Научная статья на тему 'Сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, по этапам профессионального самоопределения ребёнка'

Сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, по этапам профессионального самоопределения ребёнка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
689
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ПРОГРАММА / БЛОКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МАРШРУТ / ТЬЮТОР / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / FAMILY / HEALTH LIMITATIONS / PROGRAMME / BLOCKS / PROFESSIONAL SELFDETERMINATION / PROFESSIONAL ROUTE / TUTOR / IMPROVING THE QUALITY OF LIFE / SOCIAL OPPORTUNITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьева Раиса Альбертовна

В статье даны результаты изучения проблемы сопровождения семей, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, в процессе профессионального самоопределения. Выделяется значение разработки комплексных программ, реализация которых позволит родителям, воспитывающим лиц данной категории, определить для них профессиональный маршрут и повысить социальные возможности. Разработан подход к проектированию программ профессионального самоопределения в условиях семьи. Выделены основные блоки программы. По каждому блоку обозначены возможные достижения ребёнка, определены задачи тьюторов, в реализации программ. Специалисты сопровождения должны не только проектировать программу профессионального самоопределения, но и обсуждать её с родителями, намечать совместные в рамках образовательной организации и семьи перспективы её реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афанасьева Раиса Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Supporting the Families Raising the Children with Disabilities in the Stages of Child’s Professional Self-determination

The article presents the results of studying the problem of supporting families raising the children and teenagers with disabilities in the process of their professional self-determination. The importance of creating the complex programmes, the implementation of which will allow parents who raise such children to work out their professional route and improve their social opportunities. The approach to designing the professional self-determination programmes in the family is developed; the main parts of the programme are noted. Every part includes a child's anticipated achievements and the tutors’ tasks while implementing the programs. The specialists should not only design a program of professional selfdetermination, but also discuss it with parents, and outline the prospects for its implementation within the educational organization and the family.

Текст научной работы на тему «Сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, по этапам профессионального самоопределения ребёнка»

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

УДК 371.96

Сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, по этапам профессионального самоопределения ребёнка

Р. А. Афанасьева

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

В статье даны результаты изучения проблемы сопровождения семей, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, в процессе профессионального самоопределения. Выделяется значение разработки комплексных программ, реализация которых позволит родителям, воспитывающим лиц данной категории, определить для них профессиональный маршрут и повысить социальные возможности. Разработан подход к проектированию программ профессионального самоопределения в условиях семьи. Выделены основные блоки программы. По каждому блоку обозначены возможные достижения ребёнка, определены задачи тьюторов, в реализации программ. Специалисты сопровождения должны не только проектировать программу профессионального самоопределения, но и обсуждать её с родителями, намечать совместные в рамках образовательной организации и семьи перспективы её реализации.

Семья, ограниченные возможности здоровья, программа, блоки, профессиональное самоопределение, профессиональный маршрут, тьютор, повышение качества жизни, социальные возможности.

Для цитирования: Афанасьева Р. А. Сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, по этапам профессионального самоопределения ребёнка // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 2 (39). С. 87-96.

Аннотация.

Ключевые слова:

Дата поступления статьи в редакцию: 9 июня 2018 г.

Каждая семья при воспитании ребёнка сталкивается с рядом проблем, появление в семье ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) возлагает на родителей ещё больше ответственности и требует большего терпения. Дети, подростки и даже взрослые с ОВЗ требуют особого внимания и понимания, если они лишены правильного подхода к их воспитанию и развитию, то проблемы обостряются, а они сами могут стать бременем для семьи и общества. Одна из главных задач семьи заключается в том, чтобы в воспитании ребёнка с ОВЗ исходить из его возможностей, принимать его таким, какой он есть. Все семьи обладают большим потенциальным запасом собственных ресурсов и терпения, поэтому, заняв адекватную позицию по отношению к своему ребёнку, семья становится активным участником его воспитания, что является решающим фактором эффективности компенсации дефектов его развития, социализации, профессионального самоопределения.

