Научная статья на тему 'Развитие регуляции поведения в подростковом возрасте: соотношение стратегий совладания, контроля поведения и психологических защит'

Развитие регуляции поведения в подростковом возрасте: соотношение стратегий совладания, контроля поведения и психологических защит Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1388
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ / СТИЛЬ СОВЛАДАНИЯ / КОНТРОЛЬ ПОВЕДЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / COPING BEHAVIOUR / COPING STYLES / CONTROL OF BEHAVIOUR / DEFENCE MECHANISMS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ветрова Ирина Игоревна

Представлены результаты исследования методом лонгитюда процесса становления стилей совладания в подростковом возрасте. Копинг-поведение рассматривается как механизм саморегуляции наряду с контролем поведения и психологической защитой. Выявлена динамика становления стилей совладания во взаимосвязи с контролем поведения и психологическими защитами. Показаны половые различия в стилях совладания и динамике стиля совладания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ветрова Ирина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of relationship between coping and other regulatory mechanisms is one of the important issues of modern psychology. In the paper we present the study results of coping styles formed in adolescence. We consider coping behaviour as one of the mechanisms of regulation of behaviour along with control of behaviour and defence mechanisms. We propose a hypothesis about close relationship of coping behaviour and psychological defences with control behaviour, which is their individual resource. The purpose of the paper is to study the relationship of coping behaviour, control behaviour, and defence mechanisms in adolescence by longitude. The object of the research is the mechanisms of regulation of individual behaviour, the dynamics of regulation of behaviour in adolescence. The priority task was to see the dynamics of coping behaviour, gender differences, to study the dynamics of relationship of coping behaviour with control of behaviour and defence mechanisms. 43 adolescents (24 boys and 19 girls) participated in the longitude study. The data were collected from 5 study points with the distance of 1 year. The average age of participants at the time of the first survey was 14.3 years; at the last one it was 18.5 years. We used the following methods: Adolescence Coping Scale by E. Fraydenberg and R. Lewis as adapted by T.L. Kryukova, Style of self-control behaviour by V.I. Morosanova, Self Report Emotional Intelligence Test by N. Schutte and his colleagues, НАКЕМР-90 by J. Kuhl as adapted by S.A. Shapkin, "Life Style Index" by Kellerman Plutchik as adapted by L.I. Wasserman. We showed that the style of coping behaviour remains stable in adolescence. Productive and social coping strategies predominate in the coping style. The greatest number of changes is between the age of 17 and 18 at the time of entering higher schools. The frequency of unproductive strategies decreases and the repertoire of productive and social coping strategies expand at this age. We revealed sex differences: girls have a wider repertoire of coping strategies in the choice of ways to overcome difficult life situations as compared with boys. The dynamics of behaviour control and defence mechanisms is less evident. But we showed that coping behaviour, control behaviour and defence mechanisms are closely related constructs in a single mechanism of self-regulation. Development of coping is the result of changing the quantity and quality of relations between coping strategies and scales of control of behaviour. The number of links between coping and control of behaviour increased at the age of 14-18 among boys and decreased among girls

Текст научной работы на тему «Развитие регуляции поведения в подростковом возрасте: соотношение стратегий совладания, контроля поведения и психологических защит»

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

№ 339 Октябрь 2010

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

УДК 159.922.736.4

И. И. Ветрова

РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ: СООТНОШЕНИЕ СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАНИЯ, КОНТРОЛЯ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ

Работа выполнена при поддержке РГНФ, гранты № 08-06-00325а, 09-06-00567а.

Представлены результаты исследования методом лонгитюда процесса становления стилей совладания в подростковом возрасте. Копинг-поведение рассматривается как механизм саморегуляции наряду с контролем поведения и психологической защитой. Выявлена динамика становления стилей совладания во взаимосвязи с контролем поведения и психологическими защитами. Показаны половые различия в стилях совладания и динамике стиля совладания.

Ключевые слова: копинг-поведение; стиль совладания; контроль поведения; психологическая защита.

Проблема совладающего поведения и его ресурсов имеет в зарубежной психологии более чем сорокалетнюю историю активных разработок [1-3]. В отечественной психологии тема совладающего поведения разрабатывается с 90-х гг. ХХ в. [4-11].

