Научная статья на тему 'Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья'

Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4467
408
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / РОДИТЕЛИ / PARENTS / ОПРОС / INTERVIEW / БЮРО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ / BUREAU OF MEDICAL AND SOCIAL EXPERTISE / РЕКОМЕНДАЦИИ / RECOMMENDATIONS / CHILDREN WITH DISABILITIES / PSYCHOLOGICAL HELP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ондар Лилия Монгуновна, Базыр-Тараа Руфина Васильевна

Авторы статьи рассматривают вопрос о психологической помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья. На основе теоретических материалов и данных проведенного ими опроса разработали ряд рекомендаций для организаций, оказывающих различные услуги и помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ондар Лилия Монгуновна, Базыр-Тараа Руфина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE TO PARENTS AFFECTING CHILDREN WITH DISABLED HEALTH OPPORTUNITIES

The authors of the article consider the issue of psychological assistance to parents who bring up children with disabilities. Based on the theoretical materials and the data of their survey, they developed a set of recommendations for organizations providing various services and assistance to parents of children with disabilities.

Текст научной работы на тему «Психологическая помощь родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 37.04

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Ондар Л.М.

Кызылское президентское кадетское училище, г. Кызыл Базыр-Тараа Р.В. Главное бюро по медико-социальной экспертизе по РТ, г. Кызыл

PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE TO PARENTS AFFECTING CHILDREN WITH DISABLED HEALTH OPPORTUNITIES

Ondar L.M.

Kyzyl presidential cadet school, Kyzyl Bazyr-Taraa R.V.

Main Bureau for Medical and Social Expertise in the Republic of Tuva, Kyzyl

Авторы статьи рассматривают вопрос о психологической помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья. На основе теоретических материалов и данных проведенного ими опроса разработали ряд рекомендаций для организаций, оказывающих различные услуги и помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: дети ограниченными возможностями здоровья, психологическая помощь, родители, психологическая поддержка, опрос, Бюро медико-социальной экспертизы, рекомендации.

The authors of the article consider the issue of psychological assistance to parents who bring up children with disabilities. Based on the theoretical materials and the data of their survey, they developed a set of recommendations for organizations providing various services and assistance to parents of children with disabilities.

Key words: children with disabilities, psychological help, parents, psychological support, interview, Bureau of medical and social expertise, recommendations.

В настоящее время в России отмечается повышенный интерес к проблемам современной семьи. Особое положение занимают семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). В современной России насчитывается более 2 млн детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всей детской популяции). В Республике Тыва за год в бюро медико-социальной экспертизы освидетельствование проходят от 1700-2100 детей, из них признаются инвалидами первично - 230, повторно - 1500 детей. Эти цифры ясно показывают актуальность обсуждаемой проблемы и в теоретическом, и в практическом отношении.

Анализ литературы показал, что под «детьми с ограниченными возможностями» рассматриваются лица, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять

деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. А семьи с такими детьми определяются как семьи с особым статусом, особенности и проблемы которых определяются большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, и главное - специфическим положением в семье ребенка-инвалида, которое обусловлено его болезнью [2].

Рождение ребенка с отклонениями полностью меняет прежний образ жизни семьи, меняет отношение родителей к жизни, их взгляды, ценности и т.д. Уход за ребёнком-инвалидом и ответственность за его жизнь накладывают на родителей таких детей большие нагрузки. Родители испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии и т.д. [1]. Многие замыкаются, отдаляются от друзей, родственников. Некоторые сталкиваются с презрением и даже ненавистью окружающих к ребенку. Семья ребенка-инвалида часто становится малообщительной, избирательной в контактах. У них сужается круг друзей и знакомых, ограничивается общение с родственниками из-за особенностей своего ребенка. Рождение детей с отклонениями, как правило, влияет и на отношения между родителями. В большинстве случаев семьи распадаются.

Всё это влияет на отношение родителей к своим детям. Следовательно, им так же, как и их детям, нужна квалифицированная психологическая помощь [2, 3]. Психологическую помощь родителям мы рассматриваем как систему мер, направленных на: снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка; укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка; формирование у родителей адекватного отношения к ребенку; установление адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания.

Оказание психологической помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ, требует системного подхода и комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-дефектолог, врач, социальный работник), однако главная роль в этом процессе принадлежит психологу.

Специфика же психологической поддержки семей с детьми-инвалидами определяется стадией переживания семьей случившегося: осознание ситуации и ее анализ, актуализация прежнего опыта, дискредитация этого прошлого опыта и/или отказ от него, создание нового знания и его реализация [4].

