Научная статья на тему 'Сравнительный анализ показателей совладающего поведения учащихся старших классов и студентов'

Сравнительный анализ показателей совладающего поведения учащихся старших классов и студентов Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
469
92
Поделиться
Ключевые слова
КОПИНГ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Улезко Елена Николаевна

В статье анализируются показатели совладающего поведения учащихся старших классов и студентов. Рассматриваются проявления копинг-стратегий старшеклассников и студентов в зависимости от специфики требований учебного процесса школы и вуза.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Улезко Елена Николаевна,

COMPARATIVE ANALYSIS OF COPING BEHAVIOR INDICATORS OF SENIOR PUPILS AND STUDENTS

In article the indicators of coping behavior of senior pupils and students are analyzed. The displays of coping-strategy of senior pupils and students depending on specific character of school and university educational process requirements are considered.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ показателей совладающего поведения учащихся старших классов и студентов»

УДК 159.9

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ И СТУДЕНТОВ

© Елена Николаевна Улезко

Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ, Россия, ассистент кафедры возрастной и педагогической психологии, e-mail: ulesko3105@rambler.ru

В статье анализируются показатели совладающего поведения учащихся старших классов и студентов. Рассматриваются проявления копинг-стратегий старшеклассников и студентов в зависимости от специфики требований учебного процесса школы и вуза.

Ключевые слова: копинг; совладающее поведение; копинг-стратегии.

Одной из самых актуальных в отечественной психологической науке является проблема совладания личности с различными жизненными трудностями и стрессовыми ситуациями.

Впервые термин «совладающее поведение» и публикации, посвященные проблеме совладания, появились в отечественной психологии в рамках клинической психологии и психотерапии в 1990-е гг. В последнее десятилетие в нашей стране наблюдается повышенное внимание ученых к изучению данной проблематики. Преимущественное число работ направлено на изучение совладания поведения больных людей [1, 2], лиц с различными видами зависимости [3, 4], представителей разных профессиональных групп [5-7], детей и родителей (в контексте семьи, детско-родительских и супружеских отношений) [8].

Особый интерес вызывают публикации, посвященные исследованию совладающего поведения у подрастающего поколения, охватывающие период с дошкольного возраста и до студенчества. Изучая основные копинг-стратегии детей младшего школьного возраста, И.М. Никольская и Р.М. Грановская показали, что основными копинг-стратегиями в этом возрасте являются стратегии, направленные на отвлечение и восстановление физических сил, на эмоциональное отреагиро-вание через горе и страдание или с помощью физической и вербальной агрессии, на отвлечение посредством ухода в детскую «работу» или развлечения, а также направленные на сотрудничество с взрослыми. Применение когнитивных стратегий, направленных на решение проблемы, является нетипичным для этого возраста [9].

С.В. Фролова, занимаясь исследованием копинг-стратегий у подростков, пришла к выводу, что показателем эффективности выработанной копинг-стратегии в данном возрасте будет успешное решение следующих возрастных задач, которые представляют собой индивидуальную картину саморазвития в период вхождения во взрослость:

- принятие ответственности за собственное развитие на себя;

- изживание или радикальное изменение связей, оставшихся от детства и подросткового возраста, ярче всего проявляющееся в преобразовании детско-родительских отношений;

- увязывание юношеской мечты с реальностью взрослой жизни;

- формирование предварительного основания для жизни во взрослом мире (получение высшего образования, приобретение профессии, служба в армии и т. п.);

- поиск наставника, который выполняет двойную функцию: помогает совместно выстроить первые шаги в карьере, а также способствует процессу психологического отделения от родителей;

- поиск идентичности;

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

- установление близких, интимных отношений [10].

Исследования, проведенные Т.Л. Крюковой и Т.Ю. Бильгильдеевой, позволяют говорить о преобладании в стрессовых ситуациях рационального поведения у современных старшеклассников и студентов младших курсов университета. Выделенные продуктивные копинг-стратегии, по сути, более творческие, чем приспособительные. Они характерны для стрессоустойчивых, мотивированных на достижение молодых людей с хорошо

развитым когнитивным оцениванием. В общем, тенденции копинг-поведения, выявленные у представителей юношеского возраста, в целом, совпадают с показателями, полученными у взрослых людей. Отличие заключается лишь в том, что взрослые характеризуются более разнообразным и богатым набором стратегий совладания [11, 12].

