Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru
УДК 376+159.9
Готовность педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья к взаимодействию в условиях инклюзивного образования как проблема: психологический аспект
О. А. Сидоренко, И. В. Хабарова, Е. А. Чиганова
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования,
г. Красноярск
Аннотация. Актуальность. В условиях инклюзивного образования требуется взаимодействие педагогов с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, совместная деятельность в разработке и обеспечении детского образовательного маршрута. Целью статьи определено выявление проблем и трудностей в поведении и действиях родителей. (Данные сложности препятствуют построению конструктивных отношений с педагогами и специалистами образовательных организаций.) А также описание проблем готовности педагогов и специалистов образовательных организаций к взаимодействию с родителями таких детей. Материалы и методы. На основе обобщения представлений об особенностях работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, о ключевых направлениях и содержании такой работы подготовлена анкета, проведено исследование. Результаты исследования. Представлены данные исследования, иллюстрирующие отдельные параметры готовности педагогов к взаимодействию с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, рассматриваются профессиональные трудности, выделяются проблемы в поведении и действиях родителей, препятствующие более продуктивному образовательному движениюребён-ка с ограниченными возможностями здоровья, построению конструктивных отношений с педагогами образовательных организаций. Выводы. Результаты исследования показали, что обе стороны взаимодействия: и родители, и педагоги - пока недостаточно готовы к реализации стратегии сотрудничества.
Ключевые
слова: инклюзивное образование, взаимодействие педагогов сро-
дителями детей с ограниченными возможностями здоровья, профессиональные трудности педагогов.
Для цитирования: Сидоренко О. А., Хабарова И. В., Чиганова Е. А. Готовность педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья к взаимодействию в условиях инклюзивного образования как проблема: психологический аспект // Педагогический ИМИДЖ. 2019. т. 13. № 2 (43). С. 124-135. DOI: 10.32343/2409-5052-201913-2-124-135
Дата поступления статьи в редакцию:
11 февраля 2019 г- Федеральный закон от 27 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» предоставил право выбора образовательного маршрута семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В соответствии с пунктом 27 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» родители детей с ОВЗ имеют право обучать своего ребёнка в любом учреждении общего образования. Одним из возможных вариантов, согласно статье 79 Закона, может быть образование обучающихся с ОВЗ совместно с другими обучающимися, не имеющими ограничений здоровья, т. е. инклюзивно.
В условиях инклюзивного образования в отношении детей с ОВЗ, которые обучаются совместно с типично развивающимися детьми, намечаются индивидуализированные образовательные цели, соответствующие их особым образовательным потребностям и возможностям; проектируются необходимые условия и поддержка; выстраивается командная стратегия сопровождения ребёнка. Участниками этой команды становятся и родители ребёнка с ОВЗ. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. В инклюзивном образовательном процессе возрастает значимость сотрудничества педагогов, специалистов и родителей в части согласования целей и задач, решаемых ими, приоритетов в процессе развития ребёнка, а в последующем - планирования согласованных действий и методик в работе с ним.
Родители, получив широкие возможности выбора образовательной организации, формы получения образования ребёнком, определения образовательного маршрута и программы обучения, получили и большую ответственность.
Насколько успешно ребёнок сможет обучаться в массовом учреждении, зависит, в том числе, и от уровня педагогической компетентности родителей; от их активности, от установления конструктивного взаимодействия, сотрудничества между родителями и специалистами образовательных организаций.
Сотрудничество означает такой тип взаимодействия, который направлен на получение результата, в максимально
возможной степени удовлетворяющего потребности всех участников взаимодействия. Сегодня наиболее востребованная модель сотрудничества с родителями может быть выражена в виде триады «понимание - поддержка -совместные действия».
Целью статьи является описание особенностей взаимодействия педагогов с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, характеристика проблем и трудностей в поведении и действиях родителей, препятствующих продуктивному образовательному движению ребёнка с ОВЗ, построению конструктивных отношений с педагогами и специалистами образовательных организаций, а также проблем готовности педагогов и специалистов образовательных организаций к взаимодействию с родителями детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Изложение основного материала исследования
В условиях инклюзивного образования родители, педагоги и специалисты призваны стать соавторами в построении перспектив и реализации образовательного маршрута ребёнка.
