Научная статья на тему 'Взаимосвязь показателей интеллекта и стратегий копинг-поведения студентов'

Взаимосвязь показателей интеллекта и стратегий копинг-поведения студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1114
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ / СТРАТЕГИИ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ / КОНСТРУКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ / НЕКОНСТРУКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ / КОНФРОНТАТИВНЫЙ КОПИНГ / ПОИСК СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ / ПЛАНИРОВАНИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ / САМОКОНТРОЛЬ / ДИТАНЦИРОВАНИЕ / ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ПЕРЕОЦЕНКА / ПРИНЯТИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / БЕГСТВО-ИЗБЕГАНИЕ / INTELLIGENCE / COPING BEHAVIOR / STRATEGIES OF COPING BEHAVIOR / CONSTRUCTIVE STRATEGIES OF COPING BEHAVIOR / NON-CONSTRUCTIVE STRATEGIES OF COPING BEHAVIOR KONFRONTATIVNY COPING / SEARCH FOR SOCIAL SUPPORT / PLANNING SOLUTION TO THE PROBLEM / SELF-CONTROL / DITANTSIROVANIE / POSITIVE REVALUATION / ACCEPTING RESPONSIBILITY / ESCAPE-AVOIDANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Борисова Ирина Вадимовна, Нутрикова Мария Алексеевна, Цыганкова Татьяна Николаевна

В статье рассматриваются некоторые аспекты проблематики совладающего поведения (копинг-поведения) и представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи показателей интеллекта и стратегий копинг-поведения студентов, получающих педагогическое образование на физико-математическом факультете. Выявлено, что показатели интеллекта студентов в ходе обучения повышаются. Установлено, что студенты 5 курса значимо чаще используют планирование в решении проблемы и положительную переоценку в трудной стрессовой ситуации, по сравнению со студентами 1 курса. Доказано, что показатели психометрического интеллекта значимо связаны с положительной переоценкой, принятием ответственности, планированием решения проблемы в трудных стрессовых ситуациях. Связей показателей психометрического интеллекта с конфронтативным копингом, поиском социальной поддержки, бегством-избеганием не выявлено.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Борисова Ирина Вадимовна, Нутрикова Мария Алексеевна, Цыганкова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP IQ AND STRATEGIES COPING BEHAVIOR OF STUDENTS

The article discusses some aspects of the problems of coping (coping behavior), and presents the results of empirical research of the relationship indicators of intelligence and strategies of coping behavior of students who receive teacher training in physics and mathematics faculty. It was revealed that the performance of students in the training of intelligence are increased. It was found that the planning of the course, students 5 significantly more likely to use in solving the problem and positive revaluation in difficult stressful situation, compared to the 1st year students. It is proved that the performance of psychometric intelligence was significantly associated with a positive revaluation, taking responsibility, planning problem solutions in difficult stressful situations. Relations with the psychometric intelligence indicators konfrontativnym coping, seeking social support, escape-avoidance is not revealed.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь показателей интеллекта и стратегий копинг-поведения студентов»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА

И СТРАТЕГИЙ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ

И.В. Борисова, М.А. Нутрикова, Т.Н. Цыганкова

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аспекты проблематики совладающего поведения (копинг-поведения) и представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи показателей интеллекта и стратегий копинг-поведения студентов, получающих педагогическое образование на физико-математическом факультете. Выявлено, что показатели интеллекта студентов в ходе обучения повышаются. Установлено, что студенты 5 курса значимо чаще используют планирование в решении проблемы и положительную переоценку в трудной стрессовой ситуации, по сравнению со студентами 1 курса. Доказано, что показатели психометрического интеллекта значимо связаны с положительной переоценкой, принятием ответственности, планированием решения проблемы в трудных стрессовых ситуациях. Связей показателей психометрического интеллекта с конфронтативным копингом, поиском социальной поддержки, бегством-избеганием не выявлено.

Ключевые слова: интеллект, копинг-поведение, стратегии копинг-поведения, конструктивные стратегии копинг-поведения, неконструктивные стратегии копинг-поведения, конфронтативный копинг, поиск социальной поддержки, планирование решения проблемы, самоконтроль, дитанцирование, положительная переоценка, принятие ответственности, бегство-избегание.

