Научная статья на тему 'Некоммерческая организация как ресурс сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья'

Некоммерческая организация как ресурс сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1655
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РЕБЕНОК С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ЖИЗНЕННАЯ СРЕДА / СОПРОВОЖДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / NONPROFIT ORGANIZATION / THE CHILD WITH DISABILITIES / LIVING ENVIRONMENT / SUPPORT / SOCIAL INTEGRATION / VOLUNTARISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калашникова Светлана Анатольевна, Заборина Лариса Геннадьевна

Некоммерческая организация представлена как значимый ресурс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяющий эффективно решать задачи социальной интеграции. Дана характеристика деятельности некоммерческого фонда содействия детям и подросткам с проблемами в развитии и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации «Психолог», осуществляющего свою деятельность на территории г. Читы и Забайкальского края. Проблема развития психологических ресурсов детей с ограниченными возможностями здоровья обозначена с точки зрения системного подхода как процесс и результат взаимодействия в системе «человек – жизненная среда». Потенциал некоммерческой организации рассмотрен как ресурс для осуществления социального обучения добровольцев, формирования их социальной и профессиональной компетентности. Раскрыты теоретико-методологические принципы, определяющие профессиональную позицию сотрудников некоммерческой организации и содержание реализуемых программ в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья силами специалистов некоммерческой организации определено как эффективный социально-психологический механизм, обеспечивающий адекватную реализацию идеи социальной интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калашникова Светлана Анатольевна, Заборина Лариса Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NONPROFIT ORGANIZATION AS RESOURCE FOR SUPPORT OF A CHILD WITH DISABILITIES

Nonprofit organization is represented as significant resource for support of children with disabilities which helps to resolve social integration problems efficiently. The characteristic of nonprofit foundation for support children and teenagers with developmental delay and also citizens in hard situation named “Psycholog” (eng. Psychologist), which conducts its activity in Chita City, Transbaikal region is considered. The problem of psychological resource of children with disabilities is denoted as the process and result of interaction in system “humanliving environment” in the context of the systematic approach. The potential of nonprofit organization is examined as resource of social training of volunteers and of the formation of their social and professional competence. The theoretic and methodological principles defining the professional attitude of nonprofit organization employees and the content of implementable work programs with children with disabilities are revealed. The support of children with disabilities with the help of nonprofit organization specialists is defined as the efficient social-psychological mechanism, providing the adequate implementation of the idea of social integration.

Текст научной работы на тему «Некоммерческая организация как ресурс сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-6-49 УДК 316.614.5

НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК РЕСУРС СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Калашникова С.А., Заборина Л.Г.

Некоммерческая организация представлена как значимый ресурс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяющий эффективно решать задачи социальной интеграции. Дана характеристика деятельности некоммерческого фонда содействия детям и подросткам с проблемами в развитии и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации «Психолог», осуществляющего свою деятельность на территории г. Читы и Забайкальского края. Проблема развития психологических ресурсов детей с ограниченными возможностями здоровья обозначена с точки зрения системного подхода как процесс и результат взаимодействия в системе «человек - жизненная среда».

Потенциал некоммерческой организации рассмотрен как ресурс для осуществления социального обучения добровольцев, формирования их социальной и профессиональной компетентности. Раскрыты теоретико-методологические принципы, определяющие профессиональную позицию сотрудников некоммерческой организации и содержание реализуемых программ в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья силами специалистов некоммерческой организации определено как эффективный социально-

психологический механизм, обеспечивающий адекватную реализацию идеи социальной интеграции.

Ключевые слова: некоммерческая организация; ребенок с ограниченными возможностями здоровья; жизненная среда; сопровождение; социальная интеграция; добровольчество.

NONPROFIT ORGANIZATION AS RESOURCE FOR SUPPORT OF A CHILD WITH DISABILITIES

Kalashnikova S.A., Zaborina L.G.

Nonprofit organization is represented as significant resource for support of children with disabilities which helps to resolve social integration problems efficiently. The characteristic of nonprofit foundation for support children and teenagers with developmental delay and also citizens in hard situation named "Psycholog" (eng. Psychologist), which conducts its activity in Chita City, Transbaikal region is considered. The problem of psychological resource of children with disabilities is denoted as the process and result of interaction in system "human- living environment" in the context of the systematic approach.

The potential of nonprofit organization is examined as resource of social training of volunteers and of the formation of their social and professional competence. The theoretic and methodological principles defining the professional attitude of nonprofit organization employees and the content of implementable work programs with children with disabilities are revealed. The support of children with disabilities with the help of nonprofit organization specialists is defined as the efficient social-psychological mechanism, providing the adequate implementation of the idea of social integration.

