Научная статья на тему 'Совладающее поведение как механизм развития личности в период ранней взрослости'

Совладающее поведение как механизм развития личности в период ранней взрослости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1568
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ / ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЙ РОСТ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ / РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ / EARLY MATURITY) / COPING BEHAVIOR / COPING STRATEGIES / MECHANISMS OF DEVELOPMENT OF A PERSON / POSTTRAUMATIC GROWTH / FACTORS OF DEVELOPMENT OF A PERSON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дерманова Ирина Борисовна

В статье ставится вопрос о возможности рассмотрения совладающего поведения в качестве механизма личностного роста и развития. Автор представляет взгляды различных исследователей, касающиеся данного вопроса, и анализирует существующие в западной психологии модели посттравматического роста. На основании собственных эмпирических данных автор доказывает влияние на профиль совладания таких факторов как пол, возраст, образование, жизненная ситуация, а также анализирует взаимосвязи различных характеристик личностной зрелости с копинг-стратегиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Coping behavior as a mechanism of personal growth in the period of early maturity

The main concern of the article is a coping behavior regarded as a possible mechanism of personal growth and development. The author represents the concepts developed by different researchers and analyzes models of posttraumatic growth that exists in the western psychology. Based upon its own empirical data the author proves that that such factors as sex, age, education, and a living situation can influence coping behavior. The author also analyzes interrelations between various characteristics of a personal maturity and coping-strategy.

Текст научной работы на тему «Совладающее поведение как механизм развития личности в период ранней взрослости»

УДК 159.923 И. Б. Дерманова

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2011. Вып. 3

СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ1

В научной литературе отмечаются, но остаются пока мало исследованными личностный рост и положительные личностные изменения, происходящие вследствие со-владания с трудной жизненной ситуацией, когда человек не только восстанавливается и возвращается к исходному уровню функционирования, но и достигает вследствие ее проживания более высокого уровня функционирования. Тем более пока слабо разработанным остается вопрос о том, какие механизмы обеспечивают личностный рост, целостность и развитие личности.

В отечественной психологии исследование совладающего поведения с точки зрения механизмов личностного развития почти не проводилось. При этом многими авторами [1-3] подчеркивается значимость психической активности как условия возникновения личностных новообразований, изменений, преобразований и роста. Исследователями, в частности, отмечается, что для того, чтобы справиться с сопутствующими развитию дистрессами и использовать преимущества развивающих эустрессов, от человека требуется высокий уровень психической активности [1]. Например, И. А. Джи-дарьян [3], исследуя категорию активности в психологии, указывает на тесную связь активности личности с явлениями саморегуляции субъектом своих психических процессов, состояний и свойств, с преобладанием внутренней детерминации над внешней в процессе психического развития. Л. И. Анцыферова отмечает также, что психическая активность является механизмом «самосохранения самотождественности личности, расширения, углубления и обогащения преемственности, субстанциональной основы развития» [1, с. 72]. Исследуя активность субъекта бытия, А. А. Волочков [2] рассматривает копинг-поведение как сложный комплекс проявления активности субъекта, предполагающий индивидуальный выбор субъекта в трудных или стрессовых ситуациях в сочетании с его индивидуальными особенностями и опытом. По мнению автора, в противодействии стрессу участвует не только личность, активна вся индивидуальность. А копинг-поведение является ответом на внешний или внутренний вызов субъектности.

В западной психологии позитивные личностные изменения исследовались, главным образом, в посттравматической или стрессовой ситуациях и получали соответствующие названия: позитивный рост, возникший вопреки ожиданиям (Linley, Josefh, 2004); рост, индуцированный стрессом (Park et al., 1996); посттравматический рост (Tedeschi, Calhoun, 1995, 2004).

В настоящее время существуют различные теоретические модели, описывающие позитивные личностные изменения под воздействием сложной жизненной ситуации, вследствие кризиса или травмы. Остановимся на четырех из них [4].

