Научная статья на тему 'Возрастные и гендерные особенности копинг-поведения подростков'

Возрастные и гендерные особенности копинг-поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5181
606
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ / ГЕНДЕРНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ПОДРОСТКИ / RUSSIA''S NORTHEAST / COPING-BEHAVIOR / AGEAND SEX-RELATED PROFILES / ADOLESCENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бартош Ольга Петровна, Бартош Татьяна Петровна

Представлены результаты исследования копинг-поведения у разновозрастных подростков мужского и женского пола. Показано, что у тринадцатилетних девочек и мальчиков выбор стратегий совладания со стрессом достоверно не отличается. Пятнадцатилетними девочками достоверно чаще, чем сверстниками-мальчиками используются стратегии «самоконтроль», «поиск социальной поддержки», «бегство-избегание», «положительная переоценка». Стратегии «дистанцирование» и «принятие ответственности» у подростков всех возрастных групп наименее предпочтительны, наиболее востребованы «поиск социальной поддержки» и «планирование решение проблемы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ageand sex-related profiles of coping-behavior typical of the adolescents

In the paper it is shown that adolescents have special profiles of controlling stress. At the age of 13, no sex-related differences in choosing the strategies of controlling can be observed while 15-aged subjects demonstrate the most difference in coping strategies. The strategies of “distancing” and “accepting responsibility” in all age groups of the adolescents, both boys and girls, are the least preferred. The strategies of “searching for social support” and “planning of solving the problem” prove to be the most wanted ones.

Текст научной работы на тему «Возрастные и гендерные особенности копинг-поведения подростков»

Психология развития и педагогическая психология

УДК 159.9 (571.65)

ББК 88.8

ВОЗРАСТНЫЕ И ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

О.П. Бартош, Т.П. Бартош

Представлены результаты исследования копинг-поведения у разновозрастных подростков мужского и женского пола. Показано, что у тринадцатилетних девочек и мальчиков выбор стратегий совладания со стрессом достоверно не отличается. Пятнадцатилетними девочками достоверно чаще, чем сверст-никами-мальчиками используются стратегии «самоконтроль», «поиск социальной поддержки», «бегство-избегание», «положительная переоценка». Стратегии «дистанцирование» и «принятие ответственности» у подростков всех возрастных групп наименее предпочтительны, наиболее востребованы «поиск социальной поддержки» и «планирование решение проблемы».

Ключевые слова: копинг-поведение, гендерные предпочтения, подростки.

Введение

Совладающее поведение - это целенаправленное социальное поведение, позволяющее человеку справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией способами, адекватными личностным особенностям, через осознанные стратегии действий. Основная задача копинг-поведения состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации [5]. Использование конструктивных, адаптивных копинг-страте-гий является одним из способов социальной адаптации и сохранения здоровья человека. Известно, что существуют отчетливые гендерные, возрастные и кросскультурные особенности совладающего поведения субъекта, выступающие как факторы, регулирующие активность личности [4, 7, 8].

Стиль совладающего поведения является довольно устойчивой личностной характеристикой, активное становление которого приходится на подростковый возраст, но используемые наборы стратегий не остаются постоянными и зависят от ситуации [2]. Механизмы совладания более пластичны, чем выполняющие сходные функции механизмы психологической защиты, но требуют от человека больших затрат психической энергии и напряжения когнитивных, эмоциональных и поведенческих механизмов. Нет оптимальных стратегий, которые были бы абсолютно эф-

фективны во всех трудных ситуациях [3]. Ко-пинг-стратегии могут быть продуктивными или непродуктивными в каждой конкретной ситуации [1, 6] и в каждом возрастном периоде развития человека, позволяя оптимально справляться с жизненными трудностями.

Многие исследователи в рамках психологии копинг-поведения подчеркивают особую роль копинг-ресурсов в подростковом возрасте [7, 8, 11], способствующих успешно справляться с жизненными трудностями, связанных с гибкостью мышления, поведения, эмоционального реагирования, обеспечивающих переключение внимания с одной ситуации на другую [12]. Подростковый возраст является переходным периодом между детством и взрослостью и характеризуется качественными изменениями. Основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение, которое играет важную роль в развитии личности подростка, становлении его самосознания, формирование личностной идентичности и моделей поведения в его социальной адаптации [9]. Активное развитие стиля совладающего поведения происходит в подростковом возрасте при активном взаимодействии с родителями и сверстниками [4]. Поэтому подростку необходима социальная и эмоциональная поддержка значимых людей в преодолении трудных ситуаций, способствующая выявлению и развитию его

внутренних ресурсов. Преобладание в поведенческом репертуаре подростка определенных копинг-стратегий может способствовать успешному или неуспешному преодолению жизненных трудностей.

