УДК 376.1
Е. М. Старобина
Специфика профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
В статье раскрываются особенности профессионального образования людей с ограниченными возможностями здоровья, которые заключается в междисциплинарном подходе, реабилитационно-образовательной сущности, учете особенностей людей с ограниченными возможностями, в частности ограничений способности к обучению и последующему труду.
The article describes the specific of vocational education for people with disabilities, which is an interdisciplinary approach, rehabilitation and educational essence, taking into account characteristics of people with disabilities, particularly educational and employment opportunities.
Ключевые слова: профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, реабилитационно-образовательная среда, реабилитационно-образовательные технологии, сопровождающие службы.
Key words: vocational education of persons with disabilities, rehabilitation and educational environment, rehabilitation and educational technology, accompanying services.
Принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2007 г. Конвенцией о правах инвалидов предлагается признать ценный нынешний и потенциальный вклад инвалидов в общее благосостояние. Содействие полному осуществлению инвалидами прав человека и основных свобод позволит им добиться значительных успехов в человеческом, социальном и экономическом развитии общества. Необходимо признавать право инвалидов на образование и труд наравне с другими; инвалиды должны иметь доступ к профессиональной ориентации, общему и профессиональному образованию, образованию для взрослых в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими.
Конвенцией определяется, что государства должны признавать право инвалидов на образование. В целях реализации этого права на основе равенства возможностей должно быть обеспечено инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом:
- к полному развитию человеческого потенциала, основных свобод и человеческого многообразия;
- к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме;
© Старобина Е.М., 2014
- к наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни общества.
Нормами статьи 19 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» нашим государством обеспечивается инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В соответствии с положениями ч.ч. 5, 6 ст. 19 этого же закона для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.
Однако на практике эти декларации реализуются с большим трудом.
В настоящее время в исследованиях связанных с изувением профессионального образования различных категорий людей с ограниченными возможностями здоровья [1-5], поставлены проблемы формирования системы непрерывного многоуровневого вариативного по форме профессионального образования данной категории обучающихся, интеграции существующей системы специализированных и массовых учреждений в единое образовательное пространство и совершенствования специализированных учреждений профессионального образования на основе внедрения эффективных реабилитационно-образовательных технологий и единых образовательных стандартов.
Теория профессионального образования людей с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ) в настоящее время только формируется на стыке нескольких наук: педагогики, реабилитологии, психологии, социологии, медицины и др. Специфичность теории профессионального образования людей с ограниченными возможностями здоровья заключается в ее междисциплинарности, реабилитационно-образовательной сущности. Она основана на учете особенностей людей с ограниченными возможностями, в частности, различных ограничений способности к обучению и последующему труду. При этом необходимо отметить высокую социальную значимость данной проблемы.
Проблема теоретического обоснования системы профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья возникла сравнительно недавно в связи необходимостью обеспечения доступа данной категории обучающихся к качественному профессиональному образованию. При этом можно констатировать отсутствие специальных образовательных условий, специальных образовательных технологий, комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся со специальными потребностями, подготовленных педагогических кадров, обеспечивающих сохранение их здоровья и
функциональную адаптацию в условиях существующей системы профессионального образования.
В качестве базовых принципов системы профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья [1, 5] выдвигаются принципы доступности всех ступеней и уровней профессионального образования, оптимальности содержания и объема специальных образовательных и реабилитационных услуг, сочетания строгой вертикальной иерархии и широких (развитых) горизонтальных (региональных и межрегиональных) связей образовательных учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.
Теория профессионального образования людей с ограниченными возможностями здоровья, являясь интегративной по сути, в реабилитационном аспекте характеризуется специфическими понятиями: «инвалид», «человек с ограниченными возможностями здоровья», «ограничение жизнедеятельности», «ограничение способности к труду», «ограничение способности к обучению», «социальная защита», «реабилитация инвалидов», «профессиональная реабилитация».
С точки зрения реабилитации, профессиональное образование -один из ее аспектов, элемент профессиональной реабилитации. Профессиональная подготовка как центральное звено профессиональной реабилитации обусловливается взаимосвязью с профориентацией, выбором профессии, допрофессиональной подготовкой, с одной стороны, и с трудоустройством и производственной адаптацией как критериями ее эффективности, с другой.