Заинтересованное отношение, субъектная позиция родителей в воспитании «особого ребёнка» и во взаимодействии с педагогами могут быть «выращены» педагогами и специалистами.
Говоря о значимости субъектной позиции родителей при определении и реализации образовательного маршрута ребёнка, в то же время отметим, что родители детей с ОВЗ сами являются объектом поддержки и помощи со стороны учителя и специалистов сопровождения.
Психология родителей детей с ОВЗ имеет свои особенности и порождает задачи как для педагогов, так и для специалистов сопровождения.
Рождение ребёнка с нарушениями в развитии или инвалидностью часто становится причиной дезадаптации всей семьи, вызывает серьёзные эмоциональные переживания, нарушает весь уклад жизни семьи, изменяет характеристики жизнедеятельности её членов в социальном пространстве [5; 8; 11; 10]. Только пережив горе, чувство неудовлетворённости, вины, бессилия и др., приняв диагноз ребёнка, справившись с дисфункциональными симптомами, родители способны рассмотреть ситуацию развития и образования ребёнка более спокойно, более конструктивно подойти к взаимодействию с педагогами относительно образования ребёнка. Таким образом, родители детей с ОВЗ нуждаются в помощи и поддержке, в том числе психотерапевтической, направленной на снижение у них уровня психоэмоционального напряжения, запуска конструктивных изменений, формирование в качестве ведущей установки: «Необходимо достичь как можно большего там, где это возможно».
Поддержка родителей детей с ОВЗ также связана с их обучением и просвещением в целях формирования знаний об особенностях ребёнка, обусловленных имеющимися нарушениями, формированием умений использовать знания для построения взаимодействия с ребёнком, формированием родительской компетентности. Обучение родителей возможно по трём направлениям:
- обучение родителя как воспитателя;
- обучение родителя как учителя своего ребёнка;
- обучение родителя как союзника, партнёра.
Отдельное направление поддержки родителей детей с ОВЗ представляет
собой помощь в изменении типа родительского отношения к ребёнку, коррекцию стиля детско-родительских отношений [8]. При неадекватном типе родительского отношения искажается восприятие своего ребёнка, родитель как будто не различает его реальных и приписываемых качеств, что обусловливает безответственное, непоследовательное, неуверенное отношение родителей к воспитательной практике. Довольно часто родители детей с ОВЗ имеют деструктивные родительские позиции, они характеризуются несбалансированностью содержания общения между родителями и детьми. Эти родительские позиции могут быть обусловлены чрезмерным уровнем опеки в воспитании, недостаточностью или чрезмерностью требований-запретов, установками на минимальность санкций, применяемых по отношению к ребёнку в сочетании с воспитательной неуверенностью и тревогой за его жизнь, здоровье и успешность. Таким образом, при «выращивании» позиции «союзника» у родителей детей с ОВЗ одним из ключевых направлений их поддержки выступает исследование и влияние на тип родительского отношения (родительской позиции).
Осуществление разносторонней поддержки родителей детей с ОВЗ может стать предпосылкой построения сотрудничающих стратегий во взаимодействии с ними, постепенного и последовательного их вовлечения в инклюзивный образовательный процесс в интересах развития и образования ребёнка с ОВЗ.
В реальной практике, откликаясь на запрос, связанный с выбором условий и программ обучения и воспитания, специалисты очень тщательно исследуют возможности ребёнка. В то же время педагоги часто затрудняются в понимании внутренних установок родителей по поводу образования их ребёнка, в понимании возможностей разделения ответственности между родителями и образовательным учреждением, в определении готовности родителей прилагать усилия к обеспечению образовательного движения ребёнка.
