УДК 377
Н. Н. Шаяхметова, З. Б. Ишембитова
Салаватский колледж образования и профессиональных технологий
Г. Г. Саитгалиева
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются современные подходы в организации профессиональной ориентации, образования и социальной адаптации обучающихся с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивного подхода в среднем профессиональном образовании.
Профессиональная ориентация, социальная адаптация, социальная успешность, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, профессиональное образование, реабилитация, профессиональное самоопределение.
The article deals with modern approaches in the organization of professional orientation, education and social adaptation of students with disabilities in conditions of implementation of an inclusive approach to secondary vocational education.
Professional orientation, social adaptation, social success, student with disabilities, vocational education, rehabilitation, professional self-determination.
Введение.
Одной из приоритетных целей социальной политики России является модернизация системы образования в направлении повышения его качества и доступности для всех категорий граждан. Возможный путь реализации этой задачи - образовательная инклюзия, которая может рассматриваться как средство социальной реабилитации людей с инвалидностью. Развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для человека вне зависимости от его физических возможностей.
Традиционно российская система образования предполагала обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекцион-ных) образовательных учреждениях, создающих благоприятные условия для их развития и коррекции нарушений психофизического развития, но затрудняющих процесс последующей адаптации и социализации ребенка. В условиях модернизации российского образования разработка механизмов адаптивных стратегий для людей с ограниченными возможностями здоровья является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая профессиональное образование [8, с. 79].
Основная часть.
В российских условиях начала XXI в. профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как совокупность следующих процессов:
- профессиональная ориентация, основанная на развитии профессиональных потребностей, способствующая осознанию профессионального выбора,
ценностей предпочитаемой профессиональной деятельности, профессионального самоопределения;
- вооружение знаниями и умениями, способствующими пониманию значимости и смысла профессиональной деятельности, овладение конкретной специальностью или профессией;
- развитие адаптационных механизмов, свидетельствующих о необходимости закрепления человека на рабочем месте [1], [2], [3], [11].
Таким образом, процесс профессионального образования обучающихся с инвалидностью является процессом профессиональной реабилитации в единстве профессиональной ориентации, профессионального обучения, социальной адаптации и трудоустройства.
Исследователи рассматривают профессиональную реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья как один из видов социальных практик [10], [12]. В. Д. Зайцев, Е. Р. Ярская-Смирнова, А. Е. Лысенко выделяют четыре этапа профессиональной реабилитации (см. таблицу) [7, с. 12].
1 этап - профессиональная ориентация - предполагает развитие профессиональных потребностей, способствующих осознанию профессионального выбора, ценностей предпочитаемой профессиональной деятельности, профессионального самоопределения. Он является пусковым в процессе профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Профориентационная работа - процесс сложный, противоречивый, в колледже он начинается задолго до выбора специальности и продолжается после окончания колледжа. Профориентация ведется с детьми дошкольного возраста через получение образовательных услуг в учебных фирмах, благотворительных акциях для детей-инвалидов и их родителей, представляющих городскую общественную организацию «Материнское сердце». Со школьниками инк-
люзивных образовательных организаций, специальных (коррекционных) общеобразовательных школ проводятся элективные и предпрофильные курсы по направлениям образовательных программ, реализуемых в колледже.
Таблица
Этапы профессиональной реабилитации
Этапы Содержание
Профессиональная ориентация Профессиональное информирование
Профессиональное консультирование
Профессиональный подбор
Профессиональный отбор
Профессиональное обучение и переобучение По программам профессионального образования По программам дополнительного профессионального образования
- профессиональная подготовка, - среднее профессиональное образование, - высшее профессиональное образование - повышение квалификации, - переподготовка, - дополнительное профессиональное образование
Рациональное трудоустройство Поиск и подбор рабочего места
Создание специального рабочего места
Организация трудоустройства по специальным программам
Социально-профессиональная адаптация Содействие в формировании социальных навыков, позволяющих закрепиться на рабочем месте. Содействие в организации предпринимательской деятельности
Специалисты Центра профориентации колледжа с абитуриентами из числа инвалидов и их родителями проводят консультации, психодиагностическую работу с применением компьютерного профтестирова-ния. На основе полученных данных предоставляются рекомендации по выбору специальности и профессии колледжа. Профориентация завершается на этапе подготовки выпускников-инвалидов к обучению в высшем профессиональном учреждении.
