Научная статья на тему 'Особенности профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях современной сельской школы'

Особенности профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях современной сельской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
профессиональная ориентация / профессиональные пробы / личностно-профессиональное самоопределение / индивидуально-психологические возможности / индивидуально-физические возможности / родительское сопровождение / сельский школьник / образовательная среда / professional guidance / professional tests / personal and professional self-determination / individual and psychological opportunities / individual physical capacities / parental support / rural school student / educational environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бадашкеев Михаил Валерьевич

Современная российская действительность характеризуется кризисными явлениями в социально-экономической сфере и образовании, которые привели к определённой неясности в выборе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья будущей профессии. Материалы и методы. В данной работе рассматривается многообразие различных теоретических позиций по исследуемой проблематике относительно индивидуального развития сельских школьников с ограниченными возможностями здоровья. Внимание автора сконцентрировано на совместном психолого-педагогическом взаимодействии с родителями в рамках школы родительского сопровождения «Туя». Результаты исследования. В исследовании максимально используется образовательный ресурс современного села. Совместно с родителями мы создаём такие условия, которые позволяют особым детям максимально определиться с профессиональным будущим. Зафиксирована положительная динамика развития личностно-профессионального самоопределения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Обсуждение и заключение. Разработана программа профессиональной ориентации и профессиональных проб, а также система традиционных мероприятий, реализуемых совместно с родителями и социальными партнёрами школы. В ходе эмпирического исследования были определены наиболее эффективные пути реализации профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бадашкеев Михаил Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Orientation Peculiarities of Students with Disabilities in Modern Rural School

Introduction. The modern Russian reality is characterized by crisis phenomena in the social and economic sphere and education, which led to a certain ambiguity in choosing future profession. Materials and methods. In the paper we consider various theoretical positions on the studied issue concerning to individual development of rural school students with disabilities. The author focuses on psychological and pedagogical interaction of parents and school of parental support “Thuja”. Results of the research. In the research the educational resource of the modern village is used as much as possible for creating conditions that allow special children to decide about their professional future. Positive dynamics in personal development and professional self-determination of students with disabilities is recorded. Discussion and conclusion. The programme of professional orientation and tests, as well as the system of traditional activities were created and implemented together with parents and school’s social partners. While the empirical research conducting the most effective ways for professional orientation of students with disabilities were defined.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях современной сельской школы»

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

УДК 371.91

Особенности профессиональной

ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях современной сельской школы

М. В. Бадашкеев

Тарасинская средняя общеобразовательная школа, с. Тараса

Аннотация. Введение. Современная российская действительность характеризуется кризисными явлениями в социально-экономической сфере и образовании, которые привели к определённой неясности в выборе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья будущей профессии. Материалы и методы. В данной работе рассматривается многообразие различных теоретических позиций по исследуемой проблематике относительно индивидуального развития сельских школьников с ограниченными возможностями здоровья. Внимание автора сконцентрировано на совместном психолого-педагогическом взаимодействии с родителями в рамках школы родительского сопровождения «Туя». Результаты исследования. В исследовании максимально используется образовательный ресурс современного села. Совместно с родителями мы создаём такие условия, которые позволяют особым детям максимально определиться с профессиональным будущим. Зафиксирована положительная динамика развития личностно-профессионального самоопределения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Обсуждение и заключение. Разработана программа профессиональной ориентации и профессиональных проб, а также система традиционных мероприятий, реализуемых совместно с родителями и социальными партнёрами школы. В ходе эмпирического исследования были определены наиболее эффективные пути реализации профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые

слова: профессиональная ориентация, профессиональные пробы,

личностно-профессиональное самоопределение, индивидуально-психологические возможности, индивидуально-физические возможности, родительское сопровождение, сельский школьник, образовательная среда.

Для цитирования: Бадашкеев М. В. Особенности профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях современной сельской школы // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 1. С.57-68 . DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-1-57-68.