Копинг-поведением, или совладающим поведением, принято называть целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией, используя осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение, направленное на активное взаимодействие субъекта с ситуацией - изменение ситуации (поддающейся контролю) или приспособление к ней (если ситуация не поддается контролю) [8]. Копинг-поведение реализуется на базе копинг-ресурсов при помощи ко-пинг-стратегий. Копинг-ресурсы - это набор характеристик личности и социальной среды, позволяющих осуществлять оптимальную адаптацию к стрессовым ситуациям. Копинг-стратегии (стили совладающего поведения) - актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу.

Стиль совладающего поведения является устойчивой личностной характеристикой (подобной когнитивному стилю), активное становление которой приходится на подростковый возраст. Как выявлено в исследовании С.А. Хазовой, развитие стиля совладающего поведения происходит в подростковом и юношеском возрасте в условиях активного взаимодействия с родителями и сверстниками [11].

Нам представляется интересной и перспективной задача изучить процесс становления стиля совладания в подростковом возрасте как одного из механизмов саморегуляции, вписанного в единую более широкую структуру регулятивного поведения, наряду с контролем поведения и психологической защитой [10, 12]. Психологическую защиту относят к наименее осознаваемому уровню регуляции. Контроль поведения - конструкт, выделенный как основа в становлении саморегуляции человека, охватывающий индивидуальные ресурсы адаптивного поведения, включая когнитивный контроль, эмоциональную регуляцию и произвольный/волевой контроль. Контроль поведения имеет многоуровневое строение и предполагает участие как неосознаваемых, так и осознаваемых звеньев психической регуляции [13].

Копинг-поведение - осознаваемое, целенаправленное поведение, направленное на преодоление стрессовых состояний. Попытка связать разные формы регулятивного поведения предполагает анализ их становления и соотношения в развитии человека.

Становление стилей совладающего поведения приходится на подростковый возраст, когда контроль поведения, гипотетически, сформирован в большей степени, чем стили совладающего поведение. Вопрос о соотношении разных типов регулятивного поведения наиболее адекватно может быть решен лонгитюдным методом. Большой интерес для нас также представляют возрастные и половые различия при использовании совладающего поведения. Исследование Э. Фрайден-берг [3], показало, что пик использования непродуктивных стратегий совладания у девочек приходится на 12-14 лет, а у мальчиков - на 14-16.

Соотношение совладающего поведения и психологической защиты - не менее актуальная тема ввиду существования определенной дихотомии в понимании ко-пинг-стратегий и психологических защит. Изначально понятие копинг-поведение в психоаналитической практике в контексте проблемы тревоги рассматривалось как часть психологических защит. Сейчас ряд авторов относит психологическую защиту к одному из видов совла-дающего поведения [1, 2]. Р.М. Грановская и И.М. Никольская [6], исследовавшие копинг-стратегии детей младшего школьного возраста, обозначили соотношение стратегий совладания и механизмов психологической защиты. Эти понятия достаточно тесно связаны, однако имеют разный характер. Ключевым отличием является осознанность и контролируемость поведения самим индивидом в ситуации копинг-поведения. Кроме того, существует принципиальная возможность обучения совла-данию и применению осознанных копинг-стратегий. Таким образом, в качестве гипотезы мы предлагаем рассматривать механизмы психологической защиты и сов-ладающее поведение в единстве их функций и оценивать их как связанные, но разные и равноценные механизмы саморегуляции наряду с контролем поведения, являющимся их индивидуальным ресурсом.

Цель исследования: изучение соотношения совла-дающего поведения, контроля поведения и психологических защит в подростковом возрасте методом лонгитюда.

Приоритетными задачами было выявление динамики совладающего поведения, половых различий, изучение динамики соотношения копинг-поведения с контролем поведения и психологическими защитами.

В нашем лонгитюдном исследовании приняли участие 43 подростка (24 мальчика и 19 девочек). Данные собраны по 5 точкам исследования с шагом в 1 год. Средний возраст участников на момент первого обследования 14,3 года, на момент последнего - 18,5 лет.

