http://www.uchzap.com ISSN 2542-0089 ISSN 2542-0070 (Online)
УДК 159.96
Лариса Геннадьевна Заборина,
кандидат психологических наук, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30), e-mail: [email protected]
Психологическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, на базе некоммерческой организации
В статье описан опыт психологического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях работы некоммерческой организации. Некоммерческие организации могут успешно выполнять социальные функции, однако имеющийся опыт ещё недостаточно широко освещён в литературе. С точки зрения системного подхода, теории психологических систем, мать и ребёнка можно рассматривать как диаду. Некоммерческий фонд содействия детям и подросткам с проблемами в развитии «Психолог» организовал на базе психологического и культурно-досугового центров «Девять сил» психологическое сопровождение детей с ОВЗ и их родителей. Система психологического сопровождения детей выстроена достаточно традиционно, но имеет ряд особенностей: соблюдаются принципы непрерывности сопровождения, междисциплинарности и приоритетного оказания психологической помощи родителям больных детей. Психологическое сопровождение родителей больных детей является необходимым условием успешной реабилитации и абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. В учреждениях Некоммерческого фонда «Психолог» используются различные формы работы по психологическому сопровождению родителей: индивидуальные консультации, групповая тренинговая работа смешанных и однородных групп, участие в различных массовых мероприятиях.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, родители детей с ОВЗ, дети с ОВЗ, некоммерческая организация
Введение. В России деятельность некоммерческих организаций (НКО) регулируется Федеральным законом № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года, в соответствии с которым «некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками». Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ1.
1 Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ // Российская газета. 1996. № 14.
Некоммерческие организации могут выступать в качестве институтообразующих структур в обществе; исполнителей государственных функций по оказанию социально значимых услуг социально незащищённым слоям общества; самостоятельных хозяйствующих субъектов. Выполняя роль институтообразующих структур, некоммерческие организации выступают в роли защитника интересов её членов, которыми могут быть как физические, так и юридические лица. На практике, некоммерческие организации более эффективно выполняют социальные функции государства, поэтому государство непосредственно заинтересовано в развитии НКО. Преимущества некоммерческих организаций по отношению к государственным структурам - индивидуальный подход в оказании услуг [8].
В научной литературе описан опыт деятельности некоторых некоммерческих организаций. Например, в сфере оказания помощи наркозависимым [6], оказания медицинской помощи [9], организации работы
© Заборина Л. Г., 2017
121
с волонтёрами и молодёжью [5; 7] и др. Однако материалов в литературе, посвящён-ных описанию деятельности некоммерческих организаций в сфере психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей, ещё явно недостаточно.
Некоммерческий фонд содействия детям и подросткам с проблемами в развитии, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, «Психолог» (некоммерческий фонд «Психолог») создан в 2004 году в городе Чите, а с 2007 года организация активно занимается социально значимой деятельностью. За годы работы выиграно четыре гранта Президента Российской Федерации (2008, 2011, 2013, 2017 гг.1), а также более десяти грантов местного и регионального уровней, в том числе по линии Минэкономразвития и Правительства Забайкальского края. Кроме того, фонд на протяжении последних шести лет является грант-оператором конкурса социально значимых проектов Гражданского форума Забайкальского края.
В 2012 году на базе фонда создан психологический центр «Девять сил», основной целью которого является оказание психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, и людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В 2013 году создан культурно-досуговый центр «Девять сил» для детей с ОВЗ, основная цель которого - организация досуга и дополнительное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. В центрах работают пятнадцать специалистов (психологи, логопеды, дефектологи, психотерапевты, педагоги дополнительного образования, из них - четыре кандидата наук). В год обслуживается не менее ста пятидесяти детей. Ведётся бесплатное оказание психологической помощи кризисным клиентам и людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Методология и методы исследования. Система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в центрах выстроена достаточно традиционно. Для
1 С использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов № 17-1-009758.
