Научная статья на тему 'Роль тьютора в психолого-педагогическом сопровождении детей с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного образования'

Роль тьютора в психолого-педагогическом сопровождении детей с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
48
Поделиться
Ключевые слова
тьютор / ранний детский аутизм / расстройства аутистического спектра / инклюзивное образование / психолого-педагогическое сопровождение / tutor / early childhood autism / autism spectrum disorders / inclusive education / psychological and pedagogical support

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гонина Ольга Олеговна, Морозова Екатерина Анатольевна

В статье актуализируется проблема психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра. Характеризуются особые образовательные потребности детей с ранним детским аутизмом. Раскрываются особенности тьюторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях реализации инклюзивного образования в общеобразовательной школе. Определяются цель тьюторского сопровождения данной категории детей, задачи и средства их реализации

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гонина Ольга Олеговна, Морозова Екатерина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE ROLE OF A TUTOR IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS IN THE INCLUSIVE EDUCATION

The article actualizes the problem of psychological and pedagogical support of children with autism spectrum disorders. Special educational needs of children with early childhood autism are characterized. The features of tutor support of children with autism spectrum disorders in the conditions of implementation of inclusive education in secondary school are revealed. The purpose of tutor support of this category of children, tasks and means of their realization are defined

Текст научной работы на тему «Роль тьютора в психолого-педагогическом сопровождении детей с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного образования»

УДК 159.922.76-056.34

РОЛЬ ТЬЮТОРА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Гонина Ольга Олеговна.

г. Тверь, ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», Институт педагогического образования и социальных технологий, кафедра психологии и педагогики дошкольного образования, доцент, olg1015@yandex.ru.

Морозова Екатерина Анатольевна.

г. Тверь, ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», Институт педагогического образования и социальных технологий, студент 1 курса магистратуры, katenok_mo@list. ru.

Аннотация. В статье актуализируется проблема психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра. Характеризуются особые образовательные потребности детей с ранним детским аутизмом. Раскрываются особенности тьюторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях реализации инклюзивного образования в общеобразовательной школе. Определяются цель тьюторского сопровождения данной категории детей, задачи и средства их реализации.

Ключевые слова: тьютор, ранний детский аутизм, расстройства аутистического спектра, инклюзивное образование, психолого-педагогическое сопровождение.

THE ROLE OF A TUTOR IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS IN THE

INCLUSIVE EDUCATION

Gonina Olga Olegovna.

Tver, TVER state University, Institute of pedagogical education and social technologies, Department of psychology and pedagogy of preschool education, associate Professor, olg1015@yandex.ru.

Morozova Ekaterina Anatolyevna.

Tver, TVER state University, Institute of pedagogical education and social technologies, 1st year master's student, katenok_mo@list.ru.

Abstract. The article actualizes the problem of psychological and pedagogical support of children with autism spectrum disorders. Special educational needs of children with early childhood autism are characterized. The features of tutor support of children with autism spectrum disorders in the conditions of implementation of inclusive education in secondary school are revealed. The purpose of tutor support of this category of children, tasks and means of their realization are defined.

Key words: tutor, early childhood autism, autism spectrum disorders, inclusive education, psychological and pedagogical support.

Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС), являются одной из групп детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающимися в инклюзивном образовании. Ввиду специфики данных расстройств, детям с РАС в процессе инклюзивного обучения, необходимо тьюторское сопровождение. В практике современного образования, крайне актуальным является вопрос включения в образовательную среду детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и создание условий для наиболее эффективного освоения ими учебной программы. В последнее время особое внимание уделяется идее инклюзивного образования. Отмечается положительная динамика в количестве детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися в условиях инклюзии. Реализация инклюзивного образования требует от школы создания специальных условий, учитывающих особые образовательные потребности (ООП) детей с ОВЗ. Обучающиеся с ОВЗ представляют собой неоднородную по составу группу, соответственно в каждом конкретном случае модель психолого-педагогического сопровождения выстраивается индивидуально, исходя из потребностей ребенка.

Особая группа детей с ОВЗ - это дети с расстройствами аутистического спектра. Под этим определением понимается группа расстройств развития мозга. Специфичной особенностью расстройств аутистического спектра является стойкий дефицит способности к социальному взаимодействию, коммуникации. Также для детей с РАС, характерен ограниченный круг интересов и, так называемые, стереотипии - набор повторяющихся действий, связанных с какими-либо сенсорными ощущениями [3; 4].

