Научная статья на тему 'Адаптационные механизмы у детей с ограниченными возможностями здоровья'

Адаптационные механизмы у детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1613
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ / НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / PSYCHOLOGICAL DEFENCE MECHANISMS / COPING BEHAVIOUR / ADAPTATION OPPORTUNITIES / CHILDREN WITH DISABILITIES / VISUAL IMPAIRMENTS / SPEECH DISORDERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лебедев Александр Петрович, Реунова Алёна Александровна, Севастьянова Ульяна Юрьевна, Куфтяк Елена Владимировна

В статье представлен анализ психологических защит и стратегий совладающего поведения, наиболее часто используемых детьми дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями зрения и тяжелыми нарушениями речи. Показана зависимость особенностей социальной адаптации и характеристик адаптированности у детей исследуемых групп от психологических защит и копинг-стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лебедев Александр Петрович, Реунова Алёна Александровна, Севастьянова Ульяна Юрьевна, Куфтяк Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation mechanisms in children with disabilities

The article presents an analysis of psychological defence and strategies of coping behaviour most often used by children of preschool and primary school age with visual impairments and severe speech disorders. The dependence of the features of social adaptation and adaptation characteristics of the children of the study groups on psychological defences and coping strategies is shown.

Текст научной работы на тему «Адаптационные механизмы у детей с ограниченными возможностями здоровья»

КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

УДК 159.922.7

Лебедев Александр Петрович Реунова Алена Александровна Севастьянова Ульяна Юрьевна

кандидат психологических наук

Куфтяк Елена Владимировна

доктор психологических наук, доцент Костромской государственный университет mr.alexandrlebedev@mail.ru, reunova_alena@mail.ru, ulyanakostroma@mail.ru, kuftyak@yandex.ru

АДАПТАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ*

В статье представлен анализ психологических защит и стратегий совладающего поведения, наиболее часто используемых детьми дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями зрения и тяжелыми нарушениями речи. Показана зависимость особенностей социальной адаптации и характеристик адаптированности у детей исследуемых групп от психологических защит и копинг-стратегий.

Ключевые слова: механизмы психологической защиты, совладающее поведение, адаптационные возможности, дети с ограниченными возможностями, нарушения зрения, нарушения речи.

Современный этап развития отечественного образования связан с началом реализации инклюзивной практики обучения, что непременно предъявляет особые требования к успешной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к образовательной среде. Адаптационный потенциал детей с ограниченными возможностями здоровья имеет серьезные ограничения ввиду наличия хронической ситуации болезни (дефекта) и как следствие измененных условий его жизнедеятельности. Все это влечет за собой изменение психофизиологических возможностей личности, социальной компетентности, сужение круга социальных контактов, большие трудности в поддержании отношений. В связи с этим ограничение возможностей по здоровью предъявляет требования к стрессоустойчивости и адаптивности человека.

По мнению А.Г. Маклакова под личностным адаптационным потенциалом понимаются индивидуально-психологические характеристики личности, что позволяет дифференцировать людей по степени устойчивости к стрессовым ситуациям [7]. С.А. Ларионова отмечает, что от адаптационных ресурсов личности зависит степень социально-психологической адаптированности [6].

Известно, что в процессе развития ребенка на него влияет целый ряд факторов, таких как особенности развития, темперамент, физическое и психическое здоровье, жизненный опыт и окружающая среда. В процессе развития у каждого ребенка формируется индивидуальный и уникальный стиль адаптивного поведения, управляющий состоянием и преодолевающий стрессовые ситуации. Адаптационные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья определяются особенностями их личностной сферы, степенью сохранности

систем организма и многими внешними факторами. Преодоление личностью ситуации хронического ограничения возможностей здоровья выступает как совладание со стрессами экстремального уровня [2]. В настоящее время при изучении поведения личности в трудной ситуации широко распространен подход с позиции анализа защитных механизмов и стратегий совладания как двух взаимосвязанных механизмов адаптационного процесса [4; 10]. Так, человек справляется со стрессом на сознательном и бессознательном уровне [11; 13]. От того, насколько хорошо человек управляет собственными адаптационными возможностями зависит его здоровье и благополучие.

Дефицит эмпирических знаний об особенностях психологических защит и стратегий совла-дания у детей с ограниченными возможностями здоровья ограничивает разработку эффективных программ поддержки, направленных на развитие адаптационного потенциала детей.