В настоящее время актуально изучение становления копинг-поведения подростков, проживающих в суровых условиях Северо-Востока России. В этих условиях растущий организм дополнительно подвергается комплексному воздействию экстремальных факторов окружающей среды, что в какой-то мере может снижать качество жизни и определять некоторые негативные черты поведения индивида.

Целью исследования стало определение особенностей копинг-поведения подростков в группах, отличающихся по возрасту и гендерной принадлежности.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 405 учеников 7-11-х классов (210 девочек и 195 мальчиков). Исследование проводилось в течение учебного года в общеобразовательных школах г. Магадана. Выборку исследования составили 5 подгрупп подростков обоего пола, сформированных раздельно по гендерному и возрастному критерию: 1-я группа - подростки

13 лет; 2-я группа - 14 лет; 3-я группа - 15 лет; 4-я группа - 16 лет; 5-я группа - 17 лет.

Структура и выраженность используемых копинг-стратегий диагностировались с помощью методики копинг-теста (WCQ -ways of coping Questionnaire) Р. Лазаруса и С. Фолькман, адаптированной в лаборатории медицинской психологии Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева под руководством проф. Л.И. Вассермана [1, 6]. Методика включает 50 утверждений,

каждое из которых отражает определенный вариант поведения в трудной или проблемной ситуации. Опросник позволяет определить относительную выраженность каждого из восьми видов копинг-стратегий: «конфронтация», «дистанцирование», «самоконтроль»,

«поиск социальной поддержки», «принятие ответственности», «бегство-избегание», «планирование решения проблемы», «положительная переоценка» [1, 6]. Статистическая обработка данных проведена с использованием стандартного приложения Excel к лицензионному пакету ОС Windows-97 и пакета прикладных программ Statistiсa ver.6. Для определения статистической значимости различий использовался расчет значений t-критерия Стьюдента.

Результаты исследования

и их обсуждение

Основные статистические данные по результатам выполненного исследования представлены в табл.1. Наиболее часто используемые копинг-стратегии мальчиками 13 лет были «бегство-избегание», «поиск социальной поддержки» и «планирование решения проблемы». Механизм совладания по типу «избегание», по мнению Н.А. Сирота [10], основан на недостаточно развитой системе личностно-средовых копинг-ресурсов, что является одной из ведущих поведенческих стратегий при формировании аддиктивного поведения и свидетельствует о низком функциональном уровне развития личности.

В возрасте 14 лет у мальчиков значимо снижен (p<0,05) выбор копинг-стратегий «поиск социальной поддержки» и «бегство-избегание» по сравнению с тринадцатилетними мальчиками. Ведущими были стратегии «планирование решения проблемы» и «само-

Таблица 1

Выраженность копинг-стратегий у мальчиков, проживающих в г. Магадане (M±m)

Исследуемые виды копинг-стратегий) 1-я группа, 13 лет n=27 2-я группа, 14 лет n=50 3-я группа, 15 лет n=39 4-я группа, 16 лет n=53 5-я группа, 17 лет n=26

Конфронтативный копинг 49,8±3,29 44,5±2,20 49,1±3,01 53,6±2,39 53,9±2,62

Дистанцирование 48,1±3,14 48,6±2,44 41,8±2,57* 47,2±2,40 47,4±2,89

Самоконтроль 57,1±3,86 56,1±2,57 44,9±2,68* 51,7±2,23* 55,6±3,02

Поиск социальной поддержки 60,9±3,38 47,7±2,77* 46,4±2,19 54,3±2,14* 57,1±3,84

Принятие ответственности 42,2±2,37 39,3±2,85 46,8±3,02 44,7±2,49 47,6±3,34

Бегство-избегание 62,1±4,71 50,6±3,38* 37,6±2,86* 44,2±2,37 41,2±4,29

Планирование решения проблемы 59,2±3,41 56,1±2,53 57,8±3,08 65,1±2,22* 66,7±3,23

Положительная переоценка 51,0±3,91 48,3±2,25 43,8±2,68 51,3±2,20* 44,5±3,50

* - достоверное различие между показателями с предыдущей возрастной группой.

