Научная статья на тему 'Канистерапия (обзор литературы)'

Канистерапия (обзор литературы) Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
6386
794
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАНИСТЕРАПИЯ / ПЕТ-ТЕРАПИЯ / ЗООТЕРАПИЯ / АУТИЗМ / CANISTHERAPY / PET-THERAPY / ZOOTHERAPY / AUTISM

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Кароматов Иномджон Джураевич, Баймуродов Раджаб Сайфитдинович

В статье приводится обзор литературы по одной из разновидностей зоототерапии канистерапии использовании собак при лечении заболеваний. Это метод с каждым годом все больше распространяется во всем мире. Методика канистерапии эффективна, общедоступна практически не имеет противопоказаний. Отмечены хорошие результаты применения канистерапии при психических расстройствах у детей и взрослых при аутизме, шизофрении, при психотических нарушениях, алкоголизме. Кроме того канистерапия эффективна при реабилитации онкологических, хирургических, сердечных больных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Кароматов Иномджон Джураевич, Баймуродов Раджаб Сайфитдинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CANISTHERAPY (REVIEW OF LITERATURE)

The review of literature on one of kinds of a zootherapy a canisterape use of dogs at treatment of diseases is provided in article. The method extends around the world more and more every year. The technique of a canistherapy is effective, public practically has no contraindications. Good results of application of a canistherapy at mental disorders at children and adults are noted at autism, schizophrenia, at psychotic violations, alcoholism. Besides the canistherapy is effective at rehabilitation of oncological, surgical, warm-hearted patients.

Текст научной работы на тему «Канистерапия (обзор литературы)»

УДК: 613.71 + 599.742.13

КАНИСТЕРАПИЯ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

КАРОМАТОВ ИНОМДЖОН ДЖУРАЕВИЧ

руководитель медицинского центра «Магия здоровья».

Город Бухара, Республика Узбекистан БАЙМУРОДОВ РАДЖАБ САЙФИТДИНОВИЧ Старший преподователь кафедры межфакультетской физической культуры и спорта Бухарского государственного Университета

АННОТАЦИЯ

В статье приводится обзор литературы по одной из разновидностей зоототерапии - канистерапии - использовании собак при лечении заболеваний. Это метод с каждым годом все больше распространяется во всем мире. Методика канистерапии эффективна, общедоступна практически не имеет противопоказаний. Отмечены хорошие результаты применения канистерапии при психических расстройствах у детей и взрослых - при аутизме, шизофрении, при психотических нарушениях, алкоголизме. Кроме того канистерапия эффективна при реабилитации онкологических, хирургических, сердечных больных.

Ключевые слова: канистерапия, пет-терапия, зоотерапия, аутизм

КАНИСТЕРАПИЯ (АДАБИЁТЛАР ТА^ЛИЛИ)

КАРОМАТОВ ИНОМЖОН ДЖУРАЕВИЧ

«<Магия здоровья» тиббий маркази директори, Бухоро шахри, Узбекистон Республикаси БАЙМУРОДОВ РАДЖАБ САЙФИТДИНОВИЧ

Бухоро давлат угиверситети факултетлараро жисмоний тарбия ва спорт кафедраси катта уцитувчиси

АННОТАЦИЯ

Мацолада зоотерапиянинг бир тури цисобланмиш канистерапия (итлар ёрдамида даволаш) тугрисида адабиётлар тацлили келтирилган. Бу усул йилдан йилга тарцалиб бормоцда. Канистерапия усули эффектив, цулай ва деярли цуллаш мумкин булмаган цолатлар йуц. Канистерапия катталар ва болалар руций касалликларида, жумладан аутизм, шизофрения ва бошцаларда цулланилади.

Калит сузоар: канистерапия, пет-терапия, зоотерапия, аутизм

CANISTHERAPY (REVIEW OF LITERATURE)

KAROMATOVINOMDZHON DZHURA YEVICH

The head of the medical center "Health Magic".

City of Bukhara of Republic of Uzbekistan BAYMURODOVRADJAB SAYFITDINOVICH

Senior lecturer of the department of interdepartments physical culture

and sport of the Bukhara state University ABSTRACT

The review of literature on one of kinds of a zootherapy - a canisterape - use of dogs at treatment of diseases is provided in article. The method extends around the world more and more every year. The technique of a canistherapy is effective, public practically has no contraindications. Good results of application of a canistherapy at mental disorders at children and adults are noted - at autism, schizophrenia, at psychotic violations, alcoholism. Besides the canistherapy is effective at rehabilitation of oncological, surgical, warm-hearted patients.

Keywords: canistherapy, pet-therapy, zootherapy, autism

Отдельной дисциплиной пет-терапии является канистерапия, лечение больных при помощи собаки. Основные принципы пет-терапии сформулированы на основе канистерапии.

