38
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 4 (29)
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОМ-ТЬЮТОРОМ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Е. В. Резникова
Челябинский государственный педагогический университет
В. В. Меренкова
Челябинский государственный педагогический университет
В статье показано содержание работы педагога-тьютора по сопровождению ребенка с задержкой психического развития в условиях интегрированного общеобразовательного учреждения. Описаны функции тьютора, средства сопровождения ребенка и методы взаимодействия с семьей.
Ключевые слова: тьютор, индивидуальное сопровождение, интегрированное общеобразовательное учреждение.
Главной концептуальной задачей школы является формирование творческого и познавательного интереса учащихся, развитие интеллекта, формирование физически здорового, конкурентоспособного и адаптированного к современным условиям жизни человека.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №73 (МАОУ СОШ № 73) уже более 10-ти лет является экспериментальной площадкой по внедрению «Технологии интегрированного обучения детей с особенностями в развитии в условиях общеобразовательной школы».
В основе интегрированного обучения детей с нарушениями психофизического развития лежит стремление обучать всех учащихся вместе, не выделяя детей с особенностями в развитии в отдельные классы (группы), избегая тем самым формирования у них комплекса неполноценности, ощущения своей второстепенности, сохраняя в общеобразовательном классе в лице сильных учащихся образцы для своего роста и развития в виде своеобразной верхней планки, к которой будут стремиться остальные неуспешные школьники.
В третьем классе обучается ученик Дмитрий К., который, по мнению специалистов школьного консилиума, нуждается в индивидуальном сопровождении. По окончании первого класса Дмитрий К. был повторно направлен на дополнительное обследование в районную и областную психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК) с целью уточнения образовательной программы и получения рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению. По результатам обследования было рекомендовано индивидуальное обучение по программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида (С(К)ОУ VII вида) в условиях общеобразовательного учреждения, а так же занятия с педагогом- психологом, учителем-логопедом, индивидуальные занятия с учителем-дефектологом, консультация врача-психиатра и невропатолога.
Дмитрий К. обучается в 3 классе по адаптированной образовательной программе начального общего образования в соответствии с учебным планом для С(К)ОУ VII вида. У Димы наблюдается нарушение эмоционально-волевой сферы. Это выражается в спонтанной, неадекватной агрессивной реакции на внешние средовые раздражители, вследствие чего происходит сбой в поведении ребенка и нарушается способность быть адекватным с окружающими. У ученика отмечается снижение устойчивости внимания, слабость моторного тонуса, нарушение восприятия и мышления, память избирательна.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
39
Ребенок числится учеником 3 «Д» класса, но пребывание в классе его проблематично из-за личностных особенностей. По рекомендации невропатолога и психиатра было принято решение администрацией школы, школьным консилиумом с согласия родителей о выстраивании индивидуальной программы обучения и реализации индивидуального сопровождения педагогом-тьютором.
В своей работе педагог-тьютор опирается на следующие нормативно-правовые акты:
□ Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
□ Устав МАОУ СОШ № 73 г. Челябинска.
В работе педагог-тьютор использует технологию саморазвивающего обучения (Се-левко Г. К.). Тьютор выполняет следующие функции:
□ Диагностика познавательной деятельности ученика;
□ Оказание психологической поддержки, снятие барьеров страха и неуверенности при общении со сверстниками и незнакомыми взрослыми;
□ Обеспечение принятия учеником учебных задач и вовлечение ученика в процесс обучения;
□ Установление коммуникативных связей со сверстниками и взрослыми;
□ Воспитание учебной мотивации;
□ Воспитание способностей к самоанализу;
□ Обучение навыкам самостоятельной работы индивидуально и в малых группах;
□ Взаимодействие с родителями ученика.
Индивидуальный образовательный маршрут Дмитрия К. включает в себя: занятия с учителем-олигофренопедагогом - 6 часов, 3 раза в неделю по 2 часа предметы общеобразовательного цикла (2 часа - русский язык, 2 часа - математика, 2 часа - литературное чтение, учебно-методический комплекс «Перспектива»). Занятия с педагогом-психоло-гом - 1 час в неделю, проходит в подгруппе, занятия с учителем-логопедом - 2 часа в неделю (1 час - произношение, 1 час - развитие речи), проходят индивидуально. Итого 9 часов в неделю. Увеличение нагрузки недопустимо из-за эмоционально-волевых нарушений, неадекватных поведенческих реакций, агрессивных проявлений.