1. Модель положительных результатов жизненного кризиса и личностного роста Шеффера и Муса (1992). Ее авторы разделяют совладание как процесс развития и со-

1 Данная работа выполнена в рамках НИР: Исследование дифференциально-психологических факторов и механизмов становления и развития личности взрослого.

© И. Б. Дерманова, 2011

владание как вариант избегающего поведения. При анализе совладания как процесса развития они сформулировали три основных типа взаимосвязанных позитивных последствий, вызванных стрессом:

— усиление социальных ресурсов (улучшение отношений с друзьями),

— укрепление личностных ресурсов (совершенствование Я-концепции),

— совершенствование имеющихся навыков совладания (способности решать проблему) либо развитие новых.

Другими словами, авторы прямо указывают, что личностный рост может быть следствием применения некоторых способов совладания с ситуацией, то есть процесс совладания выступает своего рода движущей силой развития человека. К детерминантам (или факторам) стресс-индуцированного роста авторы отнесли такие группы характеристик как личностные особенности (пол, темперамент, личностные черты); характеристики среды (социальная поддержка); характеристики негативного жизненного события (стрессогенность, продолжительность, управляемость) и само совладаю-щее поведение (позитивная переоценка, новое определение и т. д.).

Как видим, совладающее поведение в данной модели выступает и как механизм, и как детерминанта, а его совершенствование — как следствие стресс-индуцированного личностного роста.

2. Модель эволюционного совладания Элдвина (1994). В данной модели констатируется, что управление стрессом может иметь потенциальные выгоды, а дистресс может быть даже необходим для личностного развития. Три возможных способа совладания могут приводить к трем различным результатам. Гомеостатическое совлада-ние приводит к возвращению к основной линии функционирования. Эволюционное отрицательное — к более низкому уровню функционирования. Эволюционное положительное — к более высокому уровню функционирования (или личностному росту).

Как видим, и в данной модели учитывается возможность определенных (как позитивных, так и негативных) влияний совладающего поведения на личность человека, то есть совладание рассматривается в качестве механизма самоизменения.

3. Функционально-описательная модель посттравматического роста Калхуна и Те-деши (1995, 2004). В соответствии с данной моделью посттравматический рост — это изменение в убеждениях, целях, поведении, идентичности Я применительно к развитию собственной жизни. Его механизм может быть описан следующим образом: эмоциональный дистресс инициирует процесс размышления о случившимся, который вначале является скорее более реактивным, чем преднамеренным. В последующем интеллектуальная деятельность, связанная с решением вызванных травмой проблем, становится более продуктивной, и индивид приступает к более зрелым, продуманным размышлениям о полученной травме и ее влиянии на его жизнь.

По мнению авторов, конструктивные размышления, анализ новой ситуации, нахождение нового смысла, значения и переоценка прежнего играют ключевую роль в возникновении посттравматического роста. В то же время и в теории совладающего поведения анализ, размышления, переоценка, относящиеся к когнитивным способам-копингам, также рассматриваются как конструктивные способы совладания. Таким образом, в данной модели не только констатируется, что копинг может являться механизмом развития личности человека, но и предпринимается попытка объяснить логику этого развития.

В качестве критериев наличия посттравматического роста авторами рассматриваются следующие: повышение ценности собственной жизни; установка на новые жизненные приоритеты; ощущение возросшей мощи, прочности, силы; распознавание новых возможностей; исправление ограниченности межличностных отношений; позитивные изменения духовности и т. д.

4. Двухкомпонентная модель посттравматического роста (Maercker, Zoellner, 2004). Данная модель включает: а) функциональную сторону — конструктивную, выходящую за пределы собственного Я, и б) иллюзорную, дисфункциональную, вводящую человека в заблуждение (позитивная иллюзия). По мнению авторов, обе стороны посттрав-матического роста в динамике развития, занимая свое место во времени и пространстве, по-своему способствуют адаптации. Дисфункциональная сторона посттравмати-ческого роста, вероятно, первой включается в процесс совладания, сфокусированного на эмоциях, и может коррелировать с консолидацией Я или даже с отрицанием (в течение непродолжительного времени). Напротив, конструктивная сторона соотносится с долгосрочной адаптацией, укрепляющей здоровье. Эта модель интересна тем, что в ней, по сути, признается позитивная функция эмоционального реагирования и даже реагирования по типу защитного поведения (отрицание). Однако указывается при этом на краткосрочный позитивный эффект такого реагирования.