Человек издавна догадывался о целебных свойствах собак на интуитивном уровне, что отразилось в религии и мифологии. В Древней Греции собаки играли главную роль в культе бога врачевания Асклепия (Эскулапа), который нередко посещал пациентов в виде пса и зализывал раны больных. Святых раннего христианства часто изображали в компании с собаками, которые их когда-то вылечили.

Впервые канистерапию начали применять с 1790 года в английском графстве Йоркшир. Там было создано Общество друзей, основавших больницу для душевнобольных. Основатель больницы Уильям Тьюк заменил традиционный для того времени метод лечения душевнобольных при помощи смирительных рубашек и лекарств на христианские принципы сострадания, любви, понимания и доверия, в лечении стали применять собак. Уже тогда врачи больницы отметили положительное влияние животных на больных, у них снизилась агрессия и частота приступов.

Американский детский психиатр Борис Левинсон заметил, как его маленькие пациенты положительно реагировали на его собаку, которая находилась в приемной во время сеанса лечения, впоследствии и предложил использовать этих животных для лечения психических расстройств. Он впервые употребил в 1969 году термин «пет-терапия».

В наше время учеными установлено, что сверхчувствительное обоняние помогает собакам определять редкое сочетание белков в злокачественных опухолях, собаки способны предчувствовать как минимум за 20 минут эпилептический припадок, отличить одежду здоровых детей от детей, страдающих аутизмом. Анализ слюны собаки показал, что в ней содержится лизоцим, антисептик.

238

Предчувствие собаками приближения эпилептического припадка у детей подтвердили канадские ученые. Исследования проводились в университете Калгари (University of Calgary) и детской больнице Альберты (Alberta Children's Hospital). Адам Кертон (Adam Kirton), руководитель исследований, рассказал, что в ходе научного эксперимента наблюдение велось за 45 семьями, в которых живут собаки, где с детьми происходят приступы, по меньшей мере, раз в месяц. В двадцати семьях сообщили, что их собаки реагируют на приближении припадка. Десять собак пытаются предупредить ребенка или семью разными, доступными собаке средствами

Руководитель австралийского совета по борьбе с онкологическими заболеваниями Ян Олвер заявил, что собаки практически безошибочно определяют рак легких и молочной железы.

С 1 июля 2010 года в Польше введена специальность «канистерапевт» в государственный список профессий, благодаря инициативе Польского Общества Канистерапии (PTK).

В США 95% животных, используемых в психотерапии, составляют собаки - [32, р.172].

Канистерапия широко используется в частных санаториях Германии - [66, р.653].

Все больше исследований канистерапии повысили статус метода. Но, дальнейшего утверждения метода как научно обоснованного требуются рандомизированные методы исследования - [33, p.598; 25, p.241; 34].

Физиологическое исследование состояния собак в процессе канистерапии показало, что собаки сопереживают пациентам, у них возникают состояние стресса - [40, p.171; 78, p.595].

Собаки успешно использованы для терапии, улучшения состояния больных американских солдат в Ираке, реабилитации ветеранов войн - [28, p.54; 43].

Общение с собаками улучшает социальную адаптацию больных с болезнью Альцгеймера - [42, р.198; 50, р.22; 19, р.21; 62; 71, р.93]. Очень широко канистерапия применяется при лечении различных форм деменции - [29, р.611; 61, р.182; 77, р.35; 73, р.186; 51, р.45; 57, р.632; 58, р.38]. Собаки при канистерапии играют роль «социальных катализаторов» - [39, р.39].

В общем канистерапия выполняет следующие функции:

1. Способствует гармонизации актуального психического состояния, снижению уровня тревожности, напряженности, повышению эмоционального фона;

2. Стимулирует эмоциональную сферу;

3. Позитивно влияет на психомоторику;

4. Нормализует вегетативные функции;

5. Приводит к актуализации ресурсных состояний;

6. Уменьшает аутизацию;

7. Повышает уровень коммуникативных навыков;

8. Выполняет функцию самореализации;

9. Способствует дестигматизации - [8, с.82].

Канистерапия очень востребована в психиатрической клинике -[23; 36, р.2225; 15, р.34; 56, р.58; 70, р.46]. Применение канистерапии при лечении больных шизофренией уменьшает проявление ангедонии, предупреждает развитие психотического возбуждения -[55, р.34; 17; 18, р.631]. Собаки успешно используются как ассистенты в кабинетах психоаналитиков - [35, р.618]. Японские врачи, при присоединении к основному лечению канистерапии наблюдали улучшение настроения, увеличения скорости психосоциальной реабилитации алкоголиков - [59, р.295].