Психология развития и педагогическая психология

контроль», наименее используемый, так же как и в 13 лет, копинг «принятие ответственности». Это свидетельствует об отрицании своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение в этот возрастной период. В 15 лет значимо снижена (р<0,05) частота выбора трех стратегий - «дистанцирование», «самоконтроль» и «бегство-избегание». Следует отметить, в этом возрасте у мальчиков наблюдается наименьшая частота выбора всех копинг-стратегий, что может указывать на некоторый дефицит копинг-ресурсов по сравнению с результатами других обследуемых возрастных групп подростков. Старшеклассники 16 и 17 лет сходны в выборе предпочитаемых стратегий. У юношей частота выбора «кон-фронтативного копинга» значительно увеличена по сравнению с 14-летними подростками (р<0,05). Использование этой стратегии обеспечивает способность к сопротивлению трудностям, умение отстаивать свои собственные интересы. Также увеличивается частота выбора стратегии «поиск социальной поддержки», отражающая уверенность старшеклассников в том, что друзья, родители, учителя окажут поддержку в трудных жизненных ситуациях. Использование юношами в 17 лет в качестве ведущих таких конструктивных механизмов совладания, как «планирование решения проблемы», «поиск социальной поддержки» и «самоконтроля», свидетельствует об умении анализировать ситуацию и учитывать прошлый опыт.

У девочек в 13 лет (табл. 2) наиболее предпочитаемыми были стратегии «самоконтроль», «поиск социальной поддержки» и «бегство-избегание».

В числе наименее используемых были «принятие ответственности», «конфронтатив-

ный копинг», «дистанцирование». Девочки в 14 лет практически в равной степени предпочитают продуктивные механизмы совладания -«планирование решения проблемы», «самоконтроль», «поиск социальной поддержки». Остается достаточно выраженным механизм «бегство-избегание». Наименее востребованной стратегией в 13-14 лет у девочек так же, как и у мальчиков-сверстников, является копинг «принятие ответственности». Среди 15-летних девочек ведущими являются те же стратегии, что и у 14-летних, но уже большее значение в совла-дании со стрессом приобретает «конфронтатив-ный копинг», однако неконструктивный копинг «дистанцирование» используется реже. В 16 лет у девушек значимо увеличивается (р<0,05) выбор стратегии «бегство-избегание». Это может проявляться в отрицании проблемы, фантазировании, неоправданных ожиданиях, вспышек раздражения. В возрасте 16 и 17 лет у девушек выраженность ведущих стратегий практически одинакова: «планирование решения проблемы», «поиск социальной поддержки», «самокон-

троль». Однако у 16-летних девушек наименее выражена стратегия «дистанцирование», а у 17летних - «принятие ответственности».

При исследовании гендерных предпочтений использования копинг-стратегий в изучаемых возрастных группах не было выявлено значимых различий среди 13-летних подростков. Отмечено лишь большее предпочтение девочками использование копинга «самоконтроля». В 14 лет девочки чаще мальчиков используют «поиск социальной поддержки» (р<0,05), у них большая потребность в эмоциональной поддержке родственников, подруг. Наибольшие гендерные различия использования копинг-стратегий наблюдаются в 15 лет. Так, девочки 15 лет чаще сверстников-

Таблица 2

Выраженность копинг-стратегий у девочек, проживающих в г. Магадане (M±m)

Исследуемые виды копинг-стратегий 1-я группа, 13 лет n=48 2-я группа, 14 лет n=47 3-я группа, 15 лет n=46 4-я группа, 16 лет п=40 5-я группа, 17 лет n=29

