УДК 378.147.8:004.738
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРОВ СРЕДСТВАМИ СЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR OPTIMIZING THE SELF-WORKING OF BACHELORS WITH MEANS OF NETWORK TECHNOLOGIES
И.А. Свеженцева I.A. Svezhentseva
Московский гуманитарно-экономический университет,
Россия
Moscow Humanitarian University, Russia E-mail: [email protected]
Актуальность исследования определяется необходимостью дальнейшего поиска путей оптимизации самостоятельной работы бакалавров для устранения существующего противоречия между требованиями, предъявляемыми современным работодателем к личностным характеристикам соискателя (самостоятельности, активности и др.), и слабой реализацией педагогического потенциала самостоятельной работы в развитии личности, готовой к самообразованию. Цель статьи: научно обосновать организационно-педагогические условия, обеспечивающие оптимальную результативность самостоятельной работы бакалавров в современном образовательном пространстве вуза средствами сетевых технологий, проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы и доказать эффективность выявленных условий. Методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ исследований в области методики организации самостоятельной работы студентов, статистические методы. Результаты исследования отображают поставленные задачи и доказывают эффективность организационно-педагогических условий оптимизации самостоятельной работы в вузе, заключающихся в том, что вовлечение бакалавров в проектную деятельность на основе интердисциплинарного подхода с применением облачных сетевых технологий способствует овладению универсальными стратегиями самообразования. Такой подход к самостоятельной работе студентов позволяет рассматривать ее как средство развития личности, имеющей устойчивую потребность в приобретении, освоении новых знаний и готовую ее удовлетворить.
Ключевые слова: самостоятельная работа, познавательная самостоятельность, проектная деятельность, интердисциплинарность, веб-квест, облачные сетевые технологии, стратегии самообразования.
The relevance of the presented research is determined by the need to further search for ways to improve the independent work of bachelors in order to eliminate the existing contradiction between the demands made by the modern employer for the personal characteristics of the competitor (independence, activity, etc.) and the weak realization of the pedagogical potential of independent work in the development of the personality, ready for self-education. The purpose of the study is to analyze scientific and educational literature on the problem of optimizing the independent work of bachelors and scientifically justify the organizational and pedagogical conditions that ensure the optimal effectiveness of independent work of bachelors in the modern educational space of the university by means of network technologies. Methods of research: comparative-comparative analysis of research in the field of methods for organizing independent work of students, statistical methods. The results of the research reflect the tasks set and prove the effectiveness of the organizational and pedagogical conditions for optimizing independent work in the university, that the involvement of bachelors in project activities on the basis of an interdisciplinary approach with the use of cloud network
Свеженцева Инна Анатольевна,
старший преподаватель кафедры общегуманитарных, естественнонаучных дисциплин и физического воспитания,
Северо-Кавказского института (филиала) Автономной некоммерческой организации высшего образования «Московский гуманитарно-экономический университет», Россия, 357209, г. Минеральные Воды, ул. Пушкина, 10а. E-mail: [email protected]
technologies contributes to the mastery of universal self-education strategies. This approach to the independent work of students allows us to consider it as a means of developing an individual who has a steady need for acquiring, mastering new knowledge and ready to meet it.
Key words: independent work, cognitive independence, project activity, interdisciplinary, web-quest, cloud network technologies, self-education strategies.
Формирование личности осуществляется на протяжении всей жизни индивида, для этого требуется не только наличие у субъекта устойчивой потребности в познании, но и способности к ее удовлетворению. В качестве таких способностей выступают приобретаемые бакалавром компетенции самостоятельного поиска, генерации и преобразования информации в новое качество средствами сетевых технологий. Однако, как показывает практика, большинство выпускников вузов, попадая в реальную профессиональную среду c высоким уровнем неопределенности, не имеют элементарных навыков автономного принятия решений, нуждаются в постоянной помощи и внешнем контроле, что свидетельствует о недооценивании статуса самостоятельной работы со стороны субъектов образовательного процесса вуза. Осознание студентом результатов самостоятельной учебно-познавательной деятельности как личностно значимых стимулирует потребность в самообразовании, повышает качество когнитивных и метакогнитивных процессов. Представления преподавателей о роли самостоятельной работы непосредственно связаны с ее функцией по накоплению обучаемыми багажа фундаментальных знаний и закреплению ключевых компетенций, что приводит к формализму и шаблонности в формах ее организации. Для современного работодателя ценность имеют не только абсолютные показатели обучения соискателя, указанные в дипломе о высшем образовании, но и его личностные, деловые качества. Познавательная самостоятельность как интегративное свойство личности является основой для последующего самообразования специалиста, желающего быть конкурентоспособным на рынке труда.
