ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
№ 339 Октябрь 2010
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
УДК 159.922.736.4
И. И. Ветрова
РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ: СООТНОШЕНИЕ СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАНИЯ, КОНТРОЛЯ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ
Работа выполнена при поддержке РГНФ, гранты № 08-06-00325а, 09-06-00567а.
Представлены результаты исследования методом лонгитюда процесса становления стилей совладания в подростковом возрасте. Копинг-поведение рассматривается как механизм саморегуляции наряду с контролем поведения и психологической защитой. Выявлена динамика становления стилей совладания во взаимосвязи с контролем поведения и психологическими защитами. Показаны половые различия в стилях совладания и динамике стиля совладания.
Ключевые слова: копинг-поведение; стиль совладания; контроль поведения; психологическая защита.
Проблема совладающего поведения и его ресурсов имеет в зарубежной психологии более чем сорокалетнюю историю активных разработок [1-3]. В отечественной психологии тема совладающего поведения разрабатывается с 90-х гг. ХХ в. [4-11].
Копинг-поведением, или совладающим поведением, принято называть целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией, используя осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение, направленное на активное взаимодействие субъекта с ситуацией - изменение ситуации (поддающейся контролю) или приспособление к ней (если ситуация не поддается контролю) [8]. Копинг-поведение реализуется на базе копинг-ресурсов при помощи ко-пинг-стратегий. Копинг-ресурсы - это набор характеристик личности и социальной среды, позволяющих осуществлять оптимальную адаптацию к стрессовым ситуациям. Копинг-стратегии (стили совладающего поведения) - актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу.
Стиль совладающего поведения является устойчивой личностной характеристикой (подобной когнитивному стилю), активное становление которой приходится на подростковый возраст. Как выявлено в исследовании С.А. Хазовой, развитие стиля совладающего поведения происходит в подростковом и юношеском возрасте в условиях активного взаимодействия с родителями и сверстниками [11].
Нам представляется интересной и перспективной задача изучить процесс становления стиля совладания в подростковом возрасте как одного из механизмов саморегуляции, вписанного в единую более широкую структуру регулятивного поведения, наряду с контролем поведения и психологической защитой [10, 12]. Психологическую защиту относят к наименее осознаваемому уровню регуляции. Контроль поведения - конструкт, выделенный как основа в становлении саморегуляции человека, охватывающий индивидуальные ресурсы адаптивного поведения, включая когнитивный контроль, эмоциональную регуляцию и произвольный/волевой контроль. Контроль поведения имеет многоуровневое строение и предполагает участие как неосознаваемых, так и осознаваемых звеньев психической регуляции [13].
Копинг-поведение - осознаваемое, целенаправленное поведение, направленное на преодоление стрессовых состояний. Попытка связать разные формы регулятивного поведения предполагает анализ их становления и соотношения в развитии человека.
Становление стилей совладающего поведения приходится на подростковый возраст, когда контроль поведения, гипотетически, сформирован в большей степени, чем стили совладающего поведение. Вопрос о соотношении разных типов регулятивного поведения наиболее адекватно может быть решен лонгитюдным методом. Большой интерес для нас также представляют возрастные и половые различия при использовании совладающего поведения. Исследование Э. Фрайден-берг [3], показало, что пик использования непродуктивных стратегий совладания у девочек приходится на 12-14 лет, а у мальчиков - на 14-16.
Соотношение совладающего поведения и психологической защиты - не менее актуальная тема ввиду существования определенной дихотомии в понимании ко-пинг-стратегий и психологических защит. Изначально понятие копинг-поведение в психоаналитической практике в контексте проблемы тревоги рассматривалось как часть психологических защит. Сейчас ряд авторов относит психологическую защиту к одному из видов совла-дающего поведения [1, 2]. Р.М. Грановская и И.М. Никольская [6], исследовавшие копинг-стратегии детей младшего школьного возраста, обозначили соотношение стратегий совладания и механизмов психологической защиты. Эти понятия достаточно тесно связаны, однако имеют разный характер. Ключевым отличием является осознанность и контролируемость поведения самим индивидом в ситуации копинг-поведения. Кроме того, существует принципиальная возможность обучения совла-данию и применению осознанных копинг-стратегий. Таким образом, в качестве гипотезы мы предлагаем рассматривать механизмы психологической защиты и сов-ладающее поведение в единстве их функций и оценивать их как связанные, но разные и равноценные механизмы саморегуляции наряду с контролем поведения, являющимся их индивидуальным ресурсом.
