Научная статья на тему 'Ресурсы НКО и добровольческих объединений в социализации детей с ограниченными возможностями'

Ресурсы НКО и добровольческих объединений в социализации детей с ограниченными возможностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
472
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / NONPROFIT ORGANIZATIONS / VOLUNTEERING / CHILDREN WITH DISABILITIES / PROFESSIONAL ORIENTATION / QUALITY OF LIFE / SOCIAL AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / SOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлева Ольга Владимировна

В статье представлен инновационный подход к использованию ресурсов некоммерческих организаций, добровольческих объединений в решении задач содействия социально-профессиональному самоопределению, социальной адаптации, повышению качества жизни детей с ограниченными возможностями. Описываются организационные условия, направления их деятельности по внедрению технологий профориентационной работы, подготовки старшеклассников к интеграции в социум, которые оказывают положительное влияние и перспективны не только для социализации данных детей, но и профессионального, гражданского развития студенческой молодежи и других категорий добровольцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журавлева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOURCES OF NONPROFIT ORGANIZATIONS AND VOLUNTEER ASSOCIATIONS IN THE SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES

The paper presents an innovative approach to the use of resources of nonprofit organizations and volunteer associations in the task to promote social and professional self-determination and social adjustment, and to improve the quality of life for children with disabilities. It describes the organizational conditions, the directions of their activities in implementing forms, methods, content of career guidance and training of high school students to integrate into the society. Experience of the project showed its effectiveness and is promising not only for socialization such children, but also for professional and civic development of students.

Текст научной работы на тему «Ресурсы НКО и добровольческих объединений в социализации детей с ограниченными возможностями»

УДК 316.614-056.26: 316.627: 364.4-053.2

РЕСУРСЫ НКО И ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

О. В. Журавлева

RESOURCES OF NONPROFIT ORGANIZATIONS AND VOLUNTEER ASSOCIATIONS IN THE SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES

O. V. Zhuravleva

В статье представлен инновационный подход к использованию ресурсов некоммерческих организаций, добровольческих объединений в решении задач содействия социально-профессиональному самоопределению, социальной адаптации, повышению качества жизни детей с ограниченными возможностями.

Описываются организационные условия, направления их деятельности по внедрению технологий профориентационной работы, подготовки старшеклассников к интеграции в социум, которые оказывают положительное влияние и перспективны не только для социализации данных детей, но и профессионального, гражданского развития студенческой молодежи и других категорий добровольцев.

The paper presents an innovative approach to the use of resources of nonprofit organizations and volunteer associations in the task to promote social and professional self-determination and social adjustment, and to improve the quality of life for children with disabilities.

It describes the organizational conditions, the directions of their activities in implementing forms, methods, content of career guidance and training of high school students to integrate into the society. Experience of the project showed its effectiveness and is promising not only for socialization such children, but also for professional and civic development of students.

Ключевые слова: некоммерческие организации; добровольческая деятельность; дети с ограниченными возможностями; профессиональная ориентация; качество жизни; социально-профессиональное самоопределение; социальная адаптация детей с ограниченными возможностями.

Keywords: nonprofit organizations, volunteering, children with disabilities, professional orientation, quality of life, social and professional self-determination, social adaptation of children with disabilities.

В России в последние десятилетия стало заметно увеличение влияния сектора некоммерческих негосударственных организаций и накоплен положительный опыт благотворительной деятельности в решении социальных задач и проблем государства и общества. Прежде всего, таких как поддержка малоимущих слоев населения, безработица, социально опасные зависимости и заболевания, социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья и др. Отмечается и рост гражданской социальной активности населения России, его стремления к участию в общественно-значимой деятельности.

В условиях кадрового дефицита дети с ограниченными возможностями здоровья представляют собой не только трудовой ресурс, которому необходимо помочь найти оптимальные сферы трудовой деятельности для решения экономических задач государства, но и человеческий капитал, которому необходимы внимание, поддержка в интеграции в общество, полноценном функционировании в нем. Сегодня общество выражает заинтересованность в смене данной молодежью инфантильной, пассивной позиции на равноправную социальную и профессиональную активность. При этом у нас еще не созданы необходимые условия для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья актуальной профессиональной практической помощи в выборе

профессии, подготовке к выходу на рынок труда и дальнейшем трудоустройстве.