Отношения внутри семьи и стиль воспитания ребёнка являются основой создания благоприятных условий для его развития. Именно по этим компонентам семьи, имеющие детей с ОВЗ, можно дифференцировать как занимающие адекватную и неадекватную позицию по отношению к своему ребёнку. Адекватная позиция предполагает принятие и понимание ребёнка и особенностей его развития, включение в жизненный сценарий семьи и построение перспективных планов его развития, в частности профессионального самоопределения. Родители, занимающие неадекватную позицию, либо не принимают дефект в развитии своего ребёнка, либо могут погрузить его в ситуацию гиперопеки, или, что хуже всего, могут лишить его права жить в семье. Следует понимать, что позиция родителей по отношению к своему ребёнку условна, её можно изменить в адекватную сторону.

Актуальность данной темы обусловлена не только необходимостью оказания помощи родителям занять адекватную позицию по отношению к своему ребёнку. Актуальным и значимым является оказание квалифицированной помощи родителям в понимании возможных перспектив развития ребёнка с ОВЗ, особенно в процессе его профессионального самоопределения, которое должно начинаться с дошкольного возраста.

Родители дошкольников с ОВЗ не ставят перед собой такие отдалённые перспективы развития для своего ребёнка и не придают этому значения. Перспективность

проектирования программ профессионального самоопределения для детей с ОВЗ должна осознаваться родителями, так как многие семьи на протяжении длительного срока остаются с этой проблемой один на один, особенно когда ребёнок взрослеет, а своё место в жизни так и не находит.

Актуальна в этой ситуации и материальная сторона проблемы, материальные средства, которые родители получают на такого ребёнка, не всегда дают возможность для поддержания качества его жизни на должном уровне. Реализация предлагаемых нами программ для разных категорий лиц с ОВЗ будет содействовать их социализации и повышению качества жизни, даст возможность в будущем приобрести востребованную профессию и превысить своё качество жизни.

Родители, воспитывающие детей с ОВЗ, даже занимающие по отношению к ним адекватную позицию, нуждаются в сопровождении компетентным специалистом и поддержке с его стороны. При правильном подходе к воспитанию и развитию ребёнка с ОВЗ некоторые дефекты можно компенсировать, а с некоторыми научить его жить. Качество жизни таких семей значительно отличается по основным его показателям. Если не брать во внимание экономическую составляющую, то по таким критериям качества жизни, как здоровье, социальные показатели, психологические и педагогические, семьи, воспитывающие детей с ОВЗ, явно проигрывают [1].

Семьи, воспитывающие детей с ОВЗ, испытывают значительные трудности как психологического, так и педагогического характера, им необходима квалифицированная помощь, иногда непосредственно в условиях семьи, которую должны оказывать специально подготовленные педагоги-тьюторы, хорошо знающие особенности развития лиц с ОВЗ, а также методические подходы к работе с ними [3].

Родители ребёнка с ОВЗ и специалисты, к которым они обращаются за советом, порой много внимания уделяют вопросу, где ему лучше воспитываться и обучаться: в общеобразовательном учреждении, в классе коррекционной школы, в детском доме-интернате системы социальной защиты или в инклюзивной образовательной среде. К сожалению, родители, да и многие специалисты не всегда задумываются над перспективой жизни своего ребёнка, над её профессиональным планом, а это важно для его будущей самостоятельной жизни. Решать эту проблему надо начинать с дошкольного возраста с учётом возможностей и интересов ребёнка с ОВЗ, к ней следует подходить осторожно, продуманно, принимая во внимание все конкретные обстоятельства, проанализировав социальную ситуацию развития ребёнка [6].

По мнению В. В. Ткачевой, семья, воспитывающая ребёнка с ОВЗ, начинает выполнять специфические функции, отличные от функций семей, в которых растут здоровые дети.

