УДК 159.92
Севастьянова Ульяна Юрьевна
кандидат психологических наук
Куфтяк Елена Владимировна
доктор психологических наук, профессор
Рысина Анна Александровна Пономарева Ксения Александровна
Костромской государственный университет
ulyanakostroma@mail.ru, kuftyak@yandex.ru
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ И СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ (половозрастной аспект)
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ.
Проект № 16-36-00038.
В статье представлен анализ психологических защит и стратегий совладающего поведения в детском возрасте (младший школьный и подростковый возраста). Показаны половозрастные различия психологических защит и ко-пинг-стратегий у детей исследуемых групп. Выделена специфика механизмов психологической защиты и стратегии совладающего поведения в зависимости от пола у младших школьников и подростков. Отражена тенденция стабилизации с возрастом репертуара использования психологических защит.
Ключевые слова: механизмы психологической защиты, совладающее поведение, дети младшего школьного возраста, дети подросткового возраста, гендерные различия.
Известные исследования психологических защит и совладающего поведения не достаточно решают некоторые вопросы онтогенеза [10; 11]. В современных исследованиях активно изучаются динамика и особенности становления психологических защит и совлада-ющего поведения в младшем школьном возрасте (В .Г. Черненко, С.Г. Головина, 2012; Д.М. Рыжов, 2013; Е.В. Куфтяк, 2016), взаимосвязь личности и совладающего поведения, защитных механизмов детей (А.В. Скуратова, 2012), особенности психологической защиты школьников с учетом гендер-ного аспекта (И.И. Маркова, 2016; Е.В. Куфтяк, 2017), особенности защитных механизмов и со-владающего поведения подростков (И.И. Ветрова, 2012; С.В. Зверева, 2011; И.В. Каменская, 2000; И.А. Русяева, 2014; О.В. Соловьева, 2011).
Механизмы психологической защиты и стратегии совладающего поведения детей рассматриваются как важнейшие формы адаптационных процессов и реагирования ребенка на стрессовые ситуации [6; 8; 9]. Психологические защиты выполняют функцию самосохранения, осуществляя адаптивную перестройку восприятия и оценки трудных жизненных ситуаций (В.А. Ташлыков, 1992), направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний [4; 7].
Младший школьный возраст имеет важное значение в психическом развитии в плане формирования внутренней позиции школьника. В связи с чем у ребенка возникают новые жизненные трудности и стрессовые события (неуспех в школе, плохие оценки, неадекватное отношение со стороны педагогов и одноклассников) [2; 5]. Подростковый возраст имеет не меньше оснований для негативных
переживаний и возникновения стресса. Ребенок претерпевает значительные изменения в личности. Основными стрессорами в этом возрасте являются: невозможность самовыражения, трудности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
В нашей работе, направленной на решение данной проблемы внимание акцентируется на следующих возрастных периодах: младший школьный и подростковый.
Методы исследования и его организация
Целью настоящего исследования является изучение гендерных различий конструктов психологической защиты и копинг-стратегий у детей младшего школьного и подросткового возрастов. Всего в исследовании приняли участие 309 детей. Из них - 162 ребенка младшего школьного возраста (средний возраст 10,1 лет, 91 девочка, 71 мальчик), 147 испытуемых подросткового возраста (средний возраст - 13,6 лет, 87 девочек, 60 мальчиков). Для изучения психологических защит у подростков использовался опросник «Индекс жизненного стиля» (Lifestyleindex - LSI; Р. Плутчик, 1979; адаптация Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников, 1996), для младших школьников его модифицированный вариант - «Карта оценки детских защитных механизмов» (Е.В. Чумакова, 1999). Методики позволяют оценить тип психологической защиты: отрицание, вытеснение, регрессия, компенсация, замещение, проекция, формирование реакции и интеллектуализация. Также для обеих групп использовалась методика «Шкала школьного гнева (MSAI)», измеряющая уровень испытываемого гнева (аффективная шкала), враждебности (когнитивная шкала) и тип совладающего поведения (позитивный ко-пинг - совладание с гневом и деструктивный ко-
112
Вестник КГУ 2018
© Севастьянова УЮ., Куфтяк Е.В., Рысина А. А., Пономарева К.А., 2018
пинг - деструктивная экспрессия гнева) (P. Boman, Gr. Yates, 2002). Изучение совладающего поведения у школьников проводилось с помощью методики «Опросник копинг-стратегий школьного возраста» (И.М. Никольская, Р.М. Грановская, 2000), у подростков - «Юношеская копинг шкала (ЮКШ) (AdolescentCopingScale) Э. Фрайндерберг и Р. Льюиса (адаптированная Т. Л. Крюковой, 2007).
