известия вгпу
О.П. БУРКАНОВА, O.E. ЯНКИНА (Саранск)
проектная деятельность как основа формирования учебно-познавательной компетенции бакалавров по профилю «иностранный язык» в процессе самостоятельной работы
Рассматриваются вопросы формирования учебно-познавательной компетенции бакалавров педагогического образования в процессе самостоятельной работы как неотъемлемой части образовательного процесса на основе проектной деятельности. Дается понятие учебно-познавательной компетенции, выделяются умения и навыки, обеспечивающие эффективность ее формирования, раскрывается суть проектной деятельности в процессе изучения иностранного языка.
Ключевые слова: учебно-познавательная компетенция, самостоятельная работа, педагогическое образование, проектная деятельность, иноязычная коммуникативная компетенция, творческий проект.
В современных условиях перехода к новой практико-ориентированной модели обучения в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования значительные изменения наблюдаются в системе профессиональной подготовки бакалавров профиля «Иностранный язык» в педагогическом вузе. Эти изменения связаны с принятием «в качестве важнейшей из профессиональных ценностей идеи овладения знанием не только как объективно существующего явления, но и как обладающего признаками субъектно-сти самого процесса, когда знания становятся личностными качествами или компетенциями» [6, с. 124]. Такой переход от процесса обучения к учению обусловлен необходимостью формирования профессиональной компетентности будущего специалиста, готового самостоятельно приобретать недостающие знания, субъектный опыт, создавать требуемый способ действия в быстроменяющихся условиях, анализировать и осмысливать информацию, развивать умение учиться самостоятельно с целью осуществления дальнейшей педагогической деятельности.
Одним из центральных компонентов в структуре профессиональной компетентности бакалавра педагогического образования является учебно-познавательная компетенция. «Применительно к профилю "Иностранный язык" данная компетенция выступает одним из составляющих компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, что в свою очередь является основной целью обучения иностранному языку» [3, с. 194]. Учебно-познавательная компетенция способствует хранению, передаче и приращению как научного, так и бытового знания.
А.В. Хуторской определяет учебно-познавательную компетенцию как «совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, как готовность и способность человека к организации процесса учения: умение ставить цель, осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку учебно-познавательной деятельности» [7, с. 59]. «Самостоятельная учебно-познавательная деятельность, направленная на овладение знаниями и формирование навыков и умений в различных видах речевой деятельности, имеет большое значение при обучении иностранному языку» [2]. Однако, несмотря на значимость самостоятельной работы как особой формы самообразования, повышение ее доли при усвоении учебного материала в соотношении с аудиторными часами, опыт работы авторов статьи на языковом факультете педагогического вуза свидетельствует о несформированно-сти у студентов готовности к самостоятельной работе. Проблема заключается в незнании студентами общих правил самоорганизации, неумении работать с информацией, планировать и реализовывать учебные действия. В этой связи возникает необходимость поиска преподавателями новых способов, приемов, методов, средств обучения иностранному языку с целью формирования учебно-познавательной компетенции бакалавров, позволяющих повысить качество образовательного процесса в режиме самостоятельной работы.
Одним из способов эффективного усвоения иностранного языка в процессе обучения является активное включение студентов в проектную деятельность, что способствует приобретению обучающимися исследовательского опыта и умения его использования, повышает мотивацию к учению, создает условия для совершенствования личности. Включение проектирования в профессиональную подго-
О Бурканова О.П., Янкина O.E., 2018
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
товку бакалавров вырабатывает умения систематизации и обработки информации, формулирования собственных выводов о проделанной работе, развивает умения, необходимые для успешного формирования учебно-познавательной компетенции в процессе самостоятельной работы. Широкий круг научных работ, раскрывающих различные аспекты проектирования (В.П. Бедерханова, Р.Г. Борисова, М.Ю. Бухаркина, И.А. Зимняя, И.А. Колесникова, о.В. Теслина, Е.С. Полат, И.А. Фатеева, Н.о. Лковлева и др.), также свидетельствует о том, что данный вид деятельности является сегодня наиболее актуальным.