Для ученика разработано индивидуальное расписание учебных занятий с учетом его физиологических особенностей. На переменах мальчик включается в среду своих сверстников, где вступает с ними в коммуникации, участвует в совместных играх. В совместных играх Дмитрия К. привлекают лишь подвижность игры, он не соблюдает правила игры, что приводит к конфликтным ситуациям, которые разрешаются при непосредственном участии тьютора.
Дмитрий К. в сопровождении тьютора посещает столовую, библиотеку, иногда общеобразовательный класс.
Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:
□ в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);
□ в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил);
□ в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);
□ в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).
Между учеником и тьютором установлены дружеские, доверительные отношения, мальчик активно откликается на просьбы тьютора оказать помощь в различного рода вопросах (организация учебной работы на уроке, подготовка пособий к уроку, дежурство
40
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 4 (29)
по классу). В общении с ребенком тьютор вносит элементы юмора, что позволяет повысить уровень комфорта во взаимоотношениях с учеником и позволяет решать некоторые конфликтные ситуации.
Тьютором налажено взаимодействие со всеми специалистами образовательного учреждения, а так же с родителями ученика, которые являются активными участниками образовательного процесса, интересуются успехами сына, помогают ему в подготовке и выполнении домашнего задания.
В работе с Дмитрием К. тьютор использует следующие средства сопровождения:
• образовательные события - способ интеграции образовательного пространства для успешного развития и социализации. Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели;
• работа с портфолио;
• консультирование.
Педагог-тьютор сопровождает ученика, как на уроке, так и во время перемены, разрешает возникшие конфликтные ситуации, стимулирует познавательную активность, применяя нестандартное предъявление задания.
Сейчас все участники учебно-воспитательного процесса наблюдают следующую динамику в обучении Дмитрия К.
На уроках педагога-психолога и учителя-логопеда Дмитрий включается в подгрупповую работу. На перемене избирательно вступает в контакт со сверстниками, участвует в совместных играх, соблюдая правила. Если правила Дмитрию не понятны, самостоятельно уточняет их у сверстников. Активно взаимодействует с взрослыми (учителем-олигофренопедагогом, учителем-логопедом, педагогом-психологом, библиотекарем и др.). Дмитрий хорошо ориентируется в здании школы, знает, где находятся столовая, библиотека, актовый зал, туалетные комнаты. В процесс сопровождения включены родители, которые грамотно и своевременно осуществляют медикаментозное лечение, а так же выполняют педагогические рекомендации специалистов, осуществляющих сопровождение.
Мальчика удалось включить в классно-урочную систему, он подчиняется правилам и нормам, установленным на уроке и в целом в школе. Понимает разницу между уроком и переменой, осознает временное соотношение между ними. Старается выполнять все учебные задания (запланированные учителем на урок) во время урока. Подчиняется правилу «сначала выполни задание, потом пойдешь отдыхать». Часто расстраивается, если не успевает выполнить все задания на уроке, на перемену не выходит пока не завершит работу. Понимает необходимость посещения учебных и коррекционных занятий.
Дмитрий осознает себя учеником и действует согласно данной социальной роли. Он всегда выглядит согласно требованиям школьного устава, самостоятельно собирает портфель, может организовать свое рабочее место. Домашнее задание записывает под диктовку педагога. Проявляет желание самостоятельно добираться до школы без сопровождения взрослого. Изъявляет желание обучаться в общеобразовательном классе. Контролирует свое поведение, осознает правильность своих поступков, может аргументировано попросить прощения.
Таким образом, мы говорим о том, что процесс интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения настолько многогранен и многообразен, что каждый участник этого процесса (администрация, педагоги, родители и дети) обогащает свой социальный опыт, имеет возможность проявить гуманное отношение ко всем членам общества (сострадание, сопереживание, сочувствие в жизни другого человека, видение проблем другого человека), осоз-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
41
нать, переосмыслить перспективы своего личностного и профессионального развития, включиться в совместную учебно-воспитательную деятельность, каждый участник образовательного процесса настраивается на положительные результаты от интегрированного обучения в решении вопросов социализации и адаптации всех учащихся школы, а это, к конечном результате, повышает эмоциональную устойчивость детей и родителе к социальным стрессам, гармонизирует детско-родительские отношения.
