УДК 37.Q15.3
Алонцева Александра Ивановна
Alontseva Alexandra Ivanovna
старший преподаватель кафедры психологии Новокузнецкого филиала института Кемеровского государственного университета [email protected]
Senior Lecturer of the Psychology Department, Novokuznetsk Institute, branch of Kemerovo State University [email protected]
САМООСУЩЕСТВЛ ЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
SELF-FULFILLMENT OF А STUDENT’S PERSONALITY
Аннотация:
Summary:
Данная статья посвящена обзору научной категории «самоосуществление». В ней представлены результаты эмпирического исследования стратегий совладающего поведения как фактора, детерминирующего самоосуществление личности учащихся на этапе перехода от школьной к вузовской ступени образования.
This article focuses on the scientific category of selffulfillment. It presents results of the empirical study of coping behaviour strategies as factors that determine students’ self-fulfillment during the transition from school to university level of education.
Ключевые слова:
самоосуществление, личность, стратегии совладающего поведения, учащиеся, образование, развитие.
Keywords:
self-fulfillment, personality, coping behaviour strategies, students, education, development.
Современное образование на сегодняшний день претерпевает процесс модернизации и реформирования с целью установления приоритета личности учащегося в процессе обучения. Данные тенденции выражаются в гуманизации педагогической науки и процесса образования (как триединого процесса: обучения, воспитания и развития) и смещении акцентов на процесс развития учащихся. В связи с этим проблема развития личности учащихся в современных пси-холого-педагогических исследованиях является актуальной.
Под влиянием работ, посвященных развитию личности учащихся, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анциферовой, А.В. Брушлинского, Л.Н. Грановской, А.В. Запорожца, В.Т. Лисовского, Я.А. Понамарева, Е.И. Степановой и других в образовании складывается концепция «неограниченного развития», в которой заложено представление о преемственности развития человека в процессе всей жизнедеятельности со смещением направленности, интенсивности и характера. При этом мы согласны с мнением В.С. Степина, который утверждает, что на современном этапе в эпицентре изучаемых проблем, касающихся развития личности учащихся, оказывается проблема перехода возможности в действительность. Именно возможность не только обладать потенциалом, но и преумножать и реализовать его позволит учащимся стать конкурентоспособными и успешными, и как следствие, выступить фундаментом социальной модернизации, к которой стремится Россия.
В качестве категории, обладающей данной возможностью, является «самоосуществление». Для рассмотрения феномена «самоосуществление» обратимся к этимологическому анализу. В словаре Д.Н. Ушакова аналогом термина «самоосуществление» является понятие «осуществиться», означающее исполниться, воплотиться в действительность. В научнотехническом словаре понятие «самоосуществление» определяется как «проявление и реализация своих способностей». В зарубежных психологических и философских словарях термин «самоосуществление» (self-fulfillment) чаще трактуется как свершившийся, конечный результат самореализации, полная реализация возможностей личности.
В научной литературе, как зарубежных, так и отечественных авторов, термин «самоосу-ществление» является созвучным или объединяющим в себе понятия «самореализация», «самоактуализация», «саморазвитие». Е.В. Четошникова пишет, что проблема «самоосуществ-ления» «сосредоточилась на изучении процессов самореализации... самоактуализации, само-детерминации, самоопределения. Все эти процессы взаимосвязаны, и прежде всего тем, что они раскрывают отдельные стороны и грани процесса самоосуществления» [1, с. 3].
Среди различных научных психологических направлений наибольшую разработанность категория «самоосуществление» получила в трудах представителей гуманистического направления. А.Г. Асмолов, анализируя данное понятие в работах A. Маслоу, К. Роджерса, Ш. Бюлер и других, отмечает, что самоосуществление рассматривается как «неповторимое единичное
проявление. «случайное», приходящееся только на долю самоактуализирующихся личностей, природное качество отдельного человека» [2]. A. Маслоу в своих работах пишет, что непрерывное «стремление человека к самовоплощению» и самоосуществлению определяет самоактуализацию [3, с. 90]. Описывая самоактуализирующуюся личность, он характеризует ее как осуществляющую свои «возможности» и «призвания», познающую себя и стремящуюся «к внутренней синергии личности» [4, с. 49]. По К. Роджерсу, стремление к осуществлению себя является частью базисного стремления личности к актуализации.