Конфронтативный копинг 45,4±2,69 49,0±2,19 53,3±2,70 57,1±2,83 53,1±2,55

Дистанцирование 45,6±2,48 49,2±2,37 43,6±2,65 47,8±2,84 49,0±3,65

Самоконтроль 63,6±2,54 56,6±2,61* 53,4±2,57 57,3±2,71 60,2±2,88

Поиск социальной поддержки 60,8±2,35 56,1±2,75 54,4±3,14 62,8±3,39* 61,4±3,46

Принятие ответственности 39,3±2,10 37,2±2,65 45,1±2,97* 49,9±2,96 44,7±3,55

Бегство-избегание 59,7±2,91 56,0±3,00 47,9±3,80 59,9±2,99* 58,7±4,57

Планирование решения проблемы 58,3±3,06 56,8±2,6 57,0±2,42 61,1±2,99 63,8±2,96

Положительная переоценка 55,4±3,06 49,0±2,98 50,4±2,75 50,6±2,62 54,9±2,67

* - достоверное различие между показателями с предыдущей возрастной группой.

мальчиков предпочитают четыре стратегии: «самоконтроль», «поиск социальной под-

держки», «бегство-избегание», «положительную переоценку» (р<0,05). В 16 лет юноши значимо реже (р<0,05) девушек используют стратегии «поиск социальной поддержки» и «бегство-избегание». В 17 лет девушки также чаще юношей применяют «бегство-избегание» и больше предпочитают «положительную переоценку» (р<0,05), что вероятно, связано с характерным для девочек большим эмоциональным напряжением в различных проблемных ситуациях.

В исследовании Т.Н. Разуваевой [9] также было показано, что у старшеклассников наиболее предпочитаемый стиль совладания -«копинг, ориентированный на избегание» и составляет в среднем 51% выборов. «Бегство-избегание» представляет собой мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию решения проблемы. Некоторыми исследователями использование стратегии избегания рассматривается как неадаптивная, но это обстоятельство не исключает ее пользы в отдельных ситуациях, особенно в острых стрессогенных ситуациях возможность быстрого снижения эмоционального напряжения [1, 4, 7, 8]. Таким образом, по нашим данным, у девушек в 16-17 лет достаточно востребована стратегия «бегство-избегание», несмотря на то, что использование копинга «планирование решение проблемы» с возрастом становится популярнее. У юношей 16-17 лет стратегия «планирование решения проблемы» представляет большую актуальность, чем у сверстниц. Ко-пинг-стратегия «поиск социальной поддержки» часто используется и мальчиками, и девочками в течение всего подросткового периода, но девочки чаще прибегают к этому стилю совладания. С переходом в подростковый возраст происходит снижение зависимости от взрослых, однако социальная поддержка не утрачивает своей роли: если у младшего школьника адресатом помощи были взрослые, то, начиная с младшего подросткового возраста, таким адресатом становятся сверстники. В экстремальных случаях девочки чаще обращаются за помощью к сверстникам или взрослым, случайно оказавшихся в данный момент рядом. Мальчики же чаще полагаются на себя и принимают решение исходя из собственных возможностей [11].

В целом полученные нами данные совпадают с результатами исследования

И.И. Ветровой [2], которая указывает на то,

что с возрастом у подростков доля продуктивных копингов увеличивается, однако на выбор стиля совладания влияют не только возрастные особенности, но и средовые. Исследованием Э. Фрайденберг [13] показано, что пик использования непродуктивных стратегий совладания у девочек приходится на возраст 12-14 лет, а у мальчиков на 14-16 лет. В то же время в нашем исследовании не установлена какая-либо зависимость использования каких-либо однозначных стилей совла-дания от возраста и гендерной принадлежности. Хотя некоторые тенденции использования копинг-поведений четко прослеживаются: у девочек и мальчиков особенно актуальными являются конструктивные стили поведения: «поиск социальной поддержки» и «планирование решение проблемы». Наименее используемым копингом у подростков обоего пола является «принятие ответственности». Среди неконструктивных копингов наиболее популярным у девочек является «бегство-избегание».

Заключение

Таким образом, у подростков разного возраста и гендерной принадлежности проявляются специфические особенности совла-дания со стрессом. У 13-летних подростков в группах мальчиков и девочек достоверных различий в выборе стратегий совладания не наблюдается, а в возрасте 15 лет установлено наибольшее различие выбора копинг-предпочтений. Стратегии «дистанцирование» и «принятие ответственности» во всех возрастных группах подростков обоего пола наименее предпочтительны. Среди конструктивных копинг-стратегий поведения востребованными являются «поиск социальной поддержки» и «планирование решение проблемы». Из неконструктивных копингов у девочек наиболее популярным является «бегство-избегание».