С.А. Хазова проводила исследование совладающего поведения одаренных старшеклассников. Хотя стили совладающего поведения в группе одаренных школьников и контрольной группе во многом совпадают, были выявлены некоторые различия. Так, стратегия «социальная поддержка» в группе одаренных занимает 12-е место, в контрольной группе - 7-8-е, стратегия «самообвинение» - 11-6 места соответственно, стратегия «активный отдых» - 5 и 10 соответственно. В группе одаренных выше рейтинг, т. е. чаще используются стратегии «мечта о чуде», «разрядка», «уход в себя», «позитивный фокус», «отвлечение», ниже рейтинг - реже используются стратегии «принадлежность», «духовность», «самообман», «активный отдых». Анализ отличий между группами мальчиков показал, что одаренные реже используют стратегии: «духовность», «социальная поддержка», «самообвинение», «друзья», «принадлежность», «позитивный фокус», «профессиональная помощь». Значительных различий между группами девочек не выявлено. Однако выявлены отличия между одаренными мальчиками и девочками. Они проявляются в следующем: одаренные юноши реже, чем одаренные девушки, обращаются к религии, мечтают о чуде, о том, что проблемы решаться сами собой, беспокоятся, обращаются за помощью к другим людям и друзьям и, наконец, используют ко-пинг-стратегию «принадлежность». Можно утверждать, что одаренные юноши в трудные жизненные ситуации реже обращаются к другим людям, религии, реже испытывают беспокойство и мечтают, что все как-нибудь устроится. Что касается корреляции между совладающим поведением и показателями творческих способностей и интеллектом достижений, то автором не были обнаружены связи между выбором стратегий совладания и коэффициентом интеллекта (IQ). Однако обнаружены связи между творческими спо-

собностями, интеллектуальными достижениями и выбором стратегий совладания [13].

Современными авторами «копинг» или «совладающее поведение» понимается как индивидуальный способ взаимодействия личности с трудной, кризисной, стрессовой ситуацией [15]. Т.Л. Крюковой обращается внимание на то, что «современный российский человек живет в нестабильном, непредсказуемом, иррациональном обществе, испытывая дефицит позитивных эмоций, находясь в условиях реального хронического стресса. Необходимость снятия напряжения, гармонизации эмоционального состояния, направленность на решение трудной жизненной ситуации или снижение интенсивности ее воздействия мотивируют личность на поиск способов совладания со стрессом» [15, с. 55]. В связи с этим в современной психологии активно разрабатывается проблема «совла-дающего поведения». Многие исследователи ищут ответы на вопрос, каким образом, какими способами человек справляется с трудными ситуациями и событиями в своей жизни, как он их разрешает. Считается, что период обучения в школе и университете сопровождается наличием большого количества различных трудностей. На личностное развитие обучающихся оказывают огромное влияние стрессовые факторы образовательной среды [16, 17]. Неумение продуктивно справляться с возникающими трудностями не только затрудняет учебную деятельность, сказывается на успеваемости обучающихся, но и может негативно отразиться на физическом и психологическом здоровье учащихся и студентов, привести к пограничным расстройствам и росту психических и психосоматических заболеваний. Исходя из всего вышесказанного, считаем актуальным и своевременным изучение особенностей сов-ладающего поведения в процессе учебной деятельности у представителей юношеского возраста.

Целью данного исследования было выявление существующих различий в совла-дающем поведении старшеклассников и студентов. Объектом исследования является совладающее поведение в юношеском возрасте. В качестве предмета исследования выступают существующие различия в выборе копинг-стратегий старшеклассниками и студентами. В своей гипотезе мы предполагаем

1Q4

существование различий в копинг-поведении учащихся старших классов и студентов вуза, обусловленных учебной программой и условиями обучения в школе и вузе. В исследовании приняли участие учащиеся старших классов общеобразовательных школ (МОУ СОШ № 1 города Гусиноозерска, МОУ СОШ гимназия № 33 города Улан-Удэ, МОУ СОШ улуса Шибертуй Бичурского района Республики Бурятия) и студенты 1-3 курсов высшего учебного заведения (ГОУ ВПО Бурятский государственный университет, факультеты: социально-психологический, биолого-геогра-фический и юридический). Общее число испытуемых юношеского возраста, принимающих участие в данном исследовании, составило 200 человек (средний возраст -18,6 лет), из них учащихся школы - 36,0 %, студенты университета - 64,0 %; девушки представляют 49,0 %, юноши - 51,0 %. Была использована методика «WCQ» («Опросник о способах копинга») Р. Лазаруса, С. Фольк-ман (адаптированная коллективом исследователей под руководством Л.И. Вассермана, СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева), а также применялся метод математико-статистической обработки данных тестирования, в частности однофакторный дисперсионный анализ.