Собаки помогают быстрой социальной адаптации у больных афазией и другими нарушениями речи - [44, р.224; 12, с.178].

Канистерапия эффективна в воспитании и лечении психических отклонений у подростков - [16, р.24; 49, р.670; 3, с.89; 24, р.683; 7, с.65]. В детском возрасте животные оказывают «незримую» психологическую помощь: расширяют круг общения, компенсируют одиночество, снимают психоэмоциональное напряжение, дают положительные эмоции, а иногда, к сожалению, служат объектом вымещения негативных эмоций и агрессии. Через взаимодействие с домашними животными у детей формируется способность сочувствовать и сопереживать, понимать состояние окружающих, т. е. эмпатия -качество, необходимое для успешного общения - [9, с.141; 10, с.92]. Эффект проявляется не только в медицинском плане, дети лучше учатся, усваивают учебный материал, улучшается посещаемость - [1, с.162; 74, р.35; 3, с.89]. Метод эффективен и при других заболеваниях детского возраста, для социальной реабилитации детей инвалидов с ДЦП - [5, с.34; 6, с.46; 26, р.5060]. Получены положительные результаты при лечении канистерапией синдрома дефицита внимания с гиперактивностью - [11, с.121].

Очевидно, что канистерапия вместе с лечебной физкультурой эффективна при реабилитации больны аутизмом детей - [22, р.32; 68, р.659; 13, с.40 31, р.30; 67, р.25; 2; 54; 37; 79, р.52].

Использование собак как дополнение при лечении и реабилитации больных с травмами позвоночника положительно влияет на эмоциональное состояние больных - [21, р.55; 53, р.457]. Рандомизированные клинические исследования показали, что канистотерапия повышает эффективность реабилитации у больных после хирургических операций - [38, р.379].

Использование собак в ходе визитов в лечебные амбулатории, с различными хроническими болевыми синдромами показали, что у больных улучшается настроение, уменьшается интенсивность болей -[63, р.618; 48, р.57; 47, р.51; 72, р.297].

241

Общение, прогулки с собаками положительно влияет и улучшает качество реабилитации больных пожилого возраста, перенесших инфаркт миокарда - [65, р.74; 27, р. 19; 30, р.216]. Прогулки с собаками очень эффективное средство физической реабилитации больных с хронической сердечной недостаточностью - [64, р.53; 20, р.588; 14, р.230]. Клиническое исследование показало, что канистерапия улучшает кардиопульмонарное давление, уменьшает уровень нейрогор-монов, предупреждает развитие беспокойства у больных, госпитализированных с остановкой сердца - [20, р.588]. Канистерапия успешно использована при реабилитации больных, перенесших пересадку сердца - [69, р.157].

Канистерапия повышает эффективность, улучшает эмоциональное состояние онкологических больных - [60, р.4303; 41, р.232; 46, р.291; 76, р.467].

Присоединение канистерапии достоверно уменьшает потребность в слабительных, психотропных и других медикаментах у разных категорий больных - [45, р.484; 52, р.43].

Еще одно свойств собак - отличное обоняние используют в медицинских целях. Обоняние позволяет собакам диагностировать на ранних стадиях такие заболевания как рак, сахарный диабет, эпилепсия - [75, р.17].

Польское Общество Канистерапии с 2006 года применяет систему стандартов Канон канистерапии.

Канон канистерапии ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Канистерапия это метод усиливающий эффективность развития личности, образования и реабилитации, в которой мотиватором является специально отобранная и обученная собака, которая проводится квалифицированным канистерапевтом.

ФОРМЫ Встреча с Собакой (ВС)

Занятия с собакой с целью создания позитивного контакта между участниками и собакой. Во время спонтанной, весёлой игры (под руководством ведущего) участники привыкают к контакту с собакой, гладят её, дают команды. Заданием занятий ВС является передача положительных эмоций участникам, получение удовольствия от общения с собакой, преодоление страха в отношениях с окружающей средой. Занятия стимулируют развитие органов чувств и восприятия, позволяют отвлечься от окружающей реальности. В зависимости от потребностей подопечных и возможностей учреждения, занятия имеют форму индивидуальных встреч или групповой работы. Могут проходить в форме одноразовых встреч или цикличных занятий. Длительность обычно не определяется однозначно. Канистерапевт ведёт документацию в виде заметок о поведении участников

Обучение с Собакой (ОС) Целью занятий является улучшение интеллектуальной и познавательной сферы ребёнка, что требует определённой подготовки (сценария), а также знаний и умений выходящих за пределы ВС. Поэтому их выделили в отдельной форме. Занятия обычно проходят в детских садах и школах. Собака используется в качестве «научного помощника», мотивирует к обучению и благодаря созданию благоприятных условий увеличивает возможность усвоения знаний. Ребёнок охотнее запоминает содержание, героем которого является его новый друг - собака. ОС также помогает детям со сниженным восприятием или нежеланием (по разным причинам) усвоения знаний и посещения школы. Занятия проходят в группах (классах) или индивидуально. Они имеют определённый сценарий, реализующий программу обучения. Рекомендуется вести документацию занятий, особенно в случае индивидуальных занятий.