Итак, все рассмотренные нами модели предполагают потенциальную возможность роста и развития личности вследствие актуализации определенных способов и методов совладания с тем или иным стрессовым событием. В качестве таких способов в данных моделях выступают, главным образом, когнитивные копинги. А в качестве показателей роста отмечаются: усиление и усовершенствование Я-концепции, ощущение новых возможностей, постановка новых жизненных целей и приоритетов, позитивные изменения духовности, усиление социальных ресурсов (улучшение отношений с друзьями) и т. д.

В то же время почти в каждой из этих концепций указываются и возможные альтернативные варианты разрешения трудных жизненных ситуаций, при которых происходит снижение уровня функционирования личности. Совладающее поведение при этом рассматривается большинством исследователей и как механизм, и как детерминанта стресс-индуцированного личностного роста. Можно также предположить, что успешно разрешенная ситуация способствует закреплению соответствующего копин-га. То есть в этом случае копинг будет выступать уже и как следствие, а по мере увеличения частоты использования и распространения на другие ситуации он становится личностной чертой.

Возможно, в данном контексте правильнее даже говорить не об одиночном использовании той или иной стратегии, а о формировании и актуализации определенного профиля реагирования, или копинг-стиля, как устойчивой тенденции адаптироваться определенным образом к стрессовой ситуации с преобладанием в «профиле» реагирования одной или нескольких стратегий.

Оценка копинг-стиля осуществляется по анализу его структуры, выделению наиболее часто используемых копинг-стратегий, их соотношению между собой и другими стратегиями. Исследователями предполагается, что «профиль» копинг-поведения, информируя о наиболее выраженных тенденциях реагирования на психотравмирующие обстоятельства, имеет особое значение в долгосрочной перспективе, поскольку частое использование тех или иных стратегий создает условия для психической адаптации

или ее нарушения [5]. Принимая во внимание рассмотренные модели, можно ожидать, что профиль копинг-поведения не только влияет на адаптацию, но способствует самоактуализации личности.

Таким образом, профиль стратегий совладания в каждый момент развития представляет собой одновременно и результат всего предшествующего развития, и основание (или потенциал) для последующего, что соответствует принципу структурногенетического единства. В связи с этим можно предположить, что факторы возраста и опыта разрешения трудных жизненных ситуаций влияют на профиль совладания, опосредуя личностные изменения.

Действительно, в литературе, посвященной совладанию, отмечается, что существует динамика совладающего поведения на протяжении жизни человека. Изменение совладания в процессе развития трудной или стрессовой ситуации были отмечены еще Р. Лазарусом. Отечественные исследователи также фиксируют возможности трансформации совладающего поведения в связи и с динамикой ситуации, и с собственными изменениями субъекта. Например, многими авторами отмечается снижение доли эмоционально-ориентированных стратегий и увеличение доли проблемно-ориентированных с возрастом. А в лонгитюдном исследовании О. Б. Подобиной (2005) выявлено изменение совладания беременных женщин даже на разных этапах принятия ими материнской роли [цит. по: 6]. То есть по мере созревания личности меняется структура ее совладания с трудными ситуациями.

Исходя из вышеизложенного, в экспериментальной части исследования мы поставили перед собой задачу выявить влияние и других факторов (образование, социальное положение, пол, микровозрастные сдвиги) на копинг-поведение, а также исследовать взаимосвязи совладающего поведения с показателями личностного роста. В центре нашего исследования были испытуемые, переживающие период ранней взрослости. Традиционно данный возраст исследуется, главным образом, на примере студентов. Мы же постарались соотнести результаты, полученные в результате исследования представителей разных социальных групп. Исследование проводилось студентами и аспирантами кафедры психологии развития и дифференциальной психологии.