детей дошкольного и младшего школьного возраста проводятся индивидуальные занятия (от одного до трёх раз в неделю) и занятия в мини-группах (от одного до трёх раз в неделю). Для подростков и более старших детей-инвалидов, кроме индивидуальных занятий проводятся тренинговые занятия. Однако, на наш взгляд, система психолого-педагогического сопровождения имеет в наших учреждениях ряд особенностей:
1. Психолого-педагогическое сопровождение детей носит системный и непрерывный характер, оно продолжается месяцами и годами, и с помощью такой работы у детей наблюдается стойкий, долговременный эффект от работы. По каким-то причинам (очередной курс реабилитации, семейный отпуск и др.) или по запросу родителей, дети некоторое время могут не посещать учреждение, однако по прошествии меся-ца-двух занятия с ребёнком возобновляются и входят в прежний режим работы.
2. Полноценному развитию и реабилитации способствуют индивидуальные программы помощи, сформированные с учётом потребностей и возможностей конкретного ребёнка. В идеале наиболее эффективной моделью помощи ребёнку с ограниченными возможностями здоровья является взаимодействие семьи и междисциплинарной команды (включающей профессионалов разных профилей: врачей, логопедов, дефектологов, педагогов, психологов, специалистов по движению и других) с целью выработки единой коррекционной развивающей программы и программы сопровождения семьи с учётом компенсаторных возможностей ребёнка. Реабилитационная и психолого-педагогическая работа должна проводиться в тесном сотрудничестве с родителями, которым оказывается информационно-психологическая и практическая помощь [10]. На это указывают авторы, занимающиеся психологическим, педагогическим, социальным, медицинским сопровождением детей-инвалидов.
По возможности психолого-педагогическое сопровождение ведётся на базе некоммерческого фонда «Психолог» в содружестве с другими специалистами учреждения. Так, например, в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра занятия выстраиваются таким образом, что начинается занятие у поведенческого психотерапевта, а продолжают его - психолог
и канистерапевт. Тем самым достигаются сразу несколько целей занятия, заключающихся не только в увеличении продолжительности сопровождения,но и сохранении стойкого интереса к посещению центра ребёнком, профилактике эмоционального выгорания сотрудников и закреплению стойкого эффекта от занятий.
3. Всё психолого-педагогическое сопровождение детей ведётся не только вместе с родителями ребёнка, но и выстроено таким образом, что в учреждении, в первую очередь, оказывается психологическая помощь и поддержка самим родителям, воспитывающим тяжело больных детей.
Остановимся более подробно на этой особенности.
С точки зрения системного подхода, теории психологических систем, мать и ребёнка можно рассматривать как некую диаду. Для нас представляет интерес как система - семья, в которой есть ребёнок-инвалид. Ещё Л. С. Выготский рассматривал семью как «совмещённую» систему, где родитель и ребёнок представляют собой составляющие единого диадического целого [1]. Только в рамках этой системы они приобретают статус «родителя» и «ребёнка» и взаимно развиваются как элементы этой системы.
Появление в семье ребёнка-инвалида меняет, ломает все закономерные связи, которые ранее складывались до этого события в жизни семьи. Образ жизни семьи в случае рождения ребёнка с неизлечимым заболеванием кардинально видоизменяется. Родители, а особенно мать, сталкиваются с реалиями жизни, часто с непониманием, отгороженностью, страхом, агрессией других людей. Личность родителей под влиянием этих факторов изменяется. Для матери из доброго и справедливого мир превращается в «противостоящий». Как правило, в семье выделяется устойчивая диада - ребёнок - мать или ребёнок -бабушка. Наиболее ярко изменения жизни проявляются в диадах.
Другой аспект проблемы заключается в том, что большинство теорий возрастного развития подтверждают тот факт, что взрослеющий ребёнок становится всё более «независимым», «автономным», он приобретает возможность самостоятельного выхода в культуру и взаимодействия с ней без посредников. Однако тяжело больной ребё-
нок с ОВЗ реализует «качественно отличный, своеобразный тип развития». У него процесс суверенизации часто не наступает или наступает с некоторыми оговорками. Ребёнок с ОВЗ не может жить самостоятельно и во многом определяет специфику функционирования и развития психологической системы ребёнка.