Большое значение в развитии данных процессов имеют новые стратегии государства, региональных властей: новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 гг.» (Указ Президента РФ № 761 от 01.06.2012), долгосрочная целевая программа «Формирование здорового образа жизни населения и комплексная профилактика неинфекционных заболеваний в Кемеровской области на 2013 - 2017 гг.» и план мероприятий: «дорожная карта» «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания в Кемеровской области на 2013 -2018 гг.», распоряжение Президента РФ о разработке и реализации комплекса мер по профессиональной ориентации подростков и молодежи до 2015 г., перспективы в областях кадровой политики, формирования гражданского общества, социальной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, в т. ч., инвалидов, молодежной политики, где профориентация рассматривается как неотъемлемая часть успешной социализации молодежи.

В них особая роль отводится участию общества, делегированию части функций государственных структур, оказывающих социальные (в т. ч. образовательные) услуги различным категориям населения, некоммерческим, негосударственным организациям и объединениям. В числе приоритетных направле-

© О. В, Журавлева, 2014 131

ний, где необходимо участие общественности, отмечено и оказание психолого-педагогической и социальной помощи, разработка новых технологий содействия социализации детей с ограниченными возможностями.

В этой связи Кемеровским благотворительным фондом Лиги здоровья нации разработан и апробируется проект «Профессия и качество жизни детей с ограниченными возможностями», поддержанный Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва). Он направлен на содействие социально-профессиональному самоопределению и повышение качества жизни детей с ограниченными возможностями, проживающих в семьях, как важнейшим факторам подготовки их к самостоятельной жизни и интеграции в общество.

Целевую группу проекта составляют все субъекты процесса социально-профессионального самоопределения: дети с ограниченными возможностями, члены их семей, специалисты реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями (РЦДПОВ), педагогические работники образовательных организаций, добровольцы. Это позволяет обеспечить комплексный, системный подход к решаемой проблеме.

Проект согласован с департаментом социальной защиты населения Кемеровской области, который является главным партнером. Поддержка в реализации обеспечивается также Уполномоченным по правам ребенка в Кемеровской области, Общественной палатой, департаментом образования и науки, управлениями и комитетом образования городов Кемерово, Прокопьевск, Новокузнецк, КемГУ, филиалом МЭСИ, КРОО КЦ «Инициатива», КРО МОД «Сибирский народный собор», ООО «Центр развития личности» и др.

Возраст детей составляет 14 - 18 лет, они обучаются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (школах-интернатах) (СКОУ) для детей с ограниченными возможностями, которые проживают в семьях, или обучаются в обычных образовательных организациях общего образования и посещают реабилитационные центры для семей и детей с ограниченными возможностями, имеют сохранный интеллект. В качестве пилотных выбраны территории с наибольшим количеством детей с ограниченными возможностями: г. Кемерово, г. Новокузнецк, г. Прокопьевск. В эксперимент включены следующие организации: СКОУ № 100 и СКОУ № 22 г. Кемерово, РЦДПОВ «Радуга» г. Прокопьевск и СКОУ № 38 г. Новокузнецк.

Специфика заболеваний детей, участвующих в проекте, представляется следующим образом:

- 23 % детей имеют детский церебральный паралич;

- 17 % детей - заболевания, связанные с нарушением моторики;

- 37 % детей - общее недоразвитие речи третьего уровня, дизартрия;

- 30 % детей - нарушения слуха и др.

Привлечение ресурсов добровольцев является одной из задач проекта «Профессия и качество жизни детей с ограниченными возможностями», и для ее решения нами проведена работа по формированию и подготовке данной целевой группы из числа студентов вузов и, прежде всего, добровольческого отряда Кемеровского государственного университета, который является партнером КБФ Лиги здоровья нации. Большинство молодых людей, проявивших инициативу, обучается на социально-психологическом факультете.

Фактическая ситуация особенностей профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями характеризуется тем, что подавляющее большинство из них не готово к осуществлению этого важного шага, поэтому выбор профессии и организации профессионального образования они, как правило, совершают по принципу случайного или безальтернативного выбора.

Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей. Старшеклассники с ограниченными возможностями здоровья имеют в силу особенностей состояния здоровья ряд ограничений в трудовой деятельности. Для многих выпускников с тяжелыми нарушениями развития (сложный сочетанный дефект) в СКОУ завершается и общее, и профессиональное образование. Этот фактор необходимо учитывать в первую очередь, и как можно раньше необходимо организовать такому ребенку помощь в формировании реальных профессиональных и трудовых планов, образовательно-профессионального маршрута.