Профориентационная работа включает взаимодействие колледжа с детскими садами, общественными организациями инвалидов, школами, реабилитационными центрами, высшими образовательными организациями, специалисты которых являются участниками конференций, семинаров и международных проектов колледжа.
При профконсультировании широко используются психодиагностические методики, с помощью которых выявляются профессиональные склонности и интересы лиц с ограниченными возможностями здоровья, характер их общей и трудовой мотивации, особенности обучаемости, общие и специальные способности, личностные характеристики. Профпод-бор заключается в предоставлении рекомендаций о
возможных направлениях деятельности, наиболее соответствующей психологическим и физиологическим особенностям специальности или профессии. При поступлении в колледж и в период обучения происходит профессиональный отбор.
Эффективно организованный этап профессиональной ориентации создает организационную основу формирования готовности обучающихся с инвалидностью к профессиональному самоопределению. В этой связи сущность профессионального самоопределения можно определить как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения [9, с. 58].
2 этап - профессиональное образование - вооружение знаниями и умениями, формирование профессиональных компетенций, овладение конкретной профессией/специальностью. Особенностями колледжа является то, что профессиональное обучение осуществляется в условиях инклюзии, в интегрированных группах.
В результате приоритетного национального проекта «Образование», Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг. созданы специальные условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- улучшена материально-техническая база (проведены работы по обеспечению безбарьерной среды);
- содержание образования адаптировано к потребностям инвалидов (разработаны учебно-методические комплексы в электронном виде и на бумажных носителях, предоставлена возможность дистанционного обучения с применением электронных образовательных ресурсов с помощью тьютора);
- организовано психолого-педагогическое сопровождение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- проведена переподготовка педагогических кадров к работе в условиях инклюзии.
Комплексный характер самого процесса профессиональной реабилитации предполагает выделение следующих групп методов:
1) педагогические, связанные непосредственно с учебно-воспитательным процессом и обеспечивающие академическую успеваемость и освоение выбранной профессии/специальности обучающимися с инвалидностью;
2) коррекционно-педагогические (специальные педагогические), предполагающие проведение групповой, подгрупповой или индивидуальной коррек-ционно-педагогической работы с обучающимися в соответствии с характером и степенью тяжести нарушений психофизического развития;
3) технические/эргономические, обеспечивающие комфортность среды жизнедеятельности и обучения;
4) психолого-педагогические, адаптирующие обучающихся с инвалидностью в учебном коллективе, корректирующие их личностные качества в про-
цессе занятий с психологом, социальных проектов, благотворительных акций;
5) социально-педагогические, помогающие оптимизировать связи лиц с ОВЗ в микро- и макросоциуме [10].
Механизмами реализации методов профессиональной реабилитации выступают различные средства и способы индивидуализации учебной работы обучающихся с инвалидностью, которые дополняются комплексом методов психолого-педагогического сопровождения.
3 этап - рациональное трудоустройство - предполагает поиск и подбор для выпускников с ограниченными возможностями здоровья подходящей работы как в обычных организациях, предприятиях, имеющих специальные рабочие места, так и на специализированных предприятиях. С выпускниками с ограниченными возможностями здоровья проводятся элективные курсы «Основы эффективного трудоустройства», «Основы предпринимательства», в ходе которых у них формируется ориентировочная основа действий при их вступлении в трудовую деятельность и организации собственного дела.
