СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА SOCIAL WORK
YAK 364.694 ББК 60.993
H.M. КРЮКОВА, M.B. ПЕВНАЯ
N.M. KRUKOVA, M.V. PEVNAYA
СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИИ В СФЕРЕ ЗАШИТЫ ДЕТЕИ-ИНВАЛИДОВ
SOCIAL ASPECTS OF PUBLIC POLICY IN THE SPHERE OF DISABLED CHILDREN PROTECTION
Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 16-03-00016 «Динамика российского волонтерства: перспективные практики, проблемы и возможности управления»
В статье рассматриваются характерные особенности взаимодействия профессионалов с семьями, имеющими детей-инвалидов. Авторы констатируют, что в условиях реформирования образования, оптимизации системы социальной защиты, трансформации деятельности учреждений социального обслуживания населения качество оказываемых услуг и удовлетворенность клиентов во многом зависят от активности родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Складывающаяся в связи с данной тенденцией управленческая ситуация обусловливает не только разработку новых нормативно-правовых актов, внедрение федеральных программ, но и включение в деятельность социальных учреждений системы социального обслуживания населения новых подходов и технологий, учитывающих социально-психологическую специфику семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
The article deals with the features of interaction between professionals and families having children with disabilities. The authors conclude that nowadays in the context of education renewal, of social system optimization and of activity reorganisation of institutions of social services the quality of the latter and customer satisfaction largely depend on the activity of parents who have children with disabilities. This trend of management induces not only new laws and regulations and Federal programs implementation, but also involvement of social service agencies, new professional approaches and technologies that take into account social and psychological peculiarities of families with children disabled in health.
Ключевые слова: система социального обслуживания, семья, родители, дети-инвалиды, социальные технологии, социально ориентированные некоммерческие организации (СО НКО), волонтерство.
Key words: social service system, family, parents, children with disabilities, social technologies, nonprofit social ventures (NSV), volunteering.
Одним из основных национальных приоритетов нашей страны заявляется обеспечение благополучного и защищенного детства. В «Национальной стратегии действия в отношении детей на 2012-2017 гг.» отмечено следующее положение: «В РФ необходимо шире внедрять эффективные технологии социальной работы, предполагающие опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиске нестандартных экономических решений...» [9].
Согласно данным Росстата, в России насчитывается почти 13 млн инвалидов, в том числе 605 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья [4]. Всего в семьях проживает около 87,5 % детей-инвалидов (по данным Минздравсоцразвития РФ), остальные живут в интернатах. Среди первых относительно выше доля детей с физическими ограничениями здоровья, а среди проживающих в интернатах - детей с умственными и психическими нарушениями [9, с. 174]. Более 80 % детей-инвалидов воспитываются в неполных семьях, находящихся в бедственном материальном положении, усугубляемом наличием различных «барьеров инвалидности» и психологической изоляцией из-за равнодушного или нетерпимого отношения окружающих к детям-инвалидам, приводящего к социальному исключению этих семей [7].
Глобальный экономический кризис, отразившийся на социально-политическом развитии России, негативно повлиял на качество жизни ее граждан, особенно усугубил материальные проблемы социально-незащищенных категорий населения, в том числе пожилых людей и детей с ограниченными возможностями здоровья. В сельской местности менее трети семей с детьми-инвалидами имеют двух работающих родителей, в городской таковых 45 %. Значительно выше на селе доля семей, в которых не работают оба родителя. Однако разрыв между занятостью родителей детей-инвалидов и всеми родителями в городе выше, чем на селе (20,4 % против 17,3 %) [9, с. 172].
Сложившаяся ситуация увеличивает число примеров нарушения прав таких детей на образование и реабилитацию. С позиции государственного управления можно выделить два стратегических направления в решении проблем социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья: развитие инклюзивного образования и развитие сферы социальной защиты таких детей и их семей. Каждое из этих направлений можно охарактеризовать по трем позициям. Во-первых, важно конкретизировать предпринимаемые управленческие решения. Во-вторых, необходимо оценить общественную реакцию на эти решения. В-третьих, следует обозначить социальные характеристики практических решений конкретных проблем, а также сделать попытку проанализировать их последствия в социальном контексте.
