УДК 331.548-056 (077)
Афанасьева Раиса Альбертовна
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и практик специального обучения и воспитания, Педагогический институт, Иркутский государственный университет, [email protected], Иркутск
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛьНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТяМИ
жизнедеятельности
Аннотация. Описывается опыт работы автора по проектированию программ, направленных на содействие профессиональному самоопределению детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Выделяется спектр доступных профессий для описываемой категории лиц. В данной статье содержатся теоретические и практические материалы, которые можно использовать на различных этапах организации социально-трудовой реабилитации и профессионального самоопределения детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности - при изучении этих процессов, при организации и проведении различных мероприятий, в том числе и диагностических, профориентационных, обучающих элементам профессиональной деятельности. Содержание каждого раздела коррекционно-раз-вивающих и социально-адаптационных программ должно быть направлено на решение задач, соответствующих данной категории детей и подростков, должно содержать серии заданий, в комментариях к которым выделены ведущие виды деятельности. По каждому разделу необходимо прогнозировать потенциально возможные достижения детей и подростков с ОВЖ.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, ограниченные возможности жизнедеятельности, принципы проектирования программ, задачи и разделы программы содействия профессиональному самоопределению, профессиональные компетенции.
Процесс освоения подростком, имеющим ограниченные возможности жизнедеятельности (ОВЖ), любого вида деятельности достаточно длителен, постоянно требует организующего и обучающего внимания со стороны взрослого (родителя, педагога, психолога, воспитателя, мастера) на каждом этапе реализации процессуальной модели [7; 8].
Из выделенных Н. С. Пряжниковым типов профессионального самоопределения для людей с ОВЖ наиболее подходящими являются следующие: самоопределение в конкретной трудовой функции; самоопределение на конкретном трудовом посту; самоопределение на уровне конкретной специальности; самоопределение в конкретной профессии [5; 6].
Для самоопределения в конкретной трудовой функции характерна реализация себя в рамках выполняемой деятельности. Для внесения разнообразия в монотонность деятельности можно, учитывая специфику ограничений ребенка, варьировать в допустимых пределах порядок выполнения операций, вводить дополнительные функции и т. д. Например, при освоении деятельности садовника (садовая терапия)
можно чередовать подготовку почвы, полив, пикирование и т. д.
Самоопределение на конкретном трудовом посту предполагает выполнение довольно многообразных функций (например, труд садовника, плотника, сапожника и т. д.). Поэтому для определения склонности человека с ОВЖ к такому типу самоопределения необходимо, прежде всего, выявить его способность к смене деятельности в требуемом для этого вида труда режиме.
Самоопределение на уровне конкретной специальности предполагает сравнительно безболезненную смену различных трудовых постов и в этом смысле расширяет возможности самореализации личности. Например, штукатур-маляр, столяр-плотник и т. д.
Некоторые виды ограничений позволяют человеку с ОВЖ реализовать самоопределение в конкретной профессии, которое предполагает, что работник способен выполнять близкие смежные виды трудовой деятельности, относящиеся к группе родственных специальностей. Поэтому по сравнению с предыдущим типом самоопределения работник выбирает уже специальности, а не только
трудовые посты.
Критерием профессиональной пригодности является степень возможности психофизических функций приспосабливаться к профессиональному труду и его среде.
Возникновение избирательно-положительного отношения к профессии означает образование системы «человек - профессия», внутри которой осуществляется взаимодействие объекта и субъекта отношения.
Выбор профессии лицами с ОВЖ осложняется ограничениями в сфере их психофизических возможностей.
Существует ряд профессий, недоступных данной категории лиц:
- профессии, предъявляющие повышенные требования к интеллектуальным способностям;
- профессии, предъявляющие особые требования к коммуникативным способностям;
- профессии, возлагающие ответственность за безопасность окружающих;
- профессии, превосходящие физические возможности;
- профессии, усугубляющие имеющиеся заболевания.
Также при выборе профессий необходимо учитывать следующие факторы:
- особенности профессии и требования, которые она предъявляет человеку;
- индивидуальные особенности и способности, интересы личности;
- рекомендации об условиях труда;
- эмоциональные нагрузки;
- физические динамические нагрузки;
- организация рабочего места;
- вредность труда;
- общая характеристика предполагаемого коллектива [8].
Наиболее доступные для лиц с ОВЖ профессии и стандартные способности, которые необходимы для овладения этими профессиями, представлены в таблице.
Как показывает практика, люди с ограниченными возможностями в основном приобретают одну из перечисленных ниже профессий. Список составлен в соответствии с общероссийским классификатором профессий (ОК-016-94). Он может использоваться для разработки средств ориентации детей и подростков на ту или иную профессию: игр, диагностических и демонстрационных материалов. На основе данного
классификатора нами был подобран словарь профессий для детей и подростков с ОВЖ [1;2; 3].
Приступая к проектированию программы профессионального самоопределения, прежде всего, необходимо выделить основные принципы, в соответствии с которыми должны разрабатываться такие программы, определить задачи, обозначить основные структурные компоненты.