Список литературы
1. Шевчук, Л. Е. Обучение учащихся с особенностями развития по технологии интегрированного обучения при внутренней дифференциации в общеобразовательном классе : методические рекомендации [Текст] / Л. Е. Шевчук, Е. В. Резникова. - 3-е изд. пере-раб. и доп. - Челябинск : Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2010. - 199 с.
2. Резникова, Е. В. Коррекционно-педагогическая поддержка учащихся младшего школьного возраста с разным уровнем умственной недостаточности в условиях интеграции : монография [Текст] / Е. В. Резникова. - Челябинск : Цицеро, 2014. - 215 с.
3. Шевчук, Л. Е. «Гибкие» классы - форма оказания коррекционно-педагогической помощи учащимся с особенностями в развитии в условиях интегрированного обучения : методические рекомендации [Текст] / Л. Е. Шевчук, Е. В. Резникова. - Челябинск : ИИ-УМЦ «Образование», 2008. - 143 с.
4. Ковалева, Т. М. Профессия «тьютор» [Текст] / Т. М. Ковалева, Е. И. Кобыща, С. Ю. Попова (Смолик), А. А. Теров, М. Ю. Чередилина. - М-Тверь : «СФК-офис», 2012. - 246 с.
5. Зыбарева, Н. Н. «Профессия тьютор» : информационно-методический бюллетень [Текст] / Н. Н. Зыбарева, И. В. Корпенкова, Е. В. Кузьмина. - Москва : 2012. - 38 с.
AN INDIVIDUAL SUPPORT BY THE TEACHER-TUTOR OF A CHILD WITH DISABILITIES IN THE CONDITIONS
OF THE INTEGRATED EDUCATIONAL INSTITUTION
Е. В. Резникова
Челябинский государственный педагогический университет
В. В. Меренкова
Челябинский государственный педагогический университет
The article shows the content of the work of the teacher-tutor to support a child with mental retardation in terms of integrated educational institution. The authors describe the function of the tutor, child support means and methods of interaction with the family.
Key words: tutor, individual support, integrated educational institution.
References
1. Shevchuk, L. Ye. and Reznikova, Ye. V. (2010) Obucheniye uchashchikhsya s osoben-nostyami razvitiya po tekhnologii integrirovannogo obucheniya pri vnutrenney differentsiatsii v obshcheobrazovatel’nom klasse : metodicheskiye rekomendatsii [=Education students with disabilities technology integrated training in internal differentiation in the general education classroom: guidelines], 3-ye izd. pererab. i dop., Izd-vo IIUMTS «Obrazovaniye», Chelyabinsk, 199 p. (in Russ.).
2. Reznikova, Ye. V. (2014) Korrektsionno-pedagogicheskayapodderzhka uchashchikhsya mladshego shkol’nogo vozrasta s raznym urovnem umstvennoy nedostatochnosti v usloviyakh integratsii : monografiya [=Corrective pedagogical support for pupils of primary school age
42
ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 4 (29)
with different levels of mental deficiency in terms of integration: monograph], Tsitsero, Chelyabinsk, 215 p. (in Russ.).
3. Shevchuk, L. Ye. and Reznikova, Ye. V. (2008) «Gibkiye» klassy - forma okazaniya korrektsionno-pedagogicheskoy pomoshchi uchashchimsya s osobennostyami v razvitii v us-loviyakh integrirovannogo obucheniya : metodicheskiye rekomendatsii [-’Flexible” classes as the form of the provision of correctional and educational assistance to students with special needs in terms of integrated education: guidelines], IIUMTS «Obrazovaniye», Chelyabinsk, 143 p. (in Russ.).
4. Kovaleva, T. M., Kobyshcha, Ye. I., Popova (Smolik), S. Yu., Terov, A. A. and Cheredi-lina M. Yu. (2012) Professiya «t’yutor» [=Profession ‘tutor’], «SFK-ofis», Tver’, Moscow, 246 p. (in Russ.).
5. Zybareva, N. N., Korpenkova I. V. and Kuz’mina Ye. V. (2012) «Professiya t’yutor» : informatsionno-metodicheskiy byulleten’ [=Profession tutor”: information-methodical bulletin], Moscow, 38 p. (in Russ.).
Резникова Елена Васильевна — канд. пед. наук, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета.
Меренкова Виктория Владимировна — магистрант факультета коррекционной педагогики Челябинского государственного педагогического университета, учитель-дефектолог первой квалификационной категории, МАОУ СОШ № 73, г. Челябинск.