Цель исследования: изучение соотношения совла-дающего поведения, контроля поведения и психологических защит в подростковом возрасте методом лонгитюда.
Приоритетными задачами было выявление динамики совладающего поведения, половых различий, изучение динамики соотношения копинг-поведения с контролем поведения и психологическими защитами.
В нашем лонгитюдном исследовании приняли участие 43 подростка (24 мальчика и 19 девочек). Данные собраны по 5 точкам исследования с шагом в 1 год. Средний возраст участников на момент первого обследования 14,3 года, на момент последнего - 18,5 лет.
Были использованы следующие методики:
- для изучения копинг-поведения подростков: ЮКШ - «Юношеская копинг-шкала» Фрайденберг и Льюис в адаптации Т. Л. Крюковой [8];
- для оценки уровня когнитивной составляющей контроля поведения: «Стилевые особенности саморегуляции поведения» (ССП-98) В.И. Моросановой [14];
- для оценки уровня эмоциональной составляющей контроля поведения методика Self Report Emotional Intelligence Test (SREIT), сконструированная на базе ранней модели Дж. Мэйера и П. Сэловея Н. Шутте с коллегами [15];
- для оценки контроля действий как компонента контроля поведения «Шкала контроля за действием» Ю. Куля в адаптации С.А. Шапкина [16];
- для изучения психологических защит подростков использовалась методика «Индекс жизненного стиля» Келлермана - Плутчика [17]. Эта методика была введена в исследование с 3-го года лонгитюда.
Полученные данные ежегодно сравнивались с данными прошлого года, а также между собой по половому признаку и уровню развития выделенных составляющих регуляции поведения. Использовались статистические критерии: 1) коэффициент ранговой корреляции Спирмана г для определения связи между отдельными шкалами; 2) критерий и Манна - Уитни для определения достоверности различий по группам; 3) критерий Т Вилкоксона для выявления сдвига в значениях исследуемых признаков.
На рис. 1 представлена динамика копинг-стиля у подростков за 5 лет. Можно отметить, что в целом стиль остается достаточно стабильным. Наиболее часто используемыми являются продуктивные и социальные стратегии, такие как «решение проблем» (частота использования колеблется в пределах 72-84 баллов), «работа, достижение» (72-80), «социальная поддержка» (68-72), «друзья» (72-76), «позитивный фокус» (7075), «отвлечение» (70-77) и «активный отдых» (70-77). В числе наименее используемых стратегий находятся преимущественно непродуктивные стратегии, такие как «несовладание» (36-48), «разрядка» (32-36), «общие действия» (35-40). Также в число наименее используемых стратегий попадает «профессиональная помощь» (40-45). Мы предполагаем, что это связано с труднодоступностью такой помощи и низкой информационной поддержкой.
Копинг-стратегии
Рис. 1. Динамика копинг-стиля у подростков за 5 лет (с 14 до 18 лет)
Мальчики
ЇОО
9О
* ВО
S то
1 ВО I 5О
* 4О © ЗО | 2О
ЇО
О
--■--16
-•*-•.16
-Х-17
18
Девочки
Рис. 2. Динамика копинг-стиля у мальчиков (рисунок слева) и девочек (рисунок справа) за 5 лет (с 14 до 18 лет)
При сравнении копинг-стилей мальчиков и девочек (рис. 2) мы видим, что динамика копинг-стиля мальчиков отличается большей вариативностью, у девочек стиль более стабилен. При этом половых различий выявлено ограниченное количество. В 14 лет девочки реже мальчиков прибегают к «игнорированию» (И=2,33,
р<0,05) и «профессиональной помощи» (И=1,99,
р<0,05), но чаще - к «духовности» (И=-2,3, р<0,05). В 15 лет мальчики чаще используют «общие действия» (И=-2,36, р<0,05), а девочки - «надежду на чудо» (И=2,42, р<0,05). К 16 годам мальчики также чаще используют «общие действия» (И=2,65, р<0,05), а также
«активный отдых» (И=2,1, р<0,05). Девочки же чаще предпочитают «разрядку» (И=-2,04, р<0,05) и опять «духовность» (И=-2,29, р<0,05). В 17 лет мальчики чаще девочек используют «решение проблемы» (И=2,23, р<0,05) и «активный отдых» (И=2,77, р<0,05), а девочки - «разрядку» (И=-2,27, р<0,05) и «духовность» (И=-1,98, р<0,05). К 18 годам тенденция сохраняется: мальчики чаще отдают предпочтение «общим действиям» (И=2,3, р<0,05) и «активному отдыху» (И=3,2, р<0,05), а девочки - «разрядке» (И=-2,44, р<0,05) и «духовности» (И=-2,03, р<0,05). Таким образом, можно отметить, что мальчики по сравнению с девочками чаще используют различные стратегии отвлечения, а девочки по сравнению с мальчиками - эмоциональные стратегии.
