Научная статья на тему 'Подготовка специальных педагогов и психологов к разработке и реализации индивидуальных программ содействия профессиональному самоопределению детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья'

Подготовка специальных педагогов и психологов к разработке и реализации индивидуальных программ содействия профессиональному самоопределению детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ / РАЗРАБОТКА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОВЖ / ПРОГРАММЫ СОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ПОДРОСТКОВ С ОВЖ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьева Раиса Альбертовна, Дулатова Зайнеп Асаналиевна

Описывается опыт авторов по реализации контекстного подхода к профессиональному обучению для организации освоения студентами, будущими специальными педагогами и психологами разработки: средств диагностики; диагностических материалов; программ организации обучения подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности различным видам доступной профессиональной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афанасьева Раиса Альбертовна, Дулатова Зайнеп Асаналиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка специальных педагогов и психологов к разработке и реализации индивидуальных программ содействия профессиональному самоопределению детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 378+316.7+376

Афанасьева Раиса Альбертовна

Доцент, к.п.н., заведующая кафедрой педагогики и психологии специального обучения и воспитания Восточно-Сибирской академии образования, [email protected], Иркутск

Дулатова Зайнеп Асаналиевна

Доцент, к.ф.-м.н., заведующая кафедрой математики и методики обучения математике Иркутского государственного педагогического университета, [email protected], Иркутск

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ К РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ содействия профессиональному самоопределению детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья1

Аннотация. Описывается опыт авторов по реализации контекстного подхода к профессиональному обучению для организации освоения студентами, будущими специальными педагогами и психологами разработки: средств диагностики; диагностических материалов; программ организации обучения подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности различным видам доступной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: социальная адаптация, социальная реабилитация, социально-трудовая реабилитация, профессиональное самоопределение, ограниченные возможности жизнедеятельности, контекстный подход к профессиональному обучению, разработка профориентационной диагностики детей и подростков с ОВЖ, программы содействия профессиональному самоопределению подростков с ОВЖ.

Afanasieva Raisa Albertovna

Associate professor, phd, chief by the department of pedagogical of East Siberian State Academy of Education, [email protected], Irkutsk

Dulatova Zainep Asanalievna

Associate professor, phd, chief by the department of mathematics and method of teaching mathematics of East Siberian State Academy of Education, [email protected], Irkutsk

PREPARATION OF SPECIAL EDUCATORS AND PSYCHOLOGISTS IN THE DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF INDIVIDUAL PROGRAMS TO PROMOTE PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH DISABILITIES

Abstract. Describes the authors’ experience in the implementation of the context approach to training for the organization of the development of students, future special educators and psychologists of development: means of diagnosing the possibility in principle of development of a professional adolescents with disabilities of life; materials for diagnostic purposes to determine occupational aptitudes and abilities of adolescents; training programs of adolescents with disabilities different types of activity available to professional activities.

Keywords: social adaptation, social rehabilitation, social and labor rehabilitation, vocational self-limited activity, contextual approach to training, development of career-oriented diagnosis for children and adolescents with disabilities, programs to promote professional self-determination of adolescents with disabilities.

1 Исследования подержаны РГНФ (проект № 10-06-01283а).

Профессиональное самоопределение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья может рассматриваться как существенная составляющая их социально-трудовой реабилитации (адаптации). Это определяется тем, что в настоящее время понятие реабилитация, составляющей которого является понятие социально-трудовая реабилитация, рассматривается в рамках социального подхода, который значительно шире и содержательней чем медицинский подход. В рамках социального подхода реабилитация рассматривается не только как восстановление трудоспособности, но и как восстановление всех социальных способностей индивида.

Социальная реабилитация включает в себя социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию людей с ограниченными возможностями здоровья. Социально-средовая ориентация предусматривает индивидуальный подбор доступных видов семейно-бытовой и общественно-полезной деятельности. Социально-бытовая адаптация понимается как определение оптимальных режимов семейно-бытовой и общественно-полезной деятельности в конкретных социально-средовых условиях для людей с ограниченными возможностями здоровья.