Математическая обработка полученных данных осуществлялась с использованием статистического пакета «Statistics 17.0». При обработке данных применялась первичная описательная статистика с использованием подсчета среднего арифметического (М) и вычисления стандартного отклонения, оценки значимости различий между группами по U-критерию Манна - Уитни.
Результаты исследования.
Анализ и обсуждение
Гендерные различия защитных механизмов и совладающего поведения детей младшего школьного возраста. В ходе исследования были установлены различия между испытуемыми по полу по выраженности основных видов психологической защиты в каждой возрастной группе.
При сравнении использования механизмов психологической защиты между девочками и мальчиками младшего школьного возраста были выявлены значимые различия (табл. 1). Так, выявлено, что девочки активнее, чем мальчики используют такие механизмы как, проекция (U = 2526,5, р = 0,01), и формирование реактивных образований (U = 1998,0, р = 0,000). По мнению исследователей, проекция является механизмом психологической защиты, который связан с бессознательным переносом собственных неприемлемых чувств, желаний и стремлений на другое лицо [11]. Формирование реактивных образований преобразует негативные факторы в позитивные или наоборот, для того чтобы свести угрозу к минимуму. Так, девочки оказываются более эмоциональными, чаще руководствуются настроением, склонны к рефлексии.
Показатели выраженности механизмов пси:
Мальчики школьного возраста активнее девочек используют такой механизм психологической защиты как замещение (и = 2428,0, р = 0,003). Замещение защищает в неприятной ситуации, осуществляя «перенос реакции с недоступного на доступный объект или замена неприемлемого действия - приемлемым». Данный вид психологической защиты напрямую связан с развитием игр и ролью игрушек в нормализации психического равновесия детей (Грановская, 2010; Никольская, Грановская, 2003). Современные дети, особенно младшие школьники, увлечены компьютерными играми, что вероятно способствует преобладанию данного механизма именно у мальчиков, более подверженных зависимости от компьютерных игр.
При изучении уровня испытываемого гнева и стратегий совладающего поведения (по методике «Шкала школьного гнева» (МБА1)), были установлены статистически значимые различия по полу (табл. 2): когнитивный копинг выше у мальчиков, что характеризует переживание чувства несправедливости и ущемленности, неудовлетворенности желаний. Так, мальчики более агрессивны, часто проявляют твёрдость и суровость, решительны в своих действиях, любят риск; у них наблюдается резкое чередование активности и пассивности. Выявлено, что мальчики чаще выбирают деструктивный копинг, направленный на разрушения. Эта стратегия основана на разрешении ситуации «вне себя», так называемая экстрапунитивная форма поведения, характерная в первую очередь для мальчиков.
Далее нами были выявлены особенности копинг-стратегий с учетом пола (табл. 3). У девочек в сравнении с мальчиками значимо выше выражена ориентация на эмоциональные контакты с целью получения поддержки. Девочки часто думают, оценивают трудную жизненную ситуацию и более открыты для ее обсуждения с окружающими. Они активнее используют данную стратегию, чем мальчики.
