КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА И КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ REMEDIAL EDUCATION AND CLINICAL PSYCHOLOGY
УДК 373:159.9:615.826
Лариса Геннадьевна Заборина1,
кандидат психологических наук, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30), e-mail: [email protected]
Юлия Викторовна Глазкова,
кандидат психологических наук, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),
e-mail: [email protected]
Коррекция психоэмоционального состояния детей
с расстройствами аутистического спектра средствами канистерапии и физической культуры
В статье описан опыт индивидуальной коррекционной работы средствами канистерапии и физической культуры с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) дошкольного и школьного возраста на базе некоммерческой организации. Расстройство аутистического спектра является социально-значимым заболеванием. До некоторого времени термин «ранний детский аутизм» подменял собой спектр заболеваний с похожей симптоматикой. Представлены диагностические критерии РАС по МКБ-10. Некоммерческие организации могут оказывать психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из учреждений, оказывающим такую помощь, является Некоммерческий фонд содействия детям и подросткам с проблемами в развитии и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, «Психолог». На базе фонда проводится сопровождение детей с РАС дошкольного и школьного возрастов. Канистерапия является эффективным направлением работы с детьми с аутизмом дошкольного возраста. Описаны этапы терапии, а также виды упражнений, которые проводятся с дошкольниками. Адаптивная физическая культура является неотъемлемой частью реабилитации детей с РАС и показала себя как необходимое средство работы в процессе сопровождения. Описана структура индивидуальных занятий со школьниками с аутизмом, а также то, как применяются физические упражнения на тех или иных этапах занятия.
Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, ранний детский аутизм, канистерапия, реабилитация, физическая культура, некоммерческая организация
1 Л. Г. Заборина - основной автор, руководитель проектов Некоммерческого фонда «Психолог», организатор исследования.
© Л. Г. Заборина, Ю. В. Глазкова, 2016 135
Larisa G. Zaborina1,
Candidate of Psychology, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia), e-mail: [email protected]
Yuliya V. Glazkova,
Candidate of Psychology, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia),
e-mail: [email protected]
Correction of Psycho-emotional State of Children with Autistic Spectrum Disorders by Means of Physical Culture and Canistherapy
The article describes the experience of individual correctional work by means of canistherapy and physical culture for preschool and school age children with autistic spectrum disorders on the basis of a non-profit organization. Autism spectrum disorder is socially significant. The term "early infantile autism" was used for a spectrum of disorders with similar symptoms until recently. ASD diagnostic criteria is presented in accordance with ICD-10. Non-profit organizations can provide psychological and pedagogical support for children with disabilities. A non-profit foundation "Psychologist" is one of such organizations, and it provides such support. "Psychologist" is a nonprofit foundation for assistance to children and adolescents with developmental problems and citizens who find themselves in difficult situation. Assistance is provided by the foundation for preschool and school age children with ASD. Canistherapy is an efficient way of working with preschool age children with autism. Stages of therapy are described, as well as the types of exercises that are conducted with preschoolers. Adaptive physical culture is a vital part of rehabilitation of children with ASD and has proved to be a necessary tool in process of assistance. The structure of individual exercises for children with autism is described. It is also described how to apply the physical exercises on various stages of training.
Keywords: autistic spectrum disorder, early infantile autism, canistherapy, rehabilitation, physical culture, non-profit organization
Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является важной задачей современного общества в связи с ежегодным увеличением количества детей с инвалидностью. Особую значимость приобретает проблема социализации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), что обусловлено неуклонным ростом числа детей, страдающих этим нарушением. По данным Всемирной организации аутизма (Worldautismorganization), в 2012 г. распространённость аутизма составляла 67 на 10 тыс. детского населения. Эти показатели близки к данным Всемирной организации здравоохранения, согласно которым в 2013 г. региональные оценки распространённости РАС имеются в Европейском регионе и в странах Америки, которые фактически почти не различаются между собой в статистическом отношении: для Европы
среднее число составляет 61,9 случаев на 10 тыс., а для стран Америки - 65,5 на 10 тыс. населения [12]. В Забайкальском крае, по данным К. Ю. Колмаковой, наблюдается серьёзный рост числа детей, страдающих РАС: так, если среди обратившихся в Краевую психиатрическую больницу № 1 в 2011 г. на РДА приходилось 1,2 %, в 2012 г. - 2,4 %, в 2013 г. - 4,1 %, то в 2014 г. удельный вес раннего детского аутизма среди других психических заболеваний составил 8,4 % [6].