RELATIONSHIP IQ AND STRATEGIES COPING BEHAVIOR OF STUDENTS

I. Borisova, M. Nutrikova, T. Tsygankova

Abstract. The article discusses some aspects of the problems of coping (coping behavior), and presents the results of empirical research of the relationship indicators of intelligence and strategies of coping behavior of students who receive teacher training in physics and mathematics faculty. It was revealed that the performance of students in the training of intelligence are increased. It was found that the planning of the course, students 5 significantly more likely to use in solving the problem and positive revaluation in difficult stressful situation, compared to the 1st year students. It is proved that the performance of psychometric intelligence was significantly associated with a positive revaluation, taking responsibility, planning problem solutions in difficult stressful situations. Relations with the psychometric intelligence indicators konfrontativnym coping, seeking social support, escape-avoidance is not revealed.

Keywords: intelligence, coping behavior, strategies of coping behavior, constructive strategies of coping behavior, non-constructive strategies of coping behavior konfrontativny coping, search for social support, planning solution to the problem, self-control, ditantsirovanie, positive revaluation, accepting responsibility, escape-avoidance.

Каждый человек встречается в своей жизни с трудными стрессовыми ситуациями. Кто-то выходит из этих ситуаций без потерь, а можно сказать с приобретениями, а кто-то не выдерживает и ломается. Психологов всегда интересовали причины того, что одни люди устойчивы к стрессовым воздействиям и могут справиться с трудностями, а у других этого не получается. В связи с этим возникает вопрос о личностных ресурсах, помогающих, в тех ситуациях, которые человек воспринимает как сложные, стрессовые, требующие напряжения для их преодоления. Интеллект можно рассматривать как один из таких личностных ресурсов. В трудных стрессовых ситуациях человек использует различные способы совладающего поведения (копинг-поведения) для того чтобы снять напряжение и сохранить

существующий у него уровень самоуважения. Какие-то способы поведения оказываются эффективными, т.е. помогают снять стресс и сохранить самоуважение, какие-то — не эффективными и не достигают поставленной цели, или достигают цели, но при этом человеку приходиться расплачиваться за это слишком большой ценой. Причем одни и те же способы поведения в одной ситуации могут быть эффективными, в другой - нет. Трудные стрессовые ситуации встречаются и обычной жизни, и в педагогической деятельности, в связи с этим для будущих педагогов важно владеть разнообразным репертуаром способов копинг-поведения и использовать эффективный копинг для выхода из трудных стрессовых ситуаций.

Изучение взаимосвязи показателей интеллекта и стратегий копинг-поведения

студентов остается малоразработанной и актуальной проблемой. Особое значение совладающее поведение приобретает для будущих педагогов, так как их умения справляться с трудными стрессовыми ситуациями связано не только с их собственным психологическим здоровьем, но и оказывает влияние на формирование личности учащихся.

В настоящее время изучение копинг-поведения пользуется большой популярностью у зарубежных и отечественных психологов. Большой вклад в изучение понятия копинг-поведения внесли работы R.S. Lazarus [13, 14], S. Folkman [15], N. Haan [12], E. Frydenberg, R. Lewis [11], Л.И. Анцыферовой [2], Р.М. Грановской, И.М. Никольской [10], Крюковой [7, 8] и др.

Совладающее поведение определяется как целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации [7, 8].

В последнее время активно ведутся исследования интеллекта как ресурса совладающего поведения. В литературе отсутствует однозначный ответ на вопрос о роли интеллекта в совладающем поведении, т.к. связи (корреляции) между психометрическими показателями интеллекта и предпочтением копингов немногочисленны и противоречивы.

В работе А.А. Алексапольского [1, с. 8] установлено, что лица с высоким интеллектуальным ресурсом (в терминах поленезависимости и высокого уровня психометрического интеллекта) способны использовать широкий спектр стратегий совладания, охватывающий все стили совладания, в том числе продуктивный, социальный и непродуктивный копинги.

С.И. Малахова [9, c. 11] изучала связь психометрического интеллекта с проблемно-ориентированым, эмоционально-

ориентированным и копингом ориентированном на избегание и установила, что более высокий уровень психометрического интеллекта у студентов приводит к снижению в выборе непродуктивных видов копингов.

