Научная статья на тему 'Качество жизни и профессиональное самоопределение лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности в условиях семьи'

Качество жизни и профессиональное самоопределение лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности в условиях семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
469
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ФУНКЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / FAMILY / SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / QUALITY OF LIFE / PEDAGOGICAL CONDITIONS / FUNCTION OF FAMILY EDUCATION / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Афанасьева Раиса Альбертовна, Карпушенко Виктория Игоревна

Актуальность заявленной темы обусловлена не только увеличением количества семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, и необходимостью оказания помощи родителям, позволяющей занять адекватную позицию по отношению к своему ребенку. Актуальным является сопровождение родителей при выборе образовательного маршрута для ребенка в специальной или инклюзивной образовательной среде. Формирование и развитие жизненных навыков в большой степени зависит от степени семейного благополучия, активного участия молодых родителей в социализации и комплексной профилактической работе. Рассматриваются разработка тестовых материалов для диагностики семейных составляющих компонента качества жизни, а также проектирование на основе тестирования модели комплексной программы сопровождения семей, имеющих детей и взрослых с ограниченными возможностями жизнедеятельности, для повышения основных показателей качества жизни. Профессиональная направленность предполагает развитие соответствующих интересов. Интерес способствует повышению качества усвоения знаний и стимулирует работоспособность, интерес к жизни повышает ее качество. Реализация программ сопровождения для разных категорий людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности будет содействовать их социализации и повысит качество жизни по его основным критериям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Афанасьева Раиса Альбертовна, Карпушенко Виктория Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY OF LIFE AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF PERSONS WITH DEVELOPMENTAL DISORDERS IN THE FAMILY

The urgency of the topic is determined not only by an increase in the number of families with children with developmental disorders but also by the need to provide guidance to parents which would help them to take an adequate position in relation to their child. It is also important to ensure support for parents in choosing an educational path for their child in a special or inclusive educational environment. The formation and development of life skills is highly dependent on the level of family well-being, active participation of young parents in socialization and comprehensive preventive activity. The article dwells on the development of test materials for diagnostics of family constituents of the component of quality of life, as well as on test-based designing a model of comprehensive support programs for families with children and adults with developmental disorders to improve the main indicators of quality of life. Professional orientation involves the development of corresponding interests. Interest contributes to the quality of learning and encourages higher professional performance; interest in life improves its quality. Implementation of support programs for different categories of people with developmental disorders would contribute to their socialization and improve the quality of life according to its basic criteria.

Текст научной работы на тему «Качество жизни и профессиональное самоопределение лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности в условиях семьи»

ВОСПИТАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СЕМЬЕ

УДК 3 7.018.1:37.048.45:376.1

ББК Ч490.264+Ч490.53 ГСНТИ 14.35.

Р. А. Афанасьева, В. И. Карпушенко Иркутск, Россия

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ

Аннотация. Актуальность заявленной темы обусловлена не только увеличением количества семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, и необходимостью оказания помощи родителям, позволяющей занять адекватную позицию по отношению к своему ребенку. Актуальным является сопровождение родителей при выборе образовательного маршрута для ребенка в специальной или инклюзивной образовательной среде.

Формирование и развитие жизненных навыков в большой степени зависит от степени семейного благополучия, активного участия молодых родителей в социализации и комплексной профилактической работе. Рассматриваются разработка тестовых материалов для диагностики семейных составляющих компонента качества жизни, а также проектирование на основе тестирования модели комплексной программы сопровождения семей, имеющих детей и взрослых с ограниченными возможностями жизнедеятельности, для повышения основных показателей качества жизни.

Профессиональная направленность предполагает развитие соответствую-

07 Код ВАК 13.00.01; 13.00.03

R. A. Afanas'eva, V. I. Karpushenko Irkutsk, Russia

QUALITY OF LIFE AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

OF PERSONS WITH DEVELOPMENTAL DISORDERS IN THE FAMILY

Abstract. The urgency of the topic is determined not only by an increase in the number of families with children with developmental disorders but also by the need to provide guidance to parents which would help them to take an adequate position in relation to their child. It is also important to ensure support for parents in choosing an educational path for their child in a special or inclusive educational environment.