Процедура исследования

Наши исследования адаптационного поведения и его особенностей с учетом специфики ситуации нарушенного развития проводились в нескольких направлениях.

В первой серии исследования мы изучали особенности адаптивного поведения и социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста с типичным развитием и с нарушениями зрения (миопия, амблиопия, косоглазие). Рассматривалась специфика адаптивного поведения у детей с нарушениями зрения с разной степенью и характеристиками адаптированности.

Общую выборку составили 48 воспитанников подготовительных групп детских садов г. Кострома. Из них 23 мальчика и 25 девочек. 1 группу

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (проект № 16-36-00038).

© Лебедев А.П., Реунова A.A., Севастьянова УЮ., Куфтяк Е.В., 2017 Педагогика. Психология. Социокинетика № 2

169

исследования составили 26 детей, имеющих различные нарушения зрения (миопия, амблиопия, косоглазие) и посещающих специализированную группу детского сада. Из них 14 мальчиков и 12 девочек. Средний возраст 6 лет, 5 месяцев. 2 группу исследования составили 22 ребёнка с типичным развитием из общеобразовательных групп. Из них 9 мальчиков и 13 девочек. Средний возраст 6 лет, 7 месяцев.

Во второй серии исследования изучались особенности адаптивного поведения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР 2 и 3 уровня).

В исследовании приняли участие 12 детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, обусловленные тяжелыми нарушениями речи (ОНР 2, 3 уровней); 12 детей младшего школьного возраста с ОВЗ, обусловленные тяжелыми нарушениями речи (ОНР 2, 3 уровней).

Методики

Выраженность симптомов дезадаптации оценивалась экспертами с помощью модифицированной «Карты наблюдения Д. Стотта» (Т.В. Дороже-вец, 1995) [1]. Также для оценки адаптационных возможностей детей (эмоционально-личностных и социальных качеств личности) нами использовалась методика «Шкала рейтинга Стреляу». С помощью методики «Карта оценки детских защитных механизмов», разработанной на основе методики К. Перри и Р. Плутчика (модификация Е.В. Чумаковой, 1999) [12], изучены особенности выраженности механизмов психологической защиты у детей. Стратегии совладающего поведения детей оценивались с помощью опросника «Опросник копинг стратегий» авторов И.М. Никольской и Р.М. Грановской (2000), в модификации Е.В. Куф-тяк (2004) [5; 8]. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (О.А. Орехова, 1995) [9] использовался для исследования эмоциональной сферы детей в части высших эмоций социального генеза.

Математическая обработка полученных данных осуществлялась с использованием статистического пакета «Statistics 17.0». При обработке данных применялась первичная описательная статистика с использованием подсчета среднего арифметического (М) и вычисления стандартного отклонения, оценки значимости различий между группами по U-критерию Манна - Уитни.

Результаты исследования.

Анализ и обсуждение

Адаптивное поведение и социальная адаптация дошкольников с нарушениями зрения.

Адаптивное поведение детей с нарушениями зрения отличается от адаптивного поведения детей с типичным развитием. Дети с нарушением зрения в трудных ситуациях реже обращаются к использованию защитных механизмов: отрицание (U=93,5, р=0,0000), вытеснение (U=92,5, р=0,0000), регрессия (U=153,5, р=0,007), замещение (U=90,5, р=0,0000). Другие механизмы психологической защиты используются ими так же часто, или с меньшей интенсивностью, чем детьми с типичным развитием (табл. 1). Концепция механизмов психологической защиты Плутчика предполагает, что «существование защит позволяет косвенно измерить уровни внутриличностного конфликта, т.е. дезадаптированные люди должны использовать защиты в большей степени, чем адаптированные личности» [3]. Следовательно, можно предположить, что у детей с нарушением зрения внутриличностные конфликты менее выражены, и они являются более адаптированными к своей социальной среде.