На наш взгляд, наиболее значимыми для успешного развития и социализации ребёнка с ОВЗ является учёт следующих компонентов данных функций:

- коррекционно-образовательный компонент, предполагающий создание в семье особой среды, способствующей развитию у ребёнка интереса к окружающему миру и его познанию, раскрывающей его способности и возможности, оптимизирующей его личностное развитие;

- адаптирующий компонент, требующий от родителей активного участия в процессе социализации ребёнка к сложным условиям жизни, одновременно они должны приспосабливать и окружающую среду к его возможностям;

- социализирующий компонент предполагает прохождение ряда ступеней в данном направлении. Первой ступенью вхождения ребёнка с отклонениями в социальную среду является его принятие и понимание в семье. Успешность этого процесса во многом зависит от того, насколько адекватно реагируют на особенности ребёнка и как помогают их преодолевать его родители. Степень социализации ребёнка зависит не только от его психофизических возможностей, но и от выбора родителями адекватной модели его воспитания;

- профессионально-трудовой компонент, самый значимый, должен быть напрямую связан с перспективой выбора сферы доступной трудовой деятельности. Родители должны прививать своему ребёнку в первую очередь навыки самообслуживания, затем и трудовые [5].

Именно осознанные требования, предъявляемые к ребёнку с раннего детства: пользование средствами личной гигиены, складывание игрушек, помощь в уборке квартиры - в дальнейшем станут основой его приучения к труду. Семья должна дать основы эмоциональной мотивации к трудовой деятельности на всех последующих этапах развития ребёнка, сформировать у него потребность участия в общественно полезной деятельности, заложить перспективы его профессионального самоопределения [8].

Понятно, что психофизические данные ребёнка с ОВЗ не всегда позволяют ему овладеть даже самой примитивной профессией. Однако формирование основ трудовой, а затем профессиональной деятельности позволит осуществить занятость ребёнка с ОВЗ в социальных структурах, даст возможность зарабатывать средства для помощи своей семье.

Часто такие семьи просто не понимают многогранность проблемы, с которой столкнулись, только грамотный специалист сможет им в этом помочь. Выделенные функции, которые должны выполнять такие семьи, им не всегда понятны, а порой просто неизвестны. Помощь специалистов в этом случае необходима, именно они должны объяснить их родителям детей с ограниченными возможностями здоровья в высшей мере деликатно и бережно, стараясь, со своей стороны, упрочить согласие в семье, нацелить их на выполнение новых функций. Не лишне будет ещё раз вспомнить неутешительную статистику, свидетельствующую о том, что часть таких семей распадается, чаще всего тяготы по воспитанию ребёнка ложатся на матерей, которые не знают, что такое отпуск, театр, кино, отдавая всё своё время, внимание и силы ребёнку. Вот они-то и нуждаются в помощи в первую очередь. Надо помочь семье принять ребёнка с ОВЗ, понять возможности перспективы его развития, научить строить профессиональные планы.

Большинство родителей и не подразумевает, что в будущем при выборе профессии их ребёнок столкнётся с проблемами, связанными с его психофизическими возможностями, необходимо с дошкольного возраста ориентировать его на профессиональную сферу, соответствующую его возможностям. Важным является донести до родителей, что не все виды профессиональной деятельности доступны для их ребёнка.

А

ДГАУДПО НГОГ

Существует ряд ограничений в сфере профессиональной деятельности для лиц с ОВЗ, им не доступны:

- профессии, ориентированные на повышенные требования к интеллектуальным способностям;

- профессии, требующие особых коммуникативных способностей;

- профессии, предполагающие ответственность за безопасность жизнедеятельности окружающих;

- профессии, нуждающиеся в высоких физических показателях;

- профессии, усугубляющие имеющиеся сопутствующие заболевания.