Методы исследования

Для исследования копинг-поведения использовался опросник Р. Лазаруса. Для исследования показателей личностного роста — методика САМОАЛ в адаптации Калиной.

Обсуждение полученных результатов

Исследование влияния фактора социальной ситуации на профиль копинг-поведения

Испытуемые были объединены в следующие три подгруппы с учетом их социальной ситуации:

— работающие взрослые (с разным уровнем образования) — 56 человек (мужчины и женщины), средний возраст — 25 лет;

— студенты — 32 человека (16 мужчин и 16 женщин), средний возраст — 22 года;

— военнослужащие — 90 человек (в возрасте от 19 лет до 21 года — 44 человека; 22-25 лет — 46 человек). Исследование их проводилось в Чечне, в ситуации боевых действий.

В ранней взрослости наиболее используемыми копинг-стратегиями являются планирование решения, самоконтроль и принятие ответственности, поиск социальной поддержки, а также положительная переоценка (табл. 1). Наименее используемыми — дистанцирование, бегство-избегание и конфронтативный копинг. Наиболее применяемые копинг-стратегии относятся в основном к конструктивным механизмам регуляции эмоций и управления проблемами, а копинг-стратегии, которые используются реже, — к группе менее конструктивных.

Табпица 1. Средние и стандартные отклонения показателей копинг-стратегий

в разных выборках

№ Шкалы Работающие испытуемые Студенты Военнослужащие

М шкальные а М в % М шкальные а М в % М шкальные а М в %

1 Конфронтативный 9,19 2,60 51 11,91 2,7 66 8,33 3,17 49,7

2 Дистанцирование 8,7 3,46 48 9,66 3,84 54 8,55 2,73 45,8

3 Самоконтроль 13,45 3,25 64 10,72 2,13 51 10,0 3,2 53,0

4 Поиск соц.поддержки 11,61 3,11 65 12,00 3.50 67 9,48 3,1 55,6

5 Прин. ответственности 7,15 2,32 63 7,8 3,33 65 6,03 2,16 49,5

6 Бегство-избегание 11,27 3,32 47 9,97 4.14 42 8,57 4,25 40,4

7 Планирование решения 13,20 2,79 73 9,38 3,39 52 11,4 3,1 61,6

8 Положит. переоценка 13,42 3,47 64 9,53 3,36 45 9,49 2,91 46,8

При сравнении трех групп обращают на себя внимание следующие различия (см. табл. 1). В выборке военнослужащих в среднем по всем стратегиям наблюдается наименьшая интенсивность их использования (за исключением копинга «планирование решения»). Наши данные в значительной степени совпали с результатами, полученными в институте им. В. М. Бехтерева, где было обнаружено, что специфика стресспреодолевающего поведения у лиц, чья профессиональная деятельность связана с экстремальными условиями, заключается в низких (по сравнению с нормативными значениями) показателях по стратегиям «избегание проблем», «принятие чрезмерной ответственности и вины» и высоких показателях по стратегиям «планирования решения проблем». Авторы объясняют это тем, что пребывание в ситуации, представляющей реальную угрозу жизни, требует не «ухода от решения проблем» или «позитивной переоценки», а развития навыков оперативной деятельности в условиях дефицита времени и необходимости быстрого решения. Интересно, что сравнительный анализ стилей совладания со стрессом военнослужащих, имеющих и не имеющих проблемы с адаптацией, проведенный также в институте им. В. М. Бехтерева, позволил обнаружить у лиц с расстройствами адаптации пребладающие значения по шкалам «дистанцирование», «бегство-избегание», а у лиц с адекватной адаптацией — по шкале «планирование решения». Авторы объясняют это тем, что недостаточность

навыков анализа проблемной ситуации и планирования действий по ее разрешению определяет предпочтительность для военнослужащих с расстройствами адаптации таких стратегий, которые предполагают снижение субъективного значения проблемы, отвлечения от нее [5].