Следовательно, актуальность проблемы оптимизации самостоятельной работы бакалавров свидетельствует необходимости изменения традиционных подходов в организации самостоятельной работы через внедрение продуктивных форм и инновационных средств.
Для оптимизации самостоятельной работы студентов требуется ответить на следующие вопросы: «Что нужно студенту, чтобы осуществлять самообразовательную деятельность?», «Как студенту раскрыть индивидуальные способности и удовлетворить потребность в самообразовании?», «Как помочь студенту осознать значимость приобретаемой самостоятельности в будущей профессиональной деятельности?».
Для достижения оптимальной результативности самостоятельной работы необходимо выполнение следующих организационно-педагогических условий:
• во-первых, включение бакалавров в проектную деятельность на основе интердисциплинарного подхода;
• во-вторых, применение облачных сетевых технологий в организации проектной деятельности бакалавров на основе интердисциплинарного подхода;
• в-третьих, владение бакалаврами универсальными стратегиями самообразования в процессе проектной деятельности на основе интердисциплинарного подхода, организуемой средствами облачных технологий.
В рамках проектной деятельности реализуется нелинейная модель построения педагогического процесса, направленная на индивидуализацию и личностное развитие, что соответствует нашему пониманию самостоятельной работы как средства развития личности, готовой к самообразованию. Веб-квест рассматривается педагогами с раз-
личных позиций: как модель обучения, предусматривающая вовлечение обучаемых в познавательную деятельность посредством ресурсов глобальной сети (E. Halat) [1]; как дидактическая структура для реализации поисковой деятельности студента при помощи Интернета и других средств информации (March Т., С.В. Напалков, Ж.И. Садовская) [2-4]; как ролевая игра с проблемным заданием, для решения которого используются интернет-ресурсы (Е.И. Багузина, Е.С. Полат) и др. [5, 6].
Признаками, подтверждающими целесообразность применения веб-квеста в самостоятельной работе бакалавров, являются:
• проблемный характер задания стимулирует познавательную активность, формирует собственный стиль познания, креативность, развивая тем самым самостоятельность;
• ролевые установки позволяют студенту попробовать себя в качестве специалиста из различных предметных областей (экономистом, психологом, юристом, специалистом кадровой службы, специалистом по информационной безопасности и др.), что способствует выработке автономных действий, связанных с принятием решений в условиях неопределенности;
• сочетание индивидуальной и групповой форм самостоятельной работы обуславливает для каждого участника необходимость организации эффективного межсубъектного взаимодействия (студента с преподавателем, студента со студентом, студента с внешними субъектами, т. е. с консультантом в организации, администратором ресурса, потенциальными работодателями, участниками форумов и др.) и субъект-объектного взаимодействия с ресурсами, с информацией; приобретаемый регуляторный опыт такого взаимодействия представляет особую ценность для последующего самообразования в Интернет-пространстве;
• аккумулирование различных видов деятельности (познавательной, информационно-поисковой, аналитико-исследовательской) в рамках квеста создает условия для выработки навыков применения универсальных стратегий самообразования.