Полученные данные исследования проявлений копинг-поведения подростков позволяют объяснить некоторые психологические механизмы становления личности и самоопределения, формирования основных форм адаптации, происходящие в процессе взросления. Показано, что основанное на конструктивных копингах адаптивное поведение направлено на анализ возникающих трудностей, возможных путей выхода из них и, как следствие, ведет к повышению самооценки, самоконтроля и более глубокому осознанию собственной ценности как личности.

Психология развития и педагогическая психология

Литература

1. Вассерман, Л.И. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика: учебно-методическое пособие / Л.И. Вассерман,

В.А. Абабков, Е.А. Трифонова // под науч. ред. проф. Л.И. Вассермана. - СПб.: Изд-во «Речь», 2010. - 192 с.

2. Ветрова, И.И. Связь совладающего поведения с контролем поведения и психологической защитой в системе саморегуляции / И. И. Ветрова // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сер-гиенко. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - С. 179-196.

3. Заика, Л.Л. Некоторые теоретические проблемы совладающего поведения в психологической науке. Особенности совла-дания старшеклассников / Л.Л Заика, Т. Н. Разуваева // Психология совладающего поведения: материалы Международной научно-практической конференции. - Кострома, 2007. - С. 33-35.

4. Крюкова, Т.Л. Возрастные и кросс-культурные различия в стратегиях совла-дающего поведения личности / Т.Л. Крюкова // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26. -№ 2. - С. 5-15.

5. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследовании / Р. Лазарус // Эмоциональный стресс: пер. с англ. - М.: Наука, 1970. - С. 178-208.

6. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями: пособие для врачей и медицинских психологов

/ под ред. Л.И. Вассермана и др. - СПб. : НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2009. - 37 с.

7. Нартова-Бочавер, С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18. - № 5. - С. 20-30.

8. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, И.И. Хажилина, Н.С. Видер-ман. - М. : Генезис, 2001.

9. Разуваева, Т.Н. Особенности совладания старшеклассников / Т.Н. Разуваева, Л.Л. Заика // Материалы Международной научно-практической конференции «Психология совладающего поведения». - Кострома, 2007. - С. 148-150.

10. Сирота, Н.А. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков / Н. А. Сирота,

B. М. Ялтонский // Обозр. психиатр. и мед. психол. - 1994. - № 1. - С. 63-64.

11. Точилина, Т. В. Гендерные особенности совладающего поведения у младших подростков / Т.В. Точилина // Материалы Международной научно-практической конференции «Психология совладающего поведения». -Кострома, 2007. - С. 156-157.

12. Фоминова, А.Н. Возрастные особенности совладающего поведения / А.Н. Фоми-нова // Материалы Международной научнопрактической конференции «Психология совладающего поведения». - Кострома, 2007. -

C. 157-160.

13. Frydenberg, E. Coping competencies: what to teach and when / E. Frydenberg // Theory Into Practice. - Wntr, 2004. - P. 43-66.

Поступила в редакцию 18.06.2011 г.

Бартош Ольга Петровна. Кандидат биологических наук, научный сотрудник лаборатории Физиологии экстремальных состояний (группа психофизиологии) Научно-исследовательского центра «Арктика», Российская академия наук, Дальневосточное отделение. E-mail: [email protected]

Olga P. Bartosh. Biol. Sci. Candidate, researcher of the laboratory for physiology of extreme states (psychophysiology group), Scientific-Research Center “Arktika”, Fareastern Branch RAS. E-mail: [email protected]

Бартош Татьяна Петровна. Кандидат биологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, лаборатории Физиологии экстремальных состояний (группа психофизиологии) Научно-исследовательского центра «Арктика», Российская академия наук, Дальневосточное отделение. E-mail: [email protected] Tatiana P. Bartosh. Biol. Sci. Candidate, docent, Leading Researcher of the Laboratory for Physiology of Extreme States (Psychophysiology Group), Scientific-Research Center “Arktika”, Fareastern Branch RAS. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.