Keywords: nonprofit organization, the child with disabilities, living environment, support, social integration, voluntarism.

Социальная интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является актуальной задачей современного общества, значимость которой повышается в связи с увеличением числа лиц, относящихся к данной категории. Особую актуальность приобретает проблема социализации и интеграции детей-инвалидов, число которых составляет более 2% детской популяции.

В настоящее время существует значительное количество государственных учреждений и коммерческих организаций, целью которых является оказание профессиональной специализированной помощи людям с ОВЗ, в том числе, детям. Вместе с тем, отметим ряд имеющихся проблем. Так, государственные учреждения часто являются узкоспециализированными (ориентированными на медицинскую, социальную или психолого-педагогическую реабилитацию), осуществляющими свою деятельность в рамках принятых стандартов и ограниченных бюджетным финансированием. Коммерческие организации, как правило, более свободны в этом отношении, но одной из ключевых задач их деятельности является получение прибыли от реализуемой деятельности, что делает их услуги практически недоступными для лиц с ОВЗ.

Некоммерческий сектор по сравнению с государственными и коммерческими организациями в силу своей специфики позволяет более гибко и с большей долей вариативности осуществлять сопровождение людей с ограниченными возможностями здоровья, что обеспечивает качественно иные подходы к работе с указанной категорией населения. Результаты ряда исследований показывают, что реабилитационные центры, созданные в форме некоммерческих организаций, пользуются достаточным доверием целевой

аудитории, а перспективным направлением их развития является внедрение программ, ориентированных на развитие ресурсов лиц с ОВЗ для независимой жизни, базирующихся на непосредственном окружении [7].

Согласно Федеральному закону №7 от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях», некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав граждан и организаций, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации могут существовать в различных формах, в том числе в форме некоммерческого фонда [6]. Цель данной работы - представить теоретико-методологическое обоснование деятельности некоммерческой организации как доступного, адекватного социальному запросу и эффективного ресурса сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Некоммерческий фонд содействия детям и подросткам с проблемами в развитии и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации «Психолог» (далее «Фонд»), осуществляющий свою деятельность на территории г. Читы и Забайкальского края, является некоммерческой организацией, учрежденной гражданами с целью реализации услуг и мероприятий социального характера, психолого-педагогической, адресной и других видов помощи детям, подросткам с проблемами в развитии, их семьям, а также другим категориям лиц, оказавшимся в трудной жизненной ситуации [5]. Деятельность сотрудников фонда осуществляется на добровольных основаниях.

Некоммерческий фонд «Психолог» имеет значительный опыт в реализации социально-значимых проектов, ориентированных на сопровождение лиц с ОВЗ. Так в 2007 - 2008 гг. реализовывался проект «Домашний патронаж детей-инвалидов с низкой способностью к реабилитации и их семей», поддержанный и финансированный Национальным благотворительным фондом. В последующем (до 2010 г.) проект реализовывался на собственные средства фонда. В процессе реализации проекта осуществлена поддержка более 30 семей, воспитывающих детей-инвалидов. Для реализации коррекционно-развивающих программ в работе с детьми было привлечено 60 студентов-волонтеров; оказана адресная поддержка 19 семьям, в которых воспитывается 22 ребенка-инвалида. Еще одним проектом, в котором осуществлялось психолого-педагогическое сопровождение незрячих детей и взрослых инвалидов по зрению волонтерами из числа студентов и преподавателей Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета, стал проект «Победишь себя - победишь весь мир», в котором была оказана помощь лицам с ОВЗ (всего 225 человек, проживающих в г.Чите и районах Забайкальского края). Финансирование проекта было поддержано Национальным благотворительным фондом и Забайкальскими меценатами (ОАО «МК БАМ», генеральный директор М.А. Белоусов).

С 2008 г. по настоящее время осуществляется проект «Подари радость -получи улыбку», ориентированный на психолого-педагогическое сопровождение социализации воспитанников Черновской школы-интерната VIII вида. Проект признан лучшим в Забайкальском крае в 2009 году. С 2011 г. по настоящее время реализуется проект «Психологическое сопровождение детей со сложными нарушениями в развитии». Финансовая поддержка данного проекта получена от Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Министерства социальной защиты населения Забайкальского края. Проект стал

победителем конкурса инновационных проектов «Молодежь - основной потенциал развития Сибири» (2011 г.).

В настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности Фонда является содействие социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2012 году в рамках реализации данного направления на базе Фонда открыт Центр психолого-педагогической реабилитации и развития «Девять сил» (далее «Центр»). К работе в Центре привлекаются специалисты высокого уровня квалификации в области психологии, дефектологии, педагогики, а также волонтеры из числа студентов Забайкальского государственного университета, обучающихся по направлениям «Специальное (дефектологическое) образование», «Психолого-педагогическое образование», «Психология». Системное привлечение волонтеров к реализации социально ориентированных проектов может оказать влияние на повышение качества оказываемых услуг, так как коммуникация «клиент - специалист» становится открытой; на развитие профессионального уровня волонтеров, так как при взаимодействии активизируется потребность использования новых технологий [4]. Кроме того, деятельность волонтеров способствует привлечению внимания средств массовой информации и общественности к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья.

В имеющихся исследованиях некоммерческие организации рассматриваются как обладающие определенным педагогическим потенциалом (совокупностью всех имеющихся педагогических возможностей социального объединения). Этот потенциал является основным ресурсом для осуществления социального обучения добровольцев, которое ориентировано на решение задач некоммерческой организации посредством формирования социальной и профессиональной компетентности ее участников [8]. «Добровольчество

признается одновременно как общественная ценность и уникальная система знаний и технологий в сфере развития человеческих ресурсов...» [1, с. 57]. Таким образом, Центр представляет собой социально-образовательное пространство, в котором посредством добровольческой активности и на основе доступности ресурсов организации субъект (волонтер) меняет свое отношение к реальности, конструирует профессиональный образ мира.

Деятельность специалистов и волонтеров Центра осуществляется в соответствии с теоретико-методологическими принципами, которые определяют их профессиональную позицию и содержание реализуемых программ в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Известно, что возможности человека во многом определяются условиями его жизненной среды, природной и социальной. Современные исследования условий развития, обучения и самореализации людей с ОВЗ в большей мере сосредоточены на изучении объективных средовых переменных. Во многих странах проблема повышения качества жизни лиц с ОВЗ решается в первую очередь улучшением социально-экономических условий их существования и оптимизацией оказываемой им медико-реабилитационной помощи. В прикладных исследованиях, проводимых в рамках специальной психологии и коррекционной педагогики, преобладающим является клинический подход, в рамках которого развитие человека с ОВЗ рассматривается сквозь призму его дефекта, а процессы социализации и развития предполагают коррекцию дефекта, медицинскую и социальную реабилитацию и абилитацию.

Вместе с тем, анализ теоретических и прикладных исследований, накопленных в разных подходах, показывает, что важнейшими детерминантами субъективного благополучия личности, а также ее гармоничного развития выступают, с одной стороны, личностные факторы, среди которых стремление к

саморазвитию, а с другой - социальная поддержка (в первую очередь, поддержка со стороны семьи). Исследование ресурсов развития личности в условиях, связанных с ограничениями здоровья, является значимой и актуальной проблемой психологической теории и практики. В последние годы в научный аппарат психологии вводятся и разрабатываются новые понятия, обозначающие границы и раскрывающие содержание исследуемой проблемы: функциональный потенциал (В.А. Бодров), личный превентивный ресурс (Я.В. Малыхина), жизнестойкость (С. Мадди, Л.А. Александрова), личностный потенциал (Д.А. Леонтьев) и др. Проведение научных исследований в данной проблемной области характеризуется повышением внимания к вопросам индивидуального развития, адаптации, социализации, успешной интеграции и самореализации лиц с ОВЗ (Л.А. Александрова, Н.В. Волкова, А.А. Лебедева, Д.А. Леонтьев, Н.А. Симанова, О.Л. Якоцуц и др.).

Значительным объяснительным потенциалом для анализа проблем развития личности в условиях ограниченных возможностей здоровья обладает системный подход, в рамках которого человек представляется как сложная самоорганизующаяся психологическая система, взаимодействующая с другими системами различного порядка. Человека в данном контексте необходимо рассматривать в системе взаимодействия с жизненной средой. Применение системного подхода как теоретико-методологической основы организации сопровождения ребенка с ОВЗ позволяет рассматривать проблему развития его психологических ресурсов как процесс и результат взаимодействия между компонентами системы «ребенок - жизненная среда». Жизненная среда представлена комплексом природных и социально-психологических условий развития ребенка с ОВЗ («особые условия развития»). Психологические ресурсы ребенка с ОВЗ в данном контексте - сложная подсистема, включенная в систему

«ребенок - жизненная среда». Взаимодействие в данной системе есть условие и результат самоорганизации системы, непрерывный процесс пространственно-временного «развертывания» человека, представленного в содержании и направленности деятельности в реальных жизненных ситуациях. В таком контексте комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ выступает как социально-психологический механизм интеграции в системе «ребенок - жизненная среда».