Нами неоднократно предпринимались попытки изучения совладающего поведения и метрического интеллекта. Мы изучали совладающее поведение студентов с различными уровнями тревожности [4, с. 42-25]; совладающее поведение подростков из семей с различными типами воспитания [6, с. 373-374], совладающее поведение при разводе [3, с. 103-110]; структуры интеллекта учащихся разных типов классов [5, с.

124-130].

Целью данного исследования являлось изучение взаимосвязи показателей интеллекта и стратегий копинг-поведения студентов.

В эмпирическом исследовании принимали участие студенты Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского физико-математического факультета в количестве 50 человек (из них 20 - студенты 1 курса, 16 -студенты 4 курса и 14 - студенты 5 курса; из них 30 - девушек и 20 юношей). Возраст студентов от 18 до 24 лет.

Изучение уровня и структуры психометрического интеллекта проводилось с помощью теста Р. Амтхауэра, 1976 год (Amthauer Intelligenz-Struktur-Test, (IST), который предназначен для измерения интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 60 лет.

Изучение копинг-стратегий поведения в трудных стрессовых ситуациях осуществлялось с помощью опросника Р. Лазурса и С. Фолькмана, 1988 год (Ways of Coping Questionnaire - WCQ), который направлен на выявление характерных способов преодоления стресса у лиц в возрасте от 14 до 60 лет.

Для проверки гипотез о связях между переменными использовался коэффициент ранговой кореляции rs Спирмена. Для проверки гипотез о различии двух выборок по уровню выраженности признака применялся U - критерий Манна-Уитни.

Среднее значение общего показателя интеллекта всех студентов, принявших участие в исследовании, составило 98 баллов, студентов 1 курса - 86 баллов, студентов 4 курса - 99 баллов и 5 курса 107 баллов. С помощью критерия Манна-Уитни получены статистически значимые различия между показателями общего интеллекта студентами 1 и 4 курсов (иЭмп= 40, p<0.01), 1 и 5 курсов (иэмп= 18, p<0.01), 4 и 5 курсов (иэмп= 43, p<0.01).

Полученные данные можно объяснить тем, что педагогические специальности в настоящее время не пользуются популярностью среди девушек и особенно среди юношей. На педагогические специальности конкурс не высокий и наряду с мотивированными на педагогическую деятельность юношами и девушками с высокими показателями интеллекта на эти специальности поступают также не мотивированные на педагогическую деятельность юноши и девушки с не высокими показателями интеллекта. Часть из не мотивированных студентов с не высокими показателями интеллекта отчисляют в ходе обучения на младших курсах. За счет этого увеличиваются средние значения показателей интеллекта

студентов на старших курсах. Кроме этого показатели интеллекта улучшаются и за счет обучения студентов. Физико-математическое образование оказывает очень сильное влияние на интеллектуальное развитие.

Лучше всего студенты справились сконструктивными субтестами, хуже всего с

вербальными субтестами, но статистически значимых различий с помощью критерия Манна-Уитни не установлено.

Уровни выраженности копинг-стратегий студентов в трудных стрессовых ситуациях представлены в таблице 1.

Таблица 1. - Уровень выраженности копинг-стратегий студентов (в %)

Высокий Средний Низкий Отсутствие

Конфронтативный копинг 0 72 28 0

Поиск социальной поддержки 6 30 54 10

Планирование решения проблемы 24 44 30 2

Самоконтроль 32 48 18 2

Дистанцирование 4 44 52 0

Положительная переоценка 24 40 32 4

Принятие ответственности 16 52 16 16

Бегство-избегание 4 38 46 12

Студенты, изучаемой группы чаще используют самоконтроль для снятия напряжения в трудной стрессовой ситуации. Для данной группы студентов не характерно обращаться к поиску социальной поддержки, дистанцированию и бегству-избеганию от проблемы. С нашей точки зрения это может быть связано, с тем, что обследуемые студенты получают педагогическое

образование и это откладывает отпечаток на их поведение, в том числе и в трудной стрессовой ситуации. Часть студентов сохраняет свою самооценку за счет планирования решения проблемы и положительной переоценки сложившейся неблагоприятной ситуации, другая часть студентов не достаточно умеет пользоваться этими стратегиями.

