Быхтина Наталья Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент, Белгородский юридический институт МВД России
им. И.Д. Путилина
Щуров Евгений Андреевич
кандидат юридических наук, доцент, Краснодарский университет МВД России
Селина Ирина Алексеевна
Белгородский юридический институт МВД России
им. И.Д. Путилина
(тел.: +79286652879)
Реализация технологии обучения в сотрудничестве на основе практико-ориентированной ситуации на факультете профессиональной подготовки
В статье исследуется проблема профессионального саморазвития сотрудников полиции. Авторы рассматривают вопросы личностно-ориентированного обучения на примере реализации технологии обучения в сотрудничестве на занятиях по иностранному языку. Акцентируют внимание на формирование готовности слушателей к межкультурной коммуникации в процессе их практико-ориентированной подготовки.
Ключевые слова: профессиональное саморазвитие, межкультурная коммуникация, сотрудник полиции, технология обучения в сотрудничестве, личностно-ориентированное обучение.
N.V. Byhtina, Master of Pedagogics, Assistant Professor, Putilin Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia;
E.A. Schurov, Master of Law, Assistant Professor, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia;
I.A. Selina, Putilin Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79286652879.
The implementation of learning technologies in collaboration based on practice-oriented situation at the vocational training faculty
The article is devoted to the problem of professional self-development of police officers. The authors touch upon the issues of student-centered education on the example of implementing collaborative learning technology at the foreign language lessons. A great attention is paid to the formation of police students' readiness for cross-cultural communication in the process of their practice-oriented training.
Key words: professional self-development, cross-cultural communication, police officer, collaborative learning technology, student-centered education.
Сегодня в сфере общественных отношений становится важной конкурентоспособность специалистов правоохранительных органов, в том числе сотрудников полиции, что обусловлено востребованностью в профессионалах, имеющих достаточный багаж профессиональных компетенций, позволяющий им вести эффективную борьбу с преступностью.
Анализ практики правоохранительной деятельности указывает на ориентацию со-
трудников полиции на профессиональное саморазвитие; стремление специалистов правоприменительной сферы соответствовать современным требованиям, предъявляемым обществом к сотрудникам полиции; овладение навыками деловой коммуникации в рамках взаимодействия правоохранительных органов между собой. Это обусловило необходимость преобразований в системе непрерывной профессиональной подготовки сотрудников полиции.
233
Следовательно, перед образовательными организациями МВД поставлена задача разработки новой образовательной парадигмы в процессе непрерывной подготовки современных полицейских кадров, позволяющей сформировать у сотрудников полиции умения осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях многонациональной и поликультурной среды, вести диалог и осуществлять межкультурное взаимодействие [1].
Вкачествеосновногонаправлениямодерниза-ции образовательной системы в данном направлении следует рассматривать инновационно-деятельностный характер подготовки кадров в системе МВД. Инновации подготовки кадров для полиции придают личностно-ориентиро-ванные технологии, создающие сложные образовательные пространства и новые комплексы психолого-педагогических условий профессионального саморазвития слушателей.
Возрастающие требования к уровню профессиональной компетентности сотрудников полиции, постоянно расширяющийся список компетенций, которыми слушатели должны овладеть за ограниченный промежуток времени, отведенного для факультатива по дисциплине «Иностранный язык» в рамках прохождения курсов повышения квалификации, вызывают необходимость формирования готовности слушателей к межкультурной коммуникации в процессе их практико-ориентированной подготовки.
В трудах российских лингвистов и методистов (Е.В. Милосердовой, Р.П. Мильруда, В.В. Сафоновой, П.В. Сысоева, С.Г. Тер-Мина-совой и др.) предпринята попытка реализации технологии межкультурной коммуникации в разрабатываемых ими концепциях.
Однако в научной литературе отсутствует интегральное представление процесса формирования готовности слушателей к межкультурной коммуникации при реализации технологии обучения в сотрудничестве в процессе практико-ориентиро-ванной подготовки сотрудников полиции.
Анализ современной психолого-педагогической литературы указывает на широкий ряд дефиниций понятия «педагогическая технология», которое рассматривается как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств в качестве организационно-методического инструментария педагогического процесса.
К наиболее распространенным определениям понятия «технология» можно отнести следующие: последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с
применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач; выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т.д. [2]; «строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий» [3, с. 330].