Если говорить о следующем аспекте, то можно сказать, что человек не может остановиться в своём развитии, он весь устремлён в будущее. Согласно нашему исследованию [4], матери детей с ОВЗ не могут представить, как будет складываться в будущем жизнь их ребёнка («Будущее кажется мне пока смутным»; «...пока ещё неопределённым»; «.более светлым, чем настоящее»; «.не могу представить будущее»; «.как две половины: то ли "+", то ли "-"»; «.неясным»; «.очень туманным»). Тем не менее, они думают о будущем и часто надеются на лучшее («Я верю, что в будущем мы выздоровеем»; «.всё будет хорошо, и мы будем счастливы»; «.мой ребёнок будет здоров»; «.мы вылечимся»; «.он всё равно пойдёт, у него будет своя семья»; «.может быть, моя дочь выздоровеет»; «.всё образуется»; «.мы будем вместе»). В этих высказываниях на себя обращает внимание и тот факт, что родители, говоря о своём ребёнке, очень часто мыслят о себе и нём как о едином целом, то есть как о психологической системе.
Отметим, что одним из важнейших свойств самоорганизующейся системы является свойство самореализации. Рождение и тяжёлое заболевание ребёнка ограничивает возможности развития «Я» его родителей. Депривация потребности в самореализации и постоянный стресс приводят к «ломке» смыслов и ценностей собственного бытия и способности к самоактуализации [3, с. 59].
Результаты исследования и их обсуждение. На какую цель опирается родитель, воспитывающий ребёнка-инвалида? Скорее всего, большинство ответов на этот вопрос с различными вариантами будет иметь следующий смысл: вылечить ребёнка. Можно предположить, что такая цель будут являться тупиковым путём развития системы, так как полное излечение детей с ОВЗ часто невозможно, и осознание этого происходит с течением времени у большинства отцов и матерей.
Мы считаем, что в практической работе необходима переориентация родителей (а особенно матери) на другую цель и смыслы - жить, принимать ситуацию такой, какая она есть, любить своего ребёнка и радоваться его достижениям, тогда, возможно, такая цель будет способствовать саморазвитию психологической системы. На наш взгляд, чтобы самостоятельно прийти к такой цели, необходим определённый индивидуальный потенциал личности родителя, поэтому помощь психолога в работе с такими клиентами необходима. Источником преобразования могут являться внутренние резервы личности родителя, а именно - стремление к самоактуализации и к саморазвитию. А психолог может помочь самореализации личности, тем самым «подтолкнув» родителя к самоактуализации.
Можно утверждать (по данным наших и других исследований, например, Л. М. Ши-пицына [11]), что в первую очередь начинают страдать при отсутствии специальной развивающей работы психические образования, возникшие на последних этапах филогенетического развития. Подтверждаются предположения о том, что у родителей детей-инвалидов страдает саморазвитие личности, стремление к самоактуализации. Огромное негативное воздействие внешних факторов (социальная изоляция, уход или смена работы, низкий уровень дохода семьи, отсутствие социальной поддержки и т. д.) приводит к невозможности реализовать потребность в самореализации родителя ребёнка-инвалида. Длительная невозможность «осуществить свои личные цели, страсти и интересы» [2], невозможность самореализоваться приводит к усилению хронического стресса, который, в свою очередь, подавляет внутренний потенциал личности, самостоятельно мать ребёнка с таким большим количеством внешних трудностей справиться не может. Для самореализации личности родителя ребёнка с ОВЗ необходимо создание определённых внешних условий в виде поддержки на всех уровнях жизнедеятельности семьи (например, достойная материальная поддержка семей, воспитывающих ребёнка-инвалида, государством, создание специальных социальных и психологических программ помощи, доступность среды жизнедеятельности и т. д.). В этом случае можно реализовать способность к самоорганизации, саморазвитию человека.
Каким же образом на практике выстраивается психологическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, в психологическом и культурно-досу-говом центрах «Девять сил»?