Дата поступления статьи в редакцию:

28 января 2019 г. Введение

В современных социально-экономических условиях особенно актуализируется вопрос о правильности выбора жизненного пути, что в значительной степени усугубляет психологическую напряжённость выпускников сельских школ. Жизненная проблема, возникающая перед человеком, всегда предполагает неопределённость и двоякость, что, конечно же, ведёт к чувственно-эмоциональным переживаниям. Они обостряются у особых детей, которые изначально собственную перспективу самореализации видят ограниченно. Волею судьбы обучаясь в сельской школе, данные дети, конечно же, проводят параллели с деятельностью, понятной и знакомой с детства. Поэтому педагоги школы пытаются представить им максимально возможный спектр профессий. На пороге первого судьбоносного выбора значимость ответственного шага чрезвычайно велика - верный выбор, соответствующий внутренним интересам, индивидуально-психологическим, индивидуально-физическим возможностям, - это определённый путь к началу самостоятельной жизни, успеху, самореализации. Поэтому большое значение сегодня придаётся профессиональной ориентации, психолого-педагогической поддержке в процессе развития личност-но-профессионального самоопределения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в условиях современной сельской школы, определению склонностей, интересов, индивидуально-психологических, индивидуально-физических возможностей, созданию специальных условий, позволяющих максимально раскрыть потенциал ребёнка с ОВЗ.

Обзор литературы

В современной психолого-педагогической науке широко анализируются и обсуждаются проблемы профессиональной ориентации подрастающей молодёжи с ограниченными возможностями здоровья. Особую актуальность данная проблема приобретает в связи с интеллектуальной деградацией подрастающего поколения, а также переходом российской системы образования на инклюзивную модель образования и реализацию прав подрастающей молодёжи с ограниченными возможностями здоровья на

образование, профессиональный труд, самореализацию и интеграцию в социум [10].

В жизни любого молодого человека возникают дилеммы выбора жизненного пути, связанные с профессиональной деятельностью, и выбора спутника жизни. Для молодых людей с ОВЗ данный выбор усугубляется пределами возможности психологического и физического плана. Для нашего исследования наиболее важным считается адекватное видение будущей самореализации как следствие успешного личностно-профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ. На наш взгляд, если мы даём ребёнку определённое понимание собственных индивидуально-психологических, индивидуально-физических возможностей, то в последующем мы развиваем в нём позицию самостоятельного поведения, самостоятельного выбора жизненного пути. Так, по мнению В. П. Бедерхановой, ценностно-ориентационная сфера определяет профессиональную направленность, профессиональное самоопределение, личностную и профессиональную позицию [5, с. 31]. В данном случае, на наш взгляд, автор ограничивает возможности влияния на процесс развития личности обучающегося, а также на эффективность личностно-профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ. Мы, в свою очередь, считаем наиболее эффективной в работе с детьми с ОВЗ целенаправленную психолого-педагогическую поддержку в процессе развития личностно-профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ. Учитывая индивидуально-психологические, индивидуально-физические возможности особых детей, мы строим совершенно иной педагогический императив, направленный на развитие более сильных сторон личности ребёнка. Совместно с родителями достигается дополнительное чувственно-эмоциональное переживание нового опыта, что и создаёт искусственную ситуацию успеха.

Данное наше мнение близко позиции С. Н. Чистяковой, которая характеризует профессиональное самоопределение как процесс формирования позиции личности в отношении себя как субъекта профессиональной деятельности [15, с. 120]. Для нашего исследования значимость данной позиции заключается в смещении классических ориентиров в сторону гуманистического видения решения проблемы, поскольку автор считает, что нахождение себя в образах профессионального мира позволяет обучающемуся создать определённое мироощущение и собственное видение данной деятельности, а также самореализацию в сопряжении с собственными индивидуальными возможностями [14, с. 56].