По данным мониторинга выявлено: около 90 % старшеклассников не имеют обоснованного и оптимального для себя профессионального выбора. Все дети отметили наличие трудностей профессионального выбора, необходимость помощи в информировании о профессиях, в том числе востребованных на рынке труда, об организациях профессионального образования, хотели бы получить индивидуальные консультации и принимать участие во всех профориентационных мероприятиях.

Имеющиеся у старшеклассников с ограниченными возможностями социально-психологические проблемы трудно решать только усилиями работников образовательных организаций или организаций социальной защиты. При этом большинство детей имеет ограниченный круг общения в семье и в условиях обучения не может получить положительный семейный опыт, а у части из них «домашнее» влияние носит явно выраженный отрицательный характер, неблагополучную ситуацию развития [1, с. 145 -146]. Характерна и ограниченность социокультурной среды для развития, плохо развитые навыки анализа, оценки и разрешения разнообразных жизненных ситуаций, в том числе связанных с социально-профессиональным самоопределением, самостоятельным и ответственным функционированием в социуме.

В этой связи добровольческое участие перспективно, может восполнить сложившийся дефицит и целенаправленно, систематически участвовать в

процессе социально-профессионального самоопределения и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями, приобретения ими социальнопозитивного опыта, социализации в целом.

Студенты являются одной из наиболее привлекательных для старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья категорий населения. Во-первых, дети проявляют мотивацию, интерес к общению, взаимодействию со своими почти сверстниками. Во-вторых, ими приобретается опыт общения с молодыми людьми, имеющими активную жизненную позицию, определенные достижения, и это хороший пример, который может оказать влияние на цели, ценности, позиции. Добровольцы также получают дополнительный шанс для прохождения профессиональных проб, реализации своих инициатив, что помогает им в профессиональном и гражданском становлении.

Сложность решаемых проблем требует работы НКО по формированию команды добровольцев и подготовки их к участию в проекте. Она включает в себя знакомство с формами и методами работы, целями, задачами проекта, особенностями целевой группы; развитие и закрепление компетенций, необходимых для целенаправленного взаимодействия со специфической группой детей. Особое внимание уделено проектированию содержания проводимых мероприятий и др., что, несомненно, сегодня является актуальным и обогащает опыт молодых людей.

Как показал опыт, программа подготовки добровольцев оптимально должна состоять из следующих модулей:

1. Теоретический - расширение представлений об особенностях подростков, нуждающихся в социальной и психологической помощи в процессе социально-профессионального самоопределения, интеграции в общество.

2. Практический - тренинг необходимых навыков для выполнения профориентационно значимых видов деятельности и формирование репертуара добровольческих инициатив.

3. Консультативный - консультирование по актуальным проблемам добровольческих инициатив: пробы и рефлексия «полезности» для целевых групп и развития своей личности, гражданской активности.

Одним из условий развития личности является специально организованная поддержка ее развития. Поддержка в этом случае состоит в изменении представлений о себе и своей успешности. Обучающиеся должны быть уверены в благожелательном, доверительном отношении со стороны взрослых, независимо от успеха или неудач. Им важно быть воспринятыми с позиций личности в целом, а не только с позиций обучающегося, и тем более проблемного.

Нами психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников с ограниченными возможностями рассматривается как комплекс взаимосвязанных организационных, психодиагностических, профилактических и коррекционно-развивающих, психолого-педагогических видов деятельности, осуществляемых в целях их оптимального профессионального самоопределения, кор-

рекции отклонений и личностного развития, реабилитации и позитивной социализации. Это целенаправленная ненасильственная интегрированная деятельность профессионалов и добровольцев в условиях воспитательно-образовательного процесса, направленная на оказание помощи в профессиональном самоопределении, превентивном и оперативном решении их индивидуальных проблем, коррекции отклоняющегося поведения, личностном развитии и адекватной социализации.

В качестве основных принципов нами применялись следующие:

- доступности и открытости, основанной на оперативном реагировании специалистов на запросы субъектов поддержки в решении проблем;

- интеграции, основанной на объединении усилий заинтересованных учреждений и служб, специалистов;

- личностно-ориентированный подход, обеспечивающий условия для формирования у подростков позитивного, эмоционально-ценностного отношения к себе как субъекту деятельности;

- дифференциации и индивидуализации, направленные на организацию поддержки с учетом психологических особенностей и ограничений в здоровье, индивидуальных трудностей школьников;

- развивающего воспитания, предусматривающий приобретение детьми позитивного опыта в совместной деятельности со специалистами, добровольцами.

