2016, том 18 [8]
—--—
УДК. 364.02.26.
ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОПТИМИЗАЦИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
1 2 В.Ш. Масленникова , В.И. Айдаров
1ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» г. Казань, Республика Татарстан, Россия
2ГАУЗ «Республиканская клиническая больница» Министерства здравоохранения Республики Татарстан г. Казань, Республика Татарстан, Россия
Аннотация. В статье обосновываются рекомендации по организации переподготовки и повышения квалификации кадров стационарного медицинского учреждения по проблемам психолого-педагогической деятельности не только в качестве лечащего врача, но и в качестве специалиста-реабилитолога.
Психология обращения с лицами с ограниченной возможностью здоровья, это та практическая, отчасти прикладная, отрасль педагогической науки, которая занимается психолого-педагогическими взаимосвязями проблем лечебной педагогики и лечебной деятельности по уходу, проблем психолого-педагогического воздействия на лиц с ограниченными возможностями здоровья в самых различных ситуациях, возникающих в ходе этой деятельности.
Ключевые слова: психолого-педагогическое обеспечение, оптимизация качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья, арт-терапия.
Государство, обеспечивая социальную защищенность лиц с ограниченными возможностями здоровья, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей. Все это достигается путем учета их потребностей в соответствующих государственных программах, предоставления социальной помощи в предусмотренных законодательством видах, в целях устранения препятствий в реализации прав на охрану здоровья, труд, образование и профессиональную подготовку, жилищных и иных социально-экономиче-
ских прав [1]. Для достижения поставленных государством задач необходимо готовить специальные кадры по различным направлениям социальной реабилитации. В процессе психолого-педагогической и социально-психологической реабилитации перед медицинским персоналом стоит очень ответственная задача — возвратить человеку здоровье, вернуть его к трудовой деятельности, к нормальной жизни в обществе. В центре внимания психолого-педагогических исследований социально-психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья находится вопрос о взаимоотношениях паци-
—--—
~ 17 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
ента со средой стационарного медицинского учреждения (отношения между специали-стом-реабилитологом и пациентом; медицинской сестрой и пациентом; специалистом-реабилитологом, медицинской сестрой, пациентом). Дефицит времени, перегруженность специалистов-реабилитологов не позволяет им заниматься обучением, с учетом индивидуальных особенностей личности пациента, применяя различные коррекционные методы и технологии. Поэтому в процесс реабилитации пациента, учитывая специфику заболеваний травматологического профиля, наряду с медицинским персоналом, должны быть вовлеченными компетентные специалисты (психологи, педагоги, социальные работники и т.д.), осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение пациента, как в стационаре, до и после операции, так и в постстационарном периоде реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Так для такой категории специалистов был организован специальный курс по подготовке и переподготовке специалиста-реабилитолога на который принимались врачи, психологи, педагоги, специалисты по социальной работе всего 28 слушателей. Цель курса: подготовить компетентного специалиста-реабилитолога по психолого-педагогическому сопровождению реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья для стационарных медицинских учреждений.
Задачи курса: обеспечить будущего спе-циалиста-реабилитолога по психолого-педагогическому сопровождению реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в стационарных медицинских учреждениях знаниями: по общей и медицинской психологии, педагогике, валеологии, основ анатомии человека, тренинговых технологий, технологии психолого-педагогического сопровождения; специфики заболеваний трав-матолого-ортопедического профиля; изучить возрастные и индивидуальные особенности организма реабилитанта и те изменения, которые происходят в нем в связи с занятиями здоровьесберегающими педагогическими
оздоровительными технологиями; привить навыки и умения использования полученных знаний в практической деятельности: построении лекционно-просветительских, обучающих занятий; консультировании; учебно-тренировочных занятиях для различных возрастных групп с учетом особенностей и специфики заболевания пациентов [2]. Специалистов-реабилитологов обучали по специально разработанной программе. Форма проведения занятий — лекции, практические занятия, самостоятельная работа. Теоретический курс лекций состоял из основ общей и медицинской психологии; педагогики; анатомии человека; валеологии. Практико-ориентированные занятия заключались в обучении методам арт-терапии и методике проведения здоровьефор-мирующего тренинга «Адаптивная методика — универсальные технологии» — коррек-ционно-обучающего и психофизического направления [2].