Изучение различных теоретических аспектов говорит о многоаспектности проблемного поля. Так, по мнению О. В. Бобковой, А. В. Ереминой, профессиональный выбор молодых людей с ОВЗ должен осуществляться в зависимости от индивидуальных способностей и возможностей, что позволит обеспечить более успешную профессиональную адаптацию и минимальную напряжённость функциональных систем организма [6, с. 89]. Для решения задач, связанных с качеством образования и эффективностью оказываемых образовательных услуг, по мнению О. В. Кучергиной, О. В. Шелкуновой, необходимо создать определённую критериальную систему, причём индивидуально для каждой образовательной организации, с учётом особенностей образовательного пространства и индивидуальных способностей воспитанников [9, с. 33]. Для нашего исследования данные мнения значимы и отражаются в программе професси-

ональной ориентации «На пути к звёздам», в которой первоочередной задачей является индивидуализация процесса развития личностно-профессионально-го самоопределения обучающихся с ОВЗ. Также нами определены критерии личностно-профессионального самоопределения: когнитивный, эмоционально-волевой, личностно-мотивационный, социокультурный. Е. А. Французова обозначает прерогативу методического и психолого-педагогического сопровождения и во главу угла ставит компетентность педагога-психолога, классного руководителя в вопросах личностно-профессионального самоопределения [7, с. 77]. С чем мы определённо согласны, поскольку от профессионализма педагогов напрямую зависит положительная динамика личностного развития обучающихся с ОВЗ. Многие зарубежные учёные придерживаются данной научной позиции, но первоочередным считают развитие профессиональных компетенций, а личностное развитие рассматривается в зависимости от средо-вых и социальных эффектов влияния [18; 20]. Также определённые негативные тенденции и трудности в формировании профессионального самоопределения просматриваются в научных трудах И. Баранаускене. Автор делает акцент на трудностях, которые возникают в ходе реализации профориентационной деятельности с обучающимися с ОВЗ. Мы определили из них наиболее значимые и те, которые были подтверждены в ходе нашего эмпирического исследования:

1) социально-экономический фактор (большинство профессий недоступно нашим детям из-за неблагополучия семьи);

2) интеллектуальный фактор (неадекватная самооценка, низкая способность соотнести свои возможности с требованиями профессии; всегда есть дети, претендующие на интеллектуальные профессии: программист, психолог, космонавт...);

3) психофизиологический фактор (неадекватное поведение, приступы агрессии, сексуальные влечения, физические недостатки и т. д.) [4, с. 65].

Таким образом, мы можем утверждать, что мнение названных выше учёных определённым образом совпадает с направлениями наших гипотетических изысканий и, безусловно, его дополняют. Для нашего исследования фундаментальными являются научные работы Р. А. Афанасьевой, которые во многом схожи с нашими выводами. Так, нам в значительной степени импонирует позиция включения родителей в профориентационные процессы и совместная реализация обозначенных планов мероприятий по профессиональной ориентации [2, с. 97]. Также интересно комплексное видение совокупности принципов, которые являются векторными составляющими «качества жизни», а в последующем более успешной профессиональной адаптации [1, с. 194]. Также для нашего исследования представляет интерес мнение Е. Р. Ярской-Смирно-вой, которая считает, что для успешного развития особых детей важно создать особые условия, в частности инклюзивную образовательную среду. Общаясь на равных со сверстниками, ребёнок с ОВЗ приобретает жизненный опыт социально-культурного взаимодействия, что является важным в адаптации к взрослой жизни [17, с. 105]. В нашем исследовании мы не можем не учитывать гендерные особенности обучающихся с ОВЗ, по данному вопросу имеется исследование Т. К. Ходиной, которая утверждает, что процесс профессионального самоопределения обусловлен половой дифференциацией. Появление профессиональных интересов у мальчиков наблюдается гораздо раньше, чем у

девочек, а девочки легче переносят неудачи, так как для них наиболее важно создание семьи. Необходимо отметить, что зарубежные учёные, рассматривая гендерные особенности, в основном видят социальное взаимодействие и исходящие нюансы. Так, Б. КаЬаки^ше считает, что становление профессиональных интересов происходит от внутренних симпатий, а также от социального мнения старших товарищей [18]. В нашем исследовании данная дифференциация приобрела следующие дополнения: мальчики более охотно выполняют какие-либо виды деятельности в ходе реализации профессиональных проб, задают вопросы на экскурсиях, а девочки ведут себя зажато, не могут сформулировать собственные впечатления, любые действия выполняют неохотно, но определённый продукт по результатам профессиональных проб создают более тщательно и качественно, многие мальчики не справляются с заданием или испытывают значительные трудности [13, с. 45].

