Научная статья на тему 'Моделирование процесса формирования профессионально значимых личностных качеств курсантов в образовательной организации МВД России'

Моделирование процесса формирования профессионально значимых личностных качеств курсантов в образовательной организации МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРОЦЕСС / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / MODEL / MODELING / PROCESS / PERSONAL QUALITIES / THE TRAINING-INSTRUCTIVE / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронов Денис Александрович

В статье рассматриваются структурные и содержательные составляющие моделирования учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование профессионально значимых личностных качеств курсантов образовательных организаций МВД России. Автором определены основные структурные элементы модели: концептуально-целевой, содержательно-деятельностный, организационно-технологический и оценочно-результативный, которые позволяют замещать изучаемое явление образовательной практики и представлять ранее неизвестные данные о нем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронов Денис Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation process modeling professionally significant personal qualities of students in educational organization of the Ministry of the Interior of Russia

This article discusses the structural and substantive components of the modeling of the educational process aimed at formation of professionally significant personal qualities of cadets of the educational organisations of the Ministry of the Interior of Russia. The author defines the major structural elements of the model: conceptual and trust; content-activity, organizational-technological evaluation and impact, which allow to replace a studied phenomenon of educational practices and provide previously unknown details.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса формирования профессионально значимых личностных качеств курсантов в образовательной организации МВД России»

Воронов Денис Александрович

Краснодарский университет МВД России (тел.: +78612583934)

Моделирование процесса формирования профессионально значимых личностных качеств курсантов в образовательной

организации МВД России

В статье рассматриваются структурные и содержательные составляющие моделирования учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование профессионально значимых личностных качеств курсантов образовательных организаций МВД России. Автором определены основные структурные элементы модели: концептуально-целевой, содержательно-деятельност-ный, организационно-технологический и оценочно-результативный, которые позволяют замещать изучаемое явление образовательной практики и представлять ранее неизвестные данные о нем.

Ключевые слова: модель, моделирование, процесс, личностные качества, учебно-воспитательный процесс.

D.A. Voronov, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583934.

Formation process modeling professionally significant personal qualities of students in educational organization of the Ministry of the Interior of Russia

This article discusses the structural and substantive components of the modeling of the educational process aimed at formation of professionally significant personal qualities of cadets of the educational organisations of the Ministry of the Interior of Russia. The author defines the major structural elements of the model: conceptual and trust; content-activity, organizational-technological evaluation and impact, which allow to replace a studied phenomenon of educational practices and provide previously unknown details.

Key words: model, modeling, process, personal qualities, the training-instructive, educational process.

Одной из центральных проблем в системе подготовки сотрудников полиции является проблема формирования профессионально-личностных качеств. Высокую эффективность в профессиональной деятельности демонстрируют специалисты, обладающие соответствующей направленностью на достижение высоких результатов, особыми психологическими качествами, чувством ответственности, сложившейся позицией и мировоззрением, адекватной самооценкой своей деятельности. Сегодня сотрудник полиции должен обладать высокой общей культурой, потребностью в постоянном самосовершенствовании, трудолюбием, стрессоустойчивостью, способностью трудиться в условиях глобализации современного общества. Необходимые для осуществления профессиональной деятельности личностные качества формируются в рамках учебно-воспитательного процесса в образовательной организации МВД России.

Процесс изучения профессионально-личностных качеств сотрудника полиции является сложным по причине его многоаспект-ности и наличия многих факторов, которые необходимо учитывать. Процесс формирования профессионально значимых личностных

качеств (ПЗЛК) курсантов в образовательной организации МвД России предполагает использование моделирования будущей профессиональной деятельности в учебном процессе. Данный подход позволяет спрогнозировать переход учебно-познавательной деятельности в профессиональную с соответствующей сменой ориентиров саморазвития и самореализации (мотивы, цели, действия, средства, предмет, результат и включенность в решение профессиональных личностных задач и др.).