Мы применяем несколько направлений работы. Обозначим эти направления:
1. Индивидуальная работа с родителем. В силу понятных причин индивидуальную работу с матерью больного малыша в её классическом понимании выстроить достаточно сложно, поэтому мы применяем форму одновременного воздействия на ребёнка и на его мать во время занятия. Например, психолог ведёт коррекционно-развивающую работу с тяжело больным ребёнком и одновременно, когда это позволяют определённые методы работы, выстраивается беседа с матерью.
В последнее время мы стали практиковать одновременное психолого-педагогическое сопровождение диады «мать -ребёнок» сразу двумя специалистами (например, с ребёнком работает дефекто-лог, а с мамой в это же время работает психолог или психотерапевт).
2. Психологическое сопровождение родителей во время массовых мероприятий, организуемых фондом.
Так, на базе фонда ежемесячно по субботним дням проводится городское мероприятие «Мамин день», который может посетить любой родитель как вместе с ребёнком, так и без него на безвозмездной основе. Основными участниками «Маминого дня» являются родители детей с ограниченными возможностями здоровья, их дети-инвалиды, однако мероприятие посещают и «обычные» дети и их родители. Суть мероприятия заключается в проведении на протяжении субботнего дня пяти-шести мастер-классов с разнообразной тематикой (горловое пение, игра на музыкальных инструментах, танец живота, гавайские танцы, мастер-классы по рукоделию, занятия с метафорическими картами, мастер-классы по уходу за кожей, использованию косметики и др.). Каждый мастер-класс идёт один час, поэтому родители часто имеют возможность посетить сразу несколько занятий. В то время, как родители (главным образом, мамы или бабушки) находятся на мастер-классе, их дети занимаются с логопедами, дефектологами, психологами. К сопровождению детей-инвалидов на этом
мероприятии привлекаются студенты-психологи под руководством специалистов центра. Тем самым студенты приобретают профессиональные навыки по работе с детьми-инвалидами.
3. Групповая тренинговая работа с женщинами, которая делится на два направления:
а) работа непосредственно с группой матерей, воспитывающих детей с ОВЗ. Так, с мая 2017 года на базе фонда стартовал проект «Берегиня». Группу ведут два тренера, полуторачасовые занятия проходят один раз в неделю. Основными методами работы являются психотерапевтические техники, такие, как танцевальная терапия, арт-терапия, разговорная терапия и некоторые другие;
б) привлечение матерей детей с ОВЗ к смешанной тренинговой работе, где в группе находятся женщины разного возраста и имеющие различный жизненный опыт. Так, например, женщины активно отозвались к участию и остались довольны своими результатами на тренинге по развитию женственности (ведущая - канд. пед. наук, проф. Н. М. Дьячкова); на базе фонда проводился личностный тренинг «Парадоксы отношений» (ведущая - канд. психол. наук О. А. Ворона).
4. Привлечение родителей детей с ОВЗ к организации и участию в различных городских мероприятиях.
Так, например, матери наших детей принимают активное участие в мероприятиях Гражданского форума: участвуют в работе секций, готовят фотовыставки, принимают активное участие в обсуждении возникающих проблем. Фонд поддерживает их инициативы и, как может, оказывает им содействие в реализации намеченных планов.
Активно наши родители участвуют в мероприятии, проводимом Министерством юстиции Забайкальского края по оказанию бесплатной консультационной помощи юристами и нотариусами родителям «особых» детей. У семей, воспитывающих боль-
ных детей, часто скапливается целый «ком» проблем, многие из них не знают, куда им обратиться и у кого попросить юридической помощи. Несомненно, что такая форма работы имеет терапевтический эффект: информационная осведомлённость матерей больных детей приводит к тому, что они становятся более уверенными в себе, не боятся вслух говорить о своих проблемах, что помогает наступлению эффекта принятия больного ребёнка и факта его болезни.
5. Привлечение матерей «особых деток» к участию в работе кружков и секций, которые ведутся на базе культурно-досу-гового центра. На сегодняшний день это такие секции, как гимнастика цигун, йога, танец живота, аэробика, курсы рукоделия и дизайна. В составе каждой группы есть родители детей с ОВЗ.