В области контроля поведения и психологических защит половых различий ещё меньше.
В 14 лет у девочек более высокие показатели по шкале «программирования» когнитивной составляющей контроля поведения (И=-2,03, р<0,05), в 15 и
16 лет опять же у девочек выше показатели контроля действий пре неудаче (компонент контроля поведения) (И=-2,57, р<0,05; И=-2,07, р<0,05 соответственно), а в
17 и 18 лет девочки доминируют по оценке эмоций (шкала эмоционального компонент контроля поведения) (И=-2,11, р<0,05; И=-2,34, р<0,05).
В области психологических защит в 16 лет половых различий не выявлено, в 17 лет мальчики чаще девочек прибегают к «вытеснению» (И=2,83, р<0,05), а в 18 лет у девочек по сравнению с мальчиками преобладает
использование защиты «реактивные образования» (И=-2,04, р<0,05).
При выявлении различий по годам можно выделить несколько общих тенденций (табл. 1): количество изменений по шкалам контроля поведения неизменно растет и у мальчиков, и у девочек; количество изменений по психологическим защитам достаточно стабильно, однако у девочек по сравнению с мальчиками изменений больше; по копинг-стратегиям мы видим сначала достаточно стабильный и невысокий уровень количества изменений, но между 17 и 18 годами происходит значительный скачок. Именно в этом возрасте подростки оканчивают школу, и большинство из них поступают в высшие учебные заведения. Образ жизни молодых людей меняется достаточно кардинально, и вместе с ним меняются сознательные стратеги совладания (что также может быть связано с изменением трудных жизненных ситуаций, или же представлений о них). При подробном рассмотрении видно, что возрастает частота обращения к продуктивным стратегиям («социальная поддержка», «решение проблем», «работа, достижение», «позитивный фокус»), а также к стратегии «активный отдых». Происходит резкое снижение частоты обращения к непродуктивным стратегиям («несовладание», «разрядка», «уход в себя», «самообвинение»). Таким образом, можно говорить о том, что ко-пинг-стиль становится более продуктивным. Однако стоит отметить, что подростки с высоким уровнем контроля поведения активно используют все три вида копинг-стратегий, успешно подбирая свою стратегию к каждой конкретной ситуации.
Т а б л и ц а 1
Сравнение количества статистически значимых различий между отдельными шкалами копинг-поведения, контроля поведения и психологических защит у мальчиков и девочек по годам от 14 до 18 лет
Составляющие саморегуляции Количество выявленных статистически значимых различий
14 и 15 лет 15 и 16 лет 16 и 17 лет 17 и 18 лет
Общее М Д Общее М Д Общее М Д Общее М Д
Копинг-стратегии 4 3 1 2 2 2 17 13 14
Шкалы контроля поведения 2 2 4 2 5 6 4 3 10 6 6
Психологические защиты Не исследовалось 7 5 6 5 3 6
Т а б л и ц а 2
Сравнение количества корреляционных связей между копинг-стратегиями и шкалами контроля поведения, между копинг-стратегиями и психологическими защитами, между шкалами контроля поведения и психологическими защитами
у мальчиков и девочек за 5 лет (от 14 до 18 лет)
Коррелируемые показатели Связи Количество связей (общее у мальчиков и девочек)
14 лет 15 лет 16 лет 17 лет 18 лет
Общ. М Д Общ. М Д Общ. М Д Общ. М Д Общ. М Д
Копинг-стратегии и шкалы контроля поведения Общее количество 47 30 30 20 17 15 33 27 14 32 43 13 31 45 7
Положительные 21 7 26 20 11 14 28 18 11 23 25 9 24 24 5
Отрицательные 26 23 4 0 6 1 5 9 3 9 18 4 7 21 2
Копинг- стратеги и психологические защиты Общее количество Не исследовалось 5 3 10 8 9 5 7 10 10
Положительные 4 3 4 6 6 3 6 4 8
Отрицательные 1 0 6 2 3 2 1 6 2
Шкалы контроля поведения и психологические защиты Общее количество Не исследовалось 5 7 8 13 7 4 14 8 3
Положительные 4 5 2 9 6 2 11 8 1
Отрицательные 1 2 6 4 2 2 3 0 2
Корреляционный анализ (табл. 2) дает основание считать, что девочки по сравнению с мальчиками, особенно в юношеском возрасте, более вариативны в
выборе способов преодоления трудных жизненных ситуаций. У них значительно меньше связей между компонентами саморегуляции: совладающим поведе-