Методологические проблемы изучения возможностей использования модели обучения (целостно спроектированный комплекс особенностей и закономерностей организации обучения и воспитания) и моделирования процесса подготовки сотрудников полиции (целенаправленное управление учебно-воспитательной деятельностью) представлены в работах Ю.К. Баба-нского [1], В.П. Беспалько [2], В.А. Што-ффа [3], Н.О. Яковлевой [4] и др. Авторы в своих исследованиях определяют особенности и специфику процесса педагогического познания в четко заданных границах образовательной деятельности и векторы, относящиеся к аспектам теоретико-методологического познания природы развития личности.

155

Моделирование предполагает поиск адекватного, объективного и надежного фундамента научного познания процесса образования и воспитания, исследует и учитывает соответствие учебно-воспитательной деятельности основным нормативам и принципам, определяет векторы научного поиска и др. [4, с. 3-13]. Моделирование на основании сложившихся педагогических систем в определенных случаях способно замещать изучаемое явление образовательной практики и давать о нем ранее неизвестные данные [2, с. 57].

Моделирование, представляющее не только формализованное средство, но и универсальную форму отражения, является методологической основой исследования процесса формирования ПЗЛК курсантов, способной спроектировать специфический характер педагогической реальности в условиях образовательной организации МВД России.

Актуальность применения метода моделирования в организации учебно-воспитательного процесса отражена в исследованиях, рассматривающих современные требования учебно-воспитательного процесса в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов [5, с. 107-110]; моделирование как способ квалиметрического оценивания результатов формирования профессиональной компетентности [6, с. 164-175]; способы моделирования при формировании среды самообразования в образовательной организации [7, с. 136-140].

Процесс моделирования представляет собой методологическое средство, которое на основе подобия существенных структурно-функциональных связей объектов педагогического исследования определяет векторы формирования ПЗЛК курсантов в учебно-воспитательном процессе образовательной организации. При моделировании указанного процесса в ведомственных образовательных организациях МВД России следует учитывать основные факторы профессиональной деятельности сотрудника полиции. Прежде всего, формирование такого личностного качества, как ответственность, должно быть основано на правомерности принимаемых решений, регламентируемых государственно-правовыми органами. Деловая самостоятельность и персональная ответственность регламентируются определенными законами, в соответствии с которыми должен действовать сотрудник полиции [8, с. 122]. Вместе с тем, сотрудники полиции должны обладать волевыми качествами и чувством долга, позволяющими им неукоснительно, точно и качественно исполнять правовые указания и предписания. Значимыми являются личностные качества, связанные с экстремально-опасным характером правозащитной деятельности, сопряженной с взаимо-

действием с гражданами, оказывающими активное сопротивление, физическими и эмоциональными перегрузками, которые очень часто усугубляются нерегулярными изменениями в условиях труда, нарушением привычного режима жизни.

Моделирование процесса формирования ПЗЛК курсантов включает четыре основных этапа: определение направлений организации учебно-воспитательного процесса, ориентированного на воспитательные цели; обоснование и построение модели указанного процесса; определение эффективных педагогических условий; экспериментальная проверка модели на основе разработанных индикаторов (компоненты, критерии и уровни), свидетельствующих о достижении заявленной цели. Качества, которыми должна обладать модель при организации учебно-воспитательного процесса в образовательной организации МВД России, связаны со следующими условиями: возможностью воссоздания и повторения достижения поставленной цели; синерге-тическими свойствами процесса (нелинейность структур, приоритетность тех факторов и условий, которые оказывают непосредственное влияние на формирование ПЗЛК курсантов); адаптивностью личностно-ориентированных технологий к условиям конкретного учебного заведения; наличием обширной информации, создающей условия для сформированности качеств личности; достижением результативности процесса.

Модель формирования ПЗЛК курсантов предусматривает наличие взаимосвязанных блоков.

Концептуально-целевой блок позволяет определить методологические подходы, сформулировать основные цели и задачи,спроектировать принципы, выявить закономерности процесса, учесть структурные особенности учебно-воспитательного процесса, связанные с тем, что курсанты с первых дней считаются сотрудниками полиции: их учебная и служебная деятельность строго регламентирована законами, приказами, инструкциями, распоряжениями, распорядком дня. Методологические подходы (системный, личностно-ориентированный, компетентност-ный) обосновывают необходимость реализации эффективного межличностного взаимодействия. Основными принципами формирования ПЗЛК курсантов в образовательной организации МВД России являются: проектирование деятельности и достижение сформированности качеств личности; личностная ориентированность учебно-воспитательного процесса на выявление особенностей и способностей курсантов, создание адекватных целям педагогических условий; функциональность, способствующая развитию профессионально-прикладных компетенций в соответствии с квалификационными характеристиками; позитивность, основанная на благоприятных условиях профессиональной подготовки.