Большое внимание самоосуществлению как отдельной дефиниции в своих работах уделяла Ш. Бюлер, рассматривая данный феномен как врожденное стремление, ориентированное на исполненность потенциалов и являющееся основной движущей силой жизни человека, который может выступать и как процесс, и как результат, в зависимости от жизненного этапа (возраста) человека. Самоосуществление возможно при целеустремленной жизни, когда человек ориентирован в будущее [5]. В своих исследованиях Ш. Бюлер изучала различные стороны жизни человека, чтобы выявить генетические тенденции к самоосуществлению.
Вслед за зарубежными представителями гуманистической психологии работы отечественных психологов С.Л. Рубинштейна, А.Г. Асмолова, Б.С. Братусь, Е.А. Лукиной, Э.В. Галажинского, Н.Ф. Хилько и других также посвящены данной тематике.
С.Л. Рубинштейн видит в человеке субъекта самоосуществления, для которого доминирующей является потребность в продуктивной реализации всех способностей. «Возможность человека определять свое будущее. детерминирует ход событий, ведущих к нему».
А.Г. Асмолов считает, что самоактуализация есть ни что иное как самоосуществление «антикультуры», имеющей своим источником преобразование норм данной культуры и творение в ходе контакта с миром новых норм, то есть нормотворчество или условие и цель развития общества [6, с. 273]. Автор убежден, что самоосуществление личности является условием и целью развития общества.
Анализ взглядов на самоосуществление личности в трудах зарубежных и отечественных психологов позволяет отметить, что в своем большинстве авторы видят в самоосуществлении результат реализации человеком своих потребностей и возможностей.
Основываясь на анализе научных работ, посвященных самоосуществлению личности, мы характеризуем данный термин как результирующую категорию человеческой жизнедеятельности, обеспечивающую самораскрытие, самосовершенствование, самоисполнение и приводящую в экзистенциальные глубины сущности человека.
Данная категория формируется в процессе жизнедеятельности человека, но помимо этого активное воздействие на формирование самоосуществления оказывает образовательная среда за счет развития и формирования личности посредствам воздействия на психику и деятельность учащихся содержания образования и условий образовательной среды. В нашем исследовании площадкой для изучения самоосуществления выступил этап перехода учащихся от школьной к вузовской ступени обучения.
Основываясь на позициях о том, что между средой и субъектом существуют отношения взаимозависимости и взаимовлияния, мы можем констатировать, что при поступлении в образовательные учреждения каждой последующей ступени (школа, вуз) резко меняется ситуация развития (статус школьника, статус студента и т.д.), учащийся входит в новую систему отношений со сверстниками и взрослыми, в данной ситуации неизменной остается лишь основная форма деятельности - обучающе-образовательная.
Анализ теоретического исследования показывает, что выпускники школ после успешного их окончания оказываются не готовыми к обучению в новых организационно-педагогических условиях, что приводит к снижению на первых курсах успеваемости и усложнению периода. В данном аспекте возникает проблема неподготовленности выпускников школ к активной позиции и продуктивной учебной деятельности [7], в связи с тем, что в ходе образовательного процесса, присутствуют жестко регламентированные формы обучения, в которые включен преимущественно внешний контроль (со стороны учителей) за качеством обучения, в отличие от вузовского процесса обучения. Также школьникам не приходилось самостоятельно заниматься целеполаганием, которое всегда задавалось извне - учителями, что не позволило вырабатывать навык выхода за рамки сложившихся представлений, выработки нешаблонных подходов, обеспечивающих субъекта самостоятельностью мышления. В связи с чем первокурсники сталкиваются с непривычными для них формами организации обучения, видами учебной работы и контроля, взаимоотношениями с педагогами. Им приходится создавать условия для успешной деятельности и устранения возможного конфликта со средой, то есть формировать и развивать умение рационально организовывать умственную деятельность, вырабатывать оптимальный режим труда и
досуга, устанавливать систему работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности, систематически осуществлять саморегуляцию и самоконтроль [8].
