Научная статья на тему 'Факторы профессионального саморазвития личности в процессе вузовского образования'

Факторы профессионального саморазвития личности в процессе вузовского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
440
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДХОДЫ И ФАКТОРЫ / КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / НАПРАВЛЕННОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щуров Евгений Андреевич

В статье рассматриваются факторы профессионального саморазвития курсантов в процессе вузовского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы профессионального саморазвития личности в процессе вузовского образования»

УДК 378

Щуров Евгений Андреевич

кандидат юридических наук, доцент

Краснодарского университета МВД России

e.a. mvd@inbox. ru

Shchurov Evgeny Andriyovych

candidate ofjurisprudence, associate professor

Ministry of Internal Affairs Krasnodar university of Russia

[email protected]

ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ

ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

FACTORS OF PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY IN THE COURSE OF HIGH SCHOOL EDUCATION

Аннотация: В статье рассматриваются факторы профессионального саморазвития курсантов в процессе вузовского образования.

Ключевые слова: подходы и факторы, концепция профессионального саморазвития, педагогические условия, образовательная технология, направленность, компетентность.

Summary: In article factors of professional self-development of cadets in the course of high school education are considered.

Keywords: approaches and factors, concept of professional self-development, pedagogical conditions, educational tekhknologiya, orientation, competence.

Модернизация системы образования в вузах МВД связана с проблемами личностного совершенствования и саморазвития сотрудника полиции: граждане России ожидают от правоохранительных органов эффективной борьбы с преступностью. Работа сотрудников органов внутренних дел должна отвечать новой ситуации: они должны более активно использовать все самые современные средства, поддерживать высокий уровень дисциплины, заботиться о своей профессиональной подготовке.

С учетом сложившейся ситуации, целей и задач, стоящих перед Министерством внутренних дел на современном этапе, модернизация системы профессиональной подготовки специалистов МВД России связана с ориентацией на новые парадигмы образования (практико-ориентированная, личностно-ориентированная и др.). Сегодня предъявляются новые требования к характеру и содержанию педагогической деятельности в условиях компетентностной направленности педагогического пространства ведомственного вуза. В это связи следует констатировать, что одной из важнейших задач, стоящих перед образовательными учреждениями системы

МВД России, является формирование современной концепции образования курсантов и технологий, призванных обеспечить эффективное решение задач в сфере профессионального саморазвития личности курсантов в процессе практико-ориентированной подготовки специалистов органов внутренних дел Российской Федерации.

Для рассмотрения направлений профессионального саморазвития курсантов в практико-ориентированной подготовке в вузе МВД России значимыми являются факторы данного процесса. Воспитательный, образовательный и развивающий потенциал профессионально -педагогической среды вуза МВД России выражается в создании условий для определения курсантам зоны своего профессионального развития. Условные границы этой зоны намечаются при активизации самоанализа на основе сравнения своих достижений с достижениями других. Постоянный анализ своих профессиональных успехов служит решению проблем профессионального саморазвития [9], профессиональной культуры саморазвития курсантов, воспитанию готовности к непрерывному саморазвитию через установку на трудности, опору на опыт своих наставников, командиров, преподавателей.

Организация педагогического взаимодействия позволяет нацелить курсантов на непрерывное самосовершенствование, «поднять» личность курсантов до уровня субъекта профессионального саморазвития, на котором каждый становится организатором своего саморазвития [1,2,3,5].

К числу факторов отнесены внешние факторы - потребности общества, государства, профессиональной сферы, и внутренние факторы, куда отнесены - профессиограмма подготовки сотрудников полиции, нормативные документы, регулирующие деятельность сотрудников полиции. В одну из групп факторов, с которыми в значительной степени связана эффективность профессионального саморазвития курсантов, вошли характеристики профессиональной деятельности: профессионально -деятельностный фактор включает все показатели профессиональной деятельности: аутодиагностику, повышение квалификации, активность в профессиональной деятельности, методическую подготовку, научно-исследовательскую деятельность, распространение опыта и обмен им. В следующую группу факторов вошли личностные характеристики, среди которых удовлетворенность профессиональной деятельностью и непрерывное саморазвитие. Все представленные характеристики имеют прямую зависимость с профессиональным саморазвитием курсантов и информативно раскрывают сущность культуры саморазвития сотрудника полиции. Создание условий для развития нравственной и гражданской позиции, ответственности, которые отражают удовлетворенность деятельностью, непрерывного саморазвития, оказывает значительное влияние на профессиональное саморазвитие курсантов. В группу факторов также входят личностные характеристики, такие, как творческий потенциал и непрерывный профессиональный рост.