В ходе наших микроисследований, диалогов со специалистами и родителями и в образовательных организациях, и в психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) нам удалось выделить наиболее часто встречающиеся трудности и проблемы, проявляющиеся в поведении и действиях родителей детей с ОВЗ и характеризующие их недостаточную готовность как к взаимодействию со своим ребёнком, так и со специалистами по поводу его развития и реабилитации, которые состоят в следующем:
- родители не принимают имеющиеся у ребёнка трудности;
- не всегда адекватно оценивают состояние и перспективы развития ребёнка с ОВЗ;
- не в полной мере учитывают индивидуальные особенности ребёнка;
- часто руководствуются своими амбициями;
- ориентируются на оценку знаний, а не на социальную адаптацию;
- часто выбирают общеобразовательные детский сад или школу, в которых не созданы условия для «особых» детей;
- недостаточно компетентны в отношении особенностей современного общего и специального образования;
- не видят своей роли в образовании ребёнка, считают, что помощь ребёнку -дело специалистов;
- невнимательно, несерьёзно относятся к предложениям обучающего и про-
светительского характера со стороны специалистов школы;
- не находят времени для осуществления преемственной коррекционно-раз-вивающей работы со своим ребёнком в домашних условиях.
Выделяя названные проблемы и трудности в поведении и действиях родителей, препятствующие более продуктивному образовательному движению ребёнка с ОВЗ, построению конструктивных отношений с педагогами и специалистами образовательных организаций, было бы неверным не отметить затруднения, которые испытывают педагоги и специалисты образовательных организаций во взаимодействии с родителями детей с ОВЗ. Ведь для построения перспектив образовательного маршрута ребёнка нужны согласованные действия сотрудников образовательной организации и родителей ребёнка. Важно, чтобы педагоги, специалисты родители объединили свои усилия.
В работах исследователей [1; 9], в том числе и наших [6], отмечалось, что системообразующая роль в вопросах обучения детей с ОВЗ, создания инклюзивного образовательного пространства в школе отводится профессиональной готовности педагогов и специалистов образовательной организации к работе с такими детьми. В то же время успешность деятельности педагогов и специалистов в обучении и воспитании таких детей во многом связана со способностью и готовностью педагогов взаимодействовать с семьёй проблемного ребёнка.
Материалы и методы
Мы взяли за основу понимание особенностей работы с родителями и семьёй детей с ОВЗ, ключевых направлений и содержания такой работы [4; 5; 8], разработали анкету и провели исследование готовности педагогов к педагогическому взаимодействию с родителями детей с ОВЗ.
Результаты исследования
Исследование, в котором приняли участие более 100 педагогов и специалистов образовательных организаций Красноярского края, показало, что взаимодействие с родителями детей с ОВЗ - одна из наиболее сложных, дефицитар-ных зон в работе педагогов и специалистов.
Обобщая ответы педагогов и специалистов на вопрос о собственных дефицитах в работе с родителями детей с ОВЗ, мы выделили следующие:
- психологические дефициты - наличие внутренних барьеров, обусловленных страхом не соответствовать имиджу профессионала в глазах родителей, неспособностью видеть в родителях союзника, наличием опасений, что родители могут не счесть специалиста авторитетным и саботировать его предписания;
- инструментальные - неспособность построить доверительные отношения с родителями, неумение оказывать влияние на родителей, корректировать детско-родительские отношения, недостаточность методов и методик изучения семейной ситуации, родительской компетентности, дефициты в знаниях и методах коррекционной педагогики, недостаточность владения методами и приёмами обучения и воспитания детей с нарушениями развития; в результате педагоги не чувствуют себя компетентными в просвещении и консультировании родителей детей с ОВЗ по этим вопросам.
В целях развития родительской компетентности родителей детей с ОВЗ педагоги и специалисты школы призваны осуществлять обучающую и просвети-
тельскую деятельность в отношении родителей, которым нужны специальные знания и умения, необходимые для правильного обучения, воспитания и развития особого ребёнка; понимания его возрастных особенностей и особенностей психического и физического развития в норме и патологии; а также для развития способности использовать знания об особенностях развития своего ребёнка.
Ответы педагогов на вопрос: «Насколько Вам известны особенности развития детей с различными видами нарушений?» - ясно показывают недостаточность знаний об особенностях детей различных нозологических групп, а следовательно, и их недостаточную готовность консультировать по этим вопросам родителей (рис. 1).