Ломка многолетнего стереотипа может привести к нервным срывам и стрессовым реакциям, что обуславливает и сравнительно низкую успеваемость
Можно предположить, что школьная среда, играя огромную роль в формировании учащихся (дает научные знания, общую культуру, формирует кругозор), имеет барьеры в развитии самостоятельности мышления, целеполагания, самоконтроля, самоорганизации, что не способствует развитию самоосуществления личности.
В связи с этим изучение категории «самоосуществление» является актуальным именно на этапе перехода от школьной ступени обучения к вузовской. При этом, несмотря на наличие научных работ, посвященных самоосуществлению и тесно связанных с ней проблем, на современном этапе еще недостаточно проведено экспериментальных исследований, способствующих выявлению личностных характеристик обуславливающих осуществление себя и психологических условий, обеспечивающих самоосуществление.
В связи с этим нам представилось важным исследовать активность самого человека [9; 10]. Именно она соотносится с конкретной деятельностью, соизмеряется с нею и на основе этого определяет стратегию действия, обеспечивая, таким образом, самоосуществление личности.
Поэтому наше исследование связано с изучением обусловленности самоосуществления личности стратегиями совладающего поведения. Стоит отметить, что ранее данный термин использовался только при обозначении действий человека в ситуациях, превышающих «энергетическую мощность», привычных реакций и требующих новых, более сильных затрат. В последующем термин стали использовать не только при описании поведенческих реакций в экстремальных условиях, а в любых значимых для личности моментах повседневной жизнедеятельности.
В нашем исследовании мы используем данный термин для обозначения сознательного способа регуляции и разрешения возникших напряженных ситуаций повседневной жизнедеятельности, значимых для личности.
На сегодняшний момент существует трудности в определении эффективности стратегии совладания. Зарубежные психологи в ходе исследования стратегий совладающего поведения причисляют к числу эффективных копингов: наличие самостоятельной активности, оптимизм, использование социальной поддержки. При неэффективном копинге наблюдается уход от проблемы, самообвинительные реакции, агрессия. Л.И. Анциферова подчеркивает, что человек использует различные стратегии, иногда даже совмещает их, при этом нет таких стратегий, которые были бы эффективны во всех напряженных ситуациях, с которыми сталкивается субъект. Мы придерживаемся данной точки зрения и считаем, что категорично характеризовать стратегию как эффективную или не эффективную не представляется возможным в силу того, что эффективность стратегии определяется не только ее содержательностью, но и личностными особенностями индивида, использующего ее, и социальной ситуацией, вносимой свои коррективы в результат применения той или иной стратегии.
В результате проведенного нами эмпирического исследования было структурно описана категория «самоосуществление», то есть определены системы показателей, образующих определенную иерархию и опосредованные связи исходного понятия с системой показателей. А также изучены стратегии поведения (копинг-стратегии) как условия, определяющие самоосуществление личности.
С помощью корреляционного анализа выявлялись статистически значимые связи между составляющими самоосуществления, к которым были отнесены: субъективные характеристики личности, индивидуально-психологические параметры, характеристики субъекта деятельности, и совладеющим поведением. Для исследования совладающего поведения нами использованы методики: «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан), «Способы совладания» (Лазарус), «Диагностика копинг-механизмов» (Э. Хейм).
Корреляционный анализ показал, что компонента самоосуществления личности, характеризующая субъективные характеристики личности, прямо коррелирует со степенью выраженности стратегии планирования решения проблем и обратно коррелирует со степенью выраженности стратегий избегания проблем, дистанцирование, бегство-избегание. Таким образом, чем более выражена стратегия «планирование решения проблем» и менее выражены стратегии: избегание проблем, дистанцирование, бегство-избегание, тем выше значение компоненты, характеризующей «субъективные характеристики личности», определяющей самоосуществление.