6. Психологическое сопровождение родителей в режиме онлайн. Современный мир невозможно представить себе без интернет-технологий, которые мы также призвали в помощь матерям «особых» детей. Наибольшей популярностью в нашем случае пользуется группа, созданная в программе Viber, в которой в режиме реального времени любой человек может задать вопрос специалисту, попросить совета, поделиться интересной информацией, таким образом, иметь возможность общения с людьми.
Выводы. В психологическом сопровождении родителей, воспитывающих детей с ОВЗ на базе некоммерческого фонда «Психолог», применяются разные типы и виды работы. Благодаря этому родители имеют возможность сделать выбор в пользу того или иного направления, тем самым найти личностный ресурс для воспитания больного малыша, сформировать новую систему смыслов и ценностей, иметь возможность для саморазвития и самоактуализации. Все эти результаты в конечном итоге способствуют более качественной адаптации и реабилитации его ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Список литературы
1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5 / под ред. Т. А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
2. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет. Собрание сочинений: в 2 т. Т. 2. М., 1971. 630 с.
3. Заборина Л. Г. Базисные убеждения и смыслы родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Чита: ЗабГГПУ, 2012. 180 с.
4. Заборина Л. Г. Базисные убеждения родителей детей-инвалидов в условиях хронического стресса: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. М., 2008. 207 с.
5. Знатова Ю. Д. Специфика организации и проведения PR-мероприятий для некоммерческих молодёжных организаций // Теория и практика интегрированных коммуникаций: материалы науч.-практ. студ. конф. / под ред. Л. А. Итиуридзе, О. Н. Субаевой. М.: РГСУ 2016. С. 112-116.
6. Корчагин О. Н. Организация государственной поддержки некоммерческих организаций, предоставляющих социальные услуги наркозависимым гражданам // Снижение спроса на наркотики: профилактика наркомании, комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ: сб. ст. М.: НИЦ ФСКН России, 2013. С. 125-131.
7. Липинская И. А., Габышева А. В. Организация PR-деятельности в автономной некоммерческой организации «Центр по работе с волонтерами Республики Саха (Якутия)» // Гуманитарные науки и проблемы современной коммуникации: материалы I Междунар. науч.-практ. междисциплинарной интернет-конф. / под ред. В. В. Хлыновой. Якутск, 2013. С. 49.
8. Сесявин Е. А. Понятия «некоммерческая организация, «социально-ориентированная некоммерческая организация» и «третий сектор» в России // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. СПб.: Стратегия будущего. 2015. № 9. С. 136-140.
9. Хайт Г. Я. Автономная некоммерческая медицинская организация - эффективная форма организации оказания медицинской помощи населению // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья им. Н. А. Семашко. 2007. № 3. С. 142-145.
10. Шатская Е. Е. Эффективность междисциплинарного подхода в реабилитации детей раннего возраста с особенностями в развитии // Материалы межрегиональной научной конференции с международным участием Рязанского государственного медицинского университета / под ред. В. А. Кирюшина. Рязань, 2014. С. 213-220.
11. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. СПб.: Дидактика Плюс, 2002. 496 с.
Статья поступила в редакцию 17.08.2017; принята к публикации 12.09.2017
Библиографическое описание статьи
Заборина Л. Г. Психологическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, на базе некоммерческой организации // Учёные записки ЗабГУ Сер. Педагогические науки. 2017. Т. 12, № 5. С. 121-127.
Larisa G. Zaborina,
Candidate of Psychology, Transbaikal State University (30Aleksandro-Zavodskaya st.,Chita, 672039, Russia), e-mail:[email protected]
Psychological Support of Parents Raising Children with Disabilities on the Basis of a Non-Profit Organization
The article describes the experience of psychological support for parents raising children with disabilities in the conditions of a non-profit organization. Non-profit organizations can successfully carry out social functions, but the experience has not been widely covered in the literature yet. From the point of view of the system approach and the theory of psychological systems, the mother and child can be considered as a dyad. The non-profit foundation for assistance to children and adolescents with developmental problems "The psychologist" organized psychological support of children with disabilities and their parents on the basis of the psychological and cultural centers "Nine Forces". The system of psychological support of children is built quite traditionally, but has a number of features: the principle of continuity of support, interdisciplinarity, and priority rendering of psychological assistance to parents of sick children. Psychological support of parents of sick children is a necessary condition for the successful rehabilitation of children with disabilities. In the institutions of the non-profit foundation "The psychologist", various forms of work are used in the psychological accompaniment of parents: individual consultations, group training work of mixed and homogeneous groups, participation in various mass events. The forms of work with parents and some results are described.