Таблица 1
югической защиты у младших школьников
Девочки Мальчики
Психологические защиты (n=91) (n=71) U P ( < 0,05)
M Std. Dev M Std. Dev
Отрицание 3,46 1,65 3,52 1,99 3085,5 0,619
Вытеснение 2,86 1,71 3,24 1,84 2719,0 0,08
Регрессия 1,55 1,67 1,59 1,81 3128,5 0,722
Компенсация 3,79 1,72 3,34 2,16 2747,0 0,099
Проекция 2,81* 1,76 2,15 1,6 2526,5 0,016
Замещение 0,74 1,29 135*** 1,74 2428,0 0,003
Интеллектуализация 4,59 2,17 4,06 2,08 2787,5 0,13
Формирование реактивных образований 4 27*** 1,56 3,01 1,76 1998,0 0,000
Примечание: * - р< 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001 (критерий Манна-Уитни); М - среднее значение; ББ - стандартное отклонение.
Таблица 2
Показатели уровня школьного гнева и выбора копинг-стратегий у младших школьников
Девочки (п=91) Мальчики (п=71) и Р ( < 0,05)
М Беу М Беу
Аффективный копинг 33,43 7,09 33,32 9,61 3082,0 0,7
Когнитивный копинг 9,28 2,6 9,94* 3,16 2527,5 0,022
Позитивный копинг 19,54 3,86 17,75 5,06 2649,0 0,062
Деструктивный копинг 11,92 3,48 13,01** 4,49 2426,5 0,008
Примечание: * - р< 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001 (критерий Манна-'Уитни); М - среднее значение; ББ - стандартное отклонение.
Таблица 3
Показатели выбора копинг-стратегий у младших школьников
Копинг-стратегии Девочки (п=91) Мальчики (п=71) и Р ( < 0,05)
М Беу М Беу
Делаю: Рефлексивный уход 1,16 0,98 1,29 1,18 2986,5 0,557
Делаю: Пассивное отвлечение 2,09 1,31 2,21 1,56 2897,0 0,374
Делаю: Поиск духовной опоры / поддержки 0,52 0,71 0,59 0,77 3005,0 0,572
Делаю: Деструктивная эмоциональная экспрессия 1,01 1,38 1,24 1,76 3048,0 0,708
Делаю: Активно-деятельностное отвлечение 2,04 1,7 2,51 1,81 2671,0 0,094
Делаю: Эмоциональные контакты с целью получения поддержки 1 92*** 0,85 1,41 1,09 2317,0 0,003
Помогает: Рефлексивный уход 0,82 0,91 0,99 0,88 2791,0 0,189
Помогает: Пассивное отвлечение 1,57 1,42 1,73 1,26 2872,0 0,327
Помогает: Поиск духовной опоры / поддержки 0,4 0,65 0,51 0,69 2860,0 0,239
Помогает: Деструктивная эмоциональная экспрессия 0,54 1,02 0,51 0,89 3067,0 0,732
Помогает: Активно-деятельностное отвлечение 1,57 1,48 1,64 1,44 3035,0 0,684
Помогает: Эмоциональные контакты с целью получения поддержки 1,39 0,92 1,2 1,02 2795,05 0,201
Примечание: * - р< 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001 (критерий Манна-Уитни); М - среднее значение; ББ - стандартное отклонение.
Таблица 4
Показатели выраженности механизмов психологической защиты у подростков
Психологические защиты Девочки (п=87) Мальчики (п=60) Г Р ( < 0,05)
М Беу М Dev
Отрицание 6,66 2,28 6,97 2,14 2389,5 0,38
Вытеснение 5,25 2,28 6,28*** 1,88 1916,5 0,006
Регрессия 6,79 2,6 7,3 2,17 2356,5 0,313
Компенсация 4,00 1,75 4,07 1,61 2404 0,405
Проекция 7,44 2,25 7,02 1,99 2325 0,255
Замещение 5,13 2,59 5,6 2,03 2377,5 0,355
Интеллектуализация 5,87 1,79 6,08 1,79 2460,5 0,549
Реактивное образование 4,93 1,66 4,88 1,69 2521,5 0,721
Примечание: * - р< 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001 (критерий Манна-Уитни); М - среднее значение; ББ - стандартное отклонение.