The formation and development of life skills is highly dependent on the level of family well-being, active participation of young parents in socialization and comprehensive preventive activity. The article dwells on the development of test materials for diagnostics of family constituents of the component of quality of life, as well as on test-based designing a model of comprehensive support programs for families with children and adults with developmental disorders to improve the main indicators of quality of life.

Professional orientation involves the development of corresponding interests. Interest contributes to the quality of learning and encourages higher professional performance; interest in life improves its

94

Специальное образование. 2016. № 2

щих интересов. Интерес способствует повышению качества усвоения знаний и стимулирует работоспособность, интерес к жизни повышает ее качество. Реализация программ сопровождения для разных категорий людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности будет содействовать их социализации и повысит качество жизни по его основным критериям.

Ключевые слова: семья; ограниченные возможности жизнедеятельности; качество жизни; педагогические условия; функции семейного воспитания; профессиональное самоопределение.

Сведения об авторе: Афанасьева Раиса Альбертовна, кандидат педагогических наук, доцент.

Место работы: заведующий кафедрой теории и практик специального обучения и воспитания Иркутского государственного университета.

Контактная информация: 664011, режная, д. 6.

E-mail: [email protected]

Сведения об авторе: Карпушенко Виктория Игоревна.

Место работы: аспирант кафедры педагогики Иркутского государственного университета.

Контактная информация: 664011, режная, д. 6.

E-mail: [email protected]

quality. Implementation of support programs for different categories of people with developmental disorders would contribute to their socialization and improve the quality of life according to its basic criteria.

Key words: family, special educational needs, quality of life, pedagogical conditions, function of family education, professional self-determination.

About the author: Afanas'eva Raisa Al'bertovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor.

Place of employment: Head of Department of Theory and the Practice of Special Education, Irkutsk State University.

Россия, г. Ирктуск, ул. Нижняя набе-

About the author: Karpushenko Viktoriya Igorevna.

Place of employment: Post-graduate Student, Department of Pedagogy, Irkutsk State University.

Россия, г. Ирктуск, ул. Нижняя набе-

В современном обществе всё больше обращается внимания на «качество жизни» населения. Данное понятие включает в себя социально-экономическую, политическую, культурную и экологическую обстановку, в которой находится человек. Высокое качество жизни подразумевает, что все стороны жизнедеятельности человека — от условий труда, быта, отдыха, организации сферы обслуживания,

© Афанасьева Р. А., Карпушенко В. И., 2016

здравоохранения, образования и состояния окружающей среды до наличия политических свобод и возможностей пользоваться достижениями культуры — отвечают его потребностям.

Перспективы социально-экономической политики нашего государства предусматривают установление приоритета гражданина — в таком случае самореализация каждого человека в обществе сможет

Специальное образование. 2016. № 2

95

обеспечить последовательное повышение жизненного уровня населения, укрепление экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Объектом и субъектом такой политики является прежде всего семья.

Проблемы семьи и родительской ответственности по своей значимости занимают одно из ведущих мест в жизни общества. Вопросы формирования адекватного стиля воспитания, создания благоприятной семейной атмосферы постоянно обсуждаются общественностью и различными социальными структурами.

В исследованиях А. С. Косо-говой отмечается, что при определенных условиях образование и воспитание как целенаправленно организованный процесс могут существенно влиять на повышение социального статуса личности, на становление гражданской идентичности, которая органично самореализуется, удовлетворяя личностным, общественным и государственным потребностям [9].

В этом же ключе можно, на наш взгляд, рассматривать и педагогические условия, которые необходимо создавать в центрах помощи семье и детям. Эти центры позволяют объединять усилия социально-правовой, психолого-педагогической службы с целью оказания помощи в максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, семье.

Развитие ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности (ОВЖ) в огромной сте-

пени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. К таким детям необходим специфический подход, ведь это особенные дети. При правильном подходе и воспитании некоторые дефекты можно компенсировать, а с некоторыми можно научиться жить. Качество жизни таких семей значительно отличается от общих его показателей. Если не брать во внимание экономические составляющие, то по таким критериям качества жизни, как здоровье, социальные показатели, психологические и педагогические, семьи, воспитывающие детей с ОВЖ, явно уступают.

Качество жизни людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности (ОВЖ) может быть понято через комплексный анализ данного феномена с помещением в центр внимания «отношений с социумом», основанных на ценности члена общества как человека.