Анализ теоретических позиций и концепционных решений проблемы позволяет говорить о широте мнений и подходов, но мы, в свою очередь, склонны придерживаться собственных позиций и в более ранних работах конкретизировали дефиницию личностно-профессионального самоопределения. В нашем понимании, личностно-профессиональное самоопределение обучающихся -сложный процесс выбора профессиональной деятельности, осуществляемый под влиянием внешних (социокультурных, информационных, экономических, географических) и внутренних (содержательных, технологических, организационных) факторов образовательной среды. Внешние факторы определяют эмоциональный и поведенческий компоненты личностно-профессионального самоопределения, а внутренние факторы - мотивационно-ценностный и когнитивный компоненты, которые в совокупности обеспечивают сознательный выбор обучающимися будущей профессии. Данное определение и обозначенные нами критерии позволяют рассматривать профессиональную ориентацию как психолого-педагогическую деятельность, направленную на осознанный выбор будущей профессии, с пониманием всех мер ответственности и социально-экономических, психофизиологических требований к данному виду трудовой деятельности.

Таким образом, проведённый анализ современной теории и практики по реализации профессиональной ориентации с обучающимися с ОВЗ и развития личностно-профессионального самоопределения показал, что большая часть научно обоснованных мнений конкретизирует идею о целенаправленности организационно-педагогических мероприятий, гуманистическом видении решения проблемы с целью максимально расширить как возможности детей с ОВЗ, так и их мировоззрение в области профессиональной деятельности.

Материалы и методы

В определении диагностического инструментария в значительной степени нам помогли труды Г. В. Резапкиной, на основе которых нами был разработан пакет диагностического инструментария, отражающий специфику и особенности предстоящей работы [10; 12]. Исследование проводилось в рамках индивидуальных консультационных бесед, а также испытуемым предлагались адаптированные анкеты, содержащие пятнадцать утверждений для выявления уровня сформированности личностно-профессионального самоопределения

обучающихся с ОВЗ. Дополнительно использовалась методика Г. В. Резап-киной «Определение профессиональных склонностей» с целью выявления профессиональных склонностей детей с ОВЗ. Полученные в ходе констатирующего эксперимента данные определили специфику и основные профори-ентационные мероприятия. Также были определены программы профессиональных проб для реализации в профориентационной деятельности. В рамках реализации инновационного проекта «Разработка и реализация комплекса сетевых образовательных программ профессиональных проб для детей и молодёжи МО «Боханский район» мы реализуем семь программ. Для обучающихся с ОВЗ были определены три направления: «Мать Земля» (агроном, землеустроитель, охотовед, лесник); «Железный человек» (инженер-механик, водитель автотранспортного средства, тракторист); «Шэдитэ ханза - Волшебный сундучок» (швея, продавец, парикмахер, мастер маникюра).

Результаты исследования

Анализ данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, позволил сделать выводы о том, что у основной части обучающихся с ОВЗ, причём вне зависимости от пола, была выявлена склонность к предметно-практической деятельности. Выполняя определённые задания, 67 % обучающихся затруднялись ответить, для чего необходим данный предмет или продукт деятельности, но при этом алгоритм действий выполняли практически стопроцентно точно. Данные профессии для мальчиков связаны с дерево- и металлообработкой, сборкой по чертежу, монтажом, ремонтом, управлением трактором, изготовлением болтов и гаек; для девочек - связаны с работой с материалом: кожей и мехом - украшением вышивкой цветными нитками, бисером, шитьём; художественным оформлением одежды.

