Научная статья на тему 'Роль тьюторов в реализации комплексной программы сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи'

Роль тьюторов в реализации комплексной программы сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
481
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / FAMILY / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES / ФУНКЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / FAMILY EDUCATION FUNCTIONS / ТЬЮТОР / TUTOR / КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ / COMPREHENSIVE FAMILY SUPPORT PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьева Раиса Альбертовна, Карпушенко Виктория Игоревна

Актуальность заявляемой темы обусловлена не только увеличением количества семей, воспитывающих детей с ОВЗ, и необходимостью оказания помощи родителям занять адекватную позицию по отношению к своему ребенку, но и отсутствием специалистов, которые могут в этом помочь. Таким семьям необходима квалифицированная помощь, иногда непосредственно в условиях семьи, которую должны оказывать специально подготовленные педагоги тьюторы. В ходе нашего исследования мы разработали научно обоснованные подходы, как к проектированию комплексных программ сопровождения лиц с ОВЗ в условиях семьи, так и к программам подготовки тьюторов для их реализации в соответствующих условиях. Нами были выделены принципы проектирования комплексной программы сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи, и подготовка тьюторов для ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афанасьева Раиса Альбертовна, Карпушенко Виктория Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TUTORS IN THE IMPLEMENTATION OF THE INTEGRATED PERSONAL SUPPORT PROGRAM WITH RESTRICTED HEALTH OPPORTUNITIES UNDER THE FAMILY CONDITIONS

The relevance of the stated topic is due not only to an increase in the number of families of children raising children with HIA and the need to help parents take an adequate position in relation to their child, but also the lack of specialists who can help in this. Such families need qualified help, sometimes directly in the family, which should be provided by specially trained teachers tutors. In the course of our research, we have developed scientifically sound approaches, both to designing complex programs for accompanying persons with HIA in family settings, and to training programs for tutors for their implementation under appropriate conditions. We outlined the principles of designing a comprehensive program for accompanying people with disabilities in the family, and preparing tutors for its implementation.

Текст научной работы на тему «Роль тьюторов в реализации комплексной программы сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи»

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 37.0+376+364

Афанасьева Раиса Альбертовна

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и практик специального обучения и воспитания, Иркутский государственный университет, [email protected], Иркутск

Карпушенко Виктория Игоревна

Магистр социально-экономического образования, методист Областного государственного учреждения дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр развития социального обслуживания», [email protected], Иркутск

роль тьюторов в реализации комплексной программы

сопровождения лиц с ограниченными возможностями

здоровья в условиях семьи

Аннотация. Актуальность заявляемой темы обусловлена не только увеличением количества семей, воспитывающих детей с ОВЗ, и необходимостью оказания помощи родителям занять адекватную позицию по отношению к своему ребенку, но и отсутствием специалистов, которые могут в этом помочь. Таким семьям необходима квалифицированная помощь, иногда непосредственно в условиях семьи, которую должны оказывать специально подготовленные педагоги - тьюторы. В ходе нашего исследования мы разработали научно обоснованные подходы, как к проектированию комплексных программ сопровождения лиц с ОВЗ в условиях семьи, так и к программам подготовки тьюторов для их реализации в соответствующих условиях. Нами были выделены принципы проектирования комплексной программы сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи, и подготовка тьюторов для ее реализации.

Ключевые слова: семья, ограниченные возможности здоровья, функции семейного воспитания, тьютор, комплексная программа сопровождения семьи.

Постановка проблемы. В наши дни семью часто называют малой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных отношений, которые управляются законами, нравственными нормами, традициями, эмоциональными привязанностями. Семьи, воспитывающие детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья, нуждаются в особом сопровождении компетентным специалистом - тьютором. При правильном подходе к человеку с ОВЗ в условиях семьи некоторые особенности его развития можно компенсировать, а с некоторыми можно научить жить.

Цель данной статьи - обосновать необходимость сопровождения семей, воспитывающих детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья, тьюторами, задача подготовки которых в наши дни значима для системы современного образования. Именно данный специалист даст возможность правильного подхода к человеку с ОВЗ в условиях семьи, проанализировав особен-

ности его развития и наметив путь компенсации дефекта.

Основной целью исследования является анализ роли тьюторов в реализации комплексной программы сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи.

В зарубежных исследованиях отмечается влияние эмоционального интеллекта на разные линии развития ребенка [8-10]. Е. И. Холостова считает, что семью отличает единое экономическое пространство, взаимозависимый образ жизни, эмоционально-нравственные связи, отношения заботы, опеки, поддержки, защиты. Для того чтобы получить целостное представление о семье, необходимо учитывать всю палитру семейных взаимоотношений, в частности ее эмоциональный климат [6].