Как показывает практика, люди с ограниченными возможностями в основном приобретают профессии, ориентированные на рабочие специальности. Проанализировав общероссийский классификатор профессий (ОК-016-94), мы определили список профессий, которые в большей мере соответствуют возможностям лиц с ОВЗ. На основе данного классификатора нами был подобран словарь профессий, доступных для лиц с ОВЗ, он может использоваться для разработки средств профессиональной ориентации детей и подростков с ОВЗ, поможет настроить на ту или иную профессию средствами игр, диагностических и демонстрационных материалов.

В таблице № 1 систематизированы и представлены, на наш взгляд, наиболее доступные для лиц с ОВЗ профессии и стандартные способности, которые необходимы для овладения этими профессиями. Считаем важным обобщить выделенные профессии по основным трудовым функциям, на которые необходимо ориентировать лиц с ОВЗ.

Представленные профессии и стандартные компетенции к ним ориентированы на разные социальные условия: сельскую и городскую среду, возможность карьерного роста, проявление творческих способностей и получение материального вознаграждения. Проектирование программы профессионального самоопределения с ориентировкой на данные профессии значительно облегчит выделение профессиональных компетенций, заложенных в стандартных способностях. Социальная ответственность, терпимость, самообладание, коммуникабельность - все эти качества, необходимые для целого ряда профессий, являются основой для профессиональных компетенций и закладывают нравственные основы личности.

Таблица 1

Обобщённый по базовым функциям перечень профессий, доступных для освоения лицами с ОВЗ

Функции Профессии Стандартные способности

Ухаживающий Рабочий зеленхоза, рабочий плодоовощного хранилища, цветовод, садовник, санитарка (мойщица) Социальная ответственность, привязанность к объекту труда, благосклонность, самообладание, внимательность, желание видеть результат своего труда

Обслуживающий Уборщик территорий, горничная, мойщик посуды, мойщик ковров, рабочий ритуальных услуг Экономическое чутьё, благосклонность, самообладание, твёрдость, коммуникабельность, внимательность, уважение к людям, стремление к чистоте

Ремонтник Обувщик, маляр, облицовщик-плиточник, каменщик, кровельщик Терпимость, ответственность, чувствительность, педантизм, усидчивость, внимательность, творческие способности

Контролёр Контролёр пассажирского транспорта, сторож (вахтёр) Серьёзность, уравновешенность, самообладание, чувствительность, внимательность, педантизм

Разносчик Курьер разносчик, почтальон, грузчик Социальная ответственность, благосклонность, социальная активность, самообладание, живость, уверенность, коммуникабельность, приспособляемость

Сборщик Швея, столяр, плотник, резчик по дереву и берёсте, изготовитель художественных изделий из дерева, вышивальщица, гончар Рутинность, терпимость, педантизм, уравновешенность, самоконтроль, усидчивость, внимательность, склонность к творчеству, элементы эстетического вкуса

Нами были разработаны и апробированы научно-обоснованные подходы к проектированию комплексных программ сопровождения процесса профессионального самоопределения лиц с ОВЗ в условиях семьи.

Приступая к проектированию программы профессионального самоопределения, прежде всего, необходимо выделить базовые принципы, в соответствии с которыми должны разрабатываться такие программы, определить задачи, обозначить основные структурные блоки.

По результатам анализа существующих параметров нами был определён комплекс принципов, коррекционно-развивающих и профориентационных. За основу мы взяли следующие коррекционно-развивающие принципы: генетического хода развития ребёнка; развивающей направленности обучения и воспитания; единства диагностики и коррекции отклонения в развитии; расширения социальных связей [2].

Особо следует обратить внимание на принципы, которыми руководствуются (или должны руководствоваться) девушки и юноши, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.

Выделив базовые принципы профессионального самоопределения, мы адаптировали их для лиц с ОВЗ, ориентировав на специфику психофизического развития.

Сознательность в выборе профессии выражается в стремлении не только удовлетворить своим выбором личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу. Данный принцип для лиц с ОВЗ неотделим от принципа расширения социальных связей, как и последующие принципы профессионального самоопределения. Понимание необходимости участия в трудовой деятельности, сознательное её выполнение,

получение удовлетворения от участия в ней - ко всему этому необходимо подвести ребёнка с ОВЗ, закрепить чёткие представления в данной профессиональной ситуации.