Это подтверждается данными карты наблюдений Д. Стотта (таблица 2), согласно которым в группе детей с типичным развитием выше коэффициент дезадаптации (U=60,5, р=0,008). Также у детей с типичным развитием более проявлена ас-социальность (U=74,5, р=0,03), активность (в её деструктивных проявлениях) (U=51,5, р=0,002) и неуверенность (U=78,5, р=0,038). У детей из группы с типичным развитием эмоциональный фон (по

Таблица 1

Выбор психологических защит детьми

Психологические Дети с нарушением зрения Дети с типичным развитием U p

защиты Mean Std. Dev. Mean Std. Dev. (<0,05)

Отрицание 3,08 2,08 5,6 1,87 39 0,0002**

Вытеснение 2,16 1,86 4,25 1,35 56,5 0,002*

Замещение 1,36 2,05 5 1,9 29 0,00005**

Регрессия 0,88 1,23 2,83 1,52 44 0,0003**

Проекция 0,68 1,02 2,58 2,23 65,5 0,003*

Компенсация 4,4 1,6 5,2 1,71 112 0,22

Интеллектуализация 4,2 1,68 4,25 2,09 142,5 0,81

Формирование реакции 2,44 1,22 2,75 2,13 135 0,64

Примечание: * - р < 0,05 (критерий Манна-Уитни).

Таблица 2

Проявление симптомокомплексов социальной дезадаптации

Симптомокомплекс Дети с нарушением зрения Дети с типичным развитием U Р-level

Mean Std. Dev Mean Std. Dev

Асоциальность 1,2 2,5 2,1 1,1 74,5 0,03*

Инфантильно сть 3,1 1,6 2,2 1,6 71 0,022*

Подчиняемость 1,7 1,5 3,6 1,3 99 0,17

Активность 1,4 1,5 3 1,4 51,5 0,002*

Неуверенность 1 1,3 1,8 1,3 78,5 0,038*

Коэффициент дезадаптации 8,5 6,2 12,7 3,8 60,5 0,008*

Примечание: * - р < 0,05 (критерий Манна-Уитни).

Таблица 3

Общие показатели выраженности копинг-стратегий у детей

Копинг-стратегии Дети с типичным развитием Дети с нарушением зрения Std. Dev. U P (<0,05)

Mean Mean

Рефлексивный уход 2,4 1,48 1,01 61 0,006*

Пассивное отвлечение 4 2,68 1,06 49 0,002*

Деструктивная эмоциональная экспрессия 2,3 1,08 0,87 77 0,035*

Активно-деятельностное отвлечение 5,2 3,72 1,29 46 0,001*

Эмоциональные контакты с целью получения поддержки 2,8 2,6 0,59 109 0,057

Примечание: * - р < 0,05 (критерий Манна-Уитни).

данным методики «Домики») ниже, чем в группе детей с нарушением зрения (и=48, р<0,03).

В свою очередь дети с нарушением зрения более инфантильны (и=71, р=0,022). При этом преобладающими у них являются такие зрелые механизмы психологической защиты как интеллектуализация и компенсация (табл. 1). Оценивая адаптационные возможности детей по методике «Шкала рейтинга Стреляу» мы обнаружили, что дошкольники с типичным развитием конструктивней реагировали на удачи и неудачи (и=92,5, р<0,03), были более инициативны (Ц=77,5, р<0,007), были более устойчивы при выполнении трудного задания (Ц=90,5, р<0,02), и при выполнении независимых, ответственных функций (и=84,5, р<0,02). Это говорит о более развитой волевой сфере, саморегуляции дошкольников с типичным развитием, и соответствует данным об инфантилизации дошкольников с нарушением зрения.

На эмоционально-волевую незрелость и инфантильность дошкольников с нарушением зрения указывает и повышенный, по сравнению с детьми с типичным развитием, показатель потенциальной агрессии (и=43, р=0,037), т.е. дети ещё не могут в достаточной степени управлять своими эмоциями и импульсивными вспышками. Мы объясняем это тормозящим влиянием дефекта на психоэмоциональное развитие детей, учитывая ту роль, которое играет зрение в социальном взаимодействии, развитии социальных эмоций и их последующей регуляции.

Дошкольники с нарушением зрения используют копинг-стратегии менее интенсивно, чем дети с типичным развитием (табл. 3). Это прямо не указывает на то, что дети с нарушением зрения реже сталкиваются со стрессовыми событиями в своей ситуации жизнедеятельности, однако в контексте изложенных выше данных, мы можем сделать предположение, что их ситуация жизнедеятельности менее стрессогенна и психотравматична, чем у детей с типичным развитием.