Проектная деятельность выступает средством творческого саморазвития человека, обеспечивая его личностный и профессиональный рост. В качестве основных целей ее использования в практико-ориентированном обучении С.Н. Горшенина называет «включенность будущих педагогов в учебно-профессиональную деятельность на основе актуализации смыслов и целей, адекватных формируемой деятельности, а также перевод студентов из положения пассивного исполнителя в положение активного субъекта профессиональной деятельности» [1, с. 97].
Значимой для данного исследования представляется точка зрения Е.С. Полат о том, что «метод проектов предполагает совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить определенную проблему во время самостоятельных действий с обязательной презентацией результатов» [5, с. 43]. этот тезис позволяет утверждать, что основу проектной деятельности составляет необходимость самостоятельного приобретения обучающимися определенной суммы знаний, а также умение пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач, что наиболее точно отражает суть выделенных А.В. Хуторским структурных компонентов учебно-познавательной компетенции: когнитивного, деятельностного, мотивационного и рефлексивного.
Анализ литературы по теме исследования показывает, что существует много классификаций разнообразных типов учебных проектов, в основе которых лежат те или иные признаки. Согласно Е.С. Полат, для изучения иностранного языка в вузе особое значение имеют творческие проекты, содержательный аспект которых определяется его участниками и их интересами. Как правило, такие проекты могут выполняться в устной или письменной форме как индивидуально, так и в группе в процессе аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы.
В качестве результата подобных проектов могут выступать монологические или диалогические высказывания, таблицы, рисунки, коллажи, графики, тематика которых определяется поставленными целями и задачами занятия. При этом реализация проектной деятельности будет включать следующие этапы: поиск проблемы, формулирование целей и задач; выбор способов оформления конечных результатов; проведение проектных работ, сбор, анализ, систематизация необходимых данных; презентация результатов; рефлексивный этап. В этой связи Л.А. Лазутова, Е.А. Левина подчеркивают, что «обучающиеся должны сами планировать и реализовывать работу, которая представляет собой иноязычное речевое общение с органично вплетенными в него видами деятельности из интеллектуально-эмоциональной сферы» [4, с. 336].
В качестве важнейшего условия эффективного формирования учебно-познавательной компетенции бакалавров на основе проектной деятельности необходимо отметить проб-лемность содержания учебного материала, поскольку, когда появляется потребность решить задачу, возникают определенные эмоции, которые побуждают человека на совершение деятельности. В данном случае преподаватель должен уметь проблематизировать материал, т. е. создать проблемную ситуацию, учебную проблему в форме познавательной задачи, содержащей некоторые противоречия в условиях и завершающейся вопросами, которые это противоречие объективируют. Важно, что в решении такой задачи участвуют мышление студента и его личностное отношение к усваиваемому материалу, поэтому при обучении иностранному языку задание всегда должно содержать поле для поиска и диалога мнений, чтобы познание приближалось к поисковой, исследовательской деятельности.
Кроме того, в процессе самостоятельной работы над проектом у обучающихся развиваются умения, отражающие сущность обозначенных выше структурных компонентов учебно-познавательной компетенции: умение пользоваться ресурсами сети Интернет, понимать прочитанное, конспектировать, делать выписки, систематизировать материал, обобщать, выделять главное, развивать виды речевой деятельности, формировать аспекты языка, осуществлять самооценку, проводить рефлексию своей самостоятельной учебно-познавательной деятельности по изучению иностранного языка и культуры.
Проектная деятельность активно используется преподавателями факультета иностран-
ИЗВЕСТИЯ вгпу
ных языков Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевье-ва для организации как аудиторной, так и внеаудиторной самостоятельной работы. В качестве примера можно привести работу над проектом в рамках изучения темы «Средства массовой информации в Германии», который осуществляется на завершающем этапе работы над темой, когда изучена основная лексика по теме, необходимые грамматические конструкции, социокультурная информация. определяющими целями проектной деятельности в данном случае выступают формирование учебно-познавательной компетенции, развитие умений иноязычного общения и использование полученных знаний для решения практических задач.