В нашем исследовании данные векторы решения проблемы представлены в виде школы родительского сопровождения «Туя», данное название выбрано неслучайно, в нём заключён глубокий философский смысл. Туя - вечнозелёное хвойной дерево - символ вечной жизни; Туй (с татарского языка - «свадьба») -начало новой жизни; Туяа (с бурятского языка - «заря») - прекрасное таинство. Объединяя все значения, мы видим концептуальную основу иного психолого-педагогического воздействия на процесс развития личности. Мы развиваем созидающую мировоззренческую позицию у обучающегося, в то же время родители наглядно видят индивидуально-психологические, индивидуально-физические возможности своих детей и учатся вместе по-иному смотреть на мир. Данное объединение значений также несёт созидающий эффект в межэтническом взаимодействии, поскольку преобладающее население Боханского района - русские, буряты, татары, что очень ярко представлено в нашем селе Тараса.

Современные учёные-педагоги, психологи приходят к единому мнению о необходимости психолого-педагогического сопровождения в процессе выбора жизненного пути. Мы же предлагаем совершенно новый педагогический императив в виде школы родительского сопровождения «Туя» [3, с. 447].

Анализ и изучение проблемного массива теории и практики по исследуемому направлению на сегодняшний день привели нас к определённому его осмыслению и определению двух основных направлений:

- группа учёных говорит о важности развития устойчивого профессиональ-

ного интереса, представления о профессии, основных отличиях профессиональной деятельности, а следовательно, о том, что человек с ОВЗ в последующем должен овладеть навыками по уходу за самим собой, различать в социуме людей по принадлежностям к профессиям и минимально включаться в определённый вид профессиональной деятельности. Отстранение части человечества от возможности активного взаимодействия и оказания влияния на социально-экономические процессы происходило на всех этапах развития мировой истории;

- учёные, которые придерживаются гуманистического подхода и концепции созидающей философии, основной упор делают на максимальное включение в процессы социально-экономического развития человечества людей с ОВЗ. Предлагаются различные варианты психолого-педагогической поддержки, психолого-педагогического сопровождения [8; 10; 12, 16]. В нашем конкретном случае мы реализуем программу профориентационной работы совместно с родителями, а также с Боханским педагогическим колледжем в рамках инновационного проекта «Разработка и реализация комплекса сетевых образовательных программ профессиональных проб для детей и молодёжи МО "Боханский район"» осуществляется реализация профессиональных проб и экскурсий в мир профессий:

«Мать Земля» (агроном, землеустроитель, охотовед, лесник). В ходе профессиональных проб обучающимся представляются базовые сведения о профессиях «агроном», «землеустроитель», «охотовед», «лесник». Программа рассчитана на 16 часов. Обучающиеся, освоившие программу, должны:

- знать технологию выполнения работ по производству продукции растениеводства (Состав почвы. Классификация почв родного края. Плодородие почв. Удобрения. Классификация удобрений. Применение удобрения. Вред от внесения лишних удобрений). Уметь выращивать уличные растения с последующей их пересадкой, оформлять цветочные клумбы;

- иметь представление об основных направлениях развития вопросов землепользования о способах освоения и улучшения земель, системы противоэрозийных мероприятий, об основных нормативно-правовых актах об охране природы;

- знать карты локализации и миграции животных, составлять охотничьи карты, знать лесных зверей и птиц, уметь участвовать в заготовке шкур животных, а также в сборе грибов, ягод, лекарственных растений;

- уметь заготавливать семена деревьев, шишки сосны, ели, кедра, производить механическую и термическую переработку семенного сырья, готовить семена к посеву; выбирать участок для посева, обрабатывать почву; производить посев лесокультур; осуществлять уход за посевами: прополку, рыхление, затенение, прореживание, полив, подкормку, а также выкопку и хранение посадочного материала, посадку лесокультур на вырубках; владеть технологией дальнейшего ухода за насаждениями и их охраны, знать особенности роста и развития древесных пород родного края, владеть методикой постановки опытов в лесу и лесопитомнике.

«Железный человек» (инженер-механик, водитель автотранспортного средства, тракторист). В ходе профессиональных проб обучающимся предоставляются базовые сведения о профессиях «инженер-механик», «водитель ав-

тотранспортного средства», «тракторист». Моделируются основные элементы данных видов профессиональной деятельности.