Кроме вышеперечисленных педагогических технологий, можно также выделить следующие: разноуровневое обучение; обучение в сотрудничестве (ооорегаНуе 1вагп1пд); индивидуальный и дифференцированный подход к обучению; метод проектов [4; 5].
Педагогическая технология (в рамках лич-ностно-ориентированного обучения) - специфическая индивидуальная деятельность педагога по проектированию учебной деятельности и ее практической организации в рамках определенной предметной области с ориентацией на тип психического развития обучающихся и учет личностных (индивидуальных) возможностей педагога [6, с. 167].
В рамках личностно-ориентированных технологий в качестве самостоятельного направления выделяется технология обучения в сотрудничестве.
Технология сотрудничества ориентирована на совместную разработку общей цели и содержания для организации совместной учебной деятельности преподавателя и слушателей, их совместного творчества и предполагает при взаимном доверии и доброжелательном отношении друг к другу оказание взаимопомощи при решении поставленных учебных задач.
Обучение в сотрудничестве - это социальное общение, в процессе которого каждый участник деловой практико-ориентированной коммуникации поочередно выполняет одну из предложенных ему ролей - лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя.
Технология совместного обучения начала разрабатываться давно тремя группами американских педагогов: из университета Джона Хопкинса (Р. Славин), университета Миннесота (Р. Джонсон и Д. Джонсон), университета штата Калифорния (группой Э. Аронсона).
В своих трудах Р. Джонсон выделяет следующие основные отличия работы по методике обучения в сотрудничестве от других форм групповой работы:
взаимозависимость членов группы; личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей;
234
совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность каждого в группе;
специализация деятельности обучающихся в группах;
общая оценка работы группы, которая складывается из оценки формы общения в группе наряду с академическими результатами работы [7, с. 2].
Обучение в малых группах в рамках реализации технологии обучения в сотрудничестве также исследовалось педагогами многих стран: Западной Германии, Великобритании, Австралии, Нидерландов, Израиля и др.
Безусловно, концепция обучения в сотрудничестве получила свое развитие в трудах отечественных психологов и педагогов (Ш.А. Амонашвили, И.Л. Бим, В.А. Бухвалов, И.П. Иванов, М.Г. Казакина, С.Н. Лысенкова, Е.И. Пассов, Е.А. Полат, В.Ф. Шаталов и др.).
Сотрудничество - это не только оказание помощи слушателям при выполнении учебных заданий, объединение усилий педагогов и слушателей, но и самостоятельная коллективная работа обучающихся. В данном случае под сотрудничеством подразумевается взаимодействие, построенное на основе взаимного доверия и личной заинтересованности каждого участника процесса общения. Это обусловливает проявление инициативы и самостоятельности.
Суть данной технологии в следующем: постановка единой цели; общая информации для группы (каждый слушатель владеет только частью); создание условий для активной совместной учебной деятельности слушателей в разных учебных ситуациях; единая оценка за результат группы.
Эффективность реализации технологии обучения в сотрудничестве во многом определяется умением преподавателя организовать педагогическое общение с обучающимися, котороеявляетсяобъектомисследо-вания в трудах многих психологов и педагогов (Ш.А. Амонашвили, И.А. Зимняя, В.А. Канн-Калик, А.А. Леонтьев и др.).
В процессе коммуникации, как правило, слушатели испытывают трудности взаимодействия с собеседниками, что вызывает непонимание, дискомфорт, а следовательно, затрудняет межличностное общение.
Для снятия этих трудностей необходимо сформировать у слушателей готовность к межкультурной коммуникации. Решение данной проблемы , бесспорно , становится возможным путем реализации технологии обучения в сотрудничестве на основе практико-ориентиро-ванных ситуаций.
Концепция профессионального саморазвития слушателей в процессе практико-ори-ентированной подготовки в образовательных организациях МВД определяет, что обучающийся есть активный и равноправный субъект образования, которому присуща специфическая направленность познавательной и коммуникативной активности на решение конкретных профессиональных практико-ориенти-рованных задач [8].
Как результат эффективности взаимодействия преподавателя и обучающихся и налаженной деловой практико-ориентированной коммуникации можно рассматривать общение на основе увлеченности совместной учебно-познавательной деятельностью. Лишь в случае проявления обшей заинтересованности в результатах совместной деятельности и активности в условиях «субъект-субъектных» отношений между коммуникантами складываются отношения партнерства, которые проявляются в согласованности их речевых поступков.