Близким к нашему пониманию обсуждаемой проблемы является психосоциальный подход к работе с инвалидами, реализуемый в Свободном университете Брюсселя и Высшей школе Брюсселя. Главное в данном подходе -понимание личности инвалида и его взаимодействия с миром. Цель подхода -поддерживать равновесие между внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями, которые влияют на его жизнедеятельность. Психосоциальный подход как система предусматривает организацию сопровождения студентов-инвалидов при более полном понимании человека в существующих условиях действительности и использовании этих знаний для развития его персональных ресурсов. При этом большое внимание уделяется развитию личности, а не предоставлению материальной помощи и т.п. [3].

Таким образом, сопровождение ребенка с ОВЗ раскрывает один из базовых социально-психологических механизмов, обеспечивающих адекватную реализацию идеи социальной интеграции. В особых условиях жизненной среды должен быть человек (кроме самого ребенка с ОВЗ), кто, являясь представителем «нормальной» среды, но находясь в системе «ребенок с ОВЗ - жизненная среда», выполняет функции проводника и обеспечивает своевременное изменение условий «нормальной» среды в соответствии с потребностями и возможностями ребенка. В качестве такого проводника могут выступать педагоги, специалисты (группа специалистов), члены семьи ребенка с ОВЗ и др.

И здесь возникает несколько актуальных для современной практики вопросов. Первый из них заключается в том, какой профессиональной позиции придерживается «проводник» - специалист. Если это позиция, ориентированная лишь на коррекцию дефекта и обучение в условиях дефицитарного развития (с чем мы чаще всего сталкиваемся), она не будет способствовать саморазвитию личности. Второй вопрос касается понимания проблемы членами семьи, которые, как правило, также более ориентированы на коррекцию дефекта, мало обращают внимание на психологические аспекты проблемы и, к тому же, сами находятся в ситуации хронического стресса, истощающего личностные ресурсы [2]. Указанные проблемы показывают особую актуальность изменения качества осознания специалистами и членами семей проблем ребенка с ОВЗ и путей их решения.

С учетом изложенного, были сформулированы базовые принципы, которые легли в основу деятельности специалистов и волонтеров Центра психолого-педагогической реабилитации и развития, созданного на базе некоммерческого фонда. Реализация принципа интеграции, предполагающего взаимное приспособление в системе «ребенок с ОВЗ - жизненная среда», представляется центральным особым условием, базовым ресурсом развития ребенка в ситуации ограниченных возможностей здоровья. Понимание сопровождения как социально-психологического механизма, обеспечивающего реализацию принципа интеграции, позволяет создавать развивающуюся систему взаимодействия «ребенок - жизненная среда». Сопровождающий (специалист, группа специалистов, родитель) своевременно вносит коррективы со стороны условий жизненной среды, что обеспечивает ее развивающий характер. Возникает новая система отношений, в которой субъекты этих отношений заинтересованы в качественном взаимодействии. Следует отметить, что акцент делается на

открытый характер этих взаимоотношений.

Принцип личностно-центрированного подхода к ребенку предполагает смещение акцента с медицинского характера помощи на психолого-педагогический, осуществление работы в соответствии с потребностями и интересами ребенка, понимание индивидуальных проблем ребенка и уважение его как личности, максимальное использование возможностей ребенка и развитие его индивидуальных психологических ресурсов.

Немаловажным принципом осуществления деятельности в Центре является командная работа специалистов, студентов-волонтеров и родителей. Во-первых, данный принцип реализуется в том, что работу с ребенком с ОВЗ осуществляет не один специалист, а 2-3 специалиста с привлечением студентов-волонтеров. Это дает возможность более качественно диагностировать имеющиеся трудности развития, осуществлять комплексную диагностику и коррекцию, вовремя корректировать программу помощи, более объективно оценивать результаты работы, повышать профессиональную компетентность специалистов и волонтеров, реализовывать профессиональную супервизию. Во-вторых, родители ребенка (чаще мама) включены в процесс сопровождения: они присутствуют на занятиях, активно включаются в работу с ребенком, получают разъяснения и рекомендации специалистов, повышают свою психолого-педагогическую компетентность, обучаются приемам развивающей работы со своим ребенком. Практика показывает системный положительный эффект реализации принципа командной работы.

