КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
УДК 159.922.7
Лебедев Александр Петрович Реунова Алена Александровна Севастьянова Ульяна Юрьевна
кандидат психологических наук
Куфтяк Елена Владимировна
доктор психологических наук, доцент Костромской государственный университет mr.alexandrlebedev@mail.ru, reunova_alena@mail.ru, ulyanakostroma@mail.ru, kuftyak@yandex.ru
АДАПТАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ*
В статье представлен анализ психологических защит и стратегий совладающего поведения, наиболее часто используемых детьми дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями зрения и тяжелыми нарушениями речи. Показана зависимость особенностей социальной адаптации и характеристик адаптированности у детей исследуемых групп от психологических защит и копинг-стратегий.
Ключевые слова: механизмы психологической защиты, совладающее поведение, адаптационные возможности, дети с ограниченными возможностями, нарушения зрения, нарушения речи.
Современный этап развития отечественного образования связан с началом реализации инклюзивной практики обучения, что непременно предъявляет особые требования к успешной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к образовательной среде. Адаптационный потенциал детей с ограниченными возможностями здоровья имеет серьезные ограничения ввиду наличия хронической ситуации болезни (дефекта) и как следствие измененных условий его жизнедеятельности. Все это влечет за собой изменение психофизиологических возможностей личности, социальной компетентности, сужение круга социальных контактов, большие трудности в поддержании отношений. В связи с этим ограничение возможностей по здоровью предъявляет требования к стрессоустойчивости и адаптивности человека.
По мнению А.Г. Маклакова под личностным адаптационным потенциалом понимаются индивидуально-психологические характеристики личности, что позволяет дифференцировать людей по степени устойчивости к стрессовым ситуациям [7]. С.А. Ларионова отмечает, что от адаптационных ресурсов личности зависит степень социально-психологической адаптированности [6].
Известно, что в процессе развития ребенка на него влияет целый ряд факторов, таких как особенности развития, темперамент, физическое и психическое здоровье, жизненный опыт и окружающая среда. В процессе развития у каждого ребенка формируется индивидуальный и уникальный стиль адаптивного поведения, управляющий состоянием и преодолевающий стрессовые ситуации. Адаптационные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья определяются особенностями их личностной сферы, степенью сохранности
систем организма и многими внешними факторами. Преодоление личностью ситуации хронического ограничения возможностей здоровья выступает как совладание со стрессами экстремального уровня [2]. В настоящее время при изучении поведения личности в трудной ситуации широко распространен подход с позиции анализа защитных механизмов и стратегий совладания как двух взаимосвязанных механизмов адаптационного процесса [4; 10]. Так, человек справляется со стрессом на сознательном и бессознательном уровне [11; 13]. От того, насколько хорошо человек управляет собственными адаптационными возможностями зависит его здоровье и благополучие.
Дефицит эмпирических знаний об особенностях психологических защит и стратегий совла-дания у детей с ограниченными возможностями здоровья ограничивает разработку эффективных программ поддержки, направленных на развитие адаптационного потенциала детей.
Процедура исследования
Наши исследования адаптационного поведения и его особенностей с учетом специфики ситуации нарушенного развития проводились в нескольких направлениях.
В первой серии исследования мы изучали особенности адаптивного поведения и социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста с типичным развитием и с нарушениями зрения (миопия, амблиопия, косоглазие). Рассматривалась специфика адаптивного поведения у детей с нарушениями зрения с разной степенью и характеристиками адаптированности.
Общую выборку составили 48 воспитанников подготовительных групп детских садов г. Кострома. Из них 23 мальчика и 25 девочек. 1 группу
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (проект № 16-36-00038).
© Лебедев А.П., Реунова A.A., Севастьянова УЮ., Куфтяк Е.В., 2017 Педагогика. Психология. Социокинетика № 2
169
исследования составили 26 детей, имеющих различные нарушения зрения (миопия, амблиопия, косоглазие) и посещающих специализированную группу детского сада. Из них 14 мальчиков и 12 девочек. Средний возраст 6 лет, 5 месяцев. 2 группу исследования составили 22 ребёнка с типичным развитием из общеобразовательных групп. Из них 9 мальчиков и 13 девочек. Средний возраст 6 лет, 7 месяцев.