В условиях «субъект-субъектных» отношений основными средствами преподавателя становятся просьбы, советы, похвала, одобрение или доброжелательное порицание. Преподаватель акцентирует внимание обучающихся на содержательном аспекте деятельности, раскрывая цель и мотив каждого учебного задания. Основной формой учебной деятельности в этом случае является совместная увлеченность деловой практико-ориентированной коммуникацией, живое общение преподавателя с обучающимися. Девиз такой коллективной работы - «Достигаем хороших результатов совместными усилиями!».
Естественно, преподаватель не в состоянии оказать помощь каждому конкретному слушателю. Эту ответственность слушатели в состоянии взять на себя сами, если они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого, если они научатся помогать друг другу.
Кроме того, уровень сформированности готовности слушателей факультета профессиональной подготовки к межкультурной коммуникации в процессе их практико-ориен-тированной учебной деятельности разный. Слушатели с хорошим уровнем легко овладевают программным материалом, другие нуждаются в оказании им помощи или дополнительном разъяснении материала.
Объединение слушателей в небольшие группы (по 3-4 человека) с общим заданием помогает усвоить программный материал и устранить пробелы в знаниях у слушателей с низким уровнем языковой подготовки совместными усилиями.
235
В совместной коммуникативной деятельности с поддержкой товарищей слушатели с низким уровнем подготовки по иностранному языку преодолевают языковой барьер и становятся полноценными участниками общения. Они легко овладевают программным материалом и обеспечивают совместной работой эффективную результативность в группе.
Из этого следует, что реализация технологии сотрудничества обусловлена созданием условий для активной совместной учебной деятельности слушателей в различных практико-ориентированных учебных ситуациях.
При наличии широких возможностей реализации технологии обучения в сотрудничестве преподаватель, оперируя своим профессионализмом и учитывая положительный опыт применения данной технологии в практике, вправе выбрать наиболее оптимальный вариант обучения в сотрудничестве и разнообразить его творчеством.
В контексте практико-ориентированного обучения иностранному языку в дидактическом плане ценны диалоги. Они дают хорошую возможность для автоматизации языковых структур, концентрации внимания участников диалога и способствуют активизации обучающихся с низким уровнем сформированности компетенций к деловой коммуникации. Кроме того, стимулируется стремление слушателей к творческой самореализации в профессиональной среде.
Реализация технологии обучения в сотрудничестве на занятиях иностранного языка, проводимых со слушателями факультета профессиональной подготовки, должна происходить под девизом: «Недостаточно лишь знать о средствах и способах иноязычного общения, важно также владеть культурой общения; уметь взаимодействовать в группе с любым партнером; проявлять активность при решении практико-ориентированных учебных задач; строить коммуникацию на основе общей заинтересованности и доброжелательном отношении к своим партнерам; быть способным нести ответственность не только за свои собственные успехи, но и за успех всей группы».
Вариантов реализации технологии обучения в сотрудничестве немало. Предлагаем к рассмотрению некоторые из них.
Одним из вариантов реализации технологии обучения в сотрудничестве можно назвать командно-игровую деятельность, которая предполагает наличие следующих этапов работы с группой: презентация нового программного материала; организация учебной деятельности слушателей в группах - формирование ориен-
тировки в практико-ориентированных учебных ситуациях; организация соревнований между группами. Задания даются дифференцированные по сложности и объему. Все слушатели в группе имеют равные шансы на успех. Группа с наибольшим количеством набранных баллов побеждает в соревновании.
Другую разновидность технологии обучения в сотрудничестве «Учимся вместе», разработанную Д. Джонсоном и Р. Джонсоном, также можно использовать при работе со слушателями факультета профессиональной подготовки.
Принцип реализации данной технологии состоит в следующем: взвод делится на равные по уровню языковой подготовки слушателей группы по 3-4 человека, которые комплектуются с учетом индивидуальных особенностей каждого слушателя. Внутри группы слушатели самостоятельно определяют свои роли в группе как для решения практико-ориентированной учебной задачи, так и для организации коллективной, продуктивной деятельности всей группы: мониторинга активности каждого слушателя группы в решении общей задачи, культуры общения внутри группы; фиксации промежуточных и итоговых результатов; оформления этих результатов, их редактирования.
Слушателям предлагают решить общую для всех групп практико-ориентированную учебную задачу, например составить ориентировку на подозреваемого на основе изученного и предварительно отработанного на предыдущих занятиях лексического материала по теме «Описание внешности подозреваемого».