Зачастую на практике специалист сталкивается с проблемой, решение которой требует знаний из нескольких предметных областей, что у вчерашнего выпускника вуза вызывает массу затруднений. Поэтому в своем исследовании мы ориентируемся на интердисциплинарный подход, суть которого, как утверждает Е.А. Бушковская, означает «...рассмотрение предмета с разных сторон и разными методами, пронизывая дисциплины и образуя новый способ понимания предмета» [7]. Оптимальной формой организации самостоятельной работы студентов является интердисциплинарный веб-квест, ориентированный на самостоятельный поиск решения проблемных задач, содержание которых выходит за рамки конкретной дисциплины [8].
В качестве средства для проектирования, осуществления проектной деятельности на основе интердисциплинарного подхода нами выбраны облачные сетевые технологии. Сегодня они пользуются популярностью у молодежи, так как доступ к «облаку» реализуется через интерфейс мобильных устройств, для работы с информаций не требуется наличие офисного программного обеспечения или инсталляции дополнительных программных средств. Анализ возможностей облачных сервисов показал, что их применение в самостоятельной работе студентов является рациональным.
Создание единого виртуального «рабочего стола» в облачном аккаунте позволяет аккумулировать результаты индивидуальной познавательной деятельности каждого участника квеста в рамках их коллективной работы. Для этого организатор квеста (преподаватель, группа активных студентов, потенциальный работодатель) размещает в он-лайн-хранилище учебно-методические материалы, необходимые для проведения роле-
вой игры, состоящие из целевого, содержательного, информационного и презентационного модулей.
На этапе ориентации самостоятельной работы студентами осуществляется выбор ролевой установки веб-квеста и дифференцированного проблемного задания на основе самооценки уровня познавательной самостоятельности определяются и настраиваются средства сетевой коммуникации (электронная почта, мессенджеры, чаты и др.), имеющиеся в облачной среде (например, Hangouts, Gmail, Blogger, Google+).
Для коллективной или групповой работы над ролью создаются новые директории (каталоги), в которых непосредственно ведется совместная работа с файлами проекта. Это избавляет от необходимости ведения бесконечной корреспонденции с объемными вложениями, обеспечивает возможность обсуждения задачи с рабочих мест пользователей любой географической удаленности и любое время, комментирование промежуточных результатов самостоятельной деятельности для оперативного управления и их коррекции преподавателем.
Каждый участник получает доступ к набору офисных онлайн-приложений в «облаке» с возможностью редактировать документы прямо в браузере (например, сервис Google Docs (Документы Google)). Для самоорганизации студентами применяются органайзеры, онлайн-блокноты заметок (например, Google Calendar, Google Keep). Инструменты расширенного поиска помогают удовлетворить информационную потребность с высокой степенью релевантности. На этапе презентации участники должны представить конечный информационный продукт - комплексное решение проблемы квеста как результат коллективной, групповой и индивидуальной проектной деятельности, для этого применяется также сервисы облачного аккаунта, например GoogleСайты.
Применение облачных технологий в самостоятельной работе меняет статус преподавателя, который выступает как сторонний наблюдатель. Принимая во внимание особый характер такого взаимодействия педагога и обучаемого, преподаватель выступает одновременно в роли: тьютора, помогающего бакалавру с выбором роли и уровнем сложности задания (В. Бендова, С.А. Щенников) [9, 10]; виртуала, обучающего навыкам работы с облачными сервисами (М. Е. Вайндорф-Сысоева) [11]; консультанта в вопросах применения выбранных средств для решения поставленной задачи (Г.Р. Иксанова) [12]; модератора, организующего процесс групповых сетевых коммуникаций (Б.П. Дьяконов, И.Б. Игошев) [13, 14]; фасилитатора, направляющего действия отдельных участников и групповую работу студенческих групп на достижение цели проекта (И.И. Черкасова, Ю.М. Гибадуллина) [15, 16]; инвигилатора, обеспечивающего внешний контроль результативности самостоятельной работы (Т. А. Грабниц-кая) [17].
Учитывая роль самостоятельной работы в личностном развитии студента, мы рассматриваем ее как условие для формирования и закрепления универсальных когнитивных и метакогнитивных умений, связанных с независимым поиском информации и переработкой ее непосредственно субъектом. Эти умения носят универсальный характер, так как ориентированы на овладение процедурами мыслительной деятельности независимо от предметной области. Приобретаемые компетенции позволяют студенту удовлетворить познавательную потребность в рамках самообразования на основе собственного регуляторного опыта.