В настоящее время наблюдается медленный и тяжелый разворот государственной политики в сторону инклюзии. С 1 сентября 2016 г. вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) [10]. В ближайшее время планируется подготовка специальных требований к стандартам для старших классов. По всей стране проводится масштабная робота по созданию программ подготовки кадров, разрабатываются педагогические технологии и соответствующая методическая литература. В регионах апробируются профессиональные стандарты педагога-психолога, помощника (ассистента) и тьютора (сопровождающего для ребенка с ОВЗ). В образовательных организациях создаются условия по обеспечению доступности предоставления услуг для инвалидов, составлен межведомственный комплексный план по организации инклюзивного образования на 2016-2017 год.
Инклюзивное образование - затруднительная и противоречивая практика, но обойтись без этой образовательной реформы не представляется возможным, если государственная политика ориентируется на лучшие общемировые практики. Такая реформа образования «четко определяется в качестве основной стратегии развития Международной образовательной программы ЮНЕСКО "Образование для всех"» [1, с. 23] Инклюзивное обучение не является обязательным для всех детей с ограниченными возможностями здоровья, но в то же время обучение многих из них в условиях образовательной инклюзии позволяет ребенку включаться в повседневные практики, в обычную жизнь общества. Ранняя социализация благотворно сказывается на формировании личности таких детей и их адаптации в реальной жизни. Благодаря инклюзивному обучению часть «неординарных» детей, посещая
ближайшую общеобразовательную школу, сможет оставаться жить в семье, а не уезжать для обучения в специальную (коррекционную) школу-интернат [3, с. 11].
По мнению специалистов-практиков, сегодня в большинстве общеобразовательных учреждений не хватает технического, материального оснащения учебного процесса, специалистов (педагогов, дефектологов, логопедов, психологов, сурдопереводчиков, медсестер) для организации совместного качественного обучения детей, не всегда и готовы сами дети к адекватному восприятию в своих коллективах сверстников с инвалидностью [11, с. 101]. С внедрением инклюзии видимой стала проблема неготовности общества к взаимодействию с инвалидами. Такая новация в организации деятельности общеобразовательных школ по всей стране получила широкий резонанс, стала предметом публичного обсуждения и споров. Мнения относительно инклюзии и ее социальной ценности среди разных социальных групп разделились.
По результатам опроса ФОМ, отвечая на вопрос: «Как Вы считаете, дети-инвалиды должны учиться вместе с обычными детьми или они должны учиться отдельно?» - 45 % респондентов ответили «вместе», 35 % из числа всех опрошенных указали «отдельно» и 19 % россиян затруднились дать ответ. Из числа тех, кто за инклюзию в образовании, 18 % респондентов полагают, что все дети равноправны, не нужно их разделять, 7 % опрошенных уверены в том, что дети-инвалиды не будут чувствовать себя ущербными, изгоями, 6 % согласны с тем, что нужно воспитывать гуманное отношение к детям-инвалидам. Среди причин, по которым дети-инвалиды и обычные школьники должны обучаться отдельно, были указаны: «Сейчас дети жестокие, они будут обижать детей-инвалидов» (16 %), «Детям-инвалидам нужны специальные условия, программы обучения» (7 %), «Детям-инвалидам будет некомфортно, они будут острее чувствовать свою инвалидность» (5 %) [6].
Родители детей-инвалидов так же неоднозначно относятся к нововведениям. Объясняется это разными жизненными стратегиями таких семей. Одни семьи открыты и включены во внешний мир при активном участии ребенка-инвалида в разных социальных практиках (стратегия «интеграции в социальную среду»), другие открыты и включены во внешний мир при изоляции ребенка-инвалида (стратегия «условного успеха»), третьи отграничили свою семью от внешнего мира и предоставили свободу ребенку-инвалиду внутри семьи (стратегия «семья как самоцель»), четвертые отделили семью от внешнего мира при авторитарных отношениях внутри семьи (стратегия «полной изоляции») [2, с. 2].