Рис. 1. Уровневые характеристики знаний педагогов об особенностях детей с
нарушениями развития Fig. 1. Level characteristics of teachers' knowledge of the characteristics of children with developmental disabilities
Исходя из анализа полученных данных достаточно высокий уровень знаний педагоги отмечают в отношении особенностей развития детей трёх категорий: с задержкой психического развития, нарушениями речи и умственной отсталостью (от 66 до 72 %); у 56,4 % опрошенных педагогов обнаруживается наличие знаний об особенностях развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Более половины опрошенных педагогов показывают низкий уровень знаний о детях с множественными нарушениями развития (58 %) и расстройствами аутистического спектра (66 %).
Полученные данные позволяют составить суждение, что педагоги лишь отчасти способны обеспечить как обучение детей с ОВЗ, так и консультирование, просветительскую работу с их родителями.
Исследование показало, что специфично и восприятие роли родителей педагогами и специалистами (рис. 2). Восприятие родителя как «союзника» и «партнёра» встречается крайне редко (20 % опрошенных педагогов и специалистов). Родитель в основном воспринимается как «принципал», «контролёр» (60 %) или «противодействующая сторона» (42 %), довольно часто - как сторона некомпетентная и сопротивляющаяся повышению своей родительской педагогической грамотности (45 %).
Рис. 2. Особенности восприятия педагогами ролевых позиций родителей детей с ОВЗ Fig. 2. Peculiarities of teachers 'perception of the role positions of parents of children with disabilities
Только часть педагогов и специалистов смогли ответить на вопрос об особенностях содержания работы педагогов и специалистов с родителями детей с ОВЗ в условиях инклюзивного процесса и отметили «обучение и просвещение родителей в целях формирования знаний об особенностях ребёнка, обусловленных имеющимися нарушениями», «формирование умений использовать знания для построения взаимодействия с ребёнком» (60 %), формирование родительской компетентности (10 %). Отдельные педагоги и специалисты (16 %) отметили необходимость психотерапевтической помощи и поддержки, направленной на снижение уровня психоэмоционального напряжения у родителей, «запуска конструктивных изменений у родителей детей с ОВЗ». Небольшая часть педагогов (12 %) отметили необходимость включения тренингов в работу с родителями детей с ОВЗ по обучению их эффективным способам взаимодействия с детьми, совершенствованию их умения реагирования на поведенческие проявления своих детей, на трудные ситуации взаимодействия с членами семьи. Ещё меньше (10 %) педагогов и специалистов указали, что необходимы «коррекция стиля детско-родительских отношений», «изменение типа родительского воспитания (отношения)». Столь низкий процент педагогов, выделяющих эту проблему, не может не настораживать. Довольно часто родители детей с ОВЗ имеют неадекватные типы родительского отношения, связанные с проявлением избыточной опеки в воспитании, недостаточностью или чрезмерностью требований-запретов, установками на минимальность санкций, применяемых по отношению к ребёнку в сочетании с воспитательной неуверенностью и тревогой за его жизнь, здоровье и успешность.
Таким образом, педагогами и специалистами упускается одно из ключевых направлений работы с родителями детей с ОВЗ - исследование и влияние на тип родительского отношения.
Обозначая разные направления работы и намечая разные функции педагогов во взаимодействии с родителями, в ходе исследования мы изучили, каковы, с точки зрения педагогов, наиболее востребованные родителями ролевые позиции педагога. (рис. 3.)
Рис. 3. Представленность наиболее востребованных родителями ролевых позиций педагога (с точки зрения педагогов)
Fig. 3. Presentation of the most sought-after teacher roles for parents (from the point of view of teachers)
Полученные данные показали, что, на взгляд педагогов, наиболее востребованной является роль «специалист как инструмент коррекции и развития ребёнка», ее указали 98 % респондентов. Чуть более половины опрошенных (54 %) отметили как значимую ролевую позицию «Педагог (специалист) как ресурс, субъект оказания помощи родителям». «Специалист - субъект эмоциональной поддержки, принятия» как востребованная родителями ролевая позиция педагога обозначается респондентами редко (20 %).