Под универсальными стратегиями самообразования нами понимаются модели автономного поведения субъекта, основу которого составляют когнитивные, мета-когнитивные и рефлексивные умения, позволяющие ему самостоятельно приобретать и генерировать новые знания. К таким стратегиям относятся когнитивные стратегии,
направленные на выработку учебных действий студентов по реализации информационных процессов, и метакогнитивные стратегии, связанные с организацией и управлением самообразовательной деятельностью.
Самостоятельная работа бакалавра над веб-квестом организуется в форме индивидуальной самостоятельной учебно-познавательной деятельности по реализации обучаемым дифференцированного задания согласно выбранной роли; в форме групповой работы по реализации базового задания конкретной роли; в форме коллективной работы по созданию готового информационного продукта как совокупности результатов реализации ролей проекта. Особую важность имеет индивидуальная форма, которая формирует стиль самостоятельного познания через поэтапное овладение универсальными стратегиями самообразования (табл. 1).
Таблица 1. Этапы реализации индивидуальной работы бакалавра над интердисциплинарным веб-квестом
Содержание этапов реализации индивидуальной работы Овладение универсальными стратегиями самообразования
Анализ и постановка проблемы
выбор роли и ознакомление с целью ее реализации; выбор дифференцированного задания в соответствии с уровнем самостоятельности; формулировка цели и задач выполнения самостоятельной работы; планирование самостоятельной деятельности стратегии эффективной организации рабочего времени; стратегии самоосознания, самооценки и формирования позитивного отношения к самостоятельной учебной деятельности; стратегии коммуникативного общения
Автоматизированный информационный поиск
формулирование информационной потребности: цель, задачи и объект поиска; выбор вида поиска; определение информационного пространства (область поиска); формирование поискового образа запроса; оценка результативности поиска; структуризация найденного массива документов стратегии информационного поиска; стратегии коммуникативного общения
Анализ найденной информации
предварительная обработка информации (выделение утверждений, формализация текста, интерпретация данных); структуризация найденной информации; анализ структурированного информационного массива познавательные стратегии; стратегии научных исследований; стратегии творческого мышления; стратегии коммуникативного общения
Представление и оценка результатов самостоятельной деятельности
выбор формы представления результатов самостоятельной деятельности; представления результатов самостоятельной деятельности в соответствии с требованиями; рефлексия, самооценка самостоятельной деятельности стратегии подготовки к промежуточному и итоговому контролю; стратегии мониторинга и прогнозирования самостоятельной деятельности; стратегии самоосознания, самооценки и формирования позитивного отношения к самостоятельной учебной деятельности; стратегии коммуникативного общения
Чтобы опытным путем проверить и доказать эффективность выявленных условий оптимизации самостоятельной работы, нами была организована и проведена экспериментальная работа, в которой приняли участие 118 студентов, обучающихся по направлению
подготовки 38.03.02 «Менеджмент», и 34 преподавателя вузов. На этапе констатирующего эксперимента выявлены показатели оптимизации самостоятельной работы бакалавров: уровень познавательной самостоятельности (критический, продуктивный, исследовательский) и уровни готовности к самообразовательной деятельности (критический, удовлетворительный, достаточный). Показателями готовности к самообразованию выступают: личностная (внутренняя мотивация, умения целеполагания, потребность в самообразовании), когнитивная (знания об универсальных стратегиях самообразования), практическая (стратегии метакогнитивного поведения, информационно-коммуникативные умения), рефлексивная готовность (рефлексивные умения). 40 % студентов имели низкий уровень готовности к самостоятельной работе средствами сетевых технологий, 35 % студентов - средний уровень, 25 % высокий уровень общей готовности, при этом в контрольной и экспериментальной группах уровни существенно не различались.