Были использованы следующие методики:

- для изучения копинг-поведения подростков: ЮКШ - «Юношеская копинг-шкала» Фрайденберг и Льюис в адаптации Т. Л. Крюковой [8];

- для оценки уровня когнитивной составляющей контроля поведения: «Стилевые особенности саморегуляции поведения» (ССП-98) В.И. Моросановой [14];

- для оценки уровня эмоциональной составляющей контроля поведения методика Self Report Emotional Intelligence Test (SREIT), сконструированная на базе ранней модели Дж. Мэйера и П. Сэловея Н. Шутте с коллегами [15];

- для оценки контроля действий как компонента контроля поведения «Шкала контроля за действием» Ю. Куля в адаптации С.А. Шапкина [16];

- для изучения психологических защит подростков использовалась методика «Индекс жизненного стиля» Келлермана - Плутчика [17]. Эта методика была введена в исследование с 3-го года лонгитюда.

Полученные данные ежегодно сравнивались с данными прошлого года, а также между собой по половому признаку и уровню развития выделенных составляющих регуляции поведения. Использовались статистические критерии: 1) коэффициент ранговой корреляции Спирмана г для определения связи между отдельными шкалами; 2) критерий и Манна - Уитни для определения достоверности различий по группам; 3) критерий Т Вилкоксона для выявления сдвига в значениях исследуемых признаков.

На рис. 1 представлена динамика копинг-стиля у подростков за 5 лет. Можно отметить, что в целом стиль остается достаточно стабильным. Наиболее часто используемыми являются продуктивные и социальные стратегии, такие как «решение проблем» (частота использования колеблется в пределах 72-84 баллов), «работа, достижение» (72-80), «социальная поддержка» (68-72), «друзья» (72-76), «позитивный фокус» (7075), «отвлечение» (70-77) и «активный отдых» (70-77). В числе наименее используемых стратегий находятся преимущественно непродуктивные стратегии, такие как «несовладание» (36-48), «разрядка» (32-36), «общие действия» (35-40). Также в число наименее используемых стратегий попадает «профессиональная помощь» (40-45). Мы предполагаем, что это связано с труднодоступностью такой помощи и низкой информационной поддержкой.

Копинг-стратегии

Рис. 1. Динамика копинг-стиля у подростков за 5 лет (с 14 до 18 лет)

Мальчики

ЇОО

* ВО

S то

1 ВО I 5О

* 4О © ЗО | 2О

ЇО

О

--■--16

-•*-•.16

-Х-17

18

Девочки

Рис. 2. Динамика копинг-стиля у мальчиков (рисунок слева) и девочек (рисунок справа) за 5 лет (с 14 до 18 лет)

При сравнении копинг-стилей мальчиков и девочек (рис. 2) мы видим, что динамика копинг-стиля мальчиков отличается большей вариативностью, у девочек стиль более стабилен. При этом половых различий выявлено ограниченное количество. В 14 лет девочки реже мальчиков прибегают к «игнорированию» (И=2,33,

р<0,05) и «профессиональной помощи» (И=1,99,

р<0,05), но чаще - к «духовности» (И=-2,3, р<0,05). В 15 лет мальчики чаще используют «общие действия» (И=-2,36, р<0,05), а девочки - «надежду на чудо» (И=2,42, р<0,05). К 16 годам мальчики также чаще используют «общие действия» (И=2,65, р<0,05), а также

«активный отдых» (И=2,1, р<0,05). Девочки же чаще предпочитают «разрядку» (И=-2,04, р<0,05) и опять «духовность» (И=-2,29, р<0,05). В 17 лет мальчики чаще девочек используют «решение проблемы» (И=2,23, р<0,05) и «активный отдых» (И=2,77, р<0,05), а девочки - «разрядку» (И=-2,27, р<0,05) и «духовность» (И=-1,98, р<0,05). К 18 годам тенденция сохраняется: мальчики чаще отдают предпочтение «общим действиям» (И=2,3, р<0,05) и «активному отдыху» (И=3,2, р<0,05), а девочки - «разрядке» (И=-2,44, р<0,05) и «духовности» (И=-2,03, р<0,05). Таким образом, можно отметить, что мальчики по сравнению с девочками чаще используют различные стратегии отвлечения, а девочки по сравнению с мальчиками - эмоциональные стратегии.

В области контроля поведения и психологических защит половых различий ещё меньше.