156

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2017 • № 4 (38)

Определены общесистемные закономерности, способствующие объективному анализу и осмыслению тех процессов, которые реализуются в условиях педагогической неопределенности или педагогического риска. Внутрисистемные закономерности способствуют обоснованию подходов к учебно-воспитательному процессу, направленному на формирование личности курсантов, с учетом отдельных элементов в общей структуре личностного развития (интерактивность, аудиторные и внеаудиторные мероприятия, личностно-ориенти-рованные технологии развития личности и др.).

Содержательно-деятельностный блок проектирует субъект-субъектное взаимодействие курсантов; изучение особенностей профессионально направленных мировосприятия, мировоззрения, волевых качеств, ответственности, самооценки курсантов; формирование на основе разработанных методов и технологий профессиональной адаптации, поддержания и развития взаимодействия на межличностном уровне; направленность на реализацию личностного потенциала и формирование профессиональной позиции.

Организационно-технологический блок концентрирует внимание на актуальных формах, а также методах и технологиях совмест-

ной деятельности по формированию ПЗЛК курсантов: личностно-ориентированные лекции-диалоги; интегративные лекции; деловые игры; кейс-стади, тренинги, проекты, требующие решения задач в стандартных и нестандартных условиях личностного взаимодействия; включение ситуаций, требующих ответственных решений, с учетом ценностных ориентаций, адекватной самооценки и др.

Критериально-оценочный блок предназначается для определения уровня сформиро-ванности ПЗЛК курсантов в образовательной организации МВД России на основе когнитивного, мотивационного и поведенческого компонентов с ориентацией на развитие ответственности, ценностных ориентаций и адекватной самооценки как целостного образования, с определением уровней сформированности данных личностных качеств.

Таким образом, моделирование процесса формирования ПЗЛК курсантов в образовательной организации МВД России, позволяет конструировать достижение поставленной цели в конкретно сложившихся условиях с пониманием того, что данный процесс допускает бесконечное множество моделей, для каждой из которых существует свой путь решения.

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982.

2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

3. Штофф В. А. Проблемы методологии научного познания. М., 1978.

4. Яковлева Н.О. Моделирование как метод создания педагогического проекта // Образование и наука. 2002. № 16(18).

5. Щелина Т.Т. Из опыта моделирования учебно-воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС ВО // Education & Science-2016: сб. ст. II Междунар. науч.-практ. конф. для работников науки и образования, 15 авг. 2016 г.

6. Еремина И. И. моделирование задачи квалиметрического оценивания результатов формирования профессиональной компетентности // Научный взгляд в будущее. 2016. Т. 2, № 1(1).

7. Шаталова Н.П. Конструктивная среда самообразования в педагогическом вузе // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 6(55).

8. Кикоть В.Я. Юридическая психология: учеб. М., 2012.

1. Babansky Yu.K. Optimization of educational process. Moscow, 1982.

2. Bespalko V.P. Components of pedagogical technologies. Moscow, 1989.

3. Shtoff V.A. Problems of methodology of scientific knowledge. Moscow, 1978.

4. Yakovleva N.O. Simulation as a method of creation of the pedagogical project // Education and science. 2002. № 16(18).

5. Schelina T.T. From the experience of modeling the educational process in the implementation of the GEF // Education & Science-2016: proc. of art. of II Intern. sci.-pract. conf. for workers of science and education, Aug.15, 2016.

6. Eremina I.I. modeling of the problem of qualitative estimation of results of formation of professional competence // Scientific look into the future. 2016. Vol. 2, № 1(1).

7. Shatalova N.P. Constructive environment of self-education in a pedagogical University //World of science, culture, education. 2015. № 6(55).

8. Kikot V.Ya. Legal psychology: textbook. Moscow, 2012.

157

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.