В рамках формирующего эксперимента нами была организована самостоятельная работа студентов, обучающихся по направлению 38.03.02 «Менеджмент», на примере изучения дисциплины «Информационные технологии в менеджменте», с учетом вышеизложенных организационно-педагогических условий. Нами создан аккаунт в облачном сервисе Google. Диск, куда был размещен авторский комплект из шести квестов, учебно-методические материалы.
В целевом модуле каждого веб-квеста определены ролевые установки с учетом интердисциплинарного подхода, т. е. учитывались междисциплинарные связи с учебными курсами, изучаемые студентами ранее и в текущий семестр (логика, деловое общение, основы теории принятия решений, психология, правоведение, статистика, теория менеджмента, экономика и планирование производства предприятия) (табл. 2). В соответствии с классификацией проблемных ситуаций, предложенной А.М. Матюш-киным [18], учитывая обозначенные нами уровни самостоятельности, мы дифференцировали базовое задание каждой роли по степени сложности его выполнения: «исполнитель» - критический уровень, «эксперт» - продуктивный уровень, «исследователь» -исследовательский уровень.
Предложенная нами форма организации самостоятельной работы вызвала интерес у студентов экспериментальной группы, стимулируя тем самым их познавательную активность, выражаемую в разнообразии выбираемых ролей квестов; иерархическая структура проблемного задания квеста в соответствии с уровнем самостоятельности бакалавра (исполнитель, эксперт, исследователь) способствовала наглядной демонстрации динамики его познавательной самостоятельности; облачные технологии позволили организовать как коллективную, так и индивидуальную проектную деятельность каждого участника квеста; практика овладения и применения универсальных стратегий самообразования в рамках проекта содействовала осознанному выбору студентов задания следующего повышенного уровня сложности.
Однако стоит отметить, что проектирование и разработка системы веб-квестов требует от преподавателя значительных временных затрат, глубокого знания предмета, достаточного уровня владения информационно-коммуникационными технологиями.
Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о том, что количественные показатели проектной деятельности изменялись неравномерно: соотношение числа студентов, имеющих оценки «хорошо» и «отлично» при выполнении самостоятельных заданий по дисциплине «Информационные технологии в менеджменте» к концу первого курса составило 2:1, к концу второго курса - 1,2:1, при этом общий прирост среднего балла успеваемости по дисциплине составил 1 балл. Наблюдалась положительная динамика общего качества знаний студентов экспериментальной груп-
пе - на 0,8 балла, активность в научно-исследовательской работе возросла на 15 %. Показатели уровней готовности к самообразованию в экспериментальной группе также изменились (табл. 3).
Таблица 2. Содержание целевых модулей веб-квестов по дисциплине «Информационные технологии в менеджменте»
Тема веб-квеста Целевой модуль веб-квеста
Автоматизированное рабочее место специалиста (менеджера) Цель: изучить стратегии модернизации АРМ специалиста-менеджера. Ролевые установки: специалист по сетевому обеспечению, системный аналитик, экономист, специалист по информационной безопасности, психолог
Проектирование автоматизированных информационных технологий (АИТ) и автоматизированных информационных систем (АИС) Цель: изучить технологии проектирования и разработки автоматизированных информационных систем для поддержки управленческих решений. Ролевые установки: проектировщик - аналитик, экономист, специалист по компьютерному дизайну, инженер по качеству ПО, разработчик ПО
Информационное обеспечение автоматизированных информационных технологий (АИТ) и автоматизированных информационных систем (АИС) Цель: изучить стратегии оптимизации электронного документооборота в организации. Ролевые установки: специалист кадровой службы, аналитик, экономист, специалист по информационной, безопасности, ревизор бизнес-процессов и поручений
Компьютерные сети и сетевые коммуникационные технологии Цель: изучить стратегии эффективного представления компании в глобальной сети с ориентацией на конкретные целевые группы пользователей. Ролевые установки: системный аналитик, специалист по информационной безопасности, фрилансер, психолог