Аналогом феномену «качество жизни» может выступать понятие «хорошая жизнь». «Хорошая жизнь» означает, что человек с ограниченными возможностями принимается другими людьми на основе взаимодействия, понимания и удовлетворения совокупности его потребностей (медицинских, социально-психологических, образовательных).

Важнейшее условие успешной социализации молодых родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями жизне-

96

Специальное образование. 2016. № 2

деятельности, — это сознательное участие семьи в процессе комплексной профилактической работы, которая включает целый комплекс услуг. Возвращаясь к исследованиям А. С. Косоговой, можно отметить, что вопрос целостности в процессе воспитания предстает как вопрос обеспечения соразмерности, созвучности, резонанса с тем миром, частью которого человек себя ощущает, осознает. И тогда основной вопрос должен быть решен педагогами в определении и обеспечении полноты средств [9].

Актуальность данной проблемы обусловлена не только увеличением количества семей, воспитывающих детей с ОВЖ, и необходимостью оказания родителям помощи в том, чтобы они заняли адекватную по отношению к своему ребенку позицию. Актуальным является сопровождение родителей при выборе образовательного маршрута для ребенка в специальной или инклюзивной образовательной среде, нахождение направления его профессионального самоопределения [1; 5].

Родители детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности испытывают значительные трудности как психологического и педагогического, так и социального характера. Однако ориентация на принципы адекватного семейного воспитания подобных детей позволит достичь хороших результатов и обрести уверенность в успехе.

Принимая ребенка с ОВЖ и устанавливая с ним сотруднические

отношения, семья начинает выполнять специфические функции, отличные от функций семей, в которых растут здоровые дети [13; 15].

Перед родителями ребенка с ОВЖ, так же как и перед специалистами, к которым они обращаются за советом, часто встает вопрос, где такому ребенку лучше воспитываться и обучаться: в реабилитационном центре, в специальном классе коррекционной школы, в детском доме-интернате системы социальной защиты или в инклюзивной образовательной среде. К решению этой проблемы следует подходить продуманно, с учетом всех конкретных обстоятельств.

Дети, подростки и взрослые с ограниченными возможностями жизнедеятельности на этапе профессионального самоопределения оказываются в еще более сложных условиях. С одной стороны, ограниченность их социального опыта приводит к ограниченному кругозору в области существующих видов профессиональной деятельности и их содержания. С другой стороны, почти все профессии, информация о которых привлекательно транслируется средствами массовой информации, им недоступны. Те же профессии, овладение которыми им под силу, практически не освещаются в СМИ или представляются в непривлекательном виде. Кроме того, даже овладение доступной профессией требует от человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности кропотливой длительной работы под неусыпным руководством настав-

Специальное образование. 2016. № 2

97

ника. Помощь наставника требуется большинству из таких людей практически всю жизнь и при выполнении уже освоенных профессиональных обязанностей.

Первым этапом работы по названной теме должна стать диагностика по основным составляющим качества жизни (Р. А. Афанасьева, З. А. Дулатова, В. И. Карпушенко), которая должна дать возможность определить не только состояние данного феномена у подростка с ОВЖ, но и помочь его родителям понять перспективы улучшения состоаяния и наметить перспективы профессионального самоопределения [3].

Определяющим фактором оценки качества жизни личности, имеющей ограниченные возможности жизнедеятельности, являются прежде всего характер и уровень его адаптации в обществе. Среди факторов, влияющих на адаптационные характеристики проблемной личности, можно выделить следующие: эффективность работы с ним родителей, воспитателей, педагогов и психологов в период от рождения до определения его позиции в социуме; характер принятия его окружающей средой; комфортность среды в различных материальных, морально-этических и нравственных аспектах и т. д.

Целью первой серии тестовых заданий является выявление возможностей самореализации подростков в различных сферах жизнедеятельности, которые определяются объективными характеристиками качества их жизни: здоровья и

социализации, а также дают возможность определить психолого-педагогическую зрелость и готовность к выбору той или иной профессии. Это тестирование направлено еще и на содействие осознанию подростком наличия у него возможности заниматься какой-либо общественно полезной деятельностью через контрастное сопоставление своих характеристик с возможными худшими вариантами этих характеристик.