Работу с родителями, воспитывающими ребенка с ОВЗ, целесообразно проводить в направлениях: информирование (медицинский, педагогический, социальный, психологический, юридический блоки), индивидуальное консультирование, семейное консультирование, индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери, организация работы родительских и детско-родительских групп.

Есть другие подходы в видении направлений психологической помощи родителям. Так, В.В. Ткачева выделила педагогическое и психокоррекционное направления [2]. Имеется свой алгоритм психолого-педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (6 этапов), а

также масса авторских методов и методик психологической и педагогической работы с родителями детей с ОВЗ.

С целью изучения ожиданий и представлений о психологической помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья было проведено эмпирическое исследование на базе бюро № 2 для освидетельствования лиц в возрасте до 18 лет Федерального Казенного Учреждения Главное бюро по медико-социальной экспертизе по Республике Тыва Министерства труда России. В бюро проводится освидетельствование детского населения РТ с целью установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала, кроме детей со специализированными патологиями: туберкулез, онкологические заболевания, психические расстройства и расстройства поведения. Бюро обслуживает все 17 кожуунов и 5 городов Республики Тыва.

Основным методом послужила беседа с родителями (13 вопросов), воспитывающими детей с ОВЗ, которые проходят очередное переосвидетельствование для продления инвалидности. Всего проведено бесед с 13 респондентами, из них 12 матерей, 1 отец. Опрос велся на тувинском языке.

Задавались открытые и закрытые вопросы (авторская анкета).

1. Как давно Ваш ребенок имеет категорию «ребенок-инвалид»?

2. У вас семья полная или неполная? Образование?

3. Какие психологические проблемы Вы испытываете в семье, в воспитании детей, в отношениях с людьми и т.д.?

4. Кто помогает вам преодолевать житейские трудности?

5. Получали ли Вы и Ваш ребенок когда-либо психологическую помощь? Если «да», то в каком учреждении?

6. Отмечаете ли Вы улучшение в самочувствии и развитии ребенка как результат оказания психологической помощи?

7. Как вы стараетесь помочь психологически своему ребенку?

8. Считаете ли Вы, что детям с ограниченными возможностями здоровья необходима помощь специалиста-психолога?

9. Требуется ли Вашей семье помощь психолога? В каких вопросах и ситуациях?

10. Кто такой психолог? Что он делает?

11. Знаете ли Вы где в нашей республике (городе) оказывают психологическую помощь?

12. Пользовались ли Вы услугами телефонов доверия?

13. Каковы Ваши предложения, замечания и пожелания по улучшению системы оказания психологической помощи детям с ОВЗ и их родителям?

Результаты беседы с родителями показали следующее.

Треть опрошенных ответила, что психологических проблем не имеют. Остальные признались, что проблемы связаны с непониманием окружающих людей, их отношением к ситуации, с воспитанием детей в подростковом возрасте. При этом многолетний опыт специалистов с данной категорией родителей позволяет сделать вывод о том, что наиболее типичными проблемами семей, имеющих детей-

инвалидов, являются: напряженная или угнетенная психологическая обстановка в семье, недостаточность поддержки общества, настороженное отношение общества к детям-инвалидам и их семьям, трудности при получении качественного образования.

Житейские трудности родителям детей-инвалидов в основном помогают преодолевать их собственные родители (53,8%). 38 % рассчитывают лишь на себя. Один респондент признался, что утешение получает в церкви.

Психологическую помощь большинство никогда не получали (85 %). Трое (15%) обращались к психологу: Центр здоровья (г. Кызыл), родильный дом № 2 (г. Кызыл), НИИ патологии кровообращения (г. Новосибирск). Необходимая помощь со стороны психолога ими получена, результатами все трое удовлетворены.

Также родители сообщили, что сами тоже пытаются помочь своему ребенку: лаской, похвалой, разговорами, советами, объяснениями, уходом, заботой, любовью. Вместе делают уроки, играют, стараются находиться рядом.

Все родители считают, что детям с ограниченными возможностями здоровья необходима помощь специалиста-психолога. Лишь в одном ответе было мнение, что такая помощь нужна, но не всегда. Помощь психолога крайне важна в вопросах воспитания, развития, преодоления отставания ребенка. В ответе одной мамы было признание, что психологическая помощь нужна мужу - отцу ребенка, «когда раздражается».