Единая гуманистическая установка профессионалов, участвующих в проекте, является и принципом, и условием.

Педагоги, специалисты, ответственные за работу, стремятся к созданию условий, обеспечивающих социальную, психолого-педагогическую поддержку обучающихся в условиях образовательной организации или организации социальной защиты. Но их деятельности не достаточно для столь специфической категории детей. Поэтому в ходе реализации мероприятий проекта мы стремились создавать специальные условия для самовыражения детей в деятельности, где они могли демонстрировать свои истории успеха: активизирующие методы (игры, дискуссии и др.).

В проекте значительная роль отведена просветительской работе, информированию всех субъектов по различным аспектам профориентации и ЗОЖ, которые осуществлялись выездной бригадой специалистов НКО и добровольцев, обеспечивались печатными материалами: буклетами, листовками и включались в содержание всех мероприятий.

Высокую оценку всей целевой группы проекта получили Дни профориентации, экскурсии-занятия, акция «Профессия и здоровье» - инновационное мероприятие как по идее интегрирования разных ведомств и людей различных возрастов, уровней образования, социального статуса для содействия социально-профессиональному самоопределению и интеграции в социум детей с ограниченными возможно-

стями, так и по содержанию, достигнутым результатам.

Приоритеты в проведении акций целенаправленно отданы добровольцам. В ходе группового взаимодействия обеспечивалось: повышение компетенций участников в планировании своих жизненных и профессиональных перспектив с учетом возможностей здоровья; информирование о здоровом образе жизни как основе качества жизни, оздоровительном питании.

Среди положительных результатов такого рода мероприятий участниками отмечено не только то, что заинтересованные взрослые (в т. ч. родители), но и старшеклассники, студенты получили неоценимый опыт взаимного общения, увидели новые перспективы и стратегии в своих добровольческих делах, приобрели новый позитивный опыт социально-значимой деятельности. Отмечена полезность для всех информации, которую получили участники акции, общаясь с представителями власти, общественности, детьми, имеющими ограничения в здоровье и социализации.

Старшеклассники увидели не только пример социальной активности, доброжелательности, партнерского, равного отношения, решали значимые для себя проблемы профессионального самоопределения, но и смогли удивить даже своих педагогов неожиданной воодушевленностью, заинтересованностью работой в командах, презентабельной защитой групповых проектов и др.

Студенты вузов в такого рода мероприятиях играют не меньшую роль в достижении профориентационных задач, чем руководители и специалисты различных организаций и служб. Общение с волонтерами КемГУ, филиала МЭСИ, прокопьевской школы, которые работали, общались с детьми на равных, смогли вдохновить и активизировать их. Т. е. дети с ограниченными возможностями получили хороший стимул к выбору профессии, оптимальной для себя и нужной для общества, подготовке к планированию образовательно-профессионального маршрута, расширили свой позитивный социальный опыт.

Несомненно, подобная деятельность является значительным дополнением и повышает эффективность профориентации и подготовки детей к интеграции в общество в организациях для детей с ограниченными возможностями. Особую значимость имеет и то, что активными участниками таких программных мероприятий становятся родители и другие члены семей, на которых они могут повысить свои компетенции и качество помощи детям в самоопределении, расширить среду своего социального общения.

Следует отметить, что к участию активно привлекаются и специалисты различных ведомств и используются примеры из жизни отдельных профессионалов - «истории успеха». Это позволяет старшеклассникам с ограниченными возможностями в доступной форме получать информацию о проблемах и опыте их решения другими людьми, обогащать себя новыми знаниями и т. п.

Процесс подготовки старшеклассников с ограниченными возможностями к социально-профессио-

нальному самоопределению и повышению качества жизни на основе оздоровительного питания включает оказание им помощи в личностном развитии, коррекции отклонений, реабилитации, предусматривающий создание дополнительных специальных условий. Такими условиями являются возможности для приобретения нового позитивного социального опыта в процессе совместной деятельности и группового содержательного общения, которые направлены на:

- организацию психологически комфортной и компетентной среды для профессионального самоопределения, коррекции и развития личности старшеклассника;

- формирование интереса и создание условий для самопознания, формирования ценностного отношения к себе и другим людям, повышения социальной компетентности;

- обучение навыкам противостояния социально-опасным воздействиям, зависимостям, социально и личностно-полезному времяпровождению и деятельности (досуг, общение и др.), определения жизненных перспектив (развития временной перспективы);

- обучение навыкам самоподдержки.