Центр содействия трудоустройству и занятости выпускников сотрудничает с Центрами занятости по поиску учреждений и индивидуальных предпринимателей по вопросам занятости инвалидов на вновь созданные специальные рабочие места. Имеются положительные примеры трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья: тренерами, учителями, воспитателями, системными администраторами, консультантами салонов сотовой связи, операторами ЭВМ, менеджерами, воспитателями в Центрах творческого развития. Но не все инвалиды могут безболезненно интегрироваться в трудовую деятельность, где работодатель требует от них такой же производительности труда как от здоровых работников. Пока, к сожалению, многие из них не понимают, что для лиц с ограниченными возможностями здоровья необходимы особые условия профессиональной адаптации, которая к тому же должна быть более длительной.
Специалисты колледжа активно изучают опыт создания учебно-трудовых мастерских Германии. Сейчас на базе колледжа создана учебно-трудовая мастерская по ткачеству. Ручное ткачество можно легко приспособить к конкретным потребностям инвалида. Труд дает возможность развивать навыки и умения, способствует формированию чувства удовлетворенности, развивает самооценку, дает возможность почувствовать себя членом общества и наладить контакт с людьми. Кроме трудовых навыков прививается терпение, развивается правильный импульс для координации глаз, рук и движения ног, высокая степень владения туловищем, внутренний контроль и управление.
Цель трудовой терапии - способствовать комплексному, целостному трудовому процессу, так как высокая степень инициативности и принятия решений создает условия для оптимального развития людей с инвалидностью.
4 этап - социально-профессиональная адаптация, т. е. развитие адаптационных механизмов, позволяющих человеку закрепиться на конкретном рабочем месте после овладения определенной специальностью или профессией. Этот этап играет важную роль в их закреплении на определенном производстве и рабочем месте. Чем быстрее выпускник с инвалидностью адаптируется к своей профессии/специальности, тем комфортнее и уверенней он будет чувствовать себя в конкретных производственных условиях и тем вероятнее, что такое рабочее место станет для него постоянным.
Готовность к успешной самореализации в профессии обучающихся с инвалидностью определяется формированием социальных компетенций, которые определяются следующими критериями: культура общения, социализированность, профессиональное самоопределение [4], [5], [6], [8], [9]. Показателями социальной успешности выпускника с инвалидностью являются взаимоотношения со студентами и преподавателями, управление своим эмоциональным состоянием, культура речи, самостоятельность и ответственность в решениях и поступках, социальная активность, соблюдение общественных правил поведения и внутреннего распорядка, трудолюбие, профессиональные намерения.
Выводы.
Таким образом, профессиональная реабилитация представляет собой преемственность и последовательность этапов: профессиональная ориентация -профессиональная подготовка - рациональное трудоустройство - социально-профессиональная адаптация. С другой стороны, она демонстрирует связи и механизмы взаимодействия, которые существуют между образовательными учреждениями, осуществляющими общее и профессиональное образование лиц с инвалидностью, работодателями, т.е. производственными предприятиями и организациями, которые позволяют адаптировать людей с ограниченными возможностями здоровья к жизни, интегрировать и социализировать их в обществе.
Литература
1. Денисова, О. А. Миссия вуза в формирования детерминантов региональной готовности к инклюзивному образованию / О. А. Денисова, О. Л. Леханова // Вестник Дальневосточного федерального университета: психологические и педагогические науки. Вып. 6: Комплексное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: проблемы и перспективы: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Владивосток, 28-29 апреля 2015 г.) / под ред. И. В. Носко. - Владивосток, 2015. -С. 32-36.
2. Денисова, О. А. Подготовка педагогических кадров к осуществлению инклюзивного образования / О. А. Денисова, О. Л. Леханова, В. Н. Поникарова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - №1 . -Т. 4. - С. 109-112.
3. Денисова, О. А. Современные тенденции высшего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья / О. А. Денисова,
О. Л. Леханова, В. Н. Поникарова // Методология и стратегии развития современного образования: Материалы меж-дунар. науч. конф., Минск, 11 декабря 2014 г. / отв. ред. Л. А. Худенко. - Мн., 2015. - С. 140-144.