243

Терапия с Собакой (ТС)

Это комплекс упражнений, направленных на конкретную, запланированную реабилитационную цель, для которых составляется методика, согласовав с реабилитологом или лечащим врачом. Характеризуется индивидуальным подходом к каждому участнику, его возможностям и потребностям. ТС полностью документируется: на каждого участника заводится информационная карта и карта протекания (прохождения) занятий, в которой записывается вид проводимых упражнений а также их эффекты. Это позволяет периодически проверять эффективность подобранных методов. ТС является развивающей системой, т.е. в зависимости от меры достижения успехов в реабилитации применяется постепенное увеличение трудностей. Самой эффективной формой ТС являются индивидуальные занятия или занятия в очень маленьких группах (обычно не более 3 человек).

РЕКОМЕНДАЦИИ

Канистерапия включает реабилитацию:

- нарушения психической сферы

- нарушения физической сферы

- нарушения интеллектуальной сферы

- нарушения общественной сферы

В случае обнаружения канофобии (боязни собак), первый этап занятий должен включать комплекс действий, подавляющих страх к собаке. Только после положительного завершения этого этапа, можно приступать к реабилитации остальных отклонений.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ

-аллергия на собаку

- открытые раны

- заболевания кожи

- инфекционные заболевания

244

- паразиты

- повышенная температура

КОЛЛЕКТИВ КАНИСТЕРАПЕВТОВ

-квалифицированный канистерапевт с собакой имеющей действительный экзамен терапевтической собаки класса (K-A, K-I, K-II) соответствующего виду занятий

- волонтёр (по мере надобности)

- проводник собаки (по мере надобности)

- специалист (по мере надобности)

ДОКУМЕНТАЦИЯ

Документы реабилитируемого:

1. Направление на канистерапию включающее:

- информацию о неимении противопоказаний к занятиям канис-терапии

- полный диагноз заболевания

- функциональное описание (функциональный диагноз c описанием стадии развития, сенсоризмов, индивидуального коммуникативного словаря, функционирования в отдельных сферах и т. п.) - по мере надобности, в зависимости от требований

- рекомендации к реабилитации.

2. Согласие родителей / опекунов детей

3. Информационный лист

4. Карта протекания занятий

5. Профилактический осмотр мин. 1 раз в год - с подробным описанием состояния реабилитируемого.

Документы канистерапевта:

1. Медицинская справка о неимении противопоказаний к работе с собакой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Документ подтверждающий квалификацию

3. Обязательное страхование гражданской ответственности

4. Рекомендуется страховка от несчастного случая Документы терапевтической собаки:

1. Действующая (актуальная) справка о прививках

2. Актуальная справка об отсутствии глистов (стерилизации)(желательно раз в 3 месяца),

3. Ветеринарная справка об общем хорошем состоянии здоровья собаки,

4. Действующая справка о сдаче экзамена терапевтической собаки.

УСЛОВИЯ РАБОТЫ КОЛЛЕКТИВА КАНИСТЕРАПЕВТОВ

1.1. Оптимальное время работы коллектива канистерапевтов -позволяющее эффективно работать - составляет не более 6 часов в сутки, включая не более 4 часов непосредственной работы с участниками, с двумя как минимум 30 минутными перерывами. Отдельные занятия должны длиться не более 45 мин. Перерыв между занятиями, учитывая потребности коллектива, не должен быть короче, чем 10 мин.

1.1. Время работы собаки должно соответствовать возрасту и индивидуальным способностям собаки и не должно превышать 12 часов в течение недели. Собака должна иметь как минимум 2 дня свободных.

1.2. Нужно помнить об особенных предрасположенностях собаки и если собака дает понять об усталости, следует прервать занятия.

1.3. Превышение максимального времени работы коллектива канистерапевтов нарушает принцип безопасности и может повлечь за собой аннулирование действительности экзамена терапевтической собаки. Резкое нарушение канистерапевтом стандартов работы собаки может повлечь за собой лишение участия его собак в экзамене терапевтической собаки.