Применение технологии мультимедиа в системах интеллектуальной поддержки управленческих решений Цель: изучить технологии интеллектуальной поддержки решений в мультимедиа среде. Ролевые установки: менеджер, маркетолог-аналитик, разработчик ПО, специалист по компьютерному дизайну
Информационная безопасность в автоматизированных информационных системах (АИС) Цель: изучить стратегии создания концепции информационной безопасности организации. Ролевые установки: специалист по информационной безопасности, экономист, аналитик, юрист
Таблица 3. Результаты анализа готовности студентов экспериментальной группы (п = 58) к самостоятельной работе средствами сетевых технологий на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы
Показатель Низкий/ Средний/ Высокий/ Абсолютный показатель
готовности критический продуктивный исследовательский (+/-) относительно
к самообразованию уровень уровень уровень начала эксперимента
Личностная 12 29 17 -20; +11; +9
Когнитивная 14 31 13 -9; +5; +4
Практическая 4 23 31 -5; +1; +4
Рефлексивная 21 22 15 -7; +5; +2
Уровень самостоятельности 14 25 19 -11; +4; +7
В рамках исследования нами была выдвинута гипотеза: влияет ли достигнутый уровень познавательной самостоятельности как результат оптимизации самостоятельной работы на готовность бакалавров к дальнейшему самообразованию. Для подтвер-
ждения данной гипотезы нами применялась методика однофакторного дисперсионного анализа, реализованная в среде табличного процессора MS Excel 2007 (рис. 1). Дисперсионный комплекс - данные таблицы 3, факторный признак - готовность бакалавров к самообразованию, группировка фактора - критический, удовлетворительный, достаточный уровни.
Рис. 1. Результаты однофакторного дисперсионного анализа в среде MS Excel 2007
Как показывают результаты вычислений, сила влияния уровня готовности самостоятельной деятельности на готовность к самообразованию составляет 49 % (408,0/831,33^100 %) в общем числе других факторов. Для проверки нулевой гипотезы H0 используем критерий Фишера: F = 6,23. Для уровня значимости а = 0,05, чисел степеней свободы 2 и 12 находим F^ из таблицы распределения Фишера-Снедекора: F^ = 3,89.
В связи с тем, что F > F^, нулевую гипотезу о существенном влиянии приобретенного студентами в процессе эксперимента уровня познавательной самостоятельности на их готовность к дальнейшему самообразованию принимаем и считаем доказанной.
Таким образом, суть системы организационно-педагогических условий оптимизации самостоятельной работы в вузе заключается в переориентации приоритетов ее функций из аккумулятора фундаментальных знаний в средство развития личности бакалавров. Являясь участником образовательного проекта, студент учится работать в условиях, приближенных к реальным, быть частью сообщества единомышленников, при этом развивается самостоятельность, активность, инициативность, коммуникабельность, ответственность, креативность и другие личностные характеристики, обеспечивающие субъекту конкурентоспособные преимущества. Интердисциплинарный характер центрального задания квеста способствует приобретению субъектом регуля-торного опыта, связанного с принятием решения, границы которого затрагивают ряд предметных областей. Глобальное информационное пространство способно полноценно удовлетворить потребности любого в самообразовании, для этого необходимо наличие у него не только личностных установок и качеств, но и владение системой рациональных способов получения, хранения, обработки информации средствами облачных сетевых технологий. Автономные модели поведения студента в познавательной, информационно-аналитической, поисковой, исследовательской деятельности средствами сетевых технологий вырабатываются именно в процессе самостоятельной работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Halat E. A Good Teaching Technique: WebQuests. The Clearing House: a Journal of Educational Strategies. Issues and Ideas. - 2008. - V. 81. - Iss. 3. - P. 109-112.
2. March T. The Learning Power of WebQuests. Educational Leadership. - December 2003/January 2004. -V. 61. - № 4. New Needs, New Curriculum. - P. 42-47. URL: http://tommarch.com/writings/ ascdwebquests/ (дата обращения: 04.03.2017).
3. Напалков С.В. Тематические образовательные web-квесты как средство развития познавательной самостоятельности учащихся при обучении алгебре в основной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Саранск, 2013. - 28 с.