Выбор жизненной стратегии семьей, на наш взгляд, зависит от целого ряда факторов: заболевание ребенка-инвалида и характер реабилитации, позиция родителей и возможности семьи. Как следствие, семьи с маломобильными детьми-инвалидами - это семьи с преобладающими стратегиями «семья как самоцель» или «условного успеха». В первом случае изменение социального статуса семьи и ее членов затруднено, но возможна внутрисемейная мобильность. Во втором случае социальная мобильность ребенка-инвалида сдержана. Следует отметить, что современные достижения науки и техники снижают природную ограниченность, что отражается на жизненных стратегиях этих семей. Семьи с детьми-инвалидами, имеющими психические отклонения и нарушения интеллекта, - это семьи со стратегией «полная изоляция». В рамках данной стратегии у ребенка-инвалида нет не только возможности изменения статуса в социальной структуре, но и положения в структуре самой семьи.
Идеальные отношения, положительно сказывающиеся на изменении статусных характеристик членов семей, в семьях со стратегией «интеграция в социальную среду». В настоящее время количество их незначительно, но мы уверены, что благодаря изменениям в государственной политике, законодательстве и сознании граждан таких семей будет большинство. Постепенно
начинает меняться нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность институтов образования и социальной защиты населения, в отношении детей с ОВЗ. Это влечет за собой изменения сложившихся практик взаимодействия специалистов разного профиля с такими семьями, смену алгоритмов, форм и методов работы в образовательных организациях, специализированных медицинских и социальных учреждениях.
С 1 января 2016 г. вступил в силу федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» № 419-ФЗ (далее - Закон № 419-ФЗ) [10]. В этом законе понятие «реабилитация инвалидов» дополнено новым понятием «абилитация инвалидов», которое отражает смену идеологических установок власти по отношению к лицам с ОВЗ. Абилитация определяется как система и процесс формирования отсутствующих у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (п. 9 ст. 5 Закона № 419-ФЗ). Абилитация - это процесс, который обусловливает социализацию детей-инвалидов, их включение в социальную среду, адаптацию к социальным сервисам. Системные управленческие решения в этом направлении должны обеспечить расширение возможностей семей, имеющих таких детей.
Введение понятия «абилитация инвалида» во многом связано с особенностями инвалидности современных детей, характером и степенью тяжести их заболеваний. Инвалидность все чаще имеет не приобретенный характер, например, в результате какой-либо травмы, а врожденный. В данном случае меняются и формы работы с такими детьми. Как правило, им необходимо обучение тому, чего они ранее никогда не умели. Работа специалистов должна быть направлена не на восстановление функций, утраченных в результате инвалидности, а на адаптацию и социализацию таких детей и их родителей. Следует отметить, что как реабилитационные, так и абилитационные мероприятия направлены на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, социальную адаптацию и разные формы интеграции в общество.
В деятельности медицинских учреждений и социальных служб сферы социальной защиты мероприятия по абилитации совместно с реабилитационной программой прописываются в индивидуальных программах каждого ребенка с ОВЗ. Бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) направляет выписки из индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов в государственные учреждения, которые предоставляют необходимые услуги или средства реабилитации (абилитации). В стандартных отчетах находит отражение информация о проведенных мероприятиях, спектр которых постепенно начинает расширяться.
Следует отметить, что включение в программу таких мероприятий, как «психолого-педагогическая коррекция» и «социальная адаптация», предполагает определенные изменения в подведомственных учреждениях социальной защиты, связанные с компетенциями специалистов, которые могут оказывать такие услуги, и необходимой материальной базой для их реализации. Наличие обратной связи от родителей таких детей обеспечивает качество работы профессионалов в этой сфере.
Изменения законодательства РФ работает на формирование рынка в этом секторе. Среди поставщиков услуг для детей-инвалидов кроме государственных учреждений начинают появляться некоммерческие организации, инициированные или поддерживаемые активными родителями таких детей, которые способны давать критическую оценку технологиям и методам работы специалистов по данному направлению.
Не менее значимым управленческим решением в отношении детей-инвалидов является создание федерального реестра инвалидов (далее -ФРИ). ФРИ - единая информационная площадка, содержащая формализованные сведения о гражданине РФ, имеющем инвалидность (группа, ограничения жизнедеятельности, степени утраты профессиональной трудоспо-
собности, денежные выплаты, меры социальной защиты, программы реабилитации). Централизация такой информации нацелена не только на учет и контроль деятельности различных служб и учреждений, но и на обеспечение удовлетворения индивидуальных потребностей людей с инвалидностью. Например, начиная с раннего возраста на основе данных этой системы возможно будет подобрать социальное, медицинское или образовательное учреждение, соответствующее статусу здоровья конкретного ребенка и оптимальное с точки зрения состояния его здоровья и места жительства.