Представленные материалы раскрывают только часть аспектов деятельности некоммерческой организации, решающей задачи психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Мы намеренно исключили подробное обсуждение вопросов, связанных с материальным обеспечением работы Центра, что

представляет особую проблему, требующую комплексного анализа. Некоммерческая организация представлена как значимый и адекватный социальному запросу ресурс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяющий решать задачи социальной интеграции.

Работа выполнена в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ, №6.3626.2011

Список литературы

1. Бодренкова Г.П. Добровольчество как фактор повышения эффективности государственной социальной политики // Становление и развитие социальной работы как науки: сб. статей / сост. З.Н. Лазарева, В.Н. Мотькин, И.А. Винтин и др.; под общ. ред. Л.И. Савинова. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2005. С. 57 - 59.

2. Заборина Л.Г. Базисные убеждения и смыслы родителей детей с ограниченными возможностями здоровья: монография. Чита, 2012. 180 с.

3. Зиновьева В.И., Берсенев М.В. Развитие системы сопровождения студентов-инвалидов в высших учебных заведениях Бельгии (свободный университет Брюсселя, высшая школа Брюсселя) // Вестник Томского государственного университета. История. 2010. № 3. С. 143-147.

4. Певная М.В. Значение волонтерства в профессионализации социальной работы в идеологии гражданского общества // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2012. № 2. С. 4751.

5. Устав Некоммерческого фонда содействия детям и подросткам с проблемами в развитии и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

«Психолог». Утвержден общим собранием учредителей 10 февраля 2010 г.; новая редакция Устава от 02 мая 2012 г. Чита, 2012. 15 с.

6. Федеральный закон от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». URL: hhtp//base.garant.ru/10105879 (дата обращения 15.05.2013)

7. Фролов Ф.П. Организационные формы и методы социализации инвалидов в современной России // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. 2011. № 3. С. 287-292.

8. Черепанова Н.В. Педагогический потенциал некоммерческой организации // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. Т. 68. № 13. С. 29-34.

References

1. Bodrenkova G.P. Stanovlenie i razvitie social'noj raboty kak nauki [The formation and development of social work as a science]. Saransk: Izd-vo Mordovskogo un-ta, 2005. pp. 57-59.

2. Zaborina L.G. Bazisnye ubezhdenija i smysly roditelej detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorovja [Basic beliefs and meanings of parents of children with disabilities]. Chita, 2012. 180 p.

3. Zinov'eva V.I., Bersenev M.V. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istorija, no. 3 (2010): 143-147.

4. Pevnaja M.V. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Serija: Social'nye nauki, no. 2 (2012): 47-51.

5. Ustav Nekommercheskogo fonda sodejstvija detjam i podrostkam s problemami v razvitii i grazhdanam, okazavshimsja v trudnoj zhiznennoj situacii «Psiholog» [Charter Nonprofit Foundation "Psychologist"]. 10 fevralja 2010; novaja

redakcija 02 maja 2012. Chita, 2012. 15 p.

6. Federal'nyj zakon «O nekommercheskih organizacijah» ot 12 janvarja 1996 g. №7-FZ. hhtp//base.garant.ru/10105879 (accessed May 15, 2013).

7. Frolov F.P. Vestnik Juzhno-Rossijskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta (Novocherkasskogo politehnicheskogo instituta). Serija: Social'no-jekonomicheskie nauki, no. 3 (2011): 287-292.

8. Cherepanova N.V. Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta. Tehnicheskie nauki 68, no. 13 (2006): 29-34.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Калашникова Светлана Анатольевна, доцент кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики, кандидат психологических наук, доцент Забайкальский государственный университет ул. Александрово-Заводская, 30, г. Чита, 672039, Россия e-mail: [email protected]

Заборина Лариса Геннадьевна, доцент кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики, кандидат психологических наук

Забайкальский государственный университет

ул. Александрово-Заводская, 30, г. Чита, 672039, Россия

e-mail: zaborinalarisa@yandex. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Kalashnikova Svetlana Anatolyevna, associate professor, Department of Special Psychology and Special Education, Candidate of Psychological Sciences, associate professor

Zubaikalsky State University

30, Aleksandrovo-Zavodskaja st., Chita, 672039, Russia e-mail: [email protected]

Zaborina Larisa Gennadyevna, associate professor, Department of Special Psychology and Special Education, Candidate of Psychological Sciences

Zubaikalsky State University

30, Aleksandrovo-Zavodskaja st., Chita, 672039, Russia e-mail: zaborinalarisa@yandex. ru

Рецензент:

Шибанова Наталия Михайловна, ректор, кандидат педагогических наук, доцент, ГБОУ ДПО «Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.