Таким образом, эмоциональная составляющая в практике взаимодействия с родителями педагогами недооценивается, недостаточно осмысливается её значимость. В то же время без механизмов эмоциональной поддержки достаточно сложно включить родителей в инклюзивное образовательное пространство, организовать продуктивное сотрудничество с ними.
Заключение
В инклюзивном образовательном процессе возрастает значимость сотрудничества педагогов, специалистов и родителей ребёнка с ОВЗ. Наиболее востребованная парадигма сотрудничества с родителями на уровне установок может быть выражена в виде триады «понимание - поддержка - совместные действия».
Результаты исследования показали, что обе стороны взаимодействия: и родители, и педагоги - пока недостаточно готовы к её реализации. Психология родителей детей с ОВЗ имеет свои особенности и порождает вопросы как для педагогов, так и для специалистов сопровождения. Учитывая ответы педагогов, мы можем составить суждение, что сегодня, с одной стороны, необходимы активизация профессиональной рефлексии педагогов и специалистов при организации и разработке содержания взаимодействия с родителями; помощь им в осмыслении значимых аспектов этого взаимодействия, в изменении установок относительно роли и участия родителей детей с ОВЗ в инклюзивном
процессе; освоение педагогами организационного и технологического обеспечения этого взаимодействия. С другой стороны, необходимы проявление внутренней активности родителей детей с ОВЗ, их интереса к вопросам обучения и воспитания, выбора образовательных условий и образовательного маршрута для своего «особого» ребёнка, а также участие вместе со специалистами в его реализации. Говоря о значимости эмоционально-психологической поддержки родителей детей с ОВЗ, отметим, что сотрудничающие стратегии сами по себе являются целебным психотерапевтическим «бальзамом». Они способствуют снижению тревоги, большему принятию себя и окружающих, вследствие чего повышаются личностная ответственность и способность к продуктивному, творческому решению жизненных проблем.
Готовность и способность реализовать сотрудничающие стратегии во взаимодействии с родителями, постепенное и последовательное вовлечение родителей детей с ОВЗ в инклюзивный процесс представляется одним из условий успешности образования ребёнка с ОВЗ и одним из ведущих тематических направлений в повышении квалификации педагогов и специалистов.
Заявленный вклад авторов
Сидоренко О. А., Чиганова Е. А.:
- концепция и дизайн исследования.
Хабарова И. В., Сидоренко О. А.:
- сбор и обработка материала.
Сидоренко О. А., Хабарова И. В., Чиганова Е. А.:
- написание текста.
Сидоренко О. А.:
- редактирование.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Список литературы
1. Алёхина С. В., Алексеева М. Н., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании. Психологическая наука и образование, 2011, № 1. С. 83-92.
2. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова. М. : Аспект, 2005. 456 с.
3. Колосова Т. А. Отношение родителей к своему умственно отсталому ребенку в контексте успешности его социально-психологической адаптации // Психология обучения. 2016. № 8. С. 85-94.
4. Мизина Н. М. Родительская компетентность: психологический аспект проблемы // Психологическое сопровождение личности в педагогическом процессе : сборник научных трудов в 2 ч. Ч. 2. Курган, 2002. С. 146-151.
5. Поташова И. И. Современные аспекты психолого-педагогической работы с семь-
ями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2011. N° 3. URL: http://psyjoumals. ru/files/47082/ psyedu_ru_2011_3_Potacheva.pdf ( дата обращения: 05.02.2019)
6. Сидоренко О. А., Чиганова Е. А., Бутенко В. Н. Формирование профессиональной компетентности педагогов в области инклюзивного образования в процессе повышения квалификации // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика : Мат-лы II Всерос. науч.-практ. конф., 19-21 мая 2016 года. Ялта : РИО ГПА, 2016. С. 280-285.
7. Стребелева Е. А., Закрепина А В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология. 2005. № 1. С. 3-10.