2. Канистерапевт должен иметь обеспеченную социальную базу

246

3. Канистерапевт имеет обязанность прекратить занятия в случае:

- обнаружения каких либо противопоказаний к занятиям

- плохого самочувствия своего или собаки

4. Канистерапевт может отказаться от проведения занятий в случае:

- возникновения сомнений по отношению к показаниям, включенных в направлении на канистерапию, до времени их выяснения

- отсутствия отдельных документов реабилитируемого

5. Собака должна быть обеспечена территорией для выгуливания и физиологических потребностей. Канистерапевт или волонтёр выгуливающий собаку должен убрать за собакой.

6. Собака должна работать в удобном ошейнике или упряжке. Запрещён ошейник с шипами или зажимной ошейник. Собака может иметь снаряжение собаки-терапевта

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ

Средняя длительность отдельных (единичных) занятий должна составлять 30-45 мин. и должна быть приспособлена к возможностям реабилитируемого и к возможностям работы терапевтической собаки. Если собака дает понять об усталости, следует остановить занятия. Продолжить можно после отдыха собаки, например прогулки.

УПРАЖНЕНИЯ

Должны быть подобраны согласно терапевтическим потребностям и работоспособности реабилитируемого, учитывая специфику отклонений.

ПРИБОРЫ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

Должны быть подобраны согласно индивидуальным потребностям реабилитируемого. Игрушки для детей, используемые во время занятий должны иметь сертификат безопасности.

СТРАХОВКА

- обязательно страхование гражданской ответственности канис-терапевта

- рекомендуется страховка от несчастного случая участвующих в занятиях канистерапии - [4, c.98]

Список литературы:

1. Ворожбитова А.Л., Тютина Е.А. Рекреационный потенциал канистерапии в условиях реабилитационного центра для детей и подростков - Труды Северо-Кавказского федерального университета 1997, 4, 162.

2. Заборина Л.Г., Глазкова Ю.В. Коррекция психоэмоционального состояния детей с расстройствами аутистического спектра средствами канистерапии и физической культуры - Ученые записки Забайкаль-ского государственного университета. Серия: Педагогика и психология 2016, 11, 2.

3. Камнева О.А. Использование канистерапии в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями -Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения - 2011, 21-1, 85-89.

4. Кароматов И.Д. Простые лекарственные средства - в четырех книгах, книга четвертая Lambert Academic Publishing Saarbruchken Deutschland 2014.

5. Князева Н.А. Канистерапия - это оздоровление, лечение и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) при общении с собаками - Внешкольник, 2012, 2 (149), 33-34.

6. Когаловская А. С. Особенности реабилитации детей-инвалидов с использованием канистерапии - Вестник Ивановского государственного университета. Право. Психология. Педагогика. 2013, Вып. 1, 41-46.

7. Когаловская А.С. Условия позитивных изменений при канистерапии - Труды Ивановского Государственного Университета. Серия «Естественные, общественные науки» 2014, 1, 60-65.

8. Левина С.Д. Зоотерапия-перспективное направление психотерапии расстройств шизофренического спектра - Независимый психиатрический журнал 2012, II, 78-83.

9. Лях К.Ф., Карпенкова Н.М. Применение анималотерапии в медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в Мурманском центре социальной помощи семье и детям -Вестник Мордовского университета 2012, 1, 138-141.

10. Савичева С.В., Крячко О.В., Лукоянова Л.А. Пет-терапия: патофизиологические аспекты и выводы (сообщение первое) -Иппология и ветеринария 2015, 2 (16), 90-92.

11. Татаринцева Н.А. Канистерапия как метод работы с молодыми людьми с ограниченными возможностями здоровья (18-30 лет) - Вне рамок, вне границ. Материалы II всероссийского открытого образовательного форума г. Барнаул, 28-30 марта 2016 года, Барнаул 2016, 121.

12. Темникова Е.Ю., Бондарчук Ю.А. Возможности канистерапии в развитии коммуникативных умений дошкольников с нарушениями речи - Вестник Томского Государственного Педагогического Университета 2017, 1, 178.

13. Чуприков А.П. Лечебное и оздоравливающее общение детей и подростков с животными - Национальная медицинская академия последипломного образования им. ПЛ Шупика (Киев) - Психическое здоровье детей и подростков 2013, 13, 2, 40.

14. Abate S.V., Zucconi M., Boxer B.A. Impact of canine-assisted ambulation on hospitalized chronic heart failure patients' ambulation outcomes and satisfaction: a pilot study - J. Cardiovasc. Nurs. 2011, May-Jun., 26(3), 224-230.

15. Athy A.L. Effects of a trained therapy dog in child-centered play therapy on children's biobehavioral measures of anxiety - Degree: Ph.D., Degree Year: 2005.

16. Bardill N., Hutchinson S. Animal-assisted therapy with hospitalized adolescents - J. Child. Adolesc. Psychiatr. Nurs. 1997, Jan-Mar., 10(1), 17-24.