На сегодняшний день РАС признаётся социально-значимым заболеванием, демонстрирующим высокий процент социальной дезадаптации и инвалидизации. Известно, что лечение аутизма представляет собой крайне трудную задачу, в связи с этим большое значение имеет обобщение психолого-педагогической работы и опыта сопровождения детей с заболеваниями аутистического спектра [1].
1 L. G. Zaborina is the main author, a director of projects in a non-profit foundation "Psychologist", the organizer of the study.
По данным Н. В. Симашковой, на сегодняшний день не существует общепризнанной концепции этиологии расстройств аутистического спектра, не известны точные причины их возникновения. Однако существует достаточное количество гипотез возникновения этого заболевания. До некоторого времени термин «ранний детский аутизм» подменял собой целый спектр заболеваний с похожей симптоматикой. На сегодняшний день классификация РАС, принятая МКБ-10 [7] и адаптированная для применения в России, включает в себя Синдром Каннера, атипичный аутизм, синдром Аспергера и другие общие расстройства психологического развития [2; 5; 10].
Согласно МКБ-10 диагностическими критериями перечисленных аутистических расстройств являются следующие:
1. Качественные нарушения социального взаимодействия (невозможность в общении использовать взгляд, мимические реакции, жесты и позу в целях взаимопонимания; неспособность к формированию взаимодействия со сверстниками на почве общих интересов, деятельности, эмоций; неспособность к установлению адекватных возрасту форм общения; неспособность к социально-опосредованному эмоциональному реагированию; неспособность к спонтанному переживанию радости, интересов или деятельности с окружающими).
2. Качественные изменения коммуникации (задержка или полная остановка в развитии разговорной речи, что не сопровождается компенсаторной мимикой, жестами, как альтернативной формой общения; относительная или полная невозможность вступить в общение или поддержать речевой контакт на соответствующем уровне с другими лицами; стереотипии в речи или неадекватное использование слов и фраз, контуров слов; отсутствие символических игр в раннем возрасте, игр социального содержания).
3. Ограниченные и повторяющиеся стереотипные шаблоны в поведении, интересах, деятельности (обращённость к одному или нескольким стереотипным интересам, аномальным по содержанию, фиксация на неспецифических, нефункциональных поведенческих формах или ритуальных действиях, стереотипные движения в верхних конечностях или сложные движения всем телом; преимущественная занятость отдельными объектами или нефункциональными элементами игрового материала).
4. Неспецифические проблемы - страхи, фобии, возбуждение, нарушения сна и привычек, приёма пищи, приступы ярости, агрессия, самоповреждения.
5. Манифестация симптомов до трёхлетнего возраста (от лат. manifestatio - «обнаружение, проявление») - это развитие выраженных клинических проявлений болезни после её бессимптомного или стёртого течения [11].
По убеждению многих специалистов, работающих с детьми с РАС, одним из главных принципов терапии таких детей является совместное оказание помощи командой специалистов, таких как педиатр, психиатр, невролог, логопед, дефектолог, психолог. В настоящее время ведётся поиск и создание способов работы с детьми с РАС, количество которых неуклонно растёт.
Некоммерческий сектор по сравнению с государственными и коммерческими организациями в силу своей специфики позволяет более гибко и с большей долей вариативности осуществлять сопровождение людей с ОВЗ, что обеспечивает качественно иные подходы к работе с указанной категорией населения. Результаты ряда исследований показывают, что реабилитационные центры, созданные на базе НКО, пользуются достаточным доверием целевой аудитории [4].
Некоммерческий фонд содействия детям и подросткам с проблемами в развитии и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, «Психолог» осуществляет социальную и психолого-педагогическую поддержку детям с ОВЗ с 2007 г. на территории г. Чита и районов Забайкальского края. В 2012 г. на базе фонда созданы психологический и спортивно-досуговый центры «Девять сил», в которых осуществляется системное, качественное, длительное сопровождение детей с различными нарушениями в развитии, оказывается психологическая помощь их родителям. Особо отметим профессионализм специалистов психологического центра, в котором осуществляют свою деятельность кандидаты психологических наук, логопеды, нейропси-хологи, дефектологи, психотерапевты. Многочисленной категорией детей, посещающих представленную некоммерческую организацию, являются дети с синдромом Каннера, синдромом Аспергера и другими тяжёлыми эмоционально-волевыми расстройствами. Всего за 2015-2016 гг. на
базе фонда системно занимались не менее 20 детей с РАС. Остановимся на описании опыта работы с данной категорией детей.