Цель программы: оказание профориентационной поддержки обучающимся общеобразовательных организаций в процессе выбора профиля обучения.

Задачи: повысить уровень информированности школьников о профессиях автомобильного профиля; сформировать первоначальные допрофессиональ-ные знания и умения; содействовать формированию психологической готовности к выбору профессии, устойчивого профессионального интереса.

«Шэдитэ ханза - Волшебный сундучок» (швея, продавец, парикмахер, мастер маникюра). Профессиональная проба знакомит учащихся с национальным шитьём - одним из видов национального искусства бурятского народа и ориентирует их на работу в области художественного творчества (швея, мастер по национальному костюму, мастер по изготовлению изделий из меха и кожи, вышивальщица, мастер по изготовлению вышивки из бисера, модельер и др.).

Основными задачами пробы являются: развитие художественного вкуса, фантазии, выявление художественных и творческих способностей учащихся, формирование интереса к художественному творчеству, обогащение досуга школьников старинным занятием - национальным шитьём.

В процессе профессиональных проб обучающиеся усваивают профессиональные знания о технологии национального шитья, видах народного художественного творчества (вышивка цветными нитками, бисером, аппликация из ткани, шитьё и вышивка изделий из меха и кожи, художественное оформление одежды), бурятском орнаменте, особенностях бурятской декоративной композиции и др., а также умения составлять эскиз, делать выкройку, шить, художественно оформлять изделия.

В экспериментальной проверке разработанных профориентационных мероприятий и развития личностно-профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ приняли участие 34 учащихся (экспериментальные: 1 группа - 12 чел., 2 группа - 10 чел., а также 1 группа - 12 чел. - контрольная). Целью формирующего эксперимента стала организация профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ, а также процесс развития личностно-профес-сионального самоопределения обучающихся с ОВЗ. Все данные, полученные в ходе диагностики, были обработаны с помощью статистических и математических методов. Анализ результатов позволил осуществить объективную, достоверную оценку параметров и компонентов исследования, а также определить динамику изучаемых показателей.

Нами был разработан математический метод проверки эффективности профессиональной ориентации и процесса развития личностно-профессионально-го самоопределения обучающихся с ОВЗ. Корреляционный анализ основных параметров, характеризующих эффективность профессиональной ориентации и процесса развития личностно-профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ, включает в себя: профессиональный интерес, профессиональную направленность, личностно-профессиональное самоопределение, а также влияние родительского сопровождения, психолого-педагогического сопровождения.

В зависимости от характера полученных данных рассчитывались такие параметры, как х - среднее арифметическое, 5 - среднее квадратическое от-

клонение, m - ошибка среднего арифметического, t - критерий достоверности различий сравниваемых величин, р - уровень значимости. Все параметры определялись согласно известным методам вариационной статистики. Большие массивы данных обрабатывались на компьютере в среде Windows 7, в приложениях SPSS 19 и ECXEL.

При анализе уровень профессионального интереса в контрольной группе при n=12 до эксперимента х =28,1 балла при 5=10,3 (m=3,36), после эксперимента этот показатель увеличился и составил X =45,5 балла при 5=16,5 (m=5,45). Прибавка за период эксперимента составила X =4,3 балла. Этот показатель не превосходит 75 %-й уровень значимости при t=1,73; p<0,05, т. е. данные достоверны при двусторонней принятой гипотезе. В экспериментальной группе до эксперимента составили X =45,24 балла при 5=21,29 (m=4,25). Этот показатель значительно увеличился, по сравнению с КГ, и к завершению исследования составил X =75,87 балла при 5=20,61 и m=4,12, t-критерий Стъюдента составил 7,44 при p<0,001, прибавка за период эксперимента составила X =30,63 балла, полученные данные можно считать высокодостоверными в экспериментальной группе. Анализ показателя «уровень направленности личности» при n=12 до эксперимента в КГ составил X =23,36 балла при 5=3,68 (m=0,73), после эксперимента этот показатель незначительно увеличился и составил X =23,76 балла при 5=3,3 (m=0,66). Этот показатель за период эксперимента увеличился на X =0,4 балла. Данные можно считать недостоверными при t=1,15; p>0,05. В экспериментальной группе до эксперимента исследуемый параметр составили X =23,32 балла при 5=4,23 (m=0,84). Этот показатель существенно увеличился, по сравнению с КГ, и к завершению исследования составил X =25,04 балла при 5=4,23 и m=0,84, t-критерий Стью-дента составил 6,44 при p<0,001, полученные данные в экспериментальной группе можно считать достоверными.