4. Ишембитова, З. Б. Формирование социальной успешности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в системе непрерывного инклюзивного образования / З. Б. Ишембитова, Л. М. Кашапова, Н. Н. Шаяхметова // Вестник Уфимской государственной академии экономики и сервиса. Наука. Образование. Экономика. - 2013. -№1(3). - С. 109-118.
5. Лебедева, С. С. Развитие системы образования инвалидов // Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. Т. 4. Кн. 3: Развитие систем образования социально незащищенных групп взрослого населения / под ред. Н. А. Тоскиной. - СПб., 2000. - С. 50-96.
6. Старобина, Е. М. Профессиональное образование инвалидов / Е. М. Старобина. - М., - 2003.
7. Степанова, О. А. Комплексная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях среднего профессионального образования / О. А. Степанова // Инновации в профессиональной школе. - 2012. - №8.
8. Степанова, О. А. Развитие теории и практики инклюзивного образования в России / О. А. Степанова // Теория и практика инклюзивного образования в России: проблемы и перспективы: Сборник научных статей I Межд. науч.-практ. конф. - Уфа, 2012. - С.78-86.
9. Ходусов, А. Н. Профессиональная ориентация учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства / А. Н. Ходусов // Педагогика. - 2015. - №3. -С. 53-61.
10. Хорошко, Л. В. Формирование социальных компетенций у воспитанников школ-интернатов / Л. В. Хорошко // Педагогика. - 2015. - №3. - С. 46-53.
11. Юсупов, Р. Г. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы»: инклюзивный контекст / Р. Г. Юсупов, О. А. Степанова // Вестник Уфимской государственной академии экономики и сервиса. Наука. Образование. Экономика. - 2013. - №1(3). - С. 109-118.
12. Юсупов, Р. Г. Развитие системы комплексной реабилитации и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья: программно-целевой подход Р. Г. Юсупов, О. А. Степанова // Вестник Уфимской государственной академии экономики и сервиса. Наука. Образование. Экономика. - 2013. - №2(4). - С. 77-81.
УДК 37-056.263
Е. З. Яхнина
Московский педагогический государственный университет
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ С ГЛУХИМИ ДЕТЬМИ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ НА ОСНОВЕ ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье раскрываются научно-методические подходы к проектированию музыкально-ритмических занятий - одной из обязательных дисциплин коррекционно-развивающей области начального общего образования глухих обучающихся.
Федеральный государственный стандарт, начальное общее образование, глухие обучающиеся, музыкально-ритмические занятия.
The article reviews theoretical and methodical approaches to developing the content of musical and rhythmic lessons. These lessons are a compulsory part of correctional - developing work according to adapted educational programs of primary education of deaf.
Federal State Educational Standard, primary education, deaf schoolchildren, musical-rhythmic lessons.
Введение.
Важнейшее значение для развития системы образования глухих детей имеет утверждение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с требованиями ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО, является коррекционно-развивающее направление, содержание которого определяется с учетом особых образовательных потребностей каждой категории детей, их индивидуальных особенностей.
В АООП НОО для глухих обучающихся (варианты 1.2, 1.3, 1.4) в состав предметной области «Кор-рекционно-развивающая работа» как обязательный
учебный предмет включена дисциплина «Музыкально-ритмические занятия».
В статье рассматриваются научно-методические подходы к проектированию музыкально-ритмических занятий с учетом требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Разработка основных задач реализации содержания данного коррекционного курса и его результатов базировалась на теоретическом и научно-методическом отечественном и зарубежном опыте музыкально-ритмической работы с детьми, имеющими нарушения слуха (автор статьи входил в группу разработчиков ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ).
Отметим, что в нашей стране музыкально-ритмические занятия были разработаны и внедрены в систему образования глухих детей в последней четверти XX века как один из обязательных специаль-