Можно отметить, что дети с типичным развитием, как и дети с нарушением зрения, для борьбы со стрессом предпочитают использовать активно-де-ятельностное отвлечение («гуляю, играю, рисую» и т.д.) и пассивное отвлечение («стараюсь забыть, сплю, ем» и т.д.).

Чтобы подробней разобраться в связях адаптивного поведения и особенностей адаптации дошкольников с нарушением зрения мы обратимся к корреляционному анализу (г-Спирмена). Была установлена прямая связь показателя адаптации «Асоциальность» с выбором стратегии Рефлексивный уход (Д=0,453, р=0,023). Положительная корреляция может говорить о рефлексивном уходе как ресурсе борьбы с ассоциальностью, т.е. когда ас-социальность повышается, этот ресурс используется активнее, а когда ассоциальность снижается, потребность в нём падает и он используется реже. На это могут указывать низкие показатели как асоциальности, так рефлексивного ухода в группе дошкольников с нарушением зрения. Этим же ме-

Педагогика. Психология. Социокинетика № 2

171

ханизмом можно объяснить то, что асоциальность положительно коррелирует с использованием стратегии Активно-деятельностное отвлечение (Я=0,453, р=0,023).

Обнаружена прямая связь между «Асоциально-стью» и стратегией Деструктивная эмоциональная экспрессия ^=0,453, р=0,023). Использование стратегии Деструктивная эмоциональная экспрессия часто выражается в поведенческих реакциях не соответствующих правилам поведения в обществе, и ведет к возрастанию асоциального поведения дошкольников с нарушением зрения. Это предположение подтверждается прямой корреляционной связью между коэффициентом дезадаптации и ко-пинг-стратегий Деструктивная эмоциональная экспрессия ^=0,453, р=0,023).

«Активность» положительно коррелирует с психологической защитой Отрицание ^=0,4, р=0,047). Мы предполагаем, что дети с нарушением зрения в своем поведении проявляют активность, чтобы привлечь к себе внимание и получить расположение взрослых и детей, однако, их действия не всегда будут соответствовать правилам и нормам, но дети отказываются принимать тот факт, что их поступки провоцируют возникновение проблемной ситуации.

Психологические защиты детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Дети с тяжелыми нарушениями речи переживают социально-психологические трудности, которые зависят как от степени проявления дефекта, так и от наличия/отсутствия у детей определенных коммуникативных навыков и умений и от их личностных особенностей.

Проведен количественный анализ основных защитных механизмов актуальных для детей с тяжелыми нарушениями речи (табл. 4).

При оценке результатов методики «Карта оценки детских защитных механизмов» мы выявили два наиболее часто встречаемых защитных механизма у детей дошкольного возраста с тяжелыми

нарушениями речи - это замещение и вытеснение (и=6,04, р=0,05; и=6,54, р=0,003), в результате которых дети стремятся уйти от неприятных переживаний. Замещение - это перенос реакции с недоступного на доступный объект или замена неприемлемого действия - приемлемым. Вытеснение, отвлечение или переключение мыслей на другие также свойственно детям. Эти данные соотносятся с исследованиями И.М. Никольской, Р.М. Грановской, в которых указано, что наиболее предпочитаемыми защитами данного возраста являются замещение, вытеснение, регрессия [8].

По результатам методики «Карта оценки детских защитных механизмов» у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи было установлено, что наиболее часто используемыми механизмами защиты являются регрессия и интеллектуализация (М=4,14, р=0,003; М=4,3, р=0,001). Интеллектуализация, связанная с развитием речи и логического мышления, выдвигает ментальную активность на более высокий уровень усвоения действительности. Ребенок имеет возможность переоценить нежелательную информацию удобным для себя образом.

Внешними проявлениями защиты по типу интеллектуализации является склонность ребенка к рассуждениям, стремление объяснять с логической точки зрения мотивы своих поступков, эмоциональная сдержанность. Данный вид защиты характерен для детей более старшего возраста. Хочется отметить, что дети, участвовавшие в исследовании, получали коррекционную помощь в специализированной группе, что включало в себя, в том числе, и развитие логического мышления ребенка (в качестве компенсаторных возможностей). Вероятно, формирование логического мышления у испытуемых сказалось также и на защитном реагировании.