Проведённая профориентационная работа в целом выявила положительную динамику развития личностно-профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ, что в полной мере доказывает, что только совместная с родителями целенаправленная психолого-педагогическая поддержка детей с ОВЗ обеспечит осознанный профессиональный выбор и в последующем успешную профессиональную самореализацию.

Обсуждение и заключение

Проведённое нами исследование в целом выявило наличие глобальной психолого-педагогической проблемы по реализации профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ, но при этом можно с уверенностью утверждать, что разработанные нами мероприятия, проводимые в рамках школы родительского сопровождения «Туя», а также разработанные профессиональные пробы в совокупности дали положительную динамику развития личностно-профессио-нального самоопределения обучающихся с ОВЗ.

Таким образом, мы считаем, что реализация профессиональных проб в условиях сельской школы позволит повысить эффективность профориентацион-ных мероприятий, что поможет обучающимся с ОВЗ осуществить более осознанный профессиональный выбор.

Обозначенные выше воззрения определяют получение профессионального

образования обучающимися с ОВЗ как одно из условий успешной социализации, обеспечение эффективной самореализации в сельском социуме. Исходя из перечисленных выше задач, сельская школа должна представить максимальный спектр для профессиональной самореализации обучающихся с ОВЗ. В целом решение обозначенных проблем, на наш взгляд, скрыто в социально-экономических условиях и деятельности средств массовой информации, что в последнее время положительно влияет на привлекательность сельского труда и быта. Если ещё три года назад наши выпускники (80-90 %) желали жить в городах, то сейчас 77 % обучающихся уверенно желают остаться в родном селе.

Таким образом, подводя итоги проведённого исследования, мы обозначили основные задачи для успешного осуществления профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ:

- помощь в осознании собственных индивидуально-психологических, индивидуально-физических возможностей, а также в адекватном сопоставлении с социально-экономическими, психофизиологическими требованиями, предъявляемыми к данной профессиональной деятельности;

- развитие позитивного и положительного восприятия сельскохозяйственного производства, философское понимание крестьянского труда, мировоззрение хозяина-хлебопашца.

Проведённое нами исследование не претендует на совершенную полноту освещения проблемы исследования. В ходе детального изучения процесса развития личностно-профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ наметились перспективные направления дальнейшего изучения проблемы: реализация принципа системности и преемственности в образовательной цепи.

Список литературы

1. Афанасьева Р. А. Проектирование программ, направленных на содействие профессиональному самоопределению детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности // Сибирский Педагогический журнал. 2015. N° 2. С. 191-195.

2. Афанасьева Р. А., Карпушенко В. И. Качество жизни и профессиональное самоопределение лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности в условиях семьи // Специальное образование. 2016. № 2 (42). С. 94-105.

3. Бадашкеев М. В. Развитие личности старшеклассников в условиях сельской школы // Педагогический журнал. 2017. Т. 7. № 1В. С. 442-449.

4. Баранаускене И., Карвялис В. Модели профессиональной подготовки молодых людей с незначительным нарушением интеллекта: оценочный аспект // Дефектология. 2007. № 4. С. 60-69.

5. Бедерханова В. П. Становление личностно ориентированной позиции педагога : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01, 19.00.07. Краснодар, 2002. 47 с.

6. Бобкова О. В., Ермина А. В. Модель профориентационной работы с учащимися старших классов, имеющими ограниченные возможности здоровья и инвалидность [Электронный ресурс] // Современные наукоёмкие технологии. 2017. № 5. С. 89-93. URL: http:// top-technologies.ru/ru /article/view?id= 36674 (дата обращения: 08.10.2018).

