Научная статья на тему 'Компетентностный подход к процессу профессиональной самореализации будущих сотрудников полиции в образовательной среде вузов МВД России'

Компетентностный подход к процессу профессиональной самореализации будущих сотрудников полиции в образовательной среде вузов МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КВАЛИФИКАЦИЯ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / STATE EDUCATIONAL STANDARD / PROFESSIONALISM / SELF-FULFILLMENT / COMPETENCE / QUALIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щеголихин Евгений Николаевич

В статье представлен анализ важнейшей составляющей профессиональной подготовки курсантов профессиональной самореализации личности в образовательной среде вузов МВД России на основе компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щеголихин Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE APPROACH TO THE FUTURE POLICE OFFICERS’ PROFESSIONAL FULFILLMENT IN EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNATIONAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article analyzes the major component of the military school students’ professional training -professional fulfillment in the multimedia educational environment of the universities of the Ministry of International Affairs of Russia according to the competence approach.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход к процессу профессиональной самореализации будущих сотрудников полиции в образовательной среде вузов МВД России»

УДК 378

Щеголихин Евгений Николаевич Shchegolikhin Evgeniy Nikolaevich

заместитель начальника отдела информационно-технического обеспечения учебного процесса,

начальник отделения информационного обеспечения учебного процесса управления учебно-методической работы Краснодарского университета МВД РФ [email protected]

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗОВ МВД РОССИИ

Deputy Head of Department for Information and Technical Support of Academic Activities, Head of the Division for Information Support of Academic Activities, Teaching and Guiding Department, Krasnodar University of the Ministry of International Affairs of Russia [email protected]

COMPETENCE APPROACH TO THE FUTURE POLICE OFFICERS’ PROFESSIONAL FULFILLMENT IN EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNATIONAL AFFAIRS OF RUSSIA

Аннотация:

В статье представлен анализ важнейшей составляющей профессиональной подготовки курсантов - профессиональной самореализации личности в образовательной среде вузов МВД России на основе компетентност-ного подхода.

Ключевые слова:

образовательная среда, Государственный образовательный стандарт, профессионализм, самореализация, компетенция, квалификация.

Summary:

The article analyzes the major component of the military school students’ professional training -professional fulfillment in the multimedia educational environment of the universities of the Ministry of International Affairs of Russia according to the competence approach.

Keywords:

educational environment, State Educational Standard, professionalism, self-fulfillment, competence, qualification.

Профессиональная деятельность сотрудников полиции представляет собой интегрированную деятельность специалиста правоохранительных органов и являет собой процесс его самореализации в качестве субъекта профессиональной деятельности, повседневных отношений, собственного развития [1].

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования, на современном этапе основной задачей обучения в вузе является подготовка квалифицированного, конкурентоспособного, компетентного, ответственного специалиста, свободно владеющего своей профессией, ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Сегодня эффективно действующим оказывается специалист, адекватно реагирующий на новые социальные ожидания, способный к творческому росту и профессиональному самосовершенствованию, к постоянному обновлению своих личностных ресурсов. Общество заинтересовано в формировании личности будущего сотрудника полиции, успешно социализирующегося, обладающего высоким уровнем профессиональной компетентности, которая бы обеспечивала личностную комфортность и востребованность выпускника отраслевого вуза.

Образовательные учреждения системы подготовки специалистов правоохранительных органов нацелены на решение сложных задач формирования высокопрофессиональной личности, способной к самореализации, обладающей различными видами ком-

- 5G -

петенций, что требует от профессионального образования обновления его содержания и разработки качественно новых информационных технологий, создания профессиональной среды подготовки специалиста, позволяющих достичь эффективности образовательного процесса [2], в том числе и в сфере подготовки будущих сотрудников полиции.

Анализ образовательной деятельности отраслевых вузов свидетельствует о больших имеющихся резервах системы подготовки кадров. Говоря о проблемах ведомственного образования, к ним, как правило, относят [3]: недостаточно качественную систему отбора кандидатов на обучение; отсутствие эффективного взаимодействия между образовательными учреждениями и органами МВД; недостаточную практическую подготовленность выпускников ведомственных образовательных учреждений; методическое однообразие в проведении учебных занятий; практические занятия по дисциплинам специализации проводятся зачастую без использования имеющихся практико-ориентированных технологий; недостаточное материально-техническое обеспечение учебного процесса. Это обусловливает необходимость дальнейшего поиска инновационных технологий, более рациональных организационных механизмов самореализации курсантов в процессе обучения.