Подходы к проектированию комплексных программ сопровождения лиц с ОВЗ в условиях семьи. По мнению ряда зарубежных авторов, главная задача семьи заключается в том, чтобы в воспитании ребенка ис-

ходить из его возможностей, делая акцент на его эмоциональное состояние. Воспитание обычного ребенка является сложным процессом, а воспитание ребенка с ОВЗ представляется особенно ответственным. Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного воспитания, то недостатки усугубляются, а сами дети нередко становятся бременем для семьи и общества [8-10].

В то же время семья всегда обладает большим потенциалом собственных ресурсов и инициативы, поэтому превращение семьи в активного участника помощи ребенку является решающим фактором эффективности его социализации. Во многом это зависит от типа внутрисемейных отношений и стиля семейного воспитания. По этим признакам семьи, имеющие детей с ОВЗ, можно дифференцировать как занимающих адекватную и не адекватную позицию по отношению к своему ребенку. Следует помнить, что позиция родителей по отношению к своему ребенку условна, ее можно изменить в адекватную сторону.

Актуальность исследуемой темы определена не только увеличением количества семей, воспитывающих детей с ОВЗ, и необходимостью оказания помощи родителям занять адекватную позицию по отношению к своему ребенку, но и отсутствием подготовленных специалистов, которые могут в этом помочь, именно такими специалистами должны стать тьюторы.

Временами некомпетентность родителей в вопросах развития своих детей приводит к дискомфорту психического состояния ребенка и нарушению социализации, пагубно влияет на его эмоциональное состояние. Родители детей с ОВЗ испытывают значительные трудности как педагогического, так и психологического характера.

Таким семьям необходима квалифицированная помощь, часто непосредственно в условиях семьи, и эту помощь должны оказывать специально подготовленные педагоги - тьюторы, которые должны хорошо ориентироваться в особенностях развития детей и подростков с ОВЗ, владеть методикой кор-рекционно-воспитательной работы с ними.

По мнению Т. М. Ковалевой, тьютор - это особый педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение и реализацию индивидуальной

образовательной программы. Также автор выделяет основные направления тьютор-ской деятельности: диагностика, многообразие предложений, выбор предложений, построение индивидуальной образовательной программы [4].

Существуют определенные рекомендации по проектированию программ подготовки тьюторов в нашей стране. По мнению В. В. Ткачевой, принимая ребенка и устанавливая с ним сотруднические отношения, семья начинает выполнять специфические функции, отличные от функций семей, в которых растут здоровые дети [5].

Многие семьи просто не понимают многогранность проблемы, с которой столкнулись, только грамотный специалист сможет им в этом помочь. Перечисленные функции, которые должны возложить на себя такие семьи, им либо не понятны, либо просто неизвестны. Тьюторы должны относиться к семьям, в которых есть дети с ОВЗ, в высшей мере деликатно и бережно, стараясь упрочить согласие в семье, объяснить ее новые функции. Этим семьям необходима помощь и именно для них необходимо проектировать программы сопровождения, ориентированные на организацию коррекционно-педа-гогической деятельности в условиях семьи.

В ходе нашего исследования мы разработали научно обоснованные подходы, как к проектированию комплексных программ сопровождения лиц с ОВЗ в условиях семьи, так и к программам подготовки тьюторов для их реализации.

Принципы проектирования комплексной программы сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи. Прежде всего, необходимо выделить основные принципы, в соответствии с которыми должны разрабатываться такие программы, определить их цель и задачи, обозначить основные структурные компоненты.

В результате исследований нами были выделены следующие принципы проектирования комплексной программы сопровождения лиц с ОВЗ в условиях семьи: принцип генетического хода развития ребенка; принцип развивающей направленности обучения и воспитания; принцип единства диагностики и коррекции отклонения в развитии; принцип расширения социальных связей.

Комплексное использование этих принципов при проектировании индивидуальных программ позволяет учесть все линии развития лиц с ОВЗ [1; 2].

Рассмотрим подробней содержание выделяемых принципов. Прежде всего, кор-рекционно-педагогическая деятельность в условиях семьи должна учитывать общие тенденции развития детей и подростков в норме и с ОВЗ. Однако темпы развития у данных групп лиц будут разными. Кроме того, у лиц с ОВЗ формирование определенных возможностей достигается другими средствами, чем у их сверстников в норме. Конечные результаты не совпадают у лиц в норме и с ОВЗ. Однако необходимо стремиться к тому, чтобы каждый этап возрастного развития ребенка с ОВЗ был максимально приближен к норме. Исходя из этого, при кор-рекционно-педагогическом воздействии мы учитываем принцип генетического хода развития психической деятельности [1; 2].