17. Berget B., Ekeberg O., Braastad B.O. Animal-assisted therapy with farm animals for persons with psychiatric disorders: effects on self-efficacy, coping ability and quality of life, a randomized controlled trial -Clin. Pract. Epidemiol. Ment. Health. 2008, Apr 11, 4, 9.

18. Calvo P., Fortuny J.R., Guzmán S., Macías C., Bowen J., García M.L., Orejas O., Molins F., Tvarijonaviciute A., Cerón J.J., Bulbena A., Fatjó J. Animal Assisted Therapy (AAT) Program As a Useful Adjunct to Conventional Psychosocial Rehabilitation for Patients with Schizophrenia:

Results of a Small-scale Randomized Controlled Trial - Front. Psychol. 2016, May 6, 7, 631.

19. Churchill M., Safaoui J., McCabe B.W., Baun M.M. Using a therapy dog to alleviate the agitation and desocialization of people with Alzheimer's disease - J. Psychosoc. Nurs. Ment. Health Serv. 1999, Apr., 37(4), 16-22.

20. Cole K.M., Gawlinski A., Steers N., Kotlerman J. Animal-assisted therapy in patients hospitalized with heart failure - Am. J. Crit. Care. 2007, Nov., 16(6), 575-588.

21. Counsell C.M., Abram J., Gilbert M. Animal assisted therapy and the individual with spinal cord injury - SCI Nurs. 1997, Jun., 14(2), 52-55.

22. Dhooper M.K. Animal-assisted therapy: the effects of the presence of a trained therapy dog on group anxiety management training -disser., Degree Year: 2003.

23. Dickstein S.L. The effects of the presence of a friendly dog on anxiety and rapport development - Degree: Ph.D., Degree Year: 1997.

24. Dietz T.J., Davis D., Pennings J. Evaluating animal-assisted therapy in group treatment for child sexual abuse - J. Child. Sex. Abus. 2012, Nov., 21(6), 665-683.

25. Dimitrijevic I. Animal-assisted therapy--a new trend in the treatment of children and adults - Psychiatr. Danub. 2009, Jun., 21(2), 236241.

26. Elmaci D.T., Cevizci S. Dog-assisted therapies and activities in rehabilitation of children with cerebral palsy and physical and mental disabilities - Int. J. Environ. Res. Public. Health. 2015, May 12, 12(5), 50465060.

27. Ernst L.S. Animal-assisted therapy: paws with a cause - Nurs. Manage. 2013, Mar., 44(3), 16-19; quiz 20.

28. Fike L., Najera C., Dougherty D. Occupational therapists as dog handlers: the collective experience with animal-assisted therapy in Iraq -US Army Med. Dep. J. 2012, Apr-Jun., 51-54.

29. Filan S.L., Llewellyn-Jones R.H. Animal-assisted therapy for dementia: a review of the literature - Int. Psychogeriatr. 2006, Dec., 18(4), 597-611.

30. Folch A., Torrente M., Heredia L., Vicens P. [Effectiveness of dog-assisted therapy in the elderly. A preliminary study] - Rev. Esp. Geriatr. Gerontol. 2016, Jul-Aug., 51(4), 210-216.

31. Fung S.C. Increasing the Social Communication of a Boy With Autism Using Animal-assisted Play Therapy: A Case Report - Adv. Mind. Body Med. 2015, Summer, 29(3), 27-31.

32. Georgieva V. et al. Impact of pet therapy and its application as a part of rehabilitation - Варненски медицински форум (Varna Medical Forum) 2016, 5, 174-179.

33. Giaquinto S., Valentini F. Is there a scientific basis for pet therapy? - Disabil. Rehabil. 2009, 31(7), 595-598.

34. Glenk L.M. Current Perspectives on Therapy Dog Welfare in Animal-Assisted Interventions - Animals (Basel). 2017, Feb 1, 7(2).

35. Glucksman M.L. The dog's role in the analyst's consulting room -J. Am. Acad. Psychoanal. Dyn. Psychiatry. 2005, Winter, 33(4), 611-618.

36. Hall P.L., Malpus Z. Pets as therapy: effects on social interaction in long-stay psychiatry - Br. J. Nurs. 2000, Nov 23-Dec 7, 9(21), 22202225.

37. Hall S.S., Wright H.F., Mills D.S. What Factors Are Associated with Positive Effects of Dog Ownership in Families with Children with Autism Spectrum Disorder? The Development of the Lincoln Autism Pet Dog Impact Scale - PLoS One. 2016, Feb 19, 11(2), e0149736.

38. Harper C.M., Dong Y., Thornhill T.S., Wright J., Ready J., Brick G.W., Dyer G. Can therapy dogs improve pain and satisfaction after total joint arthroplasty? A randomized controlled trial - Clin. Orthop. Relat. Res. 2015, Jan., 473(1), 372-379.