В частности, при обучении слушателей курса методам арт-терапии обращалось внимание на тот факт, что арт-терапевтическая работа в стационаре, это специально организованная система обучающих занятий для пациентов специалистом-реабилитологом. Эта деятельность направлена на гуманизацию отношений, гармонизацию психоэмоционального самочувствия личности пациента в социуме. При этом реализовывались развивающие, воспитательные, психолого-терапевтические, диагностические, коррекционные и другие функции педагогической модели арт-терапии. Обучение специалистов-реаби-литологов методам арт-терапии не только расширяла их профессиональные возможности, но также создавала прецедент уникального сочетания образовательного процесса с терапией личности. Работа с другими людьми, оказание им психологической помощи, поддержки требует от специалиста-реабилитолога понимания самого себя, своих потребностей, противоречий, проблемных зон. «Если я должен способствовать личностному росту других, то я должен расти сам...», — подчеркивал К. Роджерс. По глубокому убеж-
~ 18 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 e-ISSN 2226-7417
Масленникова В.Ш., Айдаров В.И. Подготовка и повышение квалификации специалистов...
-----
дению его дочери, все люди обладают природной способностью к творчеству. «Опробуйте новый для себя опыт, — предлагает Н. Роджерс, — вы удивитесь самому себе, своей способности быть подлинно творческим человеком» [3].
Со слушателями курсов проводились практические занятия на базе отделения ЛФК ГАУЗ РКБ МЗ РТ с использованием разнообразных методов арт-терапии: изотворчества или изотворения; имаготерапии; мелотерапии или музыкотерапии; библиотерапии; терапии цветовыми гаммами природы. Слушатели приходили к выводу, что при использовании методов арт-терапии, прослеживался психотерапевтический радикал, который имел се-дативную, активирующую, катартическую и иную направленность [4]. Для занятий по арт-терапии в клинике был выделен специально оборудованный кабинет, в котором пациенты в эстетически приятной обстановке, свободной от напряжения, могли заниматься указанными видами творческой деятельности. На занятиях было рекомендовано, чтобы в арт-терапию вовлекались все пациенты отделения, за исключением операционного и постоперационного периода. Все пациенты должны заниматься в группах по 3—5 человек, ежедневно по специальному расписанию. Помимо этого, было рекомендовано, чтобы пациенты имели возможность заниматься дополнительно, под наблюдением и с помощью специалиста-реабилитолога или самостоятельно в свободное время. На практических семинарах слушатели курсов сами проводили занятия с группой пациентов. Они начинали эти занятия со вступительной беседы, во время которой рассказывали о значении и необходимости данного метода лечения в клинике, знакомили пациентов с некоторыми принципами терапевтического действия искусства. Затем слушатели на практике предоставляли пациентам возможность воплотить рисунки на определенную тему с применением метода имаготерапии. При этом нередко удавалось увидеть удивительные, необычные сочетания
цветовой гаммы, своеобразную форму, самобытное выражение сюжета, — все это непосредственно связано с особенностями мироощущения больного, с его чувствами, переживаниями, отражающими скрытые элементы болезни. Этот метод был положительно оценен пациентами, и действенно помогал в реабилитационном процессе. Практические занятия слушателей с пациентами по мелоте-рапии начинались с ознакомительного прослушивания, во время которых пациент знакомился с мелодией, а слушатель изучал психофизиологическую реакцию пациентов, на предложенную музыку. В дальнейшем переходили к мелотерапии, проявляя искренний интерес, эстетическое наслаждение, адекватные психофизиологические реакции и позитивную вербальную характеристику предложенного произведения за объективный критерий соответствия избранной музыки особенностям личности [4]. Программы для занятий совместно со слушателями составлялись с учетом различной эмоциональной «нагрузки» музыкальных произведений. Первое из них создавало определенное настроение для всего занятия, определенную атмосферу, оно, как правило, спокойное, отличалось расслабляющим действием. Второе произведение несло основную нагрузку. Оно более драматичное, динамичное. Его функцией являлось стимулирование интенсивных эмоций, переживаний. После прослушивания этого музыкального произведения слушатели совместно с группой пациентов обсуждали переживания, воспоминания, которые возникали у каждого пациента. Третье произведение наоборот снимало возникшее напряжение, оно было спокойным и расслабляющим, либо, напротив, энергичным, дающим заряд энергии и бодрости. Но имелись показания: при депрессивных состояниях необходима тихая, медленная, кантиленная, мелодичная музыка, тогда как при возбужденном состоянии, наоборот, — достаточно громкая музыка в быстром темпе. Нами рекомендовались произведения Моцарта, Шуберта, Мендельсона, Бет-