В рамках знакомства с особенностями прессы, телевидения, возможностями социальных сетей при освещении основных событий в стране изучаемого языка студентам было предложено ответить на вопрос: «Насколько честными являются СМИ в Германии и в России?» В процессе обсуждения проблемы обучающимся предлагается создать свою собственную газету о студенческой жизни, где рассказать об актуальных проблемах учащейся молодежи, объективно отразить мнения молодого поколения о событиях вокруг на изучаемом немецком языке. На данном этапе погружения обучающихся в проблему осуществляется формирование умений целеполагания и планирования собственной деятельности, развитие познавательного интереса, осознание познавательной задачи, актуализация желания приобретения новых знаний на основе имеющегося личного опыта. В ходе работы над проектом студенты пытаются совместно осмыслить цели и задачи задания, создать образ планируемого результата, для чего участники обсуждают на иностранном языке название газеты, возможные рубрики, предлагают темы для статей, выбирают вариант макета статей, распределяют роли корреспондента, редактора, оформителя, фотографа в группе. Работа в команде, групповое взаимодействие помогают более глубокому осознанию полученной информации, заставляют прилагать сознательные усилия по организации и оптимизации познавательной деятельности.
На процессуальном этапе реализации проекта обучающийся ставится перед необходимостью самостоятельного осуществления поисковой деятельности, отбором нужного содержания в соответствии с поставленной учебно-познавательной задачей. Для этого преподаватель предлагает осмыслить некоторые
важные аспекты проектной деятельности и определить, что уже известно по теме, что планируется узнать, какие способы необходимы для решения проблемы, с помощью каких информационных ресурсов будет проводиться исследование, что именно необходимо для этого сделать. На данном этапе студенты проводят самостоятельную работу по сбору аналитического, иллюстративного материала, анализ информационных источников по теме рубрики, изучают особенностей газетного стиля, отбирают необходимые лексические единицы, грамматические конструкции для текста статей, выбирают яркие заголовки и названия рубрик. Перед написанием газетной статьи участникам проекта нужно составить краткий план сообщения, подобрать цитаты, иллюстративный материал, выписать необходимые ключевые слова, речевые обороты, фразы для аргументирования своих мыслей. Важно также соблюдать структуру сообщения, обозначив во вступлении основные положения, тезисы, обосновать и доказать их фактами. После написания необходимо прочитать статью еще раз, проверить на лексико-грамматическую правильность, на логичность и последовательность изложения материала.
Далее осуществляется композиционная разработка и создание макета газеты определенного дизайна, оформление готового продукта, где объединяются статьи всех участников проекта. Так, студентами 4-го курса профиля «Иностранный язык» (немецкий, английский) была издана газета под названием «Wunderkind», куда вошли статьи на следующую тематику: «Interessante Fakten», «Der zukünftige Beruf», «Wie kann man für ein Stipendium am Leben bleiben», «Unsere Fremdsprachen fakultät», «Die Theater truppe "YADN-114" ist der Schlager star!», «Elf Lady sund ein Aristokrat», «Wodie Sternestudieren?» и др. Почти все из них посвящены описанию актуальных проблем студенческой жизни на факультете и в вузе.Таким образом, реализация проектной деятельности на данном этапе способствует развитию самостоятельного мышления и самоорганизации, росту самооценки и уверенности в себе, умению отстаивать свою точку зрения, приводит к исчезновению языковых барьеров.
Итоговый этап включает презентацию результатов проекта, которая заключается в представлении и оценке созданного газетного выпуска. Критериями оценки продукта при этом будут выступать содержание и структура репортажа, графическое оформление, лексико-грамматическая корректность [3, с. 197], логика изложения, творческая самостоятельность
авторов. В заключение обязательно проводится рефлексия с обсуждением процесса выполнения проектной деятельности, подведением итогов работы, определением групповых и личностных достижений каждого участника.