Учитывая это, мы можем сказать, что наши испытуемые-военнослужащие в среднем имеют нормативный уровень выраженности копинг-стратегий и скорее адекватную адаптацию.

Обращает на себя внимание также тот факт, что у студентов оказались наименее выражены, по сравнению с работающими испытуемыми и призывниками, такие конструктивные стратегии как «планирование решения проблемы», «самоконтроль» и «позитивная переоценка», то есть такие, которые описываются в рассмотренных нами моделях как способствующие личностному развитию. В то же время у них существенно выше неадаптивные и неконструктивные стратегии «конфронтативный копинг» и «дистанцирование». Можно предположить, что возраст (в среднем они несколько моложе работающих испытуемых, но довольно близки по возрасту к призывникам), их социальное положение (студенты), а также относительно благополучная ситуация (не боевые действия, а учеба в вузе) способствуют сохранению некоторой инфантильности их социального поведения.

Исследование влияния факторов пола на профиль копинг-поведения у испытуемых с разным уровнем образования

При анализе половых различий сравнивались следующие подгруппы испытуемых:

— работающие взрослые с разным уровнем образования — 56 человек (мужчины и женщины), средний возраст — 25 лет;

— студенты — 32 человека (из них 16 мужчин и 16 женщин, средний возраст — 22 года);

— испытуемые с высшим уровнем образования (медики, всего — 40 человек, из них 27 мужчин и 13 женщин, средний возраст — 25 лет).

При исследовании половых различий получено, что более активны в применении большинства видов копинга женщины, что свидетельствует о большей включенности женщины в любую трудную жизненную ситуацию и более интенсивных попытках ее разрешения. Однако характер тех копингов, которые больше выражены у женщин, не всегда свидетельствует о преобладании конструктивных способов ее разрешения.

Так, у девушек-студенток преобладали такие копинг-стратегии как «дистанцирование» и «бегство» (табл. 2), у юношей — самоконтроль. Средние показатели по дистанцированности у девушек даже выше, чем по стратегии планирования решения проблемы. Поэтому можно предположить, что именно недостаточность навыков анализа проблемной ситуации и планирования действий по ее разрешению определяет предпочтительность для девушек стратегий отвлечения от проблемы или субъективного снижения значимости. Дистанцирование в данной методике подразумевает переключение внимания, отстранение, обесценивание, юмор и т. д., а бегство — преодоление проблемы за счет отрицания, неоправданных ожиданий, фантазии и др.

Таблица 2. Половые различия в интенсивности использования стратегий совладания

в выборке студентов

№ Название шкалы Юноши 16 человек Девушки 16 человек р (значимость)

М шкальные а М (%) М шкальные а М (%)

1 Конфронтативный 11,9 3,8 66 11,8 3,1 66

2 Дистанцирование 8,6 3,1 47,7 10,0 3,7 55,5 0,01

3 Самоконтроль 11,9 4,4 56,6 9,4 2,8 44,7 -0,01

4 Поиск социальной поддержки 11,9 2,6 66,3 12,0 3,1 67

5 Принятие ответственности 7,4 1,4 61,6 8,4 2,3 70

6 Бегство-избегание 8,5 3,1 35,4 11,2 1,7 46,7 0,01

7 Планирование решения 9,63 2,3 53,5 9,13 2,2 50,7

8 Положительная переоценка 9,13 2,9 43,5 9,94 2,2 47,3

У женщин с разным уровнем образования (табл. 3) по сравнению с мужчинами преобладали «поиск социальной поддержки» и «положительная переоценка». Более высокий уровень выраженности стратегии «поиск социальной поддержки» объясним особенностями женской психологии: как известно, женщины в большей степени ориентированны на общение и взаимодействие с социумом. Что же касается положительной переоценки, то данная стратегия и по двум другим группам также проявляется в большей степени у женщин, чем у мужчин, правда, различия при этом не значимы. Однако совпадение в характере различий может отражать и общую тенденцию. Эта стратегия предполагает надличностное, философское осмысление проблемы, включение ее в более широкий контекст. В этом случае можно предположить, что у женщин в данном возрастном диапазоне проявляется большая готовность к рассмотрению трудной ситуации как стимула для личностного роста.

