Научная статья на тему 'Педагогический контекст реабилитации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья'

Педагогический контекст реабилитации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
121
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / SYNERGETIC APPROACH / PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT / OPTIMIZING THE QUALITY OF LIFE OF THE PERSON WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мухаметзянова Ф.Ш., Айдаров В.И.

В статье раскрывается педагогический контекст реабилитации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья на основе синергетической парадигмы. Описывается роль синергетического подхода к психолого-педагогическому обеспечению оптимизации качества жизни личности с ограниченными возможностями здоровья, выступающего интегратором методологических подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мухаметзянова Ф.Ш., Айдаров В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING CONTEXT OF THE REHABILITATION OF YOUNG PEOPLE WITH DISABILITIES

The article deals with the pedagogical context of the rehabilitation of young people with disabilities on the basis of synergetic paradigm. It describes the role of a synergistic approach to the psychological and pedagogical support to optimize the quality of life of the person with disabilities, the speaker integrator methodological approaches.

Текст научной работы на тему «Педагогический контекст реабилитации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 612.851.159.9.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ РЕАБИЛИТАЦИИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ

Мухаметзянова Ф.Ш., ИПППО, член-корр. РАО, д-р пед. наук,

профессор

Айдаров В.И., ЛФК ГАУЗ «РКБ» МЗ РТ, канд. мед. наук Контакты: а1ёагоу_у1аё1т1г@таП. ги

В статье раскрывается педагогический контекст реабилитации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья на основе синергетической парадигмы. Описывается роль синергетического подхода к психолого -педагогическому обеспечению оптимизации качества жизни личности с ограниченными возможностями здоровья, выступающего интегратором методологических подходов.

Ключевые слова: синергетический подход, психолого-педагогическое обеспечение, оптимизация качества жизни личности с ограниченными возможностями здоровья.

По данным Международной организации инвалидов в 2012 году в мире насчитывается более 700 млн инвалидов, из них 15% составляют инвалиды травматологического профиля. В 2010 году в РФ насчитывался 1 млн 799 тыс. человек, впервые признанных инвалидами, что на 336,1 тыс. больше, чем в 2004 году. В 2014 г. В Российской Федерации зарегистрировано 13 млн инвалидов, что составляет более 10% населения [1].

Рассматривая инвалидность как явление в первую очередь социального порядка, а затем уже как самостоятельную проблему медицины, психологии, педагогики, экологии, статистики, демографии и др., возникает необходимость выявления социально-психологических и социально-педагогических механизмов реабилитации инвалидов и связанных с нею путей решения. Сама инва-

173

лидность определяется как состояние «стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями, резко ограничивающими возможность включения человека в адекватные возрасту процессы, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи и надзоре» [1].

Одной из насущных социально - экономических и демографических проблем является включение молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в жизнедеятельность современного общества. Необходимость безотлагательного решения этой проблемы заключается и в том, что доля таких людей с физическими, интеллектуальными, психическими и сенсорными отклонениями неуклонно возрастает и в общей структуре населения (более 9%). Обострение экологической обстановки, рост травматизма, ухудшение здоровья населения страны (особенно женщин репродуктивного возраста), трансформация жизненного уклада, смена ценностных ориента-ций и культурно - нравственных устоев общества позволяют предположить, что в современных условиях тенденция к увеличению численности молодых людей с ограниченными возможностями здоровья может сохраниться и в последующие годы.

Решение основных социальных проблем молодых людей с ограниченными возможностями здоровья позволит во многом изменить не только статусное положение этой категории населения, но и сформировать определенный уровень социокультурной толерантности к ним, а также стабилизировать трудовые ресурсы страны. Поэтому создание оптимальных условий для успешной социальной адаптации и реабилитации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья является важнейшей социально - экономической и политической задачей России. Именно на повышение качества жизни молодежи, по мнению политических лидеров нашей страны, должны быть направлены усилия деятелей политики, науки и образования, что определяет необычайно широкий диапазон точек зрения в современном обществе по данному вопросу.

174

При этом обнаруживается значительный интерес молодежи к повышению качества собственной жизни как способности жить, учиться, работать, общаться в гармонии с собой и окружающими людьми. В таких условиях возникает необходимость в новых взглядах на компенсирующие функции, утраченные социумом. В системе интересов становления личности такую компенсирующую функцию выполняет психолого-педагогическое обеспечение оптимизации качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья путем её психолого-педагогического сопровождения.

Основная задача психолого-педагогического сопровождения -это интеграция социальной и психолого-педагогической реабилитации с целью повышения реабилитационного потенциала и улучшения качества жизни инвалидов, включающая в себя научно -методические, нормативно-правовые, социально-психологические, педагогические, организационные компоненты.

К общим универсальным функциям деятельности сопровождающего относятся такие, как формирующая, адаптивная, рефлексивная, информационно-коммуникативная, диагностическая, способствующих формированию адаптационных навыков личности [2].

Комплексное психолого-педагогическое обеспечение способствует не только эффективности решения жизненных затруднений и проблем, не только созданию условий для развития и обучения молодых людей с ограничениями в физическом, нервно-психическом развитии, возможность их адаптации и социализации, но и создает основу для оптимизации качества жизни и формирования полноценной личности.

Сегодня все больше ученых склоняются к тому, что категорию «качество жизни» следует рассматривать и как психолого-педагогическую. Педагогический контекст качества жизни, согласно их исследованиям, заключается в понимании его как: формы социально-педагогической системы; совокупности показателей степени жизненных сил личности; субъективной и объективной харак-

175

теристик личности, в нашем случае с ограниченными возможностями здоровья и условий её существования.

