50
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 4 (29)
СОПРОВОЖДЕНИЕ семьи, воспитывающей ребенка
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ШКОЛЫ
Е. В. Резникова
Челябинского государственного педагогического университета
Н. В. Новоселова
Челябинского государственного педагогического университета
В статье показано содержание работы педагога - тьютора по сопровождению семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной школы. Представлена одна из форм работы педагога - тьютора с семьей посредством составления им индивидуальной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной школы.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, педагог - тьютор, индивидуальная образовательная программа, сопровождение.
Обучение и оказание коррекционно-педагогической помощи учащимся с ограниченными возможностями здоровья - это одна из важных задач современной школы, реализующей инклюзивные технологии обучения. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 73 г. Челябинска уже более 10-ти лет является городской экспериментальной площадкой по проблеме: «Технология интегрированного обучения детей с особенностями в развитии в условиях общеобразовательной школы». В школе наравне с обычными учениками обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по адаптированным образовательным программам основного общего образования на основе Областного базисного учебного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений V, VII вида. Обучение, воспитание и психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ осуществляется по запросу родителей учащихся школы.
Сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной школы осуществляет педагог - тьютор, в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, Уставом школы.
Главной задачей тьюторского сопровождения в инклюзивной школе является формирование творческого и познавательного интереса учащегося, развитие интеллектуальных возможностей, формирование физически здорового, конкурентно способного и адаптированного к условиям жизни человека.
Тьюторское сопровождения детей с ОВЗ в школе осуществляется поэтапно. Оно включает диагностический этап (осознание сути проблемы ее носителей и потенциальных возможностей решения), консультативно-проективный этап (обсуждение со всеми заинтересованными лицами вариантов решения проблемы, построение прогнозов эффективности, выбор методов, распределяются обязанности по реализации решения, сроки исполнения и возможность корректировки планов), деятельностный этап (оказание помощи педагогу и ребенку в реализации плана, привлечении внешних специалистов), рефлексивный этап (осмысление результатов деятельности по решению проблемы, он может быть заключительным в решении индивидуальной проблемы или стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и коррекции массовых проблем, имеющихся в образовательном учреждении)[4].
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
51
В качестве примера опишем сопровождение педагогом-тьютором семьи, воспитывающей ученика 5 класса в условиях инклюзивной школы МАОУ СОШ № 73 г. Челябинска. Для каждого ученика с ОВЗ на основании заключения медико-психолого-педагогической комиссии районного Методического центра разрабатывается специалистами школьного консилиума индивидуальная вариативная программа. Сопровождение Саши Ф. и его семьи педагогом-тьютором началось в 5 классе, когда у мальчика появились сложности в усвоении учебной программы, что стало очевидно в конце первой четверти. Александр Ф. имел задолженности по шести основным предметам: русский язык, математика, литература, природоведение, история, обществознание по причине отсутствия контроля за обучением со стороны родителей и доверительного отношения к словам и поступкам ребенка.
Со второй четверти началась серьезная работа педагога - тьютора с родителями по осуществлению контроля за обучением Саши: выполнение домашних заданий, посещение индивидуальных коррекционных занятий у педагога-психолога и учителя-дефектолога, получение консультаций по обучению у учителей предметников.
В конце пятого года обучения программа пятого класса Александром была не усвоена, и все специалисты работающие с Сашей пришли к выводу, что Саша заниматься в классе, где присутствуют двадцать пять учеников на каждом уроке не может, он не может работать фронтально, не сформированы навыки самостоятельной работы, есть пробелы в знаниях по ряду учебных предметов, отсутствует помощь и контроль со стороны родителей. Самое главное препятствие для обучения в инклюзивной школе встретили специалисты сопровождения со стороны родителей в качестве нежелания оказывать помощь своему сыну в выполнении всех режимных моментов в течении дня, контролировать выполнение домашнего задания, выполнять рекомендации по медикаментозному лечению. Ребенок почувствовал себя неуспешным, отсутствие общения среди сверстников из-за неусвоения учебной программы и постоянное сопровождение ребенка педагогом-тью-тором на переменах не привлекало внимание одноклассников к ученику. У Саши были приятели в школе, с которыми он общался после уроков вне школы, однако отсутствие контактов среди одноклассников по учебным вопросам тяготило мальчика.
По согласованию с папой Александра было принято решение направить мальчика на дополнительное обследование в Челябинскую областную психолого-медико-педагогическую комиссию для уточнения программы обучения и получения рекомендаций по педагогическому сопровождению.