Таблица 3. Половые различия в интенсивности использования стратегий совладания в выборке работающих взрослых с разным уровнем образования

№ Шкалы ГР — Мужчины ГР — женщины р

М шкальные а М (%) М шкальные а М (%)

1 Конфронтативный 9,06 1,924 50 9,05 3,223 50

2 Дистанцирование 10,28 4,099 57 9,57 3,211 53

3 Самоконтроль 13,61 3,328 65 14,27 2,854 68

4 Поиск социальной поддержки 9,94 2,796 55 11,97 3,648 67 0,04

5 Принятие ответственности 7,06 2,127 59 7,68 2,484 64

6 Бегство-избегание 12,28 4,992 51 12,78 3,368 53

7 Планирование решения 13,83 2,431 77 12,43 3,014 69

8 Положительная переоценка 11,5 3,276 55 13,78 3,614 66 0,05

В интенсивности использования стратегии «бегство» у женщин и у мужчин в данной выборке нет значимых различий, но все-таки она отражает общую тенденцию, в соответствии с которой этот копинг более выражен у женщин. Кроме того, женщины данной выборки демонстрируют достаточно высокий (выше, чем у мужчин) уровень выраженности таких стратегий как «самоконтроль», «поиск социальной поддержки», «принятие ответственности» и более низкий уровень выраженности «планирования решения» (несмотря на то, что различия не значимы). Это позволяет предположить наличие у женщин существенных ограничений в возможностях конструктивного разрешения жизненных трудностей. То есть потенциально они имеют большие проблемы в адаптации, чем мужчины, однако при этом проявляют большую готовность к осмыслению (стратегия «положительной переоценки»).

Получены значимые различия по «конфронтативному копингу», «поиску социальной поддержки» и «бегству» между женщинами и мужчинами с высшим образованием (табл. 4) при сравнении с мужчинами той же выборки. В тенденции в данной группе женщин, так же как и в других женских группах, выше чем у мужчин и самоконтроль, и принятие ответственности, и бегство, и положительная переоценка. То есть эти женщины по характеру различий с мужчинами в этой части повторяют уже отмеченные тенденции. Различие же между женщинами с высшим образованием и женщинами из других подгрупп проявляется в том, что у первых существенно возрастает использование стратегии «планирование решения проблемы».

Таблица 4. Половые различия в интенсивности использования стратегий совладания в выборке работающих взрослых с высшим медицинским образованием

№ Шкалы Мужчины Женщины Р (значимость)

М шкальные а М (%) М шкальные а М (%)

1 Конфронтативный 7,2 2,7 40 9,4 2,8 52,2 0,02

2 Дистанцирование 6,8 3,8 37,7 8,2 2,0 45,5

3 Самоконтроль 11,5 4,2 54,7 13,6 2,9 64,7

4 Поиск социальной поддержки 11,0 2,8 61 12,9 2,5 71,6 0,04

5 Принятие ответственности 6,4 2,7 53,3 7,6 1,6 63,3

6 Бегство-избегание 7,9 5,0 32,9 11,0 3,3 45,8 0,02

7 Планирование решения 13,1 3,0 72,7 13,5 3,0 75

8 Положительная переоценка 12,2 3,4 58,1 14,2 3,4 67,6

Можно предположить, что высшее образование способствует развитию у женщин навыков планирования решения проблемы. Однако данное предположение требует дополнительных исследований.