Таблица 2. -Достоверность различий в предпочтении копинг-стратегий студентовразнъгх курсов

1-4 курс ^=20, п2=16 1-5 курс щ=20, п2=14 4-5 курс П1 = 16, п2=14

Конфронтативный копинг 92,5 128,5 84

Поиск социальной поддержки 103 83 108,5

Планирование решения проблемы 121 65* 43,5*

Самоконтроль 155 84,5 63,5

Дистанцирование 155 131,5 93,5

Положительная переоценка 132,5 68* 62

Принятие ответственности 139,5 100,5 88,5

Бегство-избегание 102,5 94 89,5

Критические значения иКр 87, р<0,01; 107, р<0,05 73, р<0,01; 92, р<0,05 56, р<0,01; 71, р<0,05

*Полученное эмпирическое значение иэмп находится

Установлены статистически значимые различия в предпочтении планирования решения проблемы и положительной переоценки студентами разных курсов. Студенты 5 курса значимо чаще в трудной стрессовой ситуации прибегают к планированию решения проблемы по сравнению со студентами 1 курса и 4 курса, и значимо чаще используют положительную переоценку ситуации, чем студенты 1 курса.

Применение и - критерий Манна-Уитни не выявило значимых различий в использовании

в зоне значимости р<0,01

стратегий копинг-поведения между студентами мужского и женского пола.

Взаимосвязь копинг-стратегий и

интеллектуальных показателей студентов изучалась с помощью критерия ранговой корреляции Спирмена. Критические значения гк=0.27 (0,05), гк=0.35 (0,01) для N = 50.

Обнаружены значимые положительные взаимосвязи показателей интеллекта с планированием решения проблемы,

самоконтролем, положительной переоценкой и

принятием ответственности. Чем больше показатели интеллекта, тем выше данные виды копинга.

Зафиксирована значимая отрицательная взаимосвязь одного из показателей вербального

интеллекта с дистанцированием. Чем лучше развито индуктивное мышление и чутье языка, тем реже студенты дистанцируются от проблемы. Копинг-стратегия дистанцирование не относиться к конструктивным способам поведения.

Таблица 3. - Взаимосвязь копинг-стратегий и ^показателей интеллекта студентов

ЬЯ вБ ЛМ КЬ ЯЛ WU МБ

Конфронтативный копинг -0.017 0.044 0.092 0.076 -0.218 0.221 -0.102 0.021 0.127

Поиск социальной поддержки 0.089 0.096 0.143 0.159 0.117 0.263 0.181 0.261 0.23

Планирование решения проблемы 0.412* 0.367* 0.459* 0.469* 0.315* 0.58* 0.234 0.227 0.355*

Самоконтроль 0.235 0.226 0.428* 0.509* 0.237 0.521* 0.227 0.227 0.418*

Дистанцирование -0.273* -0.132 0.094 0.076 -0.066 0.014 -0.105 -0.04 0.001

Положительная переоценка 0.393* 0.328* 0.497* 0.511* 0.306* 0.588* 0.397* 0.432* 0.455*

Принятие ответственности 0.341* 0.279* 0.405* 0.466* 0.183 0.576* 0.326* 0.319* 0.319*

Бегство-избегание 0.09 0.124 0.082 0.102 0.256 -0.016 -0.009 -0.004 0.069

Примечание: LS - логический отбор, GE - определение общих черт, АН - аналогии, КЬ - классификация, RA - задания на счет, ZR - ряды чисел, FS - выбор фигур, WU - задание с кубиками, МЕ - задания на способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное.

*Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима.

Взаимосвязей показателей интеллекта с конфронтативным копингом, поиском социальной поддержки, бегством-избеганием не выявлено.

Наибольшее количество связей с показателями интеллекта зафиксировано при положительной переоценке, принятии ответственности и планировании решения проблемы. Перечисленные стратегии относятся к конструктивным способам копинг-поведения.

С нашей точки зрения, полученные результаты вполне объяснимы, так как понимание, оценка, интерпретация ситуации, лежащие в основе совладающего поведения, опираются на интеллектуальные ресурсы человека.

Таким образом, показатели метрического интеллекта студентов педагогических специальностей, обучающихся на физико-математическом факультете, увеличиваются в ходе обучения.

Студенты чаще используют самоконтроль и реже социальную поддержку, дистанцирование и избегание проблемы в трудных стрессовых ситуациях. Часть студентов активно прибегает к планированию решения проблемы и положительной переоценке ситуации, принимает на себя ответственность за происходящее, а часть студентов не умеет применять эти конструктивные стратегии поведения в трудной стрессовой ситуации.