~ 19 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
ховена, Брамса, Шопена, Чайковского, Рахманинова, Равеля, Де-Бюсси. Шостаковича и других великих композиторов [5]. На занятиях, подчеркивалось, что основная задача арт-терапии на первых этапах — преодоление смущения, нерешительности или страха перед непривычными занятиями у пациентов, обусловленное их некомпетентностью в области классической музыки. Нередко сопротивление приходилось преодолевать постепенно. Слушателям акцентировалось внимание на необходимости индивидуального подхода, пониманию проблем, с которыми столкнулся пациент. Обучение пациентов должно носить рекомендательный характер. Слушателям рекомендовалось быть предельно внимательными, доброжелательными, проявлять интерес к работе пациента, посоветовать попробовать свои силы еще в каком-то виде предлагаемых арт-терапевтических методов. В процессе обучения слушатели убеждались, что наиболее важным компонентом деятельности специалиста-реабилитолога является налаживание контакта с пациентами. Он должен учитывать психическое состояние пациента, его личностные особенности, подготовленность, интеллект и многие другие факторы.
Говоря об эффективности использования методов арт-терапии в психолого-педагогическом сопровождении, то наши многочисленные катамнестические данные показывают, что слушатели курсов нередко открывают в себе творческие возможности, и после выписки продолжают самостоятельно заниматься разными видами творческих работ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Копытин А.И. Основы арттерапии. СПб.: Минск, 1999.
2. В.И. Айдаров, С.З. Хайбуллина. Психолого-педагогическое сопровождение реабилитации пациентов и инвалидов с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата // Методические рекомендации. Казань: Издательство Казанского государственного технологического университета, 2010. С. 47.
3. Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Монография. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
4. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983.
5. Масленникова В.Ш. Психолого-педагогическая модель социально-ориентированной личности // Казанский педагогический журнал. 2005. № 3 (40).
TRAINING AND RETRAINING OF SPECIALISTS IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT TO OPTIMIZE THE QUALITY OF LIFE OF PERSONS WITH DISABILITIES
1 2 V.SH. Maslennikov , V.I. Aydarov
institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems Kazan, Republic of Tatarstan
2Republican Clinical Hospital of the Ministry of Health of the Republic of Tatarstan Kazan, Republic of Tatarstan
Annotation. The article substantiates the recommendations on the organization of retraining and advanced training of the stationary medical institution on the issues of psychological and pedagogical activity not only as a doctor but also as a specialist — rehabilitation.
~ 20 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 e-ISSN 2226-7417
Масленникова В.Ш., Айдаров В.И. Подготовка и повышение квалификации специалистов...
----—-
Treatment Psychology of persons with disabilities, this is a practical, partly applied, the branch of pedagogical science, which deals with psychological and pedagogical relationships problems curative education and medical activities of care, problems of psychological and pedagogical impact on persons with disabilities in a variety of situations arising in the course of this activity.
Key words: psychological-pedagogical maintenance, optimizing the quality of life of persons with disabilities, art therapy.
REFERENCES
1. Kopitin A.I. Basics of Art Therapy. St. Petersburg; Minsk, 1999.
2. Aydarov V.I., Khaibullina C.Z. Psycho-educational support and rehabilitation of disabled patients with diseases and injuries of the musculoskeletal system. Guidelines. Kazan, Publisher Kazan State Technological University. 2010. P. 47.
3. Rogers K.R. Counseling and psychotherapy. The latest approaches in the field of practical work: Monograph. Moscow, Eksmo-Press, 2000.
4. Psychological Dictionary. Ed. V.V. Davydov, A.V. Zaporozhets, B.F. Lomov etc. Moscow, Education, 1983.
5. Maslennikov V.S. Psycho-pedagogical model of socially-oriented personality. Kazan pedagogical magazine, 2005, no. 3 (40), pp. 45—48.