Во второй серии исследования изучались особенности адаптивного поведения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР 2 и 3 уровня).
В исследовании приняли участие 12 детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, обусловленные тяжелыми нарушениями речи (ОНР 2, 3 уровней); 12 детей младшего школьного возраста с ОВЗ, обусловленные тяжелыми нарушениями речи (ОНР 2, 3 уровней).
Методики
Выраженность симптомов дезадаптации оценивалась экспертами с помощью модифицированной «Карты наблюдения Д. Стотта» (Т.В. Дороже-вец, 1995) [1]. Также для оценки адаптационных возможностей детей (эмоционально-личностных и социальных качеств личности) нами использовалась методика «Шкала рейтинга Стреляу». С помощью методики «Карта оценки детских защитных механизмов», разработанной на основе методики К. Перри и Р. Плутчика (модификация Е.В. Чумаковой, 1999) [12], изучены особенности выраженности механизмов психологической защиты у детей. Стратегии совладающего поведения детей оценивались с помощью опросника «Опросник копинг стратегий» авторов И.М. Никольской и Р.М. Грановской (2000), в модификации Е.В. Куф-тяк (2004) [5; 8]. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (О.А. Орехова, 1995) [9] использовался для исследования эмоциональной сферы детей в части высших эмоций социального генеза.
Математическая обработка полученных данных осуществлялась с использованием статистического пакета «Statistics 17.0». При обработке данных применялась первичная описательная статистика с использованием подсчета среднего арифметического (М) и вычисления стандартного отклонения, оценки значимости различий между группами по U-критерию Манна - Уитни.
Результаты исследования.
Анализ и обсуждение
Адаптивное поведение и социальная адаптация дошкольников с нарушениями зрения.
Адаптивное поведение детей с нарушениями зрения отличается от адаптивного поведения детей с типичным развитием. Дети с нарушением зрения в трудных ситуациях реже обращаются к использованию защитных механизмов: отрицание (U=93,5, р=0,0000), вытеснение (U=92,5, р=0,0000), регрессия (U=153,5, р=0,007), замещение (U=90,5, р=0,0000). Другие механизмы психологической защиты используются ими так же часто, или с меньшей интенсивностью, чем детьми с типичным развитием (табл. 1). Концепция механизмов психологической защиты Плутчика предполагает, что «существование защит позволяет косвенно измерить уровни внутриличностного конфликта, т.е. дезадаптированные люди должны использовать защиты в большей степени, чем адаптированные личности» [3]. Следовательно, можно предположить, что у детей с нарушением зрения внутриличностные конфликты менее выражены, и они являются более адаптированными к своей социальной среде.
Это подтверждается данными карты наблюдений Д. Стотта (таблица 2), согласно которым в группе детей с типичным развитием выше коэффициент дезадаптации (U=60,5, р=0,008). Также у детей с типичным развитием более проявлена ас-социальность (U=74,5, р=0,03), активность (в её деструктивных проявлениях) (U=51,5, р=0,002) и неуверенность (U=78,5, р=0,038). У детей из группы с типичным развитием эмоциональный фон (по
Таблица 1
Выбор психологических защит детьми
Психологические Дети с нарушением зрения Дети с типичным развитием U p
защиты Mean Std. Dev. Mean Std. Dev. (<0,05)
Отрицание 3,08 2,08 5,6 1,87 39 0,0002**
Вытеснение 2,16 1,86 4,25 1,35 56,5 0,002*
Замещение 1,36 2,05 5 1,9 29 0,00005**
Регрессия 0,88 1,23 2,83 1,52 44 0,0003**
Проекция 0,68 1,02 2,58 2,23 65,5 0,003*
Компенсация 4,4 1,6 5,2 1,71 112 0,22
Интеллектуализация 4,2 1,68 4,25 2,09 142,5 0,81
Формирование реакции 2,44 1,22 2,75 2,13 135 0,64
Примечание: * - р < 0,05 (критерий Манна-Уитни).