В результате исследований нами был выделен комплекс принципов коррекционно-развивающих и профессионального самоопределения. Мы взяли за основу следующие коррекционно-развивающие принципы: генетического хода развития ребенка; развивающей направленности обучения и воспитания; единства диагностики и коррекции отклонения в развитии; расширения социальных связей. Базовыми были и принципы социально-профессионального самоопределения человека, которыми руководствуются (или должны руководствоваться) девушки и юноши, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества [1; 2; 3].
Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении не только удовлетворить своим выбором личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу. Данный принцип неотделим от принципа расширения социальных связей, как и последующие принципы профессионального самоопределения [5].
Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известным лозунгом советской эпохи «Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества» можно сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к дисбалансу в профессиональной структуре кадров. Реализация данного принципа для подростков с ОВЖ должна проходить на основе кор-рекционно-развивающего принципа единства диагностики и коррекции отклонения
Таблица
Примерный перечень профессий доступный для освоения лицам с ОВЖ
Функции Профессии Стандартные способности
Ухаживающий Оператор по ветеринарной обработке животных, рабочий по уходу за животными, рабочий зеленого хозяйства, рабочий плодоовощного хранилища, цветовод, садовник,санитарка (мойщица), санитар ветеринарный Социальная ответственность, нужда в привязанности, терпимость, благосклонность, самообладание, внимательность
Обслуживающий Дворник, уборщик территорий, горничная, мойщик посуды, мойщик ковров, менеджер торгового зала, рабочий ритуальных услуг Социальная ответственность, терпимость, экономическое чутье, благосклонность, самообладание, твердость, коммуникабельность, внимательность
Ремонтник Обувщик по ремонту обуви, маляр, облицовщик-плиточник, каменщик, кровельщик Аналитический склад, терпимость, ответственность, чувствительность, педантизм, усидчивость, внимательность, творческие способности
Контролер Контролер билетов, контролер пассажирского транспорта, сторож (вахтер) Серьезность, уравновешенность, самообладание, чувствительность, внимательность, педантизм
Разносчик Курьер разносчик, подносчик, почтальон, грузчик Социальная ответственность, благосклонность, социальная активность, самообладание, живость, уверенность, коммуникабельность, приспособляемость
Помощник Рабочий бюро бытовых услуг, няня Серьезность, терпимость по отношению к окружающим, уравновешенность, самообладание, педантизм, твердость, любовь к детям
Сборщик Швея, столяр, плотник, резчик по дереву и бересте, изготовитель художественных изделий из дерева, из бересты, из лозы; выжигальщик по дереву, вышивальщица, гончар Рутинность, терпимость, педантизм, уравновешенность, самоконтроль, усидчивость, внимательность, склонность к творчеству, элементы эстетического вкуса
Лечащий Ветеринарный врач Социальная ответственность, благосклонность, внимательность, уверенность, педантизм, интуиция
Воспитатель Учитель-дефектолог, учитель-логопед Преподавательская способность, культура, социальная ответственность, терпимость, самообладание, внимательно сть
в развитии. Ограниченные возможности подростка препятствуют развитию его профессиональных интересов, и для него необходима своя программа профессионального самоопределения [5; 6].
Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной
подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) литературы, работа во время практики и многое другое. Самостоятельное проявление активности с трудом дается детям и подросткам с ОВЖ. Данный принцип должен реализовываться в тесной взаимосвязи с принципом развивающей направленности процесса профессионального самоопределения [3].
Принцип развития. Этот принцип отражает идею выбора такой профессии, которая
давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т. п. [3].
В качестве основных задач при проектировании индивидуальных социально-адаптационных и коррекционно-развивающих программ профессионального самоопределения для разных возрастных уровней мы рассматриваем следующие:
1. Организация комплексного изучения детей и подростков с разными уровнями развития по основным составляющим качества жизни.
2. Создание условий, необходимых для защиты, сохранения и укрепления здоровья, через формирование представлений о здоровом образе жизни ребенка и членов его семьи, о способах его достижения в профессиональной деятельности.
3. Развитие компенсаторных механизмов в процессе профессионального самоопределения, становление психики и деятельности, преодоление вторичных отклонений.
4. Социализация в разных жизненных и профессиональных ситуациях, повышение самостоятельности и автономии.
5. Формирование способов усвоения социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности.
6. Развитие познавательной активности и познавательных способностей.
7. Формирование системы знаний и обобщенных представлений о профессиональной деятельности в выбранном направлении.
8. Становление нравственных ориентиров в профессиональной деятельности и поведении, актуализация и воспитание положительных личностных качеств.
9. Обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с подростком в процессе профессионального самоопределения.
10. Развитие интереса к профессиональной деятельности.
11. Расширение кругозора учащихся и углубление знаний посредством интересующей их деятельности.
12. Формирование более точных представлений о профессиях, возможностях об-
учения и трудоустройства.