39. Hartfiel C., Bodatsch M., Klosterkotter J., Kuhn J. [Establishment of an Animal Based Therapy at a University Hospital for Psychiatry: Results of a Preliminary Study and Future Prospects] - Psychiatr. Prax. 2017, Jan., 44(1), 36-40.

40. Haubenhofer D.K., Kirchengast S. Physiological arousal for companion dogs working with their owners in animal-assisted activities and animal-assisted therapy - J. Appl. Anim. Welf. Sci. 2006, 9(2), 165-172.

41. Johnson R.A., Meadows R.L., Haubner J.S., Sevedge K. Animal-assisted activity among patients with cancer: effects on mood, fatigue, self-perceived health, and sense of coherence - Oncol. Nurs. Forum. 2008, Mar., 35(2), 225-232.

42. Kongable L.G., Buckwalter K.C., Stolley J.M. The effects of pet therapy on the social behavior of institutionalized Alzheimer's clients - Arch. Psychiatr. Nurs. 1989, Aug., 3(4), 191-198.

43. Krause-Parello C.A., Levy C., Holman E., Kolassa J.E. Effects of VA Facility Dog on Hospitalized Veterans Seen by a Palliative Care Psychologist- Am. J. Hosp. Palliat. Care. 2016, Jan 1, 1049909116675571.

44. LaFrance C., Garcia L.J., Labreche J. The effect of a therapy dog on the communication skills of an adult with aphasia - J. Commun. Disord. 2007, May-Jun., 40(3), 215-224.

45. Lust E., Ryan-Haddad A., Coover K., Snell J. Measuring clinical outcomes of animal-assisted therapy: impact on resident medication usage - Consult. Pharm. 2007, Jul., 22(7), 580-585.

46. Marcus D.A. Complementary medicine in cancer care: adding a therapy dog to the team - Curr. Pain Headache Rep. 2012, Aug., 16(4), 289-291.

47. Marcus D.A., Bernstein C.D., Constantin J.M., Kunkel F.A., Breuer P., Hanlon R.B. Impact of animal-assisted therapy for outpatients with fibromyalgia - Pain. Med. 2013, Jan., 14(1), 43-51.

48. Marcus D.A., Bernstein C.D., Constantin J.M., Kunkel F.A., Breuer P., Hanlon R.B. Animal-assisted therapy at an outpatient pain management clinic - Pain Med. 2012, Jan., 13(1), 45-57.

49. Martin F., Farnum J. Animal-assisted therapy for children with pervasive developmental disorders - West. J. Nurs. Res. 2002, Oct., 24(6), 657-670.

50. Martin D.A. A study of animal-assisted therapy and weekday placement of a social therapy dog in an Alzheimer's disease unit - Degree: Ed.D., Degree Year: 1998.

51. Marx M.S., Cohen-Mansfield J., Regier N.G., Dakheel-Ali M., Srihari A., Thein K. The impact of different dog-related stimuli on engagement of persons with dementia - Am. J. Alzheimers Dis. Other Demen. 2010, Feb., 25(1), 37-45.

52. Merle M., Saillant M. [Dog-assisted intervention with elderly people] - Rev. Infirm. 2012, Nov., (185), 41-43.

53. Mims D., Waddell R. Animal Assisted Therapy and Trauma Survivors - J. Evid. Inf. Soc. Work. 2016, Sep-Oct., 13(5), 452-457.

54. Mykhaylov B.V. et al. Application of animal-assisted therapy in children with autism spectrum disorders - ncuxiaTpm, HeBpo^orm Ta MeflM^Ha nciixo^orm 2016, 3, 1 (5).

55. Nathans-Barel I., Feldman P., Berger B., Modai I., Silver H. Animal-assisted therapy ameliorates anhedonia in schizophrenia patients. A controlled pilot study - Psychother. Psychosom. 2005, 74(1), 31-35.

56. Niksa E. The use of animal-assisted therapy in psychiatric nursing: the story of Timmy and Buddy - J. Psychosoc. Nurs. Ment. Health. Serv. 2007, Jun., 45(6), 56-58.

57. Nordgren L., Engstrom G. Effects of animal-assisted therapy on behavioral and/or psychological symptoms in dementia: a case report - Am. J. Alzheimers Dis. Other Demen. 2012, Dec., 27(8), 625-632.

58. Nordgren L., Engstrom G. Effects of dog-assisted intervention on behavioural and psychological symptoms of dementia - Nurs. Older. People. 2014, Apr., 26(3), 31-38.