В данной системе заложен потенциал использования собранной информации в целях классификации возможных услуг для людей с ограниченными возможностями здоровья. В дальнейшем система сможет помочь в профориентации и трудоустройстве тех, о ком собирается и фиксируется вся медицинская и социальная информация. Следует отметить, что данное управленческое решение имеет и ряд неоднозначных характеристик. Официальный статус инвалида является следствием обращения в бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ), где аккумулируется информация в данную систему. Однако специалисты утверждают, что его оценки не дают представления о реальном уровне распространенности явления «детской инвалидности» [9, с. 177]. В частности, некоторые родители отказываются от оформления инвалидности ребенку, находя предстоящие испытания невыносимыми, в том числе в моральном плане из-за излишней бюрократизации процесса, непрофессионализма некоторых специалистов и технологической отсталости.
Целый ряд управленческих решений направлен на устранение проблем, ограничивающих мобильность инвалидов. В настоящее время особое внимание уделяется формированию безбарьерной среды, созданию необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации. Такая работа в отношении детей с инвалидностью проводится в образовательной, культурной и спортивной сферах. Принимаемые управленческие меры в этом направлении становятся видимыми в обществе, обсуждаются населением, находят отражение в СМИ. Медленно, но верно проблемы детей-инвалидов начинают носить публичный характер.
В работе с детьми-инвалидами в сфере образования и социальной защиты приоритетным направлением является взаимодействие специалистов с семьей в целом с целью развития потенциала всех ее членов. Можно сказать, что начинает воплощаться в действии субъект-субъектная парадигма реализации профессиональной деятельности специалистами помогающих профессий, о которой пишет З.М. Саралиева. Специалисты начинают не замещать, а вовлекать «непрофессионалов в процессы обучения, реабилитации, личностного и социального роста, медиации и самоуправления, в изменение взглядов на свою жизнь и социальные отношения <...>» [8, с. 593].
Специалисты направляют усилия на укрепление имеющихся ресурсов, создание условий для поддержания инициативы самой семьи в реабилитации и абилитации ребенка-инвалида. Задачи специалистов социальных служб во многом связаны с тем, чтобы выявить возможности родителей и направить их усилия в том направлении, которое обеспечит максимальный эффект от разработанной программы реабилитации и абилитации. В основе этого направления, безусловно, лежит социально-психологическая подготовка родителей, обучение самооценке, саморефлексии и адекватному восприятию своих обязанностей. Наряду с обучением базовым психолого-педагогическим и медицинским знаниям, родителям оказывается профессиональная помощь в осознании исключительности своего ребенка, формируется позитивная мотивация к формированию новых социальных связей, оказывается содействие в создании социальных сетей - объединений взаимопомощи родителей детей-инвалидов.
Важным социальным аспектом организации такого профессионального взаимодействия видится минимальное вмешательство в жизненное пространство семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Одним из современных подходов к решению данной проблемы является развитие технологий дистанционной коммуникации в рамках программ социального сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов. Следует отметить, что не только на уровне государственных управленческих решений продвигается идеология активизации и мобилизации ресурсов населения в направлении самостоятельного решения возникающих социальных проблем. В деятельности специалистов конкретных учреждений сферы здравоохранения и социальной защиты населения все чаще используются технологии и подходы, активизирующие самих родителей детей-инвалидов. Одной из таких технологий является социальное сопровождение.
Внедрение социального сопровождения семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе разработанных и повсеместно внедренных модельных программ, локальных нормативно-правовых актов о межведомственном взаимодействии. Данная технология включает в себя ряд обязательных этапов, начиная с выявления таких семей, заполнения банка данных по данной категории и определения критериев (показателей) нуждаемости семей. Следующим этапом является работа специалиста, направленная на оказание помощи данной семье, в ходе такого взаимодействия родители являются полноправными участниками процесса оказания услуг, решения проблем в пределах компетенции конкретных специалистов. На заключительном этапе формируются не только отчеты специалистов, но и анализируются отзывы и предложения, которые поступают от всех членов семьи, с которыми работали конкретные специалисты. В содержательной основе данной технологии лежит дистанционное консультирование семьи со стороны различных специалистов, основанное на принципе межведомственного взаимодействия и сетевой колла-борации. Такая форма работы предполагает сотрудничество и партнерские отношения родителей детей-инвалидов, детей-инвалидов и специалистов.