На каждый вопрос теста предлагается выбрать вариант ответа, наиболее соответствующий характеру проявления оцениваемого вопросом качества испытуемого, которое влияет на возможность освоения им какой-либо профессиональной деятельности. Каждое проявление качества личности оценено в баллах, расположенных по убыванию. Чем меньше балл, тем меньше ограничение, накладываемое проявлением этого качества на возможность освоения испытуемым профессиональной деятельности.

Включение в тест серий вопросов, кажущихся однотипными, о наличии у ребенка возможности и способности осуществлять те или иные виды деятельности, определяется тем, что возможно возникновение проблем с отдельными компонентами деятельности, необходимой для обеспечения качества жизни в какой-либо сфере жизнедеятельности — быту, культуре, производстве.

Могут возникать проблемы с актуализацией мотива деятельности, с осознанием ее цели, выбором

98

Специальное образование. 2016. № 2

объекта. Сложности возникают и с выбором в объекте предмета деятельности — тех характеристик, которые необходимо изменить в объекте для достижения поставленной цели. Далее, даже если и определены и мотив, и цель, и объект, и предмет деятельности, то выбор средств, оценка внешних и внутренних условий выполнения деятельности часто бывают затруднительны. Не меньше сложностей возникает и с проверкой соответствия результата деятельности поставленной цели. Все вышеперечисленные проблемы объясняются неумением пошагово планировать деятельность, т. е. разрабатывать последовательность действий и составлять мысленно для каждого действия его ориентировочную основу (образ среды и образ действия). Наличие во всех заданиях, касающихся выявления характеристик, которые объективно определяют проблемы в развитии, пункта «отсутствуют» делает возможным применение этих тестов для всех детей, в том числе и не имеющих проблем здоровья и развития.

В общей сложности нами были обследованы 320 подростков (12— 14 лет), проживающих в г. Иркутске и в Иркутской области. Из них 160 нормально развивающихся подростков и 160 подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Раздел 1. «Здоровье». Количественный анализ результатов проводился по сумме баллов, набранных испытуемым по каждому разделу отдельно, и по общей сумме.

Например, первый показатель — «Здоровье» — предполагает конкретизацию частоты заболеваний: болеет каждый месяц; не менее одного раза осенью, весной, зимой и летом; не чаще чем два-три раза в год; один-два раза в год в период эпидемий. Если ребенок болеет каждый месяц, то родители или педагоги должны подчеркнуть соответствующий показатель. При обработке тестов это будет соответствовать 8—9 баллам векторной шкалы. Если ребенок болеет только в период эпидемий — это 0—1 балл. Необходимо выбрать один из четырех показателей, наиболее соответствующий представлениям анкетируемого. По завершении выполнения заданий экспериментатор выставляет суммарный балл. Чем он ниже, тем выше данный показатель качества жизни, и наоборот.

К сожалению, не все нормально развивающиеся подростки смогли набрать максимальное количество баллов (10—20), оценить свое здоровье на высоком уровне, всего 35 % оказались фактически здоровы, по своей оценке, и способны осваивать любую интересующую их профессиональную деятельность. Большинство нормально развивающихся подростков набрали 20—40 баллов, показав достаточный уровень здоровья для освоения большинства видов профессиональной деятельности, не требующих проявления тех качеств, по которым оценка выше 6 баллов (60 %). Были в группе «нормы», по своим оценкам, подростки (5 %), набравшие 40—60 баллов, уровень здоро-

Специальное образование. 2016. № 2

99

вья которых позволял проводить работу по профессиональному самоопределению, направленную на освоение тех видов деятельности, которые способствуют удовлетворению личных потребностей, но не нацеленную на реальное освоение профессии.

Подростков с ОВЖ в первой группе (10—20 баллов) не оказалось. Подростков, набравших 20— 40 баллов — всего 25 %, они имели достаточный уровень здоровья для освоения некоторых видов профессиональной деятельности, не требующих проявления тех качеств, по которым оценка выше 6 баллов.

Значительное количество подростков с ОВЖ (65 %) набрали 40—60 баллов, уровень их здоровья позволял проводить профориентаци-онную работу, направленную на освоение тех видов деятельности, которые способствуют удовлетворению личных потребностей, но не нацеленную на реальное освоение профессии. Уровень здоровья подростков с ОВЖ, набравших 60—90 баллов (10 %), не позволяет проводить с ними никакой реальной профориента-ционной работы. Можно лишь использовать отдельные диагностические материалы для выявления предпочтительного вида терапевтической деятельности — арт-терапии, фитотерапии, садотерапии и т. д.