Следующим важным принципом проектирования программ является развивающий характер обучения. Это значит, что должны учитываться как особенности возраста, так и особенности структуры нарушения. Развивающее обучение должно быть направлено на максимально раннее начало коррекци-онно-педагогического процесса, ускорение темпа развития и преодоление отклонения в развитии. Обучение будет развивающим только тогда, когда учитывается зона ближайшего развития ребенка. Она представляет собой тот резерв потенциальных возможностей ребенка, который может быть реализован только с помощью взрослого [1; 2].

Развивающее обучение должно быть тесно связано также с учетом сенситивных периодов развития. Л. С. Выготский показал, что для каждого процесса жизнедеятельности, каждой функции в развитии ребенка есть периоды, в которые данный процесс (функция) формируется наиболее быстро и полноценно. Ни в какой другой период развития добиться такой скорости и полноценности уже не удается [3].

Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психолого-педагогической помощи и подробно рассматривается в трудах Д. Б. Эльконина, И. В. Дубровиной и др. Он является основополагающим всей кор-

рекционно-развивающей работы, так как эффективность ее на 90 % зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы. Данный принцип в программах должен реализоваться в двух аспектах [7].

Во-первых, в начале коррекционно-раз-вивающей работы обязательно должен быть осуществлен этап прицельного комплексного диагностического обследования, на основании которого составляется заключение. По результатам этого обследования формируются цели и задачи коррекционно-разви-вающей работы.

Во-вторых, реализация коррекционно-развивающих программ требует непрерывного контроля динамики изменений поведения, эмоциональных состояний, деятельности, коммуникаций детей и подростков с ОВЗ в процессе коррекционно-педа-гогической работы. Постоянный контроль позволяет внести необходимые коррективы в задачи самой программы, своевременно скоординировать методы и средства коррек-ционно-педагогического воздействия.

При проектировании программ сопровождения лиц с ОВЗ необходимо учитывать принцип расширения социальных связей, который направлен на социализацию ребенка в разных средах и условиях. Данный принцип обеспечивает расширение разноро-левых социальных контактов. Этот принцип способствует преодолению неадекватных форм поведения, расширению форм поведения ребенка, связанных с сотрудничеством, ответственностью и самостоятельностью, взаимопомощью. Принцип расширения социальных связей способствует комплексной адаптации и функционированию в реальной жизни [1; 2].

В качестве основных задач при проектировании индивидуальных коррекционно-развивающих программ для разных возрастных уровней мы рассматриваем следующие:

1) организация комплексного изучения лиц с разными уровнями развития;

2) создание условий, необходимых для защиты, сохранения и укрепления здоровья через формирование представлений о здоровом образе жизни семьи, в которой проживают лица с ОВЗ;

3) развитие компенсаторных механизмов, становление деятельности проблемного ре-

бенка, преодоление вторичных отклонений;

4) социализация лиц с ОВЗ разных возрастных категорий, повышение их самостоятельности и автономии;

5) формирование способов усвоения социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности;

6) развитие познавательной активности и познавательных способностей ребенка;

7) формирование у лиц с ОВЗ системы жизненно необходимых знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности;

8) становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении, актуализация и воспитание положительных личностных качеств лиц с ОВЗ;

9) обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком в условиях семьи.

В реализации поставленных задач ведущая роль должна отводиться тьютору. Решая первые три задачи, он направляет родителей на создание в семье условий, необходимых для защиты, сохранения и укрепления здоровья, определяет задачи формирования представлений о здоровом образе жизни.

Программа сопровождения семьи. В структуре программы сопровождения раздел «Здоровье» должен включать два основных аспекта. С одной стороны, создание условий для охраны и укрепления здоровья всей семьи. С другой - формирование потребности быть здоровыми, вести здоровый образ жизни и развитие представлений о своем здоровье и средствах его укрепления. В данном разделе программы предусмотрены основные направления коррек-ционно-педагогической работы, такие как: «Здоровье - всему голова», «Движение - ос-

нова жизни», «Советы доктора» и т. д.

В разделе программы сопровождения «Социализация» решаются задачи, которые направлены на формирование представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе. Предполагается развитие сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками, воспитание навыков продуктивного взаимодействия. Тьютор помогает родителям формировать у ребенка адекватное восприятие окружающего мира, закладывает основы экологического мироощущения, нравственного отношения к национальным традициям и общечеловеческим ценностям. Примерная тематика направлений работы: «Я в этом мире», «Я и взрослые», «Дети», «Я и экология» и т. д.

Оставшаяся часть задач направлена на познавательное развитие и формирование деятельности. Предлагаем выделить следующие разделы коррекционно-педагогической работы: «Сенсорное развитие», «Формирование мышления», «Развитие речи и коммуникативных способностей», «Формирование продуктивных видов деятельности».