Это достаточно успешно осуществляется в процессе взаимодействия педагогических работников, специалистов РЦДПОВ, добровольцев с детьми с ограниченными возможностями, организованным специалистами КБФ Лиги здоровья нации. Интеграция усилий различных ведомств способствует достижению определенного эффекта в достижении цели и задач проекта.

Анализ хода проекта показал, что такой подход дает положительный эффект - дети расширяют круг своего знакомства с людьми, имеющими активную гражданскую позицию и достижения в жизни, тем самым осваивают варианты социально одобряемого поведения в различных жизненно значимых ситуациях и практически их закрепляют. Организатором и посредником между участниками целевой группы проекта и социокультурным пространством (различные социальные институты, специалисты и др.) выступал КБФ Лиги здоровья нации.

Следует отметить положительные достижения, произошедшие и у добровольцев: усиление трудовой мотивации и формирование социальной зрелости будущих специалистов. Кроме этого у них:

- изменяется в положительную сторону система ценностных ориентаций и личностных смыслов;

- появляется новый, значимый для жизненного и профессионального самоопределения опыт. Эта деятельность включает оперативную оценку трудно -стей общения, коррекцию неэффективных способов общения, формирование навыков конструктивного взаимодействия, умения, необходимые для самоопределения в сфере труда и занятости;

- осваивая информационно-методический материал для занятий с детьми с ОВ по профориентации, участвуя в разработке программ (проектов), они повышают и свои компетенции в вопросах социальных

и благотворительных услуг, профессиональной ориентации и становления; правильного питания и ЗОЖ в целом.

Модульный принцип организации школы добровольцев позволяет:

- учитывать уровень подготовленности, жизненный опыт, индивидуальные особенности студентов разных вузов и объемы реального времени, которые они могут использовать для благотворительной деятельности;

- в подготовке студентов технических вузов к волонтерской работе по профориентации старшеклассников на рабочие профессии и специальности, востребованные на региональном рынке труда больше внимания уделять теоретической психологопедагогической подготовке;

Литература

1. Азарова, Е. С. Психологические детерминанты добровольческой деятельности / Е. С. Азарова,

М. С. Яницкий // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 306.

2. Данакин, Н. С. Особенности социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в основных сферах социализации / Н. С. Данакин, А. И. Шутенко // Перспективы науки и образования. - 2013.

- № 5. - С. 144 - 148.

3. Журавлева, О. В. Содействие социально-профессиональному самоопределению, повышению качества жизни детей с ограниченными возможностями в условиях социального партнерства / О. В. Журавлева, К. Р. Журавлев // Перспективы науки и образования. - 2013. - № 5. - С. 149 - 153.

4. Чистякова, С. Н. Проблемы и перспективы развития отечественной профориентации на современном

этапе / С. Н. Чистякова, Н. С. Пряжников, Н. Ф. Родичев // Проблемы и перспективы развития отечественной профессиональной ориентации учащейся молодежи на современном этапе: III Всероссийская научнопрактическая конференция с международным участием, 2 - 3 ноября 2010. - М.: УРАО ИСМО; Курск: Курский ин-т непрерывного образования, 2010.

Информация об авторе:

Журавлева Ольга Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и менеджмента социальной сферы КемГУ, 8-903-941-15-50, zhur_olga.kem@mail.ru.

Olga V. Zhuravleva - Candidate of Pedagogics, Assistant Professor at the Department of Social Work and Social Sphere Management, Kemerovo State University.

Статья поступила в редколлегию 30.04.2014 г.

- студентам гуманитарного профиля профессионального образования расширять представления о сферах экономической деятельности, промышленном производстве и рынке труда.

В целом все субъекты социально-профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями отметили положительное влияние, полезность мероприятий проекта, а анализ результатов показал, что некоммерческим организациям могут быть делегированы управленческими структурами полномочия в осуществлении социальнозначимой деятельности и одним из перспективных ресурсов являются студенческие добровольческие объединения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.