Дети-дошкольники с РАС на сегодняшний день являются достаточно многочисленной группой среди выборки детей с ОВЗ, представляющими неоднородные формы, с разнообразной симптоматикой и прогнозом. На базе психологического центра «Девять сил» помимо ставшей уже достаточно традиционной, индивидуальной работы, основанной на поведенческой терапии, мы внедрили новую для фонда форму работы - канистерапию.
Канистерапия - это один из видов реабилитации человека при помощи специально отобранных и обученных собак под наблюдением квалифицированных специалистов - канистерапевтов. Реабилитация - это процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Пожалуй, одним из самых молодых направлений в реабилитологии является канистерапия. Первым, кто ввёл понятие канистерапии, стал американский психотерапевт Борис Левинсон. Произошло это в 1961 г. Он заметил, что пациенты, приходившие к нему на лечение, лучше идут на контакт, если в кабинете находится его собака - золотистый ретривер.
Цель канистерапии - изменение окружения ребенка с нарушениями в развитии и создание благоприятных условий для преодоления отставания и развития психических функций. Канистерапия - направление, в котором могут принимать участие дети с разной патологией и особенностями поведения: с ДЦП, с ЗПР, с лёгкой и выраженной степенью нарушения интеллекта, дети, имеющие сложное нарушение в развитии, психическую травму, депривирован-ные в общении и другие. Давно считается, что наибольший эффект от занятий получают дети с РАС.
Занятия проводятся один или два раза в неделю. На них помимо ребёнка присутствуют психолог, тренер (канистерапевт) с собакой. На занятиях с детьми с тяжёлыми нарушениями и реакциями находятся родители. Однако в некоторых случаях такой необходимости нет.
Структура занятия имеет традиционную форму. На первом этапе ребёнок здоровается с собакой и устанавливает с ней контакт. На втором этапе, основном и самом продолжительном по времени,ребёнок включается в выполнение различных заданий и упражнений, цель которых - посредством собаки наладить взаимодействие с внешним миром и развить психические функции ребёнка. На заключительном этапе ребёнок прощается с животным, благодарит его за занятие, в некоторых случаях кормит собаку, а также выполняет требования соблюдения гигиены (моет с мылом руки). По времени занятие проходит от получаса до 45 мин, в зависимости от реакций и состояния дошкольника.
Условно все упражнения можно разделить на несколько групп:
1. Упражнения, направленные на налаживание контакта ребёнка с собакой. Наиболее трудной и долгой фазой в работе является привыкание ребёнка к животному. В зависимости от того, как ребёнок реагирует на собаку, организуется взаимодействие его с животным. Многие дети с РАС, особенно на первых встречах, не хотят подходить к животному, не замечают его, боятся. Поэтому первые занятия часто проводятся на расстоянии. Ребёнку даётся возможность понаблюдать за питомцем. Далее, когда ребёнок уже привыкает и запоминает животное, к работе подключается реквизит, через который опосредованно дошкольник начинает контактировать с собакой. Например, это расчёска с длинной ручкой, с помощью которой причёсывается собачья шерсть, или миска, в которую накладывается сухой корм и отдаётся собаке. На последующих этапах контакт пары становится более тесным: ребенок одевает одежду на животное, делает причёски, красит лаком когти собаки.
2. Упражнения, направленные на взаимодействие ребёнка с собакой. Известно, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребёнка является игра. Организуются игровые ситуации, когда ребёнок и собака «играют». Например, кувыркаются вместе или попеременно на полу, пролезают в сооружённый тоннель, прячут и находят игрушки, играют в футбол. Заметим, что не каждое животное способно участвовать в таких играх-упражнениях: собака должна быть специально обучена выполнять разные трюки, беспрекословно слушаться канистера-певта и не реагировать на агрессию ребёнка.