В концепции учтено, что при оказании действенной помощи курсанту в разработке авторских методических материалов, при возможности получения своевременных профессиональных консультаций, организации аутодиагностических аппаратов исследований профессиональных достижений курсантов и пр. успешно осуществляется профессиональное саморазвитие курсантов. Организация взаимодействия, направленная на осуществление непрерывного саморазвития и развитие культуры саморазвития курсантов, создает внутренние условия, действенность которых латентно проявляется в удовлетворенности профессиональной деятельностью, расширении представлений о возможностях саморазвития и организации своевременной помощи и поддержки курсантам в решении профессиональных проблем, повышении общей и профессиональной культуры, нравственных и гражданских качеств.

Создание условий для самореализации в процессе практико-ориентированной подготовки напрямую связано с непрерывным профессиональным ростом, что в совокупности обеспечивает внутреннее самопродвижение курсанта в его профессиональном самоосуществлении. В словаре Д.Н. Ушакова аналогом термина «самоосуществление» является понятие «осуществиться», означающее исполниться, воплотиться в действительность, т.е. проявление и реализация своих способностей. В зарубежных психологических и философских словарях термин «самоосуществление» ^е№ШШПтеП:) чаще трактуется как свершившийся, конечный результат самореализации, полная реализация возможностей личности.

В контексте разработки концепции профессионального саморазвития курсантов особое внимание заслуживает тот факт, что термин «самоосуществление» является объединяющим в себе понятия «самореализация», «самоактуализация», «саморазвитие». Исследователь Е.В. Четошникова пишет, что проблема «самоосуществления» «сосредоточилась на изучении процессов самореализации... самоактуализации, самодетерминации, самоопределения. Все эти процессы взаимосвязаны, и прежде всего тем, что они раскрывают отдельные стороны и грани процесса самоосуществления» [8, с. 3]. С.Л. Рубинштейн видит в человеке субъекта самоосуществления, для которого доминирующей является потребность в продуктивной реализации всех способностей [7]. А.Г. Асмолов считает, что самоосуществление личности является условием и целью развития общества [4]. Анализ взглядов на самоосуществление личности в трудах зарубежных и отечественных психологов позволяет отметить, что в своем большинстве авторы видят в самоосуществлении результат реализации человеком своих потребностей и возможностей, что возможно на основе саморазвития.

При осуществлении практико-ориентированной подготовки, ориентированной на профессиональное саморазвитие курсантов, основой выступает индивидуальный опыт [5]. Опыт является источником убеждений, определяющих личностный рост. В опыте выражается целостность курсанта, ее непохожесть на других, что рождает стремление к достижению более

высокого уровня развития - самоосуществлению. В индивидуальном опыте «культурных практик» реализуется эффективная форма организации процесса саморазвития - включенного профессионального саморазвития курсантов.

Активный обмен опытом определяет профессиональный ориентир как образ для курсанта, созданный в условиях реального времени в процессе профессионального взаимодействия и деятельности, как примера, подражания и сравнения в деятельности и личностных взаимоотношениях.

Профессиональный ориентир для курсантов представляет собой ясную цель саморазвития.