В современных условиях, нельзя рассматривать социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию человека безотносительно феномена «качества жизни». Проведенные авторами исследования «качества жизни» детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья показали, что и для них значимым показателем удовлетворенности собственной жизнью является признание результатов их общественно-полезной деятельности, выполняемой ими хотя бы без раздражения [1]. Предложенный нами векторный подход оценки основных параметров качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья, может быть использован не только при выявлении профессиональных интересов, но и стать базой составления программ профессионального самоопределения.

Известно, что профориентация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья должна идти непрерывным процессом, начинающимся с определения

возможности освоения ими хоть какой-то профессиональной деятельности, с соотнесения их профессиональных предпочтений и запросов с имеющимися внутренними возможностями. Поэтому, все педагоги и психологи, работающие с такими детьми должны владеть не только методами проведения диагностики их «профессиональных» желаний и возможностей, но и разрабатывать индивидуальные программы содействия профессиональному самоопределению, с учетом специфики ограничения.

Подготовка специальных педагогов и психологов должна основываться на использовании контекстного подхода к организации обучения [2]. Контекстный подход к профессиональному обучению направлен на профессиональную ориентированность формирования и развития всех компетенций обучающихся. Это обеспечивается реализацией одного из принципов контекстного обучения: последовательное моделирование в учебной деятельности студентов целостного содержания, форм и условий профессиональной деятельности специалистов.

Разработанные авторами диагностические, дидактические и методические материалы по разработке индивидуальных программ социальной адаптации и содействия профессиональному самоопределению детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья используются при реализации контекстного подхода к подготовке и переподготовке специальных педагогов и психологов в Восточно-Сибирской государственной академии образования города Иркутска [3-5].

В рамках региональной составляющей общепрофессиональных дисциплин с применением контекстного подхода ведутся практико-ориентированные курсы «Социальная адаптация детей 3-7 лет: разработка и реализация групповых и индивидуальных занятий», «Социально-трудовая реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья», «Технологии социально-трудовой реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья» и другие.

В процессе изучения этих курсов студенты проводят диагностические обследования детей и подростков как имеющих различные ограничения здоровья, так и нормально развивающихся. В процессе проведения тести-

рования, студенты осваивают разные подходы к его организации: опрос самих детей, опрос окружающих - родителей, педагогов, психологов и т.д. При обработке результатов тестирования студенты учатся подводить его итоги, корректируя ответы с учетом статуса опрошенных.

По итогам тестирования составляются описания различных категорий детей, в зависимости от вида ограничений. Далее, для выявленных категорий детей разрабатываются проекты программ их социальной адаптации, направленной на повышение различных показателей качества жизни. Эти программы дорабатываются и корректируются студентами в процессе прохождения практик в различных образовательных учреждениях, в процессе непрерывной волонтерской помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья.

Следующим контекстом профессиональной деятельности, реализуемым в обучении студентов, является содействие профессиональному самоопределению детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Начинается все также с освоения диагностики возможности и готовности ребенка к профессиональному самоопределению. Для диагностики выбраны такие компоненты качества жизни как «Здоровье», «Социализация», «Психолого-педагогические предпосылки готовности к профессиональной деятельности». В процессе проведения тестирования, студенты осваивают подходы авторов к разработке тестов, измеримо выявляющих различные характеристики детей.

В процессе применения разработанных и адаптированных авторами профориентационных диагностических материалов, ориентирующих на профессии, доступные для подростков с ограниченными возможностями здоровья, студенты также осваивают принципы разработки таких тестов. Это необходимо потому, что в нашем быстроменя-ющемся мире постоянно меняется не только набор профессиональных видов деятельности, но и содержание уже устоявшихся профессий. При этом для людей с ограниченными возможностями и профессиональная ориентация, и освоение той или иной профессиональной деятельности является более длительным процессом, чем для обычных людей.