4. Садовская Ж.И. Использование технологии веб-квеста как способа повышения мотивационной деятельности студентов // Современные тенденции в обучении иностранным языкам и межкультурной коммуникации: материалы междунар. заочной научно-практ. конференции. - Электросталь: Новый гуманитарный институт, 2011. - С. 287-289.
5. Багузина Е.И. Веб-квест технология как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности: на примере студентов неязыкового вуза: дис. ... канд. пед. наук. - М.,
2011. - 238 с.
6. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения. - М.: Академия, - 2006. - 400 с.
7. Бушковская Е.А. Феномен междисциплинарности в зарубежных исследованиях // Вестник Томского государственного университета. - 2010. - № 330. - С. 152-155.
8. Свеженцева И.А. Применение интердисциплинарных веб-квестов в организации внеаудиторной самостоятельной работы бакалавров // Глобальный научный потенциал. - 2016. - № 8 (65). - С. 39-44.
9. Бендова Л.В. Функции тьютора в сети ОДПО // Высшее образование в России. - 2007. - № 12. -С. 82-88.
10. Щенников С.А. Дидактика электронного обучения // Высшее образование в России. - 2010. -№ 12. - С. 83-90.
11. Вайндорф-Сысоева М.Е. Виртуальная образовательная среда как неотъемлемый компонент современной системы образования // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. -
2012. - № 14 (273). - С. 86-91.
12. Иксанова Г.Р. Преподавательские кадры в условиях инновационного образования // Современные научные исследования. - 2012. - № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prepodavatelskie-kadry-v-usloviyah-innovatsionnogo-obrazovaniya (дата обращения: 23.04.2017).
13. Дьяконов Б.П. Новые профессиональные роли педагога в современной информационно-образовательной среде // Вестник ЧГПУ. - 2014. - № 5. - С. 59-69.
14. Игошев Б.М., Дьяконов Б.П. Новые компетенции педагога в современной информационно-образовательной среде // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 4. - С. 248-251.
15. Черкасова И.И., Яркова Т. А. Панорамно-педагогическое мышление будущего учителя как инновационный ресурс «Новой школы». - СПб.: НОУ «Экспресс», 2013. - 142 с.
16. Гибадуллина Ю.М., Доронина Н.А., Ниязова А.А. Трансформация ролей педагога в условиях формального, неформального и информального образования // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. URL: https://science-education.ru/pdf/2013/6/517.pdf (дата обращения: 21.03.2017).
17. Грабницкая Т.А. Инновационно-технологический менеджмент как механизм развития образовательной системы // Управление в современных системах. - 2014. - № 2. - С. 53-64.
18. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, - 1972. - 208 с.
REFERENCES
1. Halat E. A Good Teaching Technique: WebQuests. The Clearing House: a Journal of Educational Strategies, Issues and Ideas, 2008, vol. 81, Iss. 3, pp. 109-112.
2. March T. The Learning Power of WebQuests. Educational Leadership, December 2003/January 2004, vol. 61, no. 4 New Needs, New Curriculum, pp. 42-47. Available at: http://tommarch.com/writings/ascdwebquests/ (accessed 4 March 2017).
3. Napalkov S.V. Tematicheskie obrazovatelnye web-kvesty kak sredstvo razvitiya poznavatelnoy sa-mostoyatelnosti uchashchikhsya pri obuchenii algebre v osnovnoy shkole. Avtoref. Dis. Kand. nauk [Thematic educational WEB-quests as a means of developing cognitive independence of students in teaching algebra in the main school. Cand. Diss. Abstract]. Saransk, 2013. 28 p.
4. Sadovskaya Zh.I. Ispolzovanie tekhnologii veb-kvesta kak sposoba povysheniya motivatsionnoy deyatelnos-ti studentov [Using the technology of the web-quests as a way to increase the motivational activity of students]. Materialy mezhdunarodnoy zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Sovremennye tendentsii v obuchenii inostrannym yazykam i mezhkulturnoy kommunikatsii» [Current tendencies in teaching foreign languages and intercultural communication. Proc. of International scientific-practical conference]. El-ektrostal, Novy gumanitarny institut Publ., 2011. pp. 287-289.