Представления о профессии психолога однотипны - психолог помогает людям в трудных ситуациях. В двух случаях были затруднения с ответом. 62 % опрошенных не имеют представления о том, где в нашей республике (городе) оказывают психологическую помощь. Лишь единицы пользовались телефоном доверия.

Предложения, замечания и пожелания по улучшению системы оказания психологической помощи детям с ОВЗ и их родителям смогли сформулировать лишь два респондента:

1. Организовать кабинет психолога в медицинских организациях. Тогда желающие будут обращаться.

2. Школьный педагог-психолог должен работать не только с детьми, но и с родителями.

Итак, данные опроса свидетельствуют, что потребность в психологической поддержке у родителей, обращавшихся в Бюро медико-социальной экспертизы, имеется, но подобная помощь не оказывается. В основном родители справляются с психологическими проблемами самостоятельно, за счет собственных ресурсов, или с помощью близких родственников, главным образом, собственных родителей. Родители имеют слабое представление, как о профессии психолога, так и о тех местах в городе, где психологи работают.

Наблюдения специалистов разного профиля, работающих в Бюро для свидетельствования лиц до 18 лет, показывают высокий уровень потребности детей-инвалидов и их родителей в различных видах реабилитации, в том числе психологической.

По результатам беседы (опроса) и наблюдения за период многолетней работы выяснилось, что многие из детей с ограниченными возможностями здоровья воспитываются в неполных семьях. Так, по данным 2013 года число родителей-одиночек, воспитывающих ребенка-инвалида, составило 38% от общего количества. Многие отцы не выдерживают трудностей ежедневной утомительной борьбы с инвалидностью, финансовых проблем, занятости матери проблемами ребенка. И как следствие - большинство семей с детьми-инвалидами являются малообеспеченными.

Образовательный уровень опрошенных родителей неодинаков: высшее образование имеется у 15% обследованных, среднее или среднее специальное образование имеется у 85 %. Несмотря на наличие среднего, среднего специального или высшего образования у родителей, часть из них в силу сложившихся обстоятельств после рождения больного ребенка вынуждены были изменить профиль своей работы или же вообще оставить ее.

Теоретические материалы и данные опроса позволили разработать ряд рекомендаций для организаций, оказывающих различные услуги и помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья.

Библиографический список

1. Тащёва А.И. Психологическая реабилитация семей с детьми-инвалидами // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - М., 1998, N 3, с.17-29.

2. Ткачева В. В. О некоторые проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология / В.В.Ткачева 1998. - №1.- С. 25-30.

3. Туленкова Н.В. Значение социально-психологического статуса семьи в решении проблем социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Томского государственного университета. Выпуск № 305 / 2007. - С. 47-49

4. Черникова Т.В. Социально-психологическая поддержка семей с детьми-инвалидами на разных этапах переживания случившегося [Текст] / Т.В.Черникова // Вестн. психосоц. и коррекционно-реабилитац. работы. - 2000. - N: 4. - С. 83-89. Bibliograficheskij spisok

1. Taschva A.I. Psikhologicheskaya reabilitatsiya semej s detmi-invalidami // Vestnik psikhosotsialnoj i korrektsionno-reabilitatsionnoj raboty. - M., 1998. - № 3. - S.17-29.

2. Tkacheva V.V. O nekotoryh problemakh semej, vospityvayuschikh detej s otkloneniyami v razvitii // Defektologiya / V.V. Tkacheva 1998. - 1.- S. 25-30.

3. Tulenkova N.V. Znachenie sotsialno-psikhologicheskogo statusa semi v reshenii problem sotsializatsii rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya // Vestnik tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Vypusk № 305 / 2007. - S. 47-49

4. Chernikova T.V. Sotsialno-psikhologicheskaya podderzhka semej s detmi-invalidami na raznykh etapakh perezhivaniya sluchivshegosya [Tekst] / T.V. Chernikova // Vestn. psikhosots. i korrektsionno-reabilitats. raboty. - 2000. - № 4. - S. 83-89.

Ондар Лилия Монгуновна - кандидат психологических наук, преподаватель Кызылского президентского кадетского училища, г. Кызыл, E-mail: Базыр-Тараа Руфина Васильевна - врач ФКУ Главное бюро по медико-социальной экспертизе по РТ, г. Кызыл

Ondar Lilia - Candidate of Psychology, Teacher at the Kyzyl Presidential Cadet School, Kyzyl, E-mail:

Bazyr-Taraa Rufina - physician of the PKU Main Bureau for Medico-Social Expertise in the Republic of Tuva, Kyzyl

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.