Keywords: psychological support, parents of children with disabilities, children with disabilities, non-profit organization
References
1. Vygotskii L. S. Sobranie sochinenii: v 6 t. T. 5 / pod red. T. A. Vlasovoi. M.: Pedagogika, 1983. 368 s.
2. Gegel' G. V. F. Raboty raznykh let. Sobranie sochinenii: v 2 t. T. 2. M., 1971. 630 s.
3. Zaborina L. G. Bazisnye ubezhdeniya i smysly roditelei detei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. Chita: ZabGGPU, 2012. 180 s.
4. Zaborina L. G. Bazisnye ubezhdeniya roditelei detei-invalidov v usloviyakh khronicheskogo stressa: dis. ... kand. psikhol. nauk: 19.00.13. M., 2008. 207 s.
5. Znatova Yu. D. Spetsifika organizatsii i provedeniya PR-meropriyatii dlya nekommercheskikh molodezhnykh organizatsii // Teoriya i praktika integrirovannykh kommunikatsii: materialy nauch.-prakt. stud. konf. / pod red. L. A. Itiuridze, O. N. Subaevoi. M.: RGSU, 2016. S. 112-116.
6. Korchagin O. N. Organizatsiya gosudarstvennoi podderzhki nekommercheskikh organizatsii, pre-dostavlyayushchikh sotsial'nye uslugi narkozavisimym grazhdanam // Snizhenie sprosa na narkotiki: pro-filaktika narkomanii, kompleksnaya reabilitatsiya i resotsializatsiya potrebitelei narkoticheskikh sredstv i psikhotropnykh veshchestv: sb. st. M.: NITs FSKN Rossii, 2013. S. 125-131.
7. Lipinskaya I. A., Gabysheva A. V. Organizatsiya PR-deyatel'nosti v avtonomnoi nekommercheskoi organizatsii «Tsentr po rabote s volonterami Respubliki Sakha (Yakutiya)» // Gumanitarnye nauki i problemy sovremennoi kommunikatsii: materialy I Mezhdunar. nauch.-prakt. mezhdistsiplinarnoi internet-konf. / pod red. V. V. Khlynovoi. Yakutsk, 2013. S. 49.
8. Sesyavin E. A. Ponyatiya «nekommercheskaya organizatsiya, «sotsial'no-orientirovannaya ne-kommercheskaya organizatsiya» i «tretii sektor» v Rossii // Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya v sovremennom mire. SPb.: Strategiya budushchego. 2015. № 9. S.136-140.
9. Khait G. Ya. Avtonomnaya nekommercheskaya meditsinskaya organizatsiya - effektivnaya forma organizatsii okazaniya meditsinskoi pomoshchi naseleniyu // Byulleten' Natsional'nogo nauchno-issledova-tel'skogo instituta obshchestvennogo zdorov'ya im. N. A. Semashko. 2007. № 3. S. 142-145.
10. Shatskaya E. E. Effektivnost' mezhdistsiplinarnogo podkhoda v reabilitatsii detei rannego voz-rasta s osobennostyami v razvitii // Materialy mezhregional'noi nauchnoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem Ryazanskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta / pod red. V. A. Kiryushina. Ryazan', 2014. S. 213-220.
11. Shipitsyna L. M. «Neobuchaemyi» rebenok v sem'e i obshchestve. SPb.: Didaktika Plyus, 2002.
496 s.
Received: August 17, 2017; accepted for publication September 12, 2017
Reference to the article
Zaborina L. G. Psychological Support of Parents Raising Children with Disabilities on the Basis of a Non-Profit Organization // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 12, No. 5. PP. 121-127.