Подпорин Игорь Валентинович
аспирант кафедры психологии Кубанского государственного университета культуры и искусств
(тел.: 8612577632)
Концептуальная модель готовности курсантов к самообразовательной
деятельности в условиях обучения в вузе МВД России
В статье рассматривается модель формирования готовности курсантов к самообразовательной деятельности, включающая основные элементы: цель, задачи, закономерности, структуру, содержание, компоненты, критерии и показатели, результаты процесса.
Ключевые слова: модель, структура, содержание, компоненты, критерии, самообразование, деятельность.
I.V. Podporin, Post-Graduate (Psyscology), Kuban state university of culture and arts; tel.: 8612577632.
In article the model of formation of readiness of cadets to the self-educational activity, including basic elements is considered: purpose, tasks, regularities, structure, contents, components, criteria and indicators, results of process.
Key words: model, structure, contents, components, criteria, self-education, activity.
одернизация современного
М высшего образования ставит перед вузами МВД России задачу подготовки специалистов широкого профиля, стремящихся целенаправленно,самостоятельно углублять, расширять свои знания через образовательно-практическую деятельность. В связи с этим, становится актуальной проблема формирования у курсантов готовности к самообразовательной деятельности. С этой целью нами разработана концептуальная модель формирования готовности курсантов к самообразовательной деятельности в процессе обучения.
Понятие "модель" в современной науке рассматривается как специально созданная форма объекта для воспроизведения некоторых характеристик подлинного объекта, подлежащего познанию [1]. Модели в современных исследованиях используются как в общепознавательных, так и в педагогических исследованиях (Ю.А. Ба-банский, В.В. Давыдов, В.П. Иванов, Н.В. Кузьмина, Л.Н. Николаева, Г.П. Щедровицкий и др.). Модель, по мнению ряда авторов, позволяет получить полное представление об исследуемом
явлении, происходящем в оригинале, посредством переноса на него знаний, полученных при изучении соответствующей практики [2].
Существует мнение, что модель - это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта [3]. Кроме того, нами учтено, что модель - такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте [4].
В определении модели формирования готовности курсантов к самообразовательной деятельности учтено, что она имеет свой состав, который зависит от цели исследования и должна давать возможность проследить характеристики объекта исследования. Практическая ценность модели в педагогическом исследовании готовности личности к самообразованию, ее адекват-
301
ность, определяется изучением различных аспектов объекта. Важно и то, насколько полно учтены на этапах построения модели принципы организации образовательной деятельности. Необходимо отметить, что модель, в данном контексте, представляет своеобразный каркас, структуру предмета исследования. Следовательно, под моделью в практической деятельности обычно подразумевают искусственную конструкцию или систему знаков, которая является отражением исследуемого предмета или явления.
В основу процесса формирования готовности курсантов к самообразовательной деятельности была положена концептуальная модель как некий идеал, к которому следует стремиться в процессе образовательной деятельности курсантов в вузе. Под моделью мы понимаем структуру, представляющую изучаемый объект, интеграцию составляющих его элементов и функций, формализуя в определенной степени процесс формирования готовности курсантов к самообразованию для принятия оптимально верного решения и последующей корректировки достижения позитивного результата процесса обучения в вузе.
Модель формирования готовности курсантов к самообразовательной деятельности включает принципы, закономерности, цель, задачи, компоненты, их критерии, показатели и определение уровней сформированности готовности курсантов к самообразовательной деятельности, педагогические условия и др., т.е. она раскрывает содержательную структуру исследуемой проблемы
Процесс разработки концептуальной модели формирования готовности курсантов к самообразовательной деятельности включает четыре этапа:
разработка основных направлений организации образовательного процесса ориентированного на формирование готовности курсантов к самообразовательной деятельности;
построение и обоснование концептуальной модели в контексте проблемы формирования готовности курсантов к самообразовательной деятельности в процессе обучения в вузе;
разработка педагогических условий, направленных на формирование готовности курсантов к самообразовательной деятельности;
экспериментальная проверка эффективности концептуальной модели формирования готовности курсантов к самообразовательной деятельности в процессе обучения в вузе МВД России.
Процессуальная природа достижения заданного образца, требует рассмотрения этапов данного процесса.
Разработка основных направлений организации образовательного процесса ориентированного на формирование готовности курсантов к само-
образовательной деятельности - первый этап в разработке модели.