Заключение. Содержание каждого раздела программы сопровождения должно быть направлено на решение приведенных выше задач и должно содержать серии заданий, в комментариях к которым выделены ведущие виды деятельности для их выполнения. По каждому разделу программы необходимо прогнозировать потенциально возможные достижения ребенка. Реализацию данной программы должен осуществлять тьютор, который не только составляет программу для данного ребенка, но и обсуждает ее с родителями, намечает совместные в рамках семьи перспективы ее реализации.

Библиографический список

1. Афанасьева Р. А. Проектирование про- образование. ■ грамм, направленных на содействие профессиональному самоопределению детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности // Сибирский педагогический журнал. -2015. - № 2. - С. 191-195.

2. Афанасьева Р. А., Карпушенко В. И. Качество жизни и профессиональное самоопределение лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности в условиях семьи // Специальное

2016. - № 2 (42). - С. 94-105.

3. Выготский Л. С. Детская психология. Собр. соч. Т. 6. - М.: Педагогика, 1984. - 387 с.

4. Ковалева Т. М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании: материалы курса (лекции 1-4). - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 64 с.

5. Ткачёва В. В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. - М.: Национальный книж-

ный центр, 2014. - 152 с.

6. Холостова Е. И. Социальная работа: учебное пособие. - 6-е изд. - М.: Издательско-торго-вая корпорация «Дашков и К», 2008. - 860 с.

7. Эльконин Д. Б. Детская психология. - М. Академия, 2008. - 383 с.

8. Канитц фон А. Эмоциональный интел-

лект. - Мюнхен: Альпина Паблишер, 2007. -

- 153 с.

- 9. Кренц А. Является ли мой ребенок доступным для обучения? - München: Kosel-Verlag,

: 2006. - 192 с.

10. Серван-Шрайбер Д. Новая медицина эмо-

- ций. - München: Goldmann Verlag, 2006. - 220 с.

Поступила в редакцию 12.06.2017

Afanasyeva Raisa Albertovna

Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof. of the Department of Theory and Practice of Special Education and Upbringing, Irkutsk State University, [email protected], Irkutsk

Karpushenko Viktoria Igorevna

Master of Social and Economic Education, Methodist of the Regional State Institution of Additional Professional Education «Educational and Methodological Center for the Development of Social Services», [email protected], Irkutsk

the role of tutors in the implementation of the integrated personal support program with restricted health opportunities under the family conditions

Abstract. The relevance of the stated topic is due not only to an increase in the number of families of children raising children with HIA and the need to help parents take an adequate position in relation to their child, but also the lack of specialists who can help in this. Such families need qualified help, sometimes directly in the family, which should be provided by specially trained teachers - tutors. In the course of our research, we have developed scientifically sound approaches, both to designing complex programs for accompanying persons with HIA in family settings, and to training programs for tutors for their implementation under appropriate conditions. We outlined the principles of designing a comprehensive program for accompanying people with disabilities in the family, and preparing tutors for its implementation.

Keywords: family, limited health opportunities, family education functions, tutor, comprehensive family support program.

References

1. Afanasyeva, R. A., 2015. Designing programs aimed at promoting professional self-determination of children and adolescents with limited ability to live. Siberian Pedagogical Journal, 2, pp. 191-195. (In Russ.)

2. Afanasyeva, R. A., Karpushenko, V. I., 2016. Quality of life and professional self-determination of persons with limited ability to live in family conditions. Special education, 2 (42), pp. 94-105. (In Russ.)

3. Vygotsky, L. S., 1984. Child psychology. Coll. op., vol. 6. Moscow: Pedagogy Publ., 387 p. (In Russ.)

4. Kovaleva, T. M., 2010. Materials of the course «Fundamentals of tutoring in general education»:

lectures 1-4. Moscow: Pedagogical University «First of September» Publ., 64 p. (In Russ.)

5. Tkacheva, V. V., 2014. Family of a child with disabilities: diagnosis and counseling. Moscow: National Book Center Publ., 152 p. (In Russ.)

6. Holostova, E. I., 2008. Social work: a teaching aid. Moscow: Dashkov and K Publ., 860 p. (In Russ.)

7. El'konin, D. B., 2008. Child psychology. Moscow: Academy Publ., 383 p. (In Russ.)

8. Kanitz, A., 2007. Emotional Intelligence. Munchen: Alpina Pablisher Publ., 153 p. (In Russ.)

9. Krenz, A., 2006. Is my child available for training? Munchen: Kosel-Verlag Publ., 192 p.

10. Servan-Schreiber, D., 2006. New medicine of emotions. Munchen: Goldmann Verlag Publ., 220 p.

Submitted 12.06.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.