Гендерные различия защитных механизмов и совладающего поведения подросткового возраста. В подростковом возрасте между мальчиками и девочками было выявлено всего одно значимое различие использования механизмов защиты. Из приведенных данных (табл. 4) видно, что вытеснение (и=1916,5; р=0,006) достоверно чаще используют мальчики. Вытеснение, отвлечение или переключение мыслей на другие не является конструктивным. Наши данные подтверждаются исследованиями В.Г. Черненко (2012). По данным автора, вытеснение используется мальчиками в младшем школьном возрасте и остается на долгий срок (юношеский возраст), в то время как другие защиты уменьшаются в своем проявлении (например, замещение) [15].
Значимых гендерных различий по шкале школьного гнева (МБА1) (испытываемого гнева и тип со-
Показатели уровня школьного гнева и
владающего поведения) у подростков выявлено не было (табл. 5).
Подростки, и мальчики, и девочки, одинаково часто используют деструктивный копинг и аффективный копинг.
При измерении стратегий совладающего поведения подростков при помощи ЮКШ были выявлены следующие половые различия (табл. 6): у девочек преобладает стратегия «Работа» (и=2106,5; р=0,04), продуктивного стиля поведения. Так, высокий уровень мыслительной деятельности не позволяет использовать деструктивный копинг. Однако, также преобладают стратегии непродуктивного стиля совладающего поведения, такие как «Беспокойство» (и=2166,5; р=0,05) и «Чудо» (и=2127,5; р=0,056, на уровне тенденции). На основе анализа различий копинг-стратегий у представителей разных полов, можно сделать вывод о том, что де-
Таблица 5
выбора копинг-стратегий у подростков
Девочки (П=87) Мальчики (П=60) U P ( < 0,05)
M Std. Dev M Std. Dev
Аффективный копинг 33,36 7,19 34,00 7,31 2428,0 0,473
Когнитивный копинг 11,79 3,98 11,53 3,69 2547,0 0,803
Позитивный копинг 18,64 4,44 18,15 3,93 2489,5 0,634
Деструктивный копинг 15,27 5,57 14,22 4,15 2388,0 0,38
Примечание: * - р< 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001 (критерий Манна-'Уитни); М - среднее значение; ББ - стандартное отклонение.
Таблица 6
Показатели выбора копинг-стратегий подростков
Девочки (п=87) Мальчики (п=60) и Р ( < 0,05)
М Std. Dev М Std. Dev
Социальная поддержка 14,59 3,96 13,82 3,24 2208,0 0,111
Решение проблемы 14,87 3,84 15,23 3,99 2462,5 0,56
Работа 16,18* 3,97 15,00 3,83 2106,5 0,046
Беспокойство 15,44* 4,59 14,15 4,77 2116,5 0,051
Друзья 14,22 5,07 13,55 4,28 2390,5 0,386
Принадлежность 14,26 3,85 13,9 3,94 2446,0 0,516
Чудо 13,01 4,19 14,38 4,02 2127,0 0,056
Несовладание 12,53 3,61 12,3 3,61 2501,5 0,668
Разрядка 12,33 4,17 11,22 4,21 2183,0 0,091
Общественные действия 9,47 3,66 8,95 3,47 2313,5 0,24
Игнорирование 9,47 3,34 9,38 3,19 2471,0 0,582
Самообвинение 11,31 4,09 11,58 2,85 2398,0 0,401
Уход в себя 10,18 3,03 10,23 2,88 2600,5 0,97
Духовность 9,63 3,51 9,50 3,56 2497,0 0,654
Позитивный фокус 11,00 3,55 11,55 3,73 2378,5 0,359
Профессиональная помощь 8,75 3,16 8,77 3,04 2593,0 0,946
Отвлечение 8,69 2,97 8,53 2,6 2566,5 0,863
Активный отдых 8,85 2,95 9,35 3,09 2378,0 0,358
Примечание: * - р< 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001 (критерий Манна-Уитни); М - среднее значение; ББ - стандартное отклонение.