На начальном этапе важным представляется определение основных компонентов процесса и причинно-следственная связь между нами. К их числу отнесем: цель, структура и содержание готовности курсантов к самообразовательной деятельности, прогнозирование, технологии обучения. Важнейшими на этом этапе становится выявление способностей и готовности курсантов к самообразованию. Предложенную и обоснованную нами направленность организации образовательного процесса курсантов в вузе мы соотнесли с общедидактическими принципами. Основными принципами процесса формирования готовности курсантов к самообразовательной деятельности в вузе являются:
принцип моделирования (объем знаний, умений, навыков и способностей, необходимый для самообразовательной деятельности);
принцип личностной ориентированности (выявление отличительных особенностей личности и создание условий, необходимых для осуществления самообразовательной деятельности);
принцип функциональности (система знаний у будущего сотрудника полиции, формирующая систему профессионально-прикладных компетенций в соответствии с квалификационными требованиями, подготовки специалиста);
принцип ситуативности (отбор и организация формирования готовности к самообразованию на основе ситуаций и проблем саморазвития);
принцип новизны (выявления новизны самообразовательной деятельности в различных компонентах аудиторных и внеаудиторных занятий);
принцип позитивности (подбор эффективных средств позитивного воздействия на личность курсантов в процессе самообразовательной деятельности).
В разработке концептуальной модели формирования готовности курсантов к самообразовательной деятельности в процессе обучения в вузе учтены закономерности, которые способствуют пониманию иерархии системы обучения и формирования способностей к саморазвитию и самообразованию, которые могут относиться как к отдельному объекту, так и к целой совокупности объектов.
Общесистемные закономерности определяют возможности организованных систем, что можно, и что нельзя делать в процессе их функционирования; вектор и диапазон развития конкретной системы; ограничения, накладываемые на управление системой самообразовательной деятельности в учебно-познавательном процессе вуза.
302
Модель формирования готовности курсантов к самообразовательной деятельности в процессе обучения в вузе МВД России
Требования ГОСта к качеству профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России по специальность: 030501.65 - Юриспруденция
1 .Уровень самообразования
2. Качество готовности к самообразованию
Цель: сформировать готовность к самообразовательной деятельности, выявить сущность, структуру, условия развития данных личностных качеств, разработать технологии формирования готовности курсантов к самообразованию в вузе.
Задачи: учета индивидуальных качеств личности; формирования позитивного и заинтересованного отношения к самообразованию и саморазвитию; формирование адекватной самооценки сформированности готовности к самообразовательной деятельности, своих способностей, видения перспектив для реализации индивидуальных возможностей личности в профессиональной самореализации; формированию способности курсантов к самостоятельному применению осмысленных знаний, убеждений и принципов
Содержание готовности курсантов к самообразовательной деятельности в процессе обучения в вузе МВД России.
Уровни:
1. Высокий
2. Средний
3. Низкий.
Критерии:
1. Профессиональный, мотивационный,
2. Целевой, интеллектуальный, аналитический, личностный, информационный, деятельност-ный; эмоциональный, оценочной
3. Качества личности: ответственность; адаптируемость; добросовестность инициативность и др.
Этапы:
1 .Разработка основных направлений организации образовательного процесса;
2.Построение и обоснование концептуальной модели;
3.Разработка педагогических условий;
4.Экспериментальная проверка эффективности концептуальной модели
Комплекс педагогических условий, соответствующих критериям качества формирования готовности к самообразованию:
1. Профессиональная направленность;
2. Индивидуализация;
3. Создание образовательной среды, направленной на самообразование, самореализацию, саморазвитие)
Результат: овладение методиками, технологиями самообразования в соответствии с показа-
телями, критериями, условиями, принципами обеспечивающими готовность курсантов к самообразовательной деятельности в процессе обучения в вузе МВД России.
Анализировать процессы, происходящие в условиях педагогической неопределенности или педагогического риска; позволяют оптимизировать пути выхода из подобных ситуаций в ходе решения конкретных проблем и задач педагогического проектирования.
Внутрисистемные закономерности значимы в осуществлении научного подхода к решению задач формирования готовности курсантов к самообразовательной деятельности в реальных педагогических условиях учебного заведения. Данные закономерности позволяют обосновать научно-образовательные подходы к организации процесса на основе формализованной модели, включающей различные по своей направленности элементы в общую структуру самообразования.