В 14 лет у девочек более высокие показатели по шкале «программирования» когнитивной составляющей контроля поведения (И=-2,03, р<0,05), в 15 и

16 лет опять же у девочек выше показатели контроля действий пре неудаче (компонент контроля поведения) (И=-2,57, р<0,05; И=-2,07, р<0,05 соответственно), а в

17 и 18 лет девочки доминируют по оценке эмоций (шкала эмоционального компонент контроля поведения) (И=-2,11, р<0,05; И=-2,34, р<0,05).

В области психологических защит в 16 лет половых различий не выявлено, в 17 лет мальчики чаще девочек прибегают к «вытеснению» (И=2,83, р<0,05), а в 18 лет у девочек по сравнению с мальчиками преобладает

использование защиты «реактивные образования» (И=-2,04, р<0,05).

При выявлении различий по годам можно выделить несколько общих тенденций (табл. 1): количество изменений по шкалам контроля поведения неизменно растет и у мальчиков, и у девочек; количество изменений по психологическим защитам достаточно стабильно, однако у девочек по сравнению с мальчиками изменений больше; по копинг-стратегиям мы видим сначала достаточно стабильный и невысокий уровень количества изменений, но между 17 и 18 годами происходит значительный скачок. Именно в этом возрасте подростки оканчивают школу, и большинство из них поступают в высшие учебные заведения. Образ жизни молодых людей меняется достаточно кардинально, и вместе с ним меняются сознательные стратеги совладания (что также может быть связано с изменением трудных жизненных ситуаций, или же представлений о них). При подробном рассмотрении видно, что возрастает частота обращения к продуктивным стратегиям («социальная поддержка», «решение проблем», «работа, достижение», «позитивный фокус»), а также к стратегии «активный отдых». Происходит резкое снижение частоты обращения к непродуктивным стратегиям («несовладание», «разрядка», «уход в себя», «самообвинение»). Таким образом, можно говорить о том, что ко-пинг-стиль становится более продуктивным. Однако стоит отметить, что подростки с высоким уровнем контроля поведения активно используют все три вида копинг-стратегий, успешно подбирая свою стратегию к каждой конкретной ситуации.

Т а б л и ц а 1

Сравнение количества статистически значимых различий между отдельными шкалами копинг-поведения, контроля поведения и психологических защит у мальчиков и девочек по годам от 14 до 18 лет

Составляющие саморегуляции Количество выявленных статистически значимых различий

14 и 15 лет 15 и 16 лет 16 и 17 лет 17 и 18 лет

Общее М Д Общее М Д Общее М Д Общее М Д

Копинг-стратегии 4 3 1 2 2 2 17 13 14

Шкалы контроля поведения 2 2 4 2 5 6 4 3 10 6 6

Психологические защиты Не исследовалось 7 5 6 5 3 6

Т а б л и ц а 2

Сравнение количества корреляционных связей между копинг-стратегиями и шкалами контроля поведения, между копинг-стратегиями и психологическими защитами, между шкалами контроля поведения и психологическими защитами

у мальчиков и девочек за 5 лет (от 14 до 18 лет)

Коррелируемые показатели Связи Количество связей (общее у мальчиков и девочек)

14 лет 15 лет 16 лет 17 лет 18 лет

Общ. М Д Общ. М Д Общ. М Д Общ. М Д Общ. М Д

Копинг-стратегии и шкалы контроля поведения Общее количество 47 30 30 20 17 15 33 27 14 32 43 13 31 45 7

Положительные 21 7 26 20 11 14 28 18 11 23 25 9 24 24 5

Отрицательные 26 23 4 0 6 1 5 9 3 9 18 4 7 21 2

Копинг- стратеги и психологические защиты Общее количество Не исследовалось 5 3 10 8 9 5 7 10 10

Положительные 4 3 4 6 6 3 6 4 8

Отрицательные 1 0 6 2 3 2 1 6 2

Шкалы контроля поведения и психологические защиты Общее количество Не исследовалось 5 7 8 13 7 4 14 8 3

Положительные 4 5 2 9 6 2 11 8 1

Отрицательные 1 2 6 4 2 2 3 0 2

Корреляционный анализ (табл. 2) дает основание считать, что девочки по сравнению с мальчиками, особенно в юношеском возрасте, более вариативны в

выборе способов преодоления трудных жизненных ситуаций. У них значительно меньше связей между компонентами саморегуляции: совладающим поведе-