Отец учащегося Сергей Хайбулович попросил помощи у специалистов школы в прохождении комиссии по причине занятости на работе и своей не компетентности в данном вопросе. Педагог-тьютор сотрудничал с Сергеем Хайбуловичем в оказании помощи по прохождению обследования в областной ПМПК, по сбору всех необходимых документов для обследования мальчика. Педагог-тьютор взаимодействовал со специалистами областной ПМПК при записи ребенка на комиссию и ее прохождении, со специалистами поликлиники при прохождении медицинского обследования (записи на прием, узнавания расписания работы врачей) необходимого для комиссии.
По результатам экспресс диагностики 31 августа 2012 года областная психолого-медико-педагогическая комиссия направила Александра 2 октября 2012 года на стационарное обследование в областную ПМПК для уточнения программы обучения. По итогам стационарного обследования Александру поставили заключение: дисгармоничное развитие, пограничная интеллектуальная недостаточность. Ему было рекомендовано обучение и воспитание по адаптированной образовательной программе основного общего образования на основе Областного базисного учебного плана (ОБУП) С(К)ОУ VII вида, 5 класс с октября 2013 года (повторное обучение в 5 классе). При наличии дальнейшей неуспеваемости - повторное контрольное обследование в условиях областной ПМПК, проведение стационарной диагностики. Обсуждая и планируя дальнейшее обучение ре-
52
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 4 (29)
бенка в школе, специалисты школьного консилиума и родители пришли к общему мнению, что ребенку нужно поменять круг общения, который связан с учебной деятельностью. Были разные мнения - перевести в другой класс в МАОУ СОШ №73, перевести в другую школу с целью изменить ситуацию неуспешности ребенка.
15 октября 2013 года Александр был переведен родителями в МАОУ СОШ № 33 г. Челябинска в 5 класс для обучения по рекомендованной ему программе, зачислен в специальный (коррекционный) класс, в котором обучается 12 человек. Руководителями районного управления образования было принято решение наблюдать за Александром до конца 2 четверти, в случае неуспешного обучения отправить его на повторное прохождение областной ПМПК для уточнения программы обучения. Причина перевода ребенка родителями в другую школу заключалась в том, что в этом образовательном учреждении есть специальные (коррекционные) классы, нет большого количества одноклассников, отсутствует информация о прежней неуспешности ребенка. Режимные моменты в новой школе не предполагают активного взаимодействия и ежедневного контроля за обучением Саши со стороны родителей.
В настоящее время Александр Ф. продолжает обучение в МАОУ СОШ № 33 г. Челябинска в 6 Б классе. В классе обучается 10 человек по адаптированной образовательной программе основного общего образования на основе ОБУП С(К)ОУ VII вида. Александр Ф. к концу второго года обучения адаптировался в школе, наладил взаимодействие с классным руководителем, подружился с одноклассником (со слов папы мальчика и классного руководителя Ирины Петровны).
Педагог-тьютор регулярно посещает школу, где сейчас обучается Александр, беседует с учителями предметниками и классным руководителем Ириной Петровной, интересуется успехами ребенка. Педагог-тьютор помогает Александру Ф. поддерживать взаимоотношения с некоторыми бывшими одноклассниками МАОУ СОШ № 73, где ранее обучался мальчик. Саша посещает внеклассные мероприятия и спортивные праздники вместе со своими бывшими одноклассниками и приятелями из МАОУ СОШ № 73. Педагог-тьютор активно общается с родителями ребенка и оказывает консультативную помощь по выстраиванию взаимоотношений с мальчиком, по проектированию дальнейшего обучения.
Цель тьюторского сопровождения Александра Ф. усвоение адаптированной образовательной программы по учебным планам для С(К)ОУ VII вида. В настоящее время Александр адаптировался к новому классу новой школы, наладил общение со своими новыми одноклассниками и продолжает общение со своими сверстниками из школы № 73. Александр Ф. по итогам промежуточного контроля усваивает образовательную программу удовлетворительно. Сергей Хайбулович - отец мальчика, при помощи тьютора Натальи Викторовны из МАОУ СОШ № 73 школы и классного руководителя Ирины Петровны из МАОУ СОШ № 33 школы сумел выстроить со своим сыном доверительные отношения, стал контролировать выполнение педагогических требований специалистов, работающих с Александром. Педагогу-тьютору и классному руководителю удалось донести до родителей Александра важность их поддержки и заинтересованности в обучении ребенка, необходимость выполнения контролирующих функций. Беседуя с Сашей, педагог-тьютор узнал, что у Саши появилось желание вернуться в прежнюю школу и прежний класс, где он раньше обучался. Ребенок почувствовал поддержку и заинтересованность родителей, поверил педагогу-тьютору, что он сможет помочь ему в решении любых его вопросов.