Для составления ориентировки на подозреваемого все слушатели знакомятся с аудио- и видеоматериалами, содержащими описание происшедшего. Каждому слушателю в группе дается индивидуальное задание: на основе имеющейся информации провести опрос свидетелей; потерпевшего; очевидцев и т.д. и составить фоторобот преступника. Практико-ориентированные учебные задания в группах различаются по сложности в зависимости от уровня языковой подготовки слушателя. Участие в совместной работе группы принимает каждый слушатель, но в соответствии со своими индивидуальными возможностями. Результатом совместной работы групп достигается усвоение программного материала в рамках данной темы.
Следует отметить, что в процессе коллективной работы в группах слушатели увлеченно выполняют поставленные перед ними практико-ориентированные задачи, уточняют детали происшедшего, предлагают свои варианты проведения опроса, не стесняясь, беседуют
236
друг с другом, оказывают помощь нуждающимся в ней слушателям, совместными усилиями приходят к достижению поставленной цели и получают эффективный результат.
Преподаватель имеет возможность одновременно со слушателями контролировать ход решения практико-ориентированных задач группами и отдельными слушателями, а также межличностное общение в группе.
На основании вышеизложенного можно подчеркнуть основные преимущества реализации технологии обучения в сотрудничестве на основе практико-ориентированных учебных задач:
совместная деятельность слушателей в группе способствует преодолению языкового барьера;
осознание общей цели обусловливает взаимную заинтересованность в ее достижении;
в случае проявления увлеченности и активности в совместной практико-ориенти-рованной учебной деятельности в условиях «субъект-субъектных» отношений между коммуникантами складываются отношения партнерства;
оптимальная организация коллективной практико-ориентированной учебной деятельности слушателей достигается их совместными усилиями и взаимной ответственностью за результаты деятельности;
доброжелательность и помощь при затруднениях в ходе решения практико-ориентиро-ванных задач способствует успехам не только отдельных групп, но и каждого слушателя;
самостоятельность, заинтересованность слушателей способствует проявлению творческой инициативы и развивает креативность.
1. Селин Б.Н. Формирование поликультурной компетентности сотрудника полиции в вузе МВД России: дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2012.
2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для пед. учеб. заведений. М., 2002.
3. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технология. Волгоград, 1994.
4. Сиразеева А.Ф., ВалееваЛ.А., Морозова А.Ф. Инновационные технологии обучения иностранному языку в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=17983 (дата обращения: 25.03.2016).
5. Щуров Е.А. Концептуальные основания профессионального саморазвития личности курсантов в процессе практико-ориентиро-ванной подготовки в вузе // Общество и право. 2013. № 2. С. 301-305.
6. Быхтина Н.В. Формирование лингвистической культуры курсантов юридического института МВД в процессе изучения иностранного языка: дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2006.
7. Johnson R.T., Johnson D.W. An Overview of Cooperative Learning // Creativity and Collobarative Learning. Brookes Press, Baltimore, 1994. P. 1-21.
8. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. 2-е изд., испр. и доп. Благовещенск, 2001.
1. Selin B.N. Formation of multicultural competence of the police officer at the university of the Ministry of Internal Affairs of Russia: diss.... Master of Pedagogics. Belgorod, 2012.
2. Slastenin V.A., Isaev I.F., Mishchenko A.I., Shiyanov E.N. Pedagogics: study aid for pedagogics institutions. Moscow, 2002.
3. Serikov V. V. Personal approach in education: concept and tehnology. Volgograd, 1994.
4. Sirazeeva A.F., Valeeva L.A., Morozova A.F. Innovative technologies of teaching foreign language in high school // Modern problems of science and education. 2015. № 3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=17983 (date of access: 25.03.2016).
5. Schurov E.A. Conceptual bases of professional self-development of cadets in the course of practice-oriented training in high school // Society and law. 2013. № 2. P. 301-305.
6. Byhtina N.V. Formation of linguistic culture of cadets of legal institute of the Ministry of the Interior in the process of learning a foreign language: diss.... Master of Pedagogics. Belgorod, 2006.
7. Johnson R.T., Johnson D.W. An Overview of Cooperative Learning // Creativity and Collobarative Learning. Brookes Press, Baltimore, 1994. P. 1-21.
8. Kulikova L.N. The problems of self-identity. 2nd ed., corr. and augm. Blagoveshchensk, 2001.
237