13. Обогащение профессионального опыта детей и подростков с ОВЖ.
14. Создание условий для проявления индивидуальных особенностей в процессе профессионального самоопределения.
В структуре коррекционно-развиваю-щей и социально-адаптационной программы следует выделить ряд разделов: «Здоровье», «Социализация», «Познавательное развитие», «Развитие коммуникативных способностей в профессиональной деятельности», «Формирование профессиональных компетенций».
Раздел «Здоровье» включает два основных аспекта. С одной стороны, создание условий для охраны и укрепления здоровья и формирование культурно-гигиенических навыков, с другой - формирование потребности быть здоровыми, вести здоровый образ жизни и развитие представлений учащихся о своем здоровье и средствах его укрепления. В данном разделе программы предусмотрены такие основные направления коррекционно-развивающей работы, как «Человек есть то, что он есть», «Здоровье всему голова», «Движение - основа жизни», «Советы доктора» и т. д.
Содержание раздела «Социализация» охватывает определенные направления кор-рекционно-развивающей работы: первое направление предполагает формирование представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе. Второе направление должно способствовать развитию сотрудничества подростка со взрослыми и сверстниками, воспитание навыков продуктивного взаимодействия. В третьем направлении мы формируем адекватное восприятие окружающего мира, закладываем основы экологического мироощущения, нравственного отношения к национальным традициям и общечеловеческим ценностям.
Раздел «Познавательное развитие» является базовым для становления профессиональной деятельности и направлен на формирование перцептивных действий, связанных с профессией. Этот раздел представлен в наших программах как единый диалектический процесс, где каждый вид мышления является необходимым компонентом общего мысли-
тельного процесса. Три формы мышления -наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое - должны образовывать единый процесс.
Развитие речи и формирование коммуникативных способностей должны проходить во всех видах деятельности в повседневной жизни, в процессе общения. Весь приобретенный социально-эмоциональный опыт закрепляется и обобщается в слове, а сама речь получает адекватную содержательную основу.
Раздел «Формирование профессиональных компетенций» является заключительным, и его реализация должна осуществляться во всех разделах программы, а также при приобретении учащимися практического опыта по выбранной профессии.
Библиографический список
1. Афанасьева Р. А. Проектирование индивидуальных коррекционно-развивающих и социально-адаптационных программ на основе оценки качества жизни // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 10. - С. 97-105.
2. Афанасьева Р. А. Профессиональное самоопределение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья // Современные подходы и новые технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: коллективная монография. - Красноярск:
Центр информации ЦНИ «Монография», 2014. -С. 6-37.
3. Афанасьева Р. А., Дулатова З. А., Карпу-шенко В. И. Профориентация подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности: сборник диагностических материалов. - Иркутск: ВСГАО, 2010. - 70 с.
4. Маллер А. Р. Дети с нарушением интеллекта: социально-трудовая адаптация: учебно-методическое пособие. - Самара: Современные образовательные технологии, 20l0. - 20S с.
5. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. - Воронеж: МОДЭК, 2002. - 400 с.
6. ПряжниковН. С., Пряжникова Е. Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. - М.: Первое сентября, 2004. - 384 c.
l. Серов П. Н. Модель профессиональной подготовки учеников школы VIII вида // Дефектология. - 2006. - № 6. - С. 46-49.
S. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости: методическое пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 200l. - 304 с.
9. DibbernHarald, KaiserFranz-Josef KellAdolf. Berufswahlunterricht zur vorberuflichen Bildung. Bad Heilbronn. Der didaktische Zusammenhang von Berufsberatung und Arbeitslehre, 1999. - 123 p.
10. Thomas P. Andiacchi, Eugenc J. Alexander. Studies of human Locomotion: past, presents and future // Biomechanics. - 2000. - V. 33. -P. l2ll-l224.
Afanasyeva Raisa Albertovna
Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof., Head of the Department of theory and practice of special Education and Upbringing of the Pedagogical Institute, Irkutsk State University, [email protected], Irkutsk
PROGRAM DESIGN, AIMED AT PROMOTING PROFESSIONAL SELF CHILDREN wITH DISABILITIES OF ABILITY TO LIVE
Abstract. Experience of the author on design of programs of the children directed on assistance to professional self-determination and teenagers with limited opportunities of activity is described. The range of available professions for the described category of persons is allocated. This article contains theoretical and practical materials which can be used at various stages of the organization of social and labor rehabilitation and professional self-determination of children and teenagers with limited opportunities of activity - when studying these processes, at the organization and carrying out various actions including diagnostic, professional orientation, training to elements of professional activity. The contents of each section of the correctional developing and social and adaptation programs have to be directed on the solution of the tasks corresponding to this category of children and teenagers have to contain series of tasks, in comments to which the leading kinds of activity are allocated. According to each section it is necessary to predict potentially possible achievements of children and teenagers with OVZh.
Keywords: professional self-limited possibilities of life, principles of program design, objectives, and sections of the program to promote professional self-determination, professional competences.