нием, контролем поведения и психологической защитой. Если в 14 лет и у мальчиков, и у девочек выявлено по 30 связей между копинг-стратегиями и шкалами контроля поведения, то к 18 годам у девочек выявлено всего 7 связей, в то время как у мальчиков - 45. При этом все связи на уровне коэффициента корреляции 0,4-0,6 с уровнем значимости р<0,05. Также у мальчиков выявлено больше отрицательных связей копинг-стратегий с компонентами контроля поведения. Эти связи выявлены преимущественно у непродуктивных стратегий. У девочек превалируют положительные связи шкал контроля поведения с продуктивными и социальными копинг-стратегиями. Связи между копинг-стратегиями и психологическими защитами также преимущественно положительные, при этом и у мальчиков, и у девочек, что может говорить о включении некоего комплекса из защит копинга в трудной ситуации. При этом у девочек в 14 лет связей больше, чем у мальчиков, а к 18 годам - меньше. Необходимо отметить, что количество связей между ко-пинг-стратегиями и шкалами контроля поведения значительно больше, чем между копинг-стратегиями и психологическими защитами или между психологическими защитами и шкалами контроля поведения.
На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:
1. Совладающее поведение, контроль поведения и психологические защиты являются тесно связанными конструктами в едином механизме саморегуляции.
2. Стиль совладания у мальчиков более подвержен изменениям, чем у девочек. Общий «скачек» в динамике стиля совладания приходится на период выпуска из школы и поступления в ВУЗы.
3. Динамика стилей совладания связана с динамикой контроля поведения и психологических защит.
4. Выявленные половые различия указывают на большую вариативность в выборе способов преодоления трудных жизненных ситуаций у девочек по сравнению с мальчиками.
5. Мальчики на протяжении 14-18 лет чаще используют стратегии отвлечения, девочки отдают предпочтение эмоциональным стратегиям совладания.
6. Процесс становления стилей совладания происходит за счет изменения количества и качества связей между копинг-стратегиями и шкалами контроля поведения. При этом количество связей у мальчиков повышается на протяжении 14-18 лет, а у девочек наоборот снижается.
ЛИТЕРАТУРА
1. Haan N. Coping and defense mechanisms related to personality inventories // Journal of Consulting Psychology. 1965. Vol. 29. P. 373-378.
2. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. N.Y.: Springer Publishing House, 1984.
3. FrydenbergE. Coping competencies: what to teach and when // Theory Into Practice. Wntr 2004. P. 43-66.
4. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование жизненных ситуаций и психологическая
защита // Психологический журнал. 1996. № 1. С. 3-18.
5. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков // Обозрение психиат-
рии и медицинской психологии. 1993. № 1. С. 53-59.
6. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2001.
7. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Ин-т психологии РАН, 1995.
8. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. Кострома: Авантитул, 2004.
9. Психология совладающего поведения: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред. Е.А. Сергиенко, Т.Л. Крюкова. Кострома: КГУ
им. Н. А. Некрасова, 2007.
10. Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. М.: Институт психологии РАН, 2008.
11. Хазова С.А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников // Психологический журнал. 2004. № 5. Т. 25. С. 59-69.
12. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Соотношение и взаимосвязь контроля поведения и стратегий совладания развивающейся личности // Научный поиск: Сб. науч. работ студентов, аспирантов и преподавателей. Ярославль: Ярослав. гос. ун-т, 2004. Вып. 5.
13. Сергиенко Е.А. Контроль поведения как развитие представлений об индивидуальности с позиций субъектно-системного подхода // ХХ Мерлинские чтения «В.С. Мерлин и системные исследования индивидуальности человека»: Материалы межрегион. юбилейной науч.-практ. конф. Пермь, 2005. Ч. 1. С. 34^8.
14. МоросановаВ.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. М.: Наука, 2001.
15. Schutte N.S., Malouff J.M., Hall L.E. et al. Development and validation of a measure of emotional intelligence // Personality and Individual Differences. 1998. Vol. 25. P. 167-177.
16. Шапкин С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов. Сер. Практикум по экспериментальной психологии. М.: Смысл, 1997.
17. Диагностика типологий психологической защиты (Р. Плутчик в адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубовой и др.) // Соци-
ально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. C. 444-452.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 25 сентября 2010 г.