Построение и обоснование концептуальной модели в контексте проблемы формирования готовности курсантов к самообразовательной деятельности в процессе обучения в вузе, представляет второй этап процесса обоснования и разработки модели. В основе - обоснование важных качеств личности курсантов, свидетельствующих о готовности к самообразовательной деятельности. В организационно-методическом плане важным является целеполагание организации самообразовательной деятельности, что находит отражение в построении системы целей, которая отражает социально-значимые требования к самообразованию личности.
В социально-педагогическом плане, становление цели происходит на основе учёта актуальности формирования готовности курсантов к самообразовательной деятельности, познавательных потребностей и ценностных приоритетов в плане саморазвития личности. В организационно-педагогическом плане, модель формирования готовности курсантов вузов МВД России к самообразованию планируется как предмет самостоятельной и субъективно значимой для курсантов деятельности, в процессе которой они приобретают необходимые качества персонального саморазвития. В психолого-педагогическом плане, модель учитывает ориентацию на познавательно-ценностную деятельность: курсанты нацелены на формирование индивидуальной активности и готовности личностного самообразования и саморазвития.
Третий этап - разработка педагогических условий, направленных на формирование готовности курсантов к самообразовательной деятельности. Этот этап заключается в конкретизации и струк-
турировании целей и задач данного процесса. В данном контексте предлагаемой модели педагогические условия рассматриваются как совокупность объективных возможностей содержания обучения, методов, организационных форм и материальных возможностей его осуществления, обеспечивающие успешность достижения поставленной цели - формирование готовности курсантов к самообразовательной деятельности в процессе обучения в вузе. Комплекс педагогических условий включает: профессиональную направленность, индивидуализацию, создание образовательной среды, направленной на самообразование, самореализацию, саморазвитие.
Формирование готовности курсантов к самообразовательной деятельности конкретизируется следующими задачами: учета индивидуальных качеств личности курсантов; формирования позитивного и заинтересованного отношения к самообразованию и саморазвитию; формированию у курсантов адекватной самооценки сформиро-ванности готовности к самообразовательной деятельности, своих способностей, видения перспектив для реализации индивидуальных возможностей личности в профессиональной самореализации; формированию способности курсантов к самостоятельному применению осмысленных знаний, убеждений и принципов деятельности.
Важнейшим элементов модели является разработка содержания формирования готовности курсантов к самообразовательной деятельности с применением соответствующих технологий обучения, определяющих моделируемый результат. Разработка содержания образует содержательный этап, который предполагает действия преподавателя, направленные на достижение результата. Преподаватель производит структурирование и конкретизацию основных направлений деятельности по формированию готовности курсантов к самообразовательной деятельности. Необходимо отобрать соответствующие дидактико-методические средства в составе технологий обучения, способы диагностики и контроля. Первое происходит на основе реализации принципов научности, что образует ориентировочную основу в формировании навыков гибкого и системного познавательного мышления личности курсантов.
Преподаватель в процессе образовательной деятельности планирует условия и технологии обучения, поддерживающие самостоятельную деятельность через: заинтересованное включение курсантов в учебно-познавательную деятельность по формированию готовности к самообразованию и саморазвитию; формирование самостоятельного опыта курсантов в приобретении теоретических знаний как основы профессио-
нального образования и самообразования, способов гибкого мышления и адекватного развития личности; повышения позитивных представлений о себе, адекватного самовосприятия и самооценки личности; накопление самостоятельного опыта самообразовательной деятельности, умений ответственной самореализации и волевой саморегуляции как основ формирования готовности курсантов к самообразовательной деятельности.
Следовательно, познавательное мышление и познавательная активность при педагогическом анализе могут объективно выступить как основные критерии, позволяющие фиксировать процесс формирования готовности курсантов к самообразовательной деятельности, определять ее уровень. Это и позволило нам обосновать стуктур-но-психологическую модель формирования готовности курсантов к самообразовательной деятельности в основных показателях социально-психологических проявлений.
В контексте разработки модели большое внимание уделено методам формирования готовности курсантов к самообразовательной деятельности. Метод "как способ достижения цели или решения конкретной задачи" (5, С.521) органично входят в состав, как модели, так и технологии формирования соответствующей готовности и помогают обеспечить решение планируемой задачи. Собственно методы призваны включить субъекта в процессы направленного совершенствования каких-либо возможностей, овладения, коррекции, усвоенного и т.д.