Наиболее полный анализ деятельности специалиста отрасли дан в работе В.Л. Васильева [4], где представлена профессиограмма выпускника вуза. Здесь комплексно представлены основные стороны юридической деятельности и качества личности сотрудника полиции, которые в ней реализуются. Автор отмечает, что указанная деятельность сложна и многообразна, так как объединяет в себе большое разнообразие решаемых задач и правовое регулирование всех производимых действий, высокую эмоциональную напряженность и осуществление особых властных полномочий.

Системообразующей единицей Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031001 «Правоохранительная деятельность» является квалификация, которая в свою очередь характеризуется ступенью и уровнем. Существенными характеристиками уровня квалификации являются: объем и диапазон знаний и умений; качество знаний и умений; способность рационально организовывать и планировать работу; способность адаптироваться к изменению техники, технологии, организации и условий труда. Требования к различным уровням квалификации обозначили следующее содержание задач подготовки понятийных групп:

- первая группа характеризует подготовку специалиста органов внутренних дел понятием «современный» и отражает виды его деятельности, обусловленные тенденциями развития науки, методов и средств осуществления правоохранительной деятельности;

- вторая группа характеризует подготовку специалиста МВД России понятием «специалист по конкретной предметной области» и отражает виды его деятельности в соответствии с их предметным содержанием и выбранной специализацией;

- третья группа характеризует подготовку специалиста понятием «начальник органа, подразделения, учреждения системы МВД России» и отражает виды его деятельности, обусловленные функциональными обязанностями по замещаемым должностям в организационно-штатной структуре.

Важнейшим требованием к подготовке сотрудников полиции является обеспечение высокой эффективности и качества обучения, определяющее успешность осуществления ими своих функциональных обязанностей в среде профессиональной деятельности, что в свою очередь должно достигаться максимальной ориентацией на современные технологии профессиональной самореализации личности. Система подготовки курсантов должна обеспечивать решение внезапно возникающих задач, с которыми обучаемые ранее не сталкивались: проявлять инициативу, гибкость мышления, высокие организаторские спо-

собности, стремиться к самореализации в профессиональной деятельности. В соответствии с компетентностным подходом [5], важным требованием к подготовке будущего сотрудника полиции является профессиональная и практическая направленность образовательных программ, что обусловлено тесной взаимосвязью теории с практикой при ведущей роли последней.

Компетентностный подход продиктован необходимостью формирования принципиально новых поколений компетентных и личностно развитых профессионалов, которые не будут ждать указаний и инструкций, а вступят в самостоятельную социальную жизнь и в профессиональную деятельность с уже сложившимся потенциалом, стремлением к самореализации. В основе профессиональной успешности специалиста лежат его личностные качества, определяющие наиболее важные и принципиальные моменты всего содержания и направленности профессиональной деятельности. В силу этого профессиональная самореализация является объективно необходимой целью высшего образования и одновременно условием обеспечения его высокого уровня, в частности - профессиональной компетентности курсанта, будущего сотрудника полиции. Когда говорят о компетентном специалисте, имеют в виду человека опытного, квалифицированного, владеющего секретами профессионального мастерства, необходимыми умениями, навыками и возможностью их реализации в практической деятельности [6].

Сформированная в годы обучения компетентность дает возможность решения возникших сложностей и проблемных ситуаций в профессиональной деятельности. Следовательно, профессиональная компетентность представляет сформированность качеств личности, способствующих эффективной профессиональной деятельности, основанной на имеющихся у данной личности знаниях и опыте, практических умениях. Существенной характеристикой будущего сотрудника полиции становится то, что он в совершенстве овладел профессиональными навыками и знаниями, а в дальнейшей деятельности нацелен на профессиональное развитие и обновление знаний, умений и навыков. Следовательно, когда говорят о профессиональной компетентности, имеют в виду глубокие профессиональные знания, осведомленность в данной сфере трудовой деятельности.

Самореализация будущих сотрудников полиции формируется на основе профессиональных компетенций как личности, способной к самоопределению, самообразованию, саморегуляции, самоактуализации.