Соответствие выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям личности и одновременно потребностям общества в кадрах выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. Реализация данного принципа для лиц с ОВЗ должна проходить на основе коррекцион-но-развивающего принципа единства диагностики и коррекции отклонения в развитии. Ограниченные возможности здоровья частично могут препятствовать развитию его профессиональных интересов и склонностей, и для него необходима своя программа профессионального самоопределения. Следует учитывать тот факт, что способности ребёнка с ОВЗ дают возможность участвовать ему только в доступных видах профессиональной деятельности, на что мы указывали выше.

Активность в выборе профессии должна характеризовать тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть практические пробы самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной деятельности, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) литературы, работа во время практики и многое другое. Самостоятельное проявление активности с трудом даётся детям и подросткам с ОВЗ. Для них характерна инертность, отсутствие мотивации и целенаправленности в деятельности. Для реализации данного принципа необходима консолидация усилий педагогов и родителей. Данный принцип должен реализо-вываться в тесной взаимосвязи с принципом развивающей направленности процесса профессионального самоопределения.

Развитие должно отражать идею выбора такой профессии, которая давала бы возможность для повышения квалификации, увеличение заработка по мере роста опыта и профессионального мастерства. Принцип предполагает возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т. п. Значение данного принципа для детей и подростков с ОВЗ выделялось ещё основоположниками специального образования.

Развитие основных психических процессов, целостной структуры деятельности, интереса к окружающей действительности. Развитие социальных представлений и умений и много других значимых линий развития ребёнка с ОВЗ, закономерно должны привести к его социализации и профессиональному самоопределению [7].

Реализация комплекса принципов в программе профессионального самоопределения позволит организовать систему работы в данном направлении и даст возможность для решения базовых задач.

В качестве основных при проектировании программ профессионального самоопределения для разных возрастных уровней мы рассматриваем следующие задачи:

1. Организация комплексного изучения профессиональных интересов детей и подростков с разным уровнем развития.

2. Определение базовых условий, необходимых для защиты, сохранения и укрепления здоровья, через формирование привычки к здоровому образу жизни ребёнка и членов его семьи, о способах его достижения в профессиональной деятельности.

3. Компенсация вторичных дефектов развития в процессе профессионального самоопределения, становление психических процессов в трудовой деятельности.

4. Погружение и социализация в разных жизненных и профессиональных ситуациях, повышение самостоятельности и автономии.

5. Совершенствование способов усвоения социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности.

6. Познавательное развитие и активизация базовых профессиональных способностей, необходимых в трудовой деятельности.

7. Формирование системы профессиональных знаний и обобщённых профессиональных компетенций в выбранном направлении.

8. Привитие нравственных ориентиров в профессиональной деятельности и поведении, актуализация и воспитание положительных личностных качеств.

9. Ориентирование родителей на использование отдельных психолого-педагогических приёмов, повышающих эффективность взаимодействия с подростком в процессе профессионального самоопределения.

10. Развитие интереса к доступной профессиональной деятельности.

11. Расширение профессионального кругозора учащихся и углубление знаний посредством интересующей их деятельности.

12. Формирование более точных представлений о профессиях, возможностях обучения и трудоустройства.

13. Обогащение первичного профессионального опыта детей и подростков с ОВЗ.

14. Создание условий для проявления положительных индивидуальных особенностей в процессе профессионального самоопределения.

Реализация поставленных задач тесно связана с повышением качества жизни детей и подростков с ОВЗ. Решая первые задачи, мы проектируем условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого воспитанника, определяем задачи по формированию представлений о здоровом образе жизни ребёнка и членов его семьи. Предоставляем перечень возможных воспитательных и образовательных мероприятий, направленных на обеспечение детей приёмами и навыками, значимыми для их безопасности в профессиональной деятельности. Последующие задачи направлены на комплексную социализацию и профессиональное самоопределение лиц с ОВЗ, с учётом их возможностей и индивидуальных особенностей.