9. Ткачева В. В. Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями // Дефектология. 2005. № 1. С. 25-35.
8. Хитрюк В. В. Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2013. № 3 (79). С. 189-193.
9. Heiman T. Parents of children with disabilities: resilience, coping, and future expectations // Journal of developmental and physical disabilities. 2002. Vol. 14. № 2. Pp. 159-171. DOI: 10.1023/A:1015219514621
10. Millar R. Barr O., Parents of children with intellectual disabilities: their expectations and experience of genetic counselling // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2003. Vol. 16. № 3. Pp. 189-204.
Readiness of Teachers and Parents of Children with Disabilities to Interact in an Inclusive Education Environment: a Psychological Aspect
Oksana A. Sidorenko, Irina V. Khabarova, Elena A. Chiganova
Krasnoyarsk Regional Institute ofImprovement Qualifications and Training Teachers, Krasnoyarsk
Abstract. Introduction. Relevance. The inclusive education requires the interaction between teachers and parents of children with disabilities, and their cooperation aimed at developing and ensuring the learning path of a child. The paper aims to identify the problems and difficulties in the behavior and actions of parents (which hinder the constructive relationships between parents and teachers and experts from educational institutions) and to describe the problems related to the readiness of teachers and specialists of educational institutions to interact with parents of these children. Materials and methods. Based on the generalization of ideas about the specific features of work with parents of children with disabilities, a questionnaire on the key areas and scope of such work was developed and a study was conducted. The presented findings of the study illustrate individual parameters of the teacher's readiness for interaction with parents of children with disabilities and main professional difficulties of the teachers. The study focuses on the problems in the behavior and actions of parents that hinder the progress in education of the child with disabilities and constructive relationships with teachers from educational institutions. The study has shown that both sides of the interaction (parents and teachers) are not yet sufficiently prepared to implement the cooperation strategy.
Keywords: inclusive education, interaction between teachers and parents of children with disabilities, professional difficulties of teachers
Сидоренко
Оксана Александровна
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и специальной педагогики и психологии
ORCID:https://orcid.org/0000-0002-3576-6386
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
660079, г. Красноярск, ул. Матросова, 19
тел.: +7(3912)2364296 e-mail: [email protected]
Sidorenko
Oksana Aleksandrovna
Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, Head ofthe Department of General and Special Pedagogy and Psychology
ORCID:https://orcid.org/0000-0002-3576-6386
Krasnoyarsk Regional Institute of Advanced Training and Professional Retraining of Educators
19 Matrosov St, Krasnoyarsk, 660079
tel.: +7(3912)2364296 e-mail: [email protected]
Хабарова
Ирина Викторовна
кандидат биологических наук, доцент кафедры общей и специальной педагогики и психологии
ORCID:https://orcid.org/ 0000-00029745-2374
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
660079, г. Красноярск, ул. Матросова, 19
тел.: +7(3912)2364296 e-mail: [email protected]
Чиганова
Елена Анатольевна
кандидат педагогических наук, ректор, доцент
кафедры общей и специальной педагогики и психологии
ORCID:https://orcid.org/0000-0002-1479-728X
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
660079, г. Красноярск, ул. Матросова, 19
тел.: +7(3912)2364296 e-mail: [email protected]
Khabarova Irina Viktorovna
Candidate of Sciencse (Biology), Associate Professor of Department of General and Special Pedagogy and Psychology
ORCID:https://orcid.org/0000-0002-9745-2374
Krasnoyarsk Regional Institute of Advanced Training and Professional Retraining of Educators
19 Matrosov St, Krasnoyarsk, 660079
tel.: +7(3912)2364296 e-mail: [email protected]
Chiganova Elena Anatolyevna
Candidate of Sciences (Pedagogy), Rector, Associate Professor of Department of General and Special Pedagogy and Psychology
ORCID:https://orcid.org/0000-0002-1479-728X
Krasnoyarsk Regional Institute of Advanced Training and Professional Retraining of Educators
19 Matrosov St, Krasnoyarsk, 660079
tel.: +7(3912)2364296 e-mail: [email protected]