С целью проверки выдвинутой нами гипотезы о существовании различий в совла-дающем поведении учащейся молодежи в зависимости от учебной программы и условий образовательного учреждения мы сопоставили показатели копинг-стратегий студентов и старшеклассников. Сравнительный анализ показателей учащихся школ и студентов университета показал, что здесь имеются некоторые различия: более высокие показатели у студентов имеют такие копинг-стра-тегии, как «самоконтроль», «поиск социальной поддержки», «принятие ответственно-

сти», «бегство-избегание», «положительная переоценка». По оставшимся трем копинг-стратегиям: «конфронтация», «дистанцирование» и «планирование решения проблемы» в группах студентов и школьников имеются равные значения, свидетельствующие о том, что по данным копинг-стратегиям отсутствует влияние образовательной среды на проявление совладающего поведения (табл. 1).

Для проверки значимости различий показателей копинг-стратегий у студентов и старшеклассников был применен однофакторный дисперсионный анализ. Основная (нулевая) гипотеза содержала утверждение об отсутствии связи совладающего поведения с возрастом. Альтернативная (исследовательская) гипотеза предполагала, что средние значения зависимой переменной различаются: величины шкальных показателей копинг-стратегий будут зависеть от возраста испытуемых. Табличное значение Р-распределения Фишера для р < 0,05 соответствует 3,91, а для р < 0,01 - 6,76. Значение Б набл., полученное в результате процедуры однофакторного дисперсионного анализа, больше Ркрит только в двух случаях: по показателям «самоконтроль» и «принятие ответственности». Во всех остальных случаях Рнабл. меньше, чем Ркрит (табл. 2). Превышение Ркрит. над Рнабл. дает нам основание подтвердить нулевую гипотезу о равенстве показателей в анализируемых группах по следующим копинг-стра-тегиям: «конфронтация», «дистанцирование», «планирование решения проблемы». Различия, полученные по копинг-стратегиям «бегство-избегание», «положительная переоценка», «поиск социальной поддержки», не получили подтверждения статистической значимости, что позволяет говорить об их случайности, чем достоверности.

Таблица 1

Сравнительные данные о различиях копинг-стратегий у студентов и старшеклассников

№ Копинг-стратегии Баллы

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

студенты школьники

1. Конфронтационный копинг 9,5 9,1

2. Дистанцирование 10,2 10,0

3. Самоконтроль 13,5 11,8

4. Поиск социальной поддержки 11,1 9,7

5. Принятие ответственности 7,7 6,8

6. Бегство-избегание 12,5 10,6

7. Планирование решения проблемы 11,9 11,1

8. Положительная переоценка 12,5 11,3

Превышение Рнабл. над Ркрит. позволяет принять альтернативную гипотезу о том, что межгрупповая изменчивость выше внутригрупповой, а именно, о влиянии контролируемого фактора на зависимую переменную в анализируемых группах по следующим ко-пинг-стратегиям: «самоконтроль» и «принятие ответственности». Другими словами обнаружено статистически достоверное влияние условий образовательной среды на выбор копинг-стратегий при совладании с трудными ситуациями, возникающими в процессе учебной деятельности наших испытуемых, а именно: средние значения показателей стратегий «самоконтроль» и «принятие ответственности» значимо различаются у студентов и старшеклассников.

Проведенный дисперсионный анализ зависимости совладающего поведения от условий образовательного учреждения свидетельствует о том, что для студентов вуза в большей степени, чем для учащихся старших классов общеобразовательных школ, характерны такие копинг-стратегии, как «самоконтроль» и «принятие ответственности». При использовании копинг-стратегии «самоконтроль» происходит сознательная саморегуляция эмоционального состояния, осуществляемая не за счет подавления негативных эмоций, а за счет использования их энергии для организации целенаправленного поведения. Характеристика копинг-стратегии «принятие ответственности» заключается в признании своей роли в проблеме и сопутствующих попытках ее разрешения. Получается, что студенты, сталкиваясь с трудными ситуациями, чаще демонстрируют стремление контролировать и регулировать свои чувства и поступки. Также можно предпола-

гать, что для студентов вуза, в отличие от старшеклассников, характерно признание своей роли в порождении (возникновении) проблемы и понимание своей роли в ее разрешении, а также в попытке не повторять больше подобных ошибок. Следует отметить, что обе копинг-стратегии являются конструктивными, т. е. способствуют быстрому и эффективному совладанию с трудными ситуациями. Это может свидетельствовать о том, что студенты, сталкиваясь с различны -ми трудностями, возникающими в процессе учебной деятельности, находятся в более выгодном положении по сравнению со старшеклассниками. Если студенты способны совладать с различными трудностями и стрессами самостоятельно, то школьникам в подобных ситуациях требуется помощь и поддержка взрослых людей (учителей и родителей).