Кроме того, младший школьный возраст, в отличие от дошкольного возраста является периодом повышенных требований со стороны взрослых, что заставляет детей, с одной стороны, демонстрировать ожидаемые формы поведения (применение

Таблица 4

Выбор психологических защит детьми с тяжелыми нарушениями речи

Психологические защиты Дети дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи Дети школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи p (<0,05)

Mean(SD) Mean (SD)

Отрицание 3,52 (2,08) 0,32 (1,16) 0,15

Вытеснение 6,54 (2,69) 2,6 (1,9) 0,003**

Замещение 6,04 (2,08) 3,5 (1,23) 0,05*

Регрессия 2,12 (1,12) 4,14 (1,86) 0,003**

Проекция 0,24 (1,23) 0,26 (1,26) 0,24

Компенсация 0,38 (1,18) 0,36 (1,24) 0,84

Интеллектуализация 2,2 (2,02) 4,3 (2,18) 0,001***

Формирование реакции 0,36 (1,64) 0,44 (1,38) 0,38

Примечание: * - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р <= 0,001 (критерий Манна-Уитни).

механизма защиты интеллектуализация), с другой стороны, противостоять им, что выражается в инфантильном поведении и использовании механизма регрессии.

При исследовании половых различий в применении защитных механизмов значимых различий не выявлено.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Успешность адаптации и характеристики адаптированности дошкольников с нарушением зрения зависят не только и не столько от особенностей психического развития, ограниченных физических возможностей, сколько от психологического и эмоционального климата социальной среды, в которой они находятся, степени её «теплоты» и принятия личности воспитанника, свободы проявления себя.

2. Для дошкольников с нарушениями зрения характерна эмоционально-волевая незрелость и инфантильность, что отличает их от дошкольников с типичным развитием.

3. Психологические защиты детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи имеет свою специфику: для детей дошкольного возраста характерны замещение и вытеснение, а для детей младшего школьного возраста - регрессия и интеллектуализация.

4. Механизмы психологической защиты могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на адаптацию и эмоциональное состояние детей. Это лишь орудия, инструменты безопасности психики, а их положительное или отрицательное влияние определяется контекстом ситуации применения.

Библиографический список

1. Дорожевец Т.В. Изучение школьной дезадаптации. - Витебск, 1995. - 182 с.

2. Иванова Е.А. Психологические факторы преодоления жизненных трудностей инвалидами по зрению: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2010. - 22 с.

3. Кружкова О.В., Шахматова О.Н. Психологические защиты личности. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. -153 с.

4. Куфтяк Е.В., Лебедев А.П., Реунова А.А. Психологические защитные механизмы и совла-дающее поведение как адаптационные ресурсы

лиц с особыми потребностями // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сб. статей междунар. науч.-практ. конф. В 8 ч. Ч. 3 / под ред. В.С. Белгородского, О.В. Ка-щеева, В.В. Зотова, И.В. Антоненко. - М.: ФГБОУ ВО «МГУДТ», 2016. - С. 210-215.

5. Куфтяк Е.В. Психологическое здоровье и защитные механизмы (психологические защиты и совладание) в детском возрасте // Психологические исследования. - 2016. - Т. 9. - № 49. - С. 4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// psystudy.ru (дата обращения: 03.05.2017).

6. Ларионова С.А. Концептуальная модель социально-психологической адаптации личности // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 г. В 8 Т. - СПб., 2003. -Т. 5. - С. 39-42.

7. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 1. - С. 16-24.

8. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. - СПб.: Речь, 2000.

9. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. - СПб., 2002.- 112 с.

10. Севастьянова У.Ю. Исследование совлада-ющего поведения и психологических защит детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи // Теория и методика обучения и воспитания в условиях многоуровневого образования: сб. науч. трудов аспирантов, магистрантов и молодых ученых / науч. ред. А.И. Тимонин. - Кострома: КГУ им Н.А. Некрасова, 2015. - С. 176-180.

11. Сергиенко Е.А. Контроль поведения и защитные механизмы // Психология совладающего поведения: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Кострома, 23-25 сент. 2010 г.: в 2 т. / отв. ред. Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, С.А. Хазо-ва. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. -Т. 1. - C. 65-67.

12. Чумакова Е.В. Психологическая защита личности в системе детско-родительского взаимодействия: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1999. -184 с.

13. Cramer P. Coping and defense mechanisms: What's the difference? // Journal of Personality. -1998. - Vol. 66(6). - P. 919-994.

Педагогика. Психология. Социокинетика J №2

173

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.