Это позволяет нам рассматривать «качество жизни» в педагогическом контексте как оценочную категорию, обобщенно характеризующую состояние взаимосвязи окружающей среды и личности с ограниченными возможностями здоровья в целом. Данное понятие включает компоненты: широта, интенсивность, осознавае-мость, обобщенность, эмоциональность, социальная активность, мобильность, направленные на удовлетворение базовых потребностей личности и влияющие на её развитие и формирование субъективной удовлетворенности условиями жизнедеятельности.

В данном контексте такой поиск решения проблемы развития молодых людей с ограниченными возможностями здоровья целесообразно вести на основе синергетической парадигмы - как методологии разработки инновационной проблематики в области психолого-педагогического обеспечения развития личности.

На наш взгляд инновационный характер синергетического подхода в педагогической науке и практике состоит в возможности реализации идей Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева о механизмах развернутого формирования полноценной структуры жизнедеятельности личности. Это позволяет рассматривать синергетический подход в качестве методологического эффективного средства педагогического обеспечения развития личности с ограниченными возможностями здоровья.

Педагогическое обеспечение осуществляется на основе принципов и технологии, соответствующих синергетическому подходу, способствующему целостной реабилитации и социализации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и внедрению инновационной, здоровьесберегающей технологии, адекватно формирующей и обучающей инвалида новому, позитивному жизненному стереотипу и обеспечивающей его успешную интеграцию в общество и улучшение качества жизни в целом.

176

Процесс психолого-педагогического обеспечения оптимизации качества жизни молодых людей с ограниченными возможностями здоровья будет осуществляться при следующих психолого-педагогических и медико-организационных условиях:

• разработке индивидуальных психолого-педагогических и медицинских реабилитационных программ оптимизации качества жизни личности с ограниченными возможностями здоровья;

• реализации современных инновационных технологий психолого-педагогического обеспечения оптимизации качества жизни личности с ограниченными возможностями здоровья;

• организации подготовки и переподготовки специалистов, способных квалифицированно, компетентно осуществлять последовательное, поэтапное психолого-педагогическое обеспечение оптимизации качества жизни личности с ограниченными возможностями здоровья в стационарных учреждениях.

В нашей, интегративной личностно-социальной концепции психолого-педагогического обеспечения оптимизации качества жизни личности с ограниченными возможностями именно синерге-тический подход выступает в качестве интегратора и позволяет рассматривать психолого-педагогическое обеспечение как процесс, в значительной степени самоорганизующийся, не основанный на прямых причинно-следственных зависимостях, а протекающий неоднозначно. Процесс, обусловленный множеством внутренних и внешних влияний, закономерных и случайных, предсказуемых и стихийных, упорядоченных и хаотических [3].

Во-первых, психолого-педагогическое обеспечение может рассматриваться как сложная система на основании того, что основные элементы этой системы, пациент и специалист - реабилито-лог, представляют собой взаимосвязанные и взаимообусловленные во взаимодействии необходимые составляющие, позволяющие системе существовать как целому и относительно обособленному в структуре социуму.

177

Во-вторых, вышеобозначенный процесс является открытой системой, так как, обмениваясь информационными, материальными, духовными и социально-культурными, творческими ресурсами, взаимодействует с социальной средой, воспринимает и интерпретирует в своих изменениях процессы, происходящие в обществе.

В третьих, психолого-педагогическое обеспечение оптимизации качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья представляет неравновесную систему, поскольку открытость системы обществу приводит к появлению в ней новаций, увеличению степени внутреннего многообразия. А это обстоятельство формирует ряд внутренних противоречий в этой системе.

В четвертых, данный процесс может быть рассмотрен как нелинейная система, так как реабилитационная парадигма в целом подвержена трансформации. Наличие многообразия потенциальных методов и способов реабилитационного лечения выражает неопределенность будущего, благодаря чему система психолого-педагогического обеспечения оптимизации качества жизни молодых с ограниченными возможностями здоровья имеет несколько вариантов своего изменения и открыта не только настоящему, но и будущему.

Таким образом, мы попытались впервые обосновать особенности процесса психолого-педагогического обеспечения оптимизации качества жизни молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в условиях медицинского стационарного учреждения, осуществляемого на основе синергетического подхода.

Источники

1. Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.06.2015) www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/

2. Масленникова В.Ш. Васина В.В. Проектно-развивающий подход к формированию здорового образа жизни в учреждениях профессионального образования: Казань: Изд-во «Печать-Сервис XXI Век». 2013.

3. Айдаров В.И. Синергетический подход в методологии психолого-педагогического обеспечения оптимизации качества жизни личности с ограниченными возможностями здоровья // Современные наукоёмкие технологии. № 2 (часть 2) 2016. С. 270-274.

178

TEACHING CONTEXT OF THE REHABILITATION OF YOUNG PEOPLE WITH

DISABILITIES Mukhametzyanova F.Sh., Aydarov V.I.

The article deals with the pedagogical context of the rehabilitation of young people with disabilities on the basis of synergetic paradigm. It describes the role of a synergistic approach to the psychological and pedagogical support to optimize the quality of life of the person with disabilities, the speaker integrator methodological approaches.

Keywords: synergetic approach, psychological and educational support, optimizing the quality of life of the person with disabilities.

Дата поступления 25.02.2016.

179

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.