Полученные различия можно объяснить двояко: во-первых, использование более конструктивных копинг-стратегий увеличивается с возрастом и, во-вторых, обучение в высшем учебном заведении характеризуется большей самостоятельностью и ответственностью, чем обучение в общеобразовательной школе, что не может не накладывать отпечаток на особенности совладающего поведения.

Таким образом, проведенное нами исследование подтвердило существование отличий в совладающем поведении старшеклассников и студентов только по двум ко-пинг-стратегиям (достоверность различий получена при р < 0,01), а это, в свою очередь, говорит о частичном подтверждении выдвинутой нами гипотезы о существовании различий в совладающем поведении учащейся молодежи в зависимости от учебной программы и условий образовательного учреждения.

Таблица 2

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Результаты дисперсионного анализа проявления копинг-стратегий в зависимости от образовательного учреждения

№ Копинг-стратегии Рнабл 1 коит

1. Конфронтационный копинг 0,73 3,91

2. Дистанцирование 0,21 3,91

3. Самоконтроль 11,04* 6,76

4. Поиск социальной поддержки 2,25 3,91

5. Принятие ответственности 9,44* 6,76

6. Бегство-избегание 3,28 3,91

7. Планирование решения проблемы 2,44 3,91

8. Положительная переоценка 3,11 3,91

Примечание. При р < 0,05, * при р < 0,01.

1. Тухтарова И.В. Копинг-стратегии, механизмы психологической защиты и психосоциальная адаптация больных с ВИЧ-инфекцией: автореф. дис. ... канд. мед. наук. СПб., 2003.

2. Ошаев С.А. Особенности психологической защиты и совладания у больных с пограничными расстройствами, переживших травматические события: автореф. дис. . канд. психол. наук. Томск, 2004.

3. Якимчук О.В. Специфика совладающего поведения юношей с наркотической зависимостью // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 2. С. 113-117.

4. Семенов С.Ю. Особенности копинг-поведения у подростков с химической зависимостью // Психология и школа. 2007. № 1. С. 72-81.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

5. Корытова Г.С. Совладание с психологическим стрессом в профессиональной педагогической деятельности. Иркутск, 2009.

6. Рыбина О. В. Психологические характеристики врачей в состоянии профессионального стресса: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2005.

7. Постылякова Ю.В. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 6. С. 35-43.

8. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. СПб., 2005.

9. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб., 2001.

10. Фролова С.В. Исследование стратегий преодоления кризисных ситуаций в подростковом возрасте // Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях. Саратов, 2005. С. 10-18.

11. Крюкова Т.Л. Возрастные различия в стратегиях совладающего поведения // Сибирский психологический форум. Томск, 2004.

12. Бильгильдеева Т.Ю., Крюкова Т.Л. О возрастных аспектах копинг-поведения // Личность и общество: актуальные проблемы социальной психологии: материалы Всероссийского симпозиума. Кострома, 2000. С. 81-82.

13. Хазова С.А. Исследование социально-психологических трудностей и копинг-стратегий одаренных старшеклассников и их сверстников // Психология и практика: сборник научных трудов / отв. ред. В. А. Соловьева. Кострома, 2001. С. 86-92.

14. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3-17.

15. Крюкова Т.Л. Исследование совладающего (coping) поведения: разработка программ социально-психологической адаптации и развития креативности детей и взрослых // Психотехнологии в образовательном процессе: материалы Международной научно-практической конференции. Кострома, 1999. Ч. 1. С. 55-58.

16. Аракелов Г.Г., Аршинова В.В., Жданова Г.Е. Стресс-факторы, влияющие на формирование психологической устойчивости личности в период студенчества // Психологическая наука и образование. 2008. № 2. С. 52-59.

17. Хватова М.В., Дьячкова Е.С. Влияние образовательной среды на психологическое здоровье студентов разных специальностей в процессе обучения // Психологическая наука и образование. 2006. № 3. С. 74-86.

Поступила в редакцию 22.04.2010 г.

UDC 159.9

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

COMPARATIVE ANALYSIS OF COPING BEHAVIOR INDICATORS OF SENIOR PUPILS AND STUDENTS Elena Nikolayevna Ulezko, Buryat State University, Ulan-Ude, Russia, Assistant of Ageing and Pedagogical Psychology Department, e-mail: ulesko3105@rambler.ru

In article the indicators of coping behavior of senior pupils and students are analyzed. The displays of coping-strategy of senior pupils and students depending on specific character of school and university educational process requirements are considered.

Key words: coping; coping behavior; coping-strategy.