Студенты 5 курса значимо чаще в трудной

стрессовой ситуации прибегают к планированию решения проблемы по сравнению со студентами 1 курса и 4 курса, и значимо чаще используют положительную переоценку ситуации, чем студенты 1 курса.

Чем выше показатели психометрического интеллекта, тем значимо чаще студенты прибегают к положительной переоценке, принимают на себя ответственность, планируют решение проблемы, т.е. демонстрируют конструктивные копинг-стратегии поведения и значимо реже дистанцируются от проблемы, т.е. не используют неконструктивную копинг-стратегию в трудных стрессовых ситуациях.

Результаты исследования могут быть использованы в работе со студентами, направленной на выработку конструктивных способов совладающего поведения в трудных стрессовых ситуациях. Необходимо специально обучать студентов, получающих педагогические специальности, сознательно применять конструктивные способы поведения в трудных стрессовых ситуациях. Психометрический интеллект студентов можно использовать как ресурс совладающего поведения. Применение конструктивных стратегий копинг-поведения является одним из условий успешного осуществления педагогической

профессиональной деятельности.

Литература:

1. Алексапольский А.А. Стилевые и уровневые свойства интеллекта как факторы совладающего поведения: автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Алексапольский, Алексей Андреевич. - М., 2013. - 32 с.

2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1994. -№ 1. - С. 3-18.

3. Борисова И.В., Власова Т.В. Совладание со стрессом потери при разводе / И.В. Борисова, Т.В. Власова // Психология человека в современном мире: Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна (15-16 октября 2009 г.): в 6 т. - М.: Изд-во ИП РАН, 2009. - Т. 1. - С. 103-110.

4. Борисова И.В. Особенности совладающего поведения студентов физической культуры с различными уровнями тревожности / И.В. Борисова,

A.А. Зюзя, И.А. Мезенцева, Л.П. Петухова. - 2011. -№10 (80). - С.42-45.

5. Борисова И.В. Особенности структуры интеллекта учащихся разных классов / И.В. Борисова,

B.Н. Новосельцева // Успехи современной науки. -2016. - № 2. - С. 124-130.

6. Борисова И.В. Особенности совладающего поведения подростков из семей с различными типами воспитания / И.В. Борисова // Психология

совладающего поведения. - Кострома, 2007. - С. 373374.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: монография / Т.Л. Крюкова. - Кострома: Авантитул, 2004.

8. Крюкова Т.Л. Человек как субъект совладающего поведения / Т.Л. Крюкова; под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. - М.: Ин-т психологии РАН, 2008. - С. 55-65.

9. Малахова С.И. Связь психометрического интеллекта с личностной саморегуляцией студентов: автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Малахова Светлана Игоревна. - М., 2013. - 32 с.

10. Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. - СПб.: Речь, 2000.

11. Frydenberg E., Lewis R. Adolescent Coping Scale: Manual. ACER Press, Melburne, 1993.

12. Haan N. Coping and defending. Process of self-environment organization. N.Y.: Academic Press, 1977.

13. Lazarus R., Folkman S. Stress, appraisal and coping. N.Y.: Springer, 1984.

14. Lazarus R.S. Coping theory and re - search: Past, present and future // Psy cho - somatic Medicine. 1993. 55. 237-247.

15. Lazarus R.S., Folkman S. Manual for Ways of Coping Questionnaire. Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 1988.

Сведения об авторах:

Борисова Ирина Вадимовна (г. Брянск, Россия), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и профессиональной психологии, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, e-mail: Irmarbor1@yandex.ru

Нутрикова Мария Алексеевна (г. Брянск, Россия), студентка, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, e-mail: masyrik2015@yandex.ru

Цыганкова Татьяна Николаевна (г. Брянск, Россия), студентка, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, e-mail: tanya-tcigankova@yandex.ru

Data about the authors:

I. Borisova (Bryansk, Russia), candidate of psychological sciences, associate professor, associate professor of the department of general and professional psychology, Bryansk State Academician I.G. Petrovski University, e-mail: Irmarbor1@yandex.ru

M. Nutrikova (Bryansk, Russia), student, Bryansk State Academician I.G. Petrovski University, e-mail: masyrik2015@yandex.ru

T. Tsygankova (Bryansk, Russia), student, Bryansk State Academician I.G. Petrovski University, e-mail: tanya-tcigankova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.