Технология социального сопровождения семьи с ребенком-инвалидом обеспечивает комплексность решения диагностированных специалистами проблем, создает условия для формирования здорового психологического микроклимата в сопровождаемой семье, обеспечивает не только доступность специалистов многих профилей для большого числа нуждающихся в помощи профессионалов, но и возможности группового консультирования, общения и обмена практическим опытом. С точки зрения социальной и экономической эффективности управления такие технологии работают на повышение уровня доступности социальных и медицинских сервисов, минимизацию затрат и временных ресурсов, необходимых для оказания услуг, скорость обмена информацией внутри сообществ родителей детей-инвалидов, их сплочение и самоорганизацию.
Технология картографирования используется учреждениями, в структуре которых имеется участковая социальная служба. Одним из направлений работы участковой службы является раннее выявление неблагополучия, профилактика социального сиротства и выявление семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа участкового специалиста строится по территориальному принципу. Территория муниципального образования с учетом отдаленности от районного центра, расстояния и плотности населения поделена на участки. За каждым участком закреплен отдельный участковый специалист, проживающий, как правило, на закрепленной территории. В целях изучения социальной ситуации на закрепленном участке и актуализации информации участковый специалист составляет паспорт территории, организует картографирование ресурсов закрепленного участка. Данные паспортизации включают в себя количественные (категории и количество семей, организации и предприятия) и качественные (проблемы семей, обращения) характеристики.
Социальное картографирование ресурсов на территории позволяет выявить имеющиеся возможности, необходимые для проведения работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов. Систематизируется вся информация о детских домах творчества, досуговых центрах, учреждениях здравоохранения, в базу данных вносится информацию о специалистах (специализации, квалификации и т. д.), которые работают в этих организациях. Полученная информация передается сотрудникам социальных учреждений, работающим с семьями, имеющими детей-инвалидов, для организации социального сопровождения. Родители детей-инвалидов, зная о существовании участкового специалиста на их территории, как правило, самостоятельно обращаются к нему за помощью и в большинстве случаев совместными усилиями разрешают на месте возникающие проблемы.
Современная российская семья, имеющая ребенка-инвалида, сталкивается с различными социальными проблемами, которые очень часто сложно решить при обращении в государственные учреждения социальной защиты населения, поэтому такие семьи начинают искать помощь со стороны некоммерческих организаций. Государственные учреждения не всегда могут решить проблемы таких семей, так как их ресурсы ограничены. Некоммерческих организации более вариативны в направлениях своей деятельности, их услуги не ограничены нормативно закрепленными стандартами, они, как правило, имеют несколько источников финансирования. Существование социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СО НКО) в рыночных условиях все чаще делает их независимыми и позволяет им дополнять деятельность государственных учреждений, а в последнее время и заменять её, способствуя наиболее эффективному решению проблем таких семей.
Одним из ключевых объектов деятельности СО НКО является семья, имеющая ребенка-инвалида. Работа данных организаций с семьей разнообразна и включает такие направления, которые чаще всего позволяют детям-инвалидам и членам их семей преодолевать проблемы социальной изоляции. Такие СО НКО оказывают услуги по реабилитации и абилитации детей на льготной или безвозмездной основе, могут оказывать юридическую помощь, содействовать в организации медицинского обслуживания. Важным направлением работы СО НКО является организация образовательной и досуговой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Все чаще инициируются и проводятся инклюзивные реабилитационные и абилитаци-онные творческие мероприятия.
В деятельности государственных социальных служб и СО НКО важнейшую роль начинает играть волонтерство. Технология волонтерства выполняет в данном случае две социальные функции. Во-первых, она способствует инклюзии, так как специалисты все чаще привлекают к социально значимым мероприятиям как детей с ограниченными возможностями, так и здоровых детей и подростков, а также активных и неравнодушных горожан. Музыкальные, творческие концерты и инклюзивные театральные постановки получают общественный резонанс. Все чаще их проводят на больших площадках городов, освещают СМИ и поддерживают органы местного самоуправления. Во-вторых, технология волонтерства начинает использоваться сотрудниками Комплексных центров социального обслуживания населения и Центров помощи семье и детям как реабилитационная или абилитационная технология.