Таким образом, результативность самореализации курсантов в вузе, ориентированной на развитие личностного потенциала, оценивается:

- на основе федеральных государственных образовательных стандартов и затрагивает все сферы жизнедеятельности вуза (профессиональное, научно-методическое и информационное обеспечение обучения; формирование целевой системы подготовки и повышения качества профессиональной деятельности будущих сотрудников полиции, которые должны обладать многоаспектной компетентностью; выбор и реализация технологий обучения, направленных на самореализацию личности курсантов; разработка федеральных государственных образовательных стандартов с учетом стандартов и компетенций будущих специалистов правоохранительных органов);

- как качество реализации Федерального государственного образовательного стандарта, составляющими которого являются: освоение образовательных стандартов как норм вариативной профессиональной деятельности; внедрение стандартов в процесс обучения курсантов в виде учебных планов, программ, методического обеспечения, направленных не только на теоретические знания, но и на самореализацию личности;

- как качество профессиональной компетенции курсантов, обеспечивающее их профессиональную самореализацию в вузе (мотивация, ориентированная на профессиональную деятельность; активизация самосовершенствования, готовность к самообразованию).

Ссылки:

1. Копылова Г.К., Прозоров A.B. Психология в деятельности ОВД : курс лекций. Калининград, 2009. 14 с. ; Психолого-педагогические основы профессионального становления специалиста - сотрудника органа внутренних дел. М., 2005. 332 с.

2. Иншакова Е.И. Соотношение профессиональных и гуманитарных функций в модели инженера // Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете : Труды 3-й Международной научно-практической конференции. СПб., 2003. С. 148-151.

3. Кикоть В.Я. Система образования МВД России. Вчера. Сегодня. Завтра // Вестник кадровой политики МВД России. 2008. № 3. С. 13-19.

4. Васильев В.Л. Юридическая психология. 5-е изд., доп. и перераб. СПб., 2002. 202 с.

5. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005. № 4. С. 19-27 ; Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3-13 ; Зимняя И.А. Компетентностей подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 20-26 ; и др.

6. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством : учеб. пособие для вузов. М., 2003. 334 с. ; Матюшкин A.M. К проблемам порождения ситуативных познавательных потребностей // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М., 1979. 151 с. ; и др.

References (transliterated):

1. Kopylova G.K., Prozorov A.B. Psikhologiya v deyatel'nosti OVD : kurs lektsiy. Kaliningrad, 2009. 14 p. ; Psikhologo-pedagogicheskie osnovy professional'nogo stanovleniya spetsialista - sotrudnika organa vnutrennikh del. M., 2005. 332 p.

2. Inshakova E.I. Sootnoshenie professional'nykh i gumanitarnykh funktsiy v modeli inzhenera // Formirovanie profes-sional'noy kul'tury spetsialistov XXI veka v tekhnicheskom universitete : Trudy 3-y Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. SPb., 2003. P. 148-151.

3. Kikot' V.Y. Sistema obrazovaniya MVD Rossii. Vchera. Segodnya. Zavtra // Vestnik kadrovoy politiki MVD Rossii. 2008. № 3. P. 13-19.

4. Vasil'ev V.L. Yuridicheskaya psikhologiya. 5th ed., changed and added. SPb., 2002. 202 s.

5. Andreev A.L. Kompetentnostnaya paradigma v obrazovanii: opyt filosofsko-metodologicheskogo analiza // Peda-gogika. 2005. № 4. P. 19-27 ; Baydenko V. Kompetentsii v professional'nom obrazovanii (k osvoeniyu kompetent-nostnogo podkhoda) // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2004. № 11. P. 3-13 ; Zimnyaya I.A. Kompetentnostniy podkhod. Kakovo ego mesto v sisteme sovremennykh podkhodov k problemam obrazovaniya? (teoretiko-metodologicheskiy aspekt) // Vysshee obrazovanie segodnya. 2006. № 8. P. 20-26 ; et al.

6. Mazur I.I., Shapiro V.D. Upravlenie kachestvom : ucheb. posobie dlya vuzov. M., 2003. 334 p. ; Matyushkin A.M. K problemam porozhdeniya situativnykh poznavatel'nykh potrebnostey // Psikhologicheskie issledovaniya intel-lektual'noy deyatel'nosti. M., 1979. 151 p. ; et al.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.