вочки сильнее переживают, «улавливают» стресс и более мобилизованы для совладания с ним. Им свойственна четкость анализа, склонность к алгоритму, шаблону, им также присуща интуиция, умение анализировать на эмоционально-чувственной основе.
Выводы
1. Механизмы психологической защиты и стратегии совладающего поведения имеют специфику в зависимости от пола у младших школьников и подростков.
2. Большее количество различий по полу было выявлено у детей младшего школьного возраста. Репертуар использования психологических защит имеет направленность к стабилизации с возрастом. Так, «формирование психологической защиты происходит по мере взросления ребенка, в процессе его индивидуального развития и научения» [11].
3. Мальчики чаще используют экстрапунитив-ные стратегии совладающего поведения.
Таким образом, мы выявили гендерные различия. Для мальчиков характерна быстрая реакция на воздействие стрессовой ситуации и они менее продуктивно справляются с ней. У девочек адаптация к среде проходит через эмоциональные переживания и они легче переносят стрессовые ситуации через переключение на другие ситуации, полагаются на интуицию.
Библиографический список
1. Ветрова И.И. Развитие контроля поведения, совладания и психологических защит в подростковом возрасте: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2011. - 25 с.
2. Головина С.Г. Особенности становления психологической защиты в младшем школьном возрасте // Психологические исследования. - 2009. -№ 4 (6) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения: 16.05.2017).
3. Каменская В.Г., Зверева С.В. Возрастные и гендерные особенности системы психологических защит // Психологический журнал. - 2005. -№ 4. - С. 77-88.
4. Куфтяк Е.В. Защитное поведение возвращенных детей-сирот // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - № 3. - 2012. -С. 209-212.
5. Куфтяк Е.В. Лонгитюдное исследование психологических защит и совладающего поведения у сиблингов // Принцип развития в современной психологии / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Серги-енко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. - С. 339-359.
6. Куфтяк Е. В. Совладающее с трудностями поведение в семье как групповой психологический
феномен // Стресс, выгорание, совладание в современном контексте / отв. ред.: А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - С. 167-185.
7. Куфтяк Е.В. Психологическое здоровье и защитные механизмы (психологические защиты и совладание) в детском возрасте // Психологические исследования. - 2016. - Т. 9. - № 49. - С. 4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// psystudy.ru (дата обращения: 16.07.2018).
8. Куфтяк Е.В. Факторы становления совладающего поведения в детском и подростковом возрасте // Психологические исследования. - 2012. -№ 2 (22). - С. 4.
9. Куфтяк Е.В., Муратова А. Динамика совла-дания и психологических защит в сиблинговой подсистеме // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2013. - Т. 19. -№ 3. - С. 150-152.
10. Лебедев А.П., Реунова А.А., Севастьянова У.Ю, Куфтяк Е.В. Адаптационные механизмы детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - № 2. - C. 169-173.
11. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. - СПб.: Речь, 2000. -507 с.
12. Рыжов Д.М. Развитие научных представлений о психологической защите и ее исследование у детей младшего школьного возраста // Психология человека. - 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://psibook.com (дата обращения 10.07.2018).
14. Скуратова А.В. Ведущие механизмы психологических защит у детей младшего школьного возраста: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2009.
15. Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами и психосоматическими расстройствами. - СПб., 1992. - 23 с.