Описанный пример тьюторского сопровождения показывает необходимость и эффективность этой работы в инклюзивном образовательном учреждении, важность реализации индивидуального подхода педагога -тьютора к решению проблем конкретного ученика и его семьи. Мы можем говорить о том, что педагогу-тьютору удалось в целом изменить семейную ситуацию в семье у Александра Ф. Значимым для подростка стало
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
53
присутствие в его жизни заинтересованных в его успехе педагогов, которые помогли и помогают ему адаптироваться к современным условиям в общеобразовательной школе, решить его внутренние проблемы. Описанные нами выше этапы тьюторского сопровождения семьи нашли отражение в одном конкретном примере оказания помощи семье и Александру Ф., в решении их семейных вопросов.
Таким образом, педагог-тьютор, наряду с учителями предметниками и другими специалистами психолого-медико-педагогического сопровождения, участвует в планировании и составлении индивидуальной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, вносит свои рекомендации относительно специальной организации занятий, согласуя свои действия с родителями ребенка и выполняя запрос самого ребенка на оказание необходимой ему педагогической помощи. Такая организация работы по сопровождению семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной школы, дает свои результаты.
Список литературы
1. Мустаева, Л. Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с ЗПР [Текст] / Л. Г. Мустаева. - М.: «Аркти», 2005.
2. Резникова, Е. В., Шевчук, Л. Е., Денисов, А. М. Психолого - педагогичекая программа коррекционной работы [Текст] / под. ред. Е. В. Резникова, Л. Е. Шевчук., А. М. Денисов. - Челябинск «Цицеро». 2013.
3. Шевчук, Л. Е., Резникова, Е. В. Психолого - медико - педагогический консилиум в общеобразовательнй школе [Текст] / Л. Е. Шевчук., Е. В. Резникова. - Челябинск. 2010.
4. Казакова Е. И., Галактионова Т. Г., Пугач В. Е., Основные приемы и технологии в работе тьютора [Текст] / Е. И. Казакова, Т. Г. Галактионова, В. Е. Пугач. - М.: «Академия», 2009г.
5. Дети с временными задержками развития [Текст] / под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. - М.: Педагогика, 1971.
6. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия [Текст]. - М.: ООО «Аспект», 2005.
ACCOMPANIMENT OF THE FAMILY, WHICH BRING UP A CHILD WITH HEALTH LIMITATION POSSIBILITIES IN CONDTIONS OF INCLUSIVE SCHOOL
Е. В. Резникова
Челябинского государственного педагогического университета
Н. В. Новоселова
Челябинского государственного педагогического университета
The article shows the content of professional activity of teacher - tutor to support families raising a child with disabilities in an inclusive school environment. The authors show one of the forms of teacher’s activity - tutor with the family making by them individual educational program for a child with disabilities in an inclusive school environment.
Key words: child with health limitation, tutor, individual educational program.
References
1. Mustayeva, L. G. (2005) Korrektsionno-pedagogicheskiye i sotsial’no-psikhologiches-kiye aspekty soprovozhdeniya detey s ZPR [=Corrective pedagogical, social and psychological aspects of children with mental retardation], «Arkti», Moscow (in Russ.).
54
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 4 (29)
2. Reznikova, Ye. V., Shevchuk, L. Ye. and Denisov, A. M. (2013) Psikhologo-peda-gogichekaya programma korrektsionnoy raboty [=Psychologic- pedagogic program of remedial work], «Tsitsero», Chelyabinsk (in Russ.).
3. Shevchuk, L. Ye. and Reznikova, Ye. V. (2010) Psikhologo-mediko-pedagogicheskiy konsilium v obshcheobrazovatel’ny shkole [=Psychological-medical-pedagogical council in secondary school], Chelyabinsk (in Russ.).
4. Kazakova, Ye. I., Galaktionova, T. G. and Pugach, V. Ye. (2009) Osnovnyye priyemy i tekhnologii v rabote t’yutora [=Basic techniques and technologies in the work of a tutor], «Aka-demiya», Moscow (in Russ.).
5. Deti s vremennymi zaderzhkami razvitiya (1971) [=Children with a temporal delay of development], eds. T. A. Vlasova, M. S. Pevzner, Pedagogika, Moscow (in Russ.).
6. Deti s ogranichennymi vozmozhnostyami: problemy i innovatsionnyye tendentsii v obu-chenii i vospitanii. Khrestomatiya (2005) [=Children with disabilities: Issues and innovative trends in training and education. A Reader], «Aspekt», Moscow (in Russ.).
Резникова Елена Васильевна — канд. пед. наук, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета.
Новоселова Наталья Викторовна - магистрант факультета коррекционной педагогики Челябинского государственного педагогического университета.