7. Герасименко Ю. А., Французова Е. А. Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях профориентационной работы [Электронный ресурс] // Молодой

учёный. 2017. № 39 (173). С. 76-78. URL: https://moluch.ru/archive/173/45747/ (дата обращения: 07.10.2018).

8. Климов Е. А. Путь в профессию. Л. : Лениздат, 1974. 190 с.

9. Кучергина О. В., Шелкунова О. В. Осуществление инновационной деятельности в условиях специальной (коррекционной) школы: нормативно-правовой аспект : учеб. пособие. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2017. 131 с.

10. Организация работы по профориентации и профадаптации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ: учебно-методический комплект / сост. Г. В. Резапкина. Сыктывкар : КРИ-РО, 2014. 48 с.

11. Положение инвалидов [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. М., 2015. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/population/disabilities/ (дата обращения: 15.10.2018).

12. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. М. : Генезис, 2005. 208 с.

13. Ходина Т. К. Проблемы профессионального самоопределения современных школьников // Профессиональный потенциал. 2002. № 1. С. 43-47.

14. Чистякова С. Н. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение учащейся молодёжи / под ред. С. Я. Батышева. М. : Профессиональное образование. 1997. 386 с.

15. Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение обучающихся: проблемы и пути решения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 11-122.

16. Щербакова А. М. Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы // Дефектология. 1996. № 4. С. 24-28.

17. Ярская-Смирнова Е. Р., Лошакова И. И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования. 2003. № 5. С. 100-106.

18. Demirbag M., & Kingir S. Promoting pre-service science teachers' conceptual understanding about boiling by dialogic teaching. Journal of Baltic Science Education. 2017. Vol. 16. № 4.

19. Kaltakci-Gurel D. Development of an optics interest and experience scale and exploring gender differences in prospective teachers' interest and experience Journal of Baltic Science Education. 2018. Vol. 17. № 6. DOI: 10.33225/jbse/18.17.935.

20. Pipere A., Veisson M. & Salite I. Developing Research in Teacher Education for Sustainability: UN DESD via the Journal of Teacher Education for Sustainability. 2015. Vol. 17. No. 2. P. 5-43. DOI: 10.1515/jtes-2015-0009

Professional Orientation Peculiarities of Students with Disabilities in Modern Rural School

Mikhail V. Badashkeev

Tarasa High School, Tarasa

Abstract. Introduction. The modern Russian reality is characterized by crisis phenomena in the social and economic sphere and education, which led to a certain ambiguity in choosing future profession. Materials and methods. In the paper we consider various theoretical positions on the studied issue concerning to individual development of rural school students with disabilities. The author focuses on psychological and pedagogical interaction of parents and school of parental support "Thuja". Results of the research. In the research the educational resource of the modern village is used as much as possible for creating conditions that allow special children to decide about their professional future. Positive dynamics in personal development and professional self-determination of students with disabilities is recorded. Discussion and conclusion. The programme of professional orientation and tests, as well as the system of traditional activities were created and implemented together with parents and school's social partners. While the empirical research conducting the most effective ways for professional orientation of students with disabilities were defined.

Keywords: professional guidance, professional tests, personal and professional self-determination, individual and psychological opportunities, individual physical capacities, parental support, rural school student, educational environment.

Бадашкеев Михаил Валерьевич

кандидат педагогических наук, педагог-психолог

ORCID: https://orcid.org/ 0000-0001-7308-0708 SPIN-код: 3179-8828

Тарасинская средняя общеобразовательная школа

669311, Иркутская область, Боханский район, с. Тараса, ул. Ленина, 18

тел.: +7(950)0737480 e-mail: badashkeevm@mail.ru

Badashkeev Mikhail Valerievich

Candidate of Sciences (Pedagogy), Educational Psychologist

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ORCID: https://orcid.org/ 0000-0001-7308-0708 SPIN-code: 3179-8828

Tarasa High School

18 Lenin St, Village of Tarasa, Bokhansky District, Irkutsk Region, 669311

тел.: +7(950)0737480 e-mail: badashkeevm@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.