Важнейшими категориями профессиональной реабилитации инвалидов являются: трудовой потенциал, трудовой прогноз, рациональное трудоустройство. Трудовой потенциал определяет возможность обучения инвалида по доступной ему специальности и последующей работы в ней с учетом как индивидуальных, так и внешних факторов и условий. В процессе профессионального образования обучающийся подготавливается к работе в рекомендуемых ему условиях и формах организации труда. Выделяются обычные и специально созданные производственные условия. В специальных условиях труда и обучения в специализированных учебных заведениях нуждаются в основном инвалиды, ЛОВЗ, имеющие ограничения способности к обучению.
Профессиональное образование призвано решать задачи не только освоения профессии, но и социальной адаптации, интеграции в учебный и трудовой коллективы, общество.
Состав реабилитационной составляющей процесса профессионального образования инвалидов обосновывается комплексным подходом в реабилитации, концепцией психолого-педагогического медико-социального сопровождения человека в ходе образовательного процесса (Е.И. Казакова), в которой определен комплексный метод сопровождения, включающий единство диагностики, информационного поиска,
планирования, консультирования и помощи в реализации плана сопровождения, в общем виде определены функции и направления деятельности службы сопровождения.
Основные элементы реабилитационной составляющей процесса профессионального образования инвалидов включают: доступную реа-билитационно-образовательную среду обучения, специальные реабили-тационно-образовательные технологии, сопровождающие службы.
Реабилитационно-образовательная среда представляет собой приспособленную к специальным потребностям инвалида в образовательном учреждении среду, которая обеспечивает условия для освоения профессиональных программ, адаптации личности в учебном заведении и в социуме, решения сопутствующих обучению проблем. Эта среда должна компенсировать полностью или частично ограничения жизнедеятельности инвалида и предоставить условия для оптимального реабилитационно-образовательного процесса.
Реабилитационно-образовательная среда должна быть приспособлена не только к образовательным потребностям инвалида, но и к его социально-бытовым, социально-средовым, социокультурным потребностям (перемещение по зданию, общение, информирование, прием пищи, выполнение основных гигиенических процедур и т.п.). Среда должна создавать условия для реабилитации в процессе образования и последующей наиболее полной интеграции в общество и трудовой коллектив. Также необходимо учитывать, что не все инвалиды могут быть конкурентоспособными на рынке труда и для их трудоустройства требуются специально созданные условия труда.
Можно выделить следующие составляющие реабилитационно-образовательной среды:
• специальные реабилитационно-образовательные технологии;
• беспрепятственная среда обучения, общения и жизнедеятельности инвалидов за счет архитектурно-планировочных решений и технического обеспечения (индивидуальных и групповых технических средств обучения и реабилитации);
• информационное обеспечение реабилитационно-образовательного процесса для инвалидов в доступной для них форме, их родственников, педагогов и других специалистов;
• психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение образовательного процесса;
• благоприятная, доброжелательная, психологически комфортная атмосфера в реабилитационно-образовательном учреждении.
Необходимо уточнить, что в учебном заведении при профессиональном обучении инвалидов реабилитационно-образовательная среда обеспечивает не только беспрепятственное общение и жизнедеятельность инвалидов для преодоления трудностей социальной адаптации, а
главное - оптимальные условия обучения в соответствии с особыми ре-абилитационно-образовательными потребностями инвалидов.
В социально-психологическом плане формирование реабилитаци-онно-образовательной среды, например, учреждения начального профессионального образования, в решающей мере обусловливается действием субъективных факторов социально-психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья в среде обучающихся, таковыми не являющихся.
Среда является важнейшим средством реабилитации, являясь в то же время лечебным, терапевтическим средством для инвалидов. В понятие «среда» входит также и ближнее окружение, круг общения инвалида: это и семья, и те, кто окружает его в специализированном учреждении, и те, кто находится рядом с ним на работе, учебе, в часы досуга. Характер общения и отношения (взаимоотношения) инвалида с окружающими людьми зависит не только от особенностей его личностных свойств, но и от восприятия его окружающими. Нельзя их трактовать как субъективное отражение человеческих отношений или брать за основу только материальные или организационные аспекты, необходимо рассматривать их как психо-социальный фактор с направляемым характером взаимоотношений. При этом, важное значение имеет и «вещевое окружение» (интерьер, комфорт, неформальная обстановка в учреждении и т.п.).