Покажем на конкретных примерах организацию контекстного обучения студентов - будущих специальных педагогов и психологов освоению отдельных видов профессиональной деятельности.

Начнем с организации освоения студентами диагностического обследования детей и подростков для определения качества их жизни.

Первый этап - выделение компонент определяющих качество жизни детей и подростков, независимо от наличия или отсутствия ограничений. В процессе обсуждения приходим к применению векторного подхода к анализу понятия «качество жизни» и выделяем координаты (компоненты) вектора: физическое здоровье, психическое состояние, психологические особенности, семейные и социальные условия, образовательные способности.

Второй этап - поиск диагностических средств. Студенты в качестве выполнения домашнего задания собрали информацию

о средствах диагностики компонент качества жизни из всевозможных доступных источников. Из собранной информации совместными усилиями составили каталог диагностических средств с аннотациями. В качестве основания для разработки диагностических материалов были отобраны известные апробированные методики, разработанные Р. С. Элиотом, Е. А. Стребеле-вой, Е. Н. Дзятковской, И. Н. Белозерцевой и другими. В результате критического анализа собранных диагностик, проведенного в процессе наблюдения за их применением в ситуации ролевой игры специалист - пациент пришли к выводу о необходимости доработки подхода, предложенного Р. С. Элиотом для количественной оценки проявления тех или иных качеств [6]. Здесь в роли специалиста может выступать педагог, психолог, инспектор и т.д. В качестве пациента разыгрывались роли ребенка (подростка) с ОВЖ, ребенка (подростка) с нормальным уровнем развития, родителей, друзей семьи, специального педагога или психолога.

Третий этап - разработка нового или доработка выбранного теста (опросника). Начинаем с анализа затруднений, возникших при проведении обследования и при обработке его результатов. Общее затруднение -отсутствие критериев количественной оценки проявления того или иного качества.

Например, в процессе уточнения подхода Р.С. Элиота после продолжительных обсуждений пришли к разным вариантам.

В силу того, что предложенные им вопросы носят общий характер, а предложение выбора оценочного балла от 1 до 9 по своему усмотрению, как для детей, так и для взрослых, родителей и воспитателей, вызывает затруднение, мы конкретизировали вопросы, превратив их в тестовые задания с выбором варианта ответа. Для проведения тестирования и подведения его результатов по доработанной методике Р.С. Элиота, можно использовать разные подходы:

• выбранный вариант ответа может быть переведен в балл тестирующимся или тесто-логом по заданной в конце каждого раздела теста таблице;

• можно использовать балльную оценку каждого варианта тестируемым, как индикатор личностного восприятия наличествующей проблемы;

• можно включить в тесты результаты проведенной предварительно экспертной дифференциации и оценки в баллах проявления тех или иных качеств и т.д.

Решением вопроса о возможности применения тестов для всех детей стало предложение добавить во все задания, касающиеся выявления характеристик, объективно определяющих проблемы в развитии, пункта «отсутствуют».

При тестировании дошкольников, младших школьников и других детей, не способных самостоятельно прочитать вопрос или принять решение и сформулировать ответ, вопросы задаются родителям или другим, заинтересованным в ребенке людям (воспитателям, психологам, учителям и т.д.).

При тестировании старшеклассников предполагается самостоятельное выполнение теста, если это не противоречит объективным возможностям ребенка.

Примером результата совместной со студентами доработки тестов может служить следующая часть средств диагностики здоровья.

Выберите вариант ответа и укажите балл от 1 до 9, в зависимости от того, насколько указанное заболевание мешает самостоятельному удовлетворению потребностей и реализации возможностей. Потребности -это то, что необходимо для обеспечения

жизнедеятельности на уровне, удовлетворяющем человека. Будем выделять физиологические потребности, коммуникативные, образовательные, интеллектуальные, творческие и т.д. Возможности человека в самореализации в различных сферах жизнедеятельности определяются объективными личностными характеристиками, которые необходимо задействовать для этой реализации.