Определенная часть подростков, даже не имеющих проблем в развитии, нуждается в особых подходах при выборе профессиональной деятельности, а также в детальном медицинском обследовании. Подростки с ОВЖ имеют ме-

дицинские противопоказания для определенных видов профессиональной деятельности. Это необходимо учитывать при организации процесса профессионального самоопределения.

Раздел 2. «Социализация». Большинство нормально развивающихся подростков (75 %) набрали минимальное количество баллов (10— 20). Они показали себя контактными, хорошо адаптирующимися к окружающей социальной среде людьми, способными осваивать любые виды профессиональной деятельности, требующие самостоятельности, постоянного общения с людьми. Незначительная часть нормально развивающихся подростков (25 %) набрала 20—40 баллов, показав достаточный уровень социализации для освоения некоторых видов профессиональной деятельности, не требующих проявления тех качеств, по которым оценка выше 6 баллов.

Небольшое количество подростков с ОВЖ (35 %) также набрали 20—40 баллов. Но при достаточном уровне социализации у них наблюдалось сужение круга представлений о профессиях и знаниях, умениях и навыках, необходимых для их освоения. Они недостаточно дифференцировали личностные качества и возможности их проявления в той или иной профессиональной деятельности. У 40 % подростков с ОВЖ, набравших 40—60 баллов, уровень социализации позволял проводить профориентацион-ную работу, направленную на освоение тех видов деятельности, ко-

100

Специальное образование. 2016. № 2

торые способствуют удовлетворению только личных потребностей, но не нацелены на реальное освоение профессий. В группе подростков с ОВЖ были и такие (25 %), кто набрал 60—90 баллов. Уровень их социализации не позволяет проводить реальной профориентацион-ной работы. Они не могли оценить опосредованно уровень своих социальных предпочтений. Обобщение бессистемных ответов этих подростков указывало на возможность участия их в самообслуживании и садовой терапии.

Уровень социальных представлений нормально развивающихся подростков сформирован и свидетельствует в целом о готовности к освоению профессиональной деятельности, здравой оценке социальной ситуации своего развития. Низкий уровень социальных представлений подростков с ОВЖ указывает на необходимость организации системы коррекционно-воспи-тательной работы в данном направлении.

Результаты обследования подростков по разделу 3 — «Психолого-педагогические предпосылки готовности к профессиональной деятельности» — следующие. Только 45 % нормально развивающихся подростков набрали 10—20 баллов и показали готовность к освоению видов профессиональной деятельности, требующих проявления интеллектуальных усилий, самостоятельности, общения с людьми. Больше половины нормально развивающихся подростков (55 %) набрали 20—40 баллов, показав

достаточный уровень готовности к освоению некоторых видов профессиональной деятельности, не требующих проявления тех качеств, по которым оценка выше 6 баллов.

В целом данная группа подростков имеет достаточный уровень сформированности психолого-педагогических предпосылок для овладения разными видами профессиональной деятельности, но не все подростки были готовы к приложению интеллектуальных усилий и самостоятельности в этом виде деятельности.

Подростки с ОВЖ в первую группу (10—20 баллов) не вошли. Это объясняется наличием у них отклонений в познавательной деятельности, недостаточным уровнем здоровья и социализации.

В группе подростков, набравших 20—40 баллов, их было всего 10 %, в большинстве они показали хорошо сформированные психолого-педагогические предпосылки к профессиональной деятельности.

Большинство подростков с ОВЖ (65 %) набрали 40—60 баллов, показав по психолого-педагогическим характеристикам уровень готовности, позволяющий проводить работу по профессиональному самоопределению, направленную на освоение тех видов деятельности, которые способствуют удовлетворению личных потребностей, но не нацелены на реальное освоение профессий.

Были среди подростков с ОВЖ (25 %) и набравшие 60—90 баллов. Уровень их психолого-педагоги-

Специальное образование. 2016. № 2

101

ческих характеристик не позволяет проводить реальную работу по профессиональному самоопределению. В работе с ними можно использовать отдельные диагностические материалы для выявления предпочтительного вида терапевтической деятельности — арт-терапии, садотерапии и т.д.