Таким образом, фактор пола играет довольно существенную роль в формировании стиля реагирования на жизненные трудности. «Женский» профиль реагирования отличается большей включенностью в разрешение проблемной ситуации во всех формах, тем не менее соотношение отдельных копингов в нем позволяет предположить наличие у женщин существенных ограничений в возможностях конструктивного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

разрешения жизненных трудностей, однако предполагает большую потенциальную готовность женщин к личностному росту. В то же время, можно предположить, что высшее образование в значительной степени формирует у женщин способность к планированию решения проблем.

Анализ микровозрастных различий копинг-поведения испытуемых, находящихся в ситуации опасности

Микровозрастные изменения мы описываем только на примере выборки военнослужащих. Это связано с тем, что во всех остальных подгруппах они оказались не значимыми (видимо, временной диапазон слишком мал). Можно предположить, что именно ситуация опасности в наибольшей степени предъявляет требования к относительно быстрому переструктурированию копинг-поведения и способствует более быстрому «взрослению» молодых людей.

На основании данных, представленных в табл. 5, можно заключить, что с возрастом и опытом проживания стрессовой (боевой) ситуации значимо или в тенденции (выделено полужирным шрифтом) происходит усиление интенсивности использования одних копингов (дистанцирование и планирование) и снижение интенсивности использования других (конфронтативного копинга, самоконтроля, поиска социальной поддержки, бегства и положительной переоценки). Усиление дистанцирования способствует снижению интенсивности эмоциональных реакций на ситуацию и в каком-то смысле, по-видимому, отражает привыкание к ситуации постоянной угрозы жизни за счет юмора, обесценивания, снижения значимости опасности и т. д. Усиление же планирования свидетельствует о накоплении опыта по разрешению трудных ситуаций. При этом необходимо отметить, что ведущим копингом в обеих возрастных подгруппах остается планирование решения. Снижение интенсивности использования конфронтативного копинга предполагает отказ от импульсивных форм поведения, но, с другой стороны, снижение интенсивности использования стратегии самоконтроля свидетельствует и об отказе от подавления и сдерживания эмоций. Таким образом, нельзя однозначно констатировать, что в данном случае происходит отказ от эмоционально-ориентированных форм копинга. Возможно, эмоциональное отреаги-рование длительно действующей стрессовой ситуации не менее необходимо, чем уси-

Таблица 5. Микровозрастные особенности копинг-поведения на примере военнослужащих

№ Название шкалы Общая выборка М (%) 1 группа (19-21) М (%) 2 группа (22-25) М (%)

1 Конфронтативный 49,7 53,1 46,3

2 Дистанцирование 45,8 44,1 47,5

3 Самоконтроль 53,0 55,6 50,5

4 Поиск социальной поддержки 55,6 58,6 52,7

5 Принятие ответственности 49,5 48,6 50,3

6 Бегство-избегание 40,4 45,2 35,7

7 Планирование 61,6 60,0 63,3

8 Положительная переоценка 46,8 48,6 45,1

ление проьблемно-ориентированных форм поведения. Снижение интенсивности использования стратегии «поиск социальной поддержки» свидетельствует о нарастании независимости, самодостаточности, формировании привычки надеяться больше на себя, чем на другого. Снижение же интенсивности использования стратегий «бегство» и «положительная переоценка» свидетельствует об отказе от разрешения ситуации за счет погружения в виртуальную реальность или изменения своего отношения к происходящему. Действительно, ситуация опасности не предполагает такого разрешения, поскольку это может угрожать жизни человека.

Итак, в целом можно сказать, что в ситуации опасности происходит наиболее быстрое взросление человека, которое проявляется в нарастании частоты использования стратегии планирования, снижении значимости опасности, а также в изменении способа эмоционального отреагирования и снижении частоты использования стратегий «искажения» ситуации.

Анализ взаимосвязей характеристик копинг-поведения с исследуемыми показателями

личностной зрелости

Данный вид анализа проводился на примере уже описанной выше выборки работающих взрослых с разным уровнем образования. Он позволил выявить следующие закономерности.