По данным Всемирной организации здравоохранения, один из 160 детей имеет какое-либо из расстройств аутистического спектра. С каждым годом, распространенность РАС возрастает во всем мире. По оценкам специалистов, около 50% детей с РАС имеют умственную отсталость различных степеней тяжести. Часто расстройства аутистического спектра сопровождаются специфическими нарушениями речевого развития.

С учетом специфики данных расстройств, большая часть детей с РАС обучаются на дому, дистанционно, либо индивидуально в школе. В некоторых случаях возможно обучение в условиях инклюзии. Одной из главных образовательных потребностей ребенка с РАС является оказание постоянной системной помощи на протяжении всего процесса обучения. Инклюзивное образование такого ребенка требует комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающегося. Осуществлять выработку наиболее подходящей образовательной стратегии для ребенка с РАС, необходимо, учитывая мнение таких специалистов, как педагог-дефектолог, учитель-логопед, специальный психолог. Также эффективность её реализации во многом зависит от готовности родителей выполнять рекомендации специалистов вне школы.

Особые образовательные потребности ребенка с РАС включают в себя: создание эмоционального и сенсорного комфорта; индивидуализацию программы

обучения; создание структурированной образовательной среды; отработку навыков коммуникации, форм учебной деятельности, социально приемлемого поведения. Таким образом, для успешного осуществления образовательного процесса, ребенку необходим посредник между ним и учителем - тьютор.

Тьютор (англ. tutor - наставник, опекун; лат. tueor - наблюдаю, забочусь, оберегаю) - это специалист, сопровождающий образовательную деятельность учащегося. В случае ребенка с РАС, практически все виды деятельности в школе являются образовательными, в той или иной мере, и соответственно требуют тьюторского сопровождения. Задачей тьютора является создание необходимых условий для удовлетворения особых образовательных потребностей, что способствует успешному включению ребёнка с расстройством аутистического спектра в образовательный процесс.

Успешность включенности ученика с ООП в процесс инклюзивного обучения оценивается в зависимости от уровня развития его:

• Когнитивной сферы: объема знаний и владения навыками.

• Коммуникативной сферы: умения вступать во взаимодействие с прочими участниками образовательного процесса.

• Эмоциональной сферы: наличие мотивации к учебной деятельности и устойчивое положительное отношение к ней, психологическая адаптация к обучению в школе.

• Самостоятельности: наличие навыков самообслуживания, а также умение самостоятельно контролировать эмоции и поведение.

Главной целью взаимодействия тьютора и ребёнка с РАС, является достижение максимально возможного для конкретного ребенка уровня самостоятельности, его социальная адаптация в условиях инклюзивного обучения. На первых порах тьютор и ребенок действуют как некий «симбиоз», необходимые навыки сначала отрабатываются в тесном взаимодействии с тьютором. По мере усвоения ребенком форм учебной деятельности и отработки соответствующих моделей поведения, тьютор постепенно отстраняется, предоставляя ребенку большую самостоятельность действий, при этом продолжая контролировать образовательный процесс и оказывая помощь в случае необходимости.

Адаптация ребенка с РАС к новой обстановке, как правило, протекает намного дольше, нежели у других детей. Родителям и тьютору, необходимо максимально чутко и аккуратно вводить ребенка в школьную жизнь в комфортном темпе. Для этого требуется тщательная предварительная подготовка. В зависимости от потребностей ребенка, можно показать ему фотографии одноклассников, рассказать о них, прийти в школу во внеурочное время - дать возможность привыкнуть к новым звукам и запахам. В первые дни посещения школы, крайне важно, чтобы родители находились рядом, так ребенок будет чувствовать себя в безопасности. Постепенно, ведущая роль во взаимодействии с ребенком, переходит к тьютору. Время пребывания в классе также определяется индивидуально и увеличивается постепенно, во избежание перегрузки и дискомфорта у ребенка.

Для детей с РАС крайне важно постоянство окружающей среды, рутинность происходящего. Любые изменения привычного хода событий могут ввести ребенка в ступор, спровоцировать неожиданную эмоциональную реакцию. Для адаптации ребенка к учебной деятельности, необходимо каждый раз действовать по определенному, заранее выработанному алгоритму. Это поможет ребенку успокоиться и влиться в образовательный процесс. Целесообразно постепенно знакомить ребенка с различными учебными и коммуникативными ситуациями, вырабатывать необходимые умения и навыки, и накапливать знания о том, как и когда их можно применять. Получение подобного жизненного опыта обеспечивает расширение области, где ребенок способен самостоятельно справиться с проблемой, уже имея образец модели её решения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одной из специфических особенностей детей с РАС, является преимущественно визуальное восприятие окружающей среды, отсутствие волевого контроля своих действий и, так называемое, «полевое» поведение. Действия ребенка зависят от того, что он видит вокруг себя. Его привлекают изображения, он следует по линиям на полу, стрелкам, увлекается различными предметами. В подобных случаях, специалисты рекомендуют структурировать пространство: отделить рабочую зону от игровой, цветом или линиями; поместить в зоне видимости ребенка памятки, о том, как действовать в определенных ситуациях, например - последовательность мытья рук и т.п.