3. Упражнения, направленные на обучение ребёнка быть лидером в деятельности. Так, например, канистерапевт обучает ребёнка с помощью слов (что не всегда возможно) и жестов выполнять команды дошкольника, что требует определённых навыков саморегуляции. Например, канистерапевт сначала вместе с ребёнком, а потом и самостоятельно обучает командам «сидеть», лежать», «рядом», «гулять» и др.
4. Упражнения, направленные на развитие когнитивных функций ребёнка. С помощью животного психолог и канистерапевт пробуждают интерес у ребёнка к познавательной деятельности. Например, развиваются элементарные математические представления, закрепляются знания цвета, формы, величины предметов и мн. др.
Все группы упражнений способствуют развитию речи ребёнка, а при тяжёлых формах заболевания стимулируют развитие звукопроизношения.
У детей с наиболее сложными формами аутизма апробируется методика обучения с помощью так называемого кликера, который используется в дрессировке собак.
Таким образом, канистерапия является эффективным способом реабилитации и социализации детей с аутизмом дошкольного возраста, а также перспективным направлением работы.
Школьный возраст детей с РАС - более сложно корректируемый, т. к. большинство личностных особенностей ребёнка уже сформированы и не поддаются коррекции, при этом эмоциональные состояния детей данной категории носят неадекватный, спонтанный характер, что препятствует проведению психолого-педагогической работы.
Одним из путей решения данной проблемы является включение в психолого-педагогический процесс комплекса физических упражнений, направленных на коррекцию эмоционального состояния. Эффективность физических упражнений для коррекции нарушений моторики и недостатков физического развития подчёркивается в работах многих учёных (П. П. Павлов, П. Ф. Лесгафт, В. В. Ториневский, Л. В. Запорожец и др.) [8]. Т. Н. Приленская, Т. С. Шуп-лецова, А. А. Дмитриев, Н. Т. Лебедева, Л. Н. Ростомашвили указывают, что аномальное развитие ребёнка всегда сопровождается нарушением моторных функций,
отставанием и дефицитом двигательной сферы. От своих здоровых сверстников по уровню физического развития и физической подготовленности они отстают на 1-3 года и больше [9].
Адаптивная физическая культура - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни. Физическая культура во всех её проявлениях должна стимулировать позитивные морфофункциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.
Физическая культура - это область работы с телом, создание физической готовности людей к жизни, средство и способ физического совершенствования, «работа с духом» человека, его внутренним, а не внешним миром. Благодаря проприоцепции моторика влияет на развитие психики, на состояние вегетативных функций. Учитывая эту закономерность с помощью физического состояния моторного анализатора и его локомоторного анализатора, можно направленно влиять на деятельность различных систем организма, высших психических функций, на функции анализаторов, на развитие аналитико-синтетической функции коры головного мозга, интеллекта человека [3]. Для детей с РАС это очень актуально, т.к. через умение управлять своим телом можно формировать не только телесно-двигательные качества, но и волю.
Воля является психической функцией, которая пронизывает все стороны жизни человека. В содержании волевого действия обычно выделяются три основных признака: целенаправленность и упорядоченность человеческой деятельности; способность человека к саморегуляции; сознательное преодоление человеком трудностей на пути к поставленной цели.
Волевые процессы выполняют три основные функции:
1. Инициирующую или побудительную, обеспечивающую начало того или иного действия в целях преодоления возникающих препятствий.
2. Стабилизирующую, связанную с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех.
3. Тормозную, которая состоит в том, чтобы сдерживать другие, зачастую сильные желания, не согласующиеся с главными целями деятельности.
Коррекционно-развивающие занятия с детьми данной категории проводятся совместно психологом и специалистом по адаптивной физической культуре, имеют строгую структуру, с соблюдением всех ритуалов ребёнка. Продолжительность -40-50 мин. 1-й этап - ритуал приветствия, подготовка к занятию (свободная деятельность в сенсорной комнате), 2-й этап - индивидуальное занятие с психологом, направленное на развитие познавательной сферы, 3-й этап - комплекс физических упражнений с включением упражнений на развитие как мелкой, так и крупной моторики, 4-й этап - ритуал прощания.