Таблица 2
Проявление симптомокомплексов социальной дезадаптации
Симптомокомплекс Дети с нарушением зрения Дети с типичным развитием U Р-level
Mean Std. Dev Mean Std. Dev
Асоциальность 1,2 2,5 2,1 1,1 74,5 0,03*
Инфантильно сть 3,1 1,6 2,2 1,6 71 0,022*
Подчиняемость 1,7 1,5 3,6 1,3 99 0,17
Активность 1,4 1,5 3 1,4 51,5 0,002*
Неуверенность 1 1,3 1,8 1,3 78,5 0,038*
Коэффициент дезадаптации 8,5 6,2 12,7 3,8 60,5 0,008*
Примечание: * - р < 0,05 (критерий Манна-Уитни).
Таблица 3
Общие показатели выраженности копинг-стратегий у детей
Копинг-стратегии Дети с типичным развитием Дети с нарушением зрения Std. Dev. U P (<0,05)
Mean Mean
Рефлексивный уход 2,4 1,48 1,01 61 0,006*
Пассивное отвлечение 4 2,68 1,06 49 0,002*
Деструктивная эмоциональная экспрессия 2,3 1,08 0,87 77 0,035*
Активно-деятельностное отвлечение 5,2 3,72 1,29 46 0,001*
Эмоциональные контакты с целью получения поддержки 2,8 2,6 0,59 109 0,057
Примечание: * - р < 0,05 (критерий Манна-Уитни).
данным методики «Домики») ниже, чем в группе детей с нарушением зрения (и=48, р<0,03).
В свою очередь дети с нарушением зрения более инфантильны (и=71, р=0,022). При этом преобладающими у них являются такие зрелые механизмы психологической защиты как интеллектуализация и компенсация (табл. 1). Оценивая адаптационные возможности детей по методике «Шкала рейтинга Стреляу» мы обнаружили, что дошкольники с типичным развитием конструктивней реагировали на удачи и неудачи (и=92,5, р<0,03), были более инициативны (Ц=77,5, р<0,007), были более устойчивы при выполнении трудного задания (Ц=90,5, р<0,02), и при выполнении независимых, ответственных функций (и=84,5, р<0,02). Это говорит о более развитой волевой сфере, саморегуляции дошкольников с типичным развитием, и соответствует данным об инфантилизации дошкольников с нарушением зрения.
На эмоционально-волевую незрелость и инфантильность дошкольников с нарушением зрения указывает и повышенный, по сравнению с детьми с типичным развитием, показатель потенциальной агрессии (и=43, р=0,037), т.е. дети ещё не могут в достаточной степени управлять своими эмоциями и импульсивными вспышками. Мы объясняем это тормозящим влиянием дефекта на психоэмоциональное развитие детей, учитывая ту роль, которое играет зрение в социальном взаимодействии, развитии социальных эмоций и их последующей регуляции.
Дошкольники с нарушением зрения используют копинг-стратегии менее интенсивно, чем дети с типичным развитием (табл. 3). Это прямо не указывает на то, что дети с нарушением зрения реже сталкиваются со стрессовыми событиями в своей ситуации жизнедеятельности, однако в контексте изложенных выше данных, мы можем сделать предположение, что их ситуация жизнедеятельности менее стрессогенна и психотравматична, чем у детей с типичным развитием.
Можно отметить, что дети с типичным развитием, как и дети с нарушением зрения, для борьбы со стрессом предпочитают использовать активно-де-ятельностное отвлечение («гуляю, играю, рисую» и т.д.) и пассивное отвлечение («стараюсь забыть, сплю, ем» и т.д.).