Баллы при ответах на каждый вопрос теста проставляются от 1 до 9 при выборе варианта ответа, если какие-либо нарушения отсутствуют, ставится 0 баллов.

Пример. Выберите варианты ответов, оцените проявление заболевания в баллах аналогично примеру оценки варианта а).

Есть ли у вас (вашего ребенка, воспитанника) заболевания, ограничивающие движение:

а) поражение ЦНС;

б) поражение опорно-двигательного аппарата;

в) навязчивые движения отдельных частей тела;

г) отсутствуют.

Если вы выбираете вариант а), то проставьте баллы в соответствии с рекомендациями:

- а) 8-9 можно ставить в том случае, когда поражение ЦНС максимально затрудняет самостоятельное удовлетворение всех, даже физиологических потребностей;

- а) 6-7 можно ставить в том случае, когда поражение ЦНС существенно затрудняет самостоятельное удовлетворение части потребностей;

- а) 4-5 можно ставить в том случае, когда поражение ЦНС затрудняет самостоятельное удовлетворение части потребностей, но не существенно;

- а) 2-3 можно ставить в том случае, когда поражение ЦНС позволяет частично удовлетворять самостоятельно лишь некоторые потребности;

- а) 1 можно ставить в том случае, когда поражение ЦНС практически не затрудняет самостоятельное удовлетворение потребностей.

Если вы выбираете другой вариант, то проставьте баллы по аналогии.

Четвертый этап - апробация разработанных средств. Апробация проводилась в процессе прохождения практики в различных образовательных учреждениях (общих и

специальных), в общественных организациях, занимающихся решением проблем людей с ОВЖ. Всего было опрошено около 800 человек. Анализ процесса проведения и обработки результатов тестирования показал сложность такой версии разработанных тестов для применения, но высокую степень достоверности полученных результатов и хороший уровень дифференциации показателей. Поэтому, следующим этапом работы со студентами стал этап переработки тестов с целью упрощения процедуры их применения при сохранении положительных качеств.

Как показала практика, наибольшие затруднения при тестировании вызывает не только выбор балльной оценки проявления того или иного качества, но и выявление форм проявления этого качества. После обсуждения со студентами возникшей проблемы были сгенерированы два варианта устранения этого затруднения. Первый вариант: разработка методических рекомендаций для тестологов, содержащих описание форм проявления различных качеств и подходов к их балльной оценке. Второй вариант: включение в тестовые задания балльной оценки форм проявления различных качеств. Для выявления форм проявления различных качеств были проведены серии деловых игр под общим названием «Познай себя, познай других». Примером переработки тестов после проведения этих игр может служить следующий фрагмент теста «Психологопедагогические предпосылки готовности к профессиональной деятельности». Он разрабатывался на основе оценки проявления следующих интегральных характеристик личности: сформированность способов усвоения общественного опыта; наличие основных видов деятельности, характерных для данного возрастного периода; определенный уровень восприятия, внимания, памяти; развитие соответствующего уровня мыслительной деятельности, дающего возможность адаптироваться в социальной ситуации; определенную нравственно-волевую и личностную зрелость.

Пример. Выберите один вариант ответа, внимательно прочитав и примерив к себе предложенную в нем оценку качества:

3.1 Я самостоятельно принимаю решения о выполнении различных видов работ:

8-9 баллов - практически никогда не принимаю самостоятельно решения о выполнении любого вида работ и не могу самостоятельно выбрать способ выполнения работы;

6-7 баллов - практически никогда не принимаю самостоятельно решения о выполнении какого-либо вида работ, но способен самостоятельно выбрать способ выполнения порученной работы;

4-5 баллов - иногда принимаю самостоятельно решения о выполнении каких-либо видов работ, и способен самостоятельно выбрать способ выполнения этой работы;

2-3 балла - часто принимаю самостоятельно решения о выполнении каких-либо видов работ, и почти всегда самостоятельно выбираю способ выполнения бытовой работы;

1 балл - практически всегда принимаю самостоятельно решения о выполнении необходимых видов работ, и самостоятельно выбираю способ выполнения этих работ.