Результаты изучения психолого-педагогических предпосылок к профессиональной деятельности у подростков с ОВЖ свидетельствуют о необходимости более четкой направленности образовательного процесса на профессиональное самоопределение данной категории подростков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профессиональное самоопределение лиц с ОВЖ традиционно происходит в группе сверстников с аналогичными нарушениями в развитии, иногда — в условиях социальной депривации. Включение детей и подростков с ОВЖ в среду нормально развивающихся сверстников способствовало бы формированию у них реальных представлений о своих возможностях, развитию профессиональных интересов и расширению социального опыта, повышению их качества жизни.

Профессиональной направленности в условиях семейного воспитания должно уделяться особое внимание. Формирование профессиональной направленности предполагает развитие соответствующих интересов. Интерес способствует повышению качества усвоения знаний и стимулирует работоспособность, интерес к жизни повышает ее качество.

Таким должен быть подход к построению системы формирования основ профессионального самоопределения, направленной на повышение качества жизни семей, имеющих лиц с ОВЖ. Формирование и развитие жизненных навыков в большой степени зависит от степени семейного благополучия, активного участия молодых родителей в социализации ребенка и комплексной профилактической работе.

Работа специалистов (педагогов, психологов и т. д.) позволит наполнить новым смыслом жизнь молодых родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, сформировать или поднять на более высокий уровень их качество жизни, решить личностные проблемы, интегрировать в социум.

Литература

1. Афанасьева, Р. А. Профориента-ционная работа с детьми и подростками с ограниченными возможностями жизнедеятельности / Р. А. Афанасьева // Наука и школа. — 2015. — № 6.

2. Афанасьева, Р. А. Профессиональное самоопределение детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности как показатель качества жизни : моногр. / Р. А. Афанасьева, З. А. Дулатова, В. И. Карпу-шенко. — Иркутск, 2015.

3. Афанасьева, Р. А. Профориентация подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности : сб. диагностических материалов / Р. А. Афанасьева, З. А. Дулатова, В. И. Карпу-шенко. — Иркутск : Изд-во ВСГАО, 2010.

4. Афанасьева, Р. А. Сопровождение семей, имеющих людей с ограниченными возможностями жизнедеятельно-

102

Специальное образование. 2016. № 2

сти в целях повышения качества жизни / Р. А. Афанасьева, В. И. Карпушенко // В мире научных открытий. — 2015. — № 9.1 (69).

5. Афанасьева, Р. А. Социально-трудовая реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности : учеб. пособие / Р. А. Афанасьева, З. А. Дулатова, В. И. Карпушенко. — Иркутск : ВСГАО, 2011.

6. Борозинец, Н. М. В семье воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья : метод. пособие для родителей / Н. М. Борозинец, Е. В. Евмененко — Ставрополь, 2009.

7. Виртуальный центр содействия семье [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.harmony.baikal.ru.

8. Дементьева, Н. Ф. Социальная работа в учреждениях социально-реабилитационного профиля и медико-социальной экспертизы / Н. Ф. Дементьева, Л. И. Старовойтова. — М., 2010.

9. Косогова, А. С. Воспитанность личности как проявление ее целостности и гармоничности / А. С. Косогова, Т. А. Франтенко // Вестн. ВосточноСибирской гос. акад. образования. — 2010. — Вып. 12.

10. Лига, М. Б. Качество жизни как основа социальной безопасности : мо-ногр. / М. Б. Лига ; под ред. проф. М. В. Константинова. — М. : Гардари-ки, 2006.

11. Маллер, А. Р. Дети с нарушением интеллекта: социально-трудовая адаптация / А. Р. Маллер — М. : ФИРО, 2010.

12. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова. — М. : Издат. центр ВЛАДОС, 2003.

13. Специальная семейная педагогика. Семейной воспитание детей с отклонениями в развитии [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Специальная дошкольная педагогика

и психология» / под ред. В. И. Сели-верствова, О. А. Денисовой, Л. М. Кобриной. — М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2009. — Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/86545.

14. Холостова, Е. И. Социальная работа : учеб. пособие. — 6-е изд. / Е. И. Холостова. — М. : Дашков и К, 2008.

15. Шнейдер, Л. Б. Основы семейной психологии : учеб. пособие. — 2-е изд., стер. / Л. Б. Шнейдер. — М. : Изд-во Моск. психол.-соц. инс-та ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2005.