Чтобы подробней разобраться в связях адаптивного поведения и особенностей адаптации дошкольников с нарушением зрения мы обратимся к корреляционному анализу (г-Спирмена). Была установлена прямая связь показателя адаптации «Асоциальность» с выбором стратегии Рефлексивный уход (Д=0,453, р=0,023). Положительная корреляция может говорить о рефлексивном уходе как ресурсе борьбы с ассоциальностью, т.е. когда ас-социальность повышается, этот ресурс используется активнее, а когда ассоциальность снижается, потребность в нём падает и он используется реже. На это могут указывать низкие показатели как асоциальности, так рефлексивного ухода в группе дошкольников с нарушением зрения. Этим же ме-
Педагогика. Психология. Социокинетика № 2
171
ханизмом можно объяснить то, что асоциальность положительно коррелирует с использованием стратегии Активно-деятельностное отвлечение (Я=0,453, р=0,023).
Обнаружена прямая связь между «Асоциально-стью» и стратегией Деструктивная эмоциональная экспрессия ^=0,453, р=0,023). Использование стратегии Деструктивная эмоциональная экспрессия часто выражается в поведенческих реакциях не соответствующих правилам поведения в обществе, и ведет к возрастанию асоциального поведения дошкольников с нарушением зрения. Это предположение подтверждается прямой корреляционной связью между коэффициентом дезадаптации и ко-пинг-стратегий Деструктивная эмоциональная экспрессия ^=0,453, р=0,023).
«Активность» положительно коррелирует с психологической защитой Отрицание ^=0,4, р=0,047). Мы предполагаем, что дети с нарушением зрения в своем поведении проявляют активность, чтобы привлечь к себе внимание и получить расположение взрослых и детей, однако, их действия не всегда будут соответствовать правилам и нормам, но дети отказываются принимать тот факт, что их поступки провоцируют возникновение проблемной ситуации.
Психологические защиты детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Дети с тяжелыми нарушениями речи переживают социально-психологические трудности, которые зависят как от степени проявления дефекта, так и от наличия/отсутствия у детей определенных коммуникативных навыков и умений и от их личностных особенностей.
Проведен количественный анализ основных защитных механизмов актуальных для детей с тяжелыми нарушениями речи (табл. 4).
При оценке результатов методики «Карта оценки детских защитных механизмов» мы выявили два наиболее часто встречаемых защитных механизма у детей дошкольного возраста с тяжелыми
нарушениями речи - это замещение и вытеснение (и=6,04, р=0,05; и=6,54, р=0,003), в результате которых дети стремятся уйти от неприятных переживаний. Замещение - это перенос реакции с недоступного на доступный объект или замена неприемлемого действия - приемлемым. Вытеснение, отвлечение или переключение мыслей на другие также свойственно детям. Эти данные соотносятся с исследованиями И.М. Никольской, Р.М. Грановской, в которых указано, что наиболее предпочитаемыми защитами данного возраста являются замещение, вытеснение, регрессия [8].
По результатам методики «Карта оценки детских защитных механизмов» у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи было установлено, что наиболее часто используемыми механизмами защиты являются регрессия и интеллектуализация (М=4,14, р=0,003; М=4,3, р=0,001). Интеллектуализация, связанная с развитием речи и логического мышления, выдвигает ментальную активность на более высокий уровень усвоения действительности. Ребенок имеет возможность переоценить нежелательную информацию удобным для себя образом.
Внешними проявлениями защиты по типу интеллектуализации является склонность ребенка к рассуждениям, стремление объяснять с логической точки зрения мотивы своих поступков, эмоциональная сдержанность. Данный вид защиты характерен для детей более старшего возраста. Хочется отметить, что дети, участвовавшие в исследовании, получали коррекционную помощь в специализированной группе, что включало в себя, в том числе, и развитие логического мышления ребенка (в качестве компенсаторных возможностей). Вероятно, формирование логического мышления у испытуемых сказалось также и на защитном реагировании.