Привлечение студентов к работе над методиками диагностики качества жизни, готовности к профессиональному самоопределению и способности выполнять какую-либо работу на профессиональном уровне позволило авторам разработать методики, обладающие широким набором положительных характеристик. Наиболее значимые среди них: возрастная вариативность, дифференциация и интеграция диагностируемых компонент, использование уточняющих и конкретизирующих, опосредованных и отвлеченных вопросов и заданий, привлечение к диагностике родителей, педагогов, воспитателей и других лиц, заинтересованных в ребенке. При проведении обследования используются различные варианты диагностик, в зависимости от возраста ребенка, от его возможностей проведения адекватной самооценки по обследуемым компонентам. При проведении диагностики с привлечением третьих лиц (родителей, воспитателей и т.д.) также учитываются их возможности адекватности понимания вопросов, объективности оценки, как самого ребенка, так и условий его развития. Отметим, что даже при проведении опроса опосредованно, можно использовать корреляцию результатов на основе различных экспертных оценок достоверности ответов опрашиваемых.

Следующий этап подготовки специальных педагогов и психологов - освоение ими

подходов к разработке программ содействия профессиональному самоопределению и программ освоения той или иной доступной профессиональной деятельности детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья. Здесь также реализуется контекстный подход к организации обучения, используются разработанные авторами и другими сотрудниками ВСГАО методические и дидактические материалы [1, 3-5].

Естественно, начинается работа по содействию профессиональному самоопределению с диагностики склонностей подростка к той или иной профессиональной деятельности. В связи с постоянными изменениями и спектра, и содержания профессиональной деятельности, будущим специальным психологам и педагогам необходимо уметь разрабатывать тесты выявления интересов и способностей подростков с ОВЖ к освоению профессиональной деятельности. Кроме того, им необходимо уметь и склонять и убеждать подростков с ОВЖ к занятиям подходящей и доступной для них профессиональной деятельностью. Также, надо уметь разрабатывать и реализовывать программы организации освоения подростками с ОВЖ различных видов деятельности.

Как показывает практика, научная и практическая работа по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению рассчитана, в основном, на нормально развивающихся подростков, не имеющих существенных ограничений, кроме специфики склонностей и способностей, для освоения той или иной профессиональной деятельности. Поэтому, прежде всего, необходимо научить будущих специалистов выделять состав действий в профессиональной деятельности, оценивать его доступность для людей с различными ограничени-

ями, определять требования к личностным характеристикам исполнителя этой деятельности. Следующий шаг в контекстном обучении педагогов и психологов - освоение подходов к разработки различных диагностических средств - опросников, тестов, анкет, причем не только символьных (тексты, иллюстрации, фильмы и т.д.), но и анимационных (организация ролевых игр, постановка мини спектаклей и т.д.). Далее, студенты учатся разрабатывать и реализовывать программы организации освоения подростками с ОВЖ различных видов профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Афанасьева Р. А, Дулатова З.А. Проектирование индивидуальных коррекционно-развивающих и социально-адаптационных программ на основе оценки качества жизни. // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - N° 10. - С. 97-105.

2. Афанасьева Р. А., Дулатова З. А., Кар-пушенко В. И. Профориентация подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности: Сборник диагностических материалов. -Иркутск: Изд-во Восточно-Сибирской государственной академии образования, 2010. - 70 с.

3. Афанасьева Р. А. Социально-трудовая реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности: учебное пособие. - Иркутск: изд-во ВСГАО, 2011. - 150 с.

4. Афанасьева Р. А., Карпушенко В. И. Социально-адаптационные занятия по развитию эмоционально-волевой сферы детей 3-7 лет (планирование, организация, содержание): учебное пособие. - Иркутск: изд-во ВСГАО, 2009. - 296 с.

5. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. - 208 с.

6. Элиот Р. С. Мы побеждаем стресс / Пер. с англ. В. Козлова. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. -131 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.