References

1. Afanas'eva, R. A. Proforientatsion-naya rabota s det'mi i podrostkami s ogranichennymi vozmozhnostyami zhiz-nedeyatel'nosti / R. A. Afanas'eva // Nauka i shkola. — 2015. — № 6.

2. Afanas'eva, R. A. Professional'noe samoopredelenie detey i podrostkov s ogra-nichennymi vozmozhnostyami zhizne-deyatel'nosti kak pokazatel' kachestva zhizni : monogr. / R. A. Afanas'eva, Z. A. Dulatova, V. I. Karpushenko. — Irkutsk, 2015.

3. Afanas'eva, R. A. Proforientatsiya podrostkov s ogranichennymi vozmozhnostyami zhiznedeyatel'nosti : sb. diagno-sticheskikh materialov / R. A. Afanas'eva, Z. A. Dulatova, V. I. Karpushenko. — Irkutsk : Izd-vo VSGAO, 2010.

4. Afanas'eva, R. A. Soprovozhdenie semey, imeyushchikh lyudey s ogranichennymi vozmozhnostyami zhiznedeyatel'nosti v tselyakh povysheniya kachestva zhizni / R. A. Afanas'eva, V. I. Karpu-shenko // V mire nauchnykh otkrytiy. — 2015. — № 9.1 (69).

5. Afanas'eva, R. A. Sotsial'no-trudo-vaya reabilitatsiya detey i podrostkov s ogranichennymi vozmozhnostyami zhiznedeyatel'nosti : ucheb. posobie / R. A. Afa-nas'eva, Z. A. Dulatova, V. I. Karpu-shenko. — Irkutsk : VSGAO, 2011.

6. Borozinets, N. M. V sem'e vospity-vaetsya rebenok s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya : metod.

Специальное образование. 2016. № 2

103

posobie dlya roditeley / N. M. Borozinets, E. V. Evmenenko — Stavropol', 2009.

7. Virtual'nyy tsentr sodeystviya sem'e [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.harmony.baikal.ru.

8. Dement'eva, N. F. Sotsial'naya rabota v uchrezhdeniyakh sotsial'no-reabili-tatsionnogo profilya i mediko-sotsial'noy ekspertizy / N. F. Dement'eva, L. I. Staro-voytova. — M., 2010.

9. Kosogova, A. S. Vospitannost' lich-nosti kak proyavlenie ee tselostnosti i gar-monichnosti / A. S. Kosogova, T. A. Fran-tenko // Vestn. Vostochno-Sibirskoy gos. akad. obrazovaniya. — 2010. — Vyp. 12.

10. Liga, M. B. Kachestvo zhizni kak osnova sotsial'noy bezopasnosti : monogr. / M. B. Liga ; pod red. prof. M. V. Kon-stantinova. — M. : Gardariki, 2006.

11. Maller, A. R. Deti s narusheniem intellekta: sotsial'no-trudovaya adapta-tsiya / A. R. Maller — M. : FIRO, 2010.

12. Mastyukova, E. M. Semeynoe vospi-tanie detey s otkloneniyami v razvitii / E. M. Mastyukova. — M. : Izdat. tsentr VLADOS, 2003.

13. Spetsial'naya semeynaya pedago-gika. Semeynoy vospitanie detey s otklo-neniyami v razvitii [Elektronnyy resurs] : ucheb. posobie dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po spetsial'nosti «Spetsial'naya doshkol'naya pedagogika i psikhologiya» / pod red. V. I. Seliver-stvova, O. A. Denisovoy, L. M. Kobri-noy. — M. : Gumanit. izd. tsentr «VLADOS», 2009. — Rezhim dostupa: http:// www.knigafund.ru/books/86545.

14. Kholostova, E. I. Sotsial'naya rabota : ucheb. posobie. — 6-e izd. / E. I. Kholos-tova. — M. : Dashkov i K, 2008.

15. Shneyder, L. B. Osnovy semeynoy psikhologii : ucheb. posobie. — 2-e izd., ster. / L. B. Shneyder. — M. : Izd-vo Mosk. psikhol.-sots. ins-ta ; Voronezh : NPO «MODEK», 2005.

104

Спецнаflbное 06pa30Ba™e. 2016. № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.