59. Ohtani N., Narita S., Yoshihara E., Ohta M., Iwahashi K. Psychological Evaluation of Animal-assisted Intervention (AAI) Programs Involving Visiting Dogs and Cats for Alcohol Dependents: A Pilot Study -Nihon. Arukoru Yakubutsu Igakkai Zasshi. 2015, Dec., 50(6), 289-295.

60. Orlandi M., Trangeled K., Mambrini A., Tagliani M., Ferrarini A., Zanetti L., Tartarini R., Pacetti P., Cantore M. Pet therapy effects on oncological day hospital patients undergoing chemotherapy treatment -Anticancer. Res. 2007, Nov-Dec., 27(6C), 4301-4303.

61. Perkins J., Bartlett H., Travers C., Rand J. Dog-assisted therapy for older people with dementia: a review - Australas. J. Ageing. 2008, Dec., 27(4), 177-182.

62. Pullen R., Coy M., Hunger B., Koetter G., Spate M., Richter A. [Animal-assisted therapy for demented patients in acute care hospitals.] -Z. Gerontol. Geriatr. 2013, Mar 10.

63. Reed R., Ferrer L., Villegas N. Natural healers: a review of animal assisted therapy and activities as complementary treatment for chronic conditions - Rev. Lat. Am. Enfermagem. 2012, May-Jun., 20(3), 612-618.

64. Roosevelt M. Canine candy stripers - TIME, 2001, 158, 5, 52-53.

65. Ruzic A., Miletic B., Ruzic T., Persic V., Laskarin G. Regular dogwalking improves physical capacity in elderly patients after myocardial infarction - Coll. Antropol. 2011, Sep., 35 Suppl 2, 73-75.

66. Schuurmans L., Enders-Slegers M.J., Verheggen T., Schols J. Animal-Assisted Interventions in Dutch Nursing Homes: A Survey - J. Am. Med. Dir. Assoc. 2016, Jul 1, 17(7), 647-653.

67. Siewertsen C.M., French E.D., Teramoto M. Autism spectrum disorder and pet therapy - Adv. Mind. Body Med. 2015, Spring, 29(2), 2225.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

68. Silva K., Correia R., Lima M., Magalhaes A., de Sousa L. Can dogs prime autistic children for therapy? Evidence from a single case study - J. Altern. Complement. Med. 2011, Jul., 17(7), 655-659.

69. Snipelisky D., Duello K., Gallup S., Myrick J., Taylor V., Yip D., Dawson N., Walters R., Burton M.C. Feasibility of Canine Therapy Among Hospitalized Pre-Heart Transplant Patients - South. Med. J. 2016 Mar., 109(3), 154-157.

70. Stefanini M.C., Martino A., Allori P., Galeotti F., Tani F. The use of Animal-Assisted Therapy in adolescents with acute mental disorders: A randomized controlled study - Complement. Ther. Clin. Pract. 2015, Feb., 21(1), 42-46.

71. Swall A., Ebbeskog B., Lundh Hagelin C., Fagerberg I. Can therapy dogs evoke awareness of one's past and present life in persons with Alzheimer's disease? - Int. J. Older. People Nurs. 2015, Jun., 10(2), 84-93.

72. Thodberg K., S0rensen L.U., Christensen J.W., Poulsen P.H., Houbak B., Damgaard V., Keseler I., Edwards D., Videbech P.B. Therapeutic effects of dog visits in nursing homes for the elderly -Psychogeriatrics. 2016, Sep., 16(5), 289-297.

73. Tribet J., Boucharlat M., Myslinski M. [Animal-assisted therapy for people suffering from severe dementia] - Encephale. 2008, Apr., 34(2), 183-186.

74. Van Horn L.M. Kids and canines: administration and assessment of animal-assisted therapy programs - Degree Year: 2004.

75. Wells D.L. Dogs as a diagnostic tool for ill health in humans -Altern. Ther. Health Med. 2012, Mar-Apr., 18(2), 12-17.

76. White J.H., Quinn M., Garland S., Dirkse D., Wiebe P., Hermann M., Carlson L.E. Animal-Assisted Therapy and Counseling Support for Women With Breast Cancer: An Exploration of Patient's Perceptions -Integr. Cancer. Ther. 2015, Sep., 14(5), 460-467.

77. Williams E., Jenkins R. Dog visitation therapy in dementia care: a literature review - Nurs. Older. People. 2008, Oct., 20(8), 31-35.

78. Winkle M.Y., Wilder A., Jackson L.Z. Dogs as pets, visitors, therapists and assistants - Home Healthc. Nurse. 2014, Nov-Dec., 32(10), 589-595.

79. Yap E., Scheinberg A., Williams K. Attitudes to and beliefs about animal assisted therapy for children with disabilities - Complement. Ther. Clin. Pract. 2017, Feb., 26, 47-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.