Реабилитационно-образовательные технологии представляют собой совокупность организационных форм, методов и средств, обеспечивающих профессиональное образование. Это педагогический процесс и аспект профессиональной реабилитации на оптимальном уровне, с учетом специфики контингента обучающихся и конкретных условий учебного заведения с выходом на конкретные как образовательные, так и реабилитационные результаты в соответствии с действующими образовательными и реабилитационными стандартами.
Реабилитационно-образовательные технологии должны обеспечивать:
- органическую связь и единство образовательного и реабилитационного процессов;
- оптимальность усвоения учебного материала, как теоретического, так и практического;
- физический доступ к учебному и производственному оборудованию,
- информационную доступность;
- доступность межличностного общения;
- психологическую комфортность реабилитационно-образовательного процесса;
- доступ к интенсивным, высоким технологиям обучения, коммуникации и реабилитации, когда доступ к ним затруднен в силу конкретных
ограничений жизнедеятельности;
- возможно более полную коррекцию и компенсацию (и/ или замещение) нарушений функций организма (например, процессоры «искусственного уха», программируемые и цифровые слуховые аппараты и др.).
Технологическая база должна включать специальную материально-техническую и учебно-методическую базы, обеспечивающие доступность и оптимальную эффективность реабилитационно-образовательного процесса для каждого инвалида, создание специальной реабилитационной среды и образовательного пространства, приспособленных к потребностям инвалидов.
Организация сопровождающих служб обосновывается теорией комплексного сопровождения развития, которая переносится и на профессиональное образование инвалидов, что обусловлено рядом причин:
• признание принципов гуманистической педагогики, провозглашающей личность человека самой большой ценностью, обязывающей создавать условия максимального развития этой личности;
• признанием новых подходов к целям, содержанию и результативности образования;
• наличием четко просматривающейся тенденции ежегодного увеличения количества инвалидов, желающих получить профессиональное образование, в том числе в учебных заведениях общего типа;
• значительным ростом трудностей организационного, правового, технического, методического, психологического, этического характера, возникающих на пути инвалида в период профессионального образования и после его завершения.
В качестве основных целей сопровождения инвалидов в процессе профессионального образования определено следующее: организация психологической, методической, технической и просветительской поддержки данной категории студентов. В качестве форм организации сопровождения предлагаются как специализированные отделения (при учреждениях общего типа или специализированных для сопровождения обучающихся данного учебного заведения), так и сопровождающие службы.
Сопровождающие службы, обеспечивающие комплексный подход к реабилитации инвалида в процессе обучения, его психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение, включают методическую, психологическую, социальную, медицинскую, техническую службы.
Методическая служба обеспечивает адаптацию учебных программ и методик обучения, внедрение современных образовательных, в том числе специализированных, и реабилитационных технологий, методическую поддержку, взаимодействие сопровождающих служб, снабжение адаптированными учебными материалами и пособиями.
65
Психологическая служба решает следующие задачи: разработка индивидуальных программ психологического сопровождения учащихся в учебном заведении; участие в профессиональном отборе и профессиональном подборе; психологическая диагностика; психологический патронаж, психологическая помощь в форме психотерапии, психокоррекции, консультаций и тренингов в групповой и индивидуальной форме; обучение учащихся самопознанию, методам социального и делового общения, психологической саморегуляции и самореализации; психологическая помощь преподавательскому составу; психологическая помощь семье.
Социальная служба решает следующие задачи: координация и контроль работы всех сопровождающих служб, ведение индивидуальных реабилитационных дневников; разработка индивидуальных программ социального сопровождения учащихся в учебном заведении; участие в профессиональном отборе, профессиональном подборе и зачислении, проводя социальную диагностику и организуя работу по регистрации абитуриентов и комплектованию групп; социальная диагностика; осуществление социального патронажа; выявление группы «риска» с социальной точки зрения, проведение мероприятий по социальной реабилитации; посредническая функция между обучающимися и учреждением, а также учреждениями государственной службы реабилитации в реализации личных и профессиональных планов; консультирование инвалидов по вопросам социальной защиты, льгот и гарантий, содействие реализации их прав; социальное обучение (социально-бытовым и соци-ально-средовым навыкам), организация культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы; содействие рациональному трудоустройству выпускников в соответствии с приобретенной специальностью и квалификацией, сотрудничая со службой занятости и работодателями; отслеживание результатов трудоустройства и профессиональной деятельности выпускников, выявление встречающихся им трудностей и проблем в профессиональной реабилитации.