По данным эмпирических исследований сотрудников кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Уральского федерального университета1, в государственных социальных учреждениях в качестве волонтеров начинают привлекаться люди, сами нуждающи-
1 Глубинные полуформализованные интервью были реализованы в 2015-2016 гг. (N=27). Экспертами выступили руководители НКО Свердловской области различных типов, руководители и сотрудники государственных социальных учреждений, служб, обладающие экспертным знанием в сфере управления деятельностью волонтеров, практическим опытом взаимодействия с ними.
еся в поддержке, чаще всего профессиональной, специализированной помощи. Все они в той или иной форме на добровольной основе оказывают безвозмездную помощь другим людям, тем самым и у себя вырабатывая определенные коммуникационные и бытовые навыки. Например, подростки-инвалиды могут регулярно приносить газеты или другие необходимые вещи тем, кто ограничен в своих передвижениях и сам не в состоянии выходить на улицу. Если в зарубежных странах такие социальные технологии получили широкое распространение, то в современной России это направление социальной работы только возникает и реализуется по принципу «инициативы на местах». В социальных центрах крупных городов (в частности, речь идет о столице Урала) регулярно проводятся мероприятия по активизации и вовлечению клиентов в различные виды добровольческой деятельности.
В условиях изменения в соответствии с международными нормами курса государственной политики в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья начинает реформироваться система образования, происходит трансформация деятельности социальных службы в системе социальной защиты населения по данному направлению, постепенно изменяются подходы в работе специалистов, формируется общественное мнение вокруг детей-инвалидов и их проблем. Все новые технологии по работе с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, имеют положительное влияние на сами семьи и общество в целом. Практика реформирования деятельности учреждений социального обслуживания населения показывает, что качество оказываемых услуг и удовлетворенность клиентов начинают зависеть от активности и заинтересованности в решении своих проблем самих родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Литература
1. Банч, Г. Влияние специального и инклюзивного образования на установки сверстников: практическое и теоретическое исследование [Текст] / Г. Банч, Э. Валио // Журнал исследований социальной политики. - 2008. - Т. 6. -№ 1. - С. 23-52.
2. Бондаренко, Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей [Текст] / Г.И. Бондаренко // Дефектология. - 2014. - № 3. - С. 12-13.
3. Вачков, И.В. Дистанционное обучение для детей-инвалидов [Текст] / И.В. Вачков // Школьный психолог. - 2015. - № 38. - С. 9-11.
4. Инвалидность [Электронный ресурс] // Сайт Росстата. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/ population/healthcare (дата обращения: 18.03.17).
5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов [Электронный ресурс] : ФЗ № 419-ФЗ от 01.12.2014 (с изм. и доп.) // Гарант : справ.-правовой портал. - Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/ document/70809036:0 (дата обращения: 14.03.2017).
6. Образование без границ: дети-инвалиды в обычных школах [Электронный ресурс] // Сайт ФОМ. - Режим доступа: http://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/10588 (дата обращения: 18.03.17).
7. Сайт Управления образования г. Черногорска [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://guo-chernogorsk.ru (дата обращения: 16.03.17).
8. Саралиева, З.М. Субъект-субъектная парадигма в основе помогающих профессий [Текст] / З.М. Саралиева // Помогающие профессии: научное обоснование и инновационные технологии / под общ. ред. З.М. Саралиевой. -Н. Новгород : НИСОЦ, 2016. - С. 592-596.
9. Тындик, А.О. Положение детей-инвалидов и их семей по данным переписей населения [Текст] / А.О. Тындик, С.А. Васин // Журнал исследований социальной политики. - 2016. - Т. 14. - № 2. - С. 167-180.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] : утв. приказом Министерства образования и на-
уки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598// Гарант : справ.-правовой портал. - Режим доступа: http://base.garant.rU/70862366/#block_1000.
11. Щебланова, В.В. Образовательная интеграция детей с нарушениями в развитии в контексте сотрудничества общеобразовательной и специальной школ [Текст] / В.В. Щебланова, Т.С Ивженко // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. - 2015. -№ 3 (39). - С. 101-110.