Таким образом, проектная деятельность в полной мере позволит организовать учебно-познавательную деятельность бакалавров педагогического образования на занятии или во внеаудиторное время в ходе самостоятельного поиска, отбора, анализа и переработки информации на иностранном языке. В процессе решения поставленной перед студентами задачи развиваются речевые навыки и умения иноязычной речевой деятельности, что способствует формированию нового типа обучающегося, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.
Список литературы
1. Горшенина С.Н., Маринкина Н.А. Подготовка бакалавров педагогического образования к реализации современных педагогических технологий // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 1(29). С. 95-98.
2. Дульмухаметова Г.Ф. Организация самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку [Электронный ресурс] // Казан. пед. журн. 2015. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/orgamzatsiya-samostoyatelnoy-raboty-studen tov-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 22.08.2018).
3. Кизрина Н.Г., Янкина О.Е. Формирование учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции у студентов-бакалавров на основе технологии «Веб-квест» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 6(60). С. 193-197.
4. Лазутова Л.А., Левина Е.А. Использование проектной деятельности в системе профессиональной подготовки бакалавров по профилю «Иностранный язык» в педагогическом вузе // Самар. науч. вестн. 2018. Т. 7. № 3(24). С. 333-338.
5. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса // Школьные технологии. 2006. № 6. С. 43-45.
6. Шукшина Т.И., Татьянина Т.В., Евеева Ю.А. Поэтапно-градуированные учебные задания в формировании учебно-познавательной компетенции бакалавров педагогического образования // Гуманитарные науки и образование. 2018. № 2(9). С. 121-127.
7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Нар. образование. 2003. № 2. С. 58-64.
жие науки -
* * *
1. Gorshenina S.N., Marinkina N.A. Podgotovka bakalavrov pedagogicheskogo obrazovanija k reali-zacii sovremennyh pedagogicheskih tehnologij // Gu-manitarnye nauki i obrazovanie. 2017. № 1(29). S. 95-98.
2. Dul'muhametova G.F. Organizacija samo-stojatel'noj raboty studentov pri obuchenii inostranno-mu jazyku [Jelektronnyj resurs] // Kazan. ped. zhurn. 2015. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ organizatsiya-samostoyatelnoy-raboty-studentov-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku (data obrashhenija: 22.08.2018).
3. Kizrina N.G., Jankina O.E. Formirovanie ucheb-no-poznavatel'nogo komponenta inojazychnoj kom-munikativnoj kompetencii u studentov-bakalavrov na osnove tehnologii «Veb-kvest» // Filologiche-skie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2016. № 6(60). S. 193-197.
4. Lazutova L.A., Levina E.A. Ispol'zovanie pro-ektnoj dejatel'nosti v sisteme professional'noj pod-gotovki bakalavrov po profilju «Inostrannyj jazyk» v pedagogicheskom vuze // Samar. nauch. vestn. 2018. T. 7. № 3(24). S. 333-338.
5. Polat E.S. Metod proektov: istorija i teorija voprosa // Shkol'nye tehnologii. 2006. № 6. S. 43-45.
6. Shukshina T.I., Tat'janina T.V., Eveeva Ju.A. Pojetapno-graduirovannye uchebnye zadanija v for-mirovanii uchebno-poznavatel'noj kompetencii baka-lavrov pedagogicheskogo obrazovanija // Gumanitar-nye nauki i obrazovanie. 2018. № 2(9). S. 121-127.
7. Hutorskoj A.V. Kljuchevye kompetencii kak komponent lichnostno-orientirovannoj paradigmy ob-razovanija // Nar. obrazovanie. 2003. № 2. S. 58-64.
Project activities as a basis for the formation of learning and cognitive competence of Bachelors of Foreign Language in the process of self-study
The article considers the issue of the formation of learning and cognitive competence of bachelors of pedagogical education on the basis of project activities in the process of self-study as an integral part of the educational process. The authors present the concept of educational and cognitive competence, highlight the skills needed to ensure the effectiveness of its formation, reveal the essence of the project activity in the process of learning a foreign language.
Key words: learning and cognitive competence,self-study, pedagogical education, project activities, foreign language communicative competence, creative project.
(Статья поступила в редакцию 28.08.2018)