Выполнение физических упражнений на третьем этапе занятия подчинено структуре волевого акта. В частности, побуждение к их выполнению способствует повышению степени осознания цели (побуждение к совершению волевого действия); установление очерёдности движений, поддержание физической активности на должном уровне во время выполнения упражнения носит стабилизирующую функцию, т. е. ребёнок «учится» игнорировать влияние внешних факторов; повторение упражнений способствует закреплению определённого варианта поведения; реализация поставленной цели.
На каждом из этих этапов ребёнок проявляет волю, учится контролировать, корректировать свои движения, сличать с образцом (движениями тренера).
Физические упражнения подбираются тренером в зависимости от психоэмоционального состояния ребёнка, для определе-
ния которого ведётся протокол наблюдения, включающий в себя следующие параметры: двигательная активность, агрессия, самоагрессия, голосовая активность, усидчивость, внимание, выполнение инструкций, зрительный контакт, совместная деятельность. На основе полученных данных, степени выраженности эмоционального возбуждения/спокойствия проводится соответствующий комплекс физических упражнений, направленный на коррекцию или поддержание эмоционального фона.
Проведение физических упражнений с музыкальным и мультипликационным сопровождением способствует снятию мышечного тонуса, привыканию ребёнка к системной работе, направленности голосовых реакций, умению подражать и выполнять инструкцию. Также повышается концентрация внимания, развивается координация движений, мелкая и крупная моторика, двигательная память. Выработка «положительных» стереотипий, посредством физических упражнений, выполняемых при просмотре мультзарядки, способствует формированию произвольных форм поведения.
Описанный практический опыт позволяет констатировать, что дети с РАС школьного возраста нуждаются в повышении двигательной активности, исправлении нарушений физического развития и расширению двигательных возможностей. Помимо этого у ребёнка формируются такие свойства личности, как самостоятельность, целеустрёмленность, выдержка, настойчивость.
Таким образом, обобщая некоторые аспекты работы с детьми с РАС, можно констатировать, что применение в психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевых нарушений нетрадиционных техник и приёмов работы способствует как психоэмоциональному, так и психофизическому развитию ребёнка.
Список литературы
1. Альбицкая Ж. В. Современные возможности когнитивной терапии у детей с ранним детским аутизмом [Электронный ресурс] // Сборник тезисов междунар. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы психиатрии и наркологии (Чита, 14-15 мая 2015 г.). Режим доступа: https://www.docviewer. yandex.ru (дата обращения: 07.03. 2016).
2. Вроно М. Ш., Башина В. М. Синдром Каннера и детская шизофрения // Невропатология и психиатрия. 1975. Т. 75, № 9. С. 1379-1383.
3. Дмитриев А. А. Адаптивная физическая культура в специальном образовании. М.: Академия, 2002. 176 с.
4. Калашникова С. А., Заборина Л. Г Некоммерческая организация как ресурс сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем (электрон. науч. журнал) (Modern Research of Social Problems). № 6 (26). 2013. Режим доступа: http://www.journal-s.org/index.php/sisp/article/view/6201349/pdf_281 (дата обращения: 07.03.2016).
5. Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М.: Медицина, 1985. 288 с.
6. Колмакова К. Ю. Реабилитация детей с расстройствами аутистического спектра в условиях ГКУЗ КПБ № 1 [Электронный ресурс] // Сборник тезисов междунар. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы психиатрии и наркологии (Чита, 14-15 мая 2015 г). Режим доступа: http://www.mental-health.ru/flles/confs/2015/chita_2015_texts.pdf (дата обращения: 09.03.2016).
7. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике / под ред. Ю. Л. Нуллера и С. Ю. Циркина. СПб.: Оверлайд, 1994. 303 с.
8. Чечикова И. В. АФК - комплексный подход к развитию детей с ОВЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pedsovet.su/publ/161-1-0-4099 (дата обращения: 02.03.2016).
9. Частные методики адаптивной физической культуры / под ред. Л. В. Шапковой. М.: Сов. спорт, 2003. 464 с.
10. Kanner L. Autistic disturbances of effective content // Nervous Child. 1943.
Источники
11. Большой медицинский словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dic. academic. ru/dic.nsf/medic2/26082 (дата обращения: 05.03.2016).