Медицинская служба участвует в профессиональном отборе и профессиональном подборе путем оценки состояния здоровья абитуриентов, уточняя показания и противопоказания по конкретной специальности; в разрабатывает индивидуальные программ медицинского сопровождения учащихся в учебном заведении; согласует и координирует свою деятельность с лечебными учреждениями; направляет обучающихся в лечебные учреждения для получения узкой специализированной медицинской помощи, на санаторно-курортное лечение, протезирование и ортезирование; обучает учащихся и их родителей осуществлению мер медицинской реабилитации в домашних условиях, передает медицинские знания, умения и навыки, осуществляет медико-консультативную и профилактическую работу, санитарно-гигиеническое и медицинское просвещение; осуществляет контроль состояния здоро-
вья обучающихся, медицинский патронаж, установка допустимых учебно-производственных нагрузок и режима обучения; выделение из числа обучающихся групп «риска» и «повышенного риска» с медицинской точки зрения; принятие решения при необходимости экстренной медицинской помощи; контроль санитарного состояния учреждения, контроль качества и рекомендации по организации питания, в том числе диетического; осуществляет лечебно-оздоровительные мероприятия.
Техническая служба обеспечивает вспомогательными техническими средствами обучения (например, специализированные рабочие столы, опоры для сидения и изменения положения тела и т. д.), доступность помещений (мостики, пандусы, спуски, звукоречевая среда, зрительная среда, и т. д.), безопасность труда и приспособление учебных и рабочих мест на производственном обучении, оборудование учебной, рекреационной и жилой среды для различных категорий инвалидов; индивидуальное консультирование по оборудованию рабочих мест и жилища обучающихся.
Такое обеспечение реабилитационной составляющей процессе профессионального образования инвалидов обеспечит высокую эффективность освоения профессии системного, мультидисциплинарного сопровождения, его непрерывный характер, опора на позитивный внутренний потенциал развития ребенка, взаимодействие вместо воздействия, а также приоритет интересов сопровождаемого, независимость и автономность специалистов службы сопровождения (всегда на стороне ребенка).
Многолетняя практика деятельности специализированных учреждений профессионального образования системы социальной защиты показала, что такая организация реабилитационной составляющей процесса обучения, основанная на принципах непрерывного системного, мультидисциплинарного сопровождения процесса обучения с опорой на позитивный внутренний потенциал развития индивида, обеспечивает высокую эффективность освоения профессии ЛОВЗ.
В настоящее время все больше учебных заведений профессионального образования общего типа создают на своей базе специализированные отделения, группы для профессиональной подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, постепенно начинает реализовываться интегрированный подход к обучению. Однако, эта деятельность не обеспечена ни нормативно, ни методически, ни технически, ни кадрами, что не способствует обеспечению сохранения здоровья данной категории обучающихся, их функциональной адаптации в условиях существующей системы профессионального образования.
Проблема эффективного интегрированного профессионального образования инвалидов в соответствии с мировыми стандартами должна решаться в русле обозначенных выше направлений как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Список литературы
1. Кантор В.З., Мурашко В.В. Вуз в системе непрерывного образования инвалидов: социально-психологические аспекты реабилитационно-образовательного пространства. // Образование через всю жизнь: проблемы становления и развития непрерывного образования. - СПб: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2002. - С. 183-191.
2. Никулина Г.В. Современные подходы к профессиональной подготовке инвалидов по зрению // Социальное партнерство в образовании взрослых, профессиональной подготовке и переподготовке населения: материалы Рос. науч.-практ. конф. - СПб.: РНПК, 2002. - С. 72-73.
3. Птушкин Г.С. Организация профессионального обучения в специальном государственном образовательном учреждении // Докл. всерос. науч.-практ. конф., 11-13 окт. 2000 г. - М.: ВНПК, 2000. - С. 3-10.
4. Станевский А.Г. Модель инновационного образования инвалидов, интегрированного с социальной политикой // Интегрированное профессиональное образование инвалидов по слуху в МГТУ им. Н.Э.Баумана. - М.: МГТУ, 2000. - С. 19-27.
5. Старобина Е.М. Профессиональное образование инвалидов. - М.: Интеллект-Центр, 2003. - 192 с.
6. Храпылина Л.П. К вопросу о специальных образовательных технологиях для инвалидов // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - М.: МСЭ, 1998. -С. 30-31.