Четвертый этап - экспериментальная проверка эффективности концептуальной модели формирования готовности курсантов к самообразовательной деятельности в процессе обучения в вузе МВД России. Данный этап является системообразующим фактором, он как бы фиксирует то, что мы планируем получить как результат процесса формирования готовности курсантов к самообразовательной деятельности.
Кроме того, возникает необходимость в определении и разработке критериев и показателей данного процесса. Для определения результативности самообразовательной деятельности и формирования готовности к ее осуществлению важными представляются компетенции будущего сотрудника полиции. Поэтому в качестве базовой основы оценки сформированности готовности курсантов к самообразовательной деятельности предлагается система оценки уровня способности к самообразованию:
Система оценки уровня сформированности готовности курсантов к самообразовательной дея-
304
тельности в процессе обучения в вузе МВД России.
Компоненты и критерии готовности курсантов к самообразовательной деятельности. Профессионально-целевой Показатели готовности курсантов к самообразовательной деятельности
степень осознания значимости самообразовательной деятельности в профессиональном саморазвитии и самореализации;
проявление интереса к технологиям самообразования;
наличие потребности в овладении умениями и навыками к самообразовательной деятельности Мотивационный
Показатели готовности курсантов к самообразовательной деятельности
осознание значимости самообразования в профессиональной деятельности;
ориентация на профессиональную самореализацию
понимание роли и значения самообразования; умение планировать и организовывать самообразовательную деятельность в ходе образовательной и внеучебной деятельности Личностный
Показатели готовности курсантов к самообразовательной деятельности
увлеченность процессом самообразования; наличие базовых качеств и эмоций (инициативность, доброжелательность, познавательная активность и др.;
сформированность профессионально-значимых качеств личности;
готовность к саморазвитию и самообразованию;
развитие способностей к самостоятельной работе
Организационно-методический Показатели готовности курсантов к самообразовательной деятельности
овладение методическими и приемами самообразовательной деятельности
стремление к актуализации опыта самостоятельной работы;
стремление к овладению технологиями саморазвития;
развитие способностей к самореализации и саморазвитию;
овладение эвристическими методами самообразования
Результативно-оценочный Показатели готовности курсантов к самообразовательной деятельности способность к самоконтролю; способность к рефлексии собственной самообразовательной деятельности;
саморегуляция личности в процессе самооб-
разовательной деятельности;
самоанализ готовности к самообразовательной деятельности.
Уровни готовности курсантов к самообразовательной деятельности
Низкий
Слабо развиты показатели по критериям сфор-мированности готовности курсантов к самообразовательной деятельности
Средний
Развиты, но не очень устойчивы и прочны показатели готовности курсантов к самообразовательной деятельности
Высокий
Хорошо и точно развиты показатели готовности курсантов к самообразовательной деятельности.
Таким образом, обоснованная и разработанная модель формирования готовности курсантов к самообразовательной деятельности в процессе обучения в вузе МВД России в дальнейшем позволит: а) целенаправленно строить на ее основе технологии формирования готовности курсантов к самообразовательной деятельности, удовлетворяющих заявленным целям и требованиям качества; б) осуществлять оптимизацию самообразовательной деятельности курсантов в процессе обучения в вузе и проводить их сравнительную оценку.
1. Иванова, Е. О. Теории обучения в информационном обществе [Текст] / Е. О. Иванова, И.М. Осмоловская. М.: БЕК, 2011. 198 с.
2. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст]/В.В. Давыдов. -М.: БЕК, 1996. -282 с
3. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность // Стандарты и мониторинг. №4. 2002. С. 22-26.
4. Штофф В. А. Моделирование и философия. -М.-Л.: 1986. 152 с.
5. Новейший словарь иностранных слов и выражений. - М.: Современный литератор, 2003 976 с.
1. Ivanov, E. O. Theor of training in information society [Text] / E.O. Ivanov, I.M.Osmolovsky. M.: BEK, 2011. 198 p.
2. Davidov, V.V.Teoriya of developing training of [Text]/ Century V. Davidov. M.: BEK, 1996. 282 p.
3. Dakhin A. N. Pedagogical modeling: essence, efficiency and uncertainty//Standards and monitoring. No 4. 2002. P. 22-26.
4. V.A.Modelirovaniye's shtof and philosophy. M. - L.: 1986. 152 p.
5. The newest dictionary of foreign words and expressions. - M: Modern writer, 2003. 976 s.