12. Генеральная Ассамблея Организации Объединённых наций. Резолюция 67 сессии № A/Res/67/141 от 21 марта 2014 г. «Удовлетворение социально-экономических потребностей отдельных лиц, семей и обществ, затрагиваемых проблемами расстройств аутистического спектра и других расстройств развития». Прил. 1 // Журнал Организации Объединённых Наций. № 2012/243.
References
1. Al'bitskaya Zh. V. Sovremennye vozmozhnosti kognitivnoi terapii u detei s rannim detskim autizmom [Elektronnyi resurs] // Sbornik tezisov mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Aktual'nye problemy psikhiatrii i nar-kologii (Chita, 14-15 maya 2015 g.). Rezhim dostupa: https://www.docviewer.yandex.ru (data obrashcheni-ya: 07.03.2016).
2. Vrono M. Sh., Bashina V. M. Sindrom Kannera i detskaya shizofreniya // Nevropatologiya i psikhiatri-ya. 1975. T. 75, № 9. S. 1379-1383.
3. Dmitriev A. A. Adaptivnaya flzicheskaya kul'tura v spetsial'nom obrazovanii. M.: Akademiya, 2002. 176 s.
4. Kalashnikova S. A., Zaborina L. G. Nekommercheskaya organizatsiya kak resurs soprovozhdeniya rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Elektronnyi resurs] // Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem (elektron. nauch. zhurnal) (Modern Research of Social Problems). № 6 (26). 2013. Rezhim dostupa: http://www.journal-s.org/index.php/sisp/article/view/6201349/pdf_281 (data obrashcheniya: 07.03.2016).
5. Kovalev V. V. Semiotika i diagnostika psikhicheskikh zabolevanii u detei i podrostkov. M.: Meditsina, 1985. 288 s.
6. Kolmakova K. Yu. Reabilitatsiya detei s rasstroistvami autisticheskogo spektra v usloviyakh GKUZ KPB № 1 [Elektronnyi resurs] // Sbornik tezisov mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Aktual'nye problemy psikhiatrii i narkologii (Chita, 14-15 maya 2015 g.). Rezhim dostupa: http://www.mental-health.ru/flles/confs/2015/ chita_2015_texts.pdf (data obrashcheniya: 09.03.2016).
7. Mezhdunarodnaya klassifikatsiya boleznei (10-i peresmotr). Klassifikatsiya psikhicheskikh i po-vedencheskikh rasstroistv. Klinicheskie opisaniya i ukazaniya po diagnostike / pod red. Yu. L. Nullera i S. Yu. Tsirkina. SPb.: Overlaid, 1994. 303 s.
8. Chechikova I. V. AFK - kompleksnyi podkhod k razvitiyu detei s OVZ [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.pedsovet.su/publ/161-1-0-4099 (data obrashcheniya: 02.03.2016).
9. Chastnye metodiki adaptivnoi fizicheskoi kul'tury / pod red. L. V. Shapkovoi. M.: Sov. sport, 2003. 464 s.
10. Kanner L. Autistic disturbances of effective content // Nervous Child. 1943.
Istochniki
11. Bol'shoi meditsinskii slovar' [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.dic.academic. ru/dic. nsf/medic2/26082 (data obrashcheniya: 05.03.2016).
12. General'naya Assambleya Organizatsii Ob"edinennykh natsii. Rezolyutsiya 67 sessii № A/Res/67/141 ot 21 marta 2014 g. «Udovletvorenie sotsial'no-ekonomicheskikh potrebnostei otdel'nykh lits, semei i ob-shchestv, zatragivaemykh problemami rasstroistv autisticheskogo spektra i drugikh rasstroistv razvitiya». Pril. 1 // Zhurnal Organizatsii Ob"edinennykh Natsii. № 2012/243.
Библиографическое описание статьи
Заборина Л. Г., Глазкова Ю. В. Коррекция психоэмоционального состояния детей с расстройствами аутистического спектра средствами канистерапии и физической культуры // Ученые записки ЗабГУ Сер. Педагогика. Психология. Т. 11, № 2. С. 135-142.
Reference to the article
Zaborina L. G., Glazkova Yu. V. Correction of Psycho-emotional State of Children with Autistic Spectrum Disorders by Means of Physical Culture and Canistherapy // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogy. Psychology. 2016. Vol. 11, No. 2. PP. 135-142.
Статья поступила в редакцию 18.03.2016