвещение, 1983.

24. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.

25. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Просвещение, 1983.

26. Беликов В.А. Образование учащихся на основе учебно-познавательной деятельности: метод. пособие для учителей и руководителей образовательных учреждений / В.А. Беликов, Н.Г. Кривощапова, Л.А. Савинков. М.: Владос, 2006.

27. Сташкевич И.Р. Теоретические аспекты развития познавательной самостоятельности курсантов военных вузов при компьютерном сопровождении учебного процесса // Вестник Оренбургского госуд. университета. 2005. № 1.

1. Pidkasistiy P.I. Unsupervised cognitive pupils activity in educational process: theoretical and experimental research. M.: Pedagogy, 1980.

2. Kraevskiy V.V. Pedagogic and didactic characteristics of the integral teaching and educational process // Theoretic graduate of education at the Soviet school. M.: APN, 1989.; Selevko G. Unsupervised education // Rural school. 2006. № 1.

3. Odgegov S.I. Russian dictionary. M.: Russian language, 1984.

4. Aizenberg A.Ja. Self-education: history, theory and modern problems. M.: High school, 1986. Gershunskiy B.S. Concept of self-realization in the system of justification wealth and aim of education // Pedagogy. 2003. № 10; etc.

5. Kodgaspirova G.M. The teacher's culture of professional self-education: teaching and methodic: guidance manual / ed. by Ju.M. Zabrodina. M., 1994.

6. Serikov G.N. Self-education: the upgrading ofthe students. Irkutsk: Publishing house IGU, 1992.

7. Feldshtein D.I. Psychological problems of education and self-education of the contemporary man. M.: World of psychology, 2003. № 4.

8. Shchuklina G.I. Self-education as a sociological problem: dis. ... Master of Psychology. Ekaterinburg, 1995.

9. Raiskiy B.F. Preparation for self-educational activity //Popular education. 1977. № 7.

10. Kolbasko I.I. Students'preparation for pedagogical self-education and self-educational management. Minsk: MGPI, 1976.

11. Kuzmina M.G. On the issue of «self-education» meaning // The development of students aspiration for self-education. Volgograd: VGPI, 1976.

12. Zakirov G.S. Students' self-education. Kazan, 1976.

13. Knyazeva M.L. Key to the self-creation. M., 1990.

14. Klyucharev G.A. Adults' self-education / G.A. Klyucharev, E.I. Pahomova, E.N. Kofanova // Con-temporary public sciences. 2003. № 4.

15. Jakunin V.A. Psychology of the students teaching activity: study aid. M.: Znanie, 1994.

16. Harlamov I.F. How to activate teaching of the pupils. Minsk, 1975.

17. Rubinshtein S.L. The basic psychology. SPb.: Piter Kom, 1998.

18. Nizamov R.A. Didactic grounds for the activating of students teaching. Kazan: Kazan University, 1975.

19. Ushinskiy K.D. Collected works: 11 vol. M.: Pedagogy, 1950. Vol. 2.

20. Shahova I.N. Social nature of self education: sociological analysis // Education and science. 2001. № 2(8).

21. Kuzmina M.G. Application of different forms of after-hours workfor bringing up pupils' necessity for self-education: autoref. dis. ... Master of Pedagogy. M., 1968.

22. Suslonova S.A. Forming of students self-education at High school: dis. ... Master of Pedagogy. Arhangelsk, 2009.

23. Raiskiy B.F. Pupils self-education manual: from experience / B.F. Raiskiy, M.N. Skatkin. M.: Prosveshchenie, 1983.

282

24. Lerner I.Ja. Educational process and its objective laws. M.: Znanie, 1980.

25. Talizina N.F. Forming of students' cognitive activity. M.: Prosveshchenie, 1983.

26. Belikov V.A. Students' education on the basis of teaching and cognitive activity: teachers and educational managers' guide / V.A. Belikov, N.G. Krivoshchapova, L.A. Savinkov. M.: Vlados, 2006.

27. Stashkevich I.R. Theoretical aspects of cognitive self-sufficiency developing for cadets of military colleges with a computer support // Bulletin of Orenburg State University. 2005. № 1.

283

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.