Выявление внешних и внутренних факторов профессионального саморазвития курсантов в практико-ориентированной подготовке в вузе МВД России позволило теоретически обосновать и сформулировать педагогические условия реализации направлений данного процесса: создание информационно-образовательной среды, интенсифицирующий процесс самости на основе использование компьютерных информационных технологий; создание мотивированной системы, направленной на формирование ценностно-мировоззренческих ориентаций, готовности к самообразованию, формированию профессионально значимых личностных качеств; учебно-методическое обеспечение профессионального саморазвития с использованием электронных образовательных ресурсов; разработка комплексной программы по определению уровня профессионального саморазвития курсантов. Условия профессионального саморазвития курсантов основаны на профессиональной практико-ориентированной направленности. Профессиональная направленность будущего специалиста представляет собой формирующееся в процессе вузовского обучения личностное новообразование, и с помощью актуализирующей роли преподавателя у курсантов происходит осознание объекта и содержания предстоящей деятельности, склонность к данному виду деятельности и стремление заниматься им, а также потребность в избранной профессии.

Следовательно, итогом реализации разработанной концепции и учета внутренних и внешних факторов является прогнозируемый результат профессионального саморазвития курсантов в практико-ориентированной подготовке в вузе МВД России.

Литература:

1. Абулъханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абулъханова-Славская. - М.: Мыслъ, 1980. - 335 с.;

2. Амонашвили, Ш.А. Основания педагогики сотрудничества. Новое педагогическое мышление. Под ред. А.В.Петровского. - М.: Педагогика, 1989. -248 с.;

3. Анисимов, С. Ф. Моральные ценности и личность; под ред. А. И. Титаренко, Б. О. Николаенко. - М. : Изд-во МГУ, 1994. - 175 с.;

4. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. -М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. - 416с.

5. Бодалев, A.A. Психология личности / A.A. Бодалев. - М. : МГУ, 1998. - 187 с. и др.

6. Деркач, А. А. Методолого-прикладные основы акмеологического исследования. - М., 1999. - 392 с.; Зеер, Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. - Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. проф. - пед. ун-та, 2000. - 258 с.; Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М., 1996. - 510 с. и др.

7. Рубинштейн, С. Л. Роль психических явлений в детерминации поведения [Текст] // Бытие и сознание / С.Л. Рубинштейн. - М. : Изд-во АН СССР, 1957. - С. 249-252.

8. Четошникова Е.В. Эмоционально-ценностные основания рефлексивной оценки жизненного самоосуществления: дис. ... канд. психол. наук. Барнаул, 2008. - 21 с.

9. Чистякова С. Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. - М., 1987. - 176 с.

Literature:

1 . Abulkhanova-Slavskaya, K.A. activity and personality / K.A psychology. Abulkhanova-Slavskaya. - M.: Thought, 1980. - 335 pages;

2 . Amonashvili, Sh. A. of the basis of pedagogics of cooperation. New pedagogical thinking. Under the editorship of A.V.Petrovsky. - M.: Pedagogics, 1989. - 248pages;

3 . Anisimov, S. F. Moral values and personality; under the editorship of A. I. Titarenko, B. O. Nikolayenko. - M.: Moscow State University publishing house, 1994. - 175 pages;

4 . Asmolov, A.G. Psikhologiya of the personality: Principles of the all-psychological analysis. - M.: "Sense", ITs "Academy", 2002. - 416с.

5 . Bodalev, A.A. Personality / A.A psychology. Bodalev. - M.: Moscow State University, 1998. - 187pages, etc.

6 . Derkach, A. A. Metodologo-prikladnye of a basis of akmeologichesky research. - M, 1999. - 392 pages; Zeer, E.F. Psikhologiya of personally focused professional education. - Yekaterinburg: Publishing house Ural. State. the prof. - пед. un-that, 2000. - 258 pages; Klimov E.A. Psikhologiya of professional self-determination. - M, 1996. - 510pages, etc.

7 . Rubenstein, S. L. Rol of the mental phenomena in determination of behavior [Text]//Life and consciousness / Page L. Rubenstein. - M.: Publishing house of Academy of Sciences of the USSR, 1957. - Page 249-252.

8 . Chetoshnikova E.V. Emotional and valuable bases of a reflexive assessment of vital self-implementation: yew. ... edging. психол. sciences. Barnaul, 2008. - 21 pages.

9 . Chistyakova S. N., Zakharov N. N. Vocational guidance of school students: organization and management. - M, 1987. - 176pages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.