Как правило, у детей с РАС наблюдается дисфункция сенсорной интеграции - нарушение сенсорного восприятия. Дисфункция может быть вызвана двумя основными причинами. В одном случае задействованы все каналы восприятия одновременно, тогда мозг ребенка обрабатывает слишком много чувственной информации, он перегружен. В другом случае сенсорной информации не хватает, тогда ребенок ищет различные способы её получить. Так или иначе, подобные нарушения мешают ребенку воспринимать учебный материал. Для решения этой проблемы, ребенку необходима консультация с педагогом-психологом и строгое следование рекомендациям специалиста. В случае сенсорной перегрузки, могут быть задействованы устройства, препятствующие получению лишней информации, например - наушники. В случае недостатка ощущений, необходима дополнительная сенсорная стимуляция, например утяжеляющие жилеты или одеяла.

Разумеется, сопровождение особого ребёнка не должно мешать образовательному процессу и коммуникации в группе остальных детей. Отношение класса к ребенку с ООП также оказывает влияние на мотивацию ребенка учиться. Родителям, учителю и тьютору целесообразно объединить усилия, для того, чтобы способствовать формированию в классе толерантного отношения к «особым» детям, в целях предупреждения дискриминации. Необходимо научить детей проявлять терпимость, доброжелательность, желание помогать окружающим, учитывать индивидуальные особенности каждого человека.

Немаловажное значение обретают личностные качества человека, избравшего профессию тьютора. В работе с любыми детьми, а тем более с «особенными», тьютору необходимо уделять пристальное внимание таким

аспектам, как чуткость, терпимость, доброжелательность, последовательность, вера в ребенка, принятие его особенностей, интерес к его личности и внимание к потребностям.

Достижение вышеназванной цели возможно при решении следующих задач:

1) участие тьютора в создании условий для успешного обучения ребёнка;

2) участие тьютора в создании условий для успешной социализации ребёнка;

3) содействие максимальному раскрытию потенциала личности ребенка.

Перечисленные задачи достигаются следующими средствами:

• Организация, адаптация и структурирование школьного пространства: рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребёнок.

• Понимание тьютором и педагогом зон ближайшего развития, обучающегося с особыми потребностями, опора на его явные и скрытые ресурсы, дозирование нагрузки, чередование видов деятельности, адаптация и структурирование учебного материала и учебных пособий.

• Применение тьютором специфических стратегий работы с детьми с РАС, исходя из потребностей ребенка[1; 2].

Более конкретные задачи тьюторского сопровождения определяются возможностями и индивидуальными особенностями ученика. Каждый ребёнок уникален. В каждом отдельном случае условия, необходимые для успешного включения детей с РАС в образовательное пространство, будут несколько отличаться. Также возможность реализации комфортных условий для детей с ООП может быть ограничена особенностями и ресурсами отдельно взятой школы, реализующей инклюзивное образование.

Таким образом, вопрос разработки стратегии обучения и развития ребенка с расстройством аутистического спектра, наиболее целесообразно решать индивидуально, задействовав всех работающих с ребенком специалистов. Целью тьюторского сопровождения ребенка с РАС является достижение ребенком максимального уровня самостоятельности, его социальная адаптация, выработка коммуникативных навыков. Задачи тьютора - обеспечение наиболее комфортных условий для успешного обучения и социализации ребенка, раскрытие его потенциала, компенсация особенностей сенсорного восприятия. Средствами тьюторского сопровождения являются организация пространства, адаптация учебных материалов, работа с зонами ближайшего развития ребенка.

Библиографический список:

1. Вишнякова Е.А. Методические рекомендации с моделями тьюторского сопровождения по обучению детей с ОВЗ / сост. Е.А. Вишнякова. - Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2017. - 66 с.

2. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребёнка с особенностями развития. Из опыта работы. - М.: АНО «Наш Солнечный Мир», 2017. - 116 с.

3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. - М.: Теревинф, 2012. - 284 с.

4. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. -192 с.