16. Черненко В.Г., Головина С.Г. Особенности механизмов психологической защиты у детей младшего школьного возраста // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XV междунар. науч.-практ. конф. Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2012. - C. 110114.
References
1. Vetrova I.I. Razvitie kontrolya povedeniya, sovladaniya i psihologicheskih zashchit v podrostkovom vozraste: dis. ... kand. psihol. nauk. -M., 2011. - 25 s.
2. Golovina S.G. Osobennosti stanovleniya psihologicheskoj zashchity v mladshem shkol'nom vozraste // Psihologicheskie issledovaniya. - 2009. -
№ 4 (6) [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://psystudy.ru (data obrashcheniya: 16.05.2017).
3. Kamenskaya VG., Zvereva S.V. Vozrastnye i gendernye osobennosti sistemy psihologicheskih zashchit // Psihologicheskij zhurnal. - 2005. - № 4. -S. 77-88.
4. Kuftyak E.V. Zashchitnoe povedenie vozvrashchennyh detej-sirot // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. YUvenologiya. Sociokinetika. - № 3. - 2012. -S. 209-212.
5. Kuftyak E.V. Longityudnoe issledovanie psihologicheskih zashchit i sovladayushchego povedeniya u siblingov // Princip razvitiya v sovremennoj psihologii / otv. red. A.L. ZHuravlev, E.A. Sergienko. - M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2016. - S. 339-359.
6. Kuftyak E.V. Sovladayushchee s trudnostyami povedenie v sem'e kak gruppovoj psihologicheskij fenomen // Stress, vygoranie, sovladanie v sovremennom kontekste / otv. red.: A.L. ZHuravlev, E.A. Sergienko. - M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2011. - S. 167-185.
7. Kuftyak E.V. Psihologicheskoe zdorov'e i zashchitnye mekhanizmy (psihologicheskie zashchity i sovladanie) v detskom vozraste // Psihologicheskie issledovaniya. - 2016. - T. 9. - № 49. - S. 4 [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// psystudy.ru (data obrashcheniya: 16.07.2018).
8. Kuftyak E.V Faktory stanovleniya sovladayushchego povedeniya v detskom i podrostkovom vozraste // Psihologicheskie issledovaniya. - 2012. - № 2 (22). - S. 4.
9. Kuftyak E.V., MuratovaA. Dinamika sovladaniya i psihologicheskih zashchit v siblingovoj podsisteme // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. YUvenologiya. Sociokinetika. -2013. - T. 19. - № 3. - S. 150-152.
10. Lebedev A.P., Reunova A.A., Sevast'yanova U.YU, Kuftyak E.V. Adaptacionnye mekhanizmy detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. -2017. - № 2. - C. 169-173.
11. Nikol'skaya I.M., Granovskaya R.M. Psihologicheskaya zashchita u detej. - SPb.: Rech', 2000. - 507 s.
12. Ryzhov D.M. Razvitie nauchnyh predstavlenij
0 psihologicheskoj zashchite i ee issledovanie u detej mladshego shkol'nogo vozrasta // Psihologiya cheloveka. - 2013 [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa:https://psibook.com (data obrashcheniya 10.07.2018).
14. Skuratova A.V. Vedushchie mekhanizmy psihologicheskih zashchit u detej mladshego shkol'nogo vozrasta: dis. ... kand. psihol. nauk. - M., 2009.
15. Tashlykov VA. Psihologicheskaya zashchita u bol'nyh nevrozami i psihosomaticheskimi rasstrojstvami. - SPb., 1992. - 23 s.
16. CHernenko V.G., Golovina S.G. Osobennosti mekhanizmov psihologicheskoj zashchity u detej mladshego shkol'nogo vozrasta // Lichnost', sem'ya
1 obshchestvo: voprosy pedagogiki i psihologii: sb. st. po mater. XV mezhdunar. nauch.-prakt. konf. CHast' II. - Novosibirsk: SibAK, 2012. - C. 110-114.