Программа профессионального самоопределения должна включать в себя следующие блоки:

1 блок - формирование первичного интереса к профессиям, расширение представлений о профессиях, способах их получения, экскурсии, беседы;

2 блок - обогащение представлений о доступных профессиях, приобретение практического опыта, связанного с рядом профессий, формирование первичных профессиональных навыков;

А

ДГАУДПО НГОГ

3 блок - закрепление предпочтения к одной доступной профессии, формирование базовых профессиональных компетенций, адаптация в трудовом коллективе.

Содержание каждого блока должно быть направлено на решение поставленных задач, соответствующих этапу развития ребёнка с ОВЗ, и должно содержать серии заданий, в комментариях к которым выделены ведущие виды деятельности для их выполнения. По каждому блоку необходимо прогнозировать потенциально возможные достижения ребёнка. Реализацию данной работы должен осуществлять тьютор, который не только составляет программу профессионального самоопределения для данного ребёнка, но и обсуждает её с родителями, намечает совместные в рамках образовательной организации и семьи перспективы её реализации. Успешность зависит от комплексного подхода со стороны квалифицированных специалистов и заинтересованности родителей. Именно совместные усилия семьи и образовательной организации выведут качество жизни лица с ОВЗ на новый уровень, расширят социальные и профессиональные возможности.

Список литературы

1. Афанасьева Р. А., Карпушенко В. И. Роль тьюторов в реализации комплексной программы сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи // Сибирский педагогический журнал. Новосибирск, 2017. № 5. С. 82-86.

2. Выготский Л. С. Детская психология // Собр. соч. в 6 т. Т. 6. М. : Педагогика, 1984. 387 с.

3. Ковалева Т. М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1-4. М. : Пед. ун-т «Первое сентября», 2010. С. 8.

4. Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа : уч. пособие для студентов пед. вузов. М. : Просвещение, 2009. 319 с.

5. Ткачёва В. В. Семья ребёнка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. М. : Национальный книжный центр, 2014. 152 с.

6. Холостова Е. И. Социальная работа : учебное пособие. 6-е изд. М. : Дашков и Ко, 2008. 860 с.

7. Эльконин Д. Б.Шетская психология. М. : Академия, 2008. 383 с.

8. Servan-Schreiber D. Die Neue Medizin der Emotionen. München, 2006. 318 p.

Supporting the Families Raising the Children with Disabilities in the Stages of Child's Professional

Self-determination

R. A. Afanasyeva

Irkutsk state University, Irkutsk

Abstract. The article presents the results of studying the problem of supporting families raising the children and teenagers with disabilities in the process of their professional self-determination. The importance of creating the complex programmes, the implementation of which will allow parents who raise such children to work out their professional route and improve their social opportunities. The approach to designing the professional self-determination programmes in the family is developed; the main parts of the programme are noted. Every part includes a child's anticipated achievements and the tutors' tasks while implementing the programs. The specialists should not only design a program of professional self-determination, but also discuss it with parents, and outline the prospects for its implementation within the educational organization and the family.

Keywords: family, health limitations, programme, blocks, professional self-determination, professional route, tutor, improving the quality of life, social opportunities.

A

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о иnprir

Афанасьева Раиса Альбертовна

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и практик специального обучения и воспитания

Педагогический институт, Иркутский государственный университет

Afanasyeva Raisa Al'bertovna

Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, Head of the Department of Theory and Practice of Special Education and Upbringing

Pedagogical Institute, Irkutsk State University

664003, г. Иркутск, 1 K. Marx St, Irkutsk, 664003 ул. К. Маркса, 1

тел.: +7(3952)241097 tel.: +7(3952)241097

e-mail: kaf_pipsoiv@mail.ru e-mail: kaf_pipsoiv@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.