Компонента, характеризующая индивидуально-психологические особенности личности, обратно коррелирует со стратегиями: самоконтроль, избегание проблем, бегство избегание, принятие ответственности. Чем ниже самоконтроль, менее выражена стратегия избегания про-
блем, бегство-избегания, принятия ответственности, тем выше значение компоненты, отражающей индивидуально-психологические особенности личности.
Компонента, определяющая характеристики субъекта деятельности, обратно коррелирует со степенью выраженности стратегии избегания проблем. Чем менее выражена данная стратегия, тем выше значение компоненты, «характеристики субъекта деятельности».
Категория «самоосуществление» обнаружила обратную корреляционную связь со степенью выраженности стратегий избегание проблем, бегство-избегание, дистанцирование, принятие ответственности. Значение показателя тем выше, чем меньше выражены у него стратегии: избегание проблем, бегство-избегание, дистанцирование, принятие ответственности
С помощью однофакторного дисперсионного анализа исследовалось влияние степени выраженности когнитивной, эмоциональной и поведенческой копинг-стратегии на самоосуществление. Дисперсионный анализ показал, что степень выраженности когнитивной копинг-стратегии не оказывает статистически значимого влияния на самоосуществление; выраженность эмоциональной и поведенческой копинг-стратегий влияет на самоосуществление (р<0,0001). Чем более выражены данные копинг-стратегии, тем выше уровень самоосуществления.
Таким образом, полученные данные позволяют утверждать, что самоосуществление личности на этапе перехода со школьной к вузовской ступени обучения, взаимосвязано со стратегиями поведения и, как следствие, могут являться условиями, обеспечивающими самоосуществление личности.
Ссылки:
1. Четошникова Е.В. Эмоционально-ценностные основания рефлексивной оценки жизненного самоосуществления: дис. ... канд. психол. наук. Барнаул, 2008.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: учебник. М., 1990.
3. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., 1999.
4. Там же.
5. Бюлер Ш. Что такое пубертатный период URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/buler_chto/ (дата обращения: 25.Q3.2Q12).
6. Асмолов А.Г. Психология личности: учебник. М., 1990.
7. Колышко А.М. Психология самоотношения. Гродно, 2004.
S. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. Ростов н/Д, 2002.
9. Давыденко В.А. Трактовка активности и ее уровней в педагогике (середина 70-х - середина 80-х гг. XX века) //
Вектор науки ТГУ. 2011. № З (б). С. 9З-9б.
1Q. Клевцов А.А., Морозова И.С. Проявления когнитивно-стилевых характеристик деятельности в связи с параметрами самореализации личности студентов // Вектор науки ТГУ. 2011. № З (б). С. 1 б2-1 бб.
References (transliterated):
1. Chetoshnikova E.V. Emotsional'no-tsennostnie osnovaniya refleksivnoy otsenki zhiznennogo samoosushchestvleniya: dis. . kand. psikhol. nauk. Barnaul, 2008.
2. Asmolov A.G. Psikhologiya lichnosti: texbook. M., 199Q.
3. Maslou A.G. Motivatsiya i lichnost'. SPb., 1999.
4. Ibid.
5. Byuler SH. Chto takoe pubertatniy period URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/buler_chto/ (date of access: 25.Q3.2Q12).
6. Asmolov A.G. Psikhologiya lichnosti: texbook. M., 199Q.
7. Kolyshko A.M. Psikhologiya samootnosheniya. Grodno, 2QQ4.
S. Pedagogika i psikhologiya vysshey shkoly: manual. Rostov n/D, 2QQ2.
9. Davydenko V.A. Traktovka aktivnosti i ee urovney v pedagogike (seredina 7Q-kh - seredina SQ-kh gg. XX veka) // Vektor
nauki TGU. 2011. № З (б). P. 9З-9б.
1Q. Klevtsov A.A., Morozova I.S. Proyavleniya kognitivno-stilevykh kharakteristik deyatel'nosti v svyazi s parametrami samore-alizatsii lichnosti studentov // Vektor nauki TGU. 2011. № З (б). P. 1б2-1бб.