Кроме того, младший школьный возраст, в отличие от дошкольного возраста является периодом повышенных требований со стороны взрослых, что заставляет детей, с одной стороны, демонстрировать ожидаемые формы поведения (применение
Таблица 4
Выбор психологических защит детьми с тяжелыми нарушениями речи
Психологические защиты Дети дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи Дети школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи p (<0,05)
Mean(SD) Mean (SD)
Отрицание 3,52 (2,08) 0,32 (1,16) 0,15
Вытеснение 6,54 (2,69) 2,6 (1,9) 0,003**
Замещение 6,04 (2,08) 3,5 (1,23) 0,05*
Регрессия 2,12 (1,12) 4,14 (1,86) 0,003**
Проекция 0,24 (1,23) 0,26 (1,26) 0,24
Компенсация 0,38 (1,18) 0,36 (1,24) 0,84
Интеллектуализация 2,2 (2,02) 4,3 (2,18) 0,001***
Формирование реакции 0,36 (1,64) 0,44 (1,38) 0,38
Примечание: * - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р <= 0,001 (критерий Манна-Уитни).
механизма защиты интеллектуализация), с другой стороны, противостоять им, что выражается в инфантильном поведении и использовании механизма регрессии.
При исследовании половых различий в применении защитных механизмов значимых различий не выявлено.
Заключение
1. Успешность адаптации и характеристики адаптированности дошкольников с нарушением зрения зависят не только и не столько от особенностей психического развития, ограниченных физических возможностей, сколько от психологического и эмоционального климата социальной среды, в которой они находятся, степени её «теплоты» и принятия личности воспитанника, свободы проявления себя.
2. Для дошкольников с нарушениями зрения характерна эмоционально-волевая незрелость и инфантильность, что отличает их от дошкольников с типичным развитием.
3. Психологические защиты детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи имеет свою специфику: для детей дошкольного возраста характерны замещение и вытеснение, а для детей младшего школьного возраста - регрессия и интеллектуализация.
4. Механизмы психологической защиты могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на адаптацию и эмоциональное состояние детей. Это лишь орудия, инструменты безопасности психики, а их положительное или отрицательное влияние определяется контекстом ситуации применения.
Библиографический список
1. Дорожевец Т.В. Изучение школьной дезадаптации. - Витебск, 1995. - 182 с.
2. Иванова Е.А. Психологические факторы преодоления жизненных трудностей инвалидами по зрению: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2010. - 22 с.
3. Кружкова О.В., Шахматова О.Н. Психологические защиты личности. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. -153 с.
4. Куфтяк Е.В., Лебедев А.П., Реунова А.А. Психологические защитные механизмы и совла-дающее поведение как адаптационные ресурсы
лиц с особыми потребностями // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сб. статей междунар. науч.-практ. конф. В 8 ч. Ч. 3 / под ред. В.С. Белгородского, О.В. Ка-щеева, В.В. Зотова, И.В. Антоненко. - М.: ФГБОУ ВО «МГУДТ», 2016. - С. 210-215.
5. Куфтяк Е.В. Психологическое здоровье и защитные механизмы (психологические защиты и совладание) в детском возрасте // Психологические исследования. - 2016. - Т. 9. - № 49. - С. 4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// psystudy.ru (дата обращения: 03.05.2017).
6. Ларионова С.А. Концептуальная модель социально-психологической адаптации личности // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 г. В 8 Т. - СПб., 2003. -Т. 5. - С. 39-42.
7. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 1. - С. 16-24.
8. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. - СПб.: Речь, 2000.
9. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. - СПб., 2002.- 112 с.
10. Севастьянова У.Ю. Исследование совлада-ющего поведения и психологических защит детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи // Теория и методика обучения и воспитания в условиях многоуровневого образования: сб. науч. трудов аспирантов, магистрантов и молодых ученых / науч. ред. А.И. Тимонин. - Кострома: КГУ им Н.А. Некрасова, 2015. - С. 176-180.
11. Сергиенко Е.А. Контроль поведения и защитные механизмы // Психология совладающего поведения: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Кострома, 23-25 сент. 2010 г.: в 2 т. / отв. ред. Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, С.А. Хазо-ва. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. -Т. 1. - C. 65-67.
12. Чумакова Е.В. Психологическая защита личности в системе детско-родительского взаимодействия: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1999. -184 с.
13. Cramer P. Coping and defense mechanisms: What's the difference? // Journal of Personality. -1998. - Vol. 66(6). - P. 919-994.
Педагогика. Психология. Социокинетика J №2
173