1. Обнаружены устойчивые и множественные связи с параметрами личностного роста и развития таких копинг-стратегий как «планирование решения проблемы» и «положительная переоценка» и не обнаружены корреляционные связи стратегий «принятие ответственности», «дистанцирование», «самоконтроль», «поиск социальной поддержки». По-видимому, последние не имеют устойчивой представленности в профиле совладающего поведения, характерном для личностно-зрелого человека.

2. Однозначно позитивную роль в развитии таких показателей личностного роста как направленность на самоактуализацию, саморазвитие, признание бытийных ценностей, самопонимание и спонтанность, автономность, потребность в познании играет копинг «планирование решения проблемы» (рис. 1). Все связи положительные.

положительная связь, ур. значимости < 5% положительная связь, ур. значимости < 1%

Рис. 1. Взаимосвязи копинг-стратегии «планирование решения проблем» с характеристиками личностного развития.

3. «Положительная переоценка» позитивно сказывается на таких показателях как креативность, автономность, спонтанность, направленность на самоактуализацию (способствует их развитию и характерна для их «носителей»), но не способствует самопониманию и не характерна для людей с развитым самопониманием (рис. 2).

--------отрицательная связь, ур. значимости <1%

-------- положительная связь, ур. значимости < 1%

Рис. 2. Взаимосвязи копинг-стратегии «положительная переоценка» с характеристиками личностного развития.

4. Выделены три пути достижения автономии (независимости и самодостаточности личности), которые проявились во взаимосвязях с тремя разными ко-пинг-стратегиями (рис. 3).

------- положительная связь, ур. значимости < 5%

------- положительная связь, ур. значимости <1%

Рис. 3. Взаимосвязи копинг-стратегий со шкалой Автономности (САМОАЛ).

Автономия за счет игнорирования обстоятельств — «избегание» (отрицание, полное игнорирование проблемы, уклонение от ответственности и действий по разрешению трудностей, пассивность, вспышки раздражения, погружение в фантазии и др.), что дает возможность быстро снизить напряжение в ситуации стресса. Отрицательной стороной этого способа реагирования является невозможность разрешения проблемы и краткосрочный эффект действий по снижению эмоционального напряжения.

Автономия за счет планирования разрешения проблемы предполагает достижение независимости за счет целенаправленного анализа ситуации, выработки плана своих действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов.

Автономия как следствие положительной переоценки ситуации представляет собой включение проблемной ситуации в более широкий контекст работы личности над саморазвитием, надличностное и философское осмысление проблемной ситуации.

Итак, в статье был поставлен вопрос о возможности рассмотрения совладающе-го поведения в качестве механизма и детерминанты личностного роста и развития, рассмотрены взгляды отечественных и западных психологов по этой проблеме, приведены результаты наших исследований. Мы также предположили, что профиль со-владания в каждый момент развития представляет собой одновременно и результат всего предшествующего развития, и основание для последующего. Мы обнаружили, что в качестве факторов, детерминирующих профиль совладания в период ранней взрослости, могут рассматриваться пол, возраст, образование, жизненная ситуация (ситуация опасности).

Литература

1. Анциферова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М.: Изд-во ин-та психологии РАН, 2006. 512 с.

2. Волочков А. А. Активность субъекта бытия. Пермь: Изд-во Пермск. пед. ин-та, 2007. 376 с.

3. Джидарьян И. А. Категория активности и ее место в системе психологического знания // Категории материалистической диалектики в психологии. М.: Наука, 1988. С. 56-87.

4. Ялтонский В. М., Сирота Н. А. Психология совладающего поведения: развитие, достижения, проблемы, перспективы // Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко М.: Изд-во ин-та психол. РАН, 2008. С. 21-55.

5. Вассерман Л. И., Абабков В. А. Совладание со стрессом. Теория и психодиагностика: учеб.-метод. пособие. СПб.: Речь, 2010. 192 с.

6. Крюкова Т. Л. Человек как субъект совладающего поведения // Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиен-ко М: Изд-во ин-та психол. РАН., 2008. С. 55-67.

Статья поступила в редакцию 12 мая 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.