5. Baguzina E.I. Veb-kvest tekhnologiya kak didakticheskoe sredstvo formirovaniya inoyazychnoy kommu-nikativnoy kompetentnosti: na primere studentov neyazykovogo vuza. Dis. Kand. nauk [Web Quest technology as a didactic means of forming a foreign communicative competence: on the example of students of a non-language high school. Cand. Diss.]. Moscow, 2011. 238 p.
6. Polat E.S. Pedagogicheskie tekhnologii distantsionnogo obucheniya [Pedagogical technologies of distance learning]. Moscow, Akademiya Publ., 2006. 400 p.
7. Bushkovskaya E.A. Fenomen mezhdistsiplinarnosti v zarubezhnykh issledovaniyakh [The phenomenon of interdisciplinarity in foreign studies]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2010, no. 330, pp. 152-155.
8. Svezhentseva I.A. Primenenie interdistsiplinarnykh veb-kvestov v organizatsii vneauditornoy sa-mostoyatelnoy raboty bakalavrov [Application of interdisciplinary web quests in organization of extracurricular independent work of bachelors]. Globalny nauchnypotentsial, 2016, no. 8 (65), pp. 39-44.
9. Bendova L.V. Funktsii tyutora v seti ODPO [Tutor functions in the ODPS network]. Higher education in Russia, 2007, no. 12, pp. 82-88.
10. Shchennikov S.A. Didaktika elektronnogo obucheniya [Didactics of e-learning]. Higher education in Russia, 2010, no. 12, pp. 83-90.
11. Vayndorf-Sysoeva M.E. Virtualnaya obrazovatelnaya sreda kak neotemlemy komponent sovremennoy sis-temy obrazovaniya [Virtual educational environment as an integral component of the modern education system]. Vestnik YuUrGU. Seriya: Education. Pedagogical sciences, 2012, no. 273, pp. 86-91.
12. Iksanova G.R. Prepodavatelskie kadry v usloviyakh innovatsionnogo obrazovaniya [Teaching staff in the conditions of innovative education]. Modern scientific research, 2012, no. 12. Available at: http://wvvw.uecs.ru (accessed 23 April 2017).
13. Dyakonov B.P. Novye professionalnye roli pedagoga v sovremennoy informatsionno-obrazovatelnoy srede [New professional roles of the teacher in the modern information and educational environment]. Vestnik ChGPU, 2014, no. 5, pp. 59-69.
14. Igoshev B.M., Dyakonov B.P. Novye kompetentsii pedagoga v sovremennoy informatsionno-obrazovatelnoy srede [New competences of the teacher in the modern information and educational environment]. Pedagogical Education in Russia, 2013, no. 4, pp. 248-251.
15. Cherkasova I.I., Yarkova T.A. Panoramno-pedagogicheskoe myshlenie budushchego uchitelya kak inno-vatsionny resurs «Novoy shkoly» [Panoramic-pedagogical thinking of the future teacher as an innovative resource of the «New School»]. St. Petersburg, NOU «Ekspress» Publ., 2013. 142 p.
16. Gibadullina Yu.M., Doronina N.A., Niyazova A.A. Transformatsiya roley pedagoga v usloviyakh formal-nogo, neformalnogo i informalnogo obrazovaniya [Transformation of the roles of a teacher in formal, nonformal and informal education]. Modern problems of science and education, 2013, no. 6. Available at: http://www.science-education.ru/113 (accessed 21 March 2017).
17. Grabnitskaya T.A. Innovatsionno-tekhnologicheskiy menedzhment kak mekhanizm razvitiya obrazovate-lnoy sistemy [Innovative and technological management as a mechanism for development of educational system]. Management in modern systems, 2014, no. 2, pp. 53-64.
18. Matyushkin A.M. Problemnye situatsii v myshlenii i obuchenii [Problematic situations in thinking and learning]. Moscow, Pedagogika Publ., 1972. 208 p.
Дата поступления 25.08.2017 г.