нием, контролем поведения и психологической защитой. Если в 14 лет и у мальчиков, и у девочек выявлено по 30 связей между копинг-стратегиями и шкалами контроля поведения, то к 18 годам у девочек выявлено всего 7 связей, в то время как у мальчиков - 45. При этом все связи на уровне коэффициента корреляции 0,4-0,6 с уровнем значимости р<0,05. Также у мальчиков выявлено больше отрицательных связей копинг-стратегий с компонентами контроля поведения. Эти связи выявлены преимущественно у непродуктивных стратегий. У девочек превалируют положительные связи шкал контроля поведения с продуктивными и социальными копинг-стратегиями. Связи между копинг-стратегиями и психологическими защитами также преимущественно положительные, при этом и у мальчиков, и у девочек, что может говорить о включении некоего комплекса из защит копинга в трудной ситуации. При этом у девочек в 14 лет связей больше, чем у мальчиков, а к 18 годам - меньше. Необходимо отметить, что количество связей между ко-пинг-стратегиями и шкалами контроля поведения значительно больше, чем между копинг-стратегиями и психологическими защитами или между психологическими защитами и шкалами контроля поведения.

На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:

1. Совладающее поведение, контроль поведения и психологические защиты являются тесно связанными конструктами в едином механизме саморегуляции.

2. Стиль совладания у мальчиков более подвержен изменениям, чем у девочек. Общий «скачек» в динамике стиля совладания приходится на период выпуска из школы и поступления в ВУЗы.

3. Динамика стилей совладания связана с динамикой контроля поведения и психологических защит.

4. Выявленные половые различия указывают на большую вариативность в выборе способов преодоления трудных жизненных ситуаций у девочек по сравнению с мальчиками.

5. Мальчики на протяжении 14-18 лет чаще используют стратегии отвлечения, девочки отдают предпочтение эмоциональным стратегиям совладания.

6. Процесс становления стилей совладания происходит за счет изменения количества и качества связей между копинг-стратегиями и шкалами контроля поведения. При этом количество связей у мальчиков повышается на протяжении 14-18 лет, а у девочек наоборот снижается.

ЛИТЕРАТУРА

1. Haan N. Coping and defense mechanisms related to personality inventories // Journal of Consulting Psychology. 1965. Vol. 29. P. 373-378.

2. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. N.Y.: Springer Publishing House, 1984.

3. FrydenbergE. Coping competencies: what to teach and when // Theory Into Practice. Wntr 2004. P. 43-66.

4. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование жизненных ситуаций и психологическая

защита // Психологический журнал. 1996. № 1. С. 3-18.

5. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков // Обозрение психиат-

рии и медицинской психологии. 1993. № 1. С. 53-59.

6. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2001.

7. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Ин-т психологии РАН, 1995.

8. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. Кострома: Авантитул, 2004.

9. Психология совладающего поведения: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред. Е.А. Сергиенко, Т.Л. Крюкова. Кострома: КГУ

им. Н. А. Некрасова, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. М.: Институт психологии РАН, 2008.

11. Хазова С.А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников // Психологический журнал. 2004. № 5. Т. 25. С. 59-69.

12. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Соотношение и взаимосвязь контроля поведения и стратегий совладания развивающейся личности // Научный поиск: Сб. науч. работ студентов, аспирантов и преподавателей. Ярославль: Ярослав. гос. ун-т, 2004. Вып. 5.

13. Сергиенко Е.А. Контроль поведения как развитие представлений об индивидуальности с позиций субъектно-системного подхода // ХХ Мерлинские чтения «В.С. Мерлин и системные исследования индивидуальности человека»: Материалы межрегион. юбилейной науч.-практ. конф. Пермь, 2005. Ч. 1. С. 34^8.

14. МоросановаВ.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. М.: Наука, 2001.

15. Schutte N.S., Malouff J.M., Hall L.E. et al. Development and validation of a measure of emotional intelligence // Personality and Individual Differences. 1998. Vol. 25. P. 167-177.

16. Шапкин С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов. Сер. Практикум по экспериментальной психологии. М.: Смысл, 1997.

17. Диагностика типологий психологической защиты (Р. Плутчик